ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Мои волшебные пальчики»
ДЛЯ 1 КЛАССА
(художественно-эстетическая деятельность)
Возраст детей, на который рассчитана дополнительная образовательная программа – 6-8лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Настоящее планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы являются:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Положение о порядке разработки рабочей программы по учебным предметам (курсам) в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО.
В основу программы положены принципы: научной обоснованности и практической применимости; развивающий характер обучения, основанный на детской активности; интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; комплексно – тематическое построение образовательного процесса; единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей школьного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.
Актуальность рабочей программы. Анализируя опыт работы с первоклассниками, можно отметить, что уровень развития мелкой моторики руки у некоторых детей очень слабый. В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии, общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, вызывает проблемы с речевым развитием, общей неготовности к письму.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Такой ребенок отказывается от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевает за ребятами в классе на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира с этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
Новизной программы является комплексное решение развития речи, совершенствование навыков мелкой моторики руки и формирования двуполушарного восприятия информации через игровую и изобразительную деятельность. Данная разработка включает в активную работу три канала восприятия информации: слух, зрение, тактильные ощущения. Использование игровых, коммуникативных и информационных технологий позволяет сделать её мобильной, транслируемой. Может быть использована и для дистанционной формы работы. Как достоинство программы следует отметить лежащий в её основе системно-деятельностный подход.
Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи программы:
Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
Развитие способности координированной работу рук со зрительным восприятием.
Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.
Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 6,5 – 8 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
– 2019 уч. год.
Формы занятий:
Программа включает в себя следующие напрвления:
Режим занятий 66 часов в год (2 часа в неделю),
1 четверть – ч.
2 четверть – ч.
3 четверть – ч.
4 четверть – ч.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
Способ оценки – как правило, устный. При изложении оценки преподаватель отмечает недостатки выполненной работы, но основной аспект делает на ее достоинства, чтобы у ребенка сформировалось ощущение успеха с нацеленностью на исправление недостатков.
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
предметные;
метапредметные;
личностные.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в Базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой профессиональной области.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
Ценностно-смысловая ориентация учащихся.
Направленно-этическое оценивание.
Действие смыслообразования.
Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Умение выражать свои мысли.
Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
Планирование совместной деятельности.
Правление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Познавательные универсальные учебные действия:
Общеучебные:
Умение структурировать знания.
Смысловое чтение.
Выделение и формулирование учебной цели.
Планирование деятельности для достижения результата.
Логические:
Анализ объектов.
Синтез, как составление целого из частей.
Классификация объектов.
Доказательство.
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Построение логической цепи рассуждения.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Корректировка даты |
Штриховка ( 6 часов) |
1. | 1 | Лягушонок на болоте Штриховка параллельными отрезками. | 1 | | |
2. | 2 | Котёнок- моряк Штриховка параллельными линиями | 1 | | |
3. | 3 | Ёжик варит компот Штриховка параллельными линиями в разных направлениях | 1 | | |
4. | 4 | Мышата и сыр Штриховка от центра | 1 | | |
5. | 5 | Вяжем носочки Штриховка по заданному образцу | 1 | | |
6. | 6 | За что я люблю зиму. Снеговик. (штриховка) | 1 | | |
Аппликация |
7 | 1 | Аппликация из квадратов. Варежка. | 1 | | |
8. | 2 | Аппликация из геометрических фигур. Кораблик. | 1 | | |
9 | 3 | Аппликация из бумаги. Цветы. | 1 | | |
10 | 4 | Аппликация из кругов. Слон. | 1 | | |
11 | 5 | Аппликация из геометрических фигур. Машина. | 1 | | |
12 | 6 | Аппликация из бумаги. Весёлые червячки. | 1 | | |
13 | 7 | Аппликация из окружностей. Цветок. | 1 | | |
14 | 8 | Аппликация из бумаги. Бабочка. | 1 | | |
15 | 9 | Аппликация из бумаги. Коврик. | 1 | | |
16 | 10 | Проект « Космос» | 1 | | |
Оригами (8 часов) |
17 | 1 | Знакомство с оригами | 1 | | |
18 | 2 | Квадрат – основная форма оригами | 1 | | |
19 | 3 | Базовая форма: «Треугольник» | 1 | | |
20 | 4 | Базовая форма: «Воздушный змей» | 1 | | |
21 | 5 | Базовая форма: «Двойной треугольник» | 1 | | |
22 | 6 | Базовая форма: «Двойной квадрат» | 1 | | |
23 | 7 | Базовая форма «Конверт» | 1 | | |
24 | 8 | Конструирование из бумаги (оригами). Лягушонок | 1 | | |
Работа с пластилином ( 10 часов) |
25 | 1 | Мышка | 1 | | |
26 | 2 | Ёжик | 1 | | |
27 | 3 | Бабочка | 1 | | |
28 | 4 | Гусеница на веточке | 1 | | |
29 | 5 | Овечка | 1 | | |
30 | 6 | Веточка рябины | 1 | | |
31 | 7 | Новогодние фантазии | 1 | | |
32 | 8 | Рисуем пластилином (шарики) сюжетные картинки | 1 | | |
33 | 9 | Рисуем пластилином( жгутики) сюжетные картинки | 1 | | |
34 | 10 | Проект « Детский городок» | 1 | | |
Мозаика ( 10 часов) |
35 | 1 | Мозаика из семечек подсолнуха Ёжик | 1 | | |
36 | 2 | Мозаика из семечек подсолнуха Ёжик оформление работы | 1 | | |
37 | 3 | Мозаичная аппликация. Подготовка фрагментов. | 1 | | |
38 | 4 | Мозаичная аппликация из бумаги Бабочка | 1 | | |
39 | 5 | Мозаичная аппликация из бумаги . Зоопарк | 1 | | |
40 | 6 | Мозаика из крупы. Совёнок. | 1 | | |
41 | 7 | Мозаика из крупы. Совёнок. Оформление работы | 1 | | |
42 | 8 | Мозаика из яичной скорлупы. Подготовка материала | 1 | | |
43 | 9 | Мозаика из яичной скорлупы. Цыплёнок | 1 | | |
44 | 10 | Мозаика из яичной скорлупы Оформление работы | 1 | | |
Конструирование ( 10 часов) |
45 | 1 | Конструирование игрушек из пластиковых бутылок | 1 | | |
46 | 2 | Конструирование игрушек из прямоугольных коробок | 1 | | |
47 | 3 | Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. Оформление игрушки | 1 | | |
48 | 4 | Конструирование дома для сказочных героев | 1 | | |
49 | 5 | Конструирование дома для сказочных героев. Оформление домика | 1 | | |
50 | 6 | Знакомство с деталями Лего. Виды деталей Лего и способы их соединения, свои работы по примеру преподавателя. | 1 | | |
51 | 7 | Одноэтажный домик. Сборка стен и крыши домика, разные виды крыш. | 1 | | |
52 | 8 | Городской транспорт. Конструкции машин, машин специального назначения. | 1 | | |
53 | 9 | Самолеты и вертолеты. Сборка авиамоделей. | 1 | | |
54 | 10 | Военные машины | 1 | | |
Работа с бросовым материалом ( 6 часов) |
55 | 1 | Рисунки из ниток | 1 | | |
56 | 2 | Работа с фольгой. Паучок | 1 | | |
57 | 3 | Работа с фольгой. Фигурки животных | 1 | | |
58 | 4 | Цветы из ватных палочек | 1 | | |
59 | 5 | Поделки из пластиковой посуды. Божья коровка из ложек | 1 | | |
60 | 6 | Коллективная работа . Лебедь. Работа с пластиковыми ложками и вилками | | | |
Изонить ( 6 часов) |
61 | 1 | Последовательность выполнения угла. “Морковка”. | 1 | | |
62 | 2 | Последовательность выполнения угла. “Домик”. | 1 | | |
63 | 3 | Последовательность выполнения угла. “Рыбка”. | 1 | | |
64 | 4 | Последовательность выполнения угла. “ Узор на закладке”. | 1 | | |
65 | 5 | Последовательность выполнения угла. “Закладка с двумя углами”. | 1 | | |
66 | 6 | Последовательность выполнения прямых углов. Кленовый лист | 1 | | |