СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа "Шаг в профессию"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование ответственного отношения к выбору профессиональной деятельности с учетом личностных особенностей учащихся.

Задачи:

Образовательные  задачи:

    1. Обобщить знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
    2. Формировать знания по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
    3. Формировать знания о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
    4. Знакомить с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа "Шаг в профессию"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №27»

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

№____ от ___ августа 20___ года


УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора школы

№____ от __ августа 20___г.











Дополнительная образовательная программа

«Шаг в профессию»



(программа рассчитана на 1 год

возраст учащихся 15-16 лет)









Руководитель: Юдина Анастасия Юрьевна,

педагог-психолог 1 категории









г. Нижний Новгород

2017-2018 учебный год


Пояснительная записка.

Если вы удачно выберите труд

и вложите в него всю свою душу,

то счастье само вас отыщет.

К.Д.Ушинский

Сегодня значительно возросла значимость реализации профориентационной деятельности. Выбор профессии – это один из важнейших выборов человека, определяющий его жизненный путь. Профессия должна отвечать интересам человека, но выбор профессии должен быть обоснован и тем, насколько человек по своим индивидуально-психологическим качествам отвечает требованиям профессии.

Неудачный, необоснованный выбор профессии имеет неблагоприятные последствия и для человека, и для общества. Для успешного вхождения человека в новый и неизвестный ему мир профессий и продвижения в нём к желаемой для него цели данная программа предоставляет ему ориентиры, отражающие количественную и качественную потребность общества в кадрах, а также характеризующие особенности профессий или конкретного вида труда и способа подготовки к ним.

В период отрочества, на завершающем этапе обучения в школе, вопросы выбора профессии приобретают особую остроту. Для некоторых учащихся уже после окончания девяти классов актуальным становиться выбор профессионального учебного заведения. Оправдан ли будет этот выбор?

Перед многими выпускниками школ, в том числе и нашей, стоит проблема выбора пути подготовки к будущей профессии. Часто профессиональное учебное заведение выбирается случайно. Часть выпускников сразу устраиваются на работу, не имея специальной подготовки и значительных профессиональных перспектив. К тому же выпускник школы не всегда может реально сделать самостоятельно выбор профессии, часто он навязывается друзьями, родителями – в силу возрастных причин сложно принять самостоятельное решение.

Для молодых людей, поступивших в профессиональное учебное заведение, проблема выбора профессий окончательно не решена. Некоторые из них разочаровываются в правильности своего выбора уже на первом году обучения, другие – в начале самостоятельной профессиональной деятельности, третьи – после 3-5 лет работы по специальности. Некоторая часть молодёжи после окончания профессиональной школы не сможет найти работу по полученной профессии и пополнит ряды безработных. Таким образом, вопрос выбора профессии снова станет для неё актуальным.

Поэтому необходимо помочь школьникам сделать правильный выбор профессии, помочь разобраться в своих желаниях и оценить свои возможности.

Профессиональное самоопределение представляет собой деятельность по изучению, измерению, анализу уровня развития каждого учащегося, определения перспектив его дальнейшего развития, поиска и нахождения личностью своего места в профессиональной среде и формирования личности как полноценного успешного участника сообщества профессионалов.

Актуальность программы является проблемно-ориентированный подход в обучении. Особую роль в творческом освоении знаний имеют проблемные вопросы, являющиеся необходимым структурным элементом каждого урока. Их постановка позволяет включить учащихся в обсуждение, побудить высказать свою точку зрения, задуматься о неожиданных аспектах привычных событий и отношений. Выслушивая разные мнения, преподаватель должен поощрять активность учащихся, удерживать от критических замечаний и категоричных оценок. Диалогический характер обучения призван способствовать самостоятельному «открытию» школьниками различных аспектов психологических явлений и фактов; осознанию необходимости учета позиции, мнений, интересов и потребностей других людей в процессе межличностного взаимодействия, преимуществ конструктивных взаимоотношений с людьми для достижения собственных жизненных целей.

Цель: формирование ответственного отношения к выбору профессиональной деятельности с учетом личностных особенностей учащихся.

Задачи:

Образовательные задачи:

    1. Обобщить знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

    2. Формировать знания по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

    3. Формировать знания о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.

    4. Знакомить с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.

Воспитательные задачи.

      1. Уточнить о профессиональных планах и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом конъюнктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.

      2. Приобрести практический опыт, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.

      3. Формировать готовность выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;

      4. Формировать понимания социально-экономических особенностей и проблем развития, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание учащихся жить и работать на благо своего города.

Развивающие задачи.

1. Развивать потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

2. Формировать положительное отношение к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

3. Формировать навыки коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.

4. Развивать самостоятельность, ответственность, мобильность в принятии решений.

Программа рассчитана на детей 15-16 лет (8-9 классы)

Срок реализации программы 1 год. Еженедельно проводится одно занятие продолжительностью 45 минут.

Занятия по форме напоминают тренинговую структуру, включают в себя: профориентационные игры и упражнения, анкетирование, профдиагностические методики, теоретическую часть, дискуссии, моделирование профессиональных ситуаций.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:

  • междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);

  • обучение через опыт и сотрудничество.

Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях.

При проведении профориентации с подростками важно целеполагание и соблюдение определенных принципов. Важно, чтобы работа имела не только конкретный и хороший результат, но и была пронизана общечеловеческими ценностями и радостью общения с другим человеком. Поэтому в рамках разрабатываемой программы были определены следующие принципы:

  • доброжелательность и готовность помочь тому, кто к тебе обратился;

  • научность и достоверность информации;

  • доступность предлагаемой информации;

  • адресность;

  • индивидуальный подход;

  • современность и актуальность материалов;

  • сотрудничество с другими специалистами.

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • начальные навыки этих профессий;

  • правила выбора профессии;

  • понятие о профессиях и профессиональной деятельности;

  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда;

  • понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представления:

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества;

  • о современных формах и методах организации труда;

  • о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;

  • о предпринимательстве;

  • о рынке труда;

  • о гуманитарных вузах, факультетах.

Учащиеся должны уметь:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

  • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

  • анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;

  • проектировать свою будущую профессию.

Ожидаемые результаты:

      • Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

      • Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

      • Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.

      • Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.

      • Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом конъюнктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.

      • Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.

      • Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;

      • Формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание учащихся жить и работать на благо своего города.

      • Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

      • Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

      • Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.

      • Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.

Учебно-тематическое планирование


Название темы

Количество занятий

Форма проведения

1

Истории профориентации. Особенности профессионального самоопределения. Что такое профессия?

1

Лекция

2

Память и её особенности в профессиональном труде.

1

Практическое занятие с элементами тренинга

3

Внимание и его особенности в профессиональном труде

1

Практическое занятие с элементами тренинга

4

Эмоциональное отношение к выбору профессии.

1

Практическое занятие с элементами тренинга

5,6

Роль жизненных ценностей при выборе профессии

2

Практические занятия с элементами тренинга

7

Профессиональные интересы и склонности

1

Практическая работа с тестированием

8

Профессиональная пригодность и способности

1

Практикум

9

Профессиональная деятельность и общение

1

Исследовательская работа

10,11

Определение профессионального типа личности

2

Дискуссия. Практическое занятие с психологическими упражнениями

12

Как темперамент влияет на выбор профессии

1

Практическое занятие с элементами тренинга

13

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности

1

Практическое занятие с элементами тренинга

14,15

Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности

2

Диспуд. Лекция.

16

Внешние и внутренние мотивы выбора профессии

1

Поисковая практическая работа

17

Межличностное взаимодействие при выборе профессии

1

Практическое занятие с элементами тренинга

18

Психологические характеристики профессий

1

Профориентационные игры

19

Типы, классы, отделы и группы профессий. Формула профессий

1

Лекция

20

Семь шагов к взвешенному решению

1

Психологические упражнения

21

Урок-игра мир профессий

1

Практическое занятие в виде дидактической игры.

22, 23

Классификация профессий

2

Устный журнал



24

Новое время - новые профессии

1

Деловая игра

25

Рынок труда. Рейтинг профессий.

1

Мини-сочинение

26

Социально-экономические условия современной России

1

Диспуд

27

Труд и профессия

1

Практикум с использование ролевых игр

28

Правила выбора профессии

1

Практическая работа на основе результатов психодиагностики

29, 30

Ошибки при выборе профессии

2

Диспуд, ролевые игры, психологические упражнения

31

Формула выбора профессии «хочу-могу-надо»

1

Практическое занятие с элементами тренинга

32,33, 34

Личный профессиональный план

2

Практическая работа

35, 36, 37

Мой обдуманный выбор

1

Проектные идеи

Содержание программы.


Тема 1. Лекция

Истории профориентации. Особенности профессионального самоопределения. Что такое профессия? Профессинальная деятельность как способ самореализации личности. Профессия.


Тема 2. Практическое занятие с элементами тренинга

Память и её особенности в профессиональном труде. Память. Виды памяти. Тренинговые упражнения для развития памяти. Диагностические методики «Тест Мюнстерберга», «Корректурная проба»


Тема 3Практическое занятие с элементами тренинга

Внимание и его особенности в профессиональном труде. Внимание. Виды внимания. Тренинговые упражнения для развития внимания в группах.


Тема 4. Практическое занятие с элементами тренинга

Эмоциональное отношение к выбору профессии. Эмоции. Сильные и слабые стороны личности при выборе профессии. Техники: "Проективный рисунок", "Шестое чувство".


Тема 5, 6. Практическое занятие с элементами тренинга

Роль жизненных ценностей при выборе профессии. Собственные ценности, влияющие на выбор профессии. Учет жизненных ценностей при планировании жизни. Классификация Спрангера. Классификация ценностей В. Франкла. Класс ценностей жизни и карьеры Д. Сьюпера.


Тема 7. Практическая работа с тестированием

Профессиональные интересы и склонности. Карта интересов. Тест интересов и склонностей С.И.Вершинина

Тема 8. практикум

Профессиональная пригодность и способности. Виды и уровни способностей. Тест «Определение способности к конкретной деятельности» (Карта интересов Климова). Профпригодность. Профнепригодность. Призвание.


Тема 9. исследовательская работа

Профессиональная деятельность и общение. Исследование коммуникативных установок личности


Тема 10, 11. Дискуссия. Практическое занятие с психологическими упражнениями

Определение профессионального типа личности. Тип личной направленности.


Тема 12. Практическое занятие с элементами тренинга

Как темперамент влияет на выбор профессии. Темперамент, виды темпераментов. Определение вида темперамента. Модификация личностного опросника Г. Айзенка. Классификация вида темперамента.


Тема 13. Практическое занятие с элементами тренинга

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Нервная система. Стресс. Профилактика стресса.


Тема 14, 15. диспуд, лекция

Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности. Интеллект. Уровень интеллекта и профессия. Методика «ШТУР»



Тема 16. Поисковая практическая работа

Внешние и внутренние мотивы выбора профессии. Мотив. Виды мотивов. Опросник «Мотивы выбора профессии» С.С.Гриншпуна. Методика «Мотивы выбора профессии». Анкета изучение желаемого социального статуса.


Тема 17 Практическое занятие с элементами тренинга

Межличностное взаимодействие при выборе профессии. Техника: "Совместное рисование". Техника "Невербальное общение".


Тема 18. Профориентационные игры

Психологические характеристики профессий. Опросник самоактулизации (тест САМОАЛ).


Тема 19 Лекция

Типы, классы, отделы и группы профессий. Формула профессий. Разделение труда. Виды и формы разделения труда. Классификационные признаки профессий.


Тема 20. Психологические упражнения

Семь шагов к взвешенному решению. Алгоритм выбора профессии.


Тема 21. Практическое занятие в виде дидактической игры.

Урок-игра мир профессий. Алфавитный список профессий.


Тема 22, 23. Устный журнал

Классификация профессий. Классификация профессий по характеру труда.

Игра «Цепочка профессий». Практическая работа по формированию умений классифицировать профессии.


Тема 24. деловая игра

Новое время - новые профессии. Список новых профессий. Характеристика труда.

Тема 25. мини-сочинение

Рынок труда. Рейтинг профессий. Как правильно настроиться на поиск работы. Рейтинг профессий.


Тема 26. диспуд

Социально-экономические условия современной России. Перспективные профессии и современная социальная ситуация Методика «Престижные профессии»


Тема 27. Практикум с использование ролевых игр

Труд и профессия. Труд. Профессия, Специальность. Должность. Квалификация. Виды труда. Ситуация – проба «Если уволят?»


Тема 28. Практическая работа на основе результатов психодиагностики

Правила выбора профессии. Алгоритм выбора профессии.


Тема 29, 30. Диспуд, ролевые игры, психологические упражнения

Ошибки при выборе профессии. Распространённые ошибки в выборе профессии. Игра «Оптимисты и скептики»


Тема 31. Практическое занятие с элементами тренинга

Формула выбора профессии «хочу-могу-надо». Интересы, возможности, способности. Зона оптимального выбора.


Тема 32, 33, 34 Практическая работа

Личный профессиональный план. 8 факторов выбора профессии по Е.А. Климову.

Тема 35, 36, 37 Проектные идеи

Мой обдуманный выбор. Техника "Корова". Техника "Плюс, минус, интересно".





Список используемой литературы:


  1. Голуб Г.Б., Великанова А.В. Предпрофильная подготовка учащихся:

Рекомендации по организации и проведению/ Под ред. Проф.Е.А. Когана.-

Самара: Издательство « Учебная литература», 2006.

  1. Климов Е.А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск, 1993

  2. А.М.Кухарчук, Е.Л.Седова Психодиагностика в профессиональном самоопределении. Пособие для классных руководителей, психологов.

  3. Л.Н. Прощицкая Моё профессиональное будущее : уч. пособие для 10 класса общеобразовательной школы . – Минск: НИА, 2007.

  4. Г. Резапкина «Выбор профессии». Журнал «Школьный психолог» – № 14 2006 г.

  5. Г.К.Селевко, Н.И. Бабурина Найди себя. М.: Народное образование, 2001. 144с.Серия «Самосовершенствование личности».

  6. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.- метод. пособие. – М.: Глобус, 2006.







Скачать

© 2018 371 5

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!