Пояснительная записка
Направленность программы: художественно - эстетическая.
Уровень программы: стартовый.
Актуальность программы в создании условий для развития обучающихся, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия обучающихся, а также к приобщению обучающихся к общечеловеческим ценностям, профилактике асоциального поведения, создании условий для социального, культурного и профессионального самоопределения творческой самореализации личности. При этом происходит постоянное взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что нетрадиционные техники в рисовании и декоративно-прикладном творчестве дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность, учат мыслить нестандартно.
Целью данной программы является развитие творческих способностей обучающихся. Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных способностей одаренных обучающихся. Формирование базовых умений в области изобразительного искусства, создание возможностей для творческого развития воспитанников и условий для их социализации в будущей жизни.
Задачи программы:
обучающие:
Закреплять и обогащать знания обучающихся в разных видах художественного творчества. Познакомить с жанрами изобразительного искусства;
Знакомить обучающихся с различными видами нетрадиционных техник в изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемам работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки.
Научить грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.
развивающие:
Развивать интерес обучающихся к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние;
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное мышление;
Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно творческие способности.
Развивать чувство формы, цвета, пропорций.
Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту вещей, природы. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже).
воспитательные:
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию;
Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Воспитывать потребность в творческой деятельности.
Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, радость от совместного творчества.
Формы и методы обучения. Основной формой организации деятельности для ведения образовательного процесса является индивидуально-групповая, которая включает в себя часы теории и практики.
При подготовке к выставкам, отчётным занятиям применяется также индивидуально-групповая форма обучения.
Для выполнения поставленных задач в соответствии с методологическими позициями программа преподавания предусматривает следующие виды занятий:
беседы;
занятия в группах и подгруппах;
коллективно-творческие занятия;
выставки.
При реализации данной программы используются следующие
методы обучения:
объяснительно - иллюстративный (объяснение материала происходит с использованием репродукций картин художников, работ других учеников);
- поисково-творческий (творческие задания, участие обучающихся в обсуждениях, беседах).
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
В результате изучения данной программы, обучающиеся должны знать:
Основные способы смешения цветов;
Знать и уметь использовать в своей работе тёплые и холодные цвета;
Основные характеристики цвета: насыщенность, светлота, яркость;
Владеть понятиями о хроматических и ахроматических цветах. Обучающиеся должны уметь:
Чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
Реализовывать творческий замысел;
Передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
Правильно работать красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса: Личностными результатами освоения программы «Волшебная кичсточка»
является формирование следующих умений:
формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
формирование эстетической потребности, потребности в общении с искусством, природой, потребность;
самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
умение анализировать и обсуждать собственную художественную деятельность и работу других обучающихся;
Метапредметными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» является формирование следующих универсальных способностей обучающихся:
будут знать:
• виды и жанры изобразительного искусства;
• средства художественной выразительности (контраст, форма, пропорции, насыщенность, линия, композиция и т.д.);
• азы композиции;
• пропорции предметов, человека, построения животных и птиц;
• принципы изображения пейзажа, портрета, жанровой композиции, композиционные и колористические особенности;
• названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;
• применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
• основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
• название материалов и инструментов, их назначение;
• правила безопасности и личной гигиены.
будут уметь:
• изображать простые предметы на плоскости;
• соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
• работать с натуры несложные композиции;
• подбирать с помощью педагога необходимую цветовую гамму;
• выполнять работу от эскиза до композиции;
• работать в некоторых графических и живописных техниках;
• соблюдать пропорции при изображении человека и животных;
• выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;
• правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
• определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
• получать простые оттенки (от основного к более светлому);
• рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.).
Критерии и способы определения результативности
В процессе обучения по данной программе отслеживаются два вида результатов:
текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения– по окончанию обучения (май).
Формы подведения итогов реализации программы
Выявление достигнутых результатов осуществляется через отчётные просмотры законченных работ, Выявление и поощрение наиболее талантливых детей, благодаря участию в выставках, конкурсах.
«Проектный компонент»
Содержание учебного (тематического) плана:
Раздел 1. Введение
- Знакомство обучающихся с необходимыми материалами, инструментами и правилами их использования на занятиях. Правильная посадка при рисовании. Техника безопасности.
- Выполнение творческого задания.
Раздел 2. Графика
2.1. Техника работы простым карандашом и ластиком
-Беседа о различных графических материалах.
Техника работы простым карандашом и ластиком. Обсуждение темы.
-Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа простым карандашом.
2.2. Материалы и техника рисунка: фломастеры, маркеры, капиллярные ручки
-Беседа о различных графических материалах. Техника работы фломастерами, маркерами, капиллярными ручками.
-Выполнение творческого задания. Эскиз/набросок, выполнение рисунка. Композиция работы. Работа фломастерами, маркерами, капиллярными ручками.
2.3. Граттаж – освоение техники
-Беседа о различных графических материалах. Работа в технике граттаж. Обсуждение темы.
-Выполнение творческого задания. Фон. Эскиз. Нанесение воска на фон. Нанесение верхнего слоя, выбор цвета, сушка. Выполнение рисунка. Композиция работы. Процарапывание рисунка.
Раздел 3. По страницам русских народных сказок и литературных произведений
3.1. Выбор сказки. Выбор сюжета. Композиция
-Беседа о сказке. Выбор сюжета. Композиция. Характер образа. Обсуждение темы.
-Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете.
3.2. Иллюстрация литературного произведения
-Выбор сюжета. Композиция. Обсуждение темы.
- Выполнение творческого задания.
Раздел 4. Пейзаж
4.1. Виды пейзажей. Природа вокруг нас. Композиция
-Беседа о пейзаже. Виды пейзажа. Образ природы в искусстве.
-Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете.
4.2. Времена года
-Особенности пейзажа. Образ природы осенью, зимой, весной, летом. Последовательность выполнения работы.
-Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике.
Раздел 5. Натюрморт
5.1. Виды натюрморта. Композиция
-Беседа о натюрморте. Виды натюрмортов. Композиция натюрморта. Последовательность выполнения работы.
-Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике.
Раздел 6. Портрет
6.1. Виды портретов. Портрет любимого литературного героя
-Виды портретов. Беседа о литературных героях. Характер образа.
- Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция. Работа в цвете.
6.2. Я и моя семья
-Беседа о семье. Характеры образов. Обсуждение темы. Последовательность выполнения работы.
-Выполнение творческого задания. Эскиз. «Моя семья, образ мамы». Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике.
Раздел 7. Жанровая композиция
7.1. Виды жанровой композиции. Работа на тему «Зимние забавы». Композиция
-Беседа о видах жанровой композиции. Выбор темы. Композиция. Обсуждение выбранной техники.
-Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете.
7.2. Творческая работа на свободную тему
-Выбор темы. Эскиз. Обсуждение выбранной техники
- Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике.
Раздел 8. Город
8.1. Сказочный город
-Беседа об архитектуре. Композиция. Обсуждение последовательности работы.
-Выполнение творческого задания. Перспектива в изобразительном искусстве. Фантазия. Эскиз. Выполнение рисунка.
8.2. Наш город
-Беседа об особенностях архитектуры города. Выбор темы.
Композиция. Обсуждение последовательности работы.
-Выполнение творческого задания. Перспектива в изобразительном искусстве. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике.
Раздел 9. Творческая работа
9.1. Виды оформления работ
-Беседа о видах оформления работы. Обсуждение последовательности работы.
-Выполнение творческого задания. Оформление картины. Изготовление паспарту. Презентация рисунка.
9.2. Выбор темы. Эскиз. Работа в выбранной технике
-Выбор темы. Эскиз. Обсуждение выбранной техники.
-Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете.
Раздел 10. Итоговое занятие
-Выставка творческих работ. Подведение итогов.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Дата |
Введение 4 часа |
1. | Комплектование группы | 1 | |
2. | Вводное занятие. Знакомство с программой. | 1 | |
3. | Знакомство обучающихся с необходимыми материалами, инструментами и правилами их использования на занятиях. Правильная посадка при рисовании. Техника безопасности | 1 | |
4. | Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей. | 1 | |
Раздел 2. Графика 10 часов |
5. | Техника работы простым карандашом и ластиком | 2 | |
6. | Выполнение творческого задания. Эскиз/набросок, выполнение рисунка. Композиция работы. Работа фломастерами, маркерами, капиллярными ручками. | 2 | |
7. | Граттаж – освоение техники. | 2 | |
8. | Выполнение творческого задания. Фон. Эскиз. Нанесение воска на фон. Нанесение верхнего слоя, выбор цвета, сушка. | 2 | |
9. | Выполнение рисунка. Композиция работы. Процарапывание рисунка. | 2 | |
Раздел 3. По страницам русских народных сказок и литературных произведений 8 часов |
10. | Беседа о сказке. Выбор сюжета. Композиции. Характер образа. Обсуждение темы | 1 | |
11. | Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете | 1 | |
12. | Иллюстрация литературного произведения | 2 | |
13. | Выбор сюжета. Композиция. Обсуждение темы. | 2 | |
14. | Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете | 2 | |
Раздел 4. Пейзаж 8 часов |
15. | Виды пейзажей. Природа вокруг нас. Композиция | 1 | |
16 | Беседа о пейзаже. Виды пейзажа. Образ природы в искусстве. | 1 | |
17. | Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. | 2 | |
18. | Особенности пейзажа. Образ природы осенью, зимой, весной, летом. Последовательность выполнения работы. | 2 | |
19. | Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике. | 2 | |
Раздел 5. Натюрморт 6 часов |
20. | Виды натюрморта. Композиция. | 1 | |
21. | Беседа о натюрморте. Виды натюрмортов. | 1 | |
22. | Композиция натюрморта. Последовательность выполнения работы. | 2 | |
23. | Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция. Работа в выбранной технике. | 2 | |
Раздел 6. Портрет 12 часов |
24. | Виды портретов. Портрет любимого литературного героя. | 2 | |
25. | Виды портретов. Беседа о литературных героях. Характер образа | 2 | |
26. | Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция. Работа в цвете. | 2 | |
27. | Я и моя семья. Беседа о семье. Характеры образов. Обсуждение темы. Последовательность выполнения работы. | 2 | |
28. | Выполнение творческого задания. Эскиз. «Моя семья, образ мамы». | 2 | |
29. | Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике. | 2 | |
Раздел 7. Жанровая композиция 5 часов |
30. | Беседа о видах жанровой композиции. Выбор темы. Композиция. Обсуждение выбранной техники. | 1 | |
31. | Выполнение творческого задания. Эскиз. | 2 | |
32. | Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. | 2 | |
Раздел 8. Город 5 часов |
33. | Сказочный город. Беседа об архитектуре. Композиция. Обсуждение последовательности работы. | 1 | |
34. | Выполнение творческого задания. Перспектива в изобразительном искусстве. | 2 | |
35. | Фантазия. Эскиз. Выполнение рисунка. | 2 | |
Раздел 9. Творческая работа 8 часов |
36. | Виды оформления работ. Беседа о видах оформления работы. Обсуждение последовательности работы. | 1 | |
37. | Выполнение творческого задания. Оформление картины. | 1 | |
38. | Изготовление паспарту. Презентация рисунка. | 2 | |
39. | Выбор темы. Эскиз. Обсуждение выбранной техники. | 2 | |
40. | Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете. | 2 | |
Итоговое занятие 2 часа |
41. | Выставка творческих работ. | 1 | |
42. | Подведение итогов | 1 | |
ВСЕГО 68 часов
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Наглядные пособия:
Электронные презентации:
- презентация «Графика в искусстве»
- презентация «Пейзаж»
- презентация «Натюрморт»
- презентация «Портрет»
- презентация «Жанры в живописи»
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Организационно-педагогические условия
материально-техническое обеспечение:
кабинет для занятий;
компьютер;
шкаф для книг, разработок, методической и дидактической литературы;
столы и стулья по количеству учащихся;
канцелярские принадлежности;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1. Ветрова Т.Н. Триз в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007.
2. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
3.Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
4. Либралато, В. Рисуем портреты. Пошаговый самоучитель по рисованию акварелью. Экспресс-курс / В. Либралато, Т.Е. Лаптева. – М.: Эксмо, 2014.
5. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007.
6. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996.
7. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, - 1996.
8. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. – М.: Просвещение, 1980.
9. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005.
10. Ятухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву – АМ, Агар, 1999.