СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа в области изобразительного искусства "Волшебная Кисть" для учащихся 10-14 лет.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа в области изобразительного искусства "Волшебная Кисть" для учащихся 10-14 лет.»

Пояснительная записка


Направленность программы: художественно - эстетическая.

Уровень программы: стартовый.


Актуальность программы в создании условий для развития обучающихся, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия обучающихся, а также к приобщению обучающихся к общечеловеческим ценностям, профилактике асоциального поведения, создании условий для социального, культурного и профессионального самоопределения творческой самореализации личности. При этом происходит постоянное взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что нетрадиционные техники в рисовании и декоративно-прикладном творчестве дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность, учат мыслить нестандартно.

Целью данной программы является развитие творческих способностей обучающихся. Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных способностей одаренных обучающихся. Формирование базовых умений в области изобразительного искусства, создание возможностей для творческого развития воспитанников и условий для их социализации в будущей жизни.

Задачи программы:

обучающие:

  • Закреплять и обогащать знания обучающихся в разных видах художественного творчества. Познакомить с жанрами изобразительного искусства;

  • Знакомить обучающихся с различными видами нетрадиционных техник в изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемам работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки.

  • Научить грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.

развивающие:

  • Развивать интерес обучающихся к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние;

  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное мышление;

  • Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно творческие способности.

  • Развивать чувство формы, цвета, пропорций.

  • Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту вещей, природы. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже).

воспитательные:

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию;

  • Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

  • Воспитывать потребность в творческой деятельности.

  • Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, радость от совместного творчества.

Формы и методы обучения. Основной формой организации деятельности для ведения образовательного процесса является индивидуально-групповая, которая включает в себя часы теории и практики.

При подготовке к выставкам, отчётным занятиям применяется также индивидуально-групповая форма обучения.

Для выполнения поставленных задач в соответствии с методологическими позициями программа преподавания предусматривает следующие виды занятий:

  • беседы;

  • занятия в группах и подгруппах;

  • коллективно-творческие занятия;

  • выставки.

При реализации данной программы используются следующие

методы обучения:

  • объяснительно - иллюстративный (объяснение материала происходит с использованием репродукций картин художников, работ других учеников);

- поисково-творческий (творческие задания, участие обучающихся в обсуждениях, беседах).


Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

В результате изучения данной программы, обучающиеся должны знать:

  1. Основные способы смешения цветов;

  2. Знать и уметь использовать в своей работе тёплые и холодные цвета;

  3. Основные характеристики цвета: насыщенность, светлота, яркость;

  4. Владеть понятиями о хроматических и ахроматических цветах. Обучающиеся должны уметь:

  1. Чувствовать и определять холодные и теплые цвета;

  2. Реализовывать творческий замысел;

  3. Передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

  4. Правильно работать красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса: Личностными результатами освоения программы «Волшебная кичсточка»

является формирование следующих умений:

    • формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

    • формирование эстетической потребности, потребности в общении с искусством, природой, потребность;

    • самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.

    • умение анализировать и обсуждать собственную художественную деятельность и работу других обучающихся;

Метапредметными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» является формирование следующих универсальных способностей обучающихся:

будут знать:

•           виды и жанры изобразительного искусства;

•           средства художественной выразительности (контраст, форма, пропорции, насыщенность, линия, композиция и т.д.);

•           азы композиции;

•           пропорции предметов, человека, построения животных и птиц;

•           принципы изображения пейзажа, портрета, жанровой композиции, композиционные и колористические особенности;

•           названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;

•           применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;

•           основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);

•           название материалов и инструментов, их назначение;

•            правила безопасности и личной гигиены.

будут уметь:

•           изображать простые предметы на плоскости;

•           соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);

•           работать с натуры несложные композиции;

•           подбирать с помощью педагога необходимую цветовую гамму;

•           выполнять работу от эскиза до композиции;

•           работать в некоторых графических и живописных техниках;

•           соблюдать пропорции при изображении человека и животных;

•           выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;

•           правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);

•           определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;

•           получать простые оттенки (от основного к более светлому);

•           рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.).

Критерии и способы определения результативности

В процессе обучения по данной программе отслеживаются два вида результатов:

  1. текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

  2. итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения– по окончанию обучения (май).


Формы подведения итогов реализации программы

Выявление достигнутых результатов осуществляется через отчётные просмотры законченных работ, Выявление и поощрение наиболее талантливых детей, благодаря участию в выставках, конкурсах.


«Проектный компонент»

Содержание учебного (тематического) плана:

Раздел 1. Введение

- Знакомство обучающихся с необходимыми материалами, инструментами и правилами их использования на занятиях. Правильная посадка при рисовании. Техника безопасности.

-  Выполнение творческого задания.

Раздел 2. Графика

2.1. Техника работы простым карандашом и ластиком 

-Беседа о различных графических материалах.

Техника работы простым карандашом и ластиком. Обсуждение темы.

-Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа простым карандашом.

2.2. Материалы и техника рисунка: фломастеры, маркеры, капиллярные ручки

-Беседа о различных графических материалах. Техника работы фломастерами, маркерами, капиллярными ручками.

-Выполнение творческого задания. Эскиз/набросок, выполнение рисунка. Композиция работы. Работа фломастерами, маркерами, капиллярными ручками.

2.3. Граттаж – освоение техники

-Беседа о различных графических материалах. Работа в технике граттаж. Обсуждение темы.

-Выполнение творческого задания. Фон. Эскиз. Нанесение воска на фон. Нанесение верхнего слоя, выбор цвета, сушка. Выполнение рисунка. Композиция работы. Процарапывание рисунка.

Раздел 3. По страницам русских народных сказок и литературных произведений

3.1. Выбор сказки. Выбор сюжета. Композиция

-Беседа о сказке. Выбор сюжета. Композиция. Характер образа. Обсуждение темы.

-Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете.

3.2. Иллюстрация литературного произведения 

-Выбор сюжета. Композиция. Обсуждение темы.

Выполнение творческого задания.

Раздел 4. Пейзаж

4.1. Виды пейзажей. Природа вокруг нас. Композиция

-Беседа о пейзаже. Виды пейзажа. Образ природы в искусстве.

-Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете.

4.2. Времена года

-Особенности пейзажа. Образ природы осенью, зимой, весной, летом. Последовательность выполнения работы.

-Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике.

Раздел 5. Натюрморт

5.1. Виды натюрморта. Композиция

-Беседа о натюрморте. Виды натюрмортов. Композиция натюрморта. Последовательность выполнения работы.

-Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике.

Раздел 6. Портрет

6.1. Виды портретов. Портрет любимого литературного героя

-Виды портретов. Беседа о литературных героях. Характер образа.

- Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция. Работа в цвете.

6.2. Я и моя семья

-Беседа о семье. Характеры образов. Обсуждение темы. Последовательность выполнения работы.

-Выполнение творческого задания. Эскиз. «Моя семья, образ мамы». Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике.



Раздел 7. Жанровая композиция

7.1. Виды жанровой композиции. Работа на тему «Зимние забавы». Композиция

-Беседа о видах жанровой композиции. Выбор темы. Композиция. Обсуждение выбранной техники.

-Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете.

7.2. Творческая работа на свободную тему

-Выбор темы. Эскиз. Обсуждение выбранной техники

Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике.

Раздел 8. Город

8.1. Сказочный город 

-Беседа об архитектуре. Композиция. Обсуждение последовательности работы.

-Выполнение творческого задания. Перспектива в изобразительном искусстве. Фантазия. Эскиз. Выполнение рисунка.

8.2. Наш город

-Беседа об особенностях архитектуры города. Выбор темы.

Композиция. Обсуждение последовательности работы.

-Выполнение творческого задания. Перспектива в изобразительном искусстве. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике.

Раздел 9. Творческая работа

9.1. Виды оформления работ

-Беседа о видах оформления работы. Обсуждение последовательности работы.

-Выполнение творческого задания. Оформление картины. Изготовление паспарту. Презентация рисунка.

9.2. Выбор темы. Эскиз. Работа в выбранной технике

-Выбор темы. Эскиз. Обсуждение выбранной техники.

-Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете.

Раздел 10. Итоговое занятие

-Выставка творческих работ. Подведение итогов.


Календарно – тематическое планирование



п/п

Тема занятия

Всего

часов

Дата

Введение 4 часа

1.

Комплектование группы

1


2.

Вводное занятие. Знакомство с

программой.

1


3.

Знакомство обучающихся с необходимыми материалами, инструментами и правилами их использования на занятиях. Правильная посадка при рисовании. Техника безопасности

1


4.

Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей.

1


Раздел 2. Графика 10 часов

5.

Техника работы простым карандашом и ластиком 

2


6.

Выполнение творческого задания. Эскиз/набросок, выполнение рисунка. Композиция работы. Работа фломастерами, маркерами, капиллярными ручками.

2


7.

Граттаж – освоение техники.

2


8.

Выполнение творческого задания. Фон. Эскиз. Нанесение воска на фон. Нанесение верхнего слоя, выбор цвета, сушка.

2


9.

Выполнение рисунка. Композиция работы. Процарапывание рисунка.

2


Раздел 3. По страницам русских народных сказок и литературных произведений 8 часов

10.

Беседа о сказке. Выбор сюжета. Композиции. Характер образа. Обсуждение темы

1


11.

Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете

1


12.

Иллюстрация литературного произведения 

2


13.

Выбор сюжета. Композиция. Обсуждение темы.

2


14.

Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете

2


Раздел 4. Пейзаж 8 часов

15.

Виды пейзажей. Природа вокруг нас. Композиция

1


16

Беседа о пейзаже. Виды пейзажа. Образ природы в искусстве.

1


17.

Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете.

2


18.

Особенности пейзажа. Образ природы осенью, зимой, весной, летом. Последовательность выполнения работы.

2


19.

Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике.

2


Раздел 5. Натюрморт 6 часов

20.

Виды натюрморта. Композиция.

1


21.

Беседа о натюрморте. Виды натюрмортов.

1


22.

Композиция натюрморта. Последовательность выполнения работы.

2


23.

Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция. Работа в выбранной технике.

2


Раздел 6. Портрет 12 часов

24.

Виды портретов. Портрет любимого литературного героя.

2


25.

Виды портретов. Беседа о литературных героях. Характер образа

2


26.

Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция. Работа в цвете.

2


27.

Я и моя семья. Беседа о семье. Характеры образов. Обсуждение темы. Последовательность выполнения работы.

2


28.

Выполнение творческого задания. Эскиз. «Моя семья, образ мамы».

2


29.

Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике.

2


Раздел 7. Жанровая композиция 5 часов

30.

Беседа о видах жанровой композиции. Выбор темы. Композиция. Обсуждение выбранной техники.

1


31.

Выполнение творческого задания. Эскиз.

2


32.

Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете.


2


Раздел 8. Город 5 часов

33.

Сказочный город. Беседа об архитектуре. Композиция. Обсуждение последовательности работы.

1


34.

Выполнение творческого задания. Перспектива в изобразительном искусстве.

2


35.

Фантазия. Эскиз. Выполнение рисунка.


2


Раздел 9. Творческая работа 8 часов

36.

Виды оформления работ. Беседа о видах оформления работы. Обсуждение последовательности работы.

1


37.

Выполнение творческого задания. Оформление картины.

1


38.

Изготовление паспарту. Презентация рисунка.

2


39.

Выбор темы. Эскиз. Обсуждение выбранной техники.

2


40.

Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете.

2


Итоговое занятие 2 часа

41.

Выставка творческих работ.

1


42.

Подведение итогов

1


ВСЕГО 68 часов


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Наглядные пособия:
    • альбомы с рисунками и эскизами

    • альбом «наброски»

Электронные презентации:

- презентация «Графика в искусстве»

- презентация «Пейзаж»

- презентация «Натюрморт»

- презентация «Портрет»

- презентация «Жанры в живописи»


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Организационно-педагогические условия

материально-техническое обеспечение:

  • кабинет для занятий;

  • компьютер;

  • шкаф для книг, разработок, методической и дидактической литературы;

  • столы и стулья по количеству учащихся;

  • канцелярские принадлежности;


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога:

1. Ветрова Т.Н. Триз в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007.

2. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

3.Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.

4. Либралато, В. Рисуем портреты. Пошаговый самоучитель по рисованию акварелью. Экспресс-курс / В. Либралато, Т.Е. Лаптева. – М.: Эксмо, 2014.

5. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007.

6.  Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996.

7.  Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, - 1996.

8.   Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. – М.: Просвещение, 1980.

9.   Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005.

10.   Ятухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву – АМ, Агар, 1999.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!