СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная общеобразовательная программа "Я учусь владеть собой"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа направлена на формирование социально-психологической компетентности как основы успешной адаптации детей,ответственного отношения к собственному зздоровью, принятию здорового образа жизни, как нормы индивидуального бытия

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная общеобразовательная программа "Я учусь владеть собой"»

14


Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Пролетарского района»



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на Методическом совете и.о. директора ГБУСОН РО

Протокол №____от _________ г СРЦ Пролетарского района

____________Гежа Ю.В.

«____»___________2021г



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


«Учусь владеть собой»

Возраст обучающихся: от 10 до 13 лет

Срок реализации программы 1 год






Составитель программы:

Педагог-психолог ОСР

Гайворонская Е.Г.


Пролетарск 2021

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………3

  2. 1.1. Направленность программы, педагогическая целесообразность….4

1.2. Актуальность, педагогическая целесообразность программы…….5

1.3. Цели и задачи дополнительной образовательной программы……..6

1.4. Принципы реализации программы…………………………………...7

1.5. Основные возрастные особенности воспитанников………………...8

1.6. Организация занятий, количество и длительность занятий, целевая группа……………………………………………………………………….9

1.7. Формы и методы………………………………………………………10

1.8. Ожидаемые результаты усвоения программы……………………... 11

3. Учебно-тематический план……………………………………………….12

4. Методическое и материально-техническое обеспечение программы…13

5. Список литературы………………………………………………………..13

















Пояснительная записка

Сегодня наблюдается ранняя социализация детей, что обусловлено изменениями, произошедшими в его социальной ситуации развития: распространение мультимедийных технологий, усложнение образовательных программ, завышенные требования к социальной активности ребенка, повышенные эмоциональные нагрузки, недостаточная включенность семьи в воспитание. Вместе с тем период младшего подросткового возраста особенно важен в социальном становлении ребенка. Здесь он осваивает модели поведения в нормативной среде, регулярно подвергается оценке со стороны других, сталкивается с проблемой самостоятельного выбора, принятия решений в ситуациях взаимодействия в разновозрастной школьной среде. В начальной школе процесс адаптации ребенка может породить не только позитивные эффекты развития, но и эффект дезадаптации, что повлечет за собой различного рода девиации. В этот период ребенок нуждается в психологическом сопровождении. Направленном на развитие его компетентности.

Современная реальность открывает перед ребенком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живет ребенок, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам: психологическому здоровью, толерантности (терпимости, снисхождению) и психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью.

Погружаясь в новые социальные ситуации, ребенок сталкивается с необходимостью найти свой индивидуальный способ презентации, поведения и общения. Индивидуальность каждого — психологический бриллиант, требующий огранки, шлифовки и бережного хранения. Повышение психологической компетентности ребенка, обеспечивающей его толерантность, — забота взрослого: родителя, воспитателя, учителя.

Таким образом наша задача, обеспечить развитие способностей ориентироваться, делать ценностный выбор и одновременно быть открытым миру, доверять ему и эффективно действовать в нем.


    1. Направленность программы дополнительного образования

Программа дополнительного образования «Я учусь владеть собой» направлена на формирование социально-психологической компетентности, как основы успешной социальной адаптации детей, ответственного ценностного отношения к собственному здоровью, принятию здорового образа жизни как нормы. А также на развитие аналитических, оценочных, рефлексивных и прогностических умений, обеспечивающих избегание ситуаций соприкосновения с психоактивными веществами.


Программа является модифицированной и составлена на основе следующих программ «Развитие навыков позитивных взаимоотношений с миром» Г.П.Звездинская, Т.Н. Щербакова, «Все цвета, кроме черного Учусь понимать себя» М.М. Безруких А.Г. Макеева


Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • СанПиН 2.4.4.3172-14» «Санитарно-эпидемиологические требоваеия к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»









1.2. Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Актуальность программы обусловлена тем, что в условиях образовательного процесса необходимо уделять огромное внимание профилактике употребления психоактивных веществ, т.к. зависимость подростков от ПАВ является одной из важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.

формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки.

Представленная программа педагогически целесообразна, так как в ходе реализации предполагается развитие ряда компетенций:

- аутопсихологической (развитие умения самопознания, саморегуляции, самоконтроля, умение заботиться о своем здоровье»);

- коммуникативной (умение устанавливать контакт, обращаться с просьбой, дарить радость, самопрезентировать себя в общении; вежливо и этично общаться);

- социальное (умение толерантного взаимодействия, умения противостоять агрессии и манипуляциям, предвидеть последствия социальных контактов, анализировать поведение других).

Также у ребенка формируется представление о возможных способах толерантного взаимодействия, об уникальных особенностях мира вещей, природы и людей. В ходе занятий развиваются потенциальные возможно-сти ребенка, формируются установки на сотрудничество, построение позитивных отношений.

Содержание заданий носят творческий, рефлексивный характер, который способствует переносу психологических приобретений ребенка, происходящих на занятиях, в реальную практику жизненных ситуаций.






1.3. Цели и задачи дополнительной образовательной программы

Формирование позитивного мироощущения, выработка у детей навыков эффективной социальной адаптации, предупреждение вредных привычек, развитие представлений ребенка о возможных способах толерантного взаимодействия.

Данная цель достигается в процессе решения образовательных, развивающих и воспитательных задач.


Обучающие:

  • Формирование коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов).

  • Формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих.

  • Обучение толерантному принятию других людей.

  • Расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила

  • Освоение правил безопасного поведения.

Развивающие:

  • Формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей.

  • Формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием.

  • Развитие самопознания

Воспитательные:

  • Формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему.

  • Обучение равноправному общению в среде сверстников, умению оказываться от сомнительных предложений, защищать свои интересы, в том числе и своё здоровье;

  • Выработка умений сотрудничества и работы в группе


1.4. Принципы реализации программы

Программа основана на принципах:

  • Возрастной адекватности;

  • безусловного принятия ребенка для формирования у него чувства безопасности);

  • индивидуального подхода (максимальный учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка);

  • развитие и саморазвитие личности (активизация творческих возможностей, способность к самопознанию и самоусовершенствованию);

  • демократизма в объединении взрослого и ребенка, соблюдение равноправия;

  • поощрение ребенка в обретении творческой самостоятельности; свободного перемещения в пространстве, свободы высказываний.














1.5. Основные возрастные особенности младших подростков

Подростковый возраст является наиболее сенситивным периодом для развития аддиктивного поведения. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Основным видом деятельности подросткового возраста называют общение со сверстниками. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто ищет такое общение вне школы.

Стремление к познанию, к новизне, желание взрослости и признания, боязнь отстать от сверстников, выглядеть в их глазах смешным - все это при неблагоприятно сложившейся ситуации может привести подростка к употреблению психоактивных веществ, вовлечению в секту, к выработке устойчиво асоциального поведения. Специфика подросткового периода развития человека является предпосылкой для определения этого возраста как наиболее опасного в плане приобщения к наркотикам. В связи с этим возрастает необходимость подробнее рассмотреть психологические особенности подросткового возраста.

Особое положение подросткового периода в цикле развития отражено в других его названиях: "переходный", "трудный", "критический", в которых зафиксирована сложность и важность происходящих процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой.

Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет. Характерна для подростков полярность психики:

- целеустремленность, настойчивость и импульсивность, неустойчивость;

- повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

- потребность в общении и желание уединиться;

- развязность в поведении и застенчивость;

- романтизм и цинизм, расчетливость;

- нежность, ласковость и жестокость.

Психологи считают, что общение включает две противоречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время старается ничем не выделяться среди сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность – склонность к усвоению человеком определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность.

В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в целом. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста – чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все – и взрослые и сверстники относились к нему как ко взрослому, равному. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.

К основным задачам подросткового возраста относятся:

  • Отделение от родителей, приобретение психологической независимости

  • Поиск новых авторитетов в мире взрослых (не родителей)

  • Принятие ответственности за свою жизнь и последствия своих поступков

  • Определении приоритетной области интересов, профессиональная ориентация

  • Обретение устойчивого положения и статуса в неформальной референтной группе сверстников, поиск единства со сверстниками по интересам

  • Начало разрешения проблем, связанных с физическим взрослением (психосексуальное развитие)

  • Самопознание и понимание себя, своих чувств и мотивов своих поступков

  • Формирование системы ценностей

  • Завершение формирования абстрактного мышления


1.6 Организация занятий: количество и длительность занятий, целевая группа

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Возрастной диапазон 10-13 лет.

Учебный материал рассчитан –на 36 часов в год

Количество часов в неделю – 1 раз

Продолжительность занятия 35-40 минут.

Форма работы – групповая.

Оптимальное количество детей в группе - 5-7 человек 1.7 Формы, методы, приемы работы

Структура занятия представляет собой четыре этапа:

  1. Подготовительная часть включает традиционные упражнения, способствующие позитивному настрою и установлению контакта

  2. Основная часть - специальные упражнения, соответствующие цели и тематике занятия

  • ролевые и имитационные игры;

  • мини-тренинги;

  • имровизация, инсценировки;

  • игры на развитие навыков общения;

  • элементы групповой дискуссии;

  • тематические беседы;

  • анализ отрывков из литературных произведений, пословиц;

  • техники и приемы саморегуляции

  1. Творческая часть: тематическое рисование, обсуждение, анализ.

  2. Заключительная часть: рефлексия.

Методы и приемы:

  • кинезиологические и психогимнастические упражнения;

  • коммуникативные игры;

  • методы активного обучения;

  • игры на внимание, произвольность, воображение;

  • элементы сказкотерапии;

  • релаксационные упражнения.

1.8 Критерии определения уровня усвоения содержания программы:


  • Сформированность представлений о возможных последствиях своего поведения и других людей.

  • Знание правил безопасности.

  • Интерес к формированию полезных привычек.

  • Развитие коммуникативных навыков.

  • Сформированность умений анализировать и оценивать ситуацию.

  • Умение противостоять групповому давлению

Для оценки качества реализации программы используется следующий диагностический инструментарий:

  • Самопознание:

- Представления

- Отношения

- Стратегия поведения

  • Я и другие :

- Представления

- Отношения

- Стратегия поведения

  • Контрольные вопросы


Также используется методы:

- наблюдение;

- анализ работ;

- оценка изменений в поведении;

- оценка эмоционального самочувствия.





  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Цель: развитие навыков позитивного взаимодействия с окружающим миром.

Учебно-тематический план

п/п

Тема и программа

Количество

часов

1

Знакомство. Узнаем друг друга

1

2

Учимся сотрудничать. Чувствуем друг друга

1

3

Кто Я?

1

4

Мои возможности

1

5

Мир эмоций и чувств

1

6

Чувства и действия в стрессовых ситуациях

1

7

Уважая себя, уважайте других

1

8

Все люди разные

1

9

Я и другие. Я глазами других

1

10

Как мы разрешаем конфликты

1

11

Товарищество и дружба

1

12

Мальчики и девочки

1

13

Давайте жить дружно

1

14

Секреты вещей

1

15

Предметы, которые меня окружают

1

16

Экология вокруг нас

1

17

Мой дом. Экскурсия по моему дому

1

18

Мой город

1

19

Я и мое Отечество

1

20

Я и моя история

1

21

Культура разных народов

1

22

Мое тело

1

23-24

Здоровье и вредные привычки

2

25

Я вас не знаю

1

26-27

Какие опасности подстерегают меня

2

28

Научись говорить «Нет»

1

29

Учимся звать на помощь

1

30

Золотые правила этикета

1

31

Светский этикет

1

32

Самопрезентация в обществе

1

33-34

Подари другому радость

2

35-36

Коллективный рисунок «Я — Мир»

2


Итого


36


4.Методическое и материально-техническое обеспечение обеспечение программы:

  • наборы карточек

  • наборы игр

  • бланки с портретами

  • литературные произведения

  • подборка тематических репродукций

  • диагностический материал

  • компьютер

  • проектор

  • пузырьковая колонна

  • кривые зеркала

  • мяч

  • фитбол

  • массажный мячик су-джок

  • бумага А 4

  • ватман

  • краски

  • фломастеры

  • маски

  • аудиозаписи


5. Список литературы

  • Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб., 2002.

  • Костина Л.М. Игровая терапия с детьми. СПб., 2001.

  • Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.

  • Родионов В.А., Ступлицкая М.А., Кардашина О.В. и др. Тренинги социальных навыков. Ярославль, 2001.

  • Уроки для юных леди / Авт.-сост. И.Н. Крайнева. СПб., 1998.

  • Что такое? Кто такой? В 3 т. Т. 3. М., 1992.

  • Энциклопедия праздников /Авт.-сост. И. В. Чудакова. М., 1998.

  • Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/под ред. М.Р. Битяновой СПб., 2002.

  • Ментс М.Ван. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. СПб.; 2001

  • Безруких М.М., МакееваЛ.Г., Филиппова Т.«Все цвета, кроме

чёрного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!