МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное учреждение общеобразовательная организация Запорожской области
«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Энергодар
(ГБУ ОО ЗО «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Энергодар)
271503, Запорожская область, г. Энергодар, пр-кт Энергетиков, д. 6
[email protected]
_____________________________________________________________________________
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом Директор ГБУ ОО ЗО «СОШ №2»
ГБУ ОО ЗО «СОШ №2» г. Энергодар
г. Энергодар
(протокол от 29.08.2024 №7) __________ Е.А. Котляревская
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку «Русский язык в формате ОГЭ»
Направленность: общеинтелектуальная
Возраст учащихся: 14-15 лет (9 класс)
Срок реализации: 1 год (68 часа, 2 часа в неделю)
Руководитель кружка:
Целовальник-Сечина Татьяна Анатольевна
Пояснительная записка
Новая форма экзамена (ОГЭ) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования.
Во-первых, это проблема оценки качества основных, базовых знаний и умений, приобретённых учениками в курсе обучения русскому языку в основной школе. Во-вторых, это вопрос оценки уровня готовности выпускников 9 классов к дальнейшему обучению в старшей школе (то есть вопрос осуществления связи между основной и старшей школой) и к дальнейшему образованию – как в области русского языка, так и в других областях. В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.
Концептуальные подходы к формированию контрольных измерительных материалов определялись в соответствии с государственными образовательными стандартами по русскому языку.
Содержание экзаменационной работы определяется следующими нормативными документами:
- Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Кроме того, при разработке экзаменационного материала учитывалось содержание Примерной программы основного общего образования.
Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:
писать изложения разных видов, читать текст и анализировать его содержание, выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).
Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.
Основной целью данного кружка является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.
Цель занятий:
обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,
закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,
преодолеть психологические трудности по отношению к языку.
Задачи:
систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;
совершенствование умения излагать учебный текст;
совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам. Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
Методы и приёмы развития культуры речи у обучающихся
Методы |
Рецептивный | Репродуктивный | Продуктивный |
Проблемного изложения и частично поисковый | Творческий (исследовательский) |
Рассказ учителя | Изложение и пересказ текста | Проблемное изложение знаний | Создание текста по заданным теме и плану |
Беседа | Составление словосочетаний, предложений, текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует запомнить | Выбор одного из данных (ошибочного и нормативного) языковых средств | Подбор текстов на одну тему, но разных стилей и типов |
Чтение правил и памяток | Работа с деформированным предложением или текстом | Самостоятельное толкование значения слов, словесное рисование | Анализ образцовых, деформированных и неадаптированных текстов |
Чтение словарной статьи | Подбор и вставка слов по смыслу, толкование слов по словарю | Моделирование языковых единиц различного уровня | Составление памяток |
Наблюдение над языком и речью | Анализ нормы, сопоставительный анализ нормы и ее нарушений | Определение темы, основной мысли, анализ текста | Сочинение по фразе исходного текста |
Показ алгоритма порождения и восприятия текстов, применения правил | Подбор синонимов, антонимов, родовидовых понятий, однокоренных слов и т.п. | Составление плана, заголовка для текста, подбор языкового и фактического материала | Свободный диктант, творческий диктант, письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить такие-то слова, конструкции и пр. |
Планируемые результаты:
Введение занятий должно способствовать:
качественному повышению уровня речевой культуры;
формированию коммуникативной компетенции (организация речевой деятельности языковыми средствами и способами, адекватными ситуациями общения);
расширению культурного уровня, обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства.
Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественноэстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимисямежпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов, обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Учебно- методический комплект для подготовки учащихся
к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. 2024-2025 учебный год
1. ОГЭ 2023 Русский язык. Типовые тестовые задания. Авторы: И.П.Васильевых, Ю.Н. Гостева. Г.Т.Егораева, 50 вариантов, Москва, 2022 год, «Экзамен»
2.ОГЭ 2023.Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П. Цыбулько, 36 вариантов, Москва, 2022 год, «Национальное образование»
3 ОГЭ 2023.Русский язык. Новый сборник заданий. Гостева Ю.Н., Васильевых И.П.
4. ОГЭ 2021 Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену, 2021 год.
5 Учебник. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д, М. «Просвещение», 2019 г.
6. ОГЭ 2022. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П. Цыбулько, 30 вариантов, Москва, 2021 год, «Национальное образование»
7. ГИА 2022 Русский язык. Типовые тестовые задания под редакцией Г.Т.Егораевой, 10 вариантов, Москва, 2021 год, «Экзамен»
8. ГИА 2021. Русский язык: тренировочные задания: 9 класс под редакцией С.И.Львовой, Т.И.Замураевой, 10 вариантов, одобрено ФИПИ, Москва, 2020 год, издательство «Эксмо»
9. Н.А.Сенина, С.В.Гармаш, С.А.Диденко, Г.Н.Кобякова.Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-9. Учебно-методическое пособие. 30 вариантов. Допущено ФИПИ с 2018 года, Ростов-на-Дону, «Легион-М», 2018 год.
10. Авторы С.Г. Бархударов, С.Е.Крючков» Учебник «Русский язык», 9 класс, Москва, «Просвещение», 2022 год.
11. В.Н.Александров, О.И.Александрова, Т.В.Соловьёва. «Итоговая аттестация» Учебное пособие. Изложение.Сочинение- рассуждение. Учебно- тренировочные задания.
9 класс. Русский язык, Челябинск, «Взгляд», 2019год.
12. Е.В.Петрова. ФГОС. УМК. Тесты к учебнику Л.А Тростенцовой
«Русский язык. 9 класс». Учебно- методический комплект. Москва, «Экзамен», 2020 год.
13. В.Н.Александров, О.И.Александрова, Т.В.Соловьёва. Итоговая аттестация. Методическое пособие. Ответы к учебно-тренировочным заданиям. 9 класс. Русский язык. Челябинск, «Взгляд», 2019 год
Материально- техническое и информационно-техническое обеспечение.
Печатные пособия.
1.Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 9 класса.
2.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык 9 класс/Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. М. Просвещение. 2021 г.
Мультимедийные пособия.
1.«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников.
2. Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников.
3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
4. Образовательный комплекс «Школа. Академия речевого этикета»
5. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
6. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс.
Полный мультимедийный курс по русскому языку для 9 класса, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.
7.Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка. Обучающая программа.
Диск содержит презентации к каждому уроку.
8. Тестовый комплекс. Серия «Океан знаний». ЦОР «Грамматика
русского языка. Часть 1. Орфография», автор Н.Ткаченко. Русский язык.
9.ЦОР «Уроки русского языка. 9 классы». Мультимедийное приложение к методическому пособию, серия «Планета»
10. ЦОР «Сложные вопросы подготовки к ГИА и ЕГЭ. Презентации», издательство «Экзамен», Москва, автор Г.Т.Егораева.
11. ЦОР «Уроки русского языка. 8-9 классы». Мультимедийное приложение к методическому пособию, серия «Планета» Диск содержит презентации к каждому уроку.
Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы
http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»
http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании
http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»
http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»
http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»
http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.
http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.
Ресурсы для дистанционных форм обучения
Виртуальная школа Кирилла и Мифодия – http://www.vschool.km.ru
Образовательный сайт Teachpro.ru – http://www.teachpro.ru
Обучающие сетевые олимпиады – http://www.ozo.rcsz.ru
Открытый колледж – http://www.college.ru
ФИПИ – Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме – http://www.fipi.ru. Методическая лаборатория русского языка и литературы МИОО – Итоговая аттестация в 9 классе – http://www.ruslit.metodist.ru.
Календарно-тематическое планирование ( 68 ч)
№ п/п | Название тем курса | Дата 1 группа | Дата 2 группа | Количество часов | Примечание |
1 | Структура экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ и критерии ее оценивания. | | | 1 | |
2-4 | Тестирование в формате ОГЭ (пробное) | | | 3 | |
Требования и критерии оценивания устного собеседования (8) |
5 | Задание 1. Чтение текста. | | | 1 | |
6-7 | Задание 2.Пересказ с использованием цитаты | | | 2 | |
8-9 | Задание 3. Монолог | | | 2 | |
10 | Задание 4. Диалог | | | 1 | |
11-12 | Пробное собеседование | | | 2 | |
Тестовая часть(27) |
13-14 | Синтаксический анализ. Грамматическая основа предложения. Задание 2 | | | 2 | |
15 | Понимание текста. Задание 2 | | | 1 | |
16-18 | Пунктуационный анализ. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Задание 3 | | | 3 | |
19-21 | Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочиненном предложении, сложноподчиненном предложении. Задание 3 | | | 3 | |
22-23 | Синтаксический анализ. Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). Задание 4 | | | 2 | |
24-25 | Орфографический анализ. Задание 5 | | | 2 | |
26-27 | Орфографический анализ. Правописание приставок. Задание 5 | | | 2 | |
28-29 | Орфографический анализ. Правописание суффиксов. Задание 5 | | | 2 | |
30 | Орфографический анализ. Н – нн в различных частях речи. | | | 1 | |
31-32 | Орфографический анализ. Корни с чередованием | | | 2 | |
33-34 | Анализ содержания текста. Задание 6 | | | 2 | |
35 | Анализ средств выразительности. Задание 7 | | | 1 | |
36 | Анализ средств выразительности. Задание 7 | | | 1 | |
37-38 | Синонимы. Задание 8 | | | 2 | |
39-40 | Синонимы. Задание 8 | | | 2 | |
41 | Практическая работа с тестовыми заданиями. Работа с бланками | | | 1 | |
Сжатое изложение (9) |
42-43 | Критерии оценки изложения. Задание 1.Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема исключение | | | 2 | |
44-45 | Задание 1.Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема упрощение. | | | 2 | |
46-47 | Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема обобщение. | | | 2 | |
48 | Задание 9.1,9.2, 9.3. Критерии оценки заданий. Структура сочинения. | | | 1 | |
49-50 | Задание 1. Написание сжатого изложения. Работа с бланками | | | 2 | |
Сочинение (17) |
51-52 | Задание 9.1,9.2, 9.3. Учимся формулировать тезис. | | | 2 | |
53-55 | Задание 9.1,9.2, 9.3. Учимся аргументировать. | | | 3 | |
56-57 | Задание 9.1,9.2, 9.3. Учимся писать вывод сочинения. Работа с бланками. | | | 2 | |
58-60 | Отработка навыка написания сочинения. | | | 3 | |
61-62 | Тестирование в формате ОГЭ (изложение, сочинение) | | | 2 | |
63-65 | Фактические ошибки. Речевые и грамматические ошибки | | | 3 | |
66-68 | Диагностическая работа в форме ОГЭ | | | 3 | |
Всего | | | 68 | |