СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по курсу «НОУ. Психология»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа работы научного общества учащихя. Направлени "Психология"

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по курсу «НОУ. Психология»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 63» города Магнитогорска


Принято: Утверждено:

Протокол № 1 Педагогического совета Приказ от 31.08.2017 г. № 75-П

от 30.08.2017 г. Директор МОУ «СОШ № 63» г. Магнитогорска

___________________/Е.А. Шиндяева/










Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

по курсу «НОУ. Психология»

на 2017 -2018 учебный год









Составитель программы:

педагог-психолог

высшей кв.категории

Григорьева Ирина Викторовна

Пояснительная записка

Успешное развитие общества во многом зависит от творчески мыслящих, находящихся в поиске нового людей. Общество нуждается в людях, умеющих мыслить, работать и учиться самостоятельно, умеющих самостоятельно совершенствовать свои знания, умения и навыки, адаптироваться в условиях быстро меняющегося мира, т.е. в компетентной личности. Методов стимулирования интереса к творческому познанию рассматривается очень много. Один из приёмов – организация познавательной деятельности через школьное научное общество. В обычной общеобразовательной школе есть способные учащиеся, интересы которых выходят далеко за рамки учебных предметов, и реализовать себя в пределах школьной программы такие дети в полной мере не могут. НОУ во многом способствует развитию и реализации творческих способностей, познавательной активности, формированию гражданской ответственности, обеспечивает переход от информационно-репродуктивного обучения к активному, творческому.

Настоящая рабочая программа составлена исходя из следующих целей обучения:

  1. Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.

2. Выявление наиболее одаренных учащихся школа в разных областях  науки и развитие их творческих способностей.

3.Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.

4.  Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.

5. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

Сквозными педагогическими идеями выступают:

  •  гуманистических подход (приоритет общечеловеческих и нравственных ценностей, значимость каждого человека, отдельно взятой позиции, точки зрения );

  •  сравнительный подход, рассмотрение научных явлений в различных цивилизациях, культурах, социальных общностях, в различных исторических условиях;

  •  диалогический подход, поиск путей взаимопонимания и взаимодействия с теоретическими концепциями и их носителями, имеющими различные социальные позиции, социальные ориентации;

  •  интегративный подход, рассмотрение любых научных явлений в их взаимосвязи с жизненным и учебным опытом молодых людей;

  •  личностный подход, выработка каждым исследователем своей собственной позиции, своего отношения к различным научным и социальным явлениям

Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год и носит практико – ориентированный характер. Поэтому основное количество часов отводится на практические занятия. Ряд тем предполагает сопоставление альтернативных концепций, различных оценок общественных событий и явлений.

Реализация курса осуществляется на основе взаимосвязи проблемного и традиционного обучения по трём направлениям:

1. Первое направление (через лекционные занятия)

Цель: формирование представлений и практических предпосылок научно-исследовательской деятельности.

Задачи: формирование представлений о процессах теоретического мышления, знакомство с логикой научного познания, определение этапов научного исследования

Средства: проблемные ситуации, система вопросов для актуализации знаний, демонстрационный материал, лекционное изложение нового материала.

2. Второе направление (через практические занятия)

Цель: применение теоретических знаний, накопление реального опыта научно-исследовательской деятельности.

Задачи: формирование умений анализировать, выявлять противоречия, видеть проблему, выстраивать логику рассуждений, выдвигать гипотезы, обосновывать результаты исследования, делать выводы, проводить самоанализ; осуществлять самооценку.

Средства: задания, содержащие проблемные ситуации (в формулировке, в процессе решения); задачи, направленные на формирование навыков реализации алгоритмов решения задач.

3. Третье направление (через лабораторные работы)

Цель: развитие индивидуальных навыков научно-исследовательской деятельности.

Задачи: формирование представлений о целостном научном исследовании, формирование умения осуществлять научно-исследовательскую деятельность в рамках собственных исследований.

Средства: экспериментальные задачи; лабораторные работы по инструкции (алгоритму)

Формы контроля:

Текущий контроль: терминологический диктант, тестирование, решение творческих задач;

Промежуточный контроль: создание работ промежуточных этапов исследовательской деятельности (рефераты, аннотации, рецензии и др.)

Итоговый контроль: НПК (защита научно-исследовательских проектов), сборник лучших работ учащихся.

Информационно-технологические ресурсы: Библиотека (фонд и каталоги), Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы, Компьютерные классы (интерактивный, мультимедийный)

Принципы отбора содержания:

  • системность. Принцип системности предполагает соответствие содержания материала программы структурной модели исследовательской деятельности

  • доступность. Принцип доступности предусматривает отбор содержания на основе его соответствия возрастным и познавательным возможностям учащихся.

  • практическая направленность. Принцип практической направленности позволяет в ходе изучения программы систематически решать познавательные задачи, связанные с темой работы.

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать:

  • особенности формулировок темы научной работы; постановки целей и задач исследования, выбора методов исследования;

  • виды научных работ (реферат, научная статья, тезисы);

  • способы и формы представления данных, полученных в результате исследования.

демонстрировать следующие умения:

1. Работа с источниками знаний:

  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (при работе с научной, справочной и художественной литературой, Интернет – источниками и т.д.);

  • отбирать необходимый материал из многообразных источников для самостоятельного решения задач исследования;

  • сравнивать и сопоставлять источники различных видов по одной и той же проблеме;

  • использовать информацию источников для доказательства какого-либо факта, какой-либо точки зрения, собственного мнения;

  • выявлять причинно-следственные связи, выводы и положения автора, отраженные в источнике;

  • свободно оперировать информацией, полученной в результате анализа нескольких источников.

2. Анализ, объяснение:

  • систематизировать материал, составлять схемы и таблицы;

  • объяснять значение понятий, отражающих анализируемую проблему, вопрос и т.д.;

  • излагать суждения о взаимодействии явлений, о причинах и последствиях событий, процессов;

  • анализировать статистические данные.

3. Оценка: высказывать и аргументировать свое отношение к различным вопросам, проблемам, задачам.

4. Овладение методами исследования: овладеть теоретическими (системный, типологический и др.) и эмпирическими (проведение интервью, бесед, наблюдений, анкетирования) методами исследования.

5. Обработка полученной информации:

  • составлять план – конспект научной работы, тезисы;

  • создавать краткие и развернутые аннотации.

6. Написание и оформление научной работы (реферат, научная статья):

  • определять структуру (план) научной работы;

  • строить введение, основную часть, заключение;

  • оформлять титульный лист, ссылки, сноски, библиографический список, таблицы, схемы, рисунки, диаграммы, стендовый доклад.

7. Представление результатов исследования, рецензирование:

  • свободно излагать результаты исследования при соблюдении регламента;

  • создавать электронные презентации результатов работы для выступления;

  • задавать вопросы и оппонировать докладчику, вести дискуссию.



Календарно – тематическое планирование

Раздел, тема.

Дата

Форма проведения занятия

Требования к результатам обучения

Основы исследовательской деятельности 27ч.)


1

Знакомство со структурой научной работы. Выбор темы.


Проблемная лекция

  • описывать изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью конкретных примеров и теоретически;

  • сравнивать несколько социальных объектов или источников

  • делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их

  • сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам

  • знать основные обществоведческие термины

  • перечислять изученные социальные объекты и их свойства

  • объяснять изученные социальные явления и процессы

  • характеризовать изученные социальные объекты и процессы

  • приводить примеры, т.е. иллюстрировать, пояснять изученные теоретические положения, социальные нормы

  • давать оценку изученных социальных объектов и процессов

  • анализировать и интерпретировать информацию, заключённую в тексте

  • правильно использовать обществоведческие понятия и термины при анализе и интерпретации текста

  • соотносить значение отдельных авторских слов и фраз с обществоведческим материалом

  • определять логические связи в тексте

  • видеть подтекст, связывать авторские идеи друг с другом и с содержанием текста в целом

  • понимать как отдельные мысли автора, так и общую идею документа, выраженную в ней авторскую позицию

  • соотносить содержание документа с реалиями современности

  • исследовательские и творческие способности личности

  • умения самостоятельно конструировать свои знания

  • способность ориентироваться в информационном пространстве

  • умение работать с различными типами текстов

  • умение планировать свою работу и время

  • навыки анализа и рефлексии

  • умение представить результаты своей работы

2

Подбор литературы по проблеме. Индивидуальные консультации


Практикум

3

Определение плана научной работы. Индивидуальные консультации


Практикум

4

Введение: принципы написания, структура, оформление.


Проблемная лекция

5

Работа над вводной частью. Актуальность исследования. Индивидуальные консультации



Практикум

6

Работа над вводной частью. Определение целей ,задач и методов исследования. Индивидуальные консультации


Практикум

7

Работа над вводной частью. Определение проблематики. Выдвижение гипотез. Индивидуальные консультации


Практикум

8

Основная часть: принципы написания, структура, оформление.



Проблемная лекция

9-10

Написание 1 главы исследовательской работы. Индивидуальные консультации


Практикум

11

Основные правила проведения научного исследования, эксперимента. Методы исследования в общественных науках


Проблемная лекция

12-13

Написание 2 главы исследовательской работы. Индивидуальные консультации


Лабораторная работа

14

Заключение: принципы написания, структура, оформление.


Проблемная лекция

15-16

Формулируем выводы исследования. Индивидуальные консультации


Практикум

17

Правила оформления библиографического списка. Приложения


Практикум

18

Создание презентации Power Point: правила подготовки и предъявления результатов


Проблемная лекция

19-20

Подготовка выступления на школьной научно-практической конференции. Индивидуальные консультации


Практикум

21

Правила написания тезисов научной работы.


Практикум

22

Индивидуальные консультации


Практикум

23

Подготовка выступления на городской научно-практической конференции «Искатели, мыслители 21 века»


Практикум

24

Выступление на городской научно-практической конференции «Искатели, мыслители 21 века»



25

Анализ выступления на городской научно-практической конференции «Искатели, мыслители 21 века»


Круглый стол

26-27

Определение перспектив дальнейшей работы по теме исследования. Индивидуальные консультации


Лабораторная работа

Основы ведения научной дискуссии (7ч.)

28

Научная дискуссия: понятие, правила ведения


Проблемная лекция

29

Мозговой штурм. Выбор темы научной дискуссии


Лабораторная работа

30

Подготовка материалов для ведения дискуссии


Лабораторная работа

31

Определение позиции в научной дискуссии. Формирование дискуссионных групп. Подготовка аргументации.


Лабораторная работа

32

Проведение научной дискуссии в форме дебатов


Дебаты

33

Подведение итогов дискуссии. Выработка решения. Рефлексия


Практикум

34

Итоги года. Круглый стол «Мы и наука»


Круглый стол






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!