Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 63» города Магнитогорска
Принято: Утверждено:
Протокол № 1 Педагогического совета Приказ от 31.08.2017 г. № 75-П
от 30.08.2017 г. Директор МОУ «СОШ № 63» г. Магнитогорска
___________________/Е.А. Шиндяева/
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
по курсу «НОУ. Психология»
на 2017 -2018 учебный год
Составитель программы:
педагог-психолог
высшей кв.категории
Григорьева Ирина Викторовна
Пояснительная записка
Успешное развитие общества во многом зависит от творчески мыслящих, находящихся в поиске нового людей. Общество нуждается в людях, умеющих мыслить, работать и учиться самостоятельно, умеющих самостоятельно совершенствовать свои знания, умения и навыки, адаптироваться в условиях быстро меняющегося мира, т.е. в компетентной личности. Методов стимулирования интереса к творческому познанию рассматривается очень много. Один из приёмов – организация познавательной деятельности через школьное научное общество. В обычной общеобразовательной школе есть способные учащиеся, интересы которых выходят далеко за рамки учебных предметов, и реализовать себя в пределах школьной программы такие дети в полной мере не могут. НОУ во многом способствует развитию и реализации творческих способностей, познавательной активности, формированию гражданской ответственности, обеспечивает переход от информационно-репродуктивного обучения к активному, творческому.
Настоящая рабочая программа составлена исходя из следующих целей обучения:
Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.
2. Выявление наиболее одаренных учащихся школа в разных областях науки и развитие их творческих способностей.
3.Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
4. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
5. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
Сквозными педагогическими идеями выступают:
гуманистических подход (приоритет общечеловеческих и нравственных ценностей, значимость каждого человека, отдельно взятой позиции, точки зрения );
сравнительный подход, рассмотрение научных явлений в различных цивилизациях, культурах, социальных общностях, в различных исторических условиях;
диалогический подход, поиск путей взаимопонимания и взаимодействия с теоретическими концепциями и их носителями, имеющими различные социальные позиции, социальные ориентации;
интегративный подход, рассмотрение любых научных явлений в их взаимосвязи с жизненным и учебным опытом молодых людей;
личностный подход, выработка каждым исследователем своей собственной позиции, своего отношения к различным научным и социальным явлениям
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год и носит практико – ориентированный характер. Поэтому основное количество часов отводится на практические занятия. Ряд тем предполагает сопоставление альтернативных концепций, различных оценок общественных событий и явлений.
Реализация курса осуществляется на основе взаимосвязи проблемного и традиционного обучения по трём направлениям:
1. Первое направление (через лекционные занятия)
Цель: формирование представлений и практических предпосылок научно-исследовательской деятельности.
Задачи: формирование представлений о процессах теоретического мышления, знакомство с логикой научного познания, определение этапов научного исследования
Средства: проблемные ситуации, система вопросов для актуализации знаний, демонстрационный материал, лекционное изложение нового материала.
2. Второе направление (через практические занятия)
Цель: применение теоретических знаний, накопление реального опыта научно-исследовательской деятельности.
Задачи: формирование умений анализировать, выявлять противоречия, видеть проблему, выстраивать логику рассуждений, выдвигать гипотезы, обосновывать результаты исследования, делать выводы, проводить самоанализ; осуществлять самооценку.
Средства: задания, содержащие проблемные ситуации (в формулировке, в процессе решения); задачи, направленные на формирование навыков реализации алгоритмов решения задач.
3. Третье направление (через лабораторные работы)
Цель: развитие индивидуальных навыков научно-исследовательской деятельности.
Задачи: формирование представлений о целостном научном исследовании, формирование умения осуществлять научно-исследовательскую деятельность в рамках собственных исследований.
Средства: экспериментальные задачи; лабораторные работы по инструкции (алгоритму)
Формы контроля:
Текущий контроль: терминологический диктант, тестирование, решение творческих задач;
Промежуточный контроль: создание работ промежуточных этапов исследовательской деятельности (рефераты, аннотации, рецензии и др.)
Итоговый контроль: НПК (защита научно-исследовательских проектов), сборник лучших работ учащихся.
Информационно-технологические ресурсы: Библиотека (фонд и каталоги), Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы, Компьютерные классы (интерактивный, мультимедийный)
Принципы отбора содержания:
системность. Принцип системности предполагает соответствие содержания материала программы структурной модели исследовательской деятельности
доступность. Принцип доступности предусматривает отбор содержания на основе его соответствия возрастным и познавательным возможностям учащихся.
практическая направленность. Принцип практической направленности позволяет в ходе изучения программы систематически решать познавательные задачи, связанные с темой работы.
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
особенности формулировок темы научной работы; постановки целей и задач исследования, выбора методов исследования;
виды научных работ (реферат, научная статья, тезисы);
способы и формы представления данных, полученных в результате исследования.
демонстрировать следующие умения:
1. Работа с источниками знаний:
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (при работе с научной, справочной и художественной литературой, Интернет – источниками и т.д.);
отбирать необходимый материал из многообразных источников для самостоятельного решения задач исследования;
сравнивать и сопоставлять источники различных видов по одной и той же проблеме;
использовать информацию источников для доказательства какого-либо факта, какой-либо точки зрения, собственного мнения;
выявлять причинно-следственные связи, выводы и положения автора, отраженные в источнике;
свободно оперировать информацией, полученной в результате анализа нескольких источников.
2. Анализ, объяснение:
систематизировать материал, составлять схемы и таблицы;
объяснять значение понятий, отражающих анализируемую проблему, вопрос и т.д.;
излагать суждения о взаимодействии явлений, о причинах и последствиях событий, процессов;
анализировать статистические данные.
3. Оценка: высказывать и аргументировать свое отношение к различным вопросам, проблемам, задачам.
4. Овладение методами исследования: овладеть теоретическими (системный, типологический и др.) и эмпирическими (проведение интервью, бесед, наблюдений, анкетирования) методами исследования.
5. Обработка полученной информации:
6. Написание и оформление научной работы (реферат, научная статья):
определять структуру (план) научной работы;
строить введение, основную часть, заключение;
оформлять титульный лист, ссылки, сноски, библиографический список, таблицы, схемы, рисунки, диаграммы, стендовый доклад.
7. Представление результатов исследования, рецензирование:
свободно излагать результаты исследования при соблюдении регламента;
создавать электронные презентации результатов работы для выступления;
задавать вопросы и оппонировать докладчику, вести дискуссию.
Календарно – тематическое планирование
№ | Раздел, тема. | Дата | Форма проведения занятия | Требования к результатам обучения |
Основы исследовательской деятельности 27ч.) | |
1 | Знакомство со структурой научной работы. Выбор темы. | | Проблемная лекция | описывать изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью конкретных примеров и теоретически; сравнивать несколько социальных объектов или источников делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам знать основные обществоведческие термины перечислять изученные социальные объекты и их свойства объяснять изученные социальные явления и процессы характеризовать изученные социальные объекты и процессы приводить примеры, т.е. иллюстрировать, пояснять изученные теоретические положения, социальные нормы давать оценку изученных социальных объектов и процессов анализировать и интерпретировать информацию, заключённую в тексте правильно использовать обществоведческие понятия и термины при анализе и интерпретации текста соотносить значение отдельных авторских слов и фраз с обществоведческим материалом определять логические связи в тексте видеть подтекст, связывать авторские идеи друг с другом и с содержанием текста в целом понимать как отдельные мысли автора, так и общую идею документа, выраженную в ней авторскую позицию соотносить содержание документа с реалиями современности исследовательские и творческие способности личности умения самостоятельно конструировать свои знания способность ориентироваться в информационном пространстве умение работать с различными типами текстов умение планировать свою работу и время навыки анализа и рефлексии умение представить результаты своей работы |
2 | Подбор литературы по проблеме. Индивидуальные консультации | | Практикум |
3 | Определение плана научной работы. Индивидуальные консультации | | Практикум |
4 | Введение: принципы написания, структура, оформление. | | Проблемная лекция |
5 | Работа над вводной частью. Актуальность исследования. Индивидуальные консультации | | Практикум |
6 | Работа над вводной частью. Определение целей ,задач и методов исследования. Индивидуальные консультации | | Практикум |
7 | Работа над вводной частью. Определение проблематики. Выдвижение гипотез. Индивидуальные консультации | | Практикум |
8 | Основная часть: принципы написания, структура, оформление. | | Проблемная лекция |
9-10 | Написание 1 главы исследовательской работы. Индивидуальные консультации | | Практикум |
11 | Основные правила проведения научного исследования, эксперимента. Методы исследования в общественных науках | | Проблемная лекция |
12-13 | Написание 2 главы исследовательской работы. Индивидуальные консультации | | Лабораторная работа |
14 | Заключение: принципы написания, структура, оформление. | | Проблемная лекция |
15-16 | Формулируем выводы исследования. Индивидуальные консультации | | Практикум |
17 | Правила оформления библиографического списка. Приложения | | Практикум |
18 | Создание презентации Power Point: правила подготовки и предъявления результатов | | Проблемная лекция |
19-20 | Подготовка выступления на школьной научно-практической конференции. Индивидуальные консультации | | Практикум |
21 | Правила написания тезисов научной работы. | | Практикум |
22 | Индивидуальные консультации | | Практикум |
23 | Подготовка выступления на городской научно-практической конференции «Искатели, мыслители 21 века» | | Практикум |
24 | Выступление на городской научно-практической конференции «Искатели, мыслители 21 века» | | |
25 | Анализ выступления на городской научно-практической конференции «Искатели, мыслители 21 века» | | Круглый стол |
26-27 | Определение перспектив дальнейшей работы по теме исследования. Индивидуальные консультации | | Лабораторная работа |
Основы ведения научной дискуссии (7ч.) |
28 | Научная дискуссия: понятие, правила ведения | | Проблемная лекция |
29 | Мозговой штурм. Выбор темы научной дискуссии | | Лабораторная работа |
30 | Подготовка материалов для ведения дискуссии | | Лабораторная работа |
31 | Определение позиции в научной дискуссии. Формирование дискуссионных групп. Подготовка аргументации. | | Лабораторная работа |
32 | Проведение научной дискуссии в форме дебатов | | Дебаты |
33 | Подведение итогов дискуссии. Выработка решения. Рефлексия | | Практикум |
34 | Итоги года. Круглый стол «Мы и наука» | | Круглый стол |