СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа общеинтеллектуальной направленности «Шахматная школа»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Направленность программы общеинтеллектуальная . Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья учащихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Дополнительная общеразвивающая программа по шахматам общеинтеллектуальной направленности «Шахматная школа» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа общеинтеллектуальной направленности «Шахматная школа»»

Отдел образования администрации Северного района


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Северный центр внешкольной работы»

Северного района Оренбургской области


«СОГЛАСОВАНО»

директор

МБОУ «…………………….»

_________ ФИО


«УТВЕРЖДАЮ»

директор

МБУДО «Северный ЦВР»

__________ О. А. Горбунова

«___» ___________ 20___ г.


Принята на заседании

педагогического совета ЦВР

Протокол №____

от « » ____ 2018 г.






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

общеинтеллектульной направленности

«Шахматная школа»


Стартовый уровень освоения

Возраст учащихся:9-10лет

Срок реализации программы: 1 год










Рассмотрена

на заседании методического

совета МБУДО «Северный

ЦВР»

протокол № __ от ______2018г.


Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

ФИО

Матвеева Наталья Сергеевна

Северное

2018 год



Содержание


I.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

3

1.

Пояснительная записка

3


1.1.

Актуальность программы

3


1.2.

Направленность программы

3


1.3.

Уровни усвоения программы

3


1.4.

Педагогическая целесообразность

4


1.5.

Отличительные особенности программы

4


1.6.

Адресат программы

4


1.7.

Объем и сроки усвоения программы

5


1.8.

Формы обучения и виды занятий

5


1.9.

Режим занятий

5

2.

Цели и задачи программы

5

3.

Содержание программы

6


3.1.

Учебный план

6


3.2.

Содержание учебно-тематического плана

7

4.

Планируемые результаты

9

II.

Комплекс организационно-педагогических условий

10

1.

Календарный учебный график

10

2.

Условия реализации программы

14

3.

Формы аттестации / контроля

14

4.

Оценочные диагностические материалы

15

5.

Методические материалы

15

6.

Список литературы

17















I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.


1.Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматная школа» (далее – Программа) составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 – ФЗ от 29.12.2012);

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4июля 2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;

  • Письмо Минобрнауки РФ о т 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Устав МБУДО «Северный центр внешкольной работы»;

1.1. Актуальность программы

Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

1.2. Направленность программы общеинтеллектуальная . Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья учащихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Дополнительная общеразвивающая программа по шахматам общеинтеллектуальной направленности «Шахматная школа» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. 

1.3. Уровни освоения долгосрочная .


1.4. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность, вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внима­ния, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющей­ся обстановке и т.д.

Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусст­ва, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Форми­рование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

1.5. Отличительные особенности программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.

В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.

Программа интегрирована с ежегодным графиком районных и школьных соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке.


1.6. Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматная школа» рассчитана на учащихся 9 – 10 лет.


1.7. Объём и сроки освоения программы

Программа рассчитана на один год обучения:два занятия в неделю ( три часа) (с середины сентября по май) - 102 часа;


1.8. Формы обучения и виды занятий

Форма обучения по программе - очная. Предусмотрены теоретические и практические (преимущественно) занятия; инструктаж по технике безопасности.

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, рассказ педагога, сопровождаемый наглядным показом на демонстрационной доске, сеанс одновременной игры, шахматная викторина, игровое состязание с использованием сюжетов на исторические темы, шахматный турнир и др.

В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет избежать их переутомления.

Основные формы и средства обучения:

1.Практическая игра.

2.Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3.Дидактические игры и задания, игровые упражнения.

4.Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

5.Участие в турнирах и соревнованиях.

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Содержание включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи. На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы, задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях.

Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.

Основными разделами курса являются темы: Дебют, Эндшпиль, Тактика, Стратегия, История и Решение задач.

В процессе обучения по программе закладываются и создаются основы для получения первоначальных навыков чтения, изучения иностранных языков, пространственного мышления. Изучаются правила шахмат, матование одинокого короля и пешечный эндшпиль. Происходит первичное ознакомление школьников с такими основами шахмат, как тактика, дебют, чемпионы мира.

При обучении детей шахматам их знания должны пополняться и элементарными сведениями исторического характера. В начальной школе не ставится задача подробного изучения творчества шахматистов, а предполагает лишь первое знакомство с лучшими представителями этой древней игры. Самостоятельные экскурсии в мир шахматной истории формируют и развивают у младших школьников навык чтения.



1.9. Режим занятий

Продолжительность занятий по программе и перерывы между ними определены в соответствии с возрастными особенностями детей и нормами СанПин: два занятия в неделю ( три часа в неделю).

2.Цель и задачи программы

Цель. Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи.


Обучающие:

- познакомить с историей шахмат;

- обучить правилам игры;

- дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, познакомить с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;

- способствовать формированию выдержки, критического отношения к себе и к сопернику;

- сформировать навыки запоминания;

- вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.

Воспитывающие:

- привить бережное отношение к окружающим, стремление к развитию личностных качеств;

- прививать навыки самодисциплины;

- способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.

Здоровьесберегающие:

- обеспечивать гигиенически оптимальные условия образовательного процесса для поддержания умственной работоспособности на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления;

- способствовать созданию необходимых гигиенических и психологи­ческих условий для организации учебной деятельности, профилактика различных заболеваний, а также пропаганда здорового образа жизни. 

В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.

Планируемые результаты после 1-го года обучения: 

  1. Овладение детьми основами шахматной игры с переходом к самостоятельному мышлению за шахматной доской (участие в турнирах, сеансах одновременной игры, конкурсах). 

  2. Превращение игры в «автоматический тренажер» развития мышления и активного творчества обучающихся. 

  3. Корректировка и совершенствование психических свойств: наблюдательности, внимания, воображения, мышления, памяти. 

  4. Воспитание характера (самодисциплины, воли, рационализма). 

  5. Увеличение продолжительности мыслительной деятельности ребенка. 

Объективно независимый показатель планируемых результатов – повышение общего среднего уровня развития шахматистов на более высокую планку по сравнению с другими учащимися школ по всем школьным дисциплинам, особенно математического цикла. 

3. Содержание программы


п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации и контроля

Всего

Теория

Практика


1.Правила игры.

12

6

6


1.1.

Техника безопасности. История возникновения шахмат. Доска и фигуры. Цель игры.

2

1

1

Беседа. Инструктаж по ТБ.


1.2.

Ходы фигур. Шах и мат. О поведении игроков. Шахматная позиция. 

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

1.3.

Шахматная нотация. Запись партии. 

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

1.4.

Пат. Ничья. 

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

1.5.

Рокировка. 

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

1.6.

Превращение пешки. Взятие на проходе. 

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие


2.Как научиться играть в шахматы.

8

4

4


2.1.

Эндшпиль. Матование одинокого короля. Как изучать эндшпиль. 

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

2.2.

Как изучать миттельшпиль

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

2.3.

Дебют. Десять правил игры в дебюте для начинающих.

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

2.4.

Нападение и защита. Размен. Сравнительная ценность фигур. 

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие


3.Особенности фигур.

4

2

2

беседа, турнир, практическое занятие

3.1.

Ладья. Слон. Конь. 

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

3.2.

Ферзь. Король. Пешка.

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие


4. Об особенностях шахматной борьбы и шахматном спорте.

22

12

10


4.1.

Особенности шахматной борьбы. 

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

4.2.

«Силовые» методы в шахматах: шах, нападение, размен, жертва, угроза. Форсированный вариант. 

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

4.3.

Оценка позиции. 

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

4.4.

Вечный шах.

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

4.5.

Как правильно предлагать ничью.

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

4.6.

Шахматные часы. Контроль. Цейтнот.

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

4.7.

Как заканчивается шахматная партия.


2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

4.8.

Шахматные разряды и звания.

2

2

0

беседа, турнир, практическое занятие

4.9.

Задачи и этюды.

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

4.10.

Упражнения. Мат в 1 ход. Мат в 2 хода. Сделайте ничью.

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

4.11.

Три стадии шахматной партии и их стратегические цели. 

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие


5.Как разыгрывать дебют.

14

7

7


5.1.

Основные цели дебюта. 

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

5.2.

Развитие фигур и борьба за центр в дебютах. 

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

5.3.

Дебют четырёх коней. 

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

5.4.

Защита двух коней. 

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

5.5.

Шотландская партия.

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

5.6.

Испанская партия.

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

5.7.

Французская защита. 

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие


6. Различные виды преимущества.

12

6

6


6.1.

Материальное преимущество. Позиционное преимущество. 

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

6.2.

Преимущество в развитии.

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

6.3.

Преимущество в пространстве. 

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

6.4.

Владение открытыми линиями.

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

6.5.

Слабые и сильные поля. 

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

6.6.

Ослабление позиции короля. 

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие


7. Пешечные окончания.

14

7

7


7.1.

Правило квадрата

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

7.2.

Король и пешка против короля. Оппозиция. 

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

7.3.

Золотое правило оппозиции. Запасные ходы для овладения оппозицией.

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

7.4.

Активный король – как лишняя фигура. 

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

7.5.

Отдаленная проходная пешка. Защищенная проходная.

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

7.6.

Этюд Рети. Пешечный прорыв. 

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

7.7.

Цугцванг. 

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие


8. Фигура против пешки.

8

4

4


8.1.

Ферзь против пешки 

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

8.2.

Ладья против пешки 

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

8.3.

Слон против пешки 

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие

8.4.

Конь против пешки. 

2

1

1

беседа, турнир, практическое занятие


9.Турниры. Подведение итогов обучения.

8

2

6


9.1.

Турнир по круговой системе с записью партий и контролем времени (1 час на партию каждому игроку) 

6

0

6

турнир

9.2.

Подведение итогов обучения 

2

2

0

турнир


ИТОГО:

102

50

52




3.2. Содержание учебного – тематического плана программы


1. Правила игры

Теория. История возникновения шахмат. Доска и фигуры. Цель игры. Ходы фигур. Шах и мат. О поведении игроков. Шахматная позиция. Шахматная нотация. Запись партии. Пат. Ничья. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе.

Практика. Расстановка фигур. Закрепление изученных ходов фигур. Дидактические задания и игры. 
2. Как научиться играть в шахматы

Теория: Эндшпиль. Матование одинокого короля. Как изучить эндшпиль. Как изучать миттельшпиль. Дебют. Десять правил игры в дебюте для начинающих. Нападение и защита. Размен. Сравнительная ценность фигур.

Практика: Запись партий и позиций. Примеры нападения и защиты. Решение шахматных задач на мат в один ход. Игровая практика. 
3.Особенности фигур

Теория: Ладья. Слон. Конь. Ферзь. Король. Пешка.

Практика: Игровая практика

4.Об особенностях шахматной борьбы и шахматном спорте

Теория: Особенности шахматной борьбы. Шах, нападение, размен, жертва, угроза. Форсированный вариант. Оценка позиции. Вечный шах. Как правильно предлагать ничью. Шахматные часы. Контроль. Цейтнот. Как заканчивается шахматная партия. Шахматные разряды и звания. Задачи и этюды. Упражнения. Мат в 1 ход. Мат в 2 хода. Сделайте ничью. Три стадии шахматной партии и их стратегические цели.

Практика: применение типовых позиций и правил. Игровая практика. 
5.Как разыгрывать дебют

Теория: Основные цели дебюта. Развитие фигур и борьба за центр в дебютах. Дебют четырёх коней. Защита двух коней. Шотландская партия. Испанская партия. Французская защита.

Практика: завоевание центра пешками или фигурами, мобилизация легких фигур. Игровая практика. 
6.Различные виды преимущества

Теория: Материальное преимущество. Позиционное преимущество. Преимущество в развитии. Преимущество в пространстве. Владение открытыми линиями. Слабые и сильные поля. Ослабление позиции короля.

Практика: развитие комбинационного зрения, решение многоходовых комбинаций. Игровая практика. 
7.Пешечные окончания

Теория: Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое правило оппозиции. Запасные ходы для овладения оппозицией. Активный король – как лишняя фигура. Отдаленная проходная пешка. Защищенная проходная. Этюд Рети. Пешечный прорыв. Цугцванг.

Практика: Игровая практика

8.Фигура против пешки

Теория: Ферзь против пешки. Ладья против пешки. Слон против пешки. Конь против пешки.

Практика: Игровая практика.

9.Турниры. Подведение итогов обучения

Теория. Привлечение ребят к участию в квалификационных турнирах и командных соревнованиях по своей возрастной группе. Шахматные турниры внутри учебной группы. Закрепление изученного материала. Анализ собственных партий. Подведение итогов обучения.

Практика: Игровая практика. Решение партий. Разбор партий. Шахматный турнир. Викторина.


4. Планируемые результаты

Личностные результаты освоения программы курса.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.

  • Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

  • Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

  • Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

  • Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания


К концу учебного года дети должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

  • правила хода и взятия каждой фигуры.

  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

  • ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.


К концу учебного года дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • рокировать;

  • объявлять шах;

  • ставить мат;

  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

  • записывать шахматную партию;

  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

  • проводить элементарные комбинации.




II. Комплекс организационно - педагогических условий


  1. Календарный учебный график


№ п/п

Дата прове
дения

Тема занятия

Всего

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля



1.Правила игры.

12




1-2

18.09

21.09

Техника безопасности. История возникновения шахмат. Доска и фигуры. Цель игры.

2

Беседа

МБОУ «Соковская ООШ»

Беседа. Инструктаж по ТБ.


3-4

21.09

25.09

Ходы фигур. Шах и мат. О поведении игроков. Шахматная позиция. 

2

Объяснение нового материала.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир

5-6

27.09

27.09

Шахматная нотация. Запись партии. 

2

Практическая работа.

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.


МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир,

7-8

2.10

4.10

Пат. Ничья. 

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир,

9-10

4.10

9.10

Рокировка. 

2

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир,

11-12

11.10

11.10

Превращение пешки. Взятие на проходе. 

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир,



2.Как научиться играть в шахматы.

8




13-14

16.10

18.10


Эндшпиль. Матование одинокого короля. Как изучать эндшпиль. 

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир,

15-16

18.10

23.10

Как изучать миттельшпиль

2

Практическая работа.

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.


МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир,

17-18

25.10

25.10


Дебют. Десять правил игры в дебюте для начинающих.

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир,

19-20

30.10

1.11

Нападение и защита. Размен. Сравнительная ценность фигур. 

2

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир,



3.Особенности фигур.

4



беседа, турнир, практическое занятие

21-22

6.11

8.11

Ладья. Слон. Конь. 

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие

23-24

8.11

13.11

Ферзь. Король. Пешка.

2

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие



4. Об особенностях шахматной борьбы и шахматном спорте.

22




25-26

15.11

15.11

Особенности шахматной борьбы. 

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие

27-28

20.11

22.11

«Силовые» методы в шахматах: шах, нападение, размен, жертва, угроза. Форсированный вариант. 

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие

29-30

22.11

27.11

Оценка позиции. 

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие

31-32

29.11

29.11

Вечный шах.

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие

33-34

4.12

6.12

Как правильно предлагать ничью.

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие

35-36

6.12

11.12

Шахматные часы. Контроль. Цейтнот.

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие

37-38

13.12

13.12

Как заканчивается шахматная партия.


2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие

39-40

18.12

20.12

Шахматные разряды и звания.

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие

41-42

20.12

25.12

Задачи и этюды.

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие

43-44

27.12

27.12

Упражнения. Мат в 1 ход. Мат в 2 хода. Сделайте ничью.

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие

45-46

8.01

10.01

Три стадии шахматной партии и их стратегические цели. 

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие



5.Как разыгрывать дебют.

24




47-48

10.01

15.01

Основные цели дебюта. 

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие

49-50

17.01

17.01


Развитие фигур и борьба за центр в дебютах. 

2

Объяснение нового материала.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие

51-52

22.01

24.01

Дебют четырёх коней. 

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие

53-54

24.01

29.01

Защита двух коней. 

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие

55-56

31.01

5.02

Шотландская партия.

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие

57-58

7.02

7.02

Испанская партия.

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие

59-60

12.02

14.02

Французская защита. 

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие



6. Различные виды преимущества.

12




61-62

14.02

19.02

Материальное преимущество. Позиционное преимущество. 

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие

63-64

21.02

21.02

Преимущество в развитии.

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие

65-66

26.02

28.02

Преимущество в пространстве. 

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие

67-68

28.02

5.03

Владение открытыми линиями.

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие

69-70

7.03

7.03

Слабые и сильные поля. 

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие

71-72

12.03

14.03

Ослабление позиции короля. 

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие



7. Пешечные окончания.

14




73-74

14.03

19.03

Правило квадрата

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие

75-76

21.03

21.03

Король и пешка против короля. Оппозиция. 

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие

77-78

26.03

28.03

Золотое правило оппозиции. Запасные ходы для овладения оппозицией.

2


Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие

79-80

28.03

2.04

Активный король – как лишняя фигура. 

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие

81-82

4.04

4.04

Отдаленная проходная пешка. Защищенная проходная.

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие

83-84

9.04

11.04

Этюд Рети. Пешечный прорыв. 

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие

85-86

11.04

16.04

Цугцванг. 

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие



8. Фигура против пешки.

8




87-88

18.04

18.04

Ферзь против пешки 

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие

89-90

23.04

25.04

Ладья против пешки 

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие

91-92

30.04


Слон против пешки 

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие

93-94

2.05

2.05

Конь против пешки. 

2

Объяснение нового материала.

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

беседа, турнир, практическое занятие



9.Турниры. Подведение итогов обучения.

8




95-100

6.05

14.05

16.05

16.05

21.05

23.05

Турнир по круговой системе с записью партий и контролем времени (1 час на партию каждому игроку) 

6

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

турнир

101-102

23.05

28.05

Подведение итогов обучения 

2

Практическая работа.

МБОУ «Соковская ООШ»

турнир



ИТОГО:

102






2. Условия реализации программы

Материально-технические:занятия по данной программе проводятся во внеурочное время в учебном кабинете школы. Для их проведения не требуется какое-либо особое оборудование, что актуально для сельских школ, не имеющих дополнительных источников финансирования. Используется компьютер, проектор, экран.
При проведении практических занятий применяются следующие материалы и инструменты: шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей); шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий; шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации .


Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Программа предусматривает 102 часа занятий в течение года – по 3 часа в неделю.

Возраст детей

Данная программа рассчитана на детей в возрасте 9-10 лет. В кружке занимаются дети начальных классов.

Условия набора.

К занятиям допускаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний, посещающие общеобразовательную школу.

Наполняемость группы — 12 человек.



3. Формы аттестации / контроля

Основными формами контроля являются: участие обучающихся в соревнованиях.

В ходе освоения программы ребенок получает качественные оценки: «молодец», «замечательно», «не совсем точно», «подумай, у тебя все получится», «хорошо» и т.д.

Формы организации детей: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая (при подготовке детей к соревнованиям).

Оборудование для занятий

  • кабинет для занятий;

  • шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей);

  • шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий

  • шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации

4. Оценочные диагностические материалы

Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, промежуточный и итоговый контроль.

Цель входного контроля – диагностика уровня сформированности предметных умений, навыков и способов деятельности (метод: педагогическое наблюдение) учащихся.

Промежуточный контроль (промежуточная диагностика в конце 1-го полугодия) применяется для оценки качества усвоения программного материала, достижения ожидаемых результатов. При проведении опросов, бесед, викторин и конкурсов отслеживается усвоение теоретического материала, практические навыки учащихся выявляются в ходе анализа творческих работ детей, выполненных на занятиях.


5. Методические материалы

Основные методы обучения:

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумеваю­щих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:

  1. При знакомстве с шахматными фигурами.

  2. При изучении шахматной доски.

  3. При обучении правилам игры.

  4. При реализации материального перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции — мотив — идея — расчёт — ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении де­бютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттель­шпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (само­стоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.


















6. Список литературы



  1. Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000. – 352с.

  2. Карпов А. Учись шахматам. – Издательство «Эгмон Россия Лтд.», 1997.- 120с.

  3. Костров В.В. Эта книга научит играть в шахматы взрослых и детей. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2013. – 128с.: ил.

  4. Сухин И.Г.Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет: Книга - сказка для совместного чтения родителей и детей/ И.Г.Сухин.- М.: Новая школа, 2013. – 158с.: ил.

  5. Сухин И.Г. Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений». – 2-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011. -40с.

  6. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. – Обнинск: Духовное возраждение, 2011. – 120с.: ил.

  7. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. – Обнинск: Духовное возраждение, 2011. – 120с.: ил.

  8. Современная энциклопедия для дошколят./ Сост. Н.Л. Вадченко, Н.В. Хаткина. – Донецк: ПКФ «БАО», 2000. – 480с.

Интернет ресурсы

  1. http://do.gendocs.ru/docs/index-144641.html

  2. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/obrazovatelnaya-programma-shahmaty-0


46



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!