СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Музееведческой направленности Школьного кружка «Музейное дело»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Музееведческой направленности Школьного кружка «Музейное дело»»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 53 г. Бикина Хабаровского края.



Рассмотрена

на заседании

педагогического совета

Протокол №

От---------------------2019 г


Утверждаю

директор МБОУ ООШ №53

Лоншакова Л.В._________________/ФИО/

«___» _____________ 2019г.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Музееведческой направленности

Школьного кружка «Музейное дело»



Возраст учащихся: 14 лет

Срок реализации: 1 год

34 часа в год, 1 час в неделю

Составитель:

Нурбахтина Наталья Юрьевна, учитель истории.



г. Бикин

2019 год







Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Пояснительная записка

Данная программа базового уровня направлена на ведение музейной работы через школьный кружок «Музейное дело» в рамках учебно – воспитательного процесса. Школьный музей – одна из лучших форм общественно – полезной работы юных краеведов-историков.



Нормативно-правовое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музейное дело»:

- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин 2.4.4.3172-14 от 4 июля 2014 г № 41;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

- Устав МБОУ ООШ №53 г. Бикина

Актуальность программы.

Задачи воспитания в нашем обществе патриота и гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия. Музейное дело является универсальным механизмом развития учащихся, воспитания подрастающего поколения музейными средствами, формированием и расширением краеведческих знаний.

Программа призвана обеспечить процесс развития творческих способностей учащихся средствами музейного дела, что будет способствовать воспитанию патриотизма, интереса и уважения к истории своей малой Родины.

Школьные музеи стали эффективным средством обучения и воспитания.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что используемые формы музейной работы, методы и средства в ходе образовательного процесса значительно расширяют кругозор учащихся.

Музей образовательного учреждения выступает как одно из средств постижения окружающего мира через визуальный материал, а также как средство адаптации ребёнка к миру.

Основные принципы, на которых основывается программа:

-принципы взаимосвязи обучения и развития,

-принципы взаимосвязи обучения музейному делу и обучения методики подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.

Отличительная особенность программы заключается в том, что в

данной программе центральное место занимает школьный музей как самостоятельный цельный культурно – исторический организм, где учащиеся могут познакомиться с прошлым своей школы и города, оценить свое настоящее и приступить к проекции и реализации своего будущего.

В образовательном процессе, наряду с теоритической частью, включены практические занятия, которые могут быть как самостоятельными, так и в виде различных игровых упражнений в конце любого занятия. Такие занятия способствуют развитию эмоциональной выразительности, творческому мышлению. Активно используется самостоятельная и игровая форма, где каждый ребенок может проявить лидерские качества, способности к восприятию материала по музейному делу.

Программа построена таким образом, что материал, изученный в программе стартового уровня обучения, углубляется и расширяется на базовом уровне обучения.

Адресат программы:

Учащиеся 13 - 14 лет.

Программа ориентирована на учащихся, уже имеющих основные умения и навыки в музейном деле, прошедших обучение по методике подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.

Все обучающие допускаются к занятиям при наличии медицинской справки от врача – педиатра.

Объём и сроки усвоения программы, режим занятий



Период

Продолжительность занятия

Количество занятий в неделю

Количество часов в неделю

Кол-во недель

Кол-во часов в год

1 год обучения

1 час

1

1

34

34

Итого по программе




34

34



Программу обеспечивают:

Педагог

Педагог работает согласно учебному плану, осуществляет организационную работу с детьми и с родителями по всем возникающим вопросам в области обучения музейному делу.

Формы организации занятий:

- Групповые;

- Индивидуальные;

Форма проведения занятий:

- лекция;

- беседа ;

- тренинг;

-экскурсия;

- «мозговой штурм»;

- творческая мастерская;

- практические занятия по созданию музейных экспозиций;

- походы, экспедиции, пешеходные экскурсии.



Методы:

- Словесный – (рассказ, беседа);

- Практический – (тренинг, походы, экскурсии)

Программа объединяет несколько направлений:

Знакомство с основами музейного дела.

Обучение методики подготовки и проведения экскурсий.

Цель:

Овладеть основами музейного дела методикой проведения экскурсий в школьном музее.

Задачи:

Обучить навыкам музейного дела:

умению работы с архивом, фондами школьного музея, сбору краеведческого материала.

2. Формировать музейную грамотность и компетентность.









Учебный план 1 года обучения

Содержание

Количество часов:

Форма контроля

теория

практика

всего

I

Музей – хранитель наследия веков.


3


2

5


1

Организационное.

1


1

разработки сценариев экскурсий, экспозиций, выставок;


I

1

Исторические предпосылки возникновения музеев.

1

1

2

I

2

Комплектование фондов школьного музея.

1

1

2







II

Создание музейной экспозиции «Моя улица»

3

3

6


II

1

Концепция экспозиции школьного музея.

1

1

2


II

2

Планирование проекта экспозиции «Моя улица».

1

1

2

участие в предметных и музейных конференциях

II

3

Военная слава земляков.

1

1

2


III

Школа экскурсовода.

11

11

22


III

1

Экскурсионная работа.

Классификация экскурсий.

5

5

10

разработки сценариев экскурсий, экспозиций, выставок;

III2

Организация экскурсии.

4

4

8

разработки сценариев экскурсий, экспозиций, выставок;

III

3

Развитие навыков общения при проведении экскурсии.

2

2

4



Итоговое занятие



1



Всего

17

17

34




Содержание программы 1-го года обучения:

Вводное занятие

Теория. Цели и задачи программы. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности. Понятие «музейное дело», его особенности.

Практика. Беседа по правилам ТБ.

Музей – хранитель наследия веков.

Исторические предпосылки возникновения музеев.

Теория. Понятие об историко-культурном наследии.

Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.

Цели и задачи работы музеев.

Музейное дело в России.

Закон РФ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» (1996).

Классификация музеев. Государственные и частные музеи.

Музей-заповедник, домашний музей, музей – выставка.

Основы музейного дела.

Понятие «культура поведения».

Практика. Творческие задания.Теория. Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов, музейных коллекций. Организация учета фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов.

Что нельзя хранить в школьном музее.

Сущность понятия «домашний музей». Семейный фотоальбом. Фотографии и документы родственников, участников войны, работников тыла. Медали, ордена, другие награды.

Практика. Творческие задания.

Посещение музеев.



Создание музейной экспозиции «Моя улица».

2.1.Концепция экспозиции школьного музея.

Теория. Понятие «экспозиция», «концепция».

Практика. Экскурсия в краеведческий музей.

Планирование проекта экспозиции «Моя улица».

Теория. Основные улицы населенного пункта. Легенды об историческом прошлом улицы и их отражение в топонимах. Отличительные черты архитектуры улицы. Устройство деревянных и каменных домов.

Отличительные черты природы улицы. Ландшафтный дизайн. Видовой состав древесных, кустарниковых, кустарничковых и травянистых растений. Виды декоративных растений. Образцовый двор.

Планирование проекта экспозиции «Моя улица». Правила оформления фотовыставки. Опрос населения: разработка опросника, правила единой записи.

Практика. Практические занятия:

план улицы. Изготовление макета улицы в экспозиции.

Опрос населения по разработанной теме и оформление документов для фонда музея.

Анкетирование старожилов. Обработка полученной информации, оформление результатов.

Изготовление макета зданий улицы для экспозиции.

2.3.Военная слава земляков.

Теория. Военные традиции земляков.

Жители города и края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи.

Служба в армии – почетная обязанность гражданина России.

Картотека ветеранов. Правила сбора фактического материала о жизни ветеранов.

Оформление данных в текст экскурсии.

Помощь ветеранам.

Книга памяти школы.

Практика. Практические занятия: выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы – кадровых военных или прошедших действительную военную службу.

Сбор информации у родственников и знакомых.

Ведение картотеки ветеранов ВОВ и других военных действий.

Проведение конкурсов детских работ «Открытки для ветеранов», «Подарки для ветеранов», «Ветераны в нашей семье».

Сбор и оформление воспоминаний ветеранов.

Школа экскурсовода.

3.1. Экскурсионная работа.

Классификация экскурсий.

Теория. Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами.

Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Объекты экскурсий. Правила осмотра экскурсионного объекта (музея) при проведении экскурсии с экскурсоводом.

Приемы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Развернутый план или индивидуальный текст экскурсии. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Аудитория школьного музея и формы работы с ней.

Практика. Практические занятия:

прослушивание тематической экскурсии с заданием установить структуру экскурсии, содержание отдельных частей, вычертить маршрут движения. Хронометраж рассказа по подтемам и вопросам. Заслушивание и обсуждение отдельных частей экскурсий.

3.2. Организация экскурсии.

Теория. Подготовка и проведение экскурсии по населенному пункту и памятным местам. История населенного пункта как предмет экскурсионного изучения. Объекты экскурсии по населенному пункту и памятным местам, их классификация.

Памятники истории и культуры, их эмоциональное воздействие, познавательное и воспитательное воздействие, познавательное и воспитательное значение.

Особенности экскурсионной работы в школьном музее. Выполнение краеведческих заданий в ходе экскурсии (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиций и экспонатов, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода).

Практика. Практические занятия:

игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Работа в экспозиции по овладению маршрутом, содержанием и методикой проведения экскурсий. Репетиция экскурсий.

проведение экскурсии по своему населенному пункту. Обсуждение и разбор экскурсий.

3.3. Развитие навыков общения при проведении экскурсии.

Теория. Освоение правил общения и преодоление коммуникативных трудностей. Школа самоэффективности. Единство рационального и эмоционального в экскурсии. Требования к языку экскурсовода. Маршрут экскурсии. Отбор экспонатов в зависимости от состава экскурсантов. Использование различных словесных методов и приемов в ходе экскурсии.

Практика. Практические занятия:

прослушивание, обсуждение и коллективное утверждение текста экскурсии.

Итоговое занятие.

Теория. Обсуждение, подведение итогов.

Практика.

Защита индивидуальных проектов.





К концу 1-го года обучения дети будут:

Знать основы музейного дела.

Уметь комплектовать фонды школьного музея и бережно к ним относится.

Научатся проведению экскурсий в школьном музее.



Раздел II КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график (Приложения 1).

1

Тема занятия.

Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ.

Содержание.

Цели, задачи программы объединения.

Правила поведения во время занятий.

Формы работы.

беседа

Количество часов.



1

Дата

1

Музей – хранитель наследия веков.



5


1.1

Исторические предпосылки возникновения музеев.

Понятие об историко-культурном наследии. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.

Цели и задачи работы музеев.

Музейное дело в России.

Закон РФ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» (1996).

Классификация музеев. Государственные и частные музеи.

Музей-заповедник, домашний музей, музей – выставка.

Основы музейного дела.

Понятие «культура поведения».

Правила поведения в музее.

Беседа, практические занятия

Творческие задания.


2


1.2

Комплектование фондов школьного музея.

Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов, музейных коллекций. Организация учета фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов.

Что нельзя хранить в школьном музее.

Сущность понятия «домашний музей». Семейный фотоальбом. Фотографии и документы родственников, участников войны, работников тыла. Медали, ордена, другие награды.

Теория, практические занятия.

Творческие задания.


2


2

Создание музейной экспозиции «Моя улица»



6


2.1

Концепция экспозиции школьного музея

Тематико-экспозиционный план и архитектурно-художественное решение экспозиции.

Виды экспозиций: тематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция.

Экспозиционное оборудование. Основные приемы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.

Правила работы в библиотеке, аннотированный список литературы.

Рассказ учителя, практическое занятие

2


2.2

Планирование проекта экспозиции «Моя улица»

Основные улицы населенного пункта. Легенды об историческом прошлом улицы и их отражение в топонимах. Отличительные черты архитектуры улицы. Устройство деревянных и каменных домов.

Отличительные черты природы улицы. Ландшафтный дизайн. Видовой состав древесных, кустарниковых, кустарничковых и травянистых растений. Виды декоративных растений. Образцовый двор.

Планирование проекта экспозиции «Моя улица». Правила оформления фотовыставки. Опрос населения: разработка опросника, правила единой записи.


Практическое занятие, теория.

2


2.3

Военная слава земляков

Военные традиции земляков.

Жители родного города и края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи.

Служба в армии – почетная обязанность гражданина России.

Картотека ветеранов. Правила сбора фактического материала о жизни ветеранов.

Оформление данных в текст экскурсии.

Помощь ветеранам.

Книга памяти школы.

Беседа. Работа с документами

2


3

Школа экскурсовода





22


3.1

Экскурсионная работа. Классификация экскурсий.

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами.

Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Объекты экскурсий. Правила осмотра экскурсионного объекта (музея) при проведении экскурсии с экскурсоводом.

Приемы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Развернутый план или индивидуальный текст экскурсии. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Аудитория школьного музея и формы работы с ней.

Теория, практические занятия

10


3.2

Организация экскурсии.

Подготовка и проведение экскурсии по населенному пункту и памятным местам. История населенного пункта как предмет экскурсионного изучения. Объекты экскурсии по населенному пункту и памятным местам, их классификация.

Памятники истории и культуры, их эмоциональное воздействие, познавательное и воспитательное воздействие, познавательное и воспитательное значение.

Особенности экскурсионной работы в школьном музее. Выполнение краеведческих заданий в ходе экскурсии (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиций и экспонатов, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода).

Теория, практические занятия

8


3.3

Развитие навыков общения при проведении экскурсии.

Освоение правил общения и преодоление коммуникативных трудностей. Школа самоэффективности.Единство рационального и эмоционального в экскурсии. Требования к языку экскурсовода. Маршрут экскурсии. Отбор экспонатов в зависимости от состава экскурсантов. Использование различных словесных методов и приемов в ходе экскурсии.

Теория, практические занятия

4



Итоговое занятие



1






2.2. Условия реализации программы:

- занятия проходят в помещении школьного музея на базе МБОУ ООШ №53 г. Бикина улица Дальневосточная. 26. Общая площадь музея составляет 30 кв. м. Имеется два окна, освещение, парты.

Материально-техническое обеспечение:

Компьютер – 1

СД-диски с видеоэкскурсиями – 2

Папки с архивами - 10

2.3. Формы контроля:

- творческие задания (создание экспозиций, оформление текста экскурий);

- проверка на знание музейных терминов;

- конкурс на лучшего экскурсовода;

- защита проектов.

2.4. Оценочные материалы

Система отслеживания результатов включат в себя:

- таблица промежуточного (итогового) контроля

2.5. Перечень методических материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся):

- архивные материалы для подготовки экскурсий;

- брошюры по методике подготовки и проведения экскурсий с учащимися;

- видеоэкскурсии.

Рабочая программа. Является составной частью и разработана в соответствии с Положением о рабочей программе.

Список использованных источников:

Багаутдинова Ф. Г. Туристско-краеведческая деятель­ность учащихся начальных классов: (В помощь учителю, руково­дителю кружка) / Ф. Г. Багаутдинова. — М., 2011.

Белякова Л.М. Музейная педагогика: новый взгляд на образование.

Голованов В. П. Педагогика дополнительного образования детей / В. П. Голованов. — Йошкар-Ола, 2006.

Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации / сост. Н. А. Воронцова. — Пермь, 2013.

Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-крае-ведческой деятельности учащихся / А. А. Остапец. — М., 2011.

Российская музейная энциклопедия. В 2 т. — М., 2011.

Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике ,/' М, Ю. Юхневич. — М., 2014

Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. Труды государственного исторического музея. М. 1980.

Александрова Н.А. Государственные символы и награды. Справочное пособие. М. 2006.

Жарков А.Д. экскурсия как педагогический процесс. М. 1990.

Историческое краеведение: учебное пособие для студентов исторических факультетов педагогических институтов. М. 1980.

Программа туристско-краеведческого движения обучающихся РФ «Отечество». М.1999.

Школьное краеведение: программы, идеи, опыт. Информационный сборник Института наследия, М. 1995.

Школьный музей, методические рекомендации по созданию организации деятельности музеев образовательных учреждений. Хабаровск, 2007.

Активисты школьного музея. Программы для системы дополнительного образования детей, М. 2008.

Методика подготовки и проведения экскурсий с учащимися, Хабаровск, 2007.

Основы музейного дела. С.Д.Самар, С.П. Мохова. Хабаровск: ХК ИРО, 2010.

Школьный музей. Методические рекомендации. Е.Г.Ходжер. Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2007.

Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности. Троянская С.Л. Ижевск, 2007.



Таблица

Промежуточного (итогового) контроля кружка «Музейное дело»

П/п

Ф.И.

учащегося

Основы музейного дела

Основы экскурсионной работы

Культура речи экскурсовода

Знание музейных терминов

Участие в конкурсах, конференциях

Всего баллов

Всего

%

1









2









3









4









5









6









7









8









9









10









11









Список детей

ФИ ребенка

класс

Год рождения

Родители

Домашний адрес

1

Андрияш Артем

8 «Б»

2006

Андрияш Татьяна Ивановна

Ул. Гагарина,89

2

Афанасьева Алина

8«Б»

2005

Афанасьева Елена Петровна

Ул. Октябрьская, 32-8

3

Белая Наталия

8«Б»

2005

Белая Ирина Александровна

Ул. Гагарина, 80

4

Белоножко Екатерина

8«Б»

2005

Белоножко Марина Ивановна

Ул. Лазо, 68

5

Кругликова Екатерина

8«Б»

2005

Кругликова Любовь Николаевна

Ул. Лазо-49

6

Дюкова Екатерина

8«Б»

2005

Светлана Алексеевна

Ул. Матронина, 7-36

7

Ковальчук Владимир.

8«Б»

2005

Людмила Анатольевна

Ул. Интернациональная, 20

8

Лынова Алина

8«Б»

2005

Лынова Наталья Эдуардовна

Ул. Деповская 52-18

9

Панычук Даниил

8«Б»

2005

Панычук Екатерина александровна

У. Лазо. 209/1 - 35

10

Пугачевская Виктория

8 «Б»

2005

Пугачевская Оксана Юрьевна

Ул. Боневура,43-16

11

Шукшина Анна

8«Б»

2005

Шукшина Оксана Александровна

Ул. Лазо, 183-12






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!