СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волейбол для старшеклассников»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия волейболом проводятся в групповой форме (наполняемость группы 18-20 человек) 2 раза в неделю по 2 часа (занятия делятся на две 45- минутные обучающиеся части с дестиминутным перерывом. Программа имеет базовый уровень и расчитана на четыре года для обучающихся 14-17 лет, успешно освоевших ознакомительный уровень.

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волейбол для старшеклассников»»


Аннотация

к дополнительной образовательной программе

«Волейбол для старшеклассников»- базовый уровень.

Программа разработана в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации дополнительного образования».

Занятия проводятся в групповой форме (наполняемость групп 18-20 человек) 2 раза в неделю по 2 часа (занятие делится на две 45-минутные обучающие части с 10-минтными перерывами для проветривания помещения). Программа имеет базовый уровень и рассчитана на четыре года для обучающихся 14-17 лет, успешно освоивших программу ознакомительного уровня. В объединение зачисляются учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий волейболом.

Данная программа составлена с использованием специальной литературы по обучению волейболу. В программе задействованы методики обучения игре в волейбол, которые на данный момент являются наиболее современными и используются при подготовке волейболистов. Программа позволяет варьировать нагрузку ребёнка (в зависимости от его физических возможностей), не теряя результат обучения.

Непосредственными условиями выполнения этих задач является многолетняя, целенаправленная подготовка учащихся: привитие интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом, подготовка общественных физкультурных организаторов (инструкторов и судей) по волейболу для школьных коллективов физкультуры, клубов по месту жительства.

Технические приёмы, тактические действия заключают в себе большие возможности для расширения и развития физических способностей, а также помогают в нравственном воспитании детей и подростков.

В процессе изучения у учащихся формируется потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.

Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного уровня.





















ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ


Принята на заседании методического

Утверждаю

(педагогического) совета

Директор ГБОУ

от «___»_________________

___________

Протокол № _______

«___»________20__ г.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Волейбол для старшеклассников»

Направленность: физкультурно-спортивная

Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 14-17 лет

Срок реализации: 4 года













  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа относится к физкультурно-спортивной направленности.

Задачи секции дополнительного образования заключаются в содействии физическому развитию обучающихся, воспитанию гармонично развитых личностей.

Игра в волейбол – одна из захватывающих, интересных и популярных игр на сегодняшний день. Основной принцип секции по волейболу - выполнение программных требований по физической, технической, тактической и теоретической подготовке. В связи с этим, для обучающихся ставятся следующие задач: укрепление здоровья и содействие правильному разностороннему физическому развитию, укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, силы, обучение технике перемещений и стоек, приема и передачи мяча, подачи мяча, нападающего удара, блокирования, обучение техническим действиям в нападении и защите, привитие интереса к соревнованиям, выполнение требований по общей и специальной физической подготовки.

Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Обучающиеся, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного уровня.

Цели и задачи.

В процессе занятий решаются следующие задачи:

- укрепление здоровья и закаливание организма обучающихся;

- содействие правильному физическому развитию, повышение общей физической подготовленности;

- развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования необходимых для совершенствования игрового навыка;

- совершенствование техники и тактики игры;

-приобретение навыка в организации и построения учебно-тренировочных занятий и соревнований;

приобретения навыка судейства соревнований по волейболу;

-выполнение нормативов по видам подготовки.

Цель программы - изучение спортивной игры волейбол.

Особенности данной программы

Данная программа составлена с использованием специальной литературы по обучению волейболу. В программе задействованы методики обучения игре в волейбол, которые на данный момент являются наиболее современными и используются при подготовке волейболистов. Программа позволяет варьировать нагрузку ребёнка (в зависимости от его физических возможностей), не теряя результат обучения. В программе используются принципы наглядности, доступности и индивидуализации.

Форма и режим занятий

Программа разработана в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации дополнительного образования»

Занятия проводятся в группе, в которую зачисляются учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий волейболом.

Занятия проводятся в групповой форме 2 раза в неделю по 2 часа (занятие делится на две 45-минутные обучающиеся части с 15-минутными перерывами)

Программа рассчитана на обучающихся 14-17 лет на четыре года обучения, успешно освоивших программу базового уровня 10-13 лет.

Форма занятий - физические упражнения (разминка, специальные упражнения, игровые спаринги, игры), беседы по правилам и судейству соревнований.






Практические методы:

- метод упражнений;

- игровой;

- соревновательный;

- круговой тренировки.

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.

Ожидаемые результаты

После окончания первого года обучения учащийся должен

знать:

- расстановку игроков на поле при приёме подачи, а также при подаче своей команды;

- классификацию упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе;

-жесты судей в волейболе;

- ведение счёта по протоколу;


уметь:

-стойки и передвижения;

-передачи сверху, снизу;

-верхнюю прямую подачу;

-прием с подачи;

-отбивание мяча кулаком у сетки;

-передачу мяча у сетки;

-передачу мяча в прыжке через сетку;

-передачу мяча стоя спиной к цели;

-прием мяча, отраженного сеткой;

-прямой нападающий удар;

- выполнять падения.

Кроме уверенного владения техникой игры, надо хорошо освоить тактические действия в нападении и защите – индивидуальные, групповые и командные.

После окончания второго года обучения обучаемый должен:

знать:

- расстановку игроков на поле;

- правила игры в волейбол;

- судейство в волейболе;

уметь:

- выполнять перемещения и стойки;

- выполнять приём и передачу мяча сверху двумя руками;

- выполнять приём и передачу мяча снизу над собой и на сетку ;

-прием мяча отраженного сеткой;

- выполнять силовую подачу;

- выполнять приём мяча сверху двумя руками, снизу двумя руками с подачи в зонах 6,1,5 и первая передача в зоны 3,2;

- выполнять прямой нападающий удар из зоны 4 с передачи партнёра из зоны 3;

-выполнять индивидуальное блокирование;

- выполнять обманные действия “скидки”.

Кроме уверенного владения техникой игры, надо хорошо освоить индивидуальные тактические действия в нападении, индивидуальные тактические действия в нападении и защите.


После окончания третьего года обучения учащийся должен:

знать:

- ошибки в приеме и нападении;

- положение о соревнованиях; способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный;

- обязанности судей;

уметь:

- прием мяча сверху (снизу) двумя руками с падением-перекатом на спину;

- прием мяча одной рукой с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину;

- выполнять передачи мяча сверху двумя руками из глубины площадки для нападающего удара;

- выполнять передачи мяча сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению;

- выполнять передачу сверху двумя руками в прыжке;

- выполнять верхнюю прямую подачу в прыжке;

- выполнять нападающий удар из зон 4, 2, 6 с высоких и средних передач;

- выполнять одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4, 3, 2.

Кроме уверенного владения техникой игры, надо хорошо освоить индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите.

После окончания четвертого года обучения учащийся должен:

знать:

- прием мяча одной рукой в падении вперед и последующим скольжением на груди - животе;

- нападающий удар с переводом (нападающий удар с поворотом туловища и с поворотом руки);

- групповое блокирование;

Кроме уверенного владения техникой игры, надо хорошо освоить индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите.

Итоги реализации программы: участие в соревнованиях, товарищеские игры, сдача контрольных нормативов и контрольные задания.



  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план 1 год обучения

№№
п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество

В том числе:

теоретических

практических

I

Основы знаний

Вводное занятие.

Техника безопасности на занятиях волейболом и соревнованиях.

Основы знаний.

Краткие исторические сведения о возникновения игры.

Год рождения волейбола. Основатель игры в волейбол. Родина волейбола. Развитие волейбола в нашей стране. Соревнования по волейболу.

2

1

1

II

Общая физическая подготовка

30

3

27

1

Гимнастические упражнения

10

1

9

2

Лёгкоатлетические упражнения

10

1

9

3.

Подвижные игры

10

1

9

III

Техническая подготовка

67

9

54

1

Техника передвижения и стоек

8

1

19

2

Техника приёма и передач мяча сверху

16

1

15

3.

Техника приёма мяча снизу

16

1

15

4.

Верхняя прямая подача

38

2

34

5.

Нападающие удары

17

2

15

IV

Тактическая подготовка

36

8

28

1.

Индивидуальные действия

12

2

10

2.

Групповые действия

8

2

6

3.

Командные действия

8

2

6

4.

Тактика защиты

8

2

6

V

Контрольные испытания и соревнования

7

2

5

 

Итоговое занятие

2

1

1

Итого часов:

В течение года

144

27

117


Учебно-тематический план 2 год обучения

№№ 
п/п

Наименование разделов и тем

Общее 
кол-во

В том числе:

теор.

практ.

I

Основы знаний.

Вводное занятие.

Техника безопасности на занятиях волейболом и соревнованиях

Основы знаний

Сведения о строении функциях организма человека.

Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции.



2

1

1

II

Общая физическая подготовка

15

3

12

1

Гимнастические упражнения

5

1

4

2

Лёгкоатлетические упражнения

5

1

4

3.

Подвижные игры

5

1

4

III

Специальная физическая подготовка

10

3

7

IV

Техническая подготовка

64

9

55

1

Техника передвижения и стоек

6

1

5

2

Техника приёма и передач мяча сверху

12

2

10

3.

Техника приёма мяча снизу

12

2

10

4.

Верхняя прямая подача

24

2

22

5.

Нападающие удары

10

2

8

V

Тактическая подготовка

36

8

28

1.

Индивидуальные действия

12

2

10

2.

Групповые действия

8

2

6

3.

Командные действия

8

2

6

4.

Тактика защиты

8

2

6

VI

Контрольные испытания и соревнования

7

2

5

 

Итоговое занятие

2

1

1

Итого часов:

В течение года






144

24

120





Учебно-тематический план 3 год обучения

№№
п/п

Наименование разделов и тем

Общее 
кол-во

В том числе:

теор.

практ.

I

Основы знаний.

Вводное занятие.

Техника безопасности на занятиях волейболом и соревнованиях

Основы знаний.

Гигиена, врачебный контроль. предупреждение травматизма, самоконтроль.

Сведения о строении функциях организма человека.

Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции.

2

1

1

II

Общая физическая подготовка

20

3

17

1

Гимнастические упражнения

7

1

6

2

Лёгкоатлетические упражнения

7

1

6

3.

Подвижные игры

6

1

5

III

Специальная физическая подготовка

10

3

7

IV

Техническая подготовка

67

9

58

1

Техника нападения. Техника передвижения и стоек

7

1

6

2

Действия с мячом

16

2

14

3.

Техника защиты. Действия без мяча

16

2

14

4.

Подачи

16

2

14

V

Тактическая подготовка

62

8

54

1.

Тактика нападения. Индивидуальные действия

12

2

10

2.

Групповые действия

8

2

6

3.

Командные действия

8

2

6

4.

Тактика защиты

8

2

6

VI

Контрольные испытания и соревнования

7

2

5

 

Итоговое занятие

2

1

1

Итого часов:

В течение года

144

27

117



Учебно-тематический план 4 год обучения

№№
п/п

Наименование разделов и тем

Общее 
кол-во

В том числе:

теор.

практ.

I

Основы знаний

Вводное занятие.

Техника безопасности на занятиях волейболом и соревнованиях.

Основы знаний.

Влияние физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий волейболом.

Терминология и жесты судей. Основные правила игры в волейбол. Соревнования и судейство.

2

1

1

II

Общая физическая подготовка

18

3

15

1

Гимнастические упражнения

6

1

5

2

Лёгкоатлетические упражнения

6

1

5

3.

Подвижные игры

6

1

5

III

Специальная физическая подготовка

10

3

7

IV

Техническая подготовка

65

9

56

1

Техника нападения. Техника передвижения и стоек

5

1

4

2

Действия с мячом

20

2

18

3.

Техника защиты. Действия без мяча

20

2

18

4.

Подачи

20

2

18

V

Тактическая подготовка

37

8

29

1.

Тактика нападения. Индивидуальные действия

12

2

10

2.

Групповые действия

8

2

6

3.

Командные действия

8

2

6

4.

Тактика защиты

8

2

6

VI

Контрольные испытания и соревнования

8

2

6

 

Итоговое занятие

2

1

1

Итого часов:

В течение года

144

27

177




  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Краткие исторические сведения о возникновения игры.

Год рождения волейбола. Основатель игры в волейбол. Родина волейбола. Развитие волейбола в нашей стране. Соревнования по волейболу.

Сведения о строении функциях организма человека.

Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции.

Гигиена, врачебный контроль. предупреждение травматизма, самоконтроль.

Общий режим дня. Гигиена сна, питание. Гигиена одежды и обуви. Гигиенические требования к инвентарю и спортивной фирме. Зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям. Предупреждение травм при занятиях волейболом.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся.

Влияние физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий волейболом.

Правила игры в волейбол.

Терминология и жесты судей. Основные правила игры в волейбол. Соревнования и судейство.

ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Значение общей физической подготовки для укрепления функциональных возможностей организма и развития физических качеств: быстроты, выносливости. ловкости, силы, гибкости. Средствами физической подготовки являются упражнения из других видов спорта и подвижные игры.

Общая физическая подготовка.

Строевые упражнения.

Команды для управления строем. Виды строя. Виды размыкания. Действия в строю на месте и в движении.



Гимнастические упражнения.

Упражнения без предметов: для мышц ног, брюшного пресса, спины, туловища, шеи.

Упражнения с предметами: со скакалкой, набивными мячами(1-2 кг.), гантелями. Упражнения в парах, упражнения в сопротивлении, упражнения на гимнастических снарядах и гимнастической стенке. Беговые и прыжковые упражнения.

Акробатические упражнения .

Кувырки вперед, назад, стойка на лопатах, группировки, перекаты, кувырок назад из основной стойки, «мост», переворот в сторону «колесо». Соединение указанных акробатических элементов в несложные комбинации.

Легкоатлетические упражнения.

Бег с ускорением 30-40 м. Низкий старт и стартовый разгон. Челночный бег 3х10м., 10х10 м. Эстафетный бег с этапами до 40 м. Бег с препятствием от 60-100 м., (количество препятствий 4-10 ), в качестве препятствий используются набивные мячи, учебные барьеры. Бег с чередованием с ходьбой до 400 м. Бег в медленном темпе 3 мин. Кроссовая подготовка до 2000 м. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с места, тройной прыжок с места и с разбега. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». Метание малого мяча с места в стену или щит на дальность отскока и на дальность.

Подвижные игры.

Игры без предметов: «Салки», «Волк во рву», «Третий лишний», круговые и комбинированные эстафеты.

Спортивные игры.

Баскетбол и гандбол. Ловля, передача, ведение мяча, основные способы бросков в корзину и по воротам. Индивидуальные тактические действия в защите и нападении и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении.


Специальная физическая подготовка.

Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий.

По сигналу (преимущественно зрительному) бег 5, 10,15 м. из исходных положений : стойки волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии) ; сидя, лежа на спине и животе в различных положениях по отношению к стартовой линии; тоже , но перемещение приставными шагами.

Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег 5 и 10 м.

( общий пробег за одну попытку 20-30 м.). Челночный бег, отрезок лицом вперед, отрезок спиной вперед и т.д. Челночный бег приставным шагом. Тоже с набивными мячом в руках (массой 1-3 кг). Бег и приставные шаги по периметру площадки с выполнением различных заданий по сигналу: ускорение, остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на 360 градусов. Прыжки вверх, падение и перекат, имитация подачи, нападающих ударов, блокирования и т. д. Тоже, но занимающиеся перемещаются по одному. по двое, по трое от лицевой линии к сетке. Тоже, но подаются несколько сигналов, на каждый сигнал занимающиеся выполняют определенное действие.

Подвижные игры.

«День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положении самые различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй, унеси», различные варианты игры в «Салки», специальные эстафеты с выполнением перечисленных выше заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.

Упражнения для развития прыгучести.

Приседание и резкое выпрямление ног с взмахом рук вверх. Тоже с прыжком вверх, тоже с набивным мячом в руках до 2 кг. Из положения стоя лицом к гимнастической стенке правая (левая) согнута с упором о планку, хват на уровне груди - быстрое выпрямление и сгибание ноги, от стенки не отклоняться. Тоже с отягощением. Упражнения с отягощением: приседания, прыжки, выпрыгивания, выпрыгивание из полу приседа вверх, вперед.

Многократные броски набивного (массой 1-2 кг) над собой и в прыжке и ловля после приземления. Стоя на расстоянии 1-1,5м от стены (щита) с набивным (баскетбольным) мячам в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться и снова в прыжке бросить и т.д.(выполняется ритмично, без лишних доскоков).

Прыжки на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же, с отягощением. Напрыгивание на сложенные гимнастические маты (высота постепенно увеличивается), количество прыжков подряд также увеличивается постепенно. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота 40-80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т.п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но прыжки с разбега в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных и волейбольных мячей, укрепленных на разной высоте.

Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по песку без обуви. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передачи мяча.

Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, и круговые движения кистей, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх, на месте и в сочетании с различными предметами.

Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных суставах (ладони располагаются на стене пальцами вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние от стены постоянно увеличивается). То же, но опираясь о стену пальцами. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой. Упор лежа. Передвижение на руках вправо(влево) по кругу, носки ног на месте. Из упора присев, разгибаясь вперед-вверх, перейти в упор лежа(при касании руками пола, руки согнуть). Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у лица. Движение напоминает заключительную фазу при верхней передаче мяча в волейболе.

Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (вперед, над собой) и ловля (особое внимание уделить заключительного движению кистей и пальцев). Броски набивного мяча от груди двумя руками (из стойки волейболиста) на дальность. Многократные передачи баскетбольного мяча об стену и ловля его после отскока. Броски и ловля набивных мячей. Упражнения для кистей рук с гантелями. Упражнения с кистевым эспандером. Сжимание теннисного мяча. Многократные «волейбольные» передачи набивного, гандбольного, баскетбольного мячей в стену. Многократные передачи волейбольного мяча в стену, постепенно увеличивая расстояние от нее. Многократные передачи волейбольного мяча на дальность.

Броски набивного мяча во встречных колоннах, тройках в рамках группы тактических действий (направление первой и второй передачи). То же, но броски при первой и второй передачах в соответствии с сигналом. То же в рамках командных действий.

Упражнения для развития качеств, необходимых при подаче мяча.

Упражнения с резиновыми амортизаторами. Стоя спиной к гимнастической стенке в положении наклона вперед, руки назад (амортизаторы укреплены на уровне коленей) , движение руками вниз- вперед; то же, то же. но движение выполняется только правой рукой с шагом правой ногой вперед (как при прямой нижней подаче). Стоя на амортизаторе, руки внизу- поднимание рук через стороны вверх и отведение назад.

Упражнение с набивным мячом. Броски мяча двумя руками из-за головы с максимальным прогибом при замахе. Броски мяча одной рукой над головой -правой рукой влево, левой вправо. Броски набивного мяча массой 1 кг «крюком» через сетку. Упражнение с партнером.

С набивным мячом в руках у стены (1-2 м) по сигналу бросок снизу, сверху, «крюком». То же, но бросок гандбольного мяча через сетку из-за лицевой линии. Броски набивного, гандбольного мяча через сетку на точность зоны. То же, но после перемещения от сетки. Упражнения с волейбольным мячом. Совершенствование ударного движения подачи по мячу с резиновыми амортизаторами. Подача с максимальной силой в стену. Подачи слабой рукой.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.

Броски набивного мяча массой 1 кг в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Броски набивного мяча массой 1 кг “крюком” в прыжке - в парах и через сетку. Имитация прямого и бокового нападающих ударов, держа в руках мешочки с песком (до 1 кг). Метание теннисного или хоккейного мяча (правой или левой рукой) в цель на стене (высота -1,5-2 м) или на полу (расстояние от 5 до 10 м). Метание выполняется с места, с разбега, после поворота, в прыжке, то же, через сетку. Соревнование на точность метания малых мячей. Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу на резиновых амортизаторах. То же, но у тренировочной сетки. Удары выполняются правой и левой рукой с максимальной силой. Удары по мячу на амортизаторах с отягощением на кисти, предплечье, ногах или при отягощении всего тела (куртка, пояс). Спрыгивание с высоты (до 50 см) с последующим прыжком и нападающим ударом по мячу на амортизаторах. Многократное выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания, с набрасыванием партнера или прибора для метания меча. Чередование бросков набивного мяча и нападающих ударов по мячу на амортизаторах: то же, но броски и удары через сетку (с собственного подбрасывания).

Упражнения в парах. С набивным мячом в руках (1 кг) прыжок вверх, замах из-за головы двумя руками и в ответ на сигнал-бросок с сильным заключительным движением кистей вниз - вперед или вверх- вперед плавно. То же, но бросок через сетку. То же, но бросок вниз двумя руками, вверх – одной. В ответ на сигнал «бросок» набивного мяча двумя руками по ходу или с переводом (вправо, влево).

Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжковые упражнения, описанные ранее в сочетании с подниманием рук вверх с касанием повешенного набивного мяча. То же, с касанием волейбольного мяча на резиновых амортизаторах: с места, после перемещения, после поворотов, после поворотов и перемещений (различные сочетания), после прыжка в глубину (спрыгивания).

Стоя у стены (щита) с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх, подпрыгнуть и двумя руками (ладонями) отбить мяч в стену; приземлившись, поймать мяч и т.д.

Отбивание мяча в высшей точки взлета. Учащийся располагается спиной к стене. Бросить мяч вверх - назад, повернуться на 180 градусов и в прыжке отбить мяч в стену. Те же, предыдущие два упражнения, но мяч набрасывает партнер. Партнёр с мячом может менять высоту подбрасывания, выполнять отвлекающие и обманные движения: замах и движение на бросок, но в последний момент мяч задерживается в руках и тут же подбрасывается и т.д. То же, поворот блокирующего по сигналу партнёра. Вначале мяч подбрасывается после поворота, затем во время поворота и, наконец, до поворота. Выполнение перечисленных упражнений, но после перемещения и остановки. Многократные прыжки с доставанием ладонями подвешенного набивного мяча или волейбольного на амортизаторах.

Передвижение вдоль сетки лицом к ней приставными шагами правым и левым боком вперёд, остановка и принятие исходного положения для блокирования. То же, но в положении спиной к сетке и с поворотом на 180 градусов. То же, что предыдущие два упражнения, но на расстоянии 1м от сетки, исходное положение принимается после одного шага к сетке. То же, что последние три упражнения, но остановка и прыжок по сигналу. Перемещения у сетки, остановка и прыжок вверх, ладонями коснуться подвешенного над сеткой набивного (волейбольного) мяча.

Двое занимающихся стоят у сетки лицом к ней на противоположных сторонах площадки, один двигается пристанными шагами с остановками и изменением направления, другой старается повторить его действия. То же, но с прыжком, стараться над сеткой коснуться ладоней партнёра. Упражнение вдвоём, втроём на согласованность действий на основе перечисленных упражнений.

Нападающий с набивным мячом перемещается вдоль сетки, выполняет остановки и в прыжке бросает мяч над собой, блокирующий должен своевременно занять исходное положение и прыгнуть на блок так, чтобы ладони были над сеткой в момент выпуска мяча из рук нападающего.

Нападающие выполняют броски и ловлю набивного мяча в рамках групповых тактических действий в нападении, блокирующий выбирает место и блокирует (заключительная фаза в предыдущем упражнении). Предыдущие два упражнения, но блокирующих у сетки – трое, блокируют двое.

ТЕХНИКА И ТАКТИКА ИГРЫ

Техника нападения. Действия без мяча.

Перемещения и стойки : стартовая стояка (исходные положения) в сочетании с перемещениями; ходьба скрестным шагом вправо, влево, бег спиной вперед; перемещения приставными шагами спиной вперёд; двойной шаг назад, вправо, влево, остановка прыжком; прыжки; сочетание способов перемещений.



Действия с мячом.

Передача мяча: сверху двумя руками; передача на точность, с перемещением в парах; встречная передача, передача в треугольнике. Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку, в непосредственной близости об неё.

Подача мяча: нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность.

Нападающие удары: по ходу сильнейшей рукой с разбега (1,2,3 шага) по мячу, подвешенному на амортизаторах; установленному в держателе; через сетку по мячу, наброшенному партнёром; нападающий удар из зоны 4 с передачи партнёра из зоны 3. Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и средних передач.

Техника защиты. Действия без мяча.

Перемещения и стойки: стартовая стойка (исходные положения)в сочетании с перемещениями. Ходьба, бег, перемещаясь скрестным шагом, спиной вперед. Перемещение приставными шагами, спиной вперед. Скачки назад, вправо, влево. Остановка прыжком. Падения и перекаты после падения. Сочетание способов перемещений с остановками и стойками. Сочетание способов перемещений и стоек с техническими приемами игры в защите.

Действия с мячом.

Прием мяча: снизу двумя руками (отбивание мяча снизу двумя руками в парах, с различными заданиями; многократное подбивание мяча снизу над собой); прием снизу с подачи; одиночное блокирование (стоя на подставке в зонах 4, 2, 3 ). Прием мяча сверху двумя руками, снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и передача в зоны 3, 2. Нижняя передача на точность, прием мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 4, 3, 2; Прием мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину.

Блокирование : одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4, 2, стоя на подставке; одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4, 3, 2.)Прием мяча сверху двумя

руками, снизу двумя руками с подачи в зонах 6,1,5 и первая передача

в зоны 3,2. Нижняя передача на точность; приём мяча снизу двумя

руками с подачи в зонах 6,1,5 и первая передача в зоны 4,3,2; приём

мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим нападением и перекатом на бедро и спину.

Тактика нападения.

Индивидуальные действия.

Выбор места:

для выполнения второй передачи в зонах 3, 2; для нападающего удара

(прямого сильнейшей рукой в зонах 4 и 2) ; для выполнения второй

передачи в зоне 2; стоя спиной по направлению; для выполнения

подачи (верхней прямой).

. При действиях с мячом: Выбор способа отбивания мяча через

сетку (стоя на площадке): передачей сверху двумя руками, кулаком,

снизу. Чередование подачи в дальнюю и ближнюю к сетке

половину площадки. Подача на точность в зоны (по заданию).

Чередование подач в дальнюю и ближнюю к сетке половину

площадки. Подача на точность в зоны (по заданию).

Чередование способов подач на точность : в ближнюю, дальнюю

половины площадки. Выбор способа отбивания мяча через сетку:

передачей сверху двумя руками, кулаком (стоя на площадке в прыжке);

снизу (в положении лицом, боком, спиной к сетке). Подача на игрока,

слабо владеющего навыками приёма мяча. Чередование способов подач

(верхняя прямая, в прыжке) ; вторая передача спиной (из зоны 3) .

Групповые действия: взаимодействия игрока зоны 3 с игроком зоны 4, игрока зоны 3 с игроком зоны 2 (при второй передаче). Взаимодействие игроков передней линии. При первой подаче: игрока

зоны номер 4 с игроком зоны номер 2, игрока зоны 3 с игроком зоны 2, игрока зоны 3 с игроком зоны 4. При второй подаче: игрока зоны 3 с игроком зоны 2 и 4, игрока зоны 2 с игроком зоны 3. Игроков зон 6,5 и 1с игроком зоны 3 (в условиях чередования подач зоны). Взаимодействия игроков при второй передачи зон 6, 5 с игроком зоны 2 (при приёме от

передач и подач).

Командные действия: система игры со второй передачи игрока

передней линии. Приём подачи и первая передача в зону 3,

вторая передача в зоны 4 и 2, стоя лицом в сторону передачи.

Приём подачи и первая передача в зону 2, вторая передача в

эону 3. Прём мяча с подачи и первая передача в зону 3, вторая -

спиной.

Система игры со второй передачи передней линии.

Тактика защиты.

Индивидуальные действия.

Выбор места:

при приёме мяча, посланного противником через сетку. При блокировании ( выход в зону удара ). При страховке партнёра,

принимающего мяч с подачи, передачи. При приёме подач;

при страховке партнёра, принимающего мяч от подачи и обманной

передачи. Определение времени для отталкивания при блокировании, своевременность выноса рук над сеткой.

При действиях с мячом: выбор способа приёма мяча, посланного

через сетку противником (сверху, снизу, с нападением ).

Групповые действия.

Взаимодействия игроков при приеме подачи и передачи. Игроков задней линии: игрока зоны 1 с игроком зоны 6; игрока зоны 5 с игроком зоны 6; игрока зоны 6 с игроком 5 и 1. Игроков передней линии: игроки зоны 3 с игроком зон 4 и 2. Игроков зон 5,1 и 6 с игроками зон 4 и 2 при приеме подачи и с передачи (при обманных действиях). Взаимодействия игроков при приеме от подачи передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны 6 с игроками зон 1,5,3; игрока зоны 5 с игроками зон 6 и 4.Взаимодействия игроков внутри линии и между ними при приеме от подачи, нападающего и обманного ударов.

Групповые действия.

Расположение игроков при приеме мяча от противника, «углом вперед ». Расположение игроков при приеме мяча от противника «углом вперед» с применением групповых действий. Расположение игроков при приеме подачи (нижней и верхней прямой), когда игрок зоны 4 стоит у сетки, а игрок зоны 3 оттянут, и находится в зоне 4, после приема игрок зоны 4 идет на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остается в зоне 4 и играет в нападении. Система игры: расположение игроков при приеме мяча от противника «углом вперед» с применением групповых действий.


ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ

Контрольные упражнения по общей физической подготовке

(14-17 лет)

Физические способности

Контрольные упражнения

юноши

девушки

1

2

3

4

1

2

3

4

Скорость

Бег 30 м

Бег 60 м

4,7

8,8

4,6

8,6

4,5

8,4

4,4

8,2

5,1

9,7

5,0

9,6

4,9

9,4

4,8

9,2

Координационные

Челночный бег3х10 м

8,0

7,7

7,3

7,2

8,6

8,5

8,4

8,3

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места

210

220

230

240

200

205

210

215

Выносливость

1000 м

3,50

3,45

3,40

3,30

4,50

4,40

4,35

4,30

Гибкость

Наклон вперед из положения сидя (см.)

11

12

15

16

17

18

19

20+

Сила

Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики);

На низкой перекладине,

из виса лежа

(девочки)


9





10

11

12

16





17

18

19


Контрольные упражнения по специальной физической подготовке.

Содержание (виды испытаний)

Количественный показатель

1

2

3

4

1.

Передача мяча сверху над собой.

6

8

10

12

2.

Передача мяча снизу над собой.

6

8

10

12

3.

Чередование способов передачи мяча сверху, снизу (количество серий).

5

6

7

8

4.

Прием мяча с подачи и первая передача в зону 3

2

2

3

4

5.

Нападающий удар по мячу в держателе.

2

3

4

5

6.

Подача верхняя прямая по зонам (14-15 лет), в прыжке по зонам (16-17 лет)

3

4

5

6

7.

Вторая передача на точность из зоны 2 в зону 4

3

4

5

6

8.

Вторая передача из зоны 3 в зону 2 (стоя спиной к направлению).

3

4

5

6

9.

Через сетку из зоны 4 в зону 4 в прыжке.

2

3

4

5

10.

Передачи сверху, прием снизу над собой у стены (количество серий).

2

3

4

5

11.

Блокирование (вдвоем) нападающего удара из зоны 4 (2).

1

3

4

5

12.

Нападающий удар из зоны 4 в зоны 5 и 6.

2

3

4

5


Примечание: Обследование физического развития производится по общепринятой методике биометрических измерений.


Учебно-методическое и организационное обеспечение программы

1.Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта

«Волейбол» Ю.Д.Железняк, В.В.Костюков, А.В.Чачин. Министерство спорта Российской федерации ,Москва 2016г.

2.Комплексная программа по предмету «Физическая культура» В.И.Лях , Москва «Просвещение». 2016г.








21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!