СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Мастерская фантазий"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мастерская фантазий" имеет художественную направленность и нацелена на формирование готовности и способности детей младшего школьного возраста к реализации своего творческого потенциала средствами декоративно-прикладного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Мастерская фантазий"»





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Мастерская фантазий»



Автор-составитель: Соловьёва Светлана Дмитриевна

Педагог дополнительного образования МБУДО «Дворец творчества детей и молодёжи имени Добробабиной А.П. города Белово»

Уровень программы: разноуровневый.

Направленность: художественная.

Возраст обучающихся: 8-10 лет.

Срок реализации: 2 года.



1. Комплекс основных характеристик

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская фантазий» разработана на основе следующих нормативных документов: - Федеральный Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" №273 от 29.12.2012 г.; - Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепция развития дополнительного образования детей утвержденной распоряжением Правительство Российской Федерации N 1726-р от 04.09.2014 г.;

- Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172- 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 05.04.2019 №740 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей»;

- Устав Учреждения.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская фантазий» имеет художественную направленность и нацелена на формирование готовности и способности детей младшего школьного возраста к реализации своего творческого потенциала средствами декоративно-прикладного творчества.

Программа является модифицированной, при её составлении использовались программы: Ручное творчество» под редакцией Н.А. Цирулик, Т.Н. Пресняковой. «Корпорация Фёдоров» г. Самара, 2000 г., программа «Мозаика из соломки» под редакцией А.П. Паниченко. ИМЦ г. Белово, 2002 г. Программой предусмотрены задания по таким направлениям декоративно-прикладного творчества, как «Аппликация», «Мозаика», «Лепка», «Коллаж».

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерская фантазий» состоит в том, что она не только стимулирует познавательную активность учащихся в области декоративно-прикладного творчества и способствует освоению навыков и умений в работе с разнообразными материалами, но также учит видеть красоту природных форм мира живой природы. Истинный же ценитель красоты, человек с душой художника, творца способен быть не только другом природы, но и стать активным членом в рядах её защитников.

Отличительные особенности программы. Активное развитие современного мира предъявляет все больше требований к личности человека. Для адаптации в быстроразвивающемся, высокотехнологичном обществе необходимо обладать важнейшими качествами: способностью творчески мыслить и принимать нестандартные решения, готовностью обучаться в течение всей жизни, инициативностью.

Перед педагогами встает задача воспитания успешного, достойного, высоконравственного духовного гражданина, способного к саморазвитию, имеющего мотивацию к обучению и познанию.

Одним из средств решения этой задачи является искусство, способное развивать у детей чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать, ценить кра­соту и богатство природы. Особенно этому может способствовать занятия декоративно-прикладным творчеством: аппликация, лепка, мозаика, коллаж, на которых учащиеся осваивают необходимые знания в области декоративно-прикладного творчества получают представления о специфических формах в данной деятельности.

Новизна программы состоит в комплексности содержания. Она не просто дополняет школьный курс технологии, знакомя учащихся с различными видами и техниками декоративно-прикладного творчества, но и расширяет знания в освоении технологий обработки природных и искусственных материалов. Использование результатов художественной деятельности детей имеет существенное воспитательное значение. Освоение основ декоративно-прикладного творчества служат эффективным средством познания действительности, помогают формированию и развитию зрительного восприятия, ассоциативного видения, воображения и пространственных представлений. Основной акцент в процессе занятий ставится на развитие у детей способности к эмоционально-эстетическому восприятию окружающего мира, обогащение образного и логического мышления, формирование системы нравственно-эстетических взглядов, воспитание любви к природе, умение видеть её красоту и использовать это умение в процессе выполнения творческих работ.

Программа построена по циклическому принципу - все разделы повторяются на протяжении 2 лет обучения, но темы расширяются и углубляются, с каждым годом учащиеся в большем объеме изучают специальную терминологию и новые техники. Цикличность позволяет учитывать индивидуальный темп развития и особенности восприятия детей, расширять поле их творческих возможностей.

Адресат программы. Программа разработана для учащихся 8-10 лет, предусмотрен свободный набор в группы по 15 человек.

При составлении программы учитывались следующие возрастные особенности развития школьников: острота и свежесть восприятия, яркость воображения, хорошая работоспособность, интерес к предмету. Одна из возрастных особенностей детей данного возраста, характеризуется совпадением изменений в системе социальных отношений и перестройкой всех систем и функций организма требует большого напряжения и мобилизации резервов организма ребёнка. Учитывая это, программа выполняет функцию арт-терапевтического воздействия.

Программа рассчитана на 2 года обучения для учащихся - 8-10 лет.

Объем программы: 360 часов на 2 года обучения – 1 год обучения -144 часа, 2 год обучения - 216 часов.

Срок освоения программы 2 года. Недельная нагрузка для учащихся 1 года обучения – 4 часа, для учащихся 2 года обучения – 6 часов в неделю.

Уровень освоения содержания:

разноуровневая: 1 год обучения - ознакомительный,

2 год обучения - базовый.

Занятия в группе проводятся: первый год - 2 раза в неделю по 2 часа, второй год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа. Количество детей в группе: первый год обучения - 15 человек; второй год обучения 15 -12 человек.

Методы, формы и педагогические приемы организации образовательной деятельности

Реализация программы основана на системно-деятельностном подходе, предусматривает использование различных форм организации работы: коллективные, групповые, индивидуальные и дифференцированно – групповые.

Принципы обучения:

1. эмоционально положительное отношение учащихся к деятельности – основное условие развития детского творчества;

2. учет индивидуальных особенностей детей – одно из главных условий успешного обучения;

3. последовательность освоения учебного материала – от простого к сложному, от учебных заданий к творческим решениям;

4. удовлетворение практических чувств ребенка через создание полезных и красивых поделок.

Методы обучения:

1. репродуктивный (воспроизводящий);

2. иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

3. проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми); 4) эвристический (проблема ставится самими детьми, ими же предлагаются пути решения).

Формы занятий: занятие-игра, занятие-фантазия, занятие- путешествие, занятие-сказка, викторины, экскурсии, тематические выставки.

Реализация программы предусматривает использование различных форм организации работы: коллективные, групповые, индивидуальные.

Форма обучения – очная.


1.2. Цель и задачи

Цель программы: формирование и развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом развитии посредством занятий декоративно-прикладным творчеством.

Задачи программы:

Обучающие:

- знакомить с видами и техниками ДПИ: Аппликация, Мозаика, Лепка, Коллаж;

- учить технологической последовательности выполнения работ в техниках и видах ДПИ: Аппликация, Лепка, Мозаика, Коллаж;

- учить практическим приёмам выполнения поделок в видах и техниках ДПИ: Аппликация, Лепка, Мозаика, Коллаж.

Развивающие:

- развивать умение последовательно выстраивать порядок действий при выполнении задания;

- формировать умение понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;

- развить художественно-творческие способности: умение образно мыслить,

видеть красоту природных форм и использовать это в работе.

Воспитывающие:

- формировать представления и потребность в ознакомлении с видами и техниками декоративно-прикладного искусства;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, бережливость, дисциплинированность и ответственность за порученное дело;

- формировать основные моральные нормы и правила поведения.




1.3. Содержание программы

Учебный план

1 год обучения (ознакомительный уровень)


Цель: формирование творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом развитии посредством занятий декоративно-прикладным творчеством.

Задачи:

обучающие:

- познакомить с видами и техниками ДПИ: Аппликация, Мозаика, Лепка, Коллаж.

- учить технологии выполнения аппликаций из цветной бумаги: плоскостной, геометрической, обрывной, объёмной; мозаики из яичной скорлупы;

- учить лепке из цельного куска пластичной массы;

- учить выполнению коллажей с использованием флористического материала.

развивающие:

- формировать навыки работы с технологическими картами и схемами при выполнении работ в техниках ДПИ: Аппликация, Мозаика, Лепка, Коллаж.

- развивать воображение и творческую активность.

воспитывающие:

- приобщить к умению самостоятельно организовывать своё рабочее место;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, бережливость, дисциплинированность и ответственность за порученное дело.



Название раздела,

темы

Количество часов

Форма контроля

всего

теория

практика


1

Введение

2

2

-

Беседа

2

Аппликация

70

20

50


2.1

Вид декоративно-прикладного искусства «Аппликация».

2

2


Опрос


2.2

Плоскостная аппликация.

10

2

8

Тест

Творческая работа

2.3

Аппликация геометрическая.


8

2

6

Кроссворд

Творческая работа

2.4

Аппликация обрывная.

10

2

8

Тест

Творческая работа

2.5

Аппликация из салфеток.


8

4

4

Опрос

Творческая работа

2.6

Аппликация объёмная.


10

4

6

Творческая работа.

Кроссворд

2.7

Аппликация из семян.


10

2

8

Творческая работа.

Тест

2.8

Флористическая аппликация.

12

2

10

Творческая работа.

Выставка

3

Мозаика из природного материала

14

4

10


3.1

Вид мозаики из природного материала - «Мозаика из яичной скорлупы».

2

2


Беседа

3.2

Мозаика из яичной скорлупы.


12

2

10

Тест

Творческая работа

4

Лепка

18

6

12


4.1

Вид декоративно-прикладного искусства – «Лепка».

2

2


Тест

4.2

Лепка из пластилина.


16

4

12

Опрос

Творческая работа

5

Коллаж

38

4

34


5.1

Флористический коллаж.


6

2

4

Творческая работа

Беседа

5.2


Виды коллажей с использованием искусственных материалов.

32


2

30

Опрос

Творческая работа

6

Итоговое занятие

2

2

-

Выставка

тестирование


Итого:

144

38


106






Планируемые результаты первого года обучения

Предметные УУД

По окончании первого года обучения, учащиеся приобретут:

знания:

- истории возникновения техник и видов декоративно-прикладного искусства: Аппликация, Мозаика, Лепка, Коллаж;

- видов аппликации: плоскостная, обрывная, с объёмными элементами;

- технологической последовательности изготовления простейших работ в техниках и видах ДПИ: Аппликация, Мозаика, Лепка, Коллаж.

- терминов, используемых в работе.

умения:

- использовать различные приемы работы в аппликации, мозаике, лепке, при работе с материалами природного и искусственного происхождения;

- выполнять плоскостные аппликации методами вырезания, обрывания;

- выполнять мозаику из яичной скорлупы на плоскости, методом придавливания и расплющивания;

- выполнять лепные формы методом вытягивания из цельного куска пластичной массы;

- выполнять коллажи с использованием материалов природного происхождения /флористического материала: листьев, трав, цветов;

- выполнять коллажи с использованием материалов искусственного происхождения: бисера, бусин, стекляруса.

Личностные УУД

- формирование основных моральных норм, умение сопереживать.

Регулятивные УУД

- умение последовательно выстраивать порядок действий при выполнении

задания.

Познавательные УУД

- развитие умений учащихся проводить сравнение и обобщение при работе с образцами работ в техниках и видах ДПИ.

Коммуникативные УУД

- приобретение навыков учебного сотрудничества со сверстниками и педагогом.


Содержание программы

1 год обучения (ознакомительный уровень)


1. Введение (2 часа)

Знакомство с содержанием программы. Правила поведения в кабинете. Оборудование кабинета, организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасности труда. Стартовая диагностика УУД.


2. Аппликация: (70 часов) 35 занятий

2.1 Вид декоративно-прикладного искусства «Аппликация». (2 часа)

История возникновения аппликации. Аппликация из цветной бумаги. Виды бумаги.

2.2 Плоскостная аппликация. (10 часов) 5 занятий

Теоретическое занятие: 2 часа

Вид аппликации – «Аппликация плоскостная». Особенности данного вида аппликации. Способы выполнения аппликации.

Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Подготовка материала к работе /бумага: цвет, фактура/. Подготовка основы. Выполнение деталей аппликации /вырезание/. Выполнение аппликации. Оформление.

Практические занятия: 8 часов

Плоскостная аппликация «Бабочки».

Плоскостная аппликация с прорезными элементами «Тюльпан». Вид техники в аппликации – «аппликация с прорезными элементами». Особенности данного вида аппликации;

Плоскостная аппликация с прорезными элементами «Ковёр из осенних листьев»;

Плоскостная аппликация с прорезными элементами «Закладка».

Плоскостная аппликация с прорезными элементами «Зима в лесу».

2.3 Аппликация геометрическая: (8 часов) 4 занятия

Теоретическое занятие: 2 часа

Геометрическая аппликация. Вид аппликации «Аппликация геометрическая». Особенности данного вида аппликации. Способы выполнения аппликации.

Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Подготовка материала к работе /бумага: цвет/. Подготовка основы. Выполнение деталей аппликации /вырезание/. Выполнение аппликации. Оформление.

Практические занятия: 6 часа

Геометрическая аппликация. «Птичка».

Геометрическая аппликация «Платок».

2.4 Аппликация обрывная: (10 часов) 5 занятий

Теоретические занятия: 2 часа

Обрывная аппликация. Вид аппликации - «Обрывная аппликация».

Особенности данного вида аппликации.

Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Подготовка основы /бархатная бумага, картон/. Выполнение аппликации способом «Полотно» /плотное последовательное наклеивание кусочков бумаги друг к другу/. Монтирование аппликации. Оформление.

Практические занятия: 8 часов

Способы выполнения аппликации.

Обрывная аппликация «Берёза».

Обрывная аппликация «Осенний день».

Обрывная аппликация «Морские обитатели».

2.5 Аппликация из салфеток: (8 часов) 4 занятия

Теоретические занятия: 4 часа

Аппликация из салфеток. Вид аппликации – «Аппликация из салфеток». Особенности выполнения данной аппликации. Способы выполнения аппликации.

Способы подготовки деталей к работе при выполнении аппликации из салфеток. Способы аппликации.

Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Подготовка основы /бархатная бумага, картон/. Выполнение аппликации способом «Полотно» /плотное последовательное наклеивание комочков бумаги друг к другу/. Монтирование аппликации. Оформление.

Практические занятия: 4 часа

Аппликация из салфеток «Сердечко».

Аппликация из салфеток «Ветка рябины».


2.6 Аппликация объёмная: (10 часов) 5 занятий

Теоретическое занятие: 4 часа

Объёмная аппликация. Вид аппликации – «Объёмная аппликация». Особенности выполнения данной аппликации. Способы выполнения аппликации.

Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Подготовка материала к работе /бумага: цвет, фактура/. Подготовка основы. Выполнение деталей аппликации /вырезание, сгибание, склеивание/. Выполнение аппликации. Оформление.

Практические занятия: 6 часов

Объёмная аппликация «Ромашка».

Объёмная аппликация «Ёжик».

Объёмная аппликация «Георгин».

Объёмная аппликация «Пион».

Объёмная аппликация «Зимняя фантазия».

2.7 Аппликация из семян: (10 часов) 5 занятий

Теоретические занятия: 2 часа

Аппликация из семян. Вид аппликации – «Аппликация из семян».

Вид природного материала – семена растений. Декоративные свойства данного природного материала. Особенности выполнения данной аппликации.

Способы выполнения элементов в данном виде аппликации.

Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Подготовка основы. Побор материала /форма, размер, цвет/. Выполнение аппликации. Оформление.

Практические занятия: 8 часов

Аппликация из семян «Растительный орнамент».

Аппликация из семян «Цветы в вазе».

Аппликация из семян «Панно «Движение».

2.8 Флористическая аппликация: (14 часов) 7 занятий

Теоретические занятия: 2 часа

Флористическая аппликация. Вид аппликации – «Флористическая

аппликация». Особенности выполнения данной аппликации. Вид

природного материала – «Флористический материал». Декоративные

свойства флористических материалов. Способы заготовки и хранения

флористических материалов. Особенности данной аппликации. Способы

выполнения аппликации.

Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Аппликация из трав и листьев. Подготовка основы. Побор материала /форма, размер, цвет/. Подготовка деталей аппликации /детализация/. Выполнение аппликации. Оформление.

Практические занятия: 12 часов

Флористическая аппликация «Рыбка».

Флористическая аппликация «Осень в лесу».

Стилизация форм во флористических материалах.

Флористическая аппликация «Ирис».

Флористическая аппликация «Лилия».


3. Мозаика из природного материала: (14 часов) 7 занятий

3.1 Вид мозаики из природного материала - «Мозаика из яичной скорлупы». (2 часа)

Теоретические занятия: 2 часа

Декоративные свойства скорлупы. Особенности мозаики из яичной скорлупы.

3.2 Мозаика из яичной скорлупы. (12 часов)

Теоретические занятия: 2 часа

Мозаика из яичной скорлупы. Способы выполнения мозаики.

Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Подготовка материала к работе/сортировка по цвету/. Перенос эскиза на основу. Выполнение мозаики. Оформление.

Практические занятия: 10 часов

Мозаика из яичной скорлупы «Рамка для фото».

Мозаика из яичной скорлупы «Обитатели морей».

Мозаика из яичной скорлупы. Декорирование поверхности предмета

«Карандашница».


4. Лепка: (18 часов) 9 занятий

4.1 Вид декоративно-прикладного искусства – «Лепка». (2 часа)

Теоретическое занятие: 2 часа

Вид декоративно-прикладного искусства – «Лепка».

Вид пластичной массы - «Пластилин». Оборудование. Способы работы

с пластилином. Техника безопасности при работе с инструментами и

материалами.

4.2 Лепка из пластилина. (16 часов)

Теоретическое занятие: 4 часа

Лепка из пластилина.

Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Подготовка пластичной массы к работе. Моделирование формы изделия. Декорирование изделия пластилином.

Практические занятия: 12 часов

Лепка из пластилина. Пластический способ лепки. Лепка объёмных фигур способом «вытягивания» из цельной пластичной массы. Лепка из пластилина «Фрукты».

Лепка из пластилина. Лепка объёмных фигур из пластилина конструктивным способом. Лепка из пластилина «Лесные жители».

Лепка из пластилина. Лепка плоскостных фигур. «Расписной» пластилин, полученный способами: раскатывания, резания, смешивания. Лепка из пластилина «Сердечко».

Лепка из пластилина «Черепаха».

Лепка из пластилина. Лепка объёмных фигур комбинированным способом.

Лепка объёмных фигур комбинированным способом «Ёжик».

Лепка объёмных фигур комбинированным способом «Пасхальное яйцо».


5. Коллаж: (38 часов) 19 занятий

5.1 Коллаж из природных материалов: (8часов) 4 занятия

Теоретическое занятие: 2 часа

Вид техники в декоративно-прикладном искусстве – «Коллаж».

Практические занятия: 6 часов

Коллажи с использованием природных материалов. Декоративные свойства

материалов, используемых в работе /флористический, соломка, дерево/ Способы выполнения коллажей. Флористический коллаж «Осенний день»

Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Разработка эскиза.  Подготовка основы. Выполнение фоновой заливки. Перенос эскиза на основу. Подбор материала /цвет, фактура, размер/. Выполнение коллажа. Оформление.

5.2 Коллаж из искусственных материалов: (30 часов) 15 занятий

Теоретическое занятие: 2 часа

Виды коллажей с использованием искусственных материалов.

Декоративные свойства материалов, используемых в работе /бисер, бусины, стеклярус, проволока и т.д./. Способы выполнения коллажей с

использованием искусственных материалов.

Практические занятия: 28 часов

Поздравительная открытка к Дню пожилого человека «Дорогим, дедушке и бабушке».

Выполнение панно в технике «Коллаж». Коллаж «Любимой мамочке».

Коллаж «Снежный хоровод».

Поздравительная открытка «Зимние узоры». Коллаж «Зимняя сказка».

Поздравительная открытка «С Днём защитника Отечества».

Поздравительная открытка «С Международным женским днём».

Коллаж «Великая Пасха».

Коллаж «Весна идёт».

Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Подбор материала /цвет, фактура, размер/. Разработка эскиза. Подготовка основы. Выполнение фоновой заливки. Перенос эскиза на основу. Выполнение деталей коллажа. Выполнение коллажа. Оформление.


6. Итоговое занятие

Теоретическое занятие: 2 часа

Выставка работ учащихся. Итоговая диагностика УУД.



Учебный план

2 год обучения (базовый уровень)


Цель: развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом развитии посредством занятий декоративно-прикладным творчеством.

Задачи:

обучающие:

- учить технологии выполнения аппликаций и панно из флористического материала: листьев, цветов, флористической крошки, тополиного пуха,

инкрустации яичной скорлупой, лепке комбинированным способом из пластичной массы, выполнению работ в технике «Папье-маше», изготовлению

флористических коллажей и коллажей с использованием искусственных материалов.

развивающие:

- развить художественно-творческие способности: умение образно мыслить,

видеть красоту природных форм и использовать это в работе;

- приобщить к умению понимать и анализировать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

воспитывающие:

- воспитывать потребность в углубленном ознакомлении с видами и техниками декоративно-прикладного искусства;

- воспитывать культуру труда;

- формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.





Название раздела,

темы

Количество часов

Форма контроля

всего

теория

практика


1

Введение

2

2


Беседа

2

Аппликация

58

8

50


2.1

Флористическая аппликация.

10

2

8

Опрос

2.2

Флористические панно.

34

2

32

Тест

Творческая работа

2.3

Аппликация из флористической крошки.

8

2

6

Кроссворд

Творческая работа

2.4

Аппликация из тополиного пуха

6

2

4

Творческая работа.

Опрос







3

Мозаика

42

4

38


3.1

Мозаичные панно из яичной скорлупы.


26

2

24

Творческая работа.

Беседа

3.2

Инкрустация яичной скорлупой.


16

2

14

Творческая работа

Опрос

4

Лепка

32

4

28


4.1

Лепка из пластилина. Панно.


8

2

6

Творческая работа

Беседа

4.2

Папье-маше – как техника в виде декоративно-прикладного искусства «Лепка».

24

2

22

Творческая работа.

Тест

5

Коллаж

80

6

74


5.1

Коллаж из природных материалов.

10

2

8

Творческая работа

Беседа

5.2

Коллаж из искусственных материалов.

58

2

56

Творческая работа

Опрос

5.3

Выполнение поздравительных открыток.

12

2

10

Творческая работа

Беседа

6

Итоговое занятие

2

2

-

Выставка.

Тестирова-ние


Итого:

216

26

190



Планируемые результаты второго года обучения

Предметные УУД

По окончании второго года обучения, учащиеся приобретут:

знания:

- истории возникновения техник и видов декоративно-прикладного искусства: Аппликация, Мозаика, Лепка, Коллаж;

- видов аппликации: флористическая аппликация, аппликация из соломки;

- технологической последовательности изготовления творческих работ в техниках и видах ДПИ: Аппликация, Мозаика, Лепка, Коллаж.

- терминов, используемых в работе.

умения:

- использовать различные приемы работы в аппликации, мозаике, лепке, при работе с материалами природного и искусственного происхождения:

- выполнять флористические аппликации методами наклеивания на основу природного материала в необработанном виде, методом наклеивания природного материала в обработанном виде /детализация, выполненная на кальке/;

- выполнять мозаику из яичной скорлупы на объёмных поверхностях, методом придавливания и расплющивания;

- выполнять лепные формы конструктивным способом лепки из пластичной массы;

- выполнять изделия в технике «Папье-маше»;

- выполнять коллажи с использованием материалов природного происхождения /флористического материала: флористической крошки, тополиного пуха, семян/;

- выполнять коллажи с использованием материалов искусственного происхождения: нитки, ткань, дермантин, целлофан.


Личностные УУД

- проявление способности к адекватной самооценке своих действий.

Регулятивные УУД

- умение понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

Познавательные УУД

- развитие умений учащихся проводить сравнение, обобщение, анализ при работе с образцами, технологическими картами, схемами работ в техниках и видах ДПИ.



Коммуникативные УУД

- приобретение навыков учебного сотрудничества со сверстниками и педагогом;

- формирование умения работы в малых группах.


Содержание программы

2 год обучения (базовый уровень)


1. Введение

Теоретическое занятие: (2 часа)

Вводное занятие. Знакомство с содержанием программы. Стартовая диагностика

УУД.

Виды материалов для творчества. Правила Т/Б.

Виды изобразительной техники: аппликация, мозаика, лепка, коллаж.


2. Аппликация: (58 часов) 28 занятий

2.1 Флористическая аппликация: (10 часов) 5 занятий

Теоретические занятия: 2 часа

Флористическая аппликация. Способы заготовки и хранения флористических материалов.

Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Разработка эскиза. Подготовка основы. Перенос эскиза на основу. Подготовка материала к работе /флористический материал: цвет, размер/. Выполнение деталей аппликации /детализация, вырезание/. Выполнение аппликации. Оформление.

Практические занятия: 8 часов

Флористическая аппликация «Роза» (10 ч.).


2.2 Флористические панно: (34 часа) 17 занятий

Теоретические занятия: 2 часа

Флористические панно. Линейная перспектива. Применение линейной перспективы в работе над флористической аппликацией. Подготовка материала к работе /флористический материал: цвет, размер/.

Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Разработка эскиза. Подготовка основы. Выполнение фоновой заливки. Перенос эскиза на основу. Выполнение деталей аппликации /детализация, вырезание/. Выполнение аппликации. Оформление.

Практические занятия: 32 часа

Флористическая аппликация «Люблю тебя, мой край родной!» (18 ч.).

Флористическая аппликация «Цветущее лето» (16 ч.).




2.3 Аппликация из флористической крошки: (8 часов) 3 занятия

Теоретические занятия: 2 часа

Аппликация из флористической крошки. Вид флористического

материала – флористическая крошка. Декоративные свойства материала.

Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Подготовка материала к работе /флористическая крошка: цвет, степень измельчения/. Разработка эскиза. Подготовка основы. Выполнение фоновой заливки. Перенос эскиза на основу. Выполнение аппликации. Оформление.

Практические занятия: 6 часов

Аппликация из флористической крошки «Осенний день».

2.4 Аппликация из тополиного пуха: (6 часов) 3 занятия

Теоретические занятия: 2 часа

Аппликация из тополиного пуха. Декоративные свойства материала.

Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Подготовка материала к работе/сортировка/. Разработка эскиза. Подготовка основы. Перенос эскиза на основу. Выполнение аппликации. Оформление.

Практические занятия: 4 часа

Аппликация из тополиного пуха «Зайчик».


3. Мозаика: (42 часа) 21 занятие

3.1 Мозаичные панно из яичной скорлупы: (26 часов) 13 занятий

Теоретическое занятие: 2 часа

Мозаичные панно из яичной скорлупы. Способы окрашивания яичной скорлупы. Оборудование. Красители /природные и искусственные/.

Практические занятия: 24 часа

Мозаичное панно из яичной скорлупы «Зима в лесу».

Мозаичное панно из яичной скорлупы «Сердечко».

Мозаичное панно из яичной скорлупы «Мак».

Мозаичное панно из яичной скорлупы «Морские глубины».

3.2 Инкрустация яичной скорлупой: (16 часов) 8 занятий

Теоретическое занятие: 2 часа

Инкрустация яичной скорлупой. Понятие «Инкрустация».

Инкрустация яичной скорлупой. Понятие «Инкрустация». Особенности выполнения работы в данной технике. Понятие «Узор», «Орнамент».

Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Подготовка материала к работе/сортировка по цвету/. Разработка эскиза. Перенос эскиза на основу. Подготовка поверхности к выполнению инкрустации. Выполнение инкрустации. Оформление.

Практические занятия: 14 часов

«Рамка для фото».

«Декорирование горшочка».



4. Лепка: 32 часа

4.1 Лепка из пластилина. Панно: (8 часов) 4 занятия

Теоретическое занятие: 2 часа

Панно из пластилина. Способы работы пластилином в работе над

панно.

Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Разработка

эскиза. Подготовка пластичной массы к работе. Подготовка основы /заполнение фона пластичной массой/. Выполнение деталей изображения. Выполнение панно. Оформление.

Практические занятия: 6 часов

Панно «Весенний сад».

4.2 Папье-маше – как техника в виде декоративно-прикладного искусства–

«Лепка»: (24 часа) 12 занятий

Теоретическое занятие: 2 часа

Технология выполнения изделий в технике «Папье-маше».

Оборудование.

Практические занятия: 22 часа

Папье – маше «Тарелка». Подготовка материала к работе. Моделирование формы изделия /укладка бумажных слоев с помощью воды/.

Моделирование формы изделия /укладка бумажных слоев с помощью клея.

Моделирование формы изделия /оклейка изделия по торцу/.

Моделирование формы изделия /оклейка изделия по внешней лицевой

поверхности/.

Моделирование формы изделия /оклейка изделия по внешней обратной

поверхности/.

Декорирование изделия /грунтовка/.

Декорирование изделия /составление эскиза/.

Декорирование изделия /перенос эскиза на основу/.

Декорирование изделия /роспись/.

Оформление /нанесение защитного состава/.


5. Коллаж (80 часов) 40 занятий

5.1 Коллаж из природных материалов: (10 часов) 4 занятия

Теоретические занятия: 2 часа

Использование природных материалов в работе над коллажем. Декоративные свойства используемых материалов /злаки, береста, тополиный пух/.

Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Подготовка материала к работе /цвет, фактура. размер/. Разработка эскиза. Подготовка основы. Выполнение фоновой заливки. Перенос эскиза на основу. Выполнение фрагментов коллажа. Выполнение коллажа. Оформление.

Практические занятия: 8 часов

Коллаж «Осенняя фантазия».

5.2 Коллаж из искусственных материалов: (58 часов) 29 занятий

Теоретические занятия: 2 часа

Выполнение коллажей из искусственных материалов.

Свойства используемых материалов /нитки, ткань, дермантин, целлофан и т.д.

Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Подготовка материала к работе /цвет, фактура, размер/. Разработка эскиза. Подготовка основы. Выполнение фоновой заливки. Перенос эскиза на основу. Выполнение фрагментов коллажа. Выполнение коллажа. Оформление.

Практические занятия: 56 часов

Коллаж «Цветы для мамы».

Коллаж «Рождественская сказка».

Коллаж «Волшебница-Зима».

Коллаж «Пасхальный перезвон».

Коллаж «Славим героев Великой Отечественной войны».

Коллаж «Весеннее настроение».

5.3 Выполнение поздравительных открыток: (12 часов) 6 занятий

Теоретические занятия: 2 часа

Воздушная перспектива, как средство художественной выразительности, в работе над изображением.

Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Подготовка материала к работе /цвет, фактура, размер/. Разработка эскиза. Подготовка основы. Выполнение фоновой заливки. Перенос эскиза на основу. Выполнение фрагментов изображения. Выполнение открытки. Оформление.

Практические занятия: 10 часов

Поздравительная открытка «Зимушка-Зима».

Поздравительная открытка «С Днём рождения».

Поздравительная открытка «С Днём защитника Отечества».

Поздравительная открытка «С Международным женским днём».

Поздравительная открытка «С Днём Победы».


6. Итоговое занятие 2 часа

Выставка работ учащихся. Итоговая диагностика УУД.


1.4. Планируемые результаты

В результате освоения программного материала ожидается формирование и овладение учащимися личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий.

Личностные универсальные действия:

- формирование основных моральных норм, умение сопереживать;

- проявление способности к адекватной самооценке своих действий.

Метапредметные универсальные действия

Регулятивные:

- умение последовательно выстраивать порядок действий при выполнении

задания;

- умение понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

Познавательные:

- умение понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме для решения различных учебных задач;

- умение осуществлять операции сравнения, анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные:

- формирование умения работать в парах и малых группах;

- планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Предметные универсальные учебные действия:

В результате освоения программы, учащиеся будут:

знать:

- историю возникновения техник и видов декоративно-прикладного искусства: Аппликация, Мозаика, Лепка, Коллаж;

- виды аппликации: плоскостная, обрывная, с объёмными элементами;

- технологическую последовательность изготовления простейших работ в техниках и видах ДПИ: Аппликация, Мозаика, Лепка, Коллаж.

- термины, используемые в работе.

- способы выполнения лепных форм;

- технологию выполнения изделий в технике «Папье-маше»;

уметь:

- использовать различные приемы работы в аппликации, мозаике, лепке, при работе с материалами природного и искусственного происхождения:

- выполнять плоскостные аппликации методами вырезания, обрывания;

- выполнять мозаику из яичной скорлупы на плоскости, методом придавливания и расплющивания;

- выполнять лепные формы методом вытягивания из цельного куска пластичной массы;

- выполнять коллажи с использованием материалов природного происхождения /флористического материала: листьев, трав, цветов/;

- выполнять коллажи с использованием материалов искусственного происхождения: бисера, бусин, стекляруса.

- выполнять флористические аппликации методами наклеивания на основу природного материала в необработанном виде, методом наклеивания природного материала в обработанном виде /детализация, выполненная на кальке/;

- выполнять лепные формы конструктивным способом лепки из пластичной массы;

- выполнять изделия в технике «Папье-маше»;

- выполнять коллажи с использованием материалов природного происхождения /флористического материала: флористической крошки, тополиного пуха, семян/;

- выполнять коллажи с использованием материалов искусственного происхождения: нитки, ткань, дермантин, целлофан


Способы определения результативности

Критерии

Сроки

Показатели

Измерители

Личностные универсальные учебные действия

1

Уровень развития личностных УУД

Сентябрь -май

Положительная динамика соблюдения ребёнком моральных норм

Модифицированный

тест Е.А. Кургановой

и О.А. Карабановой

«Оцени поступок»

Метапредметные универсальные учебные действия

2

Уровень развития регулятивных УУД

Сентябрь -май

Положительная динамика умения последовательно выстраивать порядок действий при выполнении аппликации

Тест «Выстраивание последовательности выполнения этапов работы над аппликацией»

3

Уровень развития познаватель-ных УУД

Сентябрь -май

Положительная динамика выявления у учащихся умения проводить анализ, сравнение, обобщение

Модифицированный тест Л.В. Тихомировой и А.В. Басова «Умение проводить анализ, сравнение, обобщение».

4

Уровень развития коммуника-тивных УУД

Сентябрь - май

Положительная динамика умения вести коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества

Методика А.Л. Венгер Г.А. Цукерман «Узор под диктовку»


Предметные результаты

5

Уровень развития предметных УУД

Сентябрь - май

Положительная динамика усвоения теоретических знаний

Тест «Определи виды техник

декоративно-прикладного искусства (ДПИ)»




Положительная динамика практических умений

Выполнение

этапа практической

работы по темам:

«Аппликация, Мозаика, Лепка, Коллаж»


2. Комплекс организационно-педагогических условий

Условия реализации программы


Методическое обеспечение программы

Для успешного усвоения программы необходимы: наличие учебного кабинета, программно-методический комплекс, технические средства оснащения, материальные средства оснащения, материалы для творчества детей.

Технические средства оснащения:

- Компьютер (1 шт.);

- Принтер (1 шт.);

- Проектор (1 шт.);

- Экран (1 шт.).

Материальные средства оснащения:

- Доска магнитная (1 шт.);

- Магниты (12 шт.);

- Столы (8 шт.);

- Стулья (16 шт.).

Материалы для творчества детей: картон, цветная бумага, самоклеящаяся бумага, креповая бумага, фольга, калька, клей-карандаш, клей ПВА, клей «Момент», карандаши простые (3М), ластики, фломастеры, клеенка, кисти, ножницы, резачок, салфетки, флористический материал: листья, травы, цветы, соломка, семена, косточки, флористическая крошка, тополиный пух, стебли растений, яичная скорлупа, искусственный материал: бисер, бусины, стеклярус, нитки, проволока, дермантин, рамочки, обои для оформления работ.

Сведения о квалификации педагогического работника, реализующего образовательную программу

Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Мастерская фантазий» реализует педагог дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное образование и/или:

- среднее профессиональное образование,

- дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" в области, соответствующей направленности образовательной программы.

Педагог, реализующий данную программу, повышает свой профессиональный уровень через систему повышения квалификации и самообразования.

На занятиях используются педагогические методы:

- формирование сознания (методы убеждения): объяснение, рассказ, беседа;

- воспитывающие ситуации;

- стимулирование поведения и деятельности.

Имеют место различные типы и формы занятий:

- изучение нового материала;

- формирование новых умений и навыков;

- практические занятия (применение умений и навыков).

Применение различных форм и методов в организации занятий позволяет сохранить активность учащихся, их интерес к занятиям в течение всего периода обучения.

Методическое обеспечение:

- наличие методических и учебных пособий (таблицы, технологические карты, схемы, образцы работ в техниках и видах ДПИ, презентации) по всем темам программы в полном объёме.

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, технологические карты, схемы, фонд работ учеников и педагога;

Техническое оснащение занятий:

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, аудиозаписи.

Формы контроля:

- тестирование, опрос, кроссворды, разноуровневые тематические выставки.


3. Список литературы

Литература для педагога

1. Паниченко А. Мозаика из соломки. Белово: Информационно-методический центр, 2002. 94 с.

2. Проснякова Т. Уроки мастерства //Учебник для 3 класса. Самара: Корпорация Федоров, 2002. 120 с.

3. Румянцева Е. Мастерим игрушки. М.: Айрис- пресс, 2006. 66 с.

4. Стародуб К. Поделки из природных материалов для начинающих. М.: ИД ВЛАДИС ИД РИПОЛ КЛАССИК, 2006. 192 с.

5. Ханова И. Соленое тесто. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007. 104 с.

6. Цирулик Н. Умные руки //Учебник для 1 класса. Самара: Корпорация Фёдоров, 2002. 80 с.

7. Цирулик Н. Уроки творчества //Учебник для 2 класса. Самара: Корпорация Федоров, 2000. 112 с.

8. Черуты П. Фантазии из бумаги. Харьков: Книжный клуб, 2006. 64 с.

9. Чибрикова О. Поделки из кожи своими руками. М.: Эксмо, 2006. 160 с.

10. Чаянова Г. Соленое тесто. М.: Дрофа Плюс, 2004. 122 с.

11. Хессайон Д. Об аранжировке цветов. М.: Кладезь – Букс, 2002. 128 с.


Литература для учащихся

    1. Анистратова А. Поделки к праздникам. М.: Издательство Оникс, 2011. 36 с.

    2. Булыгина Г. Чудо-соломка. Екатеринбург: Средне -Уральское книжное изд-во, 2012. 191 с.

    3. Преображенская В. Поделки из соломки. М.: РИПОЛ классик, 2012. 256 с.

    4. Проснякова Т. Уроки мастерства // Учебник для класса. Самара:

Корпорация Федоров, 2002.120 с.

    1. Румянцева Е. Мастерим игрушки. М.: Айрис- пресс, 2006. 66 с.

    2. Стародуб К. Поделки из природных материалов для начинающих. М.: ИД ВЛАДИС ИД РИПОЛ КЛАССИК, 2006. 192 с.

    3. Ханова И. Соленое тесто. М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2007. 104 с.

    4. Цирулик Н., Уроки творчества //Учебник для 2 класса. Самара: Корпорация

Федоров, 2000. 112 с.

    1. Черуты П. Фантазии из бумаги. Харьков: Книжный клуб, 2006. 160 с.

    2. Чибрикова О. Поделки из кожи своими руками. М.: Эксмо, 2006. 64 с.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!