СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Я выбираю профессию"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная программа разработана для учащихся 9 класса. Направленность программы социально-педагогическая.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Я выбираю профессию"»




Пояснительная записка

Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Я выбираю профессию» разработана для учащихся 8-9 классов на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказа Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок);

- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Устава МКОУ «Пудемская СОШ»;

- Методическими рекомендациями департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Минобрнауки России от 18.11.2015г. №09-3242 по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;

-«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования», утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года №41;

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. Проблема выбора профессии стояла перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения.

Человека, выбирающего свою будущую профессию, называют оптантом (от латин. Optacio - желание, избрание).

Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности. Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой — он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям. Стадия выбора должна завершиться оформлением реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем включит себя.

Направленность дополнительной образовательной программы – социально-педагогическая. Программа данного курса соответствует современным требованиям жизни общества, т.е. способствует реализации стратегии профессионального развития человека. Обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный принимать решения и нести ответственность за эти решения, за себя, за страну, умеющий рисковать, творить, созидать.

Актуальность программы обусловлена вопросом кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения. Программа «Я выбираю профессию» помогает учащимся определить наличие и направленность своих профессиональных интересов и склонностей, личностных и деловых качеств, необходимых для овладения определенной сферой профессионального труда; информирует его о содержании и условиях труда в рамках интересующей профессии; знакомит с правилами принятия решения и планирования своего профессионального пути.

Новизной программы является системный подход к содержанию профориентационной подготовки подростков в условиях кружковой работы.

Формы обучения и виды занятий: В основу проведения занятий по программе положен практико-ориентированный подход в обучении. Изучение программного материала происходит в ходе лекционных и практических занятий, в том числе практикумов, тренингов, дискуссий, игр, упражнений. Возможно проведение комбинированных занятий. В ходе занятий применяются различные методы обучения:  теоретические (анализ, рассказ, характеристика, объяснение, инструктирование, обсуждение) и практические (упражнение, демонстрация, моделирование трудовых действий, презентация материалов). Особое место в рамках процесса обучения отводится таким методам, как диагностика, наблюдение, тестирование.

Объём программы: Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы, составляет 34 часа, период обучения - с сентября по май.

Срок освоения программы

Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 34 часов в год.

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раза в неделю, продолжительность занятия 45 минут.

Цель данной программы: - выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Основные задачи:
- предоставление информации о мире профессий как основы профессиональной ориентации;

-способствование личностному развитию учеников для определения своих склонностей, индивидуальных особенностей, предрасположенности к тем или иным видам деятельности;

-формированию способности у учащихся соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего


1

«Давайте познакомимся»

1

1

2

Беседа

2

«Что изучает профориентация»

1


1


2

анкетирование

3

«Анализ профессии»



1


1


2

Дискуссия, устный опрос

4

«Ошибки при выборе профессии»


1


1


2

устный опрос

5

«Типы профессий с точки зрения гарантии трудоустройства»

1


1


2

тестирование

6

«Типы профессий»



1


1


2

наблюдение

7

«Профессии – это интересно

1

1

2

наблюдение

8

Профориентационная игра «или-или»


0


1


1

наблюдение

9

Опросник «Как поживаешь?»


0


1


1

анкетирование

10

«Характер и моя будущая карьера»


0


1


1

анкетирование

11

Опросник «Типы мышления»


0


1


1

анкетирование

12

«Здоровье и выбор профессии»


1


0


1

устный опрос

13

«Кто Я или что Я думаю о себе»

0



1


1

анкетирование

14

Знакомство с учебными заведениями


2


2


4

устный опрос

15

«Плюс-минус-интересно»


1


1


2

наблюдение

16

«Мой выбор профессии»


1



1



2

Защита

наработанных в группе решений

17

«Я учусь принимать решения»


0


1

1


Анкетирование

18

«Устройство на работу»



1


1


2

Круглый стол

19

«10 профессий будущего»


1


1


2

Проект

20

«Моя профессия»


0


1


1

Презентация профессионального плана


Всего часов:

14

20

34




Содержание программы

Тема 1. «Давайте познакомимся»

Практика: занятие с элементами тренинга «Знакомство». Принимаются правила работы в группе, создание благоприятного настроя, снятие психологического напряжения через игры, упражнения.

Тема 2. «Что изучает профориентация»

Теория: Вводная беседа о программе и ее целесообразности.

Практика: Заполнение анкеты.

Тема 3. «Анализ профессии»

Теория: Что такое профессия. Разграничение понятий: профессия, специальность, должность.

Практика: Интуитивный выбор профессии. Знакомство со схемой анализа профессий, разработанной Н.С. Пряжниковым.

При выборе профессии следует учитывать:

·Желания, интересы и склонности личности, то есть то, что можно обозначить словом хочу.

· Возможности личности – знания, способности, психологические особенности, состояние здоровья – могу.

· Запросы рынка труда, потребность в кадрах – надо.

Анализ профессий по схеме.

Тема 4. «Ошибки при выборе профессии»

Теория: Разбор типичных ошибок и затруднений при выборе профессии.

Тема 5. «Типы профессий с точки зрения гарантии трудоустройства»

Теория: Что мы знаем о мире профессий? Классификация профессий по Климову (вечные, редкие, сквозные и т.п.).

Практика: Диагностика учащихся по опроснику ДДО Климова.

Тема 6. «Типы профессий»

Теория: Типы профессии по Е.А. Климову (Ч-Ч, Ч-Т, Ч-ХО, Ч-ЗС, Ч-П).

Практика: Ознакомление учащихся с результатами диагностики ДДО.

Тема 7. «Профессии - это интересно»

Теория: Закрепление темы - загадки о профессиях.

Практика: Игра «Классифицируйте профессии по типам» Участники делятся на 2 команды. Каждой команде раздаются карточки с названиями профессий и карточки с названиями типов профессий. Задача участников – классифицировать профессии по типам.

Тема 8. Профориентационная игра «или-или»

Практика: игра «или-или» В игре с помощью специальных карточек моделируется профессиональный выбор учащегося в контексте жизненного и личностного самоопределения.

Тема 9. «Как ты поживаешь?»

Практика: Опросник «Как поживаешь?» Цель методики - рассмотреть в шутливой форме существенные для данного подростка жизненные ценности.

Тема 10. «Характер и моя будущая профессия»

Теория: Дать представление о понятии «характер» и о его составляющих – «поступок», «привычки». Раскрыть роль способностей (как общих, так и специальных) в выборе профессии.

Практика: экспресс-диагностика

Тема 11. «Типы мышления»

Теория: Типы мышления

Практика: Диагностика учащихся по опроснику «Типы мышления»

Тема 12. «Здоровье и выбор профессии»

Теория: Здоровье ребенка (физическое, психическое, нравственное)

Практика: Упражнение «Профессия – медицинские противопоказания» Участники делятся на 2 команды. Ведущий называет профессии, а команды – медицинские противопоказания для данной профессии.

Тема 13. «Кто Я или что Я думаю о себе»

Практика: Упражнение «Мои сильные и слабые стороны», упражнение – рисунок «Я в лучах солнца»

Тема 14. «Знакомство с учебными заведениями»

Теория: Ознакомление учащихся с учебными заведениями г.ижевска, г.глазова.

Практика: Упражнение «Профессия – учебное заведение». Участники делятся на 2 команды. Ведущий называет профессии, а участники должны сказать, где ее можно приобрести – в каких учебных заведениях, на каких курсах и т.д.

Тема 15. «Плюс-минус- интересно»

Практика: Упражнение «Плюс-минус- интересно». Каждый учащийся зачитывает свой анализ профессии, обсуждение.

Тема 16. «Мой выбор профессии»

Теория: Правила выбора профессии. Поиск запасного варианта профессионального выбора.

Практика: Упражнение «Факторы, влияющие на выбор профессии». Участники путём «мозгового штурма» находят факторы, влияющие на выбор профессии. После обсуждения ведущий может добавить факторы, которые не были указаны.

Тема 17. «Я учусь принимать решения»

Теория: Устраиваемся на работу по правилам

Практика: Заполнение анкеты, собеседование, резюме.

Тема 18. «Устройство на работу»

Практика: Сюжетно-ролевая игра «Устраиваемся на работу».

Тема 19. «10 профессий будущего»

Теория: Список 10 профессий будущего, обсуждение.

Практика: Кем хочу быть и почему? (Мини-сочинение). Защита своей профессии.

Тема 20. «Моя профессия»

Теория: Ознакомление учащихся с личным выбором профессии.

Практика: Презентация профессионального плана.

Тема 21. Итоговое занятие

Практика: Занятие с элементами тренинга «Обратная связь», заполнение анкеты.

Планируемые результаты курса внеурочной деятельности

метапредметные:

  • развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;



  • развитие коммуникативной компетенции;

  • умения ставить перед собой цели и определять задачи;

  • умения осуществлять самонаблюдение, самооценку;



предметные:

  • умения применять знания по психологии;

  • умения анализировать информацию о работе;

  • умения составлять резюме;

  • умения проводить самопрезентацию;



личностные:

  • формирование коммуникативной компетенции;

  • осознание возможностей самореализации;

  • профессиональное и жизненное самоопределение


Календарный учебный график

Наименование группы/ год обучения

Срок учебного года (продолжительность обучения, даты начала и окончания учебных периодов/этапов)

Кол-во занятий в неделю, продолжит. Одного занятия (мин.)

Наименование дисциплин (модуля, раздела)

Всего ак..ч. в год

Кол-во ак. ч. в неделю

Я выбираю профессию

С 1 сентября по 25 мая (34 уч. нед.)


1 занятия по 45 мин. (1 ак.ч.)

Выбор профессии

34 ч.

1 ч


Условия реализации программы

Основной  методической базой реализации программы являются:бланки тестов (в том числе промежуточных и итоговых), диагностик, опросников, профплана, резюме, методик самодиагностики, профессиограмм;



  • схемы, таблицы, анкеты, памятки родителям и учащимся;

  • справочная литература;

  • компьютер (ноутбук) с выходом в сеть Internet

  • информационно-поисковые системы ИПС, ресурсы сети Internet;



  • самостоятельно разработанный педагогом электронный ресурс «Я выбираю профессию»;

  • печатная реклама и агитация;

  • учебные фильмы и видеофильмы, презентации, видеоролики;



  • средства массовой информации;



материально-техническая база предприятий, разрешенная для профориентации школьников, в процессе экскурсий.

Формы аттестации

Основной формой аттестации (контроля) является участие воспитанников в защите проектных работ, участие в фестивалях и ярмарках профессий, проведение тематических экскурсий, участие в решении тестов различного уровня.

Формы  отслеживания и фиксации результатов:

Формы отслеживания результатов усвоения программы «Я выбираю профессию» предполагает:

-индивидуальное наблюдение при выполнении практических приемов учащимися;

- тестирование  при проверке терминологии и определении степени усвоения теоретического материала;

- портфолио творческих достижений;

- материалы тестирования.

-отслеживание посещаемости по журналу.

Оценочные материалы

Вспомогательные материалы, которыми служат резюме, проектные работы, выполненные воспитанниками, в течение учебного года.

Методическое обеспечение

Методы обучения – словесный, наглядно-практический, объяснительно - иллюстративный, игровой.

Методы  воспитания - убеждение, мотивация, стимулирование.

Формы организации образовательного  процесса – индивидуальная, групповая. парная

Формы организации учебного занятия - беседа, выставка, презентация, наблюдение, практическое занятие, творческая мастерская.

Педагогические технологии – элементы  технологии  группового обучения, коллективно- творческой деятельности, игровой деятельности, здоровьесберегающие технологии.

Список литературы

  1. Алферова Л.В., Масюк Ю.В., Махаева О.А., Порус В.Н., Федотова Т.Ю. «Мой выбор – жизненный успех». Учебное пособие. – М. КаллиГраф, 2016.

  2. Бендюков М.А. «Профессиональная ориентация молодежи на рынке труда». Методические материалы. - С.-П., Издательский дом «РОСТ»,2015.

  3. Бендюков М.А., Соломин И.Л., Чернейко Д.С. «Ты и твоя профессия». – С.-П., 2015.

  4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. — М.: Ось-89, 2015.

  5. Вершинин С.И. Основы профессиональной консультации в Центре социально-трудовой адаптации молодежи. — М.: МЦТЗМ «Перспектива»,2014.

  6. Волкова Н.А. «Лучшие психологические тесты для профориентации и профотбора». - Петрозаводск: Петроком, 2014.

  7. Газета «Школьный психолог» №2, 2014.

  8. Климов Е.А. «Как выбирать профессию». – М.: Просвещение,2012.

  9. Кон И.С. «Психология ранней юности». – М.: - Просвещение, 2013.

  10. Пряжников Н.С. «Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении». – Вопросы психологии, 2013, № 4.

  11. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. — М.—Воронеж, 2014.

  12. Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения». Методическое пособие. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 2016.






Литература для учащихся


1. Савченко М.Ю. «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 кл.)». Практическое руководство для классных руководителей и психологов. – М.: - Вако, 2015.

2. Симоненко В.Д. «Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения». – М.: - Просвещение, 2012.

3. Фромм А.А. «Азбука для родителей». – С.-П.: Лениздат, 2013.

4. Чистякова С.Н. «Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников». – М.: Новая школа, 2014.

5. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. «Профессиональная ориентация школьников: организация и управление». – М., 2014.

6. «Энциклопедия для детей. Выбор профессии». Дополнительный том. – М.: Аванта, 2013.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!