Центр дополнительного образования «ВАРНА» -
структурное подразделение МОУ «Гимназия им. К. Орфа» с. Варны
СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по ДО ______________________ / / | УТВЕРЖДАЮ. Директор ______________________ / / « » сентября 2019г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Увлекательный мир оригами»
Возраст обучающихся: 8-10 лет
Срок реализации: 1 год
Вид программы: ознакомительная
Автор-составитель:
Ишмухаметова Юлия Александровна,
педагог дополнительного образования
с. Варна, 2019
Пояснительная записка
1.Актуальность программы «Увлекательный мир оригами» состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать инструкциям учителя и удерживать внимание на предмете в течение длительного времени. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая изобретательность и фантазию, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
2.Отличительные особенности программы заключены в изучении самого актуального и модного на сегодня искусства, модульного оригами. Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Доступность бумаги, как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. Прежде всего, он учится общаться с бумагой, угадывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Оригами дает для этого огромный простор – мелких движений не только много, они еще разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти все делаем одной рукой. И это приводит к непропорциональному развитию полушарий. А занятие оригами гармонизирует работу полушарий мозга. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка.
Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий для формирования у младшего школьника пространственных представлений логического мышления, геометрических понятий, развитие моторики и глазомера.
3.Цель программы.
Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.
Задачи программы:
Обучающие
Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитание интереса к искусству оригами.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
4.Адресат программы
Программа «Увлекательный мир оригами» адресована учащимся начальной школы для детей 2-4 классов. Возраст учащихся 8-10 лет.
5.Логика построения программы
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 8-12 человек.
Формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
I уровень – репродуктивный с помощью педагога;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
III уровень – продуктивный;
IV уровень – творческий.
Формы и режим занятий:
Занятия проводятся в игровой форме, вначале занятия – теоретическая часть, затем – практическая работа. Перед выполнением практической работы проводится инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом.
Структура теоретического занятия выглядит примерно так:
Организационная часть. Мотивация к восприятию материала. Сообщение темы. Постановка задачи и целей.
Изложение нового материала. Рассказ учителя с применением демонстрационного материала.
Подведение итогов.
Практические занятия формируют у детей специальные умения и навыки. Структура практического урока.
Организационная часть. Подготовка рабочих мест и оборудования. Инструктаж по ТБ. Указания и рекомендации по осуществлению самоконтроля.
Практическая работа учащихся. Организация работы в группах. Обход рабочих мест. Текущий инструктаж.
Итоговая часть.
Такая форма обеспечивает системность учебного процесса, возможность повторять и закреплять пройденный материал.
6.Сроки и объем
Программа «Увлекательный мир оригами» рассчитана на 1 год – обучения детей 2-4 классов начальной школы. На реализацию программы отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов в год. Продолжительность каждого занятия 45 минут с обязательным применением физминутки.
Обучение начинается с изготовления простейших и плоских фигур из листа бумаги, затем – изготовление объёмных фигур из отдельных модулей. Техника складывания бумаги постепенно усложняется, расширяются теоретические знания детей, формируются умения выполнять объемные изделия из отдельных элементов различными способами закрепления.
Планируемые результаты
Когнитивные:
К концу обучения обучающиеся должны |
знать | уметь |
что такое оригами | подбирать бумагу нужного цвета |
историю возникновения оригами | выполнять разметку листа бумаги |
основные приемы работы, способ складывания базового треугольника | пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой |
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов | пользоваться чертежными инструментами, ножницами |
название, приемы складывания модулей | собирать игрушки – «оригамушки» |
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы | составлять композицию из готовых поделок |
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку |
анализировать образец, анализировать свою работу |
Мотивационно-ценностные:
воспитание трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности, навыков культурного поведения, готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства;
научить учащихся подбору деталей, гармонирующих друг с другом по форме, цвету и рисунку;
развить пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус;
воспитать уважение к труду старших поколений;
проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области.
Деятельностные:
научатся различным приемам работы с бумагой.
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами.
научатся следовать устным инструкциям, зарисовывать схемы изделий, создавать изделия оригами.
познакомятся с искусством оригами.
улучшат свои способности работать и приобретут навыки работы в коллективе.
1.3. Виды и формы контроля и аттестации
Виды контроля | цель | Форма контроля |
Текущий контроль (в течение года) | Определение степени усвоения учебного материала. Определение готовности учащихся к изучению нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление учащихся, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | Педагогическое наблюдение, самостоятельная работа. |
Промежуточный контроль (по окончании изучения темы или раздела) | Определение степени усвоения учебного материала. Определение результатов обучения. | Выставка, творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
Итоговый контроль (в конце года) | Определение изменения уровня развития учащихся, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения | Выставка-конкурс, коллективная рефлексия, самоанализ. Награждение ребят за участие в кружке, выставках. |
2.1 Содержание программы
Содержание программы
№ п/п | Тематическое планирование | Часы | Теоретические вопросы | Практическая работа | Форма контроля |
| Вводное занятие. Знакомство с оригами. | 4 ч. | Техника безопасности на занятиях оригами. Сказочка про ножницы. Немного из истории появления оригами. Термины, принятые в оригами. Понятие «базовые формы». Изготовление зверюшек с помощью «гармошки». Использование фантиков от конфет для изготовления бабочек. | Складывание полоски и прямоугольника. Складывание «гармошкой» различных геометрических фигур. Композиция «Последний листок». Квадрат – основная форма оригами. Ёжик. Котёнок. Рыбка. Бабочка. | Педагогическое наблюдение, самостоятельная работа. |
| Базовая форма: «Треугольник» Базовая форма «Квадрат». Играем в кукольный театр. Базовая форма: «Воздушный змей». | 8 ч. | Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация) | Заяц. Бабочка. Рыбка. Лиса. Композиция «Звери у пруда». Сова. Композиция « Совиное семейство». Водяная бомбочка. Фигуры к иллюстрации стихотворения К.И.Чуковского «Путаница» (рыбы, жабы). Пальчиковые фигурки-оригами. Туловище для придуманного персонажа. | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
| Оригами на праздничном столе . | 6ч. | Складывание изделий из бумаги и ткани. Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки. Оформление праздничного стола. Сложение салфетки в виде конуса и превращение её в сказочного персонажа. | Салфетки, «Веер», «Конверт», «Лилия» «Шапка повара». «Конус» | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
| Оригинальные закладки. | 4 ч. | Складывание из прямоугольника на основе «водяной бомбочки». Закладки в форме животных по собственному замыслу детей. | Закладки в форме животных. Закладка- карандаш. Закладка-елочка, закладка-сердечко. | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
| Базовая форма «Двойной квадрат», «Катамаран», «Бутон». | 4 ч. | Знакомство с новыми базовыми формами. | Вертушка. Корзинка. Колокольчик. | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
| Модульное оригами. | 6 ч. | Знакомство, что такое «модуль» в оригами. Изготовление изделий с помощью модулей. | Изделие «Ёлочка в снегу». Снеговик. | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. Выставка. |
| Головные уборы. | 4ч. | Изготовление изделий для карнавальных костюмов или для защиты от солнца из газетного листа, цветной, белой, обойной бумаги формата А1. | «Остроконечный шлем», «Колпак», «Пилотка», «Кепка». | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
| Транспорт. | 6ч. | Складывание изделий на основе изученных базовых форм. | Самолёт. Парусный кораблик. Яхта. Лодка. Танк. | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
| Одежда. | 2 ч. | Изготовление изделий поздравительная открытка, к празднику «День защитника Отечества». | Рубашка с галстуком. | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
| Весенне-летние композиции. | 4ч. | Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. | Открытка «Букет гвоздичек». Тюльпан. | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
| Птицы. | 4ч. | Складывание изделий на основе изученных базовых форм. Оформление композиций. | Журавлик. Попугай. Голубь. Жар-птица. Композиция «Райское дерево». | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
| Старинное японское изделие. | 2ч. | Соревнование: кто сложит самую маленькую коробочку санбо. | Сундучок санбо. | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
| Модульное оригами . | 8ч. | Изготовление изделий с помощью модулей. | Избушка на курьих ножках из 4 модулей. Разноцветная звезда из 4 модулей. Звезда из 16 модулей. Человек. | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
| Повторение. | 6ч. | Творчество детей по собственному замыслу с использованием изученных базовых форм. | Композиции «Утка и утёнок», «Пингвины во льду», «Гуси на пруду», «Деревня». | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
| Итоговые Занятия. | 2ч. | Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?». Проведение конкурса «Самые умелые руки». Награждение ребят за участие в кружке, выставках | | Выставка-конкурс, коллективная рефлексия, самоанализ. Вручение грамот. |
| | 70 ч. | | | |
3.1 Учебный план
Учебный план дополнительной общеразвивающей программы
№ п/п | Наименование раздела и темы | Всего часов | Количество часов | Форма контроля, аттестации |
теория | практика |
1. | Вводное занятие. Знакомство с оригами. Складывание полоски и прямоугольника. Складывание «гармошкой» различных геометрических фигур. Композиция «Последний листок». Квадрат – основная форма оригами. Ёжик. Котёнок. Рыбка. Бабочка. | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение, самостоятельная работа. |
2. | Базовая форма: «Треугольник». Заяц. Бабочка. Рыбка. Лиса. Композиция «Звери у пруда». Сова. Композиция «Совиное семейство». Базовая форма: «Квадрат». Водяная бомбочка. Фигуры к иллюстрации стихотворения К.И.Чуковского «Путаница» (рыбы, жабы). Играем в кукольный театр. Пальчиковые фигурки-оригами. Базовая форма: «Воздушный змей». Туловище для придуманного персонажа | 8 | 1 | 7 | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
3. | Оригами на праздничном столе. Салфетки, «Веер», «Конверт», «Лилия» «Шапка повара». «Конус» | 6 | 1 | 5 | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
4. | Оригинальные закладки. Закладки в форме животных. Закладка- карандаш. Закладка-елочка, закладка-сердечко | 4 | 1 | 3 | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
5. | Базовая форма «Двойной квадрат», «Катамаран», «Бутон». Вертушка. Корзинка. Колокольчик | 4 | 1 | 3 | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
6. | Модульное оригами. Изделие «Ёлочка в снегу». Снеговик. | 6 | 1 | 5 | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. Выставка. |
7. | Головные уборы. «Остроконечный шлем», «Колпак», «Пилотка», «Кепка». | 4 | 1 | 3 | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
8. | Транспорт. Самолёт. Парусный кораблик. Яхта. Лодка. Танк. | 6 | 1 | 5 | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
9. | Одежда. Рубашка с галстуком. | 2 | 1 | 1 | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
10. | Весенне-летние композиции. Открытка «Букет гвоздичек». Тюльпан. | 4 | 1 | 3 | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
11. | Птицы. Журавлик. Попугай. Голубь. Жар-птица. Композиция «Райское дерево». | 4 | 1 | 3 | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
12. | Старинное японское изделие. Сундучок санбо. | 2 | 1 | 1 | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
13. | Модульное оригами. Избушка на курьих ножках из 4 модулей. Разноцветная звезда из 4 модулей. Звезда из 16 модулей. Человек. | 8 | 1 | 7 | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
14. | Повторение. Композиции «Утка и утёнок», «Пингвины во льду», «Гуси на пруду», «Деревня». | 6 | 1 | 5 | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
15. | Итоговые Занятия. | 2 | 1 | 1 | Выставка-конкурс, коллективная рефлексия, самоанализ. Вручение грамот. |
16. | Итого | 70 | 15 | 55 | |
3.2. Календарный учебный график
№ п/п | месяц | число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | 09. | 03 10 | 14.20 – 15.50 | Теория практика | 4 | Вводное занятие. Знакомство с оригами. Складывание полоски и прямоугольника. Складывание «гармошкой» различных геометрических фигур. Композиция «Последний листок». Квадрат – основная форма оригами. Ёжик. Котёнок. Рыбка. Бабочка. | Кабинет №14 | Педагогическое наблюдение, самостоятельная работа. |
2. | 09. 09. 10. 10. | 17 24 01 08 | 14.20 – 15.50 | Теория практика | 8 | Базовая форма: «Треугольник». Заяц. Бабочка. Рыбка. Лиса. Композиция «Звери у пруда». Сова. Композиция «Совиное семейство». Базовая форма: «Квадрат». Водяная бомбочка. Фигуры к иллюстрации стихотворения К.И.Чуковского «Путаница» (рыбы, жабы). Играем в кукольный театр. Пальчиковые фигурки-оригами. Базовая форма: «Воздушный змей». Туловище для придуманного персонажа | Кабинет №14 | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
3. | 10. 11. | 15 22 5 | 14.20 – 15.50 | Теория практика | 6 | Оригами на праздничном столе. Салфетки, «Веер», «Конверт», «Лилия» «Шапка повара». «Конус» | Кабинет №14 | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
4. | 11. | 12 19 | 14.20 – 15.50 | Теория практика | 4 | Оригинальные закладки. Закладки в форме животных. Закладка- карандаш. Закладка-елочка, закладка-сердечко | Кабинет №14 | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
5. | 11. 12. | 26 03 | 14.20 – 15.50 | Теория практика | 4 | Базовая форма «Двойной квадрат», «Катамаран», «Бутон». Вертушка. Корзинка. Колокольчик | Кабинет №14 | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
6. | 12 | 10 17 24 | 14.20 – 15.50 | Теория практика | 6 | Модульное оригами. Изделие «Ёлочка в снегу». Снеговик. | Кабинет №14 | Творческая работа, самостоятельная работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей. Выставка. |
7. | 01. | 14 21 | 14.20 – 15.50 | Теория практика | 4 | Головные уборы. «Остроконечный шлем», «Колпак», «Пилотка», «Кепка». | Кабинет №14 | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
8. | 01. 02 | 28 04 11 | 14.20 – 15.50 | Теория практика | 6 | Транспорт. Самолёт. Парусный кораблик. Яхта. Лодка. Танк. | Кабинет №14 | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
9. | 02. | 18 | 14.20 – 15.50 | Теория практика | 2 | Одежда. Рубашка с галстуком. | Кабинет №14 | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
10. | 02. 03. | 25 03 | 14.20 – 15.50 | Теория практика | 4 | Весенне-летние композиции. Открытка «Букет гвоздичек». Тюльпан. | Кабинет №14 | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
11. | 03 | 10 17 | 14.20 – 15.50 | Теория практика | 4 | Птицы. Журавлик. Попугай. Голубь. Жар-птица. Композиция «Райское дерево». | Кабинет №14 | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
12. | 03 | 31 | 14.20 – 15.50 | Теория практика | 2 | Старинное японское изделие. Сундучок санбо. | Кабинет №14 | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
13. | 04. | 07 14 21 28 | 14.20 – 15.50 | Теория практика | 8 | Модульное оригами. Избушка на курьих ножках из 4 модулей. Разноцветная звезда из 4 модулей. Звезда из 16 модулей. Человек. | Кабинет №14 | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
14. | 05. | 05 12 19 | 14.20 – 15.50 | Теория практика | 6 | Повторение. Композиции «Утка и утёнок», «Пингвины во льду», «Гуси на пруду», «Деревня». | Кабинет №14 | Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. |
15. | 05. | 26 | 14.20 – 15.50 | Теория практика | 2 | Итоговые Занятия. | Кабинет №14 | Выставка-конкурс, коллективная рефлексия, самоанализ. Вручение грамот. |
3.3 Система условий реализации ДОП
Требования к материально-техническим условиям
Учебные столы и стулья.
Инструкционные карты.
Бумага разных видов.
Картон.
Проектор и ноутбук.
Канцелярские принадлежности: ножницы, карандаши и так далее.
Требования к кадровому составу
Программа «Увлекательный мир оригами» разработана педагогом дополнительного образования, первой квалификационной категории.
Требования к программно-методическим условиям
I. Учебные и методические пособия:
• Научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы).
II. Дидактические материалы:
• Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами.
• Схемы создания изделий оригами (размноженные на ксероксе).
• Образцы изделий.
Информационные ресурсы
Н.А. Цирулик, Т.Н.Проснякова. Умные руки.( Программа начальной школы: I-IV «Ручное творчество»). Учебник для 1 класса. Самара: Корпорация «Фёдоров», 2001.
Н.А. Цирулик, Т.Н.Проснякова. Уроки творчества.( Программа начальной школы: I-IV «Ручное творчество»). Учебник для 2 класса. Самара: Корпорация «Фёдоров», 2000.
Т.Н.Проснякова. Уроки мастерства.( Программа начальной школы: I-IV «Ручное творчество»). Учебник для 3 класса. Самара: Корпорация «Фёдоров», 2003.
.Н.Проснякова. Творческая мастерская.( Программа начальной школы: I-IV «Художетвенный труд»). Учебник для 4 класса. Самара: Корпорация «Фёдоров», 2002.
Интернет сайт: http://origami.ru/
Интернет сайт: stranamasterov.ru