СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Увлекательный мир оригами»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

«Увлекательный мир оригами»

 

Возраст обучающихся: 8-10 лет

Срок реализации: 1 год

Вид программы: ознакомительная

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Увлекательный мир оригами»»

Центр дополнительного образования «ВАРНА» -

структурное подразделение МОУ «Гимназия им. К. Орфа» с. Варны



СОГЛАСОВАНО.


Зам. директора по ДО

______________________


/ /

УТВЕРЖДАЮ.


Директор

______________________

/ /

« » сентября 2019г.









Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

«Увлекательный мир оригами»



Возраст обучающихся: 8-10 лет

Срок реализации: 1 год

Вид программы: ознакомительная







Автор-составитель:

Ишмухаметова Юлия Александровна,

педагог дополнительного образования









с. Варна, 2019



    1. Пояснительная записка



1.Актуальность программы «Увлекательный мир оригами» состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать инструкциям учителя и удерживать внимание на предмете в течение длительного времени. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая изобретательность и фантазию, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.


2.Отличительные особенности программы заключены в изучении самого актуального и модного на сегодня искусства, модульного оригами. Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Доступность бумаги, как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. Прежде всего, он учится общаться с бумагой, угадывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Оригами дает для этого огромный простор – мелких движений не только много, они еще разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти все делаем одной рукой. И это приводит к непропорциональному развитию полушарий. А занятие оригами гармонизирует работу полушарий мозга. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка.


Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий для формирования у младшего школьника пространственных представлений логического мышления, геометрических понятий, развитие моторики и глазомера.



3.Цель программы.

Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.

Задачи программы: 
Обучающие

 Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

 Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

 Обучение различным приемам работы с бумагой.

 Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. 
Развивающие:

 Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

 Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

 Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей. 
Воспитательные:

 Воспитание интереса к искусству оригами.

 Расширение коммуникативных способностей детей.

 Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.


4.Адресат программы

Программа «Увлекательный мир оригами» адресована учащимся начальной школы для детей 2-4 классов. Возраст учащихся 8-10 лет.



5.Логика построения программы

Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 8-12 человек.

Формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

  • групповой – организация работы в группах;

  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:  

I уровень – репродуктивный с помощью педагога;

II уровень – репродуктивный без помощи педагога;

III уровень – продуктивный;

IV уровень – творческий.  


Формы и режим занятий:

Занятия проводятся в игровой форме, вначале занятия – теоретическая часть, затем – практическая работа. Перед выполнением практической работы проводится инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом.

Структура теоретического занятия выглядит примерно так:

  1. Организационная часть. Мотивация к восприятию материала. Сообщение темы. Постановка задачи и целей.

  2. Изложение нового материала. Рассказ учителя с применением демонстрационного материала.

  3. Подведение итогов.


Практические занятия формируют у детей специальные умения и навыки. Структура практического урока.

  1. Организационная часть. Подготовка рабочих мест и оборудования. Инструктаж по ТБ. Указания и рекомендации по осуществлению самоконтроля.

  2. Практическая работа учащихся. Организация работы в группах. Обход рабочих мест. Текущий инструктаж.

  3. Итоговая часть.


Такая форма обеспечивает системность учебного процесса, возможность повторять и закреплять пройденный материал.


6.Сроки и объем


Программа «Увлекательный мир оригами» рассчитана на 1 год – обучения детей 2-4 классов начальной школы. На реализацию программы отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов в год. Продолжительность каждого занятия 45 минут с обязательным применением физминутки.

Обучение начинается с изготовления простейших и плоских фигур из листа бумаги, затем – изготовление объёмных фигур из отдельных модулей. Техника складывания бумаги постепенно усложняется, расширяются теоретические знания детей, формируются умения выполнять объемные изделия из отдельных элементов различными способами закрепления.



    1. Планируемые результаты

Когнитивные:

К концу обучения обучающиеся должны

знать

уметь

что такое оригами

подбирать бумагу нужного цвета

историю возникновения оригами

выполнять разметку листа бумаги

основные приемы работы, способ складывания базового треугольника

пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой

название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов

пользоваться чертежными инструментами, ножницами

название, приемы складывания модулей

собирать игрушки – «оригамушки»

необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы

составлять композицию из готовых поделок

уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку

анализировать образец, анализировать свою работу



Мотивационно-ценностные:

  • воспитание трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности, навыков культурного поведения, готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства;

  • научить учащихся подбору деталей, гармонирующих друг с другом по форме, цвету и рисунку;

  • развить пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус;

  • воспитать уважение к труду старших поколений;

  • проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области.


Деятельностные:


  • научатся различным приемам работы с бумагой.

  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами.

  • научатся следовать устным инструкциям, зарисовывать схемы изделий, создавать изделия оригами.

  • познакомятся с искусством оригами.

  • улучшат свои способности работать и приобретут навыки работы в коллективе.


1.3. Виды и формы контроля и аттестации


Виды контроля

цель

Форма контроля

Текущий контроль (в течение года)

Определение степени усвоения учебного материала. Определение готовности учащихся к изучению нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление учащихся, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое наблюдение, самостоятельная работа.

Промежуточный контроль (по окончании изучения темы или раздела)

Определение степени усвоения учебного материала. Определение результатов обучения.

Выставка, творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

Итоговый контроль (в конце года)

Определение изменения уровня развития учащихся, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения

Выставка-конкурс, коллективная рефлексия, самоанализ. Награждение ребят за участие в кружке, выставках.



2.1 Содержание программы






Содержание программы

п/п

Тематическое

планирование

Часы

Теоретические вопросы

Практическая работа

Форма контроля

Вводное занятие. Знакомство с

оригами.


4 ч.

Техника безопасности на занятиях оригами. Сказочка про ножницы. Немного из истории появления оригами. Термины, принятые в оригами. Понятие «базовые формы». Изготовление зверюшек с помощью «гармошки».

Использование фантиков от конфет для изготовления бабочек.


Складывание полоски и прямоугольника. Складывание «гармошкой» различных геометрических фигур. Композиция «Последний листок». Квадрат – основная форма оригами. Ёжик. Котёнок. Рыбка. Бабочка.

Педагогическое наблюдение, самостоятельная работа.

Базовая форма:


«Треугольник»

Базовая форма






«Квадрат».








Играем в кукольный театр.


Базовая форма:

«Воздушный

змей».

8 ч.

Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация)



Заяц. Бабочка. Рыбка. Лиса. Композиция «Звери у пруда».

Сова. Композиция « Совиное семейство».


Водяная бомбочка. Фигуры к иллюстрации стихотворения К.И.Чуковского «Путаница» (рыбы, жабы).


Пальчиковые фигурки-оригами.



Туловище для придуманного персонажа.

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

Оригами на праздничном столе .

6ч.

Складывание изделий из бумаги и ткани. Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки. Оформление праздничного стола.

Сложение салфетки в виде конуса и превращение её в сказочного персонажа.

Салфетки, «Веер», «Конверт», «Лилия» «Шапка повара».

«Конус»


Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

Оригинальные закладки.


4 ч.

Складывание из прямоугольника на основе «водяной бомбочки». Закладки в форме животных по собственному замыслу детей.

Закладки в форме животных.

Закладка- карандаш. Закладка-елочка, закладка-сердечко.

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

Базовая форма «Двойной квадрат», «Катамаран», «Бутон».


4 ч.

Знакомство с новыми базовыми формами.



Вертушка.

Корзинка.

Колокольчик.

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

Модульное оригами.

6 ч.

Знакомство, что такое «модуль» в оригами. Изготовление изделий с помощью модулей.

Изделие «Ёлочка в снегу».

Снеговик.

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. Выставка.

Головные уборы.








4ч.

Изготовление изделий для карнавальных костюмов или для защиты от солнца из газетного листа, цветной, белой, обойной бумаги формата А1.

«Остроконечный шлем», «Колпак», «Пилотка», «Кепка».

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

Транспорт.


6ч.

Складывание изделий на основе

изученных базовых форм.


Самолёт. Парусный

кораблик. Яхта. Лодка. Танк.


Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

Одежда.

2 ч.

Изготовление изделий поздравительная открытка, к празднику «День защитника Отечества».

Рубашка с галстуком.

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

Весенне-летние композиции.


4ч.

Легенды о цветах (Нарцисс,

волшебный цветок папоротника).

Складывание цветов на основе

изученных базовых форм.

Оформление композиций и

поздравительных открыток.

Открытка «Букет гвоздичек».

Тюльпан.


Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

Птицы.


4ч.

Складывание изделий на основе

изученных базовых форм.

Оформление композиций.

Журавлик. Попугай. Голубь. Жар-птица.

Композиция «Райское дерево».


Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

Старинное японское изделие.


2ч.

Соревнование: кто сложит самую маленькую коробочку санбо.

Сундучок санбо.

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

  Модульное оригами .


8ч.

Изготовление изделий с помощью модулей.

Избушка на курьих ножках из 4 модулей.

Разноцветная звезда из 4 модулей.

Звезда из 16 модулей.

Человек.

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

Повторение.


6ч.

Творчество детей по собственному замыслу с использованием изученных базовых форм.

Композиции «Утка и утёнок»,

«Пингвины во льду», «Гуси на пруду», «Деревня».

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

Итоговые

Занятия.




2ч.

Подведение итогов работы за

год.

Беседа на тему «Чему мы

научились на занятиях?».

Проведение конкурса «Самые

умелые руки».

Награждение ребят за участие в кружке, выставках


Выставка-конкурс, коллективная рефлексия, самоанализ.

Вручение

грамот.




70 ч.






3.1 Учебный план



Учебный план дополнительной общеразвивающей программы


№ п/п

Наименование раздела и темы

Всего часов

Количество часов

Форма контроля, аттестации

теория

практика

1.

Вводное занятие. Знакомство с

оригами. Складывание полоски и прямоугольника. Складывание «гармошкой» различных геометрических фигур. Композиция «Последний листок». Квадрат – основная форма оригами. Ёжик. Котёнок. Рыбка. Бабочка.

4

1

3

Педагогическое наблюдение, самостоятельная работа.

2.

Базовая форма:

«Треугольник».

Заяц. Бабочка. Рыбка. Лиса. Композиция «Звери у пруда».

Сова. Композиция «Совиное семейство».

Базовая форма: «Квадрат». Водяная бомбочка. Фигуры к иллюстрации стихотворения К.И.Чуковского «Путаница» (рыбы, жабы).

Играем в кукольный театр. Пальчиковые фигурки-оригами.

Базовая форма:

«Воздушный

змей». Туловище для придуманного персонажа

8

1

7

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

3.

Оригами на праздничном столе.

Салфетки, «Веер», «Конверт», «Лилия» «Шапка повара».

«Конус»


6

1

5

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

4.

Оригинальные закладки.

Закладки в форме животных.

Закладка- карандаш. Закладка-елочка, закладка-сердечко

4

1

3

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

5.

Базовая форма «Двойной квадрат», «Катамаран», «Бутон».

Вертушка.

Корзинка.

Колокольчик

4

1

3

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

6.

Модульное оригами. Изделие «Ёлочка в снегу».

Снеговик.

6

1

5

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей. Выставка.

7.

Головные уборы.

«Остроконечный шлем», «Колпак», «Пилотка», «Кепка».






4

1

3

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

8.

Транспорт.

Самолёт. Парусный

кораблик. Яхта. Лодка. Танк.


6

1

5

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

9.

Одежда.

Рубашка с галстуком.

2

1

1

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

10.

Весенне-летние композиции.

Открытка «Букет гвоздичек».

Тюльпан.


4

1

3

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

11.

Птицы.

Журавлик. Попугай. Голубь. Жар-птица.

Композиция «Райское дерево».


4

1

3

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

12.

Старинное японское изделие.

Сундучок санбо.

2

1

1

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

13.

  Модульное оригами.

Избушка на курьих ножках из 4 модулей.

Разноцветная звезда из 4 модулей.

Звезда из 16 модулей.

Человек.

8

1

7

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

14.

Повторение.

Композиции «Утка и утёнок»,

«Пингвины во льду», «Гуси на пруду», «Деревня».

6

1

5

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

15.

Итоговые

Занятия.




2

1

1

Выставка-конкурс, коллективная рефлексия, самоанализ.

Вручение

грамот.

16.

Итого

70

15

55




3.2. Календарный учебный график

п/п

месяц

число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

09.

03

10

14.20 – 15.50

Теория

практика

4

Вводное занятие. Знакомство с

оригами. Складывание полоски и прямоугольника. Складывание «гармошкой» различных геометрических фигур. Композиция «Последний листок». Квадрат – основная форма оригами. Ёжик. Котёнок. Рыбка. Бабочка.

Кабинет №14

Педагогическое наблюдение, самостоятельная работа.

2.

09.






09.





10.



10.

17






24





01



08

14.20 – 15.50

Теория

практика

8

Базовая форма:

«Треугольник».

Заяц. Бабочка. Рыбка. Лиса. Композиция «Звери у пруда».

Сова. Композиция «Совиное семейство».

Базовая форма: «Квадрат». Водяная бомбочка. Фигуры к иллюстрации стихотворения К.И.Чуковского «Путаница» (рыбы, жабы).

Играем в кукольный театр. Пальчиковые фигурки-оригами.

Базовая форма:

«Воздушный

змей». Туловище для придуманного персонажа

Кабинет №14

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

3.

10.


11.

15

22

5

14.20 – 15.50

Теория

практика

6

Оригами на праздничном столе.

Салфетки, «Веер», «Конверт», «Лилия» «Шапка повара».

«Конус»


Кабинет №14

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

4.

11.

12

19

14.20 – 15.50

Теория

практика

4

Оригинальные закладки.

Закладки в форме животных.

Закладка- карандаш. Закладка-елочка, закладка-сердечко

Кабинет №14

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

5.

11.

12.

26

03

14.20 – 15.50

Теория

практика

4

Базовая форма «Двойной квадрат», «Катамаран», «Бутон».

Вертушка.

Корзинка.

Колокольчик

Кабинет №14

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

6.

12

10

17

24

14.20 – 15.50

Теория

практика

6

Модульное оригами. Изделие «Ёлочка в снегу».

Снеговик.

Кабинет №14

Творческая работа, самостоятельная работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей. Выставка.

7.

01.

14

21

14.20 – 15.50

Теория

практика

4

Головные уборы.

«Остроконечный шлем», «Колпак», «Пилотка», «Кепка».






Кабинет №14

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

8.

01.

02

28

04

11

14.20 – 15.50

Теория

практика

6

Транспорт.

Самолёт. Парусный

кораблик. Яхта. Лодка. Танк.


Кабинет №14

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

9.

02.

18

14.20 – 15.50

Теория

практика

2

Одежда.

Рубашка с галстуком.

Кабинет №14

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

10.

02.

03.

25

03

14.20 – 15.50

Теория

практика

4

Весенне-летние композиции.

Открытка «Букет гвоздичек».

Тюльпан.


Кабинет №14

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

11.

03

10

17

14.20 – 15.50

Теория

практика

4

Птицы.

Журавлик. Попугай. Голубь. Жар-птица.

Композиция «Райское дерево».


Кабинет №14

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

12.

03

31

14.20 – 15.50

Теория

практика

2

Старинное японское изделие.

Сундучок санбо.

Кабинет №14

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

13.

04.

07

14

21

28

14.20 – 15.50

Теория

практика

8

  Модульное оригами.

Избушка на курьих ножках из 4 модулей.

Разноцветная звезда из 4 модулей.

Звезда из 16 модулей.

Человек.

Кабинет №14

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

14.

05.

05

12

19

14.20 – 15.50

Теория

практика

6

Повторение.

Композиции «Утка и утёнок»,

«Пингвины во льду», «Гуси на пруду», «Деревня».

Кабинет №14

Творческая работа, самостоятельная работа, демонстрация моделей.

15.

05.

26

14.20 – 15.50

Теория

практика

2

Итоговые

Занятия.




Кабинет №14

Выставка-конкурс, коллективная рефлексия, самоанализ.

Вручение

грамот.



3.3 Система условий реализации ДОП

Требования к материально-техническим условиям

  1. Учебные столы и стулья.

  2. Инструкционные карты.

  3. Бумага разных видов.

  4. Картон.

  5. Проектор и ноутбук.

  6. Канцелярские принадлежности: ножницы, карандаши и так далее.


Требования к кадровому составу

Программа «Увлекательный мир оригами» разработана педагогом дополнительного образования, первой квалификационной категории.


Требования к программно-методическим условиям

I. Учебные и методические пособия:

 • Научная, специальная, методическая литература

 (См. список литературы).

II. Дидактические материалы:

 • Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами.

 • Схемы создания изделий оригами (размноженные на ксероксе).

 • Образцы изделий.


Информационные ресурсы

  1. Н.А. Цирулик, Т.Н.Проснякова. Умные руки.( Программа начальной школы: I-IV «Ручное творчество»). Учебник для 1 класса. Самара: Корпорация «Фёдоров», 2001.

  2. Н.А. Цирулик, Т.Н.Проснякова. Уроки творчества.( Программа начальной школы: I-IV «Ручное творчество»). Учебник для 2 класса. Самара: Корпорация «Фёдоров», 2000.

  3. Т.Н.Проснякова. Уроки мастерства.( Программа начальной школы: I-IV «Ручное творчество»). Учебник для 3 класса. Самара: Корпорация «Фёдоров», 2003.

  4. .Н.Проснякова. Творческая мастерская.( Программа начальной школы: I-IV «Художетвенный труд»). Учебник для 4 класса. Самара: Корпорация «Фёдоров», 2002.

  5. Интернет сайт: http://origami.ru/


  1. Интернет сайт: stranamasterov.ru







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!