СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлая азбука".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Весёлая азбука", подготовка детей к школе.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлая азбука".»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность (профиль) программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлая азбука» имеет социально - педагогическую направленность.

Актуальность программы.

Развитие речи детей рассматривается сегодня как одно из важнейших направлений в педагогике. Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами получения различного рода информации.

Становится актуальной задача поиска подходов, методик, технологий для развития речи, расширения словарного запаса, умения быстро читать и анализировать информацию.

С целью подготовки детей, свободно владеющих своей речью в соответствии с современными запросами, разработана и реализуется данная дополнительная общеразвивающая программа.


Отличительные особенности программы

Отличительная особенность программы заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно – внедрению игровых упражнений по технологии Н. Б. Буракова «Поля слов, анаграммы».

Цель технологии: способствовать развитию у ребёнка навыков узнавания, а затем чтения целыми словами, фразой, научить понимать смысл и интонировать. А главное – вырастить интерес к чтению. Способствовать развитию враждебной грамотности.


Адресат программы

Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 6 - 7 лет.

Объем и срок освоения

Срок освоения программы – 9 месяцев.

На полное освоение программы требуется 36 часа, включая индивидуальные консультации, экскурсоводческие практикумы, посещение экскурсий.

Формы обучения

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса

Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 10-15 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 36 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут, между занятиями установлены 10-минутные перемены. Занятие проводится 1 раз в неделю.

Педагогическая целесообразность

Программа «Весёлая азбука» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть в полной мере одним из этапов подготовки к обучению в школе. Программа знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также будет способствовать развитию мелкой моторики и зрительно – двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получат достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимых для поступления в школу.

Практическая значимость.

Обучающиеся научатся навыкам чтения, а это важный этап в познавательной деятельности ребёнка. Умение читать позволит детям получать информацию не только из окружающей среды но и из печатных источников. Это значительно расширит круг познаний детей

Содержание данной программы построено таким образом, что обучающиеся под руководством педагога смогут читать самостоятельно, понимать прочитанное, выражать своё отношение к прочитанному, узнавать новое об окружающем их мире, грамотно и логично выражать свои мысли.

Ведущие теоретические идеи.

За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать до буквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты но и всё последующее, ее усвоение языка»( Д.Б. Эльконин). Также при построении программы учитывалось положение Л.С.Выготского "о ведущей роли обучения", которое является движущей силой психического развития. Поскольку обучение не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, то метод практических заданий является в данной программе ведущим.

Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: осуществление комплексного похода к речевому развитию детей и подготовке их к усвоению грамоты, слоговому чтению.

Задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

Образовательные:

-формирование и развитие фонематического слуха;

- развитие владеть звуковой стороной речи: темпом, интонацией;

- знакомство со слоговой структурой слова;

-формирование умения правильно строить предложения, использовать предлоги, пользоваться конструкцией сложного предложения;

- формировать умения пересказывать текст, составлять небольшие рассказы по картинкам, использовать простые предложения;

- расширение словарного запаса;

- формирование звуко–буквенного анализа;

- знакомство с графическим изображением букв;

- обучение соотносить звук и букву;

- подготовка руки к письму.

Развивающие:

- развитие слухового восприятия;

- развитие графических навыков;

- развитие мелкой моторики;

- развитие глазомера.

Воспитательные:

- воспитание умения работать;

- воспитание самостоятельности при выполнении задания;

- воспитание доброжелательности по отношению к окружающим;

- воспитание элементарных гигиенических правил письма;


Принципы отбора содержания.

Принципы отбора содержания:

- принцип единства развития, обучения и воспитания;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности;

- принцип наглядности;

- принцип взаимодействия и сотрудничества;

- принцип комплексного подхода.

Основные формы и методы

Основной технологией обучения по программе выбрана технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В.В Давыдова, здоровье зберегающие технологии, личностно-ориентированное обучение, технология проектного обучения. Участие в образовательных событиях позволяет обучающимся пробовать себя в конкурсных режимах и демонстрировать успехи:

  1. Выполняя речевую гимнастику/ артикуляционную;

  2. Качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков;

  3. Буква, её образ и графическое написание;

  4. Составление и чтение слов и слогов с данной буквой;

  5. Составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения;

  6. Фонетические игры и упражнения, направленные на освоение нового материала, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка;

  7. Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слов;

  8. Нетрадиционный способ закрепления образа буквы: выкладывание из палочек, фасоли, пуговиц и т. д.;

  9. Самоконтроль и самооценка в выполнении работы.


При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности и творчества, разновозрастное сотрудничество, возможность «командного зачета», рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения и релаксации. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом.

Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как уверенность, самостоятельность, коммуникабельность.

Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:

1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого учащегося на данное занятие;

2 часть – практическая работа учащихся (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности;

3 часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Это коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого обучающегося, педагога и всех вместе. Широко используется форма творческих занятий, которая придает смысл обучению, мотивирует обучающихся на качественное выполнение задания, желание приобретать новые знания, быть активным в работе. Это позволяет в увлекательной и доступной форме пробудить интерес учащихся к получению новой информации.

Метод дискуссии учит обучающихся отстаивать свое мнение и слушать других.

Например, при описании какого- либо предмета обучающимся необходимо высказаться, аргументированно защитить свою работу. Учебные дискуссии обогащают представления по теме, упорядочивают и закрепляют знания.

Деловая игра, как средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные), показывает им возможность выбора этой сферы деятельности в качестве будущей профессии.

Ролевая игра позволяет участникам представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.

Планируемые результаты

В работе по развитию речи обучающиеся получают не только новые знания, но также надпредметные компетенции: умение работать в команде, способность анализировать информацию и принимать решения в работе и общении.

Образовательные:

- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;

- различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;

- делить слова на слоги;

- дифференцировать твёрдые и мягкие согласные, называть их изолированно;

- определять и называть первый звук в слове;

- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;

-рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;

- выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;

- составлять 2-3 предложения по картине;

- отвечать на вопросы рассказа с помощью простых предложений;

- заучивать небольшие стихотворения;

- знать буквы русского алфавита;

- понимать и использовать в речи термины «звук», «буква»;

- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;

- определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;

- различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

- делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную;

- пользоваться графическим обозначением звуков;

- записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами;

- составлять 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта;

-читать слова, предложения, небольшие рассказы;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного,

- уметь понимать и выполнять учебную задачу, а также проявлять такие качества как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.


Развивающие

Изменения в развитии мелкой моторики, внимательности, аккуратности и особенностей мышления. Составление небольших рассказав, является регулярной проверкой полученных навыков.

Наиболее ярко результат проявляется при создании защите самостоятельного творческого проекта.

Воспитательные

Воспитательный результат занятий можно считать достигнутым, если обучающиеся проявляют стремление к самостоятельной работе.

Механизм оценивания образовательных результатов

1. Уровень теоретических знаний.

- Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.

- Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.

- Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.

2. Уровень практических навыков и умений.

- Высокий уровень. Четко и безопасно работает с предложенным материалом.

- Средний уровень. Может выполнить работу по схемам при подсказке педагога.

- Высокий уровень. Способен самостоятельно работать с заданием.

Формы подведения итогов реализации программы

Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного проводятся конкуры, дидактические игры, открытые мероприятия.

Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав …, правила внутреннего распорядка обучающихся …., локальные акты …. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);

- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

Материально-технические условия.

Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин. Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.).

Кадровые. Педагог дополнительного образования.

Материально-технические: проектор, конструкторы, ноутбуки, программное обеспечение, поля и др. Видеоуроки. Архив видео и фотоматериалов. Методические разработки занятий, УМК к программе.






УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1 год обучения


п/п

Название раздела.

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Самостоятельная подготовка

1.

Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:

5

2,5

2,5

0

Устный опрос, рефлексия

2

Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р

4

2

2

0

Устный опрос, рефлексия

3

Знакомство с йотированными гласными - Я, Ю, Ё, И.

4

2

2

0

Устный опрос, рефлексия

4

Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости – Г, К, Д, Т, В, Ф, З, С, Б, П.

10

5

5

0

Защита проектов первого года обучения

5

Знакомство с согласными: X, Ж, Ш, Ч, Щ, Ц, Й, Ь и Ъ - и их особенностями

9

4,5

4,5

0

Устный опрос, рефлексия

6

Повторение и закрепление пройденного материала

4

2

2

0

Устный опрос, рефлексия


Итого

36

18

18

0



Задачи обучения

Образовательные:

-формирование и развитие фонематического слуха;

- развитие владеть звуковой стороной речи: темпом, интонацией;

- знакомство со слоговой структурой слова;

-формирование умения правильно строить предложения, использовать предлоги, пользоваться конструкцией сложного предложения;

- формировать умения пересказывать текст, составлять небольшие рассказы по картинкам, использовать простые предложения;

- расширение словарного запаса;

- формирование звуко–буквенного анализа;

- знакомство с графическим изображением букв;

- обучение соотносить звук и букву;

- подготовка руки к письму.

Развивающие:

- развитие слухового восприятия;

- развитие графических навыков;

- развитие мелкой моторики;

- развитие глазомера.

Воспитательные:

- воспитание умения работать;

- воспитание самостоятельности при выполнении задания;

- воспитание доброжелательности по отношению к окружающим;

- воспитание элементарных гигиенических правил письма;



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения (36 часа, 1 час в неделю)


Тема 1. Буквы: А, а. Звук [а].

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.


Тема 2. Буквы: О, о. Звук [о].

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.


Тема 3. Буквы: У, у. Звук [у].

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.


Тема 4. Буква: ы. Звук [ы].

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.


Тема 5. Буквы: Э, э. Звук [э].

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.


Тема 6. Буквы: Л, л. Звук [л].

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.



Тема 7. Буквы: М, м. Звук [м].

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.


Тема 8. Буквы: Н, н. Звук [н].

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.


Тема 9. Буквы: Р, р . Звук [р].

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.


Тема 10. Буквы Я, я.

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: развитие графических навыков: узор, буква, слоги, слова (няня, маляры, Оля), составление предложение (Яна мала).

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.


Тема 11. . Буквы: Ю, ю.

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Звукобуквенный анализ слов.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.


Тема 12. . Буквы: Ё, ё.

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: чтение слогов, слов (море, мера, Емеля), предложение (У Лены мел). Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.



Тема 13. . Буквы: И, и.

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.


Тема 14. Буквы: Г, г. Звук [г].

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.


Тема 15. Буквы: К, к . Звук [к].

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.



Тема 16. Буквы: Д, д. Звук [д].

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.


Тема 17. Буквы: Т, т. Звук [т].

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.


Тема 18. Буквы: В, в. Звук [в].

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.


Тема 19. Буквы: Ф, ф. Звук [ф].

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.


Тема 20. Буквы: З, з. Звук [з].

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.


Тема 21. Буквы: С, с. Звук [с].

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.


Тема 22. Буквы: Б, б. Звук [б].

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.


Тема 23. Буквы: П, п. Звук [п].

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.


Тема 24. Буквы: Х, х. Звук [х].

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.


Тема 25. Буквы: Ж, ж. Звук [ж].

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.


Тема 26. Буквы: Ш, ш. Звук [ш].

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.


Тема 27. Буквы: Ч, ч. Звук [ч].

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.


Тема 28. Буквы: Щ, щ. Звук [щ].

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.


Тема 29. Буквы: Ц, ц. Звук [ц].

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.


Тема 30. Буквы: Й, й.

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.


Тема 31. Буква: ь.

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.



Тема 32. Буква: ъ.

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.



Тема 33. Алфавит. Азбука.

Теория: повторение букв, место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.


Тема 34. «Лиса», «Лиса и кувшин», «Упрямые козы»

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.


Тема 35. «Почему у месяца….», «Лиса и собака», «Три котёнка»

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.


Тема 36. «Белка и волк», « Отец и сыновья», «Лгун»

Теория: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, графическое изображение.

Практика: определение места звука в слове (начало, середина, конец). Чтение слогов и слов. Упражнение в печатании буквы по образцу.

По завершении темы предусмотрен устный опрос – игра.




КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь




45 мин

Буквы: А, а. Звук [а].


опрос – игра

2

сентябрь




45 мин

Буквы: О, о. Звук [о].


опрос – игра

3

сентябрь




45 мин

Буквы: У, у. Звук [у].


опрос – игра

4

сентябрь




45 мин

Буква: ы. Звук [ы].


опрос – игра

5

октябрь




45 мин

Буквы: Э, э. Звук [э].


опрос – игра

6

октябрь




45 мин

Буквы: Л, л. Звук [л].


опрос – игра

7

октябрь




45 мин

Буквы: М, м. Звук [м].


опрос – игра

8

октябрь




45 мин

Буквы: Н, н. Звук [н].


опрос – игра

9

ноябрь




45 мин

Буквы: Р, р. Звук [р].


опрос – игра

10

ноябрь




45 мин

Буквы Я, я.


опрос – игра

11

ноябрь




45 мин

Буквы Ю, ю.


опрос – игра

12

ноябрь




45 мин

Буквы Ё, ё.


опрос – игра

13

декабрь




45 мин

Буквы И, и.


опрос – игра

14

декабрь




45 мин

Буквы: Г, г. Звук [г].


опрос – игра

15

декабрь




45 мин

Буквы: К, к. Звук [к].


опрос – игра

16

декабрь




45 мин

Буквы: Д, д. Звук [д].


опрос – игра

17

январь




45 мин

Буквы: Т, т. Звук [т].


опрос – игра

18

январь




45 мин

Буквы: В, в. Звук [в].


опрос – игра

19

январь




45 мин

Буквы: Ф, ф. Звук [ф].


опрос – игра

20

январь




45 мин

Буквы: З, з. Звук [з].


опрос – игра

21

февраль




45 мин

Буквы: С, с. Звук [с].


опрос – игра

22

февраль




45 мин

Буквы: Б, б. Звук [б].


опрос – игра

23

февраль




45 мин

Буквы: П, п. Звук [п].


опрос – игра

24

февраль




45 мин

Буквы: Х, х. Звук [х].


опрос – игра

25

март




45 мин

Буквы: Ж, ж. Звук [ж].


опрос – игра

26

март




45 мин

Буквы: Ш, ш. Звук [ш].


опрос – игра

27

март




45 мин

Буквы: Ч, ч. Звук [ч].


опрос – игра

28

март




45 мин

Буквы: Щ, щ. Звук [щ].


опрос – игра

29

апрель




45 мин

Буквы: Ц, ц. Звук [ц].


опрос – игра

30

апрель




45 мин

Буквы: Й, й.


опрос – игра

31

апрель




45 мин

Буква: ь.


опрос – игра

32

апрель




45 мин

Буква: Ъ.


опрос – игра

33

май




45 мин

Алфавит. Азбука.


опрос – игра

34

май




45 мин

«Лиса», «Лиса и кувшин», «Упрямые козы»


опрос – игра

35

май




45 мин

«Почему у месяца….», «Лиса и собака», «Три котёнка»


опрос – игра

36

май




45 мин

«Белка и волк», « Отец и сыновья», «Лгун»


опрос – игра


Организационно-педагогические условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Принтер 1 шт.

Сканер 1 шт.

Компьютер 1 шт.

Оценочные и методические материалы

Вся оценочная система делится на три уровня сложности:

1. Обучающийся может ответить на общие вопросы по большинству тем, с помощью педагога может построить и объяснить принцип работы одной из установок (на выбор).

2. Обучающийся отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может самостоятельно построить и объяснить принцип действия и особенности любой из предложенных ему установок.

3. Обучающийся отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может самостоятельно построить и объяснить принцип действия и особенности любой из предложенных ему установок. Но, располагает сведениями сверх программы, проявляет интерес к теме. Проявил инициативу при выполнении конкурсной работы или проекта. Вносил предложения, имеющие смысл.

Кроме того, весь курс делится на разделы. Успехи обучающегося оцениваются так же и по разделам:

- Теория;

- Практика;

- Конструкторская и рационализаторская часть.

Методическое обеспечение

Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:

- видеоролики;

- информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной общеобразовательной программе;

- мультимедийные интерактивные домашние работы.

Методы, в основе которых располагается уровень деятельности учащихся:

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся;

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности. объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (рисунки, схемы и др.);

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы:

- проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);

- объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);

- репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);

- словесный - рассказ, объяснение, беседа.

- стимулирования (соревнования, выставки, поощрения).

Информационное обеспечение программы

Интернет-ресурсы:

  1. https://www.youtube.com/watch?v=3YlG_Cn3iHw

  2. https://www.youtube.com/watch?v=h7TuNP4d8H8

  3. https://chudo-udo.info/chitaem-po-slogam

  4. https://iqsha.ru/uprazhneniya/topic/chitaem-slogi

  5. https://ja-uchenik.ru/84-chitaem-slogi.html

  6. https://www.youtube.com/watch?v=WwOL8XmVB-c

  7. https://www.youtube.com/watch?v=kZUTrLqDJVQ

  8. https://www.youtube.com/watch?v=XA8NJcho3Qo

Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599

3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.

4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р.

5. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.

6. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Для педагога дополнительного образования:

Список литературы. Литература педагога для реализации программы.

1.Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА, Москва 2007 г.

2.Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5=6 лет. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство ЮВЕНТА Москва 20 Юг

З.Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева. Азбука. Мой первый учебник. Издательство ЮВЕНТА. Москва 2010 г.

4.Л.В. Игнатьева «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1 т № 2 к книге «АЗБУКА. Мой первый учебник». Издательство ЮВЕНТА. 2010 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!