СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный турист: изучаю родной край» для детей с ОВЗ

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа актуальна, так как в последние годы развитию детского туризма в Российской Федерации уделяется значительное внимание. Постановлением Правительства от 4 ноября 2014 г № 1163 образован Координационный совет по развитию детского туризма в России, одними из приоритетных задач которого являются развитие и увеличение объемов детского туризма в границах страны и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Именно туристско-краеведческая деятельность детей способствует выполнению этих задач и является весьма актуальной для настоящего времени.Цель программы - создание условий для разностороннего развития детей с ОВЗ и индивидуальных способностей каждого учащегося с помощью занятий в объединении.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный турист: изучаю родной край» для детей с ОВЗ»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Школа №111»









дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

туристско-краеведческой направленности

«Юный турист: изучаю родной край»







категория детей – ОВЗ

Составитель:

педагог дополнительного образования

Молчанова Светлана Владимировна












г. Ростов-на-Дону

2019 год




ПАСПОРТ

дополнительной общеразвивающей программы

Название ДОП

«ЮНЫЙ ТУРИСТ: ИЗУЧАЮ РОДНОЙ КРАЙ»

Сведения об авторе:

ФИО: Молчанова Светлана Владимировна

Место работы: МБОУ «Школа №111»

Адрес ОУ: 344045, Ростов-на-Дону, ул. Лелюшенко,7

Телефон служебный: 272-06-13

Должность: педагог дополнительного образования

Нормативно-правовая база:

- Конвенция о правах ребенка;

- Конституция РФ;

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

- СанПиН 2.4.4.31.72-14;

- Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 гг.»

Материально-техническая база

МБОУ «Школа № 111», спортивный зал, туристское снаряжение, наглядные пособия, методические материалы

Год разработки,

корректировки

2019 г.

Структура программы

  1. Титульный лист

  2. Паспорт программы

  3. Пояснительная записка

  4. Нормативная основа программы

  5. Учебно-тематический план

  6. Содержание программы

  7. Тематическое планирование

  8. Календарно-тематическое планирование

  9. Список литературы

Направленность

Туристско-краеведческая

Направление

туризм и краеведение

Возраст учащихся

8-13 лет

Срок реализации

год

Вид программы

модифицированная

Актуальность

Данная программа актуальна, так как в последние годы развитию детского туризма в Российской Федерации уделяется значительное внимание. Постановлением Правительства от 4 ноября 2014 г № 1163 образован Координационный совет по развитию детского туризма в России, одними из приоритетных задач которого являются развитие и увеличение объемов детского туризма в границах страны и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Именно туристско-краеведческая деятельность детей способствует выполнению этих задач и является весьма актуальной для настоящего времени.

Цель

Создание условий для разностороннего развития детей с ОВЗ и индивидуальных способностей каждого учащегося с помощью занятий в объединении.


Ожидаемые результаты:

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к ежедневным занятиям физической культурой, к здоровому образу жизни, к природе, как основным ценностям в жизни человека, к Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям;

  • интерес к изучению истории и культуры родного края;

  • первоначальные туристские умения и навыки.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • экологического мышления;

  • познавательной мотивации к изучению истории возникновения физической культуры и туризма;

  • элементарных правил выживания в природе;

  • мотивации к выполнению норм гигиены и закаливающих процедур.

Учащиеся научатся:

  • адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы;

  • передавать полученную информацию.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие физических качеств;

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе, детском коллективе;

  • ориентироваться в естественной природной среде;

  • безопасному поведению во время занятий, в природной среде.

Формы занятий

теория - индивидуальные с применением специальных форм и методов обучения; практика - индивидуальные и групповые

Режим занятий

1час в неделю

Формы подведения итогов реализации

Участие в конкурсах и викторинах
















Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный турист: изучаю родной край»» соответствует положениям Конвенции «О правах ребенка», закону РФ «Об образовании», Уставу образовательного учреждения, методическим рекомендациям по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и имеет туристско-краеведческуюнаправленность.

Программа модифицированная, направленная на социальную адаптацию учащихся, реализует право каждого учащегося на овладение знаниями, умениями и навыками в индивидуальном темпе и объёме. Программа «Юный турист: изучаю родной край» составлена на основе авторской программы «Юный турист: изучаю родной край» (Смирнов Д.В.) размещенной в Сборнике программ внеурочной деятельности 5-7 классы /под редакцией Н.Ф. Виноградовой.- М. Вента-Граф. 2011 г.

Туризм и краеведение - важнейшие средства воспитания, которые благодаря своему многообразию и универсальности открывают широкие возможности для практической подготовки маленького гражданина к большой жизни. Для детей - туризм - способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни. Изучить, познать родной край, малую родину, где человек родился и вырос - задача краеведения.

Рабочая программа разработана для детей с ОВЗ.

Цель программы: развитие познавательной, двигательной и коммуникативной активности обучающихся, укрепление их физического и психоэмоционального здоровья.

Задачи:

• освоение основных социальных норм, необходимых для безопасной жизнедеятельности в социальной среде и окружающей природе;

• изучение основ туристско-краеведческого мастерства;

• развитие природных задатков и навыков детей, способствующих их личностному самовыражению в туризме и краеведении;

• мотивация к укреплению здоровья детей на занятиях туризмом и краеведением как в помещениях образовательного учреждения, так и в природных условиях; освоение технологии здорового образа жизни; усвоение норм сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья;

• развитие познавательной и творческой активности обучающихся;

• воспитание и развитие коммуникативных и личностных качеств обучающихся в процессе формирования коллектива единомышленников — туристской группы;





Учебно-методический комплект:

  1. Сборник программ внеурочной деятельности : 5-7 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011.

Формы организации учебного процесса

Групповые, парные, индивидуальные. Ведущими методами обучения по предмету являются: объяснительно-иллюстрированный и репродуктивный. Деятельный подход, интенсификация и оптимизация, расширение межпредметных связей.

На занятиях используются элементы следующих технологий обучения: личностно-ориентированные, игровые, развивающие, интегрированные, комплексные занятия.

Общая характеристика

Содержание программы «Юный турист: изучаю родной край» призвано комплексно обеспечивать процессы развития, обучения, воспитания и оздоровления детей с ОВЗ с помощью занятий физической культурой, посещения школьного краеведческого музея, знакомства с его экспонатами, просмотра видеоматериалов, игры, чтения книг и рисования.

Школьный краеведческий музей занимает в туристско-краеведческой деятельности особое место, выступая как своеобразная моделирующая система культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

История страны, города, своей школы, улицы, пропущенная через собственный жизненный опыт, через пробуждение чувства сопричастности, эмоционального сострадания и соучастия, — вот что воспитывает ребенка как настоящего патриота и гражданина.



Ожидаемые результаты реализации программы

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к ежедневным занятиям физической культурой, к здоровому образу жизни, к природе, как основным ценностям в жизни человека, к Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям;

  • интерес к изучению истории и культуры родного края;

  • первоначальные туристские умения и навыки.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • экологического мышления;

  • познавательной мотивации к изучению истории возникновения физической культуры и туризма;

  • умений и навыков, элементарных правил выживания в природе;

  • мотивации к выполнению норм гигиены и закаливающих процедур.





Учащиеся научатся:

  • адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы;

  • передавать полученную информацию.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • адекватно оценивать результаты выполнения задания;

  • самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие физических качеств;

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе, детском коллективе;

  • ориентироваться в естественной природной среде ;

  • безопасному поведению во время занятий, в природной среде.

Для оценки итогов реализации данной программы и своевременной коррекции темпов и методов освоения программного материала используются следующие виды диагностики и контроля: начальная- осуществляется посредством наблюдения, опроса; текущая - практические задания, наблюдение; итоговая - участие в конкурсах, викторинах, опрос, беседа и т.п.

Конечным результатом освоения программы предполагается развитие индивидуальных способностей каждого учащегося.

По времени реализации программа «Юный турист: изучаю родной край» является краткосрочной, а по объёму поставленных задач - комплексной.

Адресат программ: Программа рассчитана на школьников с ОВЗ, имеющих ограничения по здоровью на занятия физической культурой.

Объем программы: Данная программа строится по блочно-модульному типу, срок реализации – 1год. Программа рассчитана на 37 учебных часов в год (1 час в неделю), включает теоретические занятия и практические занятия на местности, а также участие в различных мероприятиях: экскурсиях, играх, конкурсах. Программа учитывает необходимость органической связи теоретического материала, усвоенного учащимися на занятиях в течение учебного года, с практическими умениями и навыками, необходимыми на экскурсиях выходного дня и в повседневной жизни.












НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПРОГРАММЫ.

1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»

2.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего и основного общего образования (ФГОС НОО и ФГОС ООО)


3

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О рабочих программах учебных предметов» от 28.10.2015 г. № 08-1786


4

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937). 

5

Гражданский кодекс РФ

6

Смирнов Д.В. Программа «Юный турист: изучаю родной край», сборник программ внеурочной деятельности 5-7 классы /под редакцией Н.Ф. Виноградовой

7

Постановление №189 от 29.12.2010г. Главного государственного

санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН, 2.4.2.2821-10

Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и

организации обучения в образовательном учреждении»

8

Учебный план МБОУ «Школа №111» на 2019-2020 учебный год (Приказ №08.30.4-од от 30.08.2019 года)

9

Основные образовательные программы МБОУ «Школа №111» на 2019-2020 учебный год (Приказ №08.30.43-од от 30.08.2019 года)













Учебно-тематический план

Тема занятия,
элементы содержания

Характеристика деятельности
учащихся

Введение (1 ч)


Вводный инструктаж. Инструктаж по технике безопасности на занятия. Польза и значение туризма (прогулок и экскурсий) для оздоровления организма человека. Виды туризма.

Кратко характеризовать путешествия как форму познания окружающего мира и самого себя, оздоровления своего организма.

Правила поведения юных путешественников(2 ч)


Правила поведения юных путешественников на занятиях (во внеурочной деятельности) в учебном классе, спортивном зале, на учебно-тренировочном полигоне, в парке (лесу).

Понимать и выполнять правила поведения юных путешественников в учебном классе, спортивном зале, на учебно-тренировочном полигоне, в парке (лесу);

Требования по соблюдению техники безопасности во время туристской прогулки, похода и при занятиях физическими упражнениями.

Понимать и выполнять требования по соблюдению техники безопасности во время туристской прогулки, похода и при занятиях физическими упражнениями.

Азбука туристско-бытовых навыков (4 ч)


Общественно полезные и личностно значимые дела юных путешественников на экскурсиях и туристских прогулках.

Выполнять туристские и краеведческие должностно-ролевые обязанности членов туристской группы.

Должностно-ролевая система самоуправления в группе, взаимопомощь в туристской группе.

Подбирать необходимое личное снаряжение для участия в туристской прогулке, экскурсии или однодневном походе с учётом сезона года и погодных условий.

Распределение обязанностей (ролей) юных путешественников в группе.

Соблюдать требования гигиены по уходу за личным снаряжением.

Смена дежурных должностей в течение года.

Упаковывать личное снаряжение для участия в туристской прогулке, экскурсии.

Я, моё тело и моё здоровье (4 ч)


Правила соблюдения личной гигиены на туристских прогулках, при организации чаепития и перекусов.

Соблюдать правила личной гигиены при занятиях туризмом

Личная гигиена на занятиях физкультурой и туризмом.

Выполнять комплекс физических упражнений для утренней зарядки.

Зарядка. Комплекс физических упражнений для утренней зарядки.

Осваивать навыки ведения дневника самонаблюдений за состоянием здоровья и самочувствия.

Утренний и вечерний туалет. Соблюдение гигиенических требований.

Взаимодействовать в процессе подвижных игр, в игровой и соревновательной деятельности.

Азбука туристского ориентирование (4 ч)


Я и мой дом, моя школа, школьный двор.

Выявлять характерные особенности своего дома (квартиры), школы и школьного двора.

Выявление представлений обучающихся о своём доме (квартире), школе и школьном дворе; назначении различных комнат, кабинетов в здании школы и сооружений школьного двора.

Определять назначение различных комнат, кабинетов в здании школы и сооружений школьного двора, выявлять различия в их назначении.

Ориентирование по сторонам горизонта. Понятия: горизонт, стороны горизонта, ориентирование.

Пересказывать маршрут движения.

Туристское ориентирование. Стороны горизонта.

Определять стороны горизонта.

В гостях у путешественников- героев сказок (3 ч)


Русские народные сказки и сказки народов мира о путешественниках: «Лягушка-путешественница», «Маугли», «Снежная королева», «Кот в сапогах».

Описывать и характеризовать сказочных персонажей как путешественников.

Способы, которые использовали для путешествий сказочные герои:пешком (сапоги-скороходы, туфельки), на лыжах, на плавсредствах(лодки, корабли), летательных аппаратах (ковёр-самолёт, корабли, ступа и метла), на оленях или лошадях

Выявлять положительные и отрицательные качества сказочных героев-путешественников.

Личностные качества сказочных героев, необходимые им в путешествиях: смелость, решительность, настойчивость, бесстрашие, общительность, доброта, трудолюбие, сообразительность, упорство в достижении цели, терпимость, любовь к ближнему, уважение к старшим, выносливость, мужество, хитрость, отзывчивость

Выявлять и описывать способы преодоления естественных препятствий сказочными персонажами.

Путешествие во времена года (4 ч)


Снаряжение юного путешественника, необходимое для наблюдений за явлениями в природной среде и выполнения краеведческих, исследовательских заданий: карта (план местности), блокнот, карандаши, ластик, линейка, компас, термометр, мерная лента, лупа, определители (растений, птиц, насекомых, следов животных и пр.)

Осваивать методы организации наблюдений в природной среде за объектами животного и растительного мира.

Природное наследие.

Осваивать алгоритмы выполнения исследовательских краеведческих заданий.

Изменения в природе.

Взаимодействовать в звеньях, группах «знатоков» при выполнении исследовательских краеведческих заданий.

Растения и животные родного края.

Обучать универсальным умениям: управлять эмоциями в процессе экскурсий и наблюдений, организовывать наблюдения за природными явлениями.

Путешествие в мир моей школы (2 ч)


Знакомство детей с учебным классом, спортивным залом, школьной библиотекой, столовой, туристско-спортивной площадкой, учебным полигоном, географической площадкой, школьным садом.

Загадочный мир моей школы, библиотеки

Цели и задачи экскурсии по школе.

Знакомство с экспонатами и экспозициями школьного краеведческого музея.

Загадки школьного двора (2 ч)


Школа и школьный двор: местоположение в населённом пункте.

Общаться и взаимодействовать при выполнении исследовательских заданий.

План школьного двора (территории).

Составлять описание школьного двора и обсуждать назначение его сооружений.

Азбука путешественника (8 -10ч)


Способы передвижения юных путешественников.

Самостоятельно наблюдать погодные условия и описывать их.

Преодоление простейших естественных препятствий: канав, небольших оврагов, завалов, зарослей кустарника, луж (без снаряжения — рюкзачка и с рюкзачком).

Осваивать универсальные умения по передвижению пешком или на лыжах с грузом-рюкзачком.

Правила безопасного преодоления естественных и искусственных препятствий.

Осваивать навыки и технику преодоления естественных препятствий при передвижении пешком с грузом и без.

Обход естественных препятствий.

Осваивать технику физических упражнений прикладной направленности.

Прокладка маршрута движения.

Выявлять характерные ошибки при передвижении пешком или на лыжах с грузом.

Обязанности штурмана и хронометриста туристской группы.

Проявлять силу и выносливость при передвижении на местности.

Обязанности проводника и их выполнение на туристской прогулке.

Соблюдать правила техники безопасности при передвижении на местности.

Взаимовыручка и взаимопомощь при преодолении препятствий.

Моделировать технику базовых способов передвижения на лыжах при транспортировке груза в рюкзачке.







Содержание программы


Содержание

внеурочной деятельности

Формы организации

Виды деятельности

Введение.

Польза и значение туризма (прогулок и экскурсий) для оздоровления организма человека.

Роль краеведения в познании окружающего мира и самого себя.

Оздоровительный эффект чистого воздуха лесов, лугов и полей.

Оздоровительный эффект от водных процедур.

Движение — ходьба пешком и на лыжах укрепляет костно-мышечную систему, сердце, лёгкие и другие органы человека.

-парная;

-групповая;

-коллективная;

-индивидуальная;

-нетрадиционные формы;

-игра.

-ИКТ;

-игровая;

изобразительная,

предметная,

коммуникативная

Правила поведения юных путешественников

Правила поведения юных путешественников на занятиях (во внеурочной деятельности) в учебном классе, спортивном зале, на учебно-тренировочном полигоне, в парке (лесу).

Требования по соблюдению техники безопасности во время туристской прогулки, похода и при занятиях физическими упражнениями. Правила поведения юных путешественников на экскурсии по зданию школы или в школьном краеведческом музее.

Порядок хранения туристского снаряжения, оборудования и инвентаря. Обязанности завхоза по снаряжению.

Правила обращения с колюще-режущими предметами, электроприборами, предметами бытовой химии и медикаментами.

Пожарная безопасность и правила поведения в чрезвычайных (аварийных) ситуациях в школе, на территории школы, дома и на природе.

Телефоны аварийных служб.

«Кодекс чести юного путешественника»

-парная;

-групповая;

-коллективная;

-индивидуальная;

-нетрадиционные формы;

игра.

ИКТ;

-игровая;

изобразительная,

предметная,

коммуникативная

Азбука туристско-бытовых навыков

Общественно полезные и личностно значимые дела юных путешественников на экскурсиях и туристских прогулках.

Должностно-ролевая система самоуправления в группе, взаимопомощь в туристской группе. Распределение обязанностей (ролей) юных путешественников в группе.

Смена дежурных должностей в течение года.

Правила поведения при участии в туристской прогулке, экскурсии в парк (лес). Правила поведения во время различных природных явлений (грозы, сильного ливня, тумана и пр.). Правила безопасности при встрече с дикими и домашними животными. Необходимость выполнения требований педагога и старших друзей; соблюдение тишины.

Личное снаряжение юного путешественника Требования к одежде (бельё, спортивный костюм, куртка, брюки, ветровка, головной убор, дождевик, рукавицы и пр.). Личная посуда и средства личной гигиены.

Требования к упаковке продуктов. Уход за личным снаряжением.

Групповое снаряжение и уход за ним

Ремонтный набор. Организация биваков и охрана природы.. Установка палатки, тента для палатки. Снятие палатки и её упаковка для транспортировки.

Типы костров: «Шалаш», «Колодец», «Таёжный», «Нодья», «Звёздный» — и их назначение. Определение места для костра на туристском биваке. Соблюдение правил пожарной безопасности и охрана природы.

Заготовка хвороста и валежника для костра. Разведение костров в туристском походе. Обязанности кострового туристской группы.

Основные туристские узлы: прямой, проводник простой и ткацкий. Их свойства, назначение и использование. Вязка узлов по названию и по их назначению (для крепления верёвки на опоре, связывания верёвок одинакового диаметра, проводники).

Организация приёма пищи (приготовление пищи) на туристской прогулке в однодневном походе (летом, осенью, весной и зимой). Перекус и его организация.

Техника безопасности при приготовлении пищи.

-парная;

-групповая;

-коллективная;

-индивидуальная;

-нетрадиционные формы;

игра.




ИКТ;

-игровая;

изобразительная,

предметная,

коммуникативная


Я, моё тело и моё здоровье

Правила соблюдения личной гигиены на туристских прогулках, при организации чаепития и перекусов. Личная гигиена на занятиях физкультурой и туризмом. Зарядка. Комплекс физических упражнений для утренней зарядки. Утренний и вечерний туалет. Соблюдение гигиенических требований. Уход за личным снаряжением. Обязанности санитара туристской группы.

Дневник самонаблюдений за состоянием здоровья и самочувствия.

Роль родителей и обучающегося в ведении дневника.

Общая физическая подготовка и оздоровление организма. Комплекс физических упражнений и подвижные игры для развития общей и специальной выносливости. Бег с препятствиями и по пересечённой местности. Развитие функциональных возможностей ребёнка (гимнастика, ходьба по пересечённой местности, спортивные игры, ходьба на лыжах). Развитие силы. Гигиена на занятиях физическими упражнениями.

Оказание первой доврачебной помощи при порезах, ссадинах, ушибах, мозолях. Характеристика травм. Необходимая помощь. Способы обработки. Профилактика.

Требования по соблюдению питьевого режима во время занятий физическими упражнениями, во время экскурсии и туристической прогулки. Способы обеззараживания воды для питья и приготовления пищи.

Выносливость и сила воли, их формирование в туризме.

-парная;

-групповая;

-коллективная;

-индивидуальная;

-нетрадиционные формы;

игра.




- ИКТ;

-игровая;

изобразительная,

предметная,

коммуникативная


Азбука туристского ориентирования

Я и мой дом, моя школа, школьный двор. Выявление представлений обучающихся о своём доме (квартире), школе и школьном дворе; назначении различных комнат, кабинетов в здании школы и сооружений школьного двора.

Ориентирование по сторонам горизонта. Понятия: горизонт, стороныгоризонта, ориентирование. Туристское ориентирование. Стороны горизонта. Определение сторон горизонта по солнцу, объектам растительного и животного мира, по местным признакам. Определение сторон горизонта в условиях парка (леса) или района школы, на пришкольном участке.

Компас и его устройство. Компас — прибор для определения сторон горизонта. Устройство компаса и его работа. История компаса. Обязанности штурмана группы.

Ориентирование по компасу, азимут. Определение сторон горизонта по компасу. Ориентирование по компасу. Знакомство с понятием «азимут». Определение азимутов (90, 180, 270 и 360) на предметы с помощью компаса. Правила работы с компасом. Определение азимутов (90, 180, 270 и 360) на контрольном пункте, установленных на школьном дворе.

Определение азимутов (90, 180, 270 и 360) на удалённые предметы во время туристской прогулки.

Ориентирование по компасу и плану. Чтение плана местности (школьного двора). Ориентирование плана местности по компасу, по предметам на местности. Движение по плану местности при помощи компаса.

-парная;

-групповая;

-коллективная;

-индивидуальная;

-нетрадиционные формы;

игра.




- ИКТ;

-игровая;

изобразительная,

предметная,

коммуникативная

В гостях у путешественников — героев сказок

Русские народные сказки и сказки народов мира о путешественниках: «Лягушка-путешественница», «Маугли», «Снежная Королева», «Кот в сапогах» и др.

Способы, которые использовали для путешествий сказочные герои:

пешком (сапоги-скороходы, туфельки), на лыжах, на плавсредствах(лодки, корабли), на летательных аппаратах (ковёр-самолёт, корабли, ступа и метла), на оленях или лошадях и т. п.

Личностные качества героев сказок, необходимые в путешествиях:

смелость, решительность, настойчивость, бесстрашие, общительность, доброта, трудолюбие, сообразительность, упорство в достижении цели, терпимость, любовь к ближнему, уважение к старшим, выносливость, мужество, хитрость, отзывчивость и др.

Предметы ориентирования на местности, которые использовали сказочные герои: растения, звёздное небо, легенды (описание и рассказы), карты (планы), дорожно-тропиночная сеть, речные системы и т. д.

«Проводники» — путеводители сказочных героев в сказках: клубок ниток, перья птиц, сказочные герои и животные.

Способы преодоления естественных препятствий сказочными героями.

Театрализованная постановка различных сказок в туристском путешествии.


-парная;

-групповая;

-коллективная;

-индивидуальная;

-нетрадиционные формы;

игра.




- ИКТ;

-игровая;

изобразительная,

предметная,

коммуникативная

Путешествие во времена года

Снаряжение юного путешественника, необходимое для наблюдений за явлениями в природной среде и выполнения краеведческих, исследовательских заданий: карта (план местности), блокнот, карандаши, ластик, линейка, компас, термометр, мерная лента, лупа, определители растений, птиц, насекомых, следов животных и т. д.

Природное наследие. Изменения в природе. Растения и животные родного края. Сезонные изменения в жизни фауны и флоры. Фауна и флора леса, луга, берега реки. Природные материалы для изготовления поделок, сувениров, картин и пр. Необычные, причудливые формы рельефа, растений. Голоса птиц и животных, следы их жизнедеятельности.

Оказание помощи братьям меньшим. Правила поведения и наблюдения за природой во время экскурсии. Подведение итогов экскурсии. Краеведческие задания и их выполнение. Краеведческие должности знатоков природы: метеоролог, ботаник, зоолог, орнитолог, краевед-географ, краевед-эколог и т. п.

Ведение совместно с родителями дневников наблюдений и впечатлений. Создание рисунков на тему «Зимний лес», аппликаций «Осенняя сказка» и т. п. Рисунки о том, что или кого увидели юные путешественники на туристской прогулке, во время экскурсии в парк.

Экскурсии в парк (лес), на луг, на берег реки. Выполнение краеведческих заданий (сбор листвы различных пород деревьев, сбор отпечатков, следов животных и птиц, сбор лекарственных растений и пр.). Цели и задачи экскурсии. Правила поведения на экскурсии. Подведение итогов экскурсии. Соблюдение правил поведения и культуры общения в природной среде. Умение слушать экскурсовода и правильно осматривать объекты экскурсии (растения, животных, птиц и следы их жизнедеятельности).

Помнить цель экскурсии — узнать и увидеть что-то новое, интересное.

Умение не бояться задавать возникающие в ходе экскурсии вопросы.

Наблюдение за природной (растительный и животный мир; живая и неживая природа) и искусственной средой. Рассказы знатоков природы о деревьях, кустарниках, травах, птицах, насекомых, животных, рельефе местности, водоёмах, сезонных изменениях в природе.


-парная;

-групповая;

-коллективная;

-индивидуальная;

-нетрадиционные формы;

игра.




ИКТ;

-игровая;

изобразительная,

предметная,

коммуникативная

Путешествие в мир моей школы

Знакомство детей с учебным классом, спортивным залом, школьной библиотекой, столовой, туристско-спортивной площадкой, учебным полигоном, географической площадкой, школьным садом и др.

Цели и задачи экскурсии по школе. Правила поведения на экскурсии в школьный музей. Правила осмотра экспозиций и экспонатов. Подведение итогов экскурсии.

Обязанности знатоков.

Экскурсия в школьный краеведческий музей, библиотеку: выставка картин с изображением природы, пейзажей; выставка книг о путешественниках и природе родного края. Соблюдение правил поведения и культуры общения в музее. Умение слушать экскурсовода и правильно осматривать экспонаты. Помнить цель экскурсии — узнать и увидеть что-то новое, интересное. Умение не бояться задавать возникающие в ходе экскурсии вопросы.

Загадки школьного двора

Школа и школьный двор: местоположение в населённом пункте. План школьного двора (территории). Назначение сооружений школьного двора. Стадион и спортивная площадка школьного двора. Условные знаки плана школьного двора. Ориентировка плана школьного двора по сторонам горизонта. Масштаб. Измерение расстояний на школьном дворе.

Виды растений (фауны) и животных (флоры) обитателей школьного двора. Школьный сад.

Экология школьного двора: охрана природы, загрязнение территории. Участие в природоохранных акциях.


-парная;

-групповая;

-коллективная;

-индивидуальная;

-нетрадиционные формы;

игра.




ИКТ;

-игровая;

изобразительная,

предметная,

коммуникативная

Азбука путешественника

Способы передвижения юных путешественников. Преодоление простейших естественных препятствий: канав, небольших оврагов, завалов, зарослей кустарника, луж (без снаряжения — рюкзачка и с рюкзачком).

Правила безопасного преодоления естественных и искусственных препятствий.

Обход естественных препятствий. Прокладка маршрута движения.

Обязанности штурмана и хронометриста туристской группы. Обязанности проводника и их выполнение.

Взаимовыручка и взаимопомощь при преодолении препятствий. Гимнастическая самостраховка при преодолении препятствий.

Организация движения туристской группы по тропинкам и дорожкам в парке, по песку, по лугу, по снегу (пешком и на лыжах). Преодоление водных преград по брёвнам и мосткам.

Строй туристской группы. Интервал движения, ритм движения. Привалы и их продолжительность. Ходовое время. Скорость передвижения на туристской прогулке. Привалы «Прогоночный», «Промежуточный», «Обеденный». Распорядок походного дня.

Преодоление склонов (спуск и подъём). Подъём, траверс и спуск по склонам с использованием альпенштоков. Переправа через условное болото по наведённым кладям (жердям), по кочкам. Переправа по бревну на равновесие; преодоление завала; преодоление оврага (канавы) маятником.

Туристская эстафета и её технические этапы. Организация взаимодействия в команде юных путешественников, взаимовыручка.

Управление лыжами при транспортировке груза (от 2 до 5 кг) в рюкзачке. Посадка лыжника. Передвижение ступающим и скользящим шагом (без рюкзачка и с рюкзачком). Техника безопасности при ходьбе на лыжах.

Управление лыжами на месте: поочерёдное поднимание ноги с лыжей и движение ею по воздуху вниз и вверх, вправо и влево; поочерёдное поднимание носков лыж.

Ходьба без палок ступающим и скользящим шагом; ходьба ступающим и скользящим шагом с палками; толчок палками; передвижение налыжах по лыжне до 600–700 м; соревнования на лыжах (эстафеты до 50 м); движение боковыми приставными шагами; передвижение без палок и с палками по глубокому снегу без груза и с грузом в рюкзачке до 2–5 кг; передвижение в среднем темпе.

Упражнения на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, силы, выносливости, гибкости и координационных способностей. Подвижные игры. Гимнастические упражнения.


-парная;

-групповая;

-коллективная;

-индивидуальная;

-нетрадиционные формы;

игра.




-ИКТ;

-игровая;

исследовательская, изобразительная, предметная,

проектная,

коммуникативная, конструктивная.


Зачётное мероприятие (однодневный поход)

Передвижение группы на местности с преодолением естественных препятствий (5 км). Организация взаимопомощи при преодолении препятствий. Ритм движения. Походная колонна.

Разбивка и обустройство лагеря группы. Установка тента для укрытия от дождя. Оборудование костра. Приготовление пищи на костре. Сервировка походного стола.

Соблюдение норм гигиены и санитарии. Соблюдение требований техники безопасности.

Выполнение обязанностей в системе должностно-ролевого самоуправления.

Подвижные игры на местности. Юмористические физкультурно-туристские состязания между командами или «Папа, мама, я — туристская семья».

Охрана окружающей среды. Трудовой десант — сохраним родной край потомкам!

Итоговое повторение

коллективная

ИКТ





































Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Правила поведения юных путешественников.

2

3

Азбука туристско-бытовых навыков

4

4

Я, моё тело и моё здоровье

4

5

Азбука туристского ориентирование

4

6

В гостях у путешественников- героев сказок

3

7

Путешествие во времена года

4

8

Путешествие в мир моей школы

4

9

Загадки школьного двора

2

10

Азбука путешественника

10


итого

38



























Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Количество

часов

В помещении

На местности

Дата

1

Введение. Польза и значение туризма для оздоровления организма человека.

1

1

-

05.09

2

Правила поведения юного туриста.

1

1

-

12.09

3

Законы туристов.

1

1

-

19.09

4

Должностные обязанности юных путешественников.

1

1

-

26.09

5

Экскурсия «Золотая осень».

1

-

1

03.10

6

Личное снаряжение и групповое.

1

1

-

10.10

7

Основные туристические узлы.

1

1

-

17.10

8

Организация бивуака, охрана природы.

1

-

1

24.10

9

Личная гигиена в туристической прогулке.

1

1

-

31.10

10

Общая физическая подготовка и оздоровление организма.

1

-

1

07.11

11

Экскурсия « В гости к зиме».

1

-

1

14.11

12

Я и мой дом, моя школа, школьный двор.

1

-

1

21.11

13

Ориентирование по сторонам горизонта.

1

-

1

28.11

14

Определение азимута.

1

-

1

05.12

15

Ориентирование по компасу и плану местности.

1

-

1

12.12

16

Путешествие в сказку.

1

1

-

19.12

17

Русская народная сказка «Лягушка-путешественница».

1

1

-

26.12

18

Русская народная сказка «Снежная Королева».

1

1

-

09.01

19

Театрализованное представление.

1

1

-

16.01

20

Путешествие в зимнюю рощу.

1

-

1

23.01

21

Творческая мастерская.

1

1

-

30.01

22

Природное наследие.

1

1

-

06.02

23

Способы передвижения юного туриста.

1

-

1

13.02

24

Распорядок походного дня.

1

1

-

20.02

25

Туристическая эстафета.

1

-

1

27.02

26

Лыжный поход.

1

1

-

05.03

27

Краеведение.

1

1

-

12.03

28

Экскурсия « Пробуждение природы».

1

-

1

19.03

29

Загадки школьного двора.

1

-

1

26.03

30

Способы передвижения юных путешественников.

1

-

1

02.04

31

Преодоление простейших естественных препятствий: канав, небольших оврагов, завалов, зарослей кустарника, луж (без снаряжения — рюкзачка и с рюкзачком).

1

1

-

09.04

32

Правила безопасного преодоления естественных и искусственных препятствий.

1

-

1

16.04

33-34

Обход естественных препятствий.

2

-

2

23.04

30.04

35

Прокладка маршрута движения.

1

1


07.05

36

Обязанности штурмана и хронометриста туристской группы.

1

1


14.05

37

Обязанности проводника и их выполнение на туристской прогулке.

1


1

21.05

38

Взаимовыручка и взаимопомощь при преодолении препятствий.

1

1


28.05





























Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Алешин В. М, Серебреников А. В. Туристская топография, М., 1985.

  2. Военная топография, М, 1986.

  3. Балабанов И. В. «Узлы» - М., 2007. – 80 с.

  4. Баленко С. В. «Школа выживания». Приложение к журналу «Зарубежное военное обозрение» ч. 1. Москва. 1992 г.

  5. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. «Основы медицинских знаний: Учебно-практ. пособие». – М., ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 252 с.

  6. Волович В.Г. «Академия выживания». – М., Толк, 1995. – 368 с.

  7. Воробьев Ю.Л., Локтионов Н.И., Фалеев М.И., Шахраманьян М.А., Шойгу С.К., Шолох В.П. «Катастрофы и человек». – М., АСТ-ЛТД, 1997. – 256 с.

  8. Гамезо М.В., Домашенко И.А. «Атлас по психологии» - М.: Просвещение, 1986.- 272 с.

  9. «Грибы наших лесов», ред.Э.Карклина, Минск, «Урожай», 1970.

  10. Дрогов И.А. «Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма. Учебно-методическое пособие». – М., ФЦДЮТиК, 2004. – 132 с.

  11. Дэвис Б. «Энциклопедия выживания и спасения», пер. с англ. – М., Вече, 1997. – 448 с.

  12. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. «Для тебя и о тебе». – М.. Просвещение, 1991.

  13. Ильин А.А. «Большая энциклопедия городского выживания». – М., Изд-во Эксмо, 2003. – 576 с.

  14. Ильин А.А. «Энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях». – М., Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 384 с.

  15. Калошина Н.В. Спортивный туризм., М., Советский спорт, 1998.

  16. Константинов Ю.С. «Туристские слеты и соревнования учащихся. Учебно-методическое пособие» - М., Издательство ЦДЮТиК МО РФ, 2000.

  17. Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. – М., ЦДЮТур МО РФ, 1997.

  18. «Красная книга Ростовской области», отв.ред. В.А.Зубакин, В.Н.Тихомиров. – М.: Аргус: Рус.ун-т, 1998. – 560 с.

  19. Куликов В. М., Константинов Ю.С. «Топография и ориентирование в туристском путешествии» - М., ЦДЮТиК МО РФ, 2004.

  20. Личная безопасность./ Гл.ред. В.Володин – М.. «Аванта+», 2001.

  21. Маслов А.Г. «Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности». - М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 160 с.

  22. Маслов А.Г. «Программа детского объединения участников движения «Школа безопасности» - М., ФЦДЮТиК, 2007.

  23. Маслов А.Г., Константинов Ю.С. «Программа обучения жизненным навыкам в системе дополнительного образования». – М., МТО-ХОЛДИНГ, 2001. – 96 с.

  24. Меньчуков А.Е. «В мире ориентиров». Издание четвертое переработанное и дополненное, Москва, «Недра», 1973.

  25. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя/ Сост. А.Т.Смирнов. Б.И.Мишин; под общей ред. А.Т.Смирнова. – М., Просвещение, 2001. – 160 с.

  26. Методические материалы МОУ ДОД «Городской станции юных туристов» г.Ногинск.

  27. Питание в туристском путешествии. – М., Профиздат, 1986. – 176 с.

  28. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. «Психология для старшеклассников. Пособие для педагога в двух частях». – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

  29. Правила дорожного движения РФ. Официальный текст с изменениями и дополнениями. – М., «Мир автокниг», 2006.

  30. Расторгуев М. «Альпинистские узлы» - М.,РИО ЦНИИОИЗ, 2007.–36 с.

  31. Рахманова С.М. «Популярная психология для тинейджеров». – Ростов н/Д, Феникс, 2005. – 224 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!