СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Народные танцы»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Народные танцы»

Возраст обучающихся: 11-12 лет.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Народные танцы»»





Утверждаю

Директор АНО ДО

«Центр творчества «Цмур»

_____________Л.П. Насруллаева









Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Народные танцы»

Возраст обучающихся: 11-12 лет.

Срок реализации программы: 1 год.

Направление: Художественное.

Стартовый уровень.














с. Цмур

2021 г.



Структура программы

  1. Паспорт программы

  2. Пояснительная записка

  3. Учебно-тематический план

  4. Календарный учебный график

  5. Содержание изучаемого курса

  6. Планируемые результаты

  7. Формы аттестации обучающихся

  8. Условия реализации программы

  9. Перечень учебно-методического обеспечения

  10. Список литературы

  11. Приложения к программе
































  1. Паспорт


Наименование

Описание

1.

Образовательное учреждение,

населенный пункт





3.

Утверждено, дата

Директор, от

4.

Название ОП

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Народные танцы»

5.

Срок реализации

1 год

6.

Автор-составитель, ФИО, должность


7.

Территория, год

с. Цмур, 2021 год

8.

Тип программы

Общеобразовательная общеразвивающая

9.

Направленность

Художественное

10.

Актуальность

Заключается в формировании целостной, духовно - нравственной, гармонично развитой личности, сохранении и развитии национально-культурных традиций, пробуждении мотивации занятием народным танцем, раскрытии индивидуальных творческих способностей, развитии творческой инициативы, приобщении к концертным выступлениям, способствующих положительной самооценке, а главное в сохранении и укреплении здоровья.

11.

Отличительные особенности программы

Является комплексность. Комплекс хореографических дисциплин объединен общей целью, единым подходом к содержанию, организации, результатом педагогической деятельности по двум образовательным модулям: «Основы русского народного танца», а также работа в фольклорном (региональном) направлении.

Не менее важной, особенностью данной программы является - возрождение традиционной русской культуры и сохранение региональных истоков. Во время занятий обучающиеся получают представление о танцевальном искусстве, узнают об истории танца, музыки, расширяют свой кругозор.

12.

Педагогическая целесообразность программы

Данной программы является возможность использования познавательных и воспитательных задач, которые способствуют формированию и развитию у обучающихся   творческих способностей, чувства прекрасного, эстетического вкуса, нравственности, гуманизма.

13.

Цель

Развитие творческих способностей детей, посредством формирования знаний и практических навыков в области народного танца.

14.

Задачи

Обучающие:

- формировать определенные знания и умения в области народного танца;

- знать и уметь пользоваться терминологией народного танца;

- обучать необходимым теоретическим и практическим знаниям, умениям и навыкам;

- расширять знания в области хореографического искусства;

- изучать танцевальные элементы народного танца;

- научить передавать характер и сценическую манеру исполнения народного танца;

- удовлетворять познавательные интересы обучающихся, приобщая их к истокам народного творчества.

Воспитательные:

- воспитывать стремление к познанию и творчеству;

- воспитывать культуру общения и взаимодействия в учебной и воспитательной деятельности;

- воспитывать чувства дружбы, товарищества и взаимовыручки в  сотрудничестве;

- воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность, навыки общения в коллективе;

- воспитывать художественный вкус, эмоционально-ценностное отношение к искусству;

- приобщать к истокам народной культуры с учетом регионального компонента;

- адаптировать к современной жизни на основе общей культуры, знаний, навыков.

Развивающие:

- развивать мотивацию на творческую деятельность;

- укреплять опорно-двигательный аппарат и мышцы; 

- развивать танцевальные данные (выворотность, гибкость, прыжки, шаги, устойчивость, координация);

- развивать силу мышц, выносливость, навыки координации движений, музыкальные способности;

- развивать координацию движений и технику исполнения;

- развивать точность и внимание в исполнении движений;

- совершенствовать пространственную ориентировку;

- способствовать реализации творческого самовыражения;

- развивать психофизические особенности, способствующие успешной самореализации;

- развивать артистизм и индивидуальные возможности детей;

- развивать эмоционально-волевые качества;

- развивать умения коллективной и творческой деятельности.

15.

Возраст детей

10-13 лет

16.

Продолжительность занятия

45 минут

17.

Формы занятий

Групповая

18.

Режим занятий

4 занятия в неделю

19.

Ожидаемые результаты

знать:

- первичные сведения об истории хореографического искусства;

- основные позиции и положения рук и ног, головы и корпуса;

- экзерсис народного танца;

- терминологию танцевальных элементов изученных по программе;

- правила самостоятельной  и коллективной работы;

уметь:

- правильно исполнять элементы  классического и народного экзерсиса у станка;

- владеть своим мышечным аппаратом;

владеть навыками координации движения;

- эмоционально и выразительно исполнять элементы на середине зала;

- воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения;

- владеть навыками вариативного мышления и самовыражения;

создавать танцевальные образы в этюдах;

- проявлять артистизм;

- анализировать свою работу и работу других обучающихся;

- использовать полученные знания, умения и навыки в социальной среде.

исполнять:

- народно-сценический экзерсис у станка;

- танцевальные комбинации на середине зала с использованием координационных движений в русском характере;

- танцевальную композицию (по выбору педагога).

20.

Способы определения результативности

Промежуточная аттестация определяет уровень практической подготовки обучающегося и усвоение им образовательной программы объединения на определенном этапе обучения.

21.

Формы контроля

Контрольное занятие.

Итоговая аттестация - зачет (усв./неусв.)

Курс считается усвоенным:

-при условии качественного выполнения 80% текущих и тематических заданий учебной деятельности учащимися.

















































  1. Пояснительная записка


На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России через усиление роли дополнительного образования подрастающего поколения, что повлекло за собой повышение интереса к созданию и реализации программ сориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей.

Большое значение в области хореографического искусства уделяется занятиям народного танца. Образовательное и воспитательное  значение в этом виде искусства многогранно и теоретически обоснованно. Народный танец способствует  формированию нравственных представлений в социуме и содействует творческому и всестороннему  развитию  детей.

Занятия народными танцами отличаются большим многообразием форм, которые требуют от обучающихся проявления организованности, самостоятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности в творческих процессах.

Целью воспитательной значимости программы является: знакомство детей с танцами народов мира с целью воспитания у подрастающего поколения любви к своей родине, знанию своих традиций, праздников, обрядов и своего фольклора. В процессе занятий педагог делает небольшой экскурс в историю данного народа, рассказывая о его обычаях, характере, тематике танцев, темпераменте, хореографической лексике и костюме. Таким образом, во время занятий формируются представления об общечеловеческой культуре.

Народный танец строится на разнообразии движений корпуса, головы, рук и ног, что способствует укреплению мышечного аппарата обучающихся, совершенствует координацию движений, формирует двигательные умения и навыки, улучшает кровообращение и обмен веществ, благотворно влияет на дыхание.

Систематические занятия народным танцем дают возможность развить у обучающихся восприятие национального своеобразия, манеры, эмоции, характер, душу той или иной народности. Обучающиеся во время занятий овладевают разнообразием и манерой исполнения танцев, расширяют и обогащают свои индивидуальные исполнительские возможности.

Во время обучения народным танцам воспитывается корректное поведение, развивается ответственность, трудолюбие, самоконтроль, что является базой для дальнейшего развития творческой жизни подростков.

Актуальность данной программы – заключается в формировании целостной, духовно - нравственной, гармонично развитой личности, сохранении и развитии национально-культурных традиций, пробуждении мотивации занятием народным танцем, раскрытии индивидуальных творческих способностей, развитии творческой инициативы, приобщении к концертным выступлениям, способствующих положительной самооценке, а главное в сохранении и укреплении здоровья.

Программа является актуальной и востребованной в современном обществе.

Новизна данной программы выражается в создании целостной культурно-эстетической среды для успешного развития подростка, внедрении в учебный процесс элементов модульной системы обучения, и заключается в индивидуальном подходе к каждому ребенку, в работе с подгруппами детей, в учете их возрастных особенностей, способствующих успешному личностному самовыражению подростка и обеспечении оптимальной физической нагрузки.

Полученные обучающимися знания в дальнейшем используются в их жизнедеятельности.

Концептуальная идея программы состоит в целенаправленной работе по расширению возможностей творческой реализации детей, соответствующей их духовным и интеллектуальным потребностям посредством приобщения к миру хореографии.

Отличительной особенностью этой программы является комплексность. Комплекс хореографических дисциплин объединен общей целью, единым подходом к содержанию, организации, результатом педагогической деятельности по двум образовательным модулям: «Основы русского народного танца», а также работа в фольклорном (региональном) направлении.

Не менее важной, особенностью данной программы является - возрождение традиционной русской культуры и сохранение региональных истоков.

Педагогической целесообразностью  данной программы является возможность использования познавательных и воспитательных задач, которые способствуют формированию и развитию у обучающихся   творческих способностей, чувства прекрасного, эстетического вкуса, нравственности, гуманизма.

Стремясь к максимальной эффективности занятий, необходимо осуществлять строгий отбор содержания материала, предлагаемого к изучению. Основными критериями отбора хореографических движений служат возрастные физиологические и психологические особенности детей, уровень влияния движений на формирование опорно-двигательного аппарата, развитие координации, формирование основ индивидуальной танцевальной культуры, а также воспитание художественно-эстетического вкуса на разных этапах обучения.

Учёт индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся на занятиях хореографией является неотъемлемой частью организации образовательного процесса.

Обучающиеся 10 - 13 лет располагают значительными резервами развития. Выявление и эффективное использование физических и эмоциональных возможностей каждого отдельно взятого ребенка – одна из главных задач педагога. На данном этапе происходит обучение более сложных танцевальных движений и основанных на них комбинаций, а также осуществляются более объемные постановочные работы.

В этом возрасте у подростка происходит интенсивный рост, перестройка скелета и мышц, повышается возбудимость нервной системы, появляется раздражительность, обидчивость, вспыльчивость, резкость, что нередко вызывает у подростка сложные и острые конфликтные переживания. У подростков формируются самосознание, способность к анализу, чрезмерно остро воспринимаются любые критические замечания, появляется потребность в самоутверждении, стремление к самостоятельности, к творчеству, склонность к фантазированию.

Социализация в хореографическом коллективе у подростков происходит при непосредственном участии педагога, родителей, а также группы детей, окружающих подростка. Хореографический коллектив играет непосредственную роль в выявлении положительного лидера группы и его влияние на формирование мышления и сознания подростков.

Цели и задачи программы.

Цель: развитие творческих способностей детей, посредством формирования знаний и практических навыков в области народного танца.

Задачи:

Обучающие:

- формировать определенные знания и умения в области народного танца;

- знать и уметь пользоваться терминологией народного танца;

- обучать необходимым теоретическим и практическим знаниям, умениям и навыкам;

- расширять знания в области хореографического искусства;

- изучать танцевальные элементы народного танца;

- научить передавать характер и сценическую манеру исполнения народного танца;

- удовлетворять познавательные интересы обучающихся, приобщая их к истокам народного творчества.

Воспитательные:

- воспитывать стремление к познанию и творчеству;

- воспитывать культуру общения и взаимодействия в учебной и воспитательной деятельности;

- воспитывать чувства дружбы, товарищества и взаимовыручки в  сотрудничестве;

- воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность, - навыки общения в коллективе;

- воспитывать художественный вкус, эмоционально-ценностное отношение к искусству;

- адаптировать к современной жизни на основе общей культуры, знаний, навыков.

Развивающие:

- развивать мотивацию на творческую деятельность;

- укреплять опорно-двигательный аппарат и мышцы; 

- развивать танцевальные данные (выворотность, гибкость, прыжки, шаги, устойчивость, координация);

- развивать силу мышц, выносливость, навыки координации движений, музыкальные способности;

- развивать координацию движений и технику исполнения;

- развивать точность и внимание в исполнении движений;

- совершенствовать пространственную ориентировку;

- способствовать реализации творческого самовыражения;

- развивать психофизические особенности, способствующие успешной самореализации;

- развивать творческие способности обучающихся;

- развивать артистизм и индивидуальные возможности детей;

- развивать эмоционально-волевые качества;

- развивать умения коллективной и творческой деятельности.

Типология программы

Художественно-эстетическое направление – по основному содержанию деятельности, постановке целей и задач.

Модифицированная – учебная программа по хореографии составлена на основе представленных примерных учебных программ по хореографии.

Общая характеристика программы

Программа предполагает освоение азов «Народные танцы», региональным фольклором, изучение танцевальных элементов, исполнение «Народные танцы» как средство воспитания, способностей к танцевально музыкальной импровизации. В программу по хореографии включены упражнения и движения Народного танца, доступные детям, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, рук, ног, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.

Программа построена на принципах последовательного, поэтапного, систематического и непрерывного обучения.

В содружестве с преподаванием музыки и благодаря народному, фольклорному, классическому музыкальному материалу на занятиях хореографией подростки приобщаются к духовно-нравственным ценностям, что способствует развитию эмоциональной сферы.

Обучение народному танцу неразрывно связано с изучением истории - историей возникновения танца, историей костюма, историей возникновения народностей и культовых обрядов, что созвучно также с обучением предмета - Мировая художественная культура, которая помогает сформировать у подростка систему национальной культуры, нравственные ценности и идеалы.

Обучение народному танцу учитывает и подчеркивает территориальные принципы, связанные с изучением географии, которая формирует и раскрывает географические принадлежности разных народов

Занятия хореографией расширяют познавательные возможности учащихся в области истории, географии, литературы, музыки, фольклора, физической подготовки.

Основные принципы реализации.

Данная программа разработана в соответствие с требованиями современной дидактики и предполагает особое содержание, кроме того она имеет одну важную особенность: она позволяет реализовать педагогическую идею формирования у школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

принцип сознательности и активности, который предусматривает, прежде всего, вос­питание осмысленного овладения техникой танца; заинтересованности и творческого отношения к решению поставленных задач;

принцип наглядности, который предусматривает использование при обучении ком­плекса средств и приемов (личная демонстрация приемов, видео - и фотоматериалы, словесное описание нового приема со ссылкой на ранее изученные);

принцип систематичности, который предусматривает разучивание элементов, регу­лярное совершенствование техники элементов и изучение новых элементов для расши­рения активного арсенала приемов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности обучающихся;

принцип гуманистической направленности обучения, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности;

принцип личностной самоценности и опережающего обучения, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса как индивидуальность;

принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие учащихся в различных формах учебной деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками;

принцип индивидуальности – учет возрастных особенностей, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;

принцип постепенного повышения требований – постепенная постановка и выполнение ребенком более трудных заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузки. Последовательность, регулярность, чередование нагрузок с отдыхом;

принцип креативности предполагает развитие и активизацию творческих способностей - каждого ребенка;

принцип вариативности и свободы выбора необходим для самореализации личности;

принцип эмоциональной насыщенности. Занятия искусством дают основу для создания среды, богатой ценностным общением, стимулируют положительные эмоции, благоприятно влияющие на физическое и душеное здоровье обучающихся и побуждающие ребенка к дальнейшему развитию;

принцип индивидуализации имеет значение для осуществления личностно-ориентированного подхода в процессе эстетического воспитания и творческого развития личности обучающихся;

принцип диалогичности предусматривает овладение детьми языком искусств, не просто усвоение предлагаемого материала, а познание мира через активный диалог с ним;

Принцип интеграции основан на взаимопроникновении специфического языка одного искусства в другой.

Методы обучения, используемые в реализации данной программы:

Словесный: рассказ, объяснение, пояснение о характере танца и средствах передачи выразительности его образов; объяснение, напоминание – в тренинге; оценка исполнения.

Наглядный: показ, демонстрация видео, фото материалов.

Практический: упражнения воспроизводящие, тренировочные и т.д.

Эвристический: творческие задания импровизационного характера, этюды, самостоятельные постановки.

Метод индивидуальный подход к каждому ребенку, при котором, поощряется самобытность, проявление индивидуальности, свобода самовыражения, приветствуется нестандартные подходы к решению творческих задач.

Ценностными ориентирами содержания программы являются:

В основу  построения занятий заложены следующие принципы хореографии, отражающие творческую направленность:

- Продуктивное развитие способности эстетического постижения искусства, как умение вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств и эмоций.

- Направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения. Именно образное мышление оптимизирует у ребенка понимание эстетической многомерности окружающей действительности.

- Развитие навыков художественного общения как основы целостного восприятия искусства.

- Создание нравственно-эстетических ситуаций как важнейшее условие для возникновения эмоционально-творческого переживания.

- Воспитание навыков импровизации как основа для формирования художественно-самобытного отношения к окружающему миру.

Форма обучения: групповая.

Возраст обучающихся: 10-13лет

Объём программы – 144 часа, 4 занятия в неделю по 45 мин.

Срок освоения программы – 1 год.

При проведении занятий учитывается: уровень знаний, умений и навыков обучающихся, их индивидуальные особенности;

- самостоятельность обучающихся;

- особенности их мышления;

- познавательные интересы.


При проведении занятий учитывается:

- уровень знаний, умений и навыков обучающихся, их индивидуальные особенности;

- самостоятельность обучающихся;

- особенности их мышления;

- познавательные интересы.

Формы организации образовательного процесса:

- учебно – тренировочное занятие (практические занятия);

- занятие-объяснение;

- постановка и репетиция танцев;

- индивидуальная работа над номером;

- демонстрация видеоматериалов с комментариями и анализом;

- групповой просмотр концертных и видео программ, фестивалей, конкурсов, лучших хореографических коллективов, мастер-классов ведущих педагогов.

  1. Учебно-тематический план


Название разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации, контроля

теория

практика

всего

1.

Раздел 1: Вводное занятие.

Тема №1. Знакомство с программой.

Инструктажи по технике безопасности, правила поведения в учреждении.


2


2

Опрос, беседа, демонстрация, показ.

2

Раздел 2 «Народные танцы».

Тема №1

История возникновения и развития народного танца. Прослушивание различных произведений.

2


2

Беседа, просмотр видео роликов ансамблей.

3

Тема№ 2

Экзерсис у станка

Экзерсис на середине


8

58

66

занятие-объяснение; учебно-тренировочное занятие, демонстрация, показ.


Аттестация


2

2

Оценочное занятие


Итого

12

60

72





  1. Календарный учебный график


Период прохождения материала

Кол-во часов

Форма занятия

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Сентябрь

1 неделя

2

Объяснение нового материала

Вводное занятие. Знакомство с программой.

Инструктажи по технике безопасности, правила поведения в учреждении

Актовый зал

Опрос

2

Прослушивание различных произведений.

История возникновения и развития народного танца.


Актовый зал

Демонстрация, просмотр видео роликов.



2 неделя

2

Работа у станка и на середине зала. Работа по кругу по диагонали, в парах, линиями.

Экзерсис у станка

Пять открытых позиций ног.

Подготовка к началу движения (preparation):

- движение руки

- движение руки в координации движения ноги

Экзерсис на середине зала.

Поочередное раскрывание рук (приглашения).

Движения рук с платком из подготовительного положения в

1-е положение и в 4-ю и 5-ю позицию.

Актовый зал

Демонстрация показ.

2

Работа у станка и на середине зала. Работа по кругу по диагонали, в парах, линиями.

Экзерсис у станка.

Переводы ног из позиций в позицию:

-скольжение стопой по полу

Приседания по 1-й, 2-й, 3-й открытым позициям





Экзерсис на середине зала.


Актовый зал

Демонстрация показ.

3 неделя

2

Работа у станка и на середине зала. Работа по кругу по диагонали, в парах, линиями.

Экзерсис у станка.

Приседания по прямым и открытым позициям, с переводом ног указанными приемами.

Экзерсис на середине класса.

«Переменный шаг»:

-с притопом и продвижением вперед и назад.

Боковое припадание.

Актовый зал

Демонстрация показ.

2

Работа у станка и на середине зала. Работа по кругу по диагонали, в парах, линиями.

Экзерсис у станка.

Упражнения с напряженной стопой из 1-й прямой позиции на каблук.

-с полуприседанием на опорной ноге.

Выведение ноги на каблук по 1-й, 3-й открытым позициям вперед, в сторону и назад.

Экзерсис на середине класса.

«Переменный шаг»

-с фиксацией одной ноги около икры другой и продвижения вперед и назад.

Актовый зал

Демонстрация показ.

4 неделя

4

Работа у станка и на середине зала. Работа по кругу по диагонали, в парах, линиями.

Экзерсис у станка.

Упражнения с напряженной стопой из 1-йпрямой позиции на каблук.

-с полуприседанием на опорной ноге.

Выведение ноги на каблук по 1-й, 3-й открытым позициям вперед, в сторону и назад.

Экзерсис на середине класса.

«Переменный шаг»

-с фиксацией одной ноги около икры другой и продвижения вперед и назад

Актовый зал

Демонстрация показ.

Октябрь

1 неделя

2

Работа у станка и на середине зала. Работа по кругу по диагонали, в парах, линиями.

Экзерсис у станка.

Повторение и закрепление экзерсиса у станка.

Экзерсис на середине класса.

«Девичий ход» с переступаниями.

Перескоки с ноги на ногу по 3-й свободной позиции и продвижением в сторону.

Актовый зал

Наблюдение и проверка знаний.

2

Работа у станка и на середине зала. Работа по кругу по диагонали, в парах, линиями.

Экзерсис у станка.

Выведение ноги на носок, каблук, носок из 1-й, 3-й и 5-й открытых позиций вперед, в сторону и назад.

-с полуприседанием в исходной позиции.

Маленькие броски (вattement tendus jetes) вперед, в сторону и назад по 1-й, 3-й, 5-й позиции.

Экзерсис на середине класса.

«Девичий ход» с переступаниями.

Перескоки с ноги на ногу по 3-й свободной позиции и продвижением в сторону.

Актовый зал

Демонстрация показ.

2 неделя


2

Работа у станка и на середине зала. Работа по кругу по диагонали, в парах, линиями.

Экзерсис у станка.

Маленькие броски:

-с одним ударом стопой в пол по позициям через небольшое приседание.

Экзерсис на середине класса.

Поочередное выбрасывание ног перед собой или крест-накрест на ребро или носок каблука.

На месте и с отходом назад.

Актовый зал

Демонстрация показ.

2

Работа у станка и на середине зала. Работа по кругу по диагонали, в парах, линиями.

Экзерсис у станка.

Маленькие броски:

-с одним ударом стопой в пол по позициям через небольшое приседание.

Экзерсис на середине класса.

Поочередное выбрасывание ног перед собой или крест-накрест на ребро или носок каблука.

На месте и с отходом назад.

Актовый зал

Демонстрация показ.

3 неделя

2

Работа у станка и на середине зала. Работа по кругу по диагонали, в парах, линиями.

Экзерсис у станка.

Маленькие броски:

- с коротким ударом по полу носком или ребром каблука работающей ноги

-с полуприседанием на опорной ноге

Экзерсис на середине класса.

«Моталочка» в прямом положении на полупальцах и с акцентом на всей стопе.

Актовый зал

Демонстрация показ.

2

Работа у станка и на середине зала. Работа по кругу по диагонали, в парах, линиями.

Экзерсис у станка.

Маленькие броски:

- с коротким ударом по полу носком или ребром каблука работающей ноги

-с полуприседанием на опорной ноге

Экзерсис на середине класса.

«Веревочка»

-с двойным ударом полупальцами

-простая с поочередными переступаниями.

Актовый зал

Демонстрация показ.

4 неделя

4

Работа у станка и на середине зала. Работа по кругу по диагонали, в парах, линиями.

Экзерсис у станка.

Повторение и закрепление пройденного материала.

Экзерсис на середине класса.

Повторение и закрепление пройденного материала.


Актовый зал

Наблюдение и проверка знаний.

Ноябрь

1 неделя

2

Работа у станка и на середине зала. Работа по кругу по диагонали, в парах, линиями.

Экзерсис у станка.

Подготовка к «веревочке» с положением работающей ноги на опорной.

Развертывание рабочей ноги на 45 град. (battement developpes) вперед, в сторону и назад, на вытянутой ноге.

Экзерсис на середине класса.

«Веревочка»

-с двойным ударом полупальцами

-простая с поочередными переступаниями.

Актовый зал

Демонстрация показ.

2

Работа у станка и на середине зала. Работа по кругу по диагонали, в парах, линиями.

Экзерсис у станка.

Подготовка к «веревочке» с положением работающей ноги на опорной.

Развертывание рабочей ноги на 45 град. (battement developpes) вперед, в сторону и назад, на вытянутой ноге.

Экзерсис на середине класса.

«Веревочка»

-с двойным ударом полупальцами

-простая с поочередными переступаниями.

Актовый зал

Демонстрация показ.

2 неделя

2

Работа у станка и на середине зала. Работа по кругу по диагонали, в парах, линиями.

Экзерсис у станка.

Подготовка к веревочке

-в открытом положении, с проскальзыванием по полуна о.н., на всей стопе и на полупальцах.

Экзерсис на середине класса.

«Веревочка»

-двойная с поочередными переступаниями.

«Ковырялочка» с подскоками.

Актовый зал

Демонстрация показ.

2

Работа у станка и на середине зала. Работа по кругу по диагонали, в парах, линиями.

Экзерсис у станка.

Подготовка в чечетке (flic-flac), мазки подушечной стопы по полу от себя к себе.

-в прямом положении вперед одной ногой.

-двумя ногами поочередно.

Экзерсис на середине класса.

«Веревочка»

-двойная с поочередными переступаниями.

«Ковырялочка» с подскоками.

Актовый зал

Демонстрация показ.

3 неделя

2

Работа у станка и на середине зала. Работа по кругу по диагонали, в парах, линиями.

Экзерсис у станка.

Экзерсис на середине класса.

Повторение и закрепление пройденного материала.

Актовый зал

Отработка техники народного танца.

2

Работа у станка и на середине зала. Работа по кругу по диагонали, в парах, линиями.

Экзерсис у станка.

Подготовка в чечетке (flic-flac), мазки подушечной стопы по полу от себя к себе.

-в прямом положении вперед одной ногой.

-двумя ногами поочередно.

Экзерсис на середине класса.

«Ключ» простой на подскоках.

Дробные движения

-простая дробь на месте

-тройная дробь

Актовый зал

Демонстрация показ.

4 неделя

2

Работа у станка и на середине зала. Работа по кругу по диагонали, в парах, линиями.

Экзерсис у станка.

Опускание на колено на расстоянии стопы от О.Н.

-из 1-й прямой позиции

-с шага, лицом к станку

Экзерсис на середине класса.

«Ключ» простой на подскоках.

Дробные движения

-простая дробь на месте

-тройная дробь

Актовый зал

Демонстрация показ.

4

Работа у станка и на середине зала. Работа по кругу по диагонали, в парах, линиями.

Экзерсис у станка.

Экзерсис на середине класса.

Повторение и закрепление пройденного материала.

Актовый зал

Отработка техники народного танца.

Декабрь

1 неделя

2

Работа у станка и на середине зала. Работа по кругу по диагонали, в парах, линиями.

Экзерсис у станка.

Растяжка из 1-й прямой позиции в полуприседании и полное приседание на О.Н., стоя лицом к станку.

Экзерсис на середине класса.

Актовый зал

Показ

Демонстрация

2

Работа у станка и на середине зала. Работа по кругу по диагонали, в парах, линиями.

Экзерсис у станка.

Растяжка из 1-й прямой позиции в полуприседании и полное приседание на О.Н., стоя лицом к станку.

Экзерсис на середине класса.

Простая дробь полупальцами на месте

-дробная дорожка каблуками и полупальцами на месте и с продвижением вперед.

Актовый зал

Показ

Демонстрация

2 неделя

2

Работа у станка и на середине зала. Работа по кругу по диагонали, в парах, линиями.

Экзерсис у станка.

Экзерсис на середине класса.

Простая дробь полупальцами на месте

-дробная дорожка каблуками и полупальцами на месте и с продвижением вперед.

Актовый зал

Показ

Демонстрация

2

Работа у станка и на середине зала. Работа по кругу по диагонали, в парах, линиями.

Экзерсис у станка.

Растяжка из 1-й прямой позиции в полуприседании и полное приседание на О.Н., стоя лицом к станку.

Экзерсис на середине класса.

Простая дробь полупальцами на месте

-дробная дорожка каблуками и полупальцами на месте и с продвижением вперед.

Актовый зал

Показ

Демонстрация

3 неделя

2

Работа у станка и на середине зала. Работа по кругу по диагонали, в парах, линиями.

Экзерсис у станка.

Экзерсис на середине класса.

Простая дробь полупальцами на месте

полупальцами на месте и с продвижением вперед.

Актовый зал

Показ

Демонстрация

2

Работа у станка и на середине зала. Работа по кругу по диагонали, в парах, линиями.

Экзерсис у станка.

Экзерсис на середине класса.

Повторение и закрепление изученного материала. Подведение итогов.

Актовый зал

Отработка техники народного танца.

4 неделя

2

Работа у станка и на середине зала. Работа по кругу по диагонали, в парах, линиями.

Экзерсис у станка.

Экзерсис на середине класса.

Повторение и закрепление изученного материала. Подведение итогов.

Актовый зал

Отработка техники народного танца.

4

Работа у станка и на середине зала. Работа по кругу по диагонали, в парах, линиями.

Экзерсис у станка.

Экзерсис на середине класса.

Повторение и закрепление изученного материала. Подведение итогов.

Актовый зал

Отработка техники народного танца.

5 неделя

4

Аттестация


Актовый зал

Оценка знаний

Итого

72






  1. Контроль за год обучения.

Срок

Что проверяется

1

сентябрь

Правильное выполнение упражнений у станка

2

октябрь

Правильное выполнение упражнений у станка

3

ноябрь

Правильное выполнение упражнений у станка

4

декабрь

Исполнение несложных танцевальных элементов у станка и в середине зала.

5

январь

Умение выразительно двигаться в соответствии с музыкой.

6

февраль

Умение отмечать в движении музыкальные фразы.

7

март

Умение исполнять в свободных плясках знакомые движения.

8

апрель

Проверка усвоения основных шагов, изученных за год.

9

май

Выступление. Проверка умения синхронно исполнять танец.





  1. Планируемые результаты освоения программы


Увеличение объема двигательной активности оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной систем. На занятиях танцами ребенок учится сознательно распоряжаться своим телом, понимать каждое движение танца в его простейших элементах и сложной координации, различать ритмы музыки и согласовывать свои движения с музыкой.

Ребенок должен не только научиться определенным приемам, связкам движений, но и уметь самостоятельно видоизменять, группировать фигуры и составлять свой танец, выражая свои чувства, эмоции и понимание музыки.

В результате изучения программы по народному танцу для детей от 10 до13 лет группового характера учащиеся должны:

- иметь общее представление о народном танце;

- владеть теоретическими понятиями, заложенными в программе;

- выполнять основные фигуры пройденного танца;

- владеть теоретическими понятиями и практическими навыками.

Общие теоретические понятия:

- знать точки танцевального зала;

- позиции ног, рук в народном танце;

- экзерсис у станка и на середине зала на первом году обучения;

- владеть терминологией, используемой в народном танце;

- линия танца;

- направление движения;

- углы поворотов.

Практические навыки:

- правильная постановка корпуса;

- правильный и полный перенос веса тела;

- точная работа стопы;

- умение составлять маленькие комбинации.















  1. Формы аттестации обучающихся


Текущая и тематическая аттестация – безотметочная.

Предполагается словесная объяснительная оценка качественных показателей уровня развития двигательных умений и физических качеств.

Виды проведения проверок:

Устная – устный ответ на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования;

Визуальная - проверка и оценка двигательных умений и навыков, проверка и оценка уровня развития физических качеств, проверка и оценка уровня артистичности исполнения хореографических номеров;

Комбинированная - предполагает сочетание устного и визуального видов.

Формы проведения проверки качества усвоения обучающимися программного материала:

Текущая аттестация – поурочная оценочная деятельность результатов различных видов деятельности учащихся;

Тематическая аттестация – тематическая оценочная деятельность уровня развития двигательных умений и физических качеств, качества усвоения программного материала;


Во время аттестации и контроля используются различные методы:

- беседа;

- наблюдение;

- анализ видов деятельности учащегося;

- устные опросы;

Критерии оценки результатов качества усвоения программного материала и учебной деятельности учащихся:

-полнота и правильность ответа, выполнения задания;

-самостоятельность выполнения задания;

-темп выполнения задания;

-владение навыком систематического наблюдения за своим физическим

состоянием, величиной физических нагрузок;

-активизации специфических видов памяти: моторной, слуховой и образной;

- уровень развития физических качеств и двигательных умений:

​- выносливость;

​- координация;

​- гибкость;

- правильная постановка корпуса;

- растяжка.

владение техникой упражнений;

-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

-умение импровизировать под определенную музыку;

-использование музыкальных образов при создании театрализованных и

музыкально-пластических композиций;

-распознавать характер танцевальной музыки.

Диагностика результативности обучения по данной программе осуществляется через участие обучающихся в открытых показах -концертах для родителей, концертных программах, конкурсах, фестивалях.

Формы аттестации:

- тесты и творческие задания (больше практического характера);

- педагогическая диагностика развития обучающегося;

- демонстрационные: организация концертных выступлений и конкурсов;

- передача обучающемуся роли педагога;

- самооценка;

- групповая оценка работ;

- портфолио обучающегося.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются: систематичность и учет индивидуальных особенностей обучающегося.

Каждый из видов контроля освоения общеобразовательной программы обучающимся имеет свои цели, задачи и формы, что позволяет отследить уровень усвоения теоретических и практических знаний, умений и навыков, уровень развития физических и эстетических качеств личности обучающихся, их эмоциональное состояние.

Разработаны творческие задания. Выполнение этих заданий оценивается по уровням: низкий, средний, высокий.

Данная таблица находиться в приложении №3.

На основании результатов промежуточной аттестации определяется успешность развития детей и усвоения ими общеобразовательной общеразвивающей программы на определенном этапе обуче­ния. Отслеживание результатов обучения по основным параметрам проводится во время промежуточной и итоговой аттестации.




  1. Условия реализации программы


Материально-техническое обеспечение:

Для занятий в образовательном учреждении выделяется помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, с естественным доступом воздуха. Общее освещение кабинета обеспечено люминесцентными лампами, которые наиболее близки к естественному освещению.

На занятиях по хореографии обучающийся должен надеть специальную форму. Форма должна быть без жестких или мешающих элементов, не иметь широких карманов и выступающих накладных деталей, позволяющая свободно выполнять движения; внешний вид одежды должен быть чистым и опрятным.

В хореографическом зале обучающийся должен заниматься в сменной обуви с мягкой плоской подошвой (балетки) на уроках классического танца и в жесткой специализированной обуви (сапоги, туфли танцевальные) на уроках народно-сценического танца. Обувь должна хорошо держаться на ноге и позволять выполнять различные танцевальные движения.

Обучающийся должны приходить в танцевальный зал аккуратно причёсанными, с гладко убранными волосами.


Оборудование, используемое на занятиях:


- хореографический̆ класс с зеркальным оформлением стены;

- станок вдоль стены с зеркалами;

- стенд;

- помещение для хранения костюмов;

- возможность использования сцены для репетиций и выступлений.



  1. Перечень учебно-методического обеспечения


Для реализации программы педагогом разработан учебно-методический комплект, включающий дидактический материал и методические разработки, раздаточный материал и наглядные пособия:

- учебный стенды;

- костюмы;

- иллюстрационный тематический материал, презентации;

- демонстрационные работы (видео занятия и мастер класс).

Материалы и инструменты для занятий:

- методические пособия по всем разделам хореографической̆ деятельности;

- ноутбук, колонки.

- обручи, скакалки, резиновые мячи, спортивные ленты, музыкальные инструменты, платочки.

- коврики.



  1. Список литературы


Для педагога

1. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца – Танцевальные движения и комбинации на середине зала. – М: Владос, 2004.

2. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. – М: Владос, 2005.

3. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды. – М: Владос, 2004.

4. Звягин Д.Е. Народно-характерный танец. Первый год обучения: методическая разработка для студентов хореографического отделения.– СПб, 1999.

5. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики / М.Н. Мельников - Новосибирск, Просвещение 1987.



Для обучающегося

  1. Богаткова Л. Хоровод друзей.– М: Детиздат, 1957.

  2. Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца / Г.Ф. Богданов. - М., 1995. - С.23.

  3. https://vuzlit.ru/75189/spisok_literatury


























Приложение 1




Высокий уровень — оптимальное развитие качества или навыка


Средний уровень —

качество или навык находится в развитии


Низкий уровень — развитие качества или навыка находится в начальной стадии развития

освоил весь объем теоретических знаний по основным разделам учебно-тематического плана

имеет неполный объем теоретических знаний по основным разделам учебно-тематического плана

недостаточно освоил теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана


осознано пользуется специальной терминологией в полном соответствии с их содержанием

сочетает специальную терминологию с бытовой

не владеет специальной терминологией


в полном объеме освоил практические умения и навыки;

свободно, непринужденно и пластично выполняет танцевальные движения по программе

освоил практические умения и навыки в неполном объеме; движения не всегда пластичны и скоординированы; недостаточно ритмичен в исполнении танцевальных движений


недостаточно освоил практические умения и навыки


имеет стойкий интерес к восприятию программного танцевального материала

не проявляет, как правило, интереса к освоению танцевального материала

отсутствует интерес к восприятию танцевального материала

в творческих заданиях самостоятельно и выразительно исполняет придуманные или выбранные однотипные движения

творческое задание выполняет на основе образца, при оказании словесной помощи

проявляет себя пассивно в творческих заданиях

самостоятельно эмоционально высказывает свои суждения об исполненном танцевальном этюде (образе)

при оказании словесной помощи может высказывать свои эмоции о просмотренном танцевальном этюде

при оказании словесной помощи ребенок не всегда может выражать свои впечатления об исполненном танцевальном этюде




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!