СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа эколого-биологической направленности «Юный натуралист»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа эколого-биологической направленности «Юный натуралист»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МО «КЯХТИНСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КЯХТИНСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

г. Кяхта, ул. Крупской, 32, тел: 8(30142)-91-4-27

сайт: cdo-kyahta.buryatschool.ru

е-mail: [email protected]



Принята на заседании

методического (педагогического) совета

Протокол №_________________

от «___»____________20_____ г.

Утверждаю:

Директор МБУ ДО КЦДО:

___________________/ФИО/

«___»___________20____ г.




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

эколого-биологической направленности

«Юный натуралист»


Возраст детей: 7-11 лет

Срок реализации программы: 1 год






Автор программы: Русанова Алеся Константиновна,

педагог дополнительного образования












г. Кяхта

2020 год

Пояснительная записка.

В настоящее время обостряется проблема сохранения лесов – лёгких нашей планеты, имеющих глобальное значение в сохранении жизни на ней. Невозможно переоценить значение леса для человека. Лес является сложной экологической системой, где взаимосвязь между её составляющими компонентами прочна и многогранна. Нарушение хотя бы одной из связей разрушает целостность системы, приводит её к гибели.

Охрана лесов в наши дни стала серьёзной социально-экономической проблемой, волнующей всё человечество. Для того чтобы охранять леса сознательно, необходимо изучить закономерности развития и роста лесов, видовой состав лесной растительности, влияние антропогенного фактора на состояние леса и т.д. Эти знания необходимы каждому человеку, проживающему в столь богатой лесами стране, независимо от его возраста, выбранной профессии и должны закладываться ещё со школьной скамьи.

Экологическое просвещение подрастающего поколения – настоятельная потребность сегодняшнего дня и поэтому одной из важнейших задач является обучение учеников глубоким экологическим знаниям и привитие им навыков осознанной экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту. Именно формирование экологической культуры у детей закладывает основы взаимоотношений человека с природой.

Хороший гражданин сразу не рождается, а длительно воспитывается. В воспитании гражданина, с активной жизненной позицией, сознательным отношением к долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения, немаловажным становится воспитание трудолюбия. Но только словами трудолюбие не воспитаешь. Посильный для здоровья детей и возраста общественно-полезный труд – труд настоящий, необходимый обществу – обязательное условие.

Одной из форм труда, которая развивает детский организм, прививает экологическую культуру и любовь к природе, укрепляет здоровье обучающихся, является работа творческого объединения «Юный натуралист». Члены объединения с увлечением занимаются постижением трудной работы лесоводов. И пусть производственная задача юных друзей леса не так масштабны как у взрослых, но мера ответственности за конечный результат своего труда такая же, как у взрослых – настоящая. И это даёт обучающимся веру в свои силы, способности. Это основа, на которой вырастает интерес к будущей профессии, гражданская активность и чувства собственного достоинства.

Творческое объединение «Юный натуралист» – это объединение обучающихся, которое является самой эффективной формой эколого-просветительской деятельности, подготовки отраслевого кадрового потенциала, активной формой патриотического воспитания детей на лучших традициях лесного хозяйства.

Направленность программы - эколого-биологическая.

Новизна программы состоит в реализации комплексного подхода к освоению учащимися методологии и методики биоэкологического эксперимента – от теоретических умений по лесоведению (постановка цели и задач исследования, подбор и анализ научной литературы по теме, выбор методов и объектов исследования) до узкопрактических навыков (оформление исследовательских работ, проектов, статистическая обработка данных, построение диаграмм, участия ребят в экологических акциях, конференциях, слётах, семинарах, съездах, муниципального, регионального, федерального уровней). Также необходимо формировать у учащихся информационные компетенции. Компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и умение его использовать.

Актуальность программы заключается в особом значении лесничества в каждом населенном пункте нашей родины.  Анализ ситуации, сложившийся в подростковой среде, свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания к организации свободного времени обучающихся ведет к негативным последствиям. Несмотря на обилие, достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания учащихся, огромного  объема материалов, помещенных на сайтах Интернета, проблема воспитания экологической культуры  не теряет своей актуальности.

Экологическое образование должно обеспечить устойчивое развитие мотивированной гражданской позиции сохранения природы, подлежащей передаче из поколения в поколение надлежащем состоянии и формирование на этой основе всей жизнедеятельности общества.

Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности формирования личности ребенка, предоставлении ему возможности для самореализации посредством знакомства с видовым разнообразием лесных экосистем, изучения взаимоотношений человека с окружающей средой, в том числе и в рамках традиционной культуры, а также включения его в практическую лесоводственную деятельность. Разнообразие видов деятельности (наблюдения в лесу, исследование биологии и экологии лесных растений и животных, лесных экосистем, изучение проблем охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов в местах своего проживания, участие в природоохранных мероприятиях и пр.) позволит обучающимся воспроизводить и использовать на практике: полученные лесоводческие знания, навыки экологически грамотного поведения в лесу, умения прогнозировать собственные действия по отношению к лесным биогеоценозам, самостоятельно мыслить, логически рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, эмоционально сопереживать.

Цель – формирование базовых знаний в области биологии, лесоведения и других естественных наук, направленных на воспитание ценностного отношения к природе и мотивацию природоохранной деятельности.



Задачи:

Обучающие:

  • раскрыть особенности леса как экосистемы, среды обитания многих растений и животных, показать его роль в жизни человека;

  • изучить основы лесоводства, лесовосстановления, лесной таксации, природные особенности своего района;

  • научить правилам рационального использования лесов для нужд человека;

  • сформировать первоначальные навыки посадки деревьев и ухода за ними, сбора семян, проведения фенологических наблюдений;

  • мотивировать природоохранную деятельность обучающихся, способствующих дальнейшему улучшению охраны окружающей среды.

Развивающие:

  • совершенствовать умения практической работы и основ учебно-исследовательской деятельности;

  • развивать умение проводить разъяснительную работу среди учащихся о пользе леса для человека и необходимости бережного отношения к природе.

Воспитательные:

  • формировать экологическую культуру, воспитать у подростков ценностное отношение к природе и жизни в целом;

  • научить навыкам безопасного поведения в окружающей среде;

  • научить сотрудничеству и оказанию посильной практической помощи лесохозяйственному предприятию в улучшении ведения лесного хозяйства, проведению социально-полезных акций природоохранного направления;

  • сплотить коллектив, развивать взаимоуважение, взаимопонимание, взаимопомощь, научить коллективно-групповым формам работы.

Отличительные особенности программы в том, что полученные знания обучающиеся могут применять в конкретной практической работе по охране природы. Разработанная программа учитывает региональный компонент. Школьники, изучая данную программу, приобретают знания о природе и экологии родного края. По программе предусмотрено активное вовлечение детей в самостоятельную учебно-творческую деятельность через личностное познание родного края – экскурсии, походы, практические задания по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение опытов, научно-исследовательских работ. В процессе освоения программы предполагаются активное использование работы с АУ РБ «Кяхтинский лесхоз», экологическими организациями Кяхтинского района, школьными лесничествами, изучение книг, журнальных статей, получение знаний об охране и защите леса.

Программа носит вариативный характер, что позволяет изменить некоторые темы с учётом педагогической ситуации. При разработке программы учитывались также психолого-педагогические закономерности усвоения знаний, их доступность для учащихся.

Адресат программы.

Возраст детей - программа рассчитана на учащихся 7 – 11 лет.

Категория детей. По данной программе могут заниматься дети разного пола, без специальных знаний и навыков. А так же при желании дети с ОВЗ и дети-инвалиды, по заявлению законных представителей.

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения. 1 год обучения – 144 часа.

Организация учебной деятельности.

Режим занятий: 1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа (2 по 45 мин. с 10 минутным перерывом)

Наполняемость групп: 1 год обучения – в среднем 15 человек.

Прогнозируемые результаты

  1. год обучения.

Предметные

  • углубление знаний обучающихся, повышение их интереса к изучению естественнонаучных дисциплин,

  • овладение теоретическими и прикладными знаниями в области экологии и биологии.

Метапредметные:

  • умение организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, работать по плану; самостоятельно контролировать своё время, оценивать результаты работы; соблюдать правила по технике безопасности; соблюдать правила поведения в лесу.

  • умение слушать, вести диалог с учителем и с учащимися группы; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать свою точку зрения, работать в группе.

  • умение работать с разными источниками информации; анализировать, преобразовывать её из одной формы в другую; овладение составляющими учебно-исследовательской и проектной деятельности, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал. научится различать различные растения своей природной полосы;

Личностные:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

  • сформированность социальных компетенций, нравственных качеств, основ гражданской идентичности.

Способы определения результативности:

  • педагогическое наблюдение (ведется на каждом занятии в течение года);

  • педагогический анализ результатов (тестирования, участия воспитанников в мероприятиях, конкурсах разного уровня, активности обучающихся на занятиях);

  • мониторинг (проводится раз в полугодие. Приложение №1).


  1. ГОД ОБУЧЕНИЯ

Цель формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;

  • расширить знания по зоологии, познакомить детей с условиями жизни животных в естественных условиях, с охраняемыми животными, вошедшими в красную книгу;

  • познакомить детей с окружающим растительным миром, ролью растений в жизни людей, с растениями, занесёнными в красную книгу;

  • познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека;

  • расширить знания учащихся по лесоводству, познакомить с правилами посадки древесных растений, ухода за саженцами, правилами сбора и хранения семян растений;

  • познакомить с классификацией лесных почв;

  • познакомить с причинами нарушения лесных экосистем;

Воспитательные:

  • воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

  • воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;

  • воспитывать у детей своевременное, аккуратное и тщательное выполнение и соблюдение всех правил ТБ на занятиях и практической деятельности в школьном дендрарии, в лесопитомнике;

  • воспитывать уважение к людям, работающим в лесном хозяйстве.

Развивающие:

  • развивать потребности общения с природой;

  • развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;

  • развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

  • развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой;

  • развивать умения по оказанию практической помощи органам управления лесным хозяйством в деле воспроизводства, охраны, защиты лесов

Обучающиеся должны знать:

  • роль лесных богатств в жизни населения региона;

  • каков видовой состав растительности родного края;

  • способы природоохранной деятельности учащихся;

  • правила поведения в лесу, правила пожарной безопасности и санитарные правила в лесах;

  • основы лесоведения и лесоводства, как правильно посадить дерево;

  • что такое лесопитомник, биогеоценоз;

  • почему нужно озеленять города;

  • какую пользу и вред приносят деревьям птицы, звери и насекомые;

  • видовой состав лиственных и хвойных пород;

Обучающиеся должны уметь:

  • проводить наблюдения, исследования в природе;

  • научиться отличать и определять виды лиственных и хвойных пород на натуральном объекте (включая хвою, шишки и семена);

  • научится различать различные растения своей природной полосы;

  • освоить на элементарном уровне методы геоботанического описания леса;

  • проводить фенологические наблюдения за древесными и травянистыми растениями;

  • определять возраст дерева, иметь навыки посадки саженца и черенка;

  • собрать и составить гербарий;

  • проводить морфометрические исследования древесных пород;

  • пользоваться определителями;

  • использовать различные способы природоохранной деятельности для сохранения экологического равновесия региона.

Виды и формы контроля.

Входящий контроль – беседа, опрос.

Текущий контроль – педагогическое наблюдение (на каждом занятии), обсуждение.

Промежуточный контроль – зачет, тестирование (вопросник по программе), реферат, контрольные упражнения, викторины, игры.

Итоговый контроль – проводится в конце учебного года в форме анализа работы (оценивается сумма показателей: усвоение программы, достижения и участие в конкурсах, выставках, мероприятиях за год).


Учебно-тематический план

1 год обучения

Название разделов, темы

Всего часов

Тео

рия

Прак

тика

Формы контроля

Раздел 1

Введение. Организация работы

4

2

2


1.1.

Введение в образовательную программу.

2

1

1

беседа

1.2.

Законодательная база природоохранной деятельности. Организация фенологических и метеорологических наблюдений.

2

1

1


Раздел 2

Лес как среда обитания животных

30

18

12


2.1.

Разнообразие условий леса для проживания животных

2

2

-

беседа

2.2.

Птицы и лес

2

2

-

опрос

2.3.

Изготовление кормушек, скворечников

2

-

2


2.4.

Развеска кормушек, скворечников

2

-

2


2.5.

Плоды и семена деревьев и кустарников

2

2

-

беседа

2.6.

Практическое занятие «Плоды и семена лиственных деревьев».

2

1

1


2.7.

Биологическая игра «Плоды и семена»

2

-

2


2.8.

Мир растений России

2

2

-

беседа

2.9.

Мир растений, Планета Земля

2

2

-


2.10.

Животные России.

2

2

-


2.11

Мир животных зарубежных стран

2

2

-

беседа

2.12

Определение животных по следам.

2

-

2


2.13

Разнообразие насекомых, обитателей лесного биоценоза.

2

1

1


2.14

Цепи питания

2

2

2


2.15

Итоговое занятие «Кто кого»

2

-

2

игра

Раздел 3

Лесная таксация

16

5

11


3.1.

Общие сведения о лесной таксации.

2

2

-

беседа

3.2.

Инструменты и методы таксации

2

-

2


3.3.

Определение диаметра, высоты, возраста дерева.

2

-

2


3.4.

Таксация растущего дерева.

2

1

1


3.5.

Таксация срубленного дерева.

2

1

1


3.6.

Таксация лесонасаждений.

2

1

1


3.7.

Определение прироста.

2

-

2


3.8

Итоговое занятие

2

-

2

тест

Раздел 4

Лесоведение и дендрология

28

18

10


4.1

Красная книга Бурятии.

2

2

-

беседа

4.2

Заповедники, национальные парки заказники, памятники природы.

2

2

-


4.3

Основные древесные породы района Ярусное строение лесных растительных сообществ

2

2

-

беседа

4.4

Музей российско-монгольской дружбы

2

2

-


4.5

Экологическая акция «Посади дерево»

2

-

2


4.6

Учет древесных насаждений на территории образовательного учреждения

2

-

2


4.7

Ориентирование в лесу по местным признакам

Топографическая карта

2

1

1


4.8

Лесные травы и ягоды.

2

2

-

беседа

4.9

Определение растений.

2

-

2


4.10

Грибы - обязательный компонент лесного биоценоза. Определение грибов.

2

2

-

беседа

4.11

Разновидности мхов и лишайников в лесах

2

-

2


4.12

Определение мхов и лишайников

2

2

-


4.13

Основные правила поведения на природе.

2

1

1


4.14

Походная медицинская аптечка

2

2



4.15

Итоговое занятие

2

-

2

викторина

Раздел 5

Лес и человек

18

6

12


5.1

Лес как духовное и культурное достояние России

2

2

-

беседа

5.2

Лес и здоровье человека

2

2

-


5.3

Сбор лекарственных растений

2

-

2


5.4

Изготовления гербария

2

-

2


5.5

Экскурсия. Виды экскурсий. Подготовка к проведению экскурсии

2

-

2


5.6

Выпуск листовок об охране леса.

2

-

2


5.7

Лесные пожары. Виды и классификация пожаров. Дидактическая игра «О пожаре знаю все и его не допущу!»

2

1

1


5.8

Способы тушения пожаров. Министерства лесного хозяйства и МЧС России

2

1

1


5.9

Итоговое занятие

2

-

2

тест

Раздел 6

Лесные почвы

16

6

10


6.1

Понятие об экологии. Лес и его средства существования

2

1

1


6.2

Характеристика лесных почв

2

2

-


6.3

Описание почвенного разреза

2

-

2


6.4

Обработка почвы

2

1

1


6.5

Удобрения лесных почв

2

1

1


6.6

Подготовка почвы под лесные культуры

2

1

1


6.7

Экологическая игра «Корни»

2

-

2


6.8

Итоговое занятие

2

-

2

контрол.

Раздел 7.

Возобновление леса и лесоразведение

12

6

6


7.1

Естественное и искусственное возобновление леса

2

1

1

беседа

7.2

Заготовка семян

2

1

1


7.3

Стратификация

2

1

1


7.4

Лесные питомники

2

-

2


7.5

Создание лесных культур

2

1

1


7.6

Итоговое занятие

2

2

-


Раздел 8

Защитное лесоразведение и озеленение села

8

3

5


8.1

Защитное лесоразведение

2

2

-

беседа

8.2

Озеленение города

2

-

2


8.3

Рубки главного пользования и ухода

2

1

1


8.4

Заготовка лекарственных растений

2

-

2

зачет

Раздел 9

Мероприятия воспитывающего и познавательного характера

12

0

12


9.1

«День матери»

2

-

2

участие

9.2

«Новый Год»

2

-

2

участие

9.3

«23 февраля»

2

-

2

участие

9.4

«8 марта»

2

-

2

участие

9.5

«9 мая»

2

-

2

участие

9.6

Фестиваль «Радость творчества»

2

-

2

участие

Итого


144

64

80





СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Раздел 1. Введение. Организация работы.

Теория. Введение в образовательную программу. Цели и задачи изучения курса. Техника безопасности, правила поведения на занятиях. Фенологические наблюдения. Метеорологические наблюдения. Законодательная база природоохранной деятельности. Конституция Российской Федерации (ст.42, 58). Закон «Об охране окружающей среды» (ст.11). Лесной кодекс Российской Федерации.

Практика. Фенологические и метеорологические наблюдения. Входная диагностика.

Раздел 2. Лес как среда обитания животных.

Теория. Разнообразие условий леса для проживания животных. Птицы и лес. Мир животных леса. Мир растений. Цепи питания. Разнообразие насекомых, обитателей лесного биоценоза.

Практика. Изготовление и развешивание кормушек, скворечников. Определение животных по следам. Дидактические игры. Подготовка и участие в творческих конкурсах.

Раздел 3. Лесная таксация.

Теория. Общие сведения о лесной таксации.

Практика. Инструменты и методы таксации. Определение диаметра, высоты, возраста дерева. Таксация растущего дерева. Таксация срубленного дерева. Таксация лесонасаждений. Определение прироста.

Раздел 4. Лесоведение и дендрология.

Теория. Красная книга Бурятия. Заповедники, заказники, памятники природы. Основные древесные породы района. Ярусное строение лесных растительных сообществ. Плоды и семена деревьев и кустарников. Лесные травы и ягоды. Грибы - обязательный компонент лесного биоценоза. Разновидности мхов и лишайников в лесах. Основные правила поведения на природе.

Практика. Экологическая викторина. Выполнение творческих заданий. Участие в экологических акциях. Учет древесных насаждений. Дидактические игры. Ориентирование в лесу по местным признакам. Определение растений, грибов и мхов.

Раздел 5. Лес и человек.

Теория. Лес как духовное и культурное достояние России. Лес и здоровье человека. Лесные пожары. Виды и классификация пожаров. Способы тушения пожаров.

Практика. Сбор лекарственных растений. Изготовления гербария. Трудовой десант. Экологическая акция. Выпуск листовок об охране леса. Дидактическая игра. Агитационная работа по предотвращению лесных пожаров. Подготовка и участие в творческих конкурсах.

Раздел 6. Лесные почвы

Теория: Характеристика лесных почв. Взаимосвязь растительности леса и почвы. Гумусовый горизонт. Морфологическое строение почвы. Механический состав почвы. Обработка почвы. Подготовка почвы под лесные культуры. Основная обработка. Поверхностная обработка. Удобрение лесных почв. Органические удобрения. Минеральные удобрения.

Практика Определение типа лесной почвы. Описание почвенного разреза. Изучение влияния минеральных удобрений на рост и развитие лесных культур хвойных пород. Опыт «Изучение влияния минеральных удобрений на рост и развитие сеянцев сосны обыкновенной». Участие в подготовке почвы в питомнике к посеву семян. Экскурсия в лесничество «Ознакомление с механизированной обработкой почвы и внесением удобрений». Экологическая игра «Корни».

Раздел 7. Возобновление леса и лесоразведение

Теория: Естественное возобновление леса (предварительное, последующее, сопутствующее). Семенное возобновление, семенные деревья, семенная группа. Самосев. Подрост. Порослевое возобновление. Искусственное возобновление леса (лесные питомники и культуры). Заготовка семян. Способы сбора шишек. Извлечение семян из шишек. Стратификация. Методы и способы стратификации. Применение сушилок.

Лесные питомники. Отделы питомника (посевное отделение, древесная школа, маточная плантация, дендрологическое отделение). Создание лесных культур. Методы создания лесных культур (посев семян, посадка саженцев). Способы посева. Правила посадки саженцев.

Практика Исследовательская работа «Восстановление хвойных пород на гарях». Исследовательская работа «Учёт естественного возобновления под пологом леса». Обследование и оценка естественного возобновления леса на вырубке. Заготовка семян сосны обыкновенной, клёна остролистного, ясеня обыкновенного. Подготовка семян к посеву (стратификация, намачивание, ошпаривание семян). Определение нормы высева семян сосны при посеве их в лесном питомнике. Посев семян в питомнике. Заготовка саженцев. Обработка почвы. Посадка саженцев. Уход. Прополка.

Тема 8. Защитное лесоразведение и озеленение села 

Теория Защитное лесоразведение. Целевое назначение (лесные полосы, полезащитные лесополосы, водорегулирующие, приовражные лесополосы и др.). Правила закладки лесополос, виды использованных древесных и кустарниковых пород.

Практика Озеленение города. Проект озеленения школьного двора, участков города. Составление чертежа участка. Обозначение места закладки цветников, газонов, зелёных насаждений. Составление посадочной ведомости. Реализация проекта. Работа в школьном дендрарии (благоустройство, организация практикума для начальных классов)

Раздел 9. Мероприятия воспитывающего и познавательного характера.

Участие в мероприятиях «День матери», Новый Год, «8 марта», 23 февраля, «9 мая», в фестивале «Радость творчества».


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Творческое объединение «Юный натуралист»

___ группа, 1 год обучения

Расписание: _________________________________


Название разделов, тем

Сроки провед. занятия

Провед. занятия

по факту

Место провед. занятия

Примечание

Раздел 1

Введение. Организация работы





1.1.

Введение в образовательную программу.





1.2.

Законодательная база природоохранной деятельности. Организация фенологических и метеорологических наблюдений.





Раздел 2

Лес как среда обитания животных





2.1.

Разнообразие условий леса для проживания животных





2.2.

Птицы и лес





2.3.

Изготовление кормушек, скворечников





2.4.

Развеска кормушек, скворечников





2.5.

Плоды и семена деревьев и кустарников





2.6.

Практическое занятие «Плоды и семена лиственных деревьев».





2.7.

Биологическая игра «Плоды и семена»





2.8.

Мир растений России





2.9.

Мир растений, Планета Земля





2.10.

Животные России.





2.11

Мир животных зарубежных стран





2.12

Определение животных по следам.





2.13

Разнообразие насекомых, обитателей лесного биоценоза.





2.14

Цепи питания





2.15

Итоговое занятие «Кто кого»





Раздел 3

Лесная таксация





3.1.

Общие сведения о лесной таксации.





3.2.

Инструменты и методы таксации





3.3.

Определение диаметра, высоты, возраста дерева.





3.4.

Таксация растущего дерева.





3.5.

Таксация срубленного дерева.





3.6.

Таксация лесонасаждений.





3.7.

Определение прироста.





3.8

Итоговое занятие





Раздел 4

Лесоведение и дендрология





4.1

Красная книга Бурятии.





4.2

Заповедники, национальные парки заказники, памятники природы.





4.3

Основные древесные породы района Ярусное строение лесных растительных сообществ





4.4

Музей российско-монгольской дружбы





4.5

Экологическая акция «Посади дерево»





4.6

Учет древесных насаждений на территории образовательного учреждения





4.7

Ориентирование в лесу по местным признакам

Топографическая карта





4.8

Лесные травы и ягоды.





4.9

Определение растений.





4.10

Грибы - обязательный компонент лесного биоценоза. Определение грибов.





4.11

Разновидности мхов и лишайников в лесах





4.12

Определение мхов и лишайников





4.13

Основные правила поведения на природе.





4.14

Походная медицинская аптечка





4.15

Итоговое занятие





Раздел 5

Лес и человек





5.1

Лес как духовное и культурное достояние России





5.2

Лес и здоровье человека





5.3

Сбор лекарственных растений





5.4

Изготовления гербария





5.5

Экскурсия. Виды экскурсий. Подготовка к проведению экскурсии





5.6

Выпуск листовок об охране леса.





5.7

Лесные пожары. Виды и классификация пожаров. Дидактическая игра «О пожаре знаю все и его не допущу!»





5.8

Способы тушения пожаров. Министерства лесного хозяйства и МЧС России





5.9

Итоговое занятие





Раздел 6

Лесные почвы





6.1

Понятие об экологии. Лес и его средства существования





6.2

Характеристика лесных почв





6.3

Описание почвенного разреза





6.4

Обработка почвы





6.5

Удобрения лесных почв





6.6

Подготовка почвы под лесные культуры





6.7

Экологическая игра «Корни»





6.8

Итоговое занятие





Раздел 7.

Возобновление леса и лесоразведение





7.1

Естественное и искусственное возобновление леса





7.2

Заготовка семян





7.3

Стратификация





7.4

Лесные питомники





7.5

Создание лесных культур





7.6

Итоговое занятие





Раздел 8

Защитное лесоразведение и озеленение села





8.1

Защитное лесоразведение





8.2

Озеленение города





8.3

Рубки главного пользования и ухода





8.4

Заготовка лекарственных растений





Раздел 9

Мероприятия воспитывающего и познавательного характера





9.1

«День матери»





9.2

«Новый Год»





9.3

«23 февраля»





9.4

«8 марта»





9.5

«9 мая»





9.6

Фестиваль «Радость творчества»








Методическое обеспечение программы

Учебная деятельность.

Уровни освоения программы.

1й год обучения – стартовый, формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.

Принцип формирования учебных групп.

В группы набираются дети без специальных навыков и знаний, разного пола, в основном младшего школьного возраста (7-11 лет). Но возможны изменения возрастного ограничения с учётом способностей обучающихся и при условии заинтересованности детей старшего возраста, основываясь на результатах входящей диагностики.

Формы организации занятия.

Основной формой организации учебного процесса является теоретические и практические занятия.

Теоретические занятия (беседы, лекции, рассказы, игровые формы подачи материала, поиск и обработка информации с использованием ИКТ, занятия с лесниками).

Практические занятия (практические работы в лесничестве, практикумы по обработке собранного материала, работа с гербариями, определителями, интеллектуальные марафоны, конкурсы сочинений, листовок по темам, КВНы).

Занятия по созданию коллективных проектов. Обучающимся предоставляется право выбора исследовательских работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная) в рамках изученного содержания.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении исследовательских работ. Этому способствуют совместные обсуждения выполнения заданий, исследовательских работ, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы, научно-практические конференции.

Методы организации учебно-воспитательного процесса

Словесные (устное изложение материала, проблемное изложение материала, рассказ, беседа, объяснение, анализ и т.д.).

Наглядные (показ видео- и аудиоматериалов, иллюстраций, демонстрация плакатов, фотографий, гербариев, природных материалов, наблюдение и т.д.).

Практические (уход за лесными культурами, проведение природоохранных рейдов, изготовление средств наглядной агитации и т.д.).

Исследовательские (разработка проектов, создание творческих, научно-исследовательских работ)

Теоретические знания подкрепляются экскурсиями, практическими работами в лесничестве и практическими занятиями по обработке собранного материала.

Технологии и методики.

Технология игрового обучения, основана на том, что игра находится в такой же взаимосвязи с обучением, как и труд, так как является одним из основных видов деятельности ребенка. Основная цель данной технологии – это стимуляция познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к обучению.

Личностно-ориентированная технология обучения. Данные технологии предполагают признание основной движущей силой желание и стремление самого учащегося получать знания и умения, стремиться к развитию своего потенциала. Большое значение в рамках этой технологии имеет процесс самообразовании и самоактуализации учащегося, именно они являются основой всей технологии. Ведущими мотивами личности выступает стремление к получению знаний, самореализации себя в обществе, возможные перспективы в будущей профессии, личностное удовлетворение от своего положения в обществе и отношению к себе окружающих.

Дидактический материал.

Программа обеспечивается следующими методическими видами продукции:

  • Тематические беседы: «Вредители леса», «День леса», «День птиц», «Посади дерево».

  • Практические и опытные работы на закреплённой территории.

  • Презентации о работе школьного лесничества.

Воспитывающая деятельность

Организация и проведение внеклассных, массовых мероприятий воспитательного характера, например, такие как беседа о «Великой Отечественной Войне», посещение тематических мероприятий, просмотры фильмов в сети Интернет посвященных организации и развитию туризма и краеведения.

Развивающая деятельность

Развитие интереса к родному краю, его истории и исторической науке, с целью углубления знаний, развитие творческих способностей, самостоятельности, нравственной культуры.

Техническое обеспечение программы.

Плакаты и таблицы:

  • основные элементы и признаки леса;

  • календарь сроков цветения и сбора семян основных древесных и кустарниковых пород;

  • техника безопасности при сборе плодов и семян с растущих деревьев;

  • виды зеленых насаждений;

  • типы птичьих домиков;

  • наиболее распространенные грибы (съедобные и ядовитые);

  • болезни леса;

  • охрана лесов от пожаров;

  • виды лесных пожаров;

Образцы и коллекции:

  • набор семян древесных и кустарниковых пород;

  • образцы повреждений насекомыми и болезнями стволов, побегов, почек, листьев, хвои;

  • гербарии основных лесообразующих пород;

  • гербарии лекарственных растений;

  • коллекции шишек основных лесообразующих пород;

  • муляжи основных видов съедобных и ядовитых грибов.

Инструменты и оборудование: для сбора гербария - гербарные папки, гербарные сетки, лупы;

Измерительные приборы и инструменты: мерные ленты, рулетки, компасы, мерная вилка, высотомер, буссоль.

Оргтехника:

  • ноутбук;

  • мультимедийный проектор;



Основополагающая литература педагога для реализации программы.

  1. Алексеев Ю.И., Вахрамеева М.В., Денисова Л.В., Лесные травянистые растения. Агропромиздат. 1988
  2. Бутромеев В. Русский лес. Грибы и ягоды. Алма Медиа Групп. 2013
  3. Боголюбова С. А. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный): под редакцией С. А. Боголюбова. –М.: Проспект, 2010

  4. Ботанические сады и дендропарки мира под редакцией А.П.Кожевников учебное пособие. Екатеринбург 2013

  5. Введение в лесоводство учебное пособие под редакцией А.Ф. Хайретдинова, С.В. Залесова, - Екатеринбург, 2012

  6. Глебова В.Д., Спирина Е.В. Живой мир вокруг тебя: учебно-методический комплекс элективного курса для учащихся 5-х классов / В.Д. Глебова, Е.В. Спирина. –Ульяновск: УИПКПРО, 2009.

  7. Горностаев Г.Н. Насекомые. Энциклопедия природы России. 1998
  8. Грау Ю. Дикорастущие лекарственные растения. – М, «Издательство Астрель». 2003
  9. Дзятковская Е.Н. Проектируем содержание внеурочной деятельности по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: Методическое пособие –М.: Образование и экология. 2012

  10. Коробкин В.И. Экология и охрана окружающей среды: учебник / В.И Коробкин, Л.В. Передельский. – М.: КНОРУС, 2013. –336 с.

  11. Методические разработки (в помощь руководителям школьных лесничеств. Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югра. Екатеринбург 2010

  12. Методическое пособие «Экология России» Департамент образования науки ХМАО-ЮГРА, институт повышения квалификации и развития регионального образования Ханты-Мансийск 2012

  13. Не древесная продукция леса учебник под редакцией А.С. Коростелев, С.В. Залесов, Г.А. Годовалов, Екатеринбург, 2015

  14. Руководство по учету и оценке второстепенных лесных ресурсов и продуктов побочного лесопользования. – М.: ВНИИИЛМ, Минприроды РФ, 2013.
  15. Работа с населением по предотвращению лесных пожаров: практическое пособие / под ред. Е.П. Кузьмичева. – М.: Весь Мир, 2015.
  16. Щетинский, Е.А. Тушение лесных пожаров: пособие для лесных пожарных. – 3-е изд., перераб. и доп. / Е.А. Щетинский. – М.: ВНИИЛМ, 2012.
  17. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2012.

Рекомендуемая литература для воспитанников, родителей.

  1. Аксенова Н.А., Ремезов Г.А., Ромашова А.Т. Фенологические наблюдения в школьных лесничествах. М.,1995.

  2. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эклого-природоведческие игры и развлечения с детьми. М.,2009.

  3. Иванова Н.А., Сторчак Т.В., Гребенюк Г.Н. Экология леса. Хрестоматия. 2006.

  4. Летвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. М.,2007.

  5. Пугал Н.А., Лаврова В.Н., Зверев И.Д. Практикум по курсу «Основы экологии»: Учебно-методический комплект. М., 2006.

6. М.С. Александрова, П.В. Александров, Хвойные растения в вашем саду. М.: Феникс. 2005. – 156 с.

7. Мак – Милан Броуз Ф., Размножение растений. М.: Мир, 1992 – 193 с.

Немова Е.М., Стилистика сада. М.: Фитон +, 2001

8. Тяглова Е.В., Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. М.: Глобус, 2008 – 108с.

9. Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9классы / Авт. – сост. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова. – М.: Глобус, 2008.






ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Мониторинг уровня освоения образовательной программы

и динамики личностного продвижения ученика по программе « Юный натуралист»

(педагог: Русанова А.К.)


___полугодие (месяц) ____________ уч. г.

___ группа ___ год обучения


ФИО ребенка

  1. Предметные результаты

  1. Метапредметные результаты

  1. Личностные результаты

Средний балл



1.1

Формирование навыков, умений, знаний полученных в ходе изучения программы

1.2

Применение изученного материала на практике

1.3

Креативный подход в выполнении заданий

1.4

Владение терминологии связанной с лесничеством

2.1

Владение изученным материалом в деле

2.2

Умение осуществлять сбор, поиск и выделение существенной информации из различных источников

2.3 Готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности

3.1

формирование бережного отношения к окружающей среде

3.2

Мотивационный настрой ребенка

3.3

Инициативность и самостоятельность


1













2













3













4









































Критерии оценки уровня освоения образовательной программы и динамики личностного продвижения ученика





  1. Предметные результаты

  1. Метапредметные результаты

  1. Личностные результаты

Показатели

Уровень

Баллы

1.1

Формирование навыков,умений,знаний работы с цифровыми фотокамерами различных типов

1.2

Применение изученного материала на своей практитке

1.3

Креативный подход в выполнении заданий

1.4

Владение терминологии связанной с фотоискусством

2.1

Владение изученным материалом в деле

2.2

Умение осуществлять сбор,поиск и выделение существенной информации из различных источников

2.3

Готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности

3.1

формирование бережного отношения к окружающей среде и культуре

3.2

Мотивационный настрой ребенка

3.3

Инициативность и самостоятельность

Критерии оценивания

недостаточный

3

Объем усвоенных знаний, умений и навыков составляет 1/3 – 1/2

Смотрит и слушает текст, презентацию слабо вникая в смысл прочитанного/увиденного

В работах слабо проявляется уровень развития креативности

Избегает употребление специальных терминов

Неуверенное применение изученного материала в деле и только с подсказкой от учителя

Нуждается в четком изложении действий по поиску информации

Непоследовательное ведение записей в тетради, неорганизованность в подготовке к занятию

Несерьезное отношение к окружающей среде и культуре

Слабая мотивация к изучению

Проявляет слабую инициативность, больше полагаясь на указания педагога

оптимальный

4

Объем усвоенных знаний, умений и навыков составляет 1/2 – 2/3

Смотрит и слушает текст,презентацию с пониманием большей части увиденного

Работы выполняются на репродуктивном уровне. Выполняет в основном задания на основе образца

Сочетает специальную терминологию с бытовой

Уверенно применяет изученный материал в деле, но использует подсказки

Находит необходимую информацию, отталкиваясь от ключевых указателей (темы) педагога

Последовательное ведение записей в тетради, достаточная организация своего времени, но с заметными пробелами в знаниях

Недостаточно уважительное отношение к окружающей среде и культуре

Достаточная мотивация, основанная на временных интересах

Проявляет недостаточную инициативность, временами проявляя себя

высокий

5

Объем усвоенных знаний, умений и навыков составляет 2/3 практически полностью

Смотрит и слушает текст, презентацию в полной мере улавливая смысл прочитанного/увиденного

Выполняет задания с элементами творчества

Специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием

Уверенно владеет коммуникативным навыком, в полной мере

Находит необходимую информацию без помощи педагога, используя все доступные источники

Последовательное ведение записей, четкий контроль своей деятельности, восполнены все пропущенные темы, если таковые имеются

Уважительное отношение к окружающей среде и культуре

Сильная мотивация к изучению, серьезный настрой

Инициативен в полной мере, стремится показать себя




ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Словарь терминов

Биологическое разнообразие. Природное разнообразие ландшафтов, экосистем, видов, а также внутривидовое генетическое разнообразие, в пределах определенной территории. Сохранение биологического разнообразия при ведении хозяйственной деятельности предусматривается международной конвенцией по биологическому разнообразию, а также рядом законов Российской Федерации (например, федеральным законом «Об охране окружающей среды», Лесным кодексом). Обычно подразумевается необходимость сохранения природного биологического разнообразия (т.е. тех его элементов, которые естественным образом существуют в пределах данной территории). К неблагоприятным изменениям биологического разнообразия относится как сокращение его естественных элементов (например, исчезновение видов или экосистем), так и внедрение инородных объектов (например, распространение сорных и экзотических видов).

Бонитет насаждения. Показатель скорости роста древостоя, определяющийся по специальным таблицам хода роста для данной породы (группы пород) исходя из высоты, возраста и происхождения (семенного или порослевого) преобладающей в древостое древесной породы. Принятая система определения бонитетов рассчитана на древостои, с самого начала своего развития являющиеся одновозрастными. В иных древостоях (например, естественных разновозрастных или сформировавшихся из оставленного после сплошной рубки подроста и тонкомера) она дает результаты, не вполне отражающие реальную продуктивность насаждений. В современной бонитировочной шкале выделяется 5 основных классов (I - V) и 4 дополнительных, применяемых для насаждений с экстремально быстрым (Ia, Iб) или экстремально медленным (Va и Vб) ростом. В прошлом также применялись другие методы оценки бонитета (по запасу и др.).

Валежник (валеж). Стволы упавших деревьев разной степени разложения или их части. В естественных лесах является одним из основных компонентов, обеспечивающих мозаичность экологических условий под пологом леса и необходимых для поддержания естественного биоразнообразия лесных экосистем. Во многих типах естественных лесных экосистем валежник является основным субстратом, на котором происходит возобновление древесных пород. Попадание валежника в мелкие реки и ручьи существенно замедляет эрозионные процессы и снижает загрязненность воды взвешенными частицами. Разлагающийся валежник является основным источником органического вещества почвы.

Верховой пожар. Лесной пожар, при котором огонь распространяется по всей высоте леса, охватывая, в том числе и кроны деревьев. При верховом пожаре древостой, как правило, гибнет полностью или большей частью, в зависимости от интенсивности пожара и типа леса.

Возраст спелости древостоя. Возраст, в котором древостой приобретает количественные и качественные показатели, наиболее соответствующие целям хозяйства. Различают возраст количественной спелости (возраст, в котором одновозрастной древостой из данной породы в данных условиях достигает максимального запаса древесины живых деревьев), товарной спелости (возраст, в котором достигается максимальный запас деловой древесины), «биологической» спелости (возраст, после которого начинается быстрый распад одновозрастного древостоя) и другие. К разновозрастным древостоям понятие «возраст спелости» практически не применимо. Применяемый на практике возраст спелости древостоев для каждой породы и региона устанавливается государственными органами лесного хозяйства исходя из средних условий обширной территории и не всегда соответствует условиям конкретного места. 

Выборочная рубка главного пользования. Рубка главного пользования, при которой вырубают часть деревьев определенного возраста, размера, качества или состояния (обычно - все или часть деревьев, достигших эксплуатационного размера). Выделяют добровольно-выборочную рубку (равномерно-выборочную рубку, при которой вырубаются в первую очередь фаутные, перестойные, спелые с замедленным ростом деревья), группово-выборочную рубку, при котором происходит вырубка куртин крупных деревьев, подневольно-выборочную рубку (выборочную рубку, при которой происходит вырубка всех деревьев, достигших нужного лесозаготовителю размера и качества). Подневольно-выборочные в настоящее время формально не применяются. Реально практически все выборочные рубки главного пользования, проводящиеся в лесном фонде России, являются подневольно-выборочными.

Группа лесов. Ведомственная классификационная категория лесов, определяющая характер использования лесных ресурсов и ряд основных параметров организации лесного хозяйства в них. В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесов, их местоположением и выполняемыми функциями, леса могут быть отнесены к первой, второй или третьей группе. В пределах этих групп могут выделяться особо защитные участки с различным уровнем ограничения лесопользования; леса первой группы подразделяются на леса различных «категорий защитности» с сильно различающимися режимами использования и охраны. Строгость ограничений на лесопользование убывает от первой группы к третьей. Разделение лесов на группы произведено в 1943 г. и является одним из наиболее значимых природоохранных достижений российской лесной службы за всю историю ее существования. В настоящее время граница между группами лесов постепенно стирается (по мере принятия новых лесных нормативных актов); некоторые категории защитности лесов первой группы уже могут эксплуатироваться практически столь же интенсивно, как и леса третьей группы.  

Делянка. Участок леса, отведенный для рубок главного пользования, рубок ухода или санитарных (вне зависимости от типа рубки и возраста насаждения), теоретически - отграниченный в натуре линиями (визирами), столбиками и иными способами.  

Живой напочвенный покров. Мхи, лишайники, травянистые растения, кустарнички и полукустарники, произрастающие под пологом леса.

Заказник. Особо охраняемая природная территория, в пределах которой ограничиваются отдельные виды хозяйственной деятельности. Запрещенные виды и способы хозяйственной деятельности в каждом конкретном заказнике определяются специальным решением, единого общего для всех заказников режима охраны не существует. Подавляющее большинство заказников имеет региональный статус (т.е. создается решениями органов власти субъектов Российской Федерации). За редкими исключениями, территория заказника не изымается у землепользователя (например, лесхоза). Как правило, заказники не имеют собственной администрации, и задачи по их охране и надзору за соблюдением режима возлагаются на тех землепользователей, на чьих землях находятся заказники.

Заповедник. Особо охраняемая природная территория с наиболее строгим режимом охраны. Все заповедники в России - федерального уровня, создаются с изъятием земель у прежних землепользователей, имеют собственную администрацию. В большинстве случаев заповедники ведут собственную научную деятельность по изучению природных комплексов на своей территории, а иногда и в окрестностях. Многие заповедники являются значительными научными центрами. Доступ граждан на территорию заповедников без специального разрешения запрещен.

Категории защитности лесов. Ведомственные категории классификации лесов первой группы с определенными организационно-техническими параметрами ведения лесного хозяйства. В других группах лесов категории защитности не выделяются.

Класс возраста древостоя. Возрастной интервал, применяемый в хозяйстве для характеристики возрастной структуры древостоев и лесного фонда в целом. В зависимости от древесной породы (преобладающей) и географических условий устанавливаются классы возраста в 1, 2, 5, 10, 20 или 40 лет. В подавляющем большинстве случаев для хвойных и широколиственных лесов семенного происхождения установлены классы возраста в 20 лет, для мелколиственных - в 10 лет.

Лесник. В широком смысле слова - работник лесной службы или специалист по лесному хозяйству. В узком смысле слова - работник лесной охраны, отвечающий за охрану конкретного участка леса (обход), или сотрудник лесхоза, занятый выполнением различных лесохозяйственных мероприятий.

Лесничество. Подразделение лесхоза, отвечающее за часть его лесов, непосредственно осуществляющее работы по отводу лесосек, охране лесов и различной хозяйственной деятельности, но не являющееся самостоятельным юридическим лицом. Лесничеством руководит лесничий, а непосредственную охрану лесов и хозяйственные работы выполняют лесники. В настоящее время система лесхозов и лесничеств находится в состоянии перестройки и неизвестно, в каком виде она сохранится. В дореволюционной России лесничества фактически являлись аналогами современных лесхозов, т.е. представляли собой самостоятельные организации.

Лесничий. Работник лесной службы, отвечающий за управление лесами и ведение лесного хозяйства в пределах лесничества. Обычно - специалист с высшим или средним специальным лесным образованием. За ведение лесного хозяйства в пределах целого лесхоза (национального парка, заповедника) отвечает главный лесничий, являющийся заместителем директора лесхоза.

Лесной фонд. Все леса Российской Федерации (кроме расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов), а также земли, не покрытые лесом, но включенные в установленном порядке в границы лесного фонда. Иными словами - все территории, находящиеся под управлением государственных органов лесного хозяйства. Земли лесного фонда разделяются на лесные и нелесные.

Лесной питомник. Участок, на котором выращивается посадочный материал (саженцы и сеянцы) различных деревьев для восстановления леса на вырубках или для разведения новых лесов на ранее безлесных землях. Лесные питомники существуют в большинстве лесхозов. Как правило, лесной питомник в лесхозе выращивает от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов саженцев и сеянцев деревьев в год.  

Лесные культуры. Лесные насаждения искусственного происхождения (созданные посадкой или посевом). Очень часто в материалах лесоустройства к лесным культурам относятся насаждения естественного происхождения, растущие там, где создавались лесные культуры, даже если эти культуры погибли или влачат жалкое существование под пологом естественного возобновления мелколиственных пород.  

Лесовосстановление. Создание нового леса (точнее, древостоя) на месте старого, который был вырублен или уничтожен в результате стихийного бедствия. Например - посадка леса на вырубке. В широком смысле слова лесовосстановление включает в себя не только собственно посадку, но и комплекс мер по уходу за высаженными молодняками, хотя на практике обычно дело ограничивается самой посадкой.

Лесоразведение. Создание нового леса на ранее безлесной территории - например, на месте заброшенных сельскохозяйственных угодий.

Лесосека. I. Участок леса, отведенный для рубки (вне зависимости от типа рубки); практически тоже самое, что и делянка. II. Набор участков, предназначенных в рубку на определенный год, например «лесосека главного пользования на 2016г.» или «лесосека текущего года». В официальной документации термин чаще всего применяется во втором значении, в жизни - в первом. 

Лесоустройство. Комплекс работ по оценке состояния лесов и проектированию мероприятий по их использованию, воспроизводству, охране и защите. Проще говоря - процесс инвентаризации лесов и планирования хозяйственной деятельности. Лесоустройство разрабатывает обязательный к исполнению план организации и ведения лесного хозяйства на период до следующего лесоустройства (ревизионный период). Проводится специализированными организациями (лесоустроительными предприятиями). В подавляющем большинстве случаев проводится раз в 10 (иногда - 15-20) лет («базовое лесоустройство»). Возможно также проведение непрерывного лесоустройства, при котором все изменения в структуре лесного фонда вносятся в проект ведения лесного хозяйства постоянно. Однако, непрерывное лесоустройство пока не вышло за рамки эксперимента.

Мелколиственные породы деревьев. Группа пород деревьев со сходными биологическими и хозяйственными свойствами, включающая все виды берез, осину, ольху серую и черную и другие. В большинстве своем это пионерные породы деревьев (т.е. деревья, биологические особенности которых позволяют им наиболее успешно «захватывать» образующиеся по разным причинам безлесные пространства и развиваться в условиях максимально полного освещения и минимальной конкуренции со стороны других видов деревьев). За редкими исключениями, мелколиственные породы деревьев не способны возобновляться под собственным пологом, и со временем они уступают господство другим породам деревьев - хвойным или широколиственным, в зависимости от природной зоны.  

Молодняк. Древостой в возрасте от его смыкания до конца второго класса возраста (т.е. для хвойных пород - до 40 лет, для мелколиственных - до 20 лет включительно).  

Мягколиственные породы деревьев. Лиственные породы деревьев, характеризующиеся мягкой древесиной (осина, ольха, березы бородавчатая и пушистая, ива, липа и другие). Необходимо отметить, что по принятой в большинстве других стран мира классификации все виды берез относятся к твердолиственным (hardwood) породам деревьев, что часто ведет к неправильной интерпретации российской лесной статистики зарубежными специалистами и наоборот.  

Насаждение (лесное насаждение). Любой (независимо от происхождения - естественного или искусственного) относительно однородный по внутренней структуре и условиям произрастания участок леса, включающий в себя древостой, подрост, подлесок и живой напочвенный покров. Наиболее обычный термин, которым работники лесного хозяйства обозначают конкретный участок леса. Иными словами, насаждение - принятое в лесном хозяйстве название лесной экосистемы.  

Национальный парк. Особо охраняемая природная территория федерального уровня, создаваемая в целях охраны природы, развития туризма и сохранения традиционной культуры и системы природопользования. Как и у заповедников, у национальных парков имеется собственная администрация, а земли изымаются у прежних землепользователей и передаются под управление администрации национального парка. Однако, в отличие от заповедников, в национальный парк могут включаться и земли других землепользователей (сельхозпредприятий, лесхозов, населенных пунктов и т.д.) - в этом случае администрация национального парка имеет очень ограниченное право влиять на хозяйственную деятельность сторонних организаций. Территория национального парка обычно делится на несколько зон с разным режимом использования. Эти зоны могут включать в себя зону заповедного режима, зоны регулируемого и свободного посещения, зону традиционной хозяйственной деятельности и другие.

Низовой пожар. Лесной пожар, при котором огонь распространяется по поверхности почвы, не распространяясь на кроны деревьев (сгорает лесная подстилка и лежащие на земле фрагменты веток и мертвой древесины). При низовом пожаре в сосновых или лиственничных лесах может выживать большая часть взрослых деревьев, или даже все взрослые деревья (поскольку сосна и лиственница обладают в нижней части ствола толстой корой, защищающей живые ткани от перегрева).

Оборот рубки. Период, необходимый для выращивания спелого древостоя на месте сплошной рубки главного пользования (соответствует утвержденному возрасту спелости). Понятие скорее теоретическое, чем практическое, поскольку за время так называемого «оборота рубки» вся система управления лесами и ведения хозяйства в нашей стране успевает измениться многократно. К тому же в большинстве случаев после проведения сплошных рубок из-за отсутствия должного лесовосстановления и ухода происходи смена хвойных и твердолиственных древостоев березняками и осинниками, что увеличивает реальный оборот рубки по хвойным и твердолиственным лесам в полтора раза и более.  

Осветление. Рубка ухода (в том числе проводимая с помощью специальных технических средств, например, катков-осветлителей) в молодняках первого класса возраста.

Особо охраняемая природная территория (ООПТ). Участок территории (акватории), специально выделенный для целей охраны природы решением федеральных или местных органов власти в соответствии с требованиями Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». Существует несколько категорий ООПТ - заповедники (федеральные ООПТ с наиболее жестким режимом охраны, в которых в основном разрешается только научная деятельность); национальные парки (федеральные ООПТ, в пределах которых выделяются зоны с разным режимом охраны - от заповедного режима до слабо ограниченной хозяйственной деятельности); природные парки (региональные ООПТ, аналогичные национальным паркам); заказники и памятники природы (региональные, редко федеральные, ООПТ, в которых ограничиваются отдельные виды хозяйственной деятельности - в каждом случае ограничения устанавливаются специальным решением).  

Отпад. Усыхающая и уже усохшая части древостоя (деревья IV - VI категорий состояния). См. также текущий отпад. Категории состояния устанавливаются в соответствии со стандартной шкалой, устанавливаемой Санитарными правилами в лесах Российской Федерации.

Памятник природы. Особо охраняемая природная территория, аналогичная заказнику (см. статью «Заказник»). В отличие от заказников, памятники природы обычно создаются для охраны каких-то единичных природных объектов, хотя в жизни это отличие не имеет большого значения - единичным объектом, например, может быть горный хребет площадью в десятки тысяч гектаров. В некоторых лесохозяйственных нормативных документах памятники природы упоминаются, а заказники нет. Это связано не с современными различиями в статусе заказников и памятников природы (их практически нет), а с тем, что многие нормы лесного законодательства не меняются со времен 30-50-летней давности, когда различия между этими категориями особо охраняемых природных территорий существовали.  

Планшеты. Планы (карты) участков лесного фонда (масштаба 1:10000 - 1:25000 в зависимости от разряда лесоустройства), обычно на группу смежных кварталов, черно-белые, с нанесением точных границ лесного фонда, кварталов и выделов и основных показателей выделов. На планшетах в лесничествах и лесхозах наносятся границы всех (в теории) или большинства (на практике) проведенных за период после последнего лесоустройства мероприятий. Территория одного лесничества может занимать до нескольких десятков планшетов.

Планы лесонасаждений. Планы (карты) участков лесного фонда (масштаба 1:25000 - 1:50000 в зависимости от разряда лесоустройства), окрашенные по преобладающим породам и группам возраста (повыдельно), обычно на лесничество. Применяются как обзорные карты; изменения, произошедшие в лесном фонде после лесоустройства, на планы насаждений обычно не наносятся. Нередко изготавливаются планы, окрашенные по назначенным мероприятиям, по спелым и перестойным насаждениям, либо несущие другую дополнительную информацию.

Полнота древостоя. Абсолютная полнота представляет собой сумму площадей поперечных сечений всех деревьев на площади на высоте 130 см в пересчете на гектар леса. Является показателем густоты древостоя. Определяется при помощи специальных приборов или сплошным перечетом на пробных площадях или лентах. На практике чаще применяется относительная полнота, то есть отношение абсолютной полноты данного насаждения к табличной величине для «нормального» (максимально густого) древостоя данной породы, возраста и бонитета. Относительная полнота выражается в долях единицы и колеблется в пределах 0.1-1.0. Опытные таксаторы и лесоводы обычно определяют этот показатель (как и большинство других) «на глаз». Древостои с полнотой до 0.2 включительно относятся к так называемым рединам (т.е. не считаются лесом по официальной классификации). Понятие «относительная полнота» практически нигде в мире, кроме России и некоторых других стран бывшего СССР, не применяется, в связи с трудностью определения того, что такое «нормальный древостой».

Подрост. Молодые древесные растения естественного происхождения, растущие под пологом леса и способные образовать древостой, высота которых не превышает 1/4 высоты деревьев основного полога, а также молодые древесные растения, растущие на не покрытых лесом землях. К подросту (при лесоустройстве) относятся деревья старше 2 лет, а в условиях Севера - старше 10 лет. В реальности граница между подростом и взрослыми деревьями очень условна, что особенно хорошо заметно в разновозрастных таежных лесах.

Подлесок. Кустарники, растущие под пологом леса, а также молодые экземпляры деревьев, не способные сформировать древостой в данных лесорастительных условиях. Граница между подростом и подлеском иногда бывает очень условной. Например, в густых хвойных лесах липа может существовать в виде кустарника, не достигающего размеров больших деревьев, но при образовании крупных просветов в древесном пологе она из «подлесочной» породы способна превратиться в «древесную». То же самое касается многих крупных кустарников, способных в определенных условиях быть относительно крупными деревьями - рябины, серой ольхи, многих видов ивы и других.

Природный парк. Особо охраняемая природная территория, аналогичная национальному парку (см. «Национальный парк»). В отличие от национальных парков, природные парки имеют региональный статус, т.е. создаются решениями региональных органов власти.

Прореживание. Рубка ухода в древостоях обычно 3-го класса возраста, представляющая собой разреживание деревьев до оптимальной густоты, иногда - с заготовкой некоторого количества ликвидной древесины.

Просека. Очищенная от деревьев и кустарников разделительная полоса в лесу, относящаяся к нелесным землям. Чаще всего встречаются квартальные просеки (прорубленные и поддерживающиеся в очищенном состоянии полосы, разделяющие соседние кварталы, шириной до нескольких метров). В таежной зоне просеки (точнее - границы между кварталами) представляют просто ряды сделанных топором засечек на деревьях.

Прочие рубки. Категория учета рубок, не входящих в рубки промежуточного пользования и рубки главного пользования (прочистка просек, прорубка трасс и др.). В ряде случаев при помощи прочих рубок может заготавливаться значительный объем древесины. В отчетной документации в разделе прочих рубок, как правило, учитываются и сплошные санитарные рубки.

Проходная рубка. Рубка ухода, обычно проводимая в средневозрастных насаждениях, следующая за прореживанием (если такое было). Как правило, представляет собой сочетание разреживания древостоя с заготовкой коммерчески ценной древесины. В дореволюционной России термин «проходные рубки» обозначал все виды рубок ухода в сомкнутых лесах.

Прочистка. Рубка ухода в молодняках 2-го класса возраста, следующая за осветлением (если таковое производилось).

Рубки главного пользования (РГП). Рубки, при помощи которых происходит промышленная заготовка древесины в спелых и перестойных насаждениях, основной целью проведения которых является именно заготовка древесины (что формально отличает РГП от рубок промежуточного пользования). В настоящее время четкой границы между рубками главного и промежуточного пользования по организационно-техническим характеристикам не существует. Применяются три основных системы рубок главного пользования: сплошные, постепенные, выборочные.

Рубки промежуточного пользования. Категория учета рубок, включающая рубки ухода и выборочные санитарные рубки. Многие виды рубок промежуточного пользования по своим организационно-техническим характеристикам совпадают с рубками главного пользования и фактически отличаются лишь особенностями оформления документации и уплаты лесных податей. Кроме того, рубки промежуточного пользования проводятся сверх утвержденной расчетной лесосеки и ею не ограничиваются.  

Рубки ухода. Категория учета рубок, формально направленных на формирование устойчивых высокопродуктивных насаждений, сохранение и усиление их полезных функций, и заготовку древесины. Выделяются следующие основные виды рубок ухода: рубки ухода в молодняках (осветления и прочистки), прореживания, проходные рубки, рубки обновления и переформирования насаждений, рубки формирования ландшафта. Кроме того, к рубкам ухода относятся такие специфические, существующие обычно лишь в теории мероприятия - обрезка сучьев в насаждении, уход за подлеском, уход за опушками. По своим предельно допустимым параметрам ряд видов рубок ухода соответствует некоторым видам рубок главного пользования и может, в отличие от них, проводиться в лесах, где главное пользование запрещено. Во многих регионах России на рубки ухода приходится основной объем заготавливаемой древесины.

Саженец. Молодое дерево, специально выращенное для использования при посадках леса. Как правило, саженцы выращивают в питомниках в течение нескольких лет, причем обычно в процессе выращивания мелкие сеянцы, выросшие непосредственно из семян, пересаживаются в так называемую «школку» - отделение лесного питомника, где саженцы доращиваются до нужного при посадке размера. На практике чаще всего используются саженцы хвойных деревьев возрастом до 4 лет, лиственных - до 2-3 лет.  

Санитарные рубки. Категория учета рубок, направленных на поддержание состояния насаждений, при которых должны убираться сухостойные, угнетенные, пораженные вредителями и болезнями деревья или целиком древостои. Различают сплошные и выборочные санитарные рубки. С начала 90-х г.г. санитарные рубки преимущественно используются как прикрытие для промышленной заготовки древесины в тех случаях, когда применение иных видов рубок затруднено или невозможно.  

Сеянец. Молодое дерево, специально выращенное для посадки леса или для дальнейшего выращивания саженцев. Сеянцы выращиваются на одном месте из семян (без пересадки). Как правило, выращиваются сеянцы хвойных деревьев возрастом 1-3 года и лиственных - 1-2 года.  

Cостав насаждения. Количественные доли в составе древостоя пород деревьев, его образующих. Условно состав насаждения записывается в виде формулы состава древостоя (например, 5С3Е1Б1Ос+Олс для древостоя, состоящего из 50% сосны, 30% ели, 10% березы и 10% осины с примесью серой ольхи, или 10Д для чистого дубового древостоя), где за единицу принимается 10% от общего запаса насаждения (породы деревьев обозначаются сокращениями, как правило, в виде одной-двух начальных букв), а породы, примесь которых не превышает по запасу 5%, обозначаются знаком «+».

Сплошная (сплошнолесосечная) рубка. Рубка, проводящаяся в один прием, по окончании которого остается безлесная площадь - вырубка (иногда с сохраненным подростом).

Средневозрастной древостой. Древостой в возрасте от начала третьего класса возраста до возраста приспевающего.

Таксационное описание. Часть проекта организации и ведения лесного хозяйства, составляемого при лесоустройстве, в которой содержится характеристика всех выделов лесного фонда данного предприятия по стандартной форме. Представляет собой толстую книгу с таблицами (обычно информация о всех лесах одного лесничества помещается в одном или двух томах таксационных описаний). Основной документ, содержащий хозяйственную информацию о лесах конкретного предприятия.

Твердолиственные породы деревьев. Хозяйственная категория, включающая лиственные породы деревьев с твердой древесиной (дуб, бук, граб, ясень, клен, ильм, береза каменная и другие). По принятой в большинстве стран мира классификации к твердолиственным породам (hardwood) относятся также все виды берез. 

Тип леса. Лесоводственная или биологическая классификационная единица, объединяющая леса с однородными лесорастительными условиями и соответствующим им составом растительности. Существуют и применяются на практике многочисленные различные классификации типов леса, основывающиеся на разных признаках насаждений и (или) лесорастительных условий. Чаще всего тип леса определяется по доминантам древесного яруса и травяно-кустарничкового покрова (например, сосняк черничный, дубрава снытевая и др.) или только по доминантам травяно-кустарничкового покрова (лишайниковый, брусничный, черничный и др.). Единой системы типов леса, одинаково понимаемой и признаваемой большинством специалистов во всех регионах страны, не существует.

Широколиственные древесные породы. Группа пород деревьев со сходными биологическими и хозяйственными свойствами, включающая все виды дуба, липы, клена, вяза, ясеня. Преобладание этих древесных пород характерно для лесов умеренного пояса (на которые в России приходится около 4% от общей лесной площади), но в виде примеси или отдельных участков эти леса встречаются и в южной, а иногда и средней тайге. Широколиственные породы в большинстве своем весьма требовательны к богатству и влажности почв. В не самых благоприятных для их произрастания природных зонах (зоне смешанных лесов, южной и средней тайги) они занимают участки с самыми богатыми почвами, часто еще и характеризующиеся относительно теплым микроклиматом. 

Школка (школьное отделение лесного питомника). Часть лесного питомника, в которой из сеянцев деревьев (возраст которых составляет 1-3 года) выращиваются саженцы, достаточно крупные для посадки на постоянное место при любых условиях. Как правило, сеянцы доращиваются в «школке» в течение двух лет, реже - одного или трех. Доращивание молодых деревьев в школке позволяет не только получить крупные саженцы, но и сформировать у них более компактную корневую систему (за счет подрезки наиболее длинных корешков при пересадке сеянцев).

Школьное лесничество — трудовое объединение школьников старших и средних классов, работающих в лесу под руководством местного лесничества и учителей. Лесохозяйственное предприятие выделяет школьникам участки, где они после теоретической подготовки применяют свои знания на практике. Реализуется главное — в тесном общении с природой осознаются, и закрепляется естественнонаучные связи природного комплекса, воспитывается экологическая грамотность. Школьники становятся рачительными хозяевами лесных богатств. Школьные лесничества — самоуправляемые организации. Обязанности между его членами распределяются так же, как и в государственном лесном хозяйстве. Руководят работами выборные ученик-лесничий и совет лесничества. Трудовой коллектив проводит лесоустройство, составляет географическое описание участка (рельеф, климат, почвы, видовой состав растений и животных), выделяет семенные деревья, наконец, сажает леса и ухаживает за посадками и семенными плантациями, закладывает лесные питомники, озеленяет города, села и тому подобное. Работы ведутся круглый год. Школьные лесничества — одна из форм профориентации и привлечения молодежи в систему лесного хозяйства.















ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Тест к Разделу 2.

Лесоведение и дендрология.


1. Как называется наука о древесных растениях

А) фенология;

Б) дендрология;

В) ботаника;

Г) экология.

2. Растения с гибкими неустойчивыми стеблями, которые для своего роста в высоту нуждаются в опоре –это:

А) лианы;

Б) кустарники;

В) дерево;

Г) полукустарнички.

3.Как называется вся область обитания вида, рода или другой таксонометрической категории

А) место;

Б) линия;

В) ареал;

Г) фитогеография.

3.Как называется деятельность человека, направленная на культивирование растительных таксонов из других регионов, ранее в данной местности не произрастающие:

А) акклиматизация;

Б) физиология;

В) интродукция;

Г) агролесомелиорация.

3.Класс хвойные по латыни называется:

А) Pinaceae;

Б)Pinopsida;

В)Picea;

Г) Pseudotsuga.

6. РодAbies–это

А) род ель

Б)род сосна;

В)род пихта;

Г)род лиственница.

7. Дерево 20-40м. Хвоя 20-30мм длины, четырехгранная, плотная колючая с серебристым налетом, с возрастом сизая. На побегах торчит во все стороны, опадает через 4-6 лет А)Piceapunges;

Б)larixsibirica;

В)Pinussibirica;

Г)Thujaoccidentalis.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Практическое задание к Разделу 4.

Лес как среда обитания животных

Карточка №1

Чем является лес для живых существ?


Карточка №2

За что ты любишь лес?




Карточка №3

Как помогает лес вылечиться? Как можно по-другому назвать лес?



Карточка №4

Что даёт лес человеку?


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Практическая работа к Разделу 5.

Лесная таксация.


Практическая работа

Задание: определите длину, толщину и площадь поперечного сечения ствола.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!