СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Шкатулка идей»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Шкатулка идей» направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся.Программа дает возможность каждому ребенку реализовать свои способности в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Шкатулка идей»»

Отдел образования администрации Сосновского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Центр детского творчества»




Рекомендована к утверждению Утверждаю:

педагогическим советом Директор МБОУДО «Центр

МБОУДО «Центр детского творчества» детского творчества»

от «16» июня.2020 г. __________Денисов В.Н.

Протокол №2 приказ № 31 от «16» июня 2020г.






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Шкатулка идей»


(уровень освоения – ознакомительный)

Возраст обучающихся: 9-11 лет

Срок реализации: 1 год





Автор-составитель: Лобанова Наталия Михайловна

- педагог дополнительного образования













р.п. Сосновка

2020 г.


ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ


1. Учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

2. Полное название программы

«Шкатулка идей»

3. Сведения об авторе:

3.1. Ф.И.О., должность

Лобанова Наталия Михайловна - педагог дополнительного образования.

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 г. № 1726-р)

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);

  • Устав МБОУДО «Центр детского творчества»

4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

художественная

4.4. Тип программы

модифицированная

4.5. Вид программы

общеразвивающая

4.6. Возраст учащихся по программе

9-11 лет

4.7. Продолжительность обучения

1 год

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»


    1. Пояснительная записка.


Программа «Шкатулка идей» направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.

В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому. Педагогические принципы:

- любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития главный принцип работы;

- создание ситуаций успеха для каждого ребенка;

- обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности.

При организации учебно-воспитательного процесса учитываются ведущие виды деятельности в разновозрастных группах учащихся, на занятиях принято уважительное общение детей друг с другом; поощряется взаимная помощь; разрешается свободное перемещение в кабинете.

К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:

- осознание и признание права личности быть не похожей на других;

- проявление уважения к личности;

- оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

- умение смотреть на проблему глазами ребенка;

- учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность).

Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.

Направленность (профиль) программы. Художественная.

Уровень освоения программы. Стартовый.

Новизна программы

Программа построена на эстетическом воспитании школьников, несет опору на культурную традицию и инновационную направленность. На занятиях в объединении дети осваивают не только разные виды рукоделия, но и находят новые оригинальные решения образа, отвечающего эстетике наших дней.

Целесообразность

Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной композиций, предметов быта и игрушек. Поэтому новизна программы состоит в том, чтобы научить детей самостоятельно создавать предметы быта, игрушки.

Актуальностью программы

Программа дает возможность каждому ребенку реализовать свои способности в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность обусловлена выполнением одного из главных условий - полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Отличительные особенности

Программа базируется на знакомстве учащихся с разными видами художественной деятельности, основанных на материале декоративно-прикладного искусства.

Адресат программы

Программа адресована детям от 9 до 11 лет.

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста (9-10 лет). Ведущий вид деятельности этого периода – учение. Ребёнок-школьник учится контролировать своё поведение согласно требованиям и принятым правилам. У него развивается произвольность, самоконтроль и внутренний план действий.

Возрастные особенности детей среднего школьного возраста (10-11 лет). Самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны мероприятия, в ходе которых можно высказать своё мнение и суждение, самому решать проблему, отстаивать и доказывать свою правоту. Подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности. Многие подростки предпочитают справляться с задачами, стараются избегать дополнительных разъяснений, если им кажется, что они сами могут разобраться в материале, стремятся придумать свой оригинальный пример, высказывают свои собственные суждения и т.д.

Условия набора учащихся

Для обучения по программе «Шкатулка идей» принимаются все желающие в возрасте от 9 до 11 лет.

Количество учащихся

В учебной группе количество учащихся составляет 12-15 человек.

Объём и срок освоения программы

Общее количество часов для обучения по программе – 144.

Формы и режим занятий

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть. Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей.

Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной. Учащиеся реализовывают свои творческие замыслы, готовят поделки, сувениры к своим семейным торжествам и к любимым праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса учащихся.

Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребенок получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.

Формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие, практическое занятие, игра, праздник, путешествие, экскурсия, мастерская, соревнование, выставка.

Форма организации деятельности – групповая.


    1. Цель и задачи программы


Цель программы - формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через декоративно-прикладное творчество.

Задачи программы:

Обучающие:

1.Познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

2.Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

3.Обучить технологиям разных видов рукоделия.

Воспитательные:

1.Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство русской культуры;

2.Побуждать к овладению основами нравственного поведения (доброты, взаимопонимания, терпимости по отношению к людям, культуры общения);

3.Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

Развивающие:

1.Развивать творческий потенциал каждого ребенка: наблюдательность, мышление, художественный вкус.

2.Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, положительные эмоции и волевые качества;

3.Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.


    1. Содержание программы


Учебный план.


п/п


Название раздела, темы


Теория


Практика


Всего

Форма

аттестации,

контроля


Введение в образовательную программу. Начальная диагностика ЗУН

1

1

2

Начальная диагностика, анкетирование, тестирование

1

Изготовление изделий из бумаги

5

57

60


1.1

Технология изготовления бумажных цветов

1

11

12


1.2

Технология изготовления изделий в технике папье-маше

1

11

12


1.3

Технология изготовления изделий оригами.

(складывание фигурок)

1

13

14


1.4

Технология изготовления изделий в технике квиллинг

1

11

12


1.5

Технология изготовления изделий в технике бумагопластика

1

11

12


2

Изготовление изделий из разных материалов

4

76

80


2.1

Изготовление топинариев

1

23

24


2.2

Изготовление изделий из ткани

1

25

26


2.3

Изготовление изделий из атласных лент

1

27

28



Итоговое занятие. Итоговая диагностика. Организация выставки. Зачёт

-

2

2

Итоговая диагностика, зачёт, выставка


Итого:

12

132

144



Содержание учебного плана.

«Введение в образовательную программу. Начальная диагностика ЗУН».

Теория. Знакомство с содержанием программы. Организация рабочего места. Правила поведения и требования к учащимся. Знакомство с рабочим материалом. Инструктаж по ТБ, ПБ и ПДД. Правила личной гигиены при изготовлении изделий.

Практика: Анкетирование. Выполнение заданий начальной диагностики.

Раздел 1. «Изготовление изделий из бумаги».

Тема 1.1. «Технология изготовления бумажных цветов».

Теория. Креповая бумага и ксероксная, её свойства. Дополнительный материал для изготовления изделий (проволока, клей). Инструктаж по ТБ.

Практика: изготовление роз и крокусов из креповой бумаги, маргариток и одуванчиков из ксероксной). Подбор и применение дополнительного материала для завершения изделий.

Тема 1.2. «Технология изготовления изделий в технике папье-маше».

Теория. Что такое папье-маше? Бумага газетная и бумажные салфетки, их виды и свойства. Клей и краски для раскрашивания изделий. Стеки и зубочистки, используемые в работе. Мебельный или акриловый лак для покрытия изделий. Инструктаж по ТБ.

Практика: изготовление изделий путём многослойного наклеивания кусочков бумаги друг на друга (слоями) на основу. Изготовление клейкой массы (салфетки и клей). Выполнение пасхального блюда и сказочного домика. Сушка изделий, раскрашивание и покрытие их лаком.

Тема 1.3. «Технология изготовления изделий в технике оригами».

Теория. Что такое оригами? Бумага цветная односторонняя. Клей. Термины, используемые в оригами. Условные знаки и приёмы складывания. Инструктаж по ТБ.

Практика: упражнение в складывании. Изготовление цветов по простой технологии: тюльпаны, ирисы, лилии).

Тема 1.4. «Технология изготовления изделий в технике квиллинг».

Теория. Что такое квиллинг? Бумага для квиллинга. Инструменты для квиллинга. Клей. Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник». Инструктаж по ТБ.

Практика: изготовление основных форм квиллинга. Изготовление полосок, упражнение в изготовлении элементов композиции. Составление композиций: ветка крыжовника, лилии.

Тема 1.5. «Технология изготовления изделий в технике бумагопластика».

Теория. Что такое бумагопластика? Бумага ватманная. Краски «пищевые», «гуашь», «акварель». Способы окраски бумаги. Технология изготовления цветов, листьев, стеблей и т.д. Цветовой круг. Основа для панно. Инструктаж по ТБ.

Практика: изготовление панно по определённой технологии (кувшин с цветами, ромашки).

Раздел 2. «Изготовление изделий из разных материалов».

Тема 2.1. «Изготовление топинариев».

Теория. Знакомство с топинарием. Виды и назначение топинариев. Технология и материалы для изготовления. Дополнительные материалы для изготовления. Инструктаж по ТБ.

Практика: изготовление топинариев.

Тема 2.2. «Изготовление изделий из ткани».

Теория. Виды и свойства ткани. Нитки, ножницы, иголки для ручного труда. Виды ручных швов. Дополнительный материал для оформления изделий. Инструктаж по ТБ.

Практическая работа: шитьё брелоков, игрушек, мелочей для дома).

Тема 2.3. «Изготовление изделий из атласных лент».

Теория. Виды и свойства атласных лент. Ткань для вышивки. Технология вышивания лентами. Инструктаж по ТБ.

Практика: вышивание цветочной композиции.

«Итоговое занятие».

Итоговая диагностика. Выставка. Зачёт.


1.4. Планируемые результаты


К концу обучения учащиеся должны знать:

- что такое декоративно-прикладное творчество;

- виды декоративно-прикладного творчества;

- что такое папье-маше;

- историю оригами;

- историю квилинга;

- историю бумагопластики;

- историю вышивки лентами;

- историю возникновения и развития вышивки лентами;

- основы цветоведения;

- основы композиции;

- виды и свойства тканей;

- свойства бумаги, разновидности бумаги;

- материалы и инструменты при работе с бумагой;

- технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами;

- правила кроя ткани, соединительные швы;

- простейшие приёмы складывания из бумаги;

- простейшую технологию вышивки лентами;

- материалы и инструменты для вышивки лентами;

- общие сведения о сочетании цветов;

- дефекты вышивки- декоративные возможности.

должны уметь

- работать с цветом, правильно составлять композицию;

- изготовлять простые изделия в технике папье-маше;

- изготовлять изделия в несложной технике оригами;

- изготовлять изделия в технике квилинг;

- изготовлять изделия в технике бумагопластика;

- изготовлять изделия в технике папье-маше;

- выполнять изделия в технике вышивка лентами;

- устранять дефекты вышивки;

- выполнять изделия из ткани;

- пользоваться материалами, колющими и режущими инструментами и нагревательными приборами;

- выполнять простые приёмы складывания из бумаги;

- подбирать ткань, ленты по цвету и фактуре;

- изготавливать шаблоны;

- владеть простейшими приемами кроя;

- выполнять различные соединительные швы;

- устранять дефекты вышивки лентами и шитья из ткани;


Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»


2.1. Календарный учебный график

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (академический час), перерыв между занятиями 10 минут. Начало занятий с 10 сентября, окончание – 31 мая. Продолжительность каникул с 1 июня по 31 августа.


2.2. Условия реализации программы

Санитарно-гигиенические требования

Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Кадровое обеспечение

Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.


2.3. Формы аттестации

Результативность программы «Шкатулка идей» определяется диагностическими исследованиями, которые проходят в два этапа.

Начальная диагностика проводится в начале года обучения. Ее результаты позволяют определить уровни развития первоначального практического навыка и разделить детей на уровни мастерства. Это деление обеспечивает личностно-ориентированный подход в процессе учебного занятия.

Итоговая диагностика проводится в конце обучения. По ее результатам определяется уровень мастерства, которого достигли учащиеся за время обучения.

Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия, праздничные мероприятия, игры, выставки по итогам обучения, участие в выставках разного уровня. Праздничные мероприятия, игры – это своего рода контроль среза знаний, умений, навыков, полученных на занятиях. Организация выставок – это контроль роста ребенка, способ выражения творчества, воспитание ответственности и желания работать интереснее.


2.4. Оценочные материалы


Вид контроля

Диагностическая

методика

Цель диагностики

Вводный контроль(начальная диагностика)

Тестирование


Определение творческого потенциала учащихся

Итоговый контроль (итоговая диагностика)

Зачетное занятие. Выполнение творческого задания. Выставка.

Определение результативности процесса обучения учащихся.

Определение уровня освоения программы.



2.5. Методические материалы


П/п



Название раздела

Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал

Формы, методы и приёмы обучения

Формы подведения итогов



Введение в образовательную программу

Литература, образцы готовых изделий, анкеты, кроссворд

Анкетирование, рассказ, беседа, обзор литературы

Наблюдение

1

Изготовление изделий из бумаги

Литература, образцы готовых изделий,

таблицы, схемы

Рассказ, объяснение, практическая работа. Демонстрация приёмов, изготовление по образцу, показ

Опрос, наблюдение, оценка и анализ работ

2

Изготовление изделий из разных материалов

Литература, образцы готовых изделий, таблицы, схемы, ноутбук

Беседа, рассказ, объяснение, практическая работа, сам. работа, выставка, зачёт. Демонстрация приёмов, изготовление по образцу, по схеме, показ. Просмотр видео о животных

Наблюдение, оценка и анализ работ, выставка, зачёт


2.6. Список литературы


1. Рондели Д. Л. « Народное декоративно-прикладное искусство». М ., 1984.

2. Бардина Р.А. « Изделия народных художественных промыслов и сувениры». М., издательство «Высшая школа», 1986.

3. Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция». М.., издательство «Владос», 2004.

4. Д. Чиотти. «Оригинальные поделки из бумаги». М., «Издательство мир книги», 2009.

5. Д. Джекинс. «Узоры и мотивы из бумажных лент». М., издательство «Континент», 2014.

6. Муханова И.Ю. «Шитье из лоскутков». М., издательство «Олма-пресс», 2002.

7. Кузьмина М. Максимова М. «Азбука лоскутного шитья». М., «ЭКСМО», 2008.

8. Костикова И.Ю. «Школа лоскутной техники». М., 2013.

9. Даниэла Ченто. «Шьем из кожи». М., «КОНТЕНТ», 2006.

10. Жолобчук В.В. Колесова Л.В. «Пошив изделий из кожи и ткани». М., издательство «Сталкер», 2007.

11. Левина Е.В. «Многоликая кожа». М., «Академия», 1998.

12. Селиванова Н.В. «Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения». М., «Издательский дом МСП», 2012.

13. Жадько Е.Г. «Вазы, кашпо, декоративные бутылки». Ростов на Дону., «Феникс», 2006.

14. Еременко Т.И. «Иголка –волшебница». М., «Просвещение», 1999.

15. Плотникова Т. «Техника вышивки крестом». М., «Владис», 2013.

16. Бурда «Вышивка крестом». М., издательство «Внешсигма», 2000.

17. Гусева А.Г. «Нетканый гобелен или вышивка петлей». М., издательство «Культура и традиции», 2007.


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!