СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «компьютер – проводник в мир природы» для дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с целостной картиной мира, формирование оценочного, эмоционального отношения к миру, психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, развитие универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных интересов и интеллектуальных способностей – важнейшие линии развития личности ребёнка средствами данной программы.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «компьютер – проводник в мир природы» для дошкольников»

Королева Е.А., педагог дополнительного образования

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «КОМПЬЮТЕР – ПРОВОДНИК В МИР ПРИРОДЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Рязанский городской Дворец детского творчества», Россия, Рязанская область, г. Рязань, [email protected]


Koroleva E. A., teacher of additional education

ADDITIONAL GENERAL EDUCATIONAL PROGRAM "COMPUTER-GUIDE TO THE WORLD OF NATURE" FOR PRESCHOOLERS


Municipal Autonomous institution of additional education "Ryazan city Palace of children's creativity", Russia, Ryazan region, Ryazan, [email protected]


Аннотация. Знакомство с целостной картиной мира, формирование оценочного, эмоционального отношения к миру, психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, развитие универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных интересов и интеллектуальных способностей – важнейшие линии развития личности ребёнка средствами данной программы.


Abstract. Familiarity with the whole picture of the world, the formation of an evaluative, emotional attitude to the world, psychological readiness for life in the information society, initial computer literacy, the development of universal prerequisites for educational activities, cognitive interests and intellectual abilities – the most important lines of development of the child's personality through this program.


Ключевые слова: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, комплексные занятия, окружающий мир, цель и задачи программы, формы организации деятельности детей, планируемые результаты и содержание программы.


Key words: more preparatory program, integrated studies, the world, the purpose and objectives of the program, forms of organization of children's activities, expected outcomes and programme content.


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Компьютер – проводник в мир природы» опирается на Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. и составлена в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 о направлении информации, нормами СанПин 2.4.4.3172-14.

Актуальность программы заключается в интеграции знаний таких предметов как «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Музыка», «ОБЖ», и «Информатика».

Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот процесс лежит в основе формирования познавательной мотивации, освоении методов познания, креативности принимаемых решений, исследовательский подход к объектам окружающей действительности. В данную программу включены компьютерные игры, которые будут способствовать развитию познавательной активности ребенка и побуждать его к активному пополнению знаний об окружающем мире.

Новизна образовательной программы «Компьютер – проводник в мир природы» заключается в авторском подборе тем комплексных занятий по изучению окружающего мира с помощью компьютера в предметно-практической деятельности, которые способствуют социализации, общению, интеллектуальному развитию старших дошкольников, формированию у них более высокого уровня целостного познавательного и личностного развития.

Структура овладения дошкольниками элементами работы с компьютером при изучении окружающего мира включает 4 компонента:

• психологический компонент подразумевает интерес дошкольника к компьютерной технике, ее программам и стремление ребенка овладеть новыми знаниями и умениями;

• теоретический компонент ориентирован на овладение совокупностью специальных знаний, необходимых дошкольнику для работы по данной программе;

• практический компонент направлен на выработку знаний, умений и навыков, необходимых ребенку для закрепления знаний об объектах окружающей действительности через практические задания на компьютере (дидактические игры в режиме онлайн или создание рисунков в графическом редакторе);

• культурологический компонент предполагает освоение программы для самостоятельного творчества, проектной деятельности, развития представлений об окружающем мире, дальнейшем освоении компьютера.

Разработанная программа строится на следующих принципах:

• принцип доступности реализуется тем, что материал преподносится в простой, доступной для детей этого возраста форме;

• принцип наглядности. Так как у детей дошкольного возраста в обучении ведущую роль оказывает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то важным моментом на занятии является наглядность материала.

• принцип целостности, неразрывности, преемственности в знаниях, умениях, впечатлениях, «входящих» в душу ребенка, обосновывает подход к построению и прохождению программы по разделам;

• принцип вариативности заданий обосновывает необходимость предоставления ребенку зрительного ряда, множества вариантов объектов и способов выполнения задания и свободы их выбора;

• принцип резервности заданий обосновывает необходимость предоставления детям ряда педагогических эскизов с разной степенью сложности выполнения одного и того же задания;

• принцип превентивности или перехода от реагирования на возникающие трудности к предупреждению возникновения их;

• принцип заинтересованности детей обосновывает выбор тем для создания художественных образов, опираясь на накопленный опыт ребенка познания окружающей среды;

• принцип индивидуальности позволяет раскрыть способности каждого ребенка;

• принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится научить способам решения поставленной задачи самостоятельно, создать условия для становления способности учащихся к саморазвитию;

• принцип природосообразности позволяет отразить ведущий вид деятельности детей – игре, как методу обучения;

• принцип сотворчества, сотрудничества педагога и ребенка обеспечивает взаимопомощь в процессе деятельности;

Цель программы – создание условий для развития универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся средствами информационных технологий (с помощью компьютера) через овладение дошкольниками природоведческих представлений.

Задачи:

  • предметные:

• формировать представления о растительном, животном мире, сезонных изменениях в природе, некоторых видах техники;

• формировать навыки правильной работы на компьютере; первоначальные представления о работе компьютера, способах управления событиями на экране;

• уточнять, систематизировать и пополнять знания о явлениях природы и окружающем мире;

• формировать умения, связанные с художественно-образным отражением предметов с использованием программы графического редактора;

• знакомить детей с решением игровых, изобразительных и познавательных задач в ходе деятельности за компьютером; поощрять стремление к разнообразным приемам и видам деятельности: развивающие игры, изготовление открыток, создание иллюстраций и т.д.

• способствовать формированию у детей предпосылок теоретического уровня мышления, способов решения задач своей деятельности с помощью компьютера;

• научить детей использовать информационные технологии в индивидуальной, коллективной деятельности; самостоятельно находить приемы изображения при интеграции видов деятельности; обучить различным приёмам рисования;

  • личностные:

• развивать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения

• способствовать развитию деловых качества (самостоятельность, ответственность, активность);

• развивать творческие способности, воображение, фантазию детей;

• способствовать воспитанию трудолюбия, доброты, отзывчивости;

• воспитывать интерес и любовь к Родине, природе, способность любоваться её красотой, бережно относится к растениям и животным;

  • метапредметные:

• развивать произвольность психических процессов, логики, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных свойств внимания, основных мыслительных операций;

• расширять кругозор и развивать диалогическую речь детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, умения задавать вопросы;

• формировать общеучебные умения: умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца, работать внимательно, сосредоточенно;

• воспитывать ответственное отношение к информации, аккуратность, организованность; бережное отношение к технике; гуманное отношение к окружающим;

• формировать этические нормы и культуру поведения.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Компьютер – проводник в мир природы» разработана для детей 5-6 лет. Предварительная подготовка учащихся не требуется. Программа содержит курс изучения элементов компьютерной графики, на основе программы PAINT, содержит комплексные и интегрированные занятия. Исходя из уровня развития способностей учащихся, в результате темпов освоения материала, программа может корректироваться в течение учебного года. Возможно обучение детей с ОВЗ. Занятия проводятся в группах по 10-15 человек.

Срок реализации программы - 1 год. Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу. Общее количество часов по программе – 36 часов.

Занятия по ознакомлению с миром природы посредством компьютера дополняют традиционные методы воспитания и обучения, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. В ходе деятельности дошкольника, опосредованной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, знаковая функция сознания, развитое воображение, познавательная мотивация, способность к прогнозированию результата действия и др.), которые ведут к повышению творческих способностей детей, интеллектуальному развитию дошкольника. Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками.

В основу обучения положены практические групповые занятия. Активно используются такие формы как:

• занятие-игра;

• занятие-путешествие;

• занятие-праздник;

• занятие-конкурс;

• занятие-соревнование;

• занятие-практикум.

Формы организации деятельности детей: коллективная, групповая, индивидуальная. На занятиях используются педагогические технологии:

• развивающее обучение (развитие личности и её способностей)

• дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);

• игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера

• усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность);

• здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток, динамических пауз).

Планируемые результаты

Предметные результаты:

В результате освоения программы, учащиеся научатся:

• владеть универсальными предпосылками учебной деятельности – уметь работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

• распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных и характеризовать их особенности;

• перечислять в правильной последовательности времена года и кратко характеризовать их признаки;

• соблюдать элементарные правила безопасности и безопасного поведения в мире природы;

• выполнять правила работы в компьютерном кабинете, правила техники безопасности;

• различать названия и функции основных частей компьютера, уверенно использовать в работе манипулятор «мышь»;

• работать основными инструментами панели графического редактора.

Личностные результаты:

• формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интереса к природе;

• проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе;

• выполнять творческие задания с помощью компьютерных программ;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач;

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

• установление причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основными формами подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы являются: итоговое тестирование, творческие задания, конкурсы, выставки, педагогические наблюдения за деятельностью детей, открытые занятия и мероприятия.

Уровень усвоения программы:

• высокий - дети понимают значение основных понятий по программе, относящиеся к природе и компьютеру и грамотно используют их в своей речи; знают правила работы в компьютерном кабинете, правила техники безопасности и поведения в природе и выполняют их; обобщают, классифицируют, сравнивают объекты окружающей действительности, анализируют результаты наблюдений и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе, знают примеры растительного и животного мира, умеют уверенно использовать в работе манипулятор «мышь»; работать инструментами графического редактора, знают их названия; выполнять творческие задания самостоятельно; сотрудничать с другими детьми, оказывать помощь друг другу.

• средний - дети понимают значение основных понятий по программе, но недостаточно овладели ими; знают правила работы в компьютерном кабинете, правила техники безопасности и правила поведения в природе; умеют сравнивать объекты по признакам различия и сходства, знают признаки живого, определяют виды растений, животных, птиц, устанавливают частые и некоторые общие связи; умеют использовать в работе манипулятор «мышь»; работают инструментами графического редактора; осуществлять некоторые операции при работе в различных программах; но выполняют творческие задания при помощи педагога; сотрудничают с другими детьми.

• низкий - дети не понимают значение основных понятий по программе; знают правила работы в компьютерном кабинете, правила техники безопасности и правила поведения в природе, стараются их выполнять; при помощи педагога отвечают на вопросы, многие термины называют с трудом или не называют совсем; различают, называют предметы ближайшего окружения, животных, растений, вычленяют их особенности; понимают состояние объекта и среды; устанавливают частные связи, сравнивают объекты по отдельным характерным признакам, в выделении общих признаков испытывают затруднения; не знают инструментов панели графического редактора; умеют уверенно использовать в работе мышь; с помощью педагога работают инструментами графического редактора.

Диагностика освоения детьми программы курса «Компьютер – проводник в мир природы»

Цель: выявить уровень развития универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, овладение дошкольниками природоведческих представлений и умений работать на компьютере.

Диагностический инструментарий мониторинга представлен в виде презентации, разделенной на блоки: «Животный мир», «Растения», «Отношение к миру природы», «Творческая мастерская».

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень – учащийся отвечает четко, полными предложениями, правильно на заданный вопрос, имеет точное представление об окружающем мире, умеет обобщать, объяснять свои ответы, свободно выполняет задания в развивающих программах на компьютере, в программе Paint, ориентируется в смыслообразующих звеньях информационного потока, выстраивает из них логическую цепочку, приводящую к умозаключениям, самостоятельной интерпретации. В компьютерных играх проявляет мышление, быстроту реакции.

Средний уровень - учащийся отвечает четко, но не полными предложениями на заданный вопрос, допускает ошибки в ответах на вопросы, выполняет задания в развивающих программах на компьютере, в программе Paint с помощью педагога, свободно действует с «мышкой». Делает выводы, умозаключения. В компьютерных играх проявляет мышление, логику.

Низкий уровень – учащийся неправильно отвечает на заданный вопрос, не понимает вопроса, не может выполнить задания в развивающих программах на компьютере, в программе Paint без помощи педагога, испытывает затруднения при работе с «мышкой». В компьютерных играх не справляется с предложенным заданием, действует медленно.

Содержание программы

Тема 1. Мир техники

Теория: Введение в предмет. Мир техники: машины, механизмы, приборы, аппаратура, компьютерная техника. Названия устройств, принципы работы компьютера. Понятия: компьютер, монитор, системный блок, клавиатура, мышь, принтер, сканер, колонки, наушники. Правила поведения в компьютерном кабинете, техника безопасности при работе за компьютером. Понятия «монитор», «дисплей». История устройства «мышь».

Практика: Знакомство друг с другом, с кабинетом. Игра «Давайте познакомимся». Презентация «Мир техники». Игра «Отгадай части компьютера» (презентация), Д/и «Собери компьютер», рисование устройств компьютера в альбом. Игры на компьютере: «Учимся пользоваться мышкой», «Попади в цель», «Раскраска». Упражнения ЭОР «Мир информатики».

Тема 2. Программа PAINT и панель инструментов

Теория: Программа PAINT (пеинт); понятия: «графический редактор», «инструменты», «фигуры», палитра. Инструменты графического редактора: заливка, распылитель, линия, кривая, фигуры, выделение, текст, ластик, выбор цветов, масштаб, «эллипс», «прямоугольник», «линия», палитра.

Практика: Рисование точек, клубочка, яблока карандашом, кистью. Игры «Что нарисовать этим инструментом», «Краски», Игра «Назови фигуру», «На что похожа фигура», загадки об инструментах для рисования. Создание рисунков с использованием инструментов программы, конструирование рисунка из геометрических форм.

Тема 3. Времена года

Теория: Инструменты программы PAINT (пеинт), «фигуры», палитра, заливка, кисти, толщина, выбор цветов.

Практика: Построение художественного изображения на заданную тему («Осень», «Зима», «Весна», «Лето») с использованием разнообразных инструментов программы.

Тема 4. Чудесный мир растений и грибов

Теория: Растения нашей местности. Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Декоративные растения. Овощи, фрукты, ягоды и их многообразие. Съедобные и ядовитые растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Лекарственные растения. Мхи и папоротники – тоже растения. Грибы – не растения. Разнообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Правила безопасности в природе.

Практика: Распознавание растений в природе (с помощью онлайн экскурсий, видеоуроков, презентаций и др.). Раскрашивание изображений на компьютере, рисование растений с использованием разнообразных инструментов графического редактора Paint, создание изображений овощей, фруктов, ягод, различающихся размерами, формой, цветом. Рисование мха и веточки папоротника по натуральному образцу. Распознавание грибов на рисунках, муляжах и в природе (с помощью обучающих плакатов, в режиме онлайн), зарисовка и раскрашивание изображений на компьютере. ЭОР сайта «Играемся». «Я и природа» - игра по закреплению правил поведения и правил безопасности в природе.

Тема 5. Наши друзья животные

Теория: Животные нашей местности. Домашние животные. Лесные животные. Животные севера и жарких стран. Обитатели моря. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб. Птицы. Разнообразие изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров. Насекомые и их разнообразие. Лягушки, улитки, черви – тоже животные. Необходимость бережного отношения к ним. Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Правила безопасности в животном мире.

Практика: Дидактические игры «Животные» («Найди лишнее», «Кто спрятался», «Дорисуй животное», «Назови…» и др.) Видеоуроки, видеофрагменты, обучающие видео по теме. Распознавание животных, птиц, рыб, насекомых в природе (с помощью обучающих плакатов, презентаций, видео уроков и др.) Коллективные проекты, созданные на компьютере «Зоопарк», «На лугу», «Мой животный мир». Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя. «Я и мои друзья животные» - игра по закреплению правил поведения и правил безопасности в животном мире.

Тема 6. Праздники в Теремке

Практика: Проведение и участие в традиционных мероприятиях «Кто-кто в Теремочке живет», «Рождество в Теремке», «День поздравлений», «Выпускной в Теремке».

Тема 7. Развивающие тренажеры

Практика: Прохождение тренажеров онлайн: «Волшебное колесо», «Найди отличия», «Раскраска», тематические игры по разделам программы «Деревья», «Кусты», «Овощи», «Ягоды», «Животные», «Кто где живет» и др.

Тема 8 Промежуточное и итоговое тестирование

Практика: Дидактические игры, викторины, презентации для диагностики имеющихся знаний и умений учащихся.


Литература

  1. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию/ О. А. Воронкевич. – СПб.: Детство-пресс, 2016.

  2. Кривич Е.Я. «Компьютер для дошколят", М.: Изд-во Эскмо, 2016.

  3. Софронова Н. В., Игнатьева Э.А. Психологические особенности взаимодействия людей в информационном обществе: монография. - М.: Спутник+, 2014. – 196 с.

  4. Софронова Н.В. Авторская концепция преподавания информатики в начальной школе // Информационные технологии в образовании («ИТО-2012») // Мат. XXII Международной конференции-выставки – М: Изд-во МГУ, 2012. – С 211-217.

  5. 18. Шишкина, В. А. Прогулки в природу / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М.: Просвещение, 2013.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!