СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Звуковая мозаика»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной образовательной программы.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Звуковая мозаика»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шилокшанская школа

















Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Звуковая мозаика»














Возраст детей: 7-8 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Педагог дополнительного образования

Сафонова К.Д.










с. Шилокша, 2020 г.

Оглавление



1.Пояснительная записка 3

2.Учебный план 7

3.Календарный учебный график 8

4.Рабочие программы учебных модулей 8

5.Оценочный материал 13

6.Организационно-педагогические условия 13

6.1 Учебно – методическое и дидактическое обеспечение: 13

6.2 Материально – техническое обеспечение: 13

6.3 Информационные средства 14




































1.Пояснительная записка

Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной образовательной программы.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент. Учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают достаточно большое количество детей с трудностями формирования письма и чтения и их нарушениями. Одной из причин этого является недостаточная сформированность фонематического слуха у школьников начальных классов. В связи с этим необходимо уделять особое внимание совершенствованию звуковой стороны речи дошкольников и формировать прочную базу для успешного обучения детей чтению и письму.

Курс «Звуковая мозаика» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и косвенно ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.

Отличительной чертой данного курса является осуществление тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи с подготовкой к обучению письму.

Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.

При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.

Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.

Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: счётных палочек, фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.

Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.

Таким образом, программа «Звуковая мозаика» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует звуковую сторону их речи.

Цель программы: создание предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; совершенствование звуковой культуры речи, закрепление правильного произношения звуков, упражнения в дифференциации звуков на слух, произнесение слов согласно орфографическим нормам литературного языка, укрепление и развитие артикуляции. Развитие у детей внимания и интереса к слову, к его эмоциональной окраске. Разучивание скороговорок, небольших стихотворений; пересказ сказок с опорой на иллюстрации. Знакомство детей с гигиеническими правилами письма, развитие мелкой мускулатуры кисти руки, зрительных и двигательных анализаторов.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

Обучающие:

1. Сформировать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей.

2. Сформировать звуковой и языковой анализ и синтез.

3. Сформировать слоговую структуру слова, чёткую и фонетически правильную речь.

4. Освоить понятия слово, слог, ударение.

5. Освоить понятия предложения, текст.

6. Освоить элементарные знания, умения и навыки в обучении грамоте.

7. Сформировать у детей мотивацию к обучению чтению и письму.

Развивающие:

1. Развивать слуховое внимание и память.

2. Развивать умения наблюдать, планировать и запоминать услышанное и увиденное.

3. Развивать способности к преобразованию, восстановлению слов.

4. Развить предпосылки логического мышления.

5. Развить мелкую моторику.

6. Развитие навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе,

Воспитывающие:

1. Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, организованность, умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими.

2. Воспитывать аккуратность.

3. Воспитывать интерес к звуковой стороне языка.

4. Воспитывать коллективизм, уважение к старшим, стремление оказывать друг другу помощь.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная – адаптированная к условиям образовательного процесса школы. В рамках модификации выделен отдельный курс «Звуковая мозаика», формирующий звуковую сторону речи школьников.

Данные изменения обусловлены необходимостью введения в образовательный процесс работы по развитию звуковой стороны речи дошкольников. Многолетние наблюдения говорят о недостаточном уровне подготовки детей к звуковому анализу, способности различать звуки по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости, выделению гласных звуков из слияния.

Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой стороной речи: если ребенок не может правильно произносить звуки, различать их, выделять из речевого потока, подбирать слова с определенным звуком, устанавливать последовательность звуков в слове - то и процесс овладения грамотой будет затруднён.

Для совершенствования звуковой стороны речи, фонематических процессов школьников необходимо использовать игровые методы и приемы, так как игра является для них основным из видов деятельности. С помощью игры усвоение сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребенок с усердием старается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную учебную задачу.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 7-8 лет.

Срок реализации образовательной программы – 1 год обучения.

Форма и режим занятий.

Занятия проводят с группой детей до 20 человек. Продолжительность занятий 25 минут. Периодичность – 1 раз в неделю.

Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 №06-1616 «О методических рекомендациях» Приложение 7 «Примерная наполняемость групп».

В целом состав остаётся постоянным. Однако состав группы может меняться по следующим причинам:

• Смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях.

Формы проведения занятий.

Ведущей формой обучения является групповая.

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.

• инсценировка;

• ролевая игра;

• конкурс;

• предметная игра;

• сочетание всех элементов на одном уроке.

Основные принципы работы при подготовке детей к обучению:

• учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

• системность и плановость;

• уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

• занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса;

• развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;

• контакт с родителями: организация консультаций по интересующим их проблемам

• вариативность содержания и форм проведения занятий;

• наглядность.

Прогнозируемые результаты и формы контроля

По окончании школьник должен знать:

• понятие «звук» и «буква» и дифференцировать их;

• понятия «слово», «слог», «предложение»;

• понятия «гласные» и «согласные» звуки и буквы; твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.

• как выделяется предложение на письме, что слова должны писаться отдельно;

• что обращаться к собеседнику можно тогда, когда это уместно, отвечать на обращение; использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;

• правила поведения при разговоре: смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное, и т. д.;

• культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;


В результате обучения по программе «Звуковая мозаика» ребёнок должен уметь:

• отчётливо и ясно произносить слова; артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;

• оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;

• выделять из слов звуки;

• находить слова с определённым звуком;

• определять место звука в слове, его соседей;

• делить простые слова на слоги;

• определять ударный слог;

• соблюдать орфоэпические нормы произношения;

• составлять предложения на заданную тему по опорным словам:

• ориентироваться на странице;

• печатать основные буквы;

• штриховать, раскрашивать узоры и различные элементы.


Способами определения результативности реализации данной программы являются:

- наблюдение за речью детей

- диагностика состояния звукового анализа по методике определения готовности к школьному обучению детей;

- наблюдение за работой на занятии.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

• успешное овладение грамотой в начальной школе;

• участие в конкурсах.



2.Учебный план

«Основы экономической грамотности»

пп


Наименование модуля

Количество часов

Форма промежуточной аттестации

Всего

Теоретические

занятия


Практические

занятия



1.

Гласные звуки и буквы

10

2

8

Проверочная работа: «Напишу слово кружками»

2.

Согласные звуки и буквы

18

2

16

Печатание слов и предложений (языковой анализ)


Итого:


28


4


24





3.Календарный учебный график


м

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

н

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

1 год

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1



1

1

1

1

1



1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1



з анятия по расписанию каникулы промежуточная аттестация



4.Рабочие программы учебных модулей


Модуль: «Гласные звуки и буквы»


Тема 1. Понятие о гласных звуках. Знакомство с понятиями «звук» и «буква». Звук [а]. Буква А. Определение места звука в слове.


Теория (2 часа) Познакомить с понятиями «звук» и «буква». Дать объяснение речевых и неречевых звуков. Познакомить с понятием «Гласные звуки». Объяснить образование гласных звуков на примере звука [а]. Познакомить с буквой А, сконструировать букву А из 5 палочек. Выделение зашумлённых букв А. Познакомить с правилами работы и поведения на занятии.


Тема 2. Звук [и]. Буква И. Анализ сочетания звуков: ИА.

Практика (2 часа) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звука [и]. Игра «Снежный ком» со словами, начинающимися на звук [и]. Нахождение букв И среди буквенного текста. Познакомить с правилом: один говорит – остальные слушают. Голосовые упражнения.


Тема 3. Звук [о]. Буква О. Анализ сочетания звуков: ИАО. Слог.

Практика (2 часа) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звука [о]. Игра «Услышь гласный звук». Тренировочные упражнения в выделении гласных звуков в словах (из начала слова, из слияния в середине или конце слова). Голосовые упражнения. Дорисовывание буквы О. Познакомить с правилом: Говори только важное на занятии.


Тема 4. Звук [у]. Буква У. Анализ и синтез 3-х, 4-х звуковых слов. Ударение.

Практика (2 часа) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звука [у]. Голосовые упражнения. Игра «Скажем слово мы с горы». Тренировочные упражнения в выделении ударных гласных звуков в словах. Конструирование буквы У из трёх палочек. Тренировочные упражнения в определении последовательности звуков в 3-х, 4-х звуковых словах.


Тема 5. Звук [ы]. Буква Ы. Анализ и синтез 5- и, 6-и звуковых слов. Различение звуков Ы – И.

Практика (2 часа) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звука [ы]. Голосовые упражнения на длительность звука. Игра «Угадай-ка!». Тренировочные упражнения в различении гласных звуков Ы – И в конце слова. Тренировочные упражнения в определении последовательности звуков в 5-х, 6-х звуковых словах.

Проверочная работа: «Напишу слово кружками». Цель: выявить умения детей определять количество звуков в словах.


Учебный план модуля «Гласные звуки и буквы»



разделов

и тем

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма промежуточной аттестации

Всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия



Модуль «Гласные звуки и буквы»

Проверочная работа: «Напишу слово кружками»

1.

Понятие о гласных звуках. Знакомство с понятиями «звук» и «буква». Звук [а]. Буква А. Определение места звука в слове.

2

2

-


2.

Звук [и]. Буква И. Анализ сочетания звуков: ИА

2

-

2


3.

Звук [о]. Буква О. Анализ сочетания звуков: ИАО. Слог

2

-

2


4.

Звук [у]. Буква У. Анализ и синтез 3-х, 4-х звуковых слов.Ударение.

2

-

2



5.

Звук [ы]. Буква Ы. Анализ и синтез 5- и, 6-и звуковых слов. Различение звуков Ы – И.

2

-

2



ИТОГО В МОДУЛЕ

10

2

8



Тематическое планирование модуля

«Гласные звуки и буквы»


п/п

Содержание модулей

Количество часов


Гласные звуки и буквы

10

11

Понятие о гласных звуках. Знакомство с понятиями «звук» и «буква». Звук [а]. Буква А. Определение места звука в слове.

2

32

Звук [и]. Буква И. Анализ сочетания звуков: ИА. Игра «Снежный ком».

2

43

Звук [о]. Буква О. Анализ сочетания звуков: ИАО. Слог.

2

14

Звук [у]. Буква У. Анализ и синтез 3-х, 4-х звуковых слов. Ударение.

2

2 5

Звук [ы]. Буква Ы. Анализ и синтез 5- и, 6-и звуковых слов. Различение звуков Ы – И. Проверочная работа.

2
















Модуль: «Согласные звуки и буквы»


Тема 1. Понятие о согласных звуках, твёрдом и мягком согласном.

Звуки [б] и [б’]. Буква Б.

Теория (4 часа) Познакомить с понятием «Согласные звуки». Объяснить образование согласных звуков на примере звука [б]. Дать объяснение твёрдых и мягких звуков. Познакомить с буквой Б. Графический диктант. Выполнить обучающее упражнение «Бусы».


Тема 2. Звуки [в] и [в’]. Буква В. Понятие о звонких согласных звуках. Слоговой синтез.

Практика (2 часа) Дать объяснение звонких и глухих звуков. Познакомить с артикуляцией, характеристикой звуков [в] и [в’]. Познакомить с буквой В. Дать понятие «Слог». Игра «Собери слово из слогов». Читалочка. Тренировочные упражнения в чтении слогов и слов с изученными буквами.


Тема 3. Звуки [г] и [г’] . Буква Г. Звуковой анализ слов со стечениями согласных. Преобразование слов. Составление предложений

Практика (2 часа) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звуков [г] и [г’]. Познакомить с буквой Г. Тренировочные упражнения в определении последовательности звуков в 5-х, 6-х звуковых словах со стечениями согласных. Игра «Соседи звука». Цель: развивать звуковой анализ, научить определять соседей заданного звука в слове. Игра «Угадай букву». Собери пословицу. Скороговорка. Восстановление слов из слогов.


Тема 4. Звуки [д] и [д’]. Буква Д. Упражнение «Бусы». Слоговой анализ.

Практика (2 часа) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звуков [д] и [д’]. Познакомить с буквой Д. Изографы. Разгадывание рисунков, составленных из букв. Развитие артикуляционного аппарата. Скороговорка: Дыни у Дины. И у Димы дыни. Упражнение «Бусы». Развитие пространственных представлений (понятия высокий-низкий). Восстановление слов с одинаковой пропущенной буквой. Чтение текста.


Тема 5. Звуки [ж] и [ш] . Буквы Ж и Ш. Восстановление букв.

Практика (2 часа) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звуков [ш] и [ж]. Познакомить с буквами Ш и Ж. Упражнение в определении количества заданных звуков в тексте с целью развития слухового внимания. Упражнение в различении звонких и глухих согласных звуков в словах. Упражнение «Раскрась рисунки со звуком Ж. Исправление ошибочных слов в предложении. Составление предложений.


Тема 6. Познакомить с артикуляцией, характеристикой звуков [с] и [с’], [з] и [з’]. Познакомить с буквами С и З.

Практика (2 часа) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звуков [с] и [с’], [з] и [з’]. Познакомить с буквами С и З. Различение звуков . Упражнять в звуковом анализе слов с использованием «Звуковой линейки». Упражнение «Лесенка слов». Наращивание предложений от простых в 2 слова до 5-6 слов. Схема предложения. Читалочка. Чтение и восстановление текста с пропущенными словами.


Тема 7. Буква Й. Различение И – Й.

Практика (2 часа) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звука [й’]. Познакомить с буквой Й. Игры и упражнения. Игра «Сели – встали» на дифференциацию звуков И-Й. Сказка «О двух братьях». Согласование существительного и прилагательного в роде и числе. Составление словосочетаний с чётким проговариванием звука [й’] в конце слова.


Тема 8. Звук [ч’]. Буква Ч. Слоговой анализ и синтез слов.

Практика (2 часа) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звука [ч’]. Познакомить с буквой Ч. Чтение скороговорок. Восстановление слов (анаграммы). Игра «Словесный марафон»: соревнование между рядами на большее количество слов со звуком [ч’].


Тема 9. Звук [щ’]. Буква Щ. Выделение ударного слога.

Практика (2 часа) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звука [щ’]. Познакомить с буквой Щ. Читаем стихи. Развиваем речевой выдох. Различаем буквы Ш и Щ (игра «Топни – хлопни»). Печатание слов и предложений (языковой анализ).


Модуль «Согласные звуки и буквы»


разделов

и тем

Наименование

разделов и тем

Количество часов

Форма промежуточной аттестации

Всего

Теоретические

занятия


Практические

занятия

Печатание слов и предложений (языковой анализ)

1.


Понятие о согласных звуках, твёрдом и мягком согласном.Звуки [б] и [б’]. Буква Б.


4

4

-


2.



Звуки [в] и [в’]. Буква В. Понятие о звонких согласных звуках. Слоговой синтез.

2

-

2


3.

Звуки [г] и [г’] . Буква Г. Звуковой анализ слов со стечениями согласных. Преобразование слов. Составление предложений

2

-

2


4.


Звуки [д] и [д’]. Буква Д. Упражнение «Бусы». Слоговой анализ.

2

-

2


5.

Звуки [ж] и [ш] . Буквы Ж и Ш. Восстановление букв.

2

-

2


6.

Познакомить с артикуляцией, характеристикой звуков [с] и [с’], [з] и [з’]. Познакомить с буквами С и З

2

-

2


7.

Буква Й. Различение И – Й.

2

-

2


8.

Звук [ч’]. Буква Ч. Слоговой анализ и синтез слов.

2

-

2


9.

Звук [щ’]. Буква Щ. Выделение ударного слога.

2

-

2



ИТОГО В МОДУЛЕ

18

4

16








Тематическое планирование модуля «Согласные звуки и буквы»


п/п

Содержание модуля

Количество часов


Согласные звуки и буквы

18

21

Звуки [б] и [б’]. Буква Б. Понятие о согласных звуках, твёрдом и мягком согласном.

4


2

Звуки [в] и [в’]. Буква В. Понятие о звонких согласных звуках. Слоговой синтез

2

23

Звуки [г] и [г’]. Буква Г. Звуковой анализ слов со стечениями согласных. Преобразование слов. Составление предложений.

2

24

Звуки [д] и [д’]. Буква Д. Упражнение «Бусы». Слоговой анализ.

2

25

Звуки [ж] и [ш]. Буквы Ж и Ш. Восстановление букв

2

26

Звуки [с] и [с’], [з] и [з’]. Составляем предложения.

2

27

Буква Й. Различение И – Й.


2

28

Звук [ч’]. Буква Ч. Слоговой анализ и синтез слов

2

99

Звук [щ’]. Буква Щ. Выделение ударного слога.

2


















5.Организационно-педагогические условия 5.1 Учебно – методическое и дидактическое обеспечение:
  1. Учебно-тематическое планирование;

  2. Тест на определение количества звуков в слове.

  3. Таблица «Лента букв»

  4. Модели «Место звука в слове»

  5. Звуковые модели слов.

  6. Картинки на все изучаемые звуки и буквы.

5.2 Материально – техническое обеспечение:
  1. Доска – 1 штука

  2. Столы – не менее 10 штук

  3. Стулья – 15 штук

  4. Индивидуальные карточки с заданиями

  5. Разноцветные мелки

  6. Звуковые линейки

  7. Счётные палочки

  8. Цветные карандаши

  9. Магниты

6.3 Информационные средства


  1. Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дядюнова И.А. и др. 
    Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5–7 лет
    – 160 стр. – Обл.

  2. Е.А.Алифанова, Н.Е. Егорова «Логопедические упражнения в рифмах»

  3. Т.В.Ахутина, О.Б.Иншакова «Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников», Изд-во: В.Секачев, 2008 г.

  4. И.С. Лопухина «Логопедия»

  5. Е.В. Колесникова «Развитие фонематического слуха», «Развитие звуко-буквенного анализа»

  6. Т.А. Ткаченко «Логопедические упражнения», «Найди и обведи», «Найди и объясни», «Символы звуков»

  7. «Игры в логопедической работе с детьми»/ под ред. В.И. Селиверстова.

  8. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Москва «Просвещение» 2008

  9. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа занятий по развитию фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение» 2008

  10. Цвынтарный В.В. «Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем» М., 2004.

  11. Экономика: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля/А.Я.Линьков, С.И.Иванов, М.А.Скляр и др.-М.: Вита - Пресс, 2001.


16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!