Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шилокшанская школа
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Звуковая мозаика»
Возраст детей: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Сафонова К.Д.
с. Шилокша, 2020 г.
Оглавление
1.Пояснительная записка 3
2.Учебный план 7
3.Календарный учебный график 8
4.Рабочие программы учебных модулей 8
5.Оценочный материал 13
6.Организационно-педагогические условия 13
6.1 Учебно – методическое и дидактическое обеспечение: 13
6.2 Материально – техническое обеспечение: 13
6.3 Информационные средства 14
1.Пояснительная записка
Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной образовательной программы.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент. Учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают достаточно большое количество детей с трудностями формирования письма и чтения и их нарушениями. Одной из причин этого является недостаточная сформированность фонематического слуха у школьников начальных классов. В связи с этим необходимо уделять особое внимание совершенствованию звуковой стороны речи дошкольников и формировать прочную базу для успешного обучения детей чтению и письму.
Курс «Звуковая мозаика» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и косвенно ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данного курса является осуществление тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи с подготовкой к обучению письму.
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.
Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: счётных палочек, фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.
Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.
Таким образом, программа «Звуковая мозаика» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует звуковую сторону их речи.
Цель программы: создание предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; совершенствование звуковой культуры речи, закрепление правильного произношения звуков, упражнения в дифференциации звуков на слух, произнесение слов согласно орфографическим нормам литературного языка, укрепление и развитие артикуляции. Развитие у детей внимания и интереса к слову, к его эмоциональной окраске. Разучивание скороговорок, небольших стихотворений; пересказ сказок с опорой на иллюстрации. Знакомство детей с гигиеническими правилами письма, развитие мелкой мускулатуры кисти руки, зрительных и двигательных анализаторов.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
Обучающие:
1. Сформировать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей.
2. Сформировать звуковой и языковой анализ и синтез.
3. Сформировать слоговую структуру слова, чёткую и фонетически правильную речь.
4. Освоить понятия слово, слог, ударение.
5. Освоить понятия предложения, текст.
6. Освоить элементарные знания, умения и навыки в обучении грамоте.
7. Сформировать у детей мотивацию к обучению чтению и письму.
Развивающие:
1. Развивать слуховое внимание и память.
2. Развивать умения наблюдать, планировать и запоминать услышанное и увиденное.
3. Развивать способности к преобразованию, восстановлению слов.
4. Развить предпосылки логического мышления.
5. Развить мелкую моторику.
6. Развитие навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе,
Воспитывающие:
1. Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, организованность, умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими.
2. Воспитывать аккуратность.
3. Воспитывать интерес к звуковой стороне языка.
4. Воспитывать коллективизм, уважение к старшим, стремление оказывать друг другу помощь.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная – адаптированная к условиям образовательного процесса школы. В рамках модификации выделен отдельный курс «Звуковая мозаика», формирующий звуковую сторону речи школьников.
Данные изменения обусловлены необходимостью введения в образовательный процесс работы по развитию звуковой стороны речи дошкольников. Многолетние наблюдения говорят о недостаточном уровне подготовки детей к звуковому анализу, способности различать звуки по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости, выделению гласных звуков из слияния.
Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой стороной речи: если ребенок не может правильно произносить звуки, различать их, выделять из речевого потока, подбирать слова с определенным звуком, устанавливать последовательность звуков в слове - то и процесс овладения грамотой будет затруднён.
Для совершенствования звуковой стороны речи, фонематических процессов школьников необходимо использовать игровые методы и приемы, так как игра является для них основным из видов деятельности. С помощью игры усвоение сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребенок с усердием старается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную учебную задачу.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 7-8 лет.
Срок реализации образовательной программы – 1 год обучения.
Форма и режим занятий.
Занятия проводят с группой детей до 20 человек. Продолжительность занятий 25 минут. Периодичность – 1 раз в неделю.
Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 №06-1616 «О методических рекомендациях» Приложение 7 «Примерная наполняемость групп».
В целом состав остаётся постоянным. Однако состав группы может меняться по следующим причинам:
• Смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях.
Формы проведения занятий.
Ведущей формой обучения является групповая.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.
• инсценировка;
• ролевая игра;
• конкурс;
• предметная игра;
• сочетание всех элементов на одном уроке.
Основные принципы работы при подготовке детей к обучению:
• учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
• системность и плановость;
• уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
• занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса;
• развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;
• контакт с родителями: организация консультаций по интересующим их проблемам
• вариативность содержания и форм проведения занятий;
• наглядность.
Прогнозируемые результаты и формы контроля
По окончании школьник должен знать:
• понятие «звук» и «буква» и дифференцировать их;
• понятия «слово», «слог», «предложение»;
• понятия «гласные» и «согласные» звуки и буквы; твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
• как выделяется предложение на письме, что слова должны писаться отдельно;
• что обращаться к собеседнику можно тогда, когда это уместно, отвечать на обращение; использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
• правила поведения при разговоре: смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное, и т. д.;
• культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
В результате обучения по программе «Звуковая мозаика» ребёнок должен уметь:
• отчётливо и ясно произносить слова; артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
• оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
• выделять из слов звуки;
• находить слова с определённым звуком;
• определять место звука в слове, его соседей;
• делить простые слова на слоги;
• определять ударный слог;
• соблюдать орфоэпические нормы произношения;
• составлять предложения на заданную тему по опорным словам:
• ориентироваться на странице;
• печатать основные буквы;
• штриховать, раскрашивать узоры и различные элементы.
Способами определения результативности реализации данной программы являются:
- наблюдение за речью детей
- диагностика состояния звукового анализа по методике определения готовности к школьному обучению детей;
- наблюдение за работой на занятии.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
• успешное овладение грамотой в начальной школе;
• участие в конкурсах.
2.Учебный план
«Основы экономической грамотности»
№ пп | Наименование модуля | Количество часов | Форма промежуточной аттестации |
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | |
1. | Гласные звуки и буквы | 10 | 2 | 8 | Проверочная работа: «Напишу слово кружками» |
2. | Согласные звуки и буквы | 18 | 2 | 16 | Печатание слов и предложений (языковой анализ) |
| Итого: | 28 | 4 | 24 | |
3.Календарный учебный график
м | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
н | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
1 год | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
з
анятия по расписанию каникулы промежуточная аттестация
4.Рабочие программы учебных модулей
Модуль: «Гласные звуки и буквы»
Тема 1. Понятие о гласных звуках. Знакомство с понятиями «звук» и «буква». Звук [а]. Буква А. Определение места звука в слове.
Теория (2 часа) Познакомить с понятиями «звук» и «буква». Дать объяснение речевых и неречевых звуков. Познакомить с понятием «Гласные звуки». Объяснить образование гласных звуков на примере звука [а]. Познакомить с буквой А, сконструировать букву А из 5 палочек. Выделение зашумлённых букв А. Познакомить с правилами работы и поведения на занятии.
Тема 2. Звук [и]. Буква И. Анализ сочетания звуков: ИА.
Практика (2 часа) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звука [и]. Игра «Снежный ком» со словами, начинающимися на звук [и]. Нахождение букв И среди буквенного текста. Познакомить с правилом: один говорит – остальные слушают. Голосовые упражнения.
Тема 3. Звук [о]. Буква О. Анализ сочетания звуков: ИАО. Слог.
Практика (2 часа) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звука [о]. Игра «Услышь гласный звук». Тренировочные упражнения в выделении гласных звуков в словах (из начала слова, из слияния в середине или конце слова). Голосовые упражнения. Дорисовывание буквы О. Познакомить с правилом: Говори только важное на занятии.
Тема 4. Звук [у]. Буква У. Анализ и синтез 3-х, 4-х звуковых слов. Ударение.
Практика (2 часа) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звука [у]. Голосовые упражнения. Игра «Скажем слово мы с горы». Тренировочные упражнения в выделении ударных гласных звуков в словах. Конструирование буквы У из трёх палочек. Тренировочные упражнения в определении последовательности звуков в 3-х, 4-х звуковых словах.
Тема 5. Звук [ы]. Буква Ы. Анализ и синтез 5- и, 6-и звуковых слов. Различение звуков Ы – И.
Практика (2 часа) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звука [ы]. Голосовые упражнения на длительность звука. Игра «Угадай-ка!». Тренировочные упражнения в различении гласных звуков Ы – И в конце слова. Тренировочные упражнения в определении последовательности звуков в 5-х, 6-х звуковых словах.
Проверочная работа: «Напишу слово кружками». Цель: выявить умения детей определять количество звуков в словах.
Учебный план модуля «Гласные звуки и буквы»
№ разделов и тем | Наименование разделов и тем | Количество часов | Форма промежуточной аттестации |
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | |
Модуль «Гласные звуки и буквы» | Проверочная работа: «Напишу слово кружками» |
1. | Понятие о гласных звуках. Знакомство с понятиями «звук» и «буква». Звук [а]. Буква А. Определение места звука в слове. | 2 | 2 | - | |
2. | Звук [и]. Буква И. Анализ сочетания звуков: ИА | 2 | - | 2 | |
3. | Звук [о]. Буква О. Анализ сочетания звуков: ИАО. Слог | 2 | - | 2 | |
4. | Звук [у]. Буква У. Анализ и синтез 3-х, 4-х звуковых слов.Ударение. | 2 | - | 2 | |
5. | Звук [ы]. Буква Ы. Анализ и синтез 5- и, 6-и звуковых слов. Различение звуков Ы – И. | 2 | - | 2 | |
| ИТОГО В МОДУЛЕ | 10 | 2 | 8 | |
Тематическое планирование модуля
«Гласные звуки и буквы»
п/п | Содержание модулей | Количество часов |
| Гласные звуки и буквы | 10 |
11 | Понятие о гласных звуках. Знакомство с понятиями «звук» и «буква». Звук [а]. Буква А. Определение места звука в слове. | 2 |
32 | Звук [и]. Буква И. Анализ сочетания звуков: ИА. Игра «Снежный ком». | 2 |
43 | Звук [о]. Буква О. Анализ сочетания звуков: ИАО. Слог. | 2 |
14 | Звук [у]. Буква У. Анализ и синтез 3-х, 4-х звуковых слов. Ударение. | 2 |
2 5 | Звук [ы]. Буква Ы. Анализ и синтез 5- и, 6-и звуковых слов. Различение звуков Ы – И. Проверочная работа. | 2 |
Модуль: «Согласные звуки и буквы»
Тема 1. Понятие о согласных звуках, твёрдом и мягком согласном.
Звуки [б] и [б’]. Буква Б.
Теория (4 часа) Познакомить с понятием «Согласные звуки». Объяснить образование согласных звуков на примере звука [б]. Дать объяснение твёрдых и мягких звуков. Познакомить с буквой Б. Графический диктант. Выполнить обучающее упражнение «Бусы».
Тема 2. Звуки [в] и [в’]. Буква В. Понятие о звонких согласных звуках. Слоговой синтез.
Практика (2 часа) Дать объяснение звонких и глухих звуков. Познакомить с артикуляцией, характеристикой звуков [в] и [в’]. Познакомить с буквой В. Дать понятие «Слог». Игра «Собери слово из слогов». Читалочка. Тренировочные упражнения в чтении слогов и слов с изученными буквами.
Тема 3. Звуки [г] и [г’] . Буква Г. Звуковой анализ слов со стечениями согласных. Преобразование слов. Составление предложений
Практика (2 часа) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звуков [г] и [г’]. Познакомить с буквой Г. Тренировочные упражнения в определении последовательности звуков в 5-х, 6-х звуковых словах со стечениями согласных. Игра «Соседи звука». Цель: развивать звуковой анализ, научить определять соседей заданного звука в слове. Игра «Угадай букву». Собери пословицу. Скороговорка. Восстановление слов из слогов.
Тема 4. Звуки [д] и [д’]. Буква Д. Упражнение «Бусы». Слоговой анализ.
Практика (2 часа) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звуков [д] и [д’]. Познакомить с буквой Д. Изографы. Разгадывание рисунков, составленных из букв. Развитие артикуляционного аппарата. Скороговорка: Дыни у Дины. И у Димы дыни. Упражнение «Бусы». Развитие пространственных представлений (понятия высокий-низкий). Восстановление слов с одинаковой пропущенной буквой. Чтение текста.
Тема 5. Звуки [ж] и [ш] . Буквы Ж и Ш. Восстановление букв.
Практика (2 часа) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звуков [ш] и [ж]. Познакомить с буквами Ш и Ж. Упражнение в определении количества заданных звуков в тексте с целью развития слухового внимания. Упражнение в различении звонких и глухих согласных звуков в словах. Упражнение «Раскрась рисунки со звуком Ж. Исправление ошибочных слов в предложении. Составление предложений.
Тема 6. Познакомить с артикуляцией, характеристикой звуков [с] и [с’], [з] и [з’]. Познакомить с буквами С и З.
Практика (2 часа) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звуков [с] и [с’], [з] и [з’]. Познакомить с буквами С и З. Различение звуков . Упражнять в звуковом анализе слов с использованием «Звуковой линейки». Упражнение «Лесенка слов». Наращивание предложений от простых в 2 слова до 5-6 слов. Схема предложения. Читалочка. Чтение и восстановление текста с пропущенными словами.
Тема 7. Буква Й. Различение И – Й.
Практика (2 часа) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звука [й’]. Познакомить с буквой Й. Игры и упражнения. Игра «Сели – встали» на дифференциацию звуков И-Й. Сказка «О двух братьях». Согласование существительного и прилагательного в роде и числе. Составление словосочетаний с чётким проговариванием звука [й’] в конце слова.
Тема 8. Звук [ч’]. Буква Ч. Слоговой анализ и синтез слов.
Практика (2 часа) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звука [ч’]. Познакомить с буквой Ч. Чтение скороговорок. Восстановление слов (анаграммы). Игра «Словесный марафон»: соревнование между рядами на большее количество слов со звуком [ч’].
Тема 9. Звук [щ’]. Буква Щ. Выделение ударного слога.
Практика (2 часа) Познакомить с артикуляцией, характеристикой звука [щ’]. Познакомить с буквой Щ. Читаем стихи. Развиваем речевой выдох. Различаем буквы Ш и Щ (игра «Топни – хлопни»). Печатание слов и предложений (языковой анализ).
Модуль «Согласные звуки и буквы»
№ разделов и тем | Наименование разделов и тем | Количество часов | Форма промежуточной аттестации |
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | Печатание слов и предложений (языковой анализ) |
1. | Понятие о согласных звуках, твёрдом и мягком согласном.Звуки [б] и [б’]. Буква Б. | 4 | 4 | - | |
2. | Звуки [в] и [в’]. Буква В. Понятие о звонких согласных звуках. Слоговой синтез. | 2 | - | 2 | |
3. | Звуки [г] и [г’] . Буква Г. Звуковой анализ слов со стечениями согласных. Преобразование слов. Составление предложений | 2 | - | 2 | |
4. | Звуки [д] и [д’]. Буква Д. Упражнение «Бусы». Слоговой анализ. | 2 | - | 2 | |
5. | Звуки [ж] и [ш] . Буквы Ж и Ш. Восстановление букв. | 2 | - | 2 | |
6. | Познакомить с артикуляцией, характеристикой звуков [с] и [с’], [з] и [з’]. Познакомить с буквами С и З | 2 | - | 2 | |
7. | Буква Й. Различение И – Й. | 2 | - | 2 | |
8. | Звук [ч’]. Буква Ч. Слоговой анализ и синтез слов. | 2 | - | 2 | |
9. | Звук [щ’]. Буква Щ. Выделение ударного слога. | 2 | - | 2 | |
| ИТОГО В МОДУЛЕ | 18 | 4 | 16 | |
Тематическое планирование модуля «Согласные звуки и буквы»
п/п | Содержание модуля | Количество часов |
| Согласные звуки и буквы | 18 |
21 | Звуки [б] и [б’]. Буква Б. Понятие о согласных звуках, твёрдом и мягком согласном. | 4 |
2 | Звуки [в] и [в’]. Буква В. Понятие о звонких согласных звуках. Слоговой синтез | 2 |
23 | Звуки [г] и [г’]. Буква Г. Звуковой анализ слов со стечениями согласных. Преобразование слов. Составление предложений. | 2 |
24 | Звуки [д] и [д’]. Буква Д. Упражнение «Бусы». Слоговой анализ. | 2 |
25 | Звуки [ж] и [ш]. Буквы Ж и Ш. Восстановление букв | 2 |
26 | Звуки [с] и [с’], [з] и [з’]. Составляем предложения. | 2 |
27 | Буква Й. Различение И – Й. | 2 |
28 | Звук [ч’]. Буква Ч. Слоговой анализ и синтез слов | 2 |
99 | Звук [щ’]. Буква Щ. Выделение ударного слога. | 2 |
5.Организационно-педагогические условия 5.1 Учебно – методическое и дидактическое обеспечение:
Учебно-тематическое планирование;
Тест на определение количества звуков в слове.
Таблица «Лента букв»
Модели «Место звука в слове»
Звуковые модели слов.
Картинки на все изучаемые звуки и буквы.
5.2 Материально – техническое обеспечение:
Доска – 1 штука
Столы – не менее 10 штук
Стулья – 15 штук
Индивидуальные карточки с заданиями
Разноцветные мелки
Звуковые линейки
Счётные палочки
Цветные карандаши
Магниты
6.3 Информационные средства
Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дядюнова И.А. и др.
Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5–7 лет
– 160 стр. – Обл.
Е.А.Алифанова, Н.Е. Егорова «Логопедические упражнения в рифмах»
Т.В.Ахутина, О.Б.Иншакова «Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников», Изд-во: В.Секачев, 2008 г.
И.С. Лопухина «Логопедия»
Е.В. Колесникова «Развитие фонематического слуха», «Развитие звуко-буквенного анализа»
Т.А. Ткаченко «Логопедические упражнения», «Найди и обведи», «Найди и объясни», «Символы звуков»
«Игры в логопедической работе с детьми»/ под ред. В.И. Селиверстова.
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Москва «Просвещение» 2008
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа занятий по развитию фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение» 2008
Цвынтарный В.В. «Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем» М., 2004.
Экономика: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля/А.Я.Линьков, С.И.Иванов, М.А.Скляр и др.-М.: Вита - Пресс, 2001.
16