Администрация Кыштовского района
Новосибирской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кыштовская средняя общеобразовательная школа № 1
Адрес: Новосибирская область, Кыштовский район,
село Кыштовка, ул. Садовая 14, тел. 8(38371) 21-060
E-mail: [email protected]
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
общеинтеллектуальной, общекультурной направленности
«Я создаю проект»
Возраст учащихся: 15-16 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Кабайкина Людмила Алексеевна,
учитель истории и обществознания
первая квалификационная категория
с. Кыштовка, 2020 г
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Проектная мастерская» разработана на основе нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями и дополнениями);
6. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / СанПиН 2.4.2.3286-15 // Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26;
7. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее - Концепция)
Направленность программы – общекультурная, общеинтеллектуальная
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектно-исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели —установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Адресат программы
Программа «Проектная мастерская» предназначена для обучающихся 9 классов, желающих заниматься проектной деятельностью. Приобщение учащихся к основам научного познания и творчества обеспечивает широкий интеллектуальный фон, на котором может развиваться процесс самообразования, развитие познавательной активности и профессиональной ориентации.
Объём и срок освоения программы
Срок реализации программы 1 год - 216 ч., 6 часов в неделю (34 учебных недель +осенние и весенние каникулы).
Форма обучения - очная.
Уровень сложности – стартовый.
Особенности организации образовательного процесса
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Основные понятия:
Проект—буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности.
Проект учащегося—это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет, как результат освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие обучающихся во внеучебной, внеурочной деятельности.
Метод проектов—педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и приобретение новых (порой путем самообразования).
Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».
Проекты по содержанию могут быть исследовательские, социальные, прикладные, комбинированные, информационные. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные. По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта.
Второй этап работы –это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Данная программа курса позволяет реализовать следующие актуальные подходы: компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный.
Цель программы: обучение детей основам проектной деятельности и их активное творческое развитие с учетом индивидуальности каждого учащегося посредством решения поставленных проблем.
Задачи программы:
Личностные:
-формировать общественную активность личности, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;
-развивать осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
-формировать коммуникативные компетенции в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-работать в паре/группе, распределять обязанности в ходе проектирования и программирования модели; умение владеть навыками сотрудничества.
-представлять свой проект.
Метапредметные:
-уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
-развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
-уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Образовательные:
- дать представление о типах проектов, его проблемах целях, задачах, актуальности и гипотезах; обучить этапам проектирования и работе с разными источниками информации;
- сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть;
- сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт.
Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Теоретический раздел | 16 | 14 | 2 | Анкетирование/Опрос |
2. | Прикладной проект | 98 | 8 | 90 | Опрос/Выступление/Защита проекта/Презентация |
3. | Социальный проект | 98 | 8 | 90 | Опрос/Интервьюирование/Выступление/Защита проекта/Презентация |
4. | Итоговое занятие | 4 | - | 4 | Выставка/Демонстрация работ |
Итого: | 216 | 30 | 186 | |
Содержание учебного плана
1. «Теоретический раздел». 16 ч.
Теория. Что такое проект? Где использует человек проекты, с какой целью? Как увидеть проблему? Что такое суждение. Виды проектов (исследовательский, информационный, прикладной, социальный). Основные этапы выполнения проекта. Главное и второстепенное: «что сначала, что потом…». Выбор темы и обоснование проекта. Работа с первоисточниками. Исследование проекта и его реконструкция. Звездочка-обдумывания. Расчет себестоимости проекта. Реклама. Защита проекта. Презентация проекта. Пояснительная записка. Требования к пояснительной записке.
Практическая работа. Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы, видеть проблему. Практические задания типа «что сначала, что потом…».
2. «Прикладной проект». 98 ч.
Теория. Проект «Оформление стен в школе». Поисковый этап. Выбор темы проекта и обоснование проекта. Исследование проекта. Поиск альтернативных вариантов проекта. Выбор оптимального варианта. Технологический этап. Составление конструкторской и технологической документации. Выполнение эскиза и рабочих чертежей деталей; разработка технологии изготовления элементов и всего изделия в целом; составление технологических карт. Подбор необходимых конструкционных материалов, инструментов, приспособлений и оборудования. Соблюдение в работе технологической и трудовой дисциплины, культуры труда, техники безопасности. Заключительный этап. Контроль качества. Общий анализ работы. Расчет себестоимости проекта. Реклама.
Практическая работа. Выполнение запланированных обработочных, сборочных и отделочных операций по изготовлению изделия. Демонстрация проекта. Защита проекта.
Представление результатов деятельности: Проект «Оформление стен в школе».
3. «Социальный проект». 98 ч.
Теория. Проект «Память» (коллективный проект). Подготовительный этап. Содержательная часть: анализ проблемы, выяснение общественного мнения, определение целей и задач, ожидаемые результаты, гипотезы, идеологические основания и принципы, освещение имеющегося опыта. Организационная часть: формирование команды, определение сроков, представление о последовательности действий, формулировка критериев оценки результативности проекта, распределение ролей, составление детальных графиков. Ресурсная часть: материальные ресурсы (требуемые и имеющиеся: техника, канцелярские принадлежности, учебные пособия); поиск дополнительных ресурсов; финансовые ресурсы; людские ресурсы (определение круга лиц, задействованных в проекте, и их творческого потенциала, рассмотрение возможности привлечения специалистов для реализации проекта). Социологический опрос. Интервьюирование. Мозговой штурм.
Основной этап социального проекта: действия по реализации намеченных планов. Групповая работа, распределение ролей и обязанностей в группе. Правила организаторской работы.
Заключительный этап: итоговая и рефлексивная часть проекта. Характеристика результатов работы: количественная (сколько сделано) и качественная (как сделано). Итог работы. Подготовка отчёта. Расчет себестоимости изделия.
Практическая работа. Изготовление подарков, сувениров для ветеранов. Подготовка презентации. Подготовка выступления. План выступления. Защита проекта.
Представление результатов деятельности: Социальный проект «Память», подарок, сувенир для ветерана.
Теория. Проект «Фотозона. Прощай, школа!» (коллективный проект). Подготовительный этап. Содержательная часть: анализ проблемы, выяснение общественного мнения, определение целей и задач, ожидаемые результаты, гипотезы, идеологические основания и принципы, освещение имеющегося опыта. Организационная часть: формирование команды, определение сроков, представление о последовательности действий, формулировка критериев оценки результативности проекта, распределение ролей, составление детальных графиков. Ресурсная часть: материальные ресурсы (требуемые и имеющиеся: техника, канцелярские принадлежности, учебные пособия); поиск дополнительных ресурсов; финансовые ресурсы; людские ресурсы (определение круга лиц, задействованных в проекте, и их творческого потенциала, рассмотрение возможности привлечения специалистов для реализации проекта). Социологический опрос. Интервьюирование. Мозговой штурм.
Основной этап социального проекта: действия по реализации намеченных планов. Групповая работа, распределение ролей и обязанностей в группе. Правила организаторской работы.
Заключительный этап: итоговая и рефлексивная часть проекта. Характеристика результатов работы: социологический опрос, интервьюирование, количественная (сколько сделано) и качественная (как сделано). Итог работы. Подготовка отчёта. Расчет себестоимости изделия.
Практическая работа. Изготовление фотозоны для выпускников школы «Прощай, школа!». Подготовка презентации. Подготовка выступления. План выступления. Защита проекта.
Представление результатов деятельности: Социальный проект «Фотозона. Прощай, школа!». Подарок для выпускников школы.
4. «Итоговое занятие». 2 ч.
Теория. Итоговое занятие. Круглый стол. Итоги работы за год. План работы на следующий год.
Практическая работа. Выставка, демонстрация работ, проектов.
Представление результатов деятельности: проекты, изделия, буклеты, презентации, доклады, портфолио.
Планируемые результаты:
В результате у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные:
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое многообразие современного мира;
-формирование общественную активность личности, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;
-развитие осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
-формирование коммуникативные компетенции в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- распределение обязанностей в ходе проектирования и программирования модели; умение владеть навыками сотрудничества.
-представление своего проекта.
Метапредметные:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
-развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Образовательные:
- уметь определять типы проектов, цели, задачи, актуальность и гипотезы; обучиться этапам проектирования и работе с разными источниками информации;
- формирование умения работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть;
- формирование умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт.
Календарный учебный график
№ | Дата/ время | Тема занятия | Количество часов | Содержание занятия | Форма занятия | Форма контроля |
всего | теория | практика |
1. Теоретический раздел (16 ч.) |
1-2 | | Что такое проект? Где использует человек проекты, с какой целью? Как увидеть проблему? Что такое суждение. | | 2 | 2 | 0 | Инструктаж по ТБ. Беседа на тему «Что такое проект? Где использует человек проекты, с какой целью?» | Интерактивная беседа | |
3-4 | | Виды проектов (исследовательский, информационный, прикладной, социальный). | 2 | 2 | 0 | Знакомство с видами проектов (исследовательский, информационный, прикладной, социальный). | Учебное занятие | Опрос |
5-6 | | Основные этапы выполнения проекта. Главное и второстепенное. Практические задания типа «что сначала, что потом…». | 2 | 1 | 1 | Содержание, элементы, цель и задачи проектной деятельности. | Учебное занятие | Опрос |
7-8 | | Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы, видеть проблему. | 2 | 0 | 2 | Содержание, элементы, цель и задачи проектной деятельности | Учебное занятие | Наблюдение |
9-10 | | Выбор темы и обоснование проекта. | 2 | 1 | 1 | Тема и обоснование проекта. Первоисточники. | Учебное занятие | Опрос |
11-12 | | Работа с первоисточниками. | 2 | 1 | 1 | Первоисточники. Практическая работа. | Учебное занятие | Опрос |
13-14 | | Исследование проекта и его реконструкция. Звездочка-обдумывания. Расчет себестоимости проекта. Реклама. | 2 | 1 | 1 | Себестоимость продукта. Реклама. | Учебное занятие | Наблюдение |
15-16 | | Защита проекта. Презентация проекта. Пояснительная записка. Требования к пояснительной записке. | 2 | 1 | 1 | Требования к пояснительной записке. | Учебное занятие | Опрос |
2. Прикладной проект (98 ч.) |
17-30 | | Проект «Оформление стен школы». Выбор темы проекта и обоснование проекта. Исследование проекта. | 14 | 4 | 10 | Обоснование проекта. Выбор темы проекта. | Учебное занятие | Опрос |
31-42 | | Поиск альтернативных вариантов проекта. Выбор оптимального варианта. | 12 | 2 | 10 | Альтернативные варианты. | Учебное занятие | Выступление |
43-54 | | «Стена — источник вдохновения и мотивации». | 12 | 2 | 10 | Мотивирующие фразы, цитаты. Практическая работа. | Учебное занятие | Наблюдение Опрос |
55-66 | | «Стена – носитель навигации» Практическая работа. | 12 | 2 | 10 | Интерьер. Навигация. Практическая работа. | Учебное занятие | Наблюдение Опрос |
67-78 | | «Стена формирует образ школы и ее бренд» Практическая работа. | 12 | 2 | 10 | Логотип, бренд школы. Практическая работа. | Учебное занятие | Наблюдение Опрос |
79-90 | | «Стена – место общения» Практическая работа. | 12 | 2 | 10 | Доска объявлений. Практическая работа. | Учебное занятие | Наблюдение Опрос |
91-102 | | «Стена — источник справочной информации» Практическая работа. | 12 | 2 | 10 | Полезная информация. Практическая работа. | Учебное занятие | Наблюдение Опрос |
103-114 | | «Стена – это место для выставки» Практическая работа. | 12 | 2 | 10 | Школьные события. Достижения школы. Практическая работа. | Учебное занятие | Наблюдение Опрос |
3. Социальный проект (98 ч.) |
115-118 | | Проект «Память» (коллективный проект). | 4 | 1 | 3 | Коллективный проект. Великая Отечественная война. | Учебное занятие | |
119-122 | | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность». | 4 | 1 | 3 | Актуальность. | Учебное занятие | Наблюдение |
123-126 | | Проблема. Решение проблемы. | 4 | 1 | 3 | Банк идей. Практическая работа. | Учебное занятие | |
127-130 | | Разработка «банка идей». Практическая работа. | 4 | 1 | 3 | | | |
131-134 | | Цель проекта. Задачи проекта. Сбор информации для проекта. Распределение ролей и обязанностей в группе. | 4 | 1 | 3 | Цель, задачи проекта. Работа с разными источниками информации. | Учебное занятие | Наблюдение Опрос |
135-138 | | Знакомство с интересными людьми. Интервью. Практическая работа. | 4 | 1 | 3 | Знакомство с интересными людьми. Практическая работа. | Учебное занятие | Наблюдение Опрос |
139-142 | | Обработка информации. Обработка значимой информации. Практическая работа. | 4 | 1 | 3 | Обработка информации. Практическая работа. | Учебное занятие | Наблюдение Опрос |
143-146 | | Проектирование – познание в действии. Практическая работа. Изготовление сувениров ветеранам. | 4 | 1 | 3 | Проектирование. Практическая работа. | Учебное занятие | Наблюдение Опрос |
147-150 | | Обработка полученных результатов. Итог работы. Подготовка отчёта. Расчет себестоимости изделия. | 4 | 1 | 3 | Обработка полученных результатов. Себестоимость изделия. | Учебное занятие | Наблюдение Опрос |
151-154 | | Подготовка презентации. Подготовка выступления. План выступления. Практическая работа. | 4 | 1 | 3 | Презентация проекта. Практическая работа. | Учебное занятие | Наблюдение Опрос |
155-165 | | Защита проекта. Вопросы авторам, высказывание собственных суждений. | 11 | 0 | 11 | Защита проекта. | Учебное занятие | Защита проекта/презентация | |
166-169 | | Проект «Фотозона. Прощай, школа!» (коллективный проект). | | 4 | 1 | 3 | Коллективный проект. | Учебное занятие | Опрос |
170-173 | | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность». | 4 | 1 | 3 | Актуальность проекта. | Учебное занятие | Наблюдение Опрос |
174-177 | | Проблема. Решение проблемы. | 4 | 1 | 3 | Выявление проблемы. | Учебное занятие | Опрос |
178-181 | | Разработка «банка идей». Социологический опрос. Практическая работа. Цель проекта. Задачи проекта. Сбор информации для проекта. Распределение ролей и обязанностей в группе. | 4 | 1 | 3 | Социологический опрос. Практическая работа. | Учебное занятие | Опрос/ Интервьюирование |
182-185 | | Понятие «фотозона». Обработка значимой информации. Практическая работа. | 4 | 1 | 3 | Понятие «фотозона». Практическая работа | Учебное занятие | Наблюдение Опрос |
186-189 | | Проектирование – познание в действии. Изготовление элементов для фотозоны. Практическая работа. | 4 | 1 | 3 | Проектирование. Практическая работа | Учебное занятие | Наблюдение Опрос |
190-193 | | Изготовление элементов для фотозоны. Практическая работа. | 4 | 1 | 3 | Практическая работа. | Учебное занятие | Наблюдение Опрос |
194-197 | | Обработка полученных результатов. Итог работы. Социологический опрос. Расчет себестоимости изделия. Подготовка отчёта. | 4 | 1 | 3 | Социологический опрос. Расчет себестоимости изделия. | Учебное занятие | Интервьюирование |
198-201 | | Подготовка презентации. Подготовка выступления. План выступления. Практическая работа. | 4 | 1 | 3 | Презентация проекта. Практическая работа. | Учебное занятие | Наблюдение Опрос |
202-212 | | Защита проекта. Вопросы авторам, высказывание собственных суждений. | 11 | 0 | 11 | Защита проекта. Практическая работа. | Учебное занятие | Защита проекта/презентация/ |
4. Итоговое занятие (4 ч.) |
213-216 | | Итоговое занятие. Круглый стол. Итоги работы за год. | 4 | 0 | 4 | Круглый стол. | Учебное занятие | Защита проектов. |
Итого: | 216 | 46 | 170 | |
Условия реализации программы
Занятие по программе «Я создаю проект» проходит на базе МБОУ КСОШ №1 в кабинете проектной деятельности (ТОЧКА РОСТА).
Обучение по программе организовано в форме занятий, состоящих из теоретической части и практических заданий.
При проведении занятий используется компьютер с выходом в интернет.
Материально-техническое обеспечение программы:
персональный компьютер;
проектор;
экран;
цифровой фотоаппарат;
3D-принтер.
Информационное обеспечение:
выставка проектов обучающихся;
уголок для обучающихся с различной информацией, техникой безопасности;
интернет ресурсы;
видеоматериалы;
презентации по теме занятия.
Кадровое обеспечение: программу реализует педагог дополнительного образования, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории Кабайкина Людмила Алексеевна.
Формы аттестации
Проверка итогов обучения заключается в подготовке и презентации проектов. На занятиях для отработки умений и навыков предполагается выполнение творческих заданий. Ведется журнал посещаемости. Для определения результативности освоения программы, используются следующие формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
видеозаписи, фото
защита проектов
отчетная выставка.
Список литературы
1. Горячев А.В. «Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2004г.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: лособие для учителя / Д.В. Григорьев, I [.В. Степанов. — М.: Просвещение. 2010.
3. Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе // Практика административной работы в школе. — 2006. — № 6. — С.65-70.
4. Нелобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. — М.: Аркти, 2006.
5. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // На- родное образование. — 2000. — № 7.
6. Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников / Под ред. И.А. Сасовой. — М.: Вентана-Графф, 2003.
7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образова- ние / [В.А. Горский. А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]. — М.: Просвещение, 2010.
8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. — М., 2005.
9. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007 г.
10. Савенков А.И. «Я - исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007 г.
11. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч. — 2003. — № 6.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2010
13. Чиркова Е.Б. «Модель урока в режиме технологии проектного обучения» //Начальная школа, 2003г. № 12.
14. Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.
Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности
1. Интернет-сайт: www/Trizline/Ru/leem/toy/toy.Htm
2. http://stranamasterov.ru/
3. www.readabout.info
4. http://vip-samodelki.ru
5. http://spicami.ru