СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Буду грамотным"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Буду грамотным"»





































Содержание



1.Пояснительная записка…………………………………………….….… 3

2. Цель и задачи………………………………………………………….….6

3.Содержание программы…………………………………………...…….. 7

3.1.Учебный план ………………...……………………………………....7

3.2 Содержание учебного плана………………………………………...10

4. Планируемые результаты……………………………………………….12

5.Календарный учебный график……………………………...………...…13

6. Условия реализации программы………………………...………….......16

7. Контрольно-измерительные материалы. Формы аттестации………...16

8. Методические материалы……………………………………….……....17

Список информационных источников
























































1.Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Буду грамотным» (далее программа) относится к социально-гуманитарной направленности.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ 

  • «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»» (Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642; ред. от 26.04.2018)

  • «Концепция развития дополнительного образования детей» (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р)

  • «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р)

  • Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (Утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам; протокол от 30 ноября 2016 г. N 11) .

  • Постановление правительства №527-п 17.07.2018 «Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Ярославской области».

  • Приказ департамента образования Ярославской области от 27.12.2019 №47-нп «Правила персонифицированного финансирования ДОД»



Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе образования показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что данный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Способность к овладению навыками чтения и письма связана с общим речевым развитием детей, со сформированностью психологической базы речи: вниманием, памятью, мышлением. Нарушения чтения и письма находятся в прямой зависимости от состояния интеллекта ребёнка и, влияя на весь процесс обучения в целом, оказывают негативное воздействие на психическое и речевое воздействие.

Данная программа разрабатывалась на основе «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, рекомендаций В.С. Кукушина по коррекции дислексии и дисграфии, опубликованных в книге «Логопедия в школе: практический опыт». Также для разработки программы использовалось методическое пособие для учителя-логопеда - «Логопедическая работа в коррекционных классах» , автор Р.И. Лалаева.

Актуальность программы.

Проблема нарушений письменной речи и чтения, низкой грамотности и неуспеваемости по русскому языку не утратила своей актуальности, несмотря на серьёзные достижения как в её теоретическом освещении, так и в практической коррекционно-логопедической работе. По целому ряду причин она становится всё более острой, представляющей значительные трудности в овладении грамотой, препятствующей успешному усвоению детьми русского языка вообще, русской грамматики в частности, и требующей для её разрешения огромных усилий и от педагогов, и от детей.

Новизна программы

Новизна данной программы состоит в том, что использование компьютерных технологий позволит сделать процесс коррекции нарушений чтения и письма, а также речевых дефектов более рациональным, повысит интерес детей к логопедическим занятиям, в течение которых ребенок будет чувствовать себя эмоционально комфортно, что эффективно скажется на результатах деятельности.

Большое значение в работе педагога, использующего в своей деятельности данную программу, придаётся использованию разнообразных игровых технологий, которые проводятся с учётом возможностей учащихся и решают многоплановые задачи развивающего характера. Ведь педагог должен постоянно помнить, что у детей с любой формой недоразвития речи всегда недостаточно сформирована психическая база речи, лежащая в основе успешной работы по коррекции устной и письменной речи ребёнка.

Отличительные особенности программы.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что в традиционное занятие активно внедряются информационные и коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы, а также различные интерактивные методы обучения.

Адресат программы:

Программа «Буду грамотным» предусматривает занятия с детьми и подростками с 5 до 10 лет.

Численность группы 13-25 человек, зачисление проводится без медицинских показателей.

Программа рассчитана на 1 год обучения, 64 часа в год, занятия рассчитаны на 2 часа в неделю( 45 минут с 10 минутным перерывом).

2. Цель и задачи программы



Цель программы: предупреждение и устранение нарушений чтения и письма у старших дошкольников и младших школьников.


Задачи программы:

- обучить правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

- обучить чётко дифференцировать все изученные звуки;

- научить различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

- обучить производить элементарный звуковой анализ и синтез; называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- обучить составлять по сюжетным картинкам и серии сюжетных картин связные рассказы.

- развивать зрительное восприятие и узнавание (гнозиса) цвета, формы и величины букв;

- уточнить и расширить объём зрительной памяти (мнезиса);

- формировать пространственное восприятие и пространственные представления;

- формировать речевые обозначения зрительно-пространственных отношений;

- формировать умение дифференцировать смешиваемые при чтении буквы (изолированно) в слогах, словах, предложениях и связном тексте.











3. Содержание программы

3.1 Учебный план


п/п


Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

«Логопедический букварь»

1

Обследование уровня сформированности речи.

1


1

2

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.

1


1

3

Гласные буквы. Буквы А, У, И.

1


1

4

Гласные буквы. Буквы Э, О, Ы.

1


1

5

Буква М ("Эм") - звуки [м], [м']

1


1

6

Буква Н ("Эн") - звуки [н], [н']

1


1

7

Буква П ("Пэ") - звуки [п], [п']

1


1

8

Буква Б ("Бэ") - звуки [б], [б']

1


1

9

Буква Т ("Тэ") - звуки [т], [т']

1


1

10

Буква Д ("Дэ") - звуки [д], [д']

1


1

11

Буква К ("Ка") - звуки [к], [к']

1


1

12

Буква Г ("Гэ") - звуки [г], [г']

1


1

13

Буква Х ("Ха") - звуки [х], [х']

1


1

14

Буква В ("Вэ") - звуки [в], [в']

1


1

15

Буква Ф ("Эф") - звуки [ф], [ф']

1


1

16

Буква Л ("Эль") - звуки [л], [л']

1


1

17

Буква З ("Зэ") - звуки [з], [з']

1


1

18

Буква С ("Эс") - звуки [с], [с']

1


1

19

Буква Й ("И краткое") - звук [й']

1


1

20

Буква Ь ("Мягкий знак")

1


1

21

Буква Ч ("Че") - звук [ч']

1


1

22

Буква Ш ("Ша") - звук [ш]

1


1

23

Буква Ж ("Жэ") - звук [ж]

1


1

24

Буква Е - звуки [й'] [э]

1


1

25

Буква Ё - звуки [й] [о]

1


1

26

Буква Я - звуки [й'] [а]

1


1

27

Буква Ю - звуки [й'] [у]

1


1

28

Буква Р ("Эр") - звуки [р], [р']

1


1

29

Буква Ц ("Цэ") - звук [ц]

1


1

30

Буква Щ ("Ща") - звук [щ']

1


1

31

Буква Ъ ("Разделительный твёрдый знак")

1


1

Количество часов:

31


31

«Уроки логопеда»

1

Гласные звуки. Звуки [а], [о], [у], [и], [ы], [э].

1


1

2

Гласные буквы. Двойная роль гласных букв Е, Ё, Ю, Я.

1


1

3

Согласные звуки. Парные согласные.

1


1

4

Различаем звуки [б] и [п].

1


1

5

Различаем звуки [в] и [ф].

1


1

6

Различаем звуки [г] и [к].

1


1

7

Различаем звуки [д] и [т].

1


1

8

Различаем звуки [с] и [с'].

1


1

9

Различаем [з], [з']

1


1

10

Различаем звуки [с] и [з].

1


1

11

Различаем звуки [с'] и [з'].

1


1

12,13

Различаем звуки [с] и [ц].

2

1

1

14,15

Различаем звуки [с] и [ш].

2

1

1

16,17

Различаем звуки [з] и [ж].

2

1

1

18,19

Различаем звуки [ш] и [ж].

2

1

1

20,21

Различаем звуки [ч] и [с].

2

1

1

22

Различаем звуки [ш] и [щ'].

1


1

23

Различаем звуки [ч] и [щ].

1


1

24

Различаем звуки [щ] и [с'].

1


1

25

Различаем звуки [л] и [л'].

1


1

26

Различаем звуки [л] и [в].

1


1

27

Различаем звуки [л'] и [й].

1


1

28

Различаем звуки [р] и [р']

1


1

29,30

Различаем звуки [р] и [л]

2

1

1

31

Мягкий знак Ь

1


1

32

Твёрдый знак Ъ

1


1

33

И в заключении ...

1


1

Количество часов:

33

6

27

Общее количество часов:

64

6

58




























3.2 Содержание учебного плана


«Логопедический букварь»


Организационный этап (Урок 1). Проведение логопедического обследования.

Подготовительный этап (Уроки 2-4). На этом этапе основное внимание уделяется развитию фонематического слуха, умению выделять звуки из слова (определение наличия или отсутствия звука в слове), выделять звук в начале и конце слова, производить звуковой и слоговой анализ, сравнивать звуки в похоже звучащих словах. Уточняется артикуляция звуков в слуховом и произносительном плане. Происходит знакомство со звуками (речевыми и неречевыми), их дифференциация. Даётся общее понятие о гласных и согласных звуках. Большое внимание уделяется развитию устной речи. Вводятся такие понятия как слог, слово, предложение, ударение. Учащиеся учатся подбирать слова к картинкам, называть один и тот же предмет по-разному (дед, дедушка, старик, старичок), рисовать схему слова (показать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинками, изображать предложения в виде схемы. Данная работа также включается в работу на основном этапе.

Ведётся подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).

Основной этап (Уроки 6-31). Проводится работа по обучению чтению, по развитию речи, а также по развитию интереса к чтению.

Последовательность введения букв происходит в особом, «логопедическом» порядке: сначала учащиеся знакомятся с теми буквами, которые обозначают простые для произнесения звуки (м, н, п, б, т, д и т.д), а потом изучают буквы, обозначающие звуки, в произношении которых наиболее часто встречаются нарушения (с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р, л). В процессе работы также большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой.


«Уроки логопеда»


Основной этап (Темы 1-32). Закрепление связей между произнесением звуки и его графическим изображением на письме. Автоматизация и дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Работа со словами-паронимами. Дифференциация гласных букв: изолированно (написание), в слогах и словах, в словосочетаниях, в предложениях и тексте. Дифференциация гласных и согласных букв: изолированно, в слогах и словах, в словосочетаниях, в предложениях и тексте. Дифференциация согласных букв: изолированно, в слогах и словах, в словосочетаниях, в предложениях и тексте. Работа на основном этапе проводится на протяжении всего периода обучения.

Заключительный этап (Тема 33). Закрепление полученных навыков.














4. Планируемые результаты


По окончании реализации данной программы у обучающихся ожидается достижение следующих результатов:

- дети правильно артикулируют все звуки речи в различных позициях;

- чётко дифференцируют все изученные звуки;

- различают понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

- производят элементарный звуковой анализ и синтез; называют последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- умеют составлять по сюжетным картинкам и серии сюжетных картин связные рассказы.

- развивается зрительное восприятие и узнавание (гнозиса) цвета, формы и величины букв;

- уточнен и расширяется объём зрительной памяти (мнезиса);

- формируется пространственное восприятие и пространственные представления;

- формируется речевое обозначение зрительно-пространственных отношений;

- формируется умение дифференцировать смешиваемые при чтении буквы (изолированно) в слогах, словах, предложениях и связном тексте.












5. Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год обучения

11.10.2021

31.05.2022

33 недели

64 часа

2 часа в неделю


п/п


Тема

Кол- во часов


Дата проведения

«Логопедический букварь»

1

Обследование уровня сформированности речи.

1


2

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.

1


3

Гласные буквы. Буквы А, У, И.

1


4

Гласные буквы. Буквы Э, О, Ы.

1


5

Буква М ("Эм") - звуки [м], [м']

1


6

Буква Н ("Эн") - звуки [н], [н']

1


7

Буква П ("Пэ") - звуки [п], [п']

1


8

Буква Б ("Бэ") - звуки [б], [б']

1


9

Буква Т ("Тэ") - звуки [т], [т']

1


10

Буква Д ("Дэ") - звуки [д], [д']

1


11

Буква К ("Ка") - звуки [к], [к']

1


12

Буква Г ("Гэ") - звуки [г], [г']

1


13

Буква Х ("Ха") - звуки [х], [х']

1


14

Буква В ("Вэ") - звуки [в], [в']

1


15

Буква Ф ("Эф") - звуки [ф], [ф']

1


16

Буква Л ("Эль") - звуки [л], [л']

1


17

Буква З ("Зэ") - звуки [з], [з']

1


18

Буква С ("Эс") - звуки [с], [с']

1


19

Буква Й ("И краткое") - звук [й']

1


20

Буква Ь ("Мягкий знак")

1


21

Буква Ч ("Че") - звук [ч']

1


22

Буква Ш ("Ша") - звук [ш]

1


23

Буква Ж ("Жэ") - звук [ж]

1


24

Буква Е - звуки [й'] [э]

1


25

Буква Ё - звуки [й] [о]

1


26

Буква Я - звуки [й'] [а]

1


27

Буква Ю - звуки [й'] [у]

1


28

Буква Р ("Эр") - звуки [р], [р']

1


29

Буква Ц ("Цэ") - звук [ц]

1


30

Буква Щ ("Ща") - звук [щ']

1


31

Буква Ъ ("Разделительный твёрдый знак")

1


Количество часов:

31


«Уроки логопеда»

1

Гласные звуки. Звуки [а], [о], [у], [и], [ы], [э].

1


2

Гласные буквы. Двойная роль гласных букв Е, Ё, Ю, Я.

1


3

Согласные звуки. Парные согласные.

1


4

Различаем звуки [б] и [п].

1


5

Различаем звуки [в] и [ф].

1


6

Различаем звуки [г] и [к].

1


7

Различаем звуки [д] и [т].

1


8

Различаем звуки [с] и [с'].

1


9

Различаем [з], [з']

1


10

Различаем звуки [с] и [з].

1


11

Различаем звуки [с'] и [з'].

1


12,13

Различаем звуки [с] и [ц].

2


14,15

Различаем звуки [с] и [ш].

2


16,17

Различаем звуки [з] и [ж].

2


18,19

Различаем звуки [ш] и [ж].

2


20,21

Различаем звуки [ч] и [с].

2


22

Различаем звуки [ш] и [щ'].

1


23

Различаем звуки [ч] и [щ].

1


24

Различаем звуки [щ] и [с'].

1


25

Различаем звуки [л] и [л'].

1


26

Различаем звуки [л] и [в].

1


27

Различаем звуки [л'] и [й].

1


28

Различаем звуки [р] и [р']

1


29,30

Различаем звуки [р] и [л]

2


31

Мягкий знак Ь

1


32

Твёрдый знак Ъ

1


33

И в заключении ...

1


Количество часов:

33


Общее количество часов:

64

























6. Условия реализации программы


Материально-техническое обеспечение – предполагают наличие у педагога индивидуального компьютера, учебной доски, набор дидактических пособий и игр. Также необходимы средства телекоммуникации (выход в Internet)

Для занятий детям необходимы следующие средства и материалы: зеркало (для артикуляционных упражнений), ручка, простой карандаш, тетрадь в линейку, цветные карандаши, счётные палочки.


7. Контрольно-измерительные материалы. Форма аттестации.




Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к занятиям.

Формы подведения итогов реализации программы:

• проведение «Дня открытых дверей» для родителей;

• итоговая выставка творческих работ детей.

Способы определения результативности:

• наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями;

• формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста;

• взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями.

Диагностика дошкольников и младших школьников:

«Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго.






8. Методические материалы


В структуру программы входят два блока:

1. «Логопедический букварь»

Данный курс состоит из 31 темы. Первое занятие — диагностическое, на нем проверяется уровень сформированности речи учащихся (связная речь, лексико-грамматический строй, звукопроизносительная сторона, фонематические процессы, темпо-ритмическая организация речи). Каждая тема соответствует одному занятию, на котором изучается определённая буква и соответствующие ей звуки. Особая последовательность изучения букв позволяют обучать чтению детей с нарушениями произношения звуков. Последовательность изучения букв даёт возможность обучать школьника чтению (корректировать имеющиеся навыки чтения), не вызывая негативной реакции на процесс обучения и не травмируя психику, поскольку вначале учащиеся знакомятся с буквами и звуками, которые реже всего вызывают трудности в произношении.

2. «Уроки логопеда»

Данный дистанционный курс состоит из 33 тем. На каждом занятии изучаются определённые буквы и соответствующие им звуки, а самое главное, проводится работа по дифференциации похожих звуков и букв.


Приёмы и методы организации

Приёмы и методы занятий в очной и дистанционной форме определяются для каждого учащегося индивидуально и зависят от особенностей развития обучающегося, уровня усвоения минимума содержания образования, ограничений, связанных с течением заболевания, социальных запросов.




В основном методы, используемые в работе следующие:

Практические: тренировочные упражнения для развития голоса, дыхания, органов артикуляции, мелкой и общей моторики, игры, работа в тетради.

Наглядные: графические, символические, иллюстративные.

Словесные: слово, рассказ логопеда, беседа; фонетический, морфологический разбор.

































Список информационных источников


Практические работы проводятся по материалам следующих учебных пособий:

      1. Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г. Логопедическая энциклопедия дошкольника. - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2006. - 608 с.

      2. Занимательно азбуковедение: книга для учителя / сост. В.Волина. - М.: Просвещение, 1991. - 368 с.

      3. Кислова Т.Р., Иванова А.А. По дороге к Азбуке. Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте дошкольников, посещающих подготовительные логопедические группы. Ч.5 (6-7 лет). - М.: Баласс, 2012. - 96 с.

      4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет: В 6 альбомах — М.: Издательство ГНОМ, 2012. - 32 с.

      5. Косинова Е.М. Логопедический букварь: учебное пособие. - М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2011. - 112 с.

      6. Лазаренко Л.В. Логопедические занятия с детьми с ОНР и ФФНР в начальной школе. 2 класс. Звуко-буквенный анализ / Л.В. Лазаренко. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 23 с. – (Коррекционная педагогика).

      7. Лазаренко Л.В. Логопедические занятия с детьми с ОНР и ФФНР в начальной школе. 3 класс. Словарный запас и лексико-грамматические конструкции / Л.В. Лазаренко. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 24 с. – (Коррекционная педагогика).

      8. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя-логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с.

      9. Логопедия в школе: практический опыт / под ред. В.С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. и дополн. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 368 с.

      10. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. В 2-ух альбомах. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии / Е.В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 32 с.

      11. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. В 2-ух альбомах. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. - М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 32 с.

      12. Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. - М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 48 с.

      13. Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. - М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 48 с.

      14. Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 144 с.

      15. Тегипко Н.В. Логопедический букварь. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010. - 80 с.

      16. Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.- 128 с.


Методическая литература, использованная при написании программы:


      1. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2003. - 224 с.

      2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя-логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с.

      3. Логопедия в школе: практический опыт / под ред. В.С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. и дополн. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 368 с.

      4. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 128 с.

      5. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ, 2013. – 184 с.

      6. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 128 с.

      7. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 96 с.

      8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. - М.: Просвещение, 2010. - 49 с.


25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!