СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юные цветоводы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юные цветоводы"»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МИЧУРИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЗАВОРОНЕЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом школы

Протокол № 5 от 15.06.2020 г

Руководитель МС

_____________(Радченко О.В.)


Утверждена приказом

МБОУ Заворонежской СОШ

58 от 16.06.2020 г

Директор

____________(Жукова В.В.)


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

«Юные цветоводы»

Возраст учащихся: 11-13 лет

Срок реализации: 1 год

Уровень освоения: ознакомительный


Составитель:

Топильская Т.И.,

педагог дополнительного образования






Мичуринский район, 2020

Информационная карта программы

1. Учреждение


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Заворонежская средняя общеобразовательная школа

2. Полное название программы

«Юные цветоводы»

3. Ф.И.О., должность автора


Топильская Татьяна Игоревна, педагог дополнительного образования

4. Сведения о программе:


4.1. Нормативная база


  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р).

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14)

  • Устав МБОУ Заворонежской СОШ

4.2. Область применения

Дополнительное образование

4.3. Направленность

Естественнонаучная

4.4. Тип программы

Модифицированная

4.5. Уровень освоения

Ознакомительный

4.6. Возраст учащихся

11-13 лет

4.7. Продолжительность обучения

1 год

5. Рецензенты и авторы отзывов:


Фролова Л.А., кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и химии МичГАУ

6. Заключение методического совета

Протокол № 5 от 15.06.2020 г

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»


1.1. Пояснительная записка


Стремление украшать свое жилище растениями родилось у человека давно. Оно не покидало его на всем пути культурного развития. С ростом концентрации населения и урбанизации постоянное общение с миром декоративных растений приобретает особую актуальность, становится для человека не только эстетической потребностью, но и жизненной необходимостью.

Цветоводство стало любимым занятием многих людей. Вошло в традицию отмечать все знаменательные события жизни цветами. Цветы – лучший подарок родным и друзьям. Декоративные растения на балконах украшают фасады зданий. Комнатное цветоводство постепенно освоилось в производственных и служебных помещениях. [2]

В связи с этим, оптимальной формой организации деятельности в этом направлении является создание творческого объединения «Юные цветоводы», где дети будут иметь возможность поближе познакомиться с удивительным многообразием  мира цветов, изучить способы размножения цветочных растений, научиться создавать проекты озеленения школ, пришкольных территорий и дворов, составлять букеты и цветочные композиции, заниматься опытнической и исследовательской деятельностью, осваивать современные агроприемы.

Направленность программы: естественнонаучная.

Уровень освоения: ознакомительный.

Новизна программы состоит в том, что она не только формирует и развивает у детей активную познавательную деятельность, умение наблюдать, логическое мышление, любознательность, самостоятельность, трудолюбие, добросовестное отношение к порученному делу, эстетическое отношение ко всему живому, трудовые навыки, но и способствует осуществлению межпредметных связей в области естественнонаучных предметов.

Актуальность программы обусловлена тем, что она направлена на повышение интереса у учащихся к предмету и профессиям, связанным с биологией, формирование готовности к самоопределению относительно профиля обучения в старшей школе (химико-биологический) и дальнейшей профессиональной деятельности.

Педагогическая целесообразность. Реализация данной программы предусматривает решение учащимися задач не только теоретического, но и прикладного характера, приобщение к практической натуралистической деятельности широкого познавательного характера.

Данная программа предполагает не только углубление биологических знаний учащихся, но и развитие индивидуальных, творческих способностей и самостоятельности школьников.

Полученные знания и умения ребята смогут воплотить в реальность не только в школе, но и дома, а главное, разнообразные виды общения с природной средой (экскурсии, работа на пришкольном участке и др.) помогут учащимся осознать взаимосвязь и взаимозависимость человека и природы, что является смыслом экологического образования в школе.

Отличительная особенность программы заключается в том, что ее содержание объединено в 3 тематических блока, каждый из которых реализует отдельную задачу. Все тематические блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. На выполнение практических заданий отводится большая часть времени, чем на изучение теоретических вопросов.

Практическая часть программы включает разнообразные виды деятельности учащихся: осуществление агротехнических мероприятий по выращиванию и уходу за комнатными растениями и растениями открытого грунта, мероприятия по закладке цветника и ухода за ним; создание презентаций; работу с микроскопом, определителями, гербариями, специальной литературой, экскурсию.

В теоретическую часть программы входит: изучение видового многообразия цветочно-декоративных растений, биологических особенностей комнатных растений и цветочно-декоративных растений открытого грунта, способов их размножения, правил ухода за ними; изучение основ аранжировки растений, приемов и способов озеленения и благоустройства территории, принципов создания цветников.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные цветоводы» является модифицированной и разработана на основе типовой программы по курсу «Юный цветовод» (сборник «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Исследователи природы»  под ред. И.В. Костинской, издание 3-е исправленное и дополненное, Москва, «Просвещение», 1983 г.).

Адресат программы. Программа разработана для учащихся 11-13 лет, проявляющих интерес к миру растений, к живой природе, к общению и творчеству.

Условия набора учащихся. Для обучения в объединении принимаются все желающие, независимо от уровня первоначальных знаний.

Количество учащихся. Состав группы – постоянный. Наполняемость – 12 человек. Допускаются занятия в группе с детьми разных возрастов.

Объем и срок освоения программы. Срок реализации – 1 учебный год. Общее количество учебных часов – 72.

Форма обучения. Очная.

Формы и режим занятий. Режим занятий: 2 часа в неделю (1 раз в неделю по 2 часа с перерывом 10 минут). Форма организации занятий: групповая. Типы занятий: теоретические, практические, комбинированные.




1.2. Цель и задачи программы


Цель: развитие интереса у школьников к миру растений через вовлечение их в практическую деятельность, способствующую формированию предпрофессиональных компетентностей в области цветоводства.

Задачи:

1. Образовательные:

- формирование у учащихся представлений о цветоводстве, озеленении, принципах подбора растений для различных видов озеленения, принципах цветочно-декоративного оформления различных объектов, разнообразии комнатных декоративных растений и растений открытого грунта, особенностях работы с ними;

- формирование следующих специальных умений: изготовление гербариев, составление букетов и других цветочных композиций, закладка цветника; работа с комнатными растениями и растениями открытого грунта.

2. Развивающие:

- развитие познавательных способностей детей (памяти, внимания, мышления);

- развитие волевых качеств – решительности, настойчивости, самостоятельности, стремления доводить начатое дело до конца;

- развитие трудовых умений и навыков;

- развитие творческого потенциала детей.

3. Воспитывающие:

- воспитание усидчивости и интереса к занятиям, доброжелательного отношения к сверстникам, трудолюбия;

- воспитание эстетических взглядов, нравственных качеств личности;

- воспитание у учащихся бережного отношения к природе.


1.3. Содержание программы


Учебный план


п/п

Наименование темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика


Вводное занятие

2

1

1

Тестирование

1.

Цветоводство в нашей жизни

6

4

2


1.1.

История и традиции цветоводства

2

2

-

Сообщения. Тест

1.2.

Значение цветочно-декоративных растений в жизни человека

2

1

1

Защита самостоятельных работ

1.3.

Видовое многообразие цветочно-декоративных растений

2

1

1

Защита самостоятельных работ

2.

Комнатное цветоводство

26

10

16


2.1.

Значение комнатных растений

4

2

2

Сообщения. Защита самостоятельных работ.

2.2.

Разнообразие оранжерейных и комнатных растений

4

1

3

Защита презентаций

2.3.

Уход за комнатными растениями

4

1

3

Практикум. Составление памятки

2.4.

Способы размножения комнатных растений

6

2

4

Практикум

2.5.

Земельные смеси и удобрения для комнатных растений

2

2

-

Сообщения. Тест

2.6.

Борьба с вредителями и болезнями комнатных растений

2

1

1

Практикум

2.7.

Аранжировка из комнатных растений

4

1

3

Защита презентаций

3.

Цветоводство открытого грунта

36

13

23


3.1.

Однолетние цветочно-декоративные растения

4

1

3

Защита самостоятельных работ

3.2.

Многолетние цветочно-декоративные растения

4

1

3

Защита самостоятельных работ

3.3.

Декоративные кустарники

4

1

3

Защита самостоятельных работ

3.4.

Сохранение и уход за срезанными растениями

2

1

1

Практикум

3.5.

Составление букетов и высушивание цветов

4

1

3

Практикум. Выставка рисунков

3.6.

Микроэлементы в цветоводстве

2

2

-

Сообщения

3.7.

Защита цветочных культур от вредителей и болезней

2

2

-

Сообщения. Тест

3.8.

Размножение цветочно- декоративных растений открытого грунта

6

2

4

Практикум

3.9.

Устройство цветников

8

2

6

Практикум. Защита презентаций


Итоговое занятие

2

-

2

Игра-викторина. Тестирование


Итого:

72

28

44






Содержание учебного плана

Вводное занятие

Теория. План работы, цели и задачи творческого объединения; инструктаж по технике безопасности.

Практика. Презентация творческого объединения «Юные цветоводы» с целью более подробного введения в дополнительную общеразвивающую программу. Экскурсия по пришкольной территории «Многообразие цветочно-декоративных растений. Дизайн пришкольного цветника».

1. Цветоводство в нашей жизни

1.1. История и традиции цветоводства

Теория. Исторические этапы развития цветоводства. История развития цветоводства в России. Происхождение и особенности развития цветочных культур.

1.2. Значение цветочно-декоративных растений в жизни человека

Теория. Комнатные и грунтовые цветочно-декоративные растения, используемые для озеленения. Озеленение населенных пунктов. Задачи школьников по охране зеленых насаждений.

Практика. Составление плана озеленения пришкольной территории.

1.3. Видовое многообразие цветочно-декоративных растений

Теория. Группы растений, используемых для озеленения: деревья, кустарники, травянистые. Однолетние и многолетние цветочно-декоративные растения.

Практика. Работа с определителями, гербариями цветочно-декоративных растений. Работа со специальной литературой.

2. Комнатное цветоводство

2.1. Значение комнатных растений

Теория. История и традиции комнатного цветоводства. Значение комнатных растений, их родина.

Практика. Описание видового разнообразия комнатных растений кабинета биологии.

2.2. Разнообразие оранжерейных и комнатных растений

Теория. Разнообразие оранжерейных и комнатных растений по происхождению, продолжительности жизни, характеру роста, срокам цветения, декоративным качествам.

Практика. Создание презентации «Комнатные растения моего дома».

2.3. Уход за комнатными растениями

Теория.Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха, температуре, освещению. Значение ухода и правила его проведения, основные приемы: полив, подкормка, рыхление, перевалка и пересадка.

Практика. Проведение мероприятий по уходу за комнатными растениями кабинета биологии: полив и  опрыскивание листьев, рыхление почвы в горшках, подкормка.

2.4. Способы размножения комнатных растений

Теория. Вегетативное размножение комнатных растений: способы, техника и сроки. Выращивание комнатных растений из семян. Подготовка семян к посеву.

Практика. Размножение стеблевыми черенками герани, листовыми черенками узамбарской фиалки, семенами бегонии. Уход и наблюдение за ростом и развитием комнатных растений, за появлением вредителей и болезней.

2.5. Земельные смеси и удобрения для комнатных растений

Теория. Виды земельных смесей: дерновые, листовые, перегнойные; основные правила внесения удобрений.

2.6. Борьба с вредителями и болезнями комнатных растений

Теория. Вредители комнатных растений. Признаки поражения комнатных растений вредителями. Способы борьбы с вредителями. Болезни комнатных растений. Способы лечения.

Практика. Работа с микроскопом. Наблюдение за листьями, пораженными вредителями и болезнями.

2.7. Аранжировка из комнатных растений

Теория. Понятие флористики. Декоративные способы размещения комнатных растений: цветочные «ванны», переносные цветочницы, композиции в стеклянных емкостях и др.

Практика. Создание презентации «Композиции из комнатных растений».

3. Цветоводство открытого грунта

3.1. Однолетние цветочно-декоративные растения

Теория. Понятие об однолетних растениях; однолетники, используемые для озеленения школьных цветников. Сроки посадки однолетников.

Практика. Изучение однолетников по гербарным материалам и рисункам; краткое описание некоторых видов: гвоздика, петуния, астра однолетняя, цинния и др.

3.2. Многолетние цветочно-декоративные растения

Теория. Понятие о многолетниках, их преимущества: продолжительность жизни, выносливость, доступность выращивания, продолжительность цветения. Сроки посадки многолетников. Правила хранения многолетников, убираемых на зиму.

Практика. Изучение многолетников по гербарным материалам и рисункам; краткое описание некоторых видов: тюльпан, нарцисс, лилия, пион, гладиолус и др.

3.3. Декоративные кустарники

Теория. Виды декоративных кустарников. Биологические особенности и агротехника выращивания декоративных кустарников на примере роз и сирени.

Практика. Краткое описание некоторых видов декоративных кустарников: роз и сирени.

3.4. Сохранение и уход за срезанными растениями

Теория. Причины увядания срезанных цветов; срезка, первичная обработка и упаковка цветов; способы сохранения срезанных цветов (в воде, с использованием химических препаратов, при помощи пониженной температуры).

Практика. Срезка и сохранение цветов в воде, при помощи пониженной температуры.

3.5. Составление букетов и высушивание цветов

Теория. Основные правила составления композиций; подготовка растительного материала к декоративному оформлению; способы засушки растений: в прессе, в песке; сроки засушки. Требования к оформлению гербария.

Практика. Составление гербарных листов декоративных растений. Конкурс рисунков «Мой букет».

3.6. Микроэлементы в цветоводстве

Теория. Действие отдельных микроэлементов на цветочно-декоративные растения.

3.7. Защита цветочных культур от вредителей и болезней

Теория. Основные виды вредителей и болезней цветочных культур, меры борьбы с ними; настои и отвары для обработки растений.

3.8. Размножение цветочно-декоративных растений открытого грунта

Теория.Способы, сроки, правила размножения однолетних и многолетних цветочно-декоративных растений. Размножение клубнями, корневищами, черенками, луковицами, семенами.

Практика. Размножение клубнями георгина, черенками хризантемы и флокса, клубнелуковицами гладиолуса, луковицами тюльпана, лилии, нарцисса, семенами петунии. Наблюдение за ростом и развитием растений, уход за ними.

3.9. Устройство цветников

Теория.Принципы создания цветников, виды цветочного оформления, подбор и размещение цветов, устройство дорожек, уход за цветниками.

Практика. Работа в школьном цветнике. Составление плана цветника пришкольного участка. Закладка цветника: подготовка почвы, разбивка участка, устройство дорожек, подбор и размещение цветов, высаживание растений. Уход за цветником – полив, прополка, рыхление почвы. Создание презентации «Цветник у дома».


Итоговое занятие

Игра-викторина «Самый умный цветовод».

Повторение, обобщение и демонстрация учащимися своих знаний, практических умений и навыков при работе с комнатными растениями и цветочно-декоративными растениями открытого грунта, полученных в период обучения. Подведение итогов года. Итоговая диагностика. Награждение грамотами и сувенирами.



1.4. Планируемые результаты


1. Предметные:

Учащиеся должны знать:

- общие сведения по теории и практике цветоводства;

- происхождение цветочно-декоративных растений;

- значение цветочно-декоративных растений в жизни человека;

- классификацию декоративных растений по различным  признакам;

- основные правила ухода за комнатными растениями и растениями открытого грунта;

- особенности развития и размножения комнатных растений и растений открытого грунта;

-  меры борьбы с вредителями и болезнями цветочно-декоративных растений;

- правила внесения удобрений;

- роль микроэлементов в цветоводстве;

- основы аранжировки растений;

-  основы искусства составления букетов и композиций;

-  приемы и способы озеленения и благоустройства территории;

- агротехнические мероприятия по выращиванию и уходу за цветочно-декоративными растениями;

- требования техники безопасности, правила личной гигиены при работе с цветочно-декоративными растениями.

Учащиеся должны уметь:

- владеть агротехническими приемами по выращиванию и уходу за комнатными растениями и растениями открытого грунта;

-  правильно осуществлять уход за цветочно-декоративными растениями;

-  размножать разными способами цветочно-декоративные растения;

- осуществлять основные действия по работе в цветнике и уходу за ним;

- составлять план озеленения пришкольной территории;

- владеть элементами техник по изготовлению гербариев, композиций из цветочно-декоративных растений, по уходу за срезанными растениями;

- работать с определителями, гербариями цветочно-декоративных растений, со специальной литературой;

-  проводить исследовательскую и опытническую деятельность;

-  вести дневники наблюдений;

- самостоятельно проводить наблюдения за цветочно-декоративными растениями;

- составлять таблицы, графики, описывать результаты опытов и наблюдений.


2. Метапредметные:

- формирование универсальных учебных действий, связанных с отбором учебной информации из различных источников, ее анализом и оценкой;

- развитие навыков исследовательской и опытнической деятельности в процессе изучения растений, решения поисковых задач, обоснования приводимых доказательств, оформления отчёта о своих наблюдениях за растениями, обмена с учащимися информацией, обсуждения результатов собственных исследований;

- вовлечение в совместную деятельность, развитие способности к самооценке и самоконтролю в учебном познании;

- развитие способности аргументировать и отстаивать свое мнение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов в процессе групповой работы на занятиях;

- развитие внимания, памяти, способности к наблюдению, воображению, выбору рациональных способов решения познавательных задач;

- соблюдать правила работы в кабинете, обращения с объектами и лабораторным оборудованием.


3. Личностные:

- формирование эмоционально-ценностного отношения к живой природе на уровне восприятия ценностных экологических установок и реагирования на ситуации негативного поведения человека в природе;

- развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной траектории образования;

- вовлечение в экологическую и природоохранную деятельность, ориентация на выбор целевых и смысловых установок, направленных на эстетическое и этическое отношение к объектам живой природы;

- стимулирование к самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории обучения;

- развитие личностных представлений о системности природы; приобщение к ценностям биологической науки, правилам поведения в кабинете.

Блок №2. «Комплекс организационно-педагогический условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

2.1. Календарный учебный график

Учебный год по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юные цветоводы» начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая, число учебных недель по программе - 36, число учебных дней – 36, количество учебных часов – 72. (Приложение 1)


2.2. Условия реализации программы


Материально-техническое обеспечение

Основная часть занятий проводится в учебном кабинете биологии. Кабинет соответствует требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам, хорошо освещается и периодически проветривается.

Кабинет оснащен классной доской, столами и стульями для учащихся и педагога, шкафами и стеллажами для хранения дидактических пособий и учебных материалов.

Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий: инвентарь для работы с комнатными растениями и растениями открытого грунта, микроскоп.

Перечень материалов, необходимых для занятий: учебные пособия, книги для чтения, справочники, определители, гербарные материалы.

Перечень технических средств обучения: компьютер (ноутбук), проектор, интерактивная доска (экран).

Учебный комплект на каждого учащегося: тетрадь, ручка, цветные и простые карандаши, линейка, ластик, ножницы, альбом для рисования, ватманские листы, плотный картон, бумага формата А4.

Требования к специальной одежде учащихся: для проведения практических занятий в цветнике необходима удобная одежда и обувь.


Методическое обеспечение


1) Разработки занятий, мероприятий, экскурсий.

2) Презентации по основным разделам программы: «Многообразие цветочно-декоративных растений», «Комнатные растения», «Вредители комнатных растений», «Уход за комнатными растениями», «Композиции из комнатных растений», «Однолетние и многолетние цветочно-декоративные растения открытого грунта», «Микроэлементы в цветоводстве».

3) Видеоматериалы: «Вредители комнатных растений», «Болезни комнатных растений», «Удобрения для комнатных растений», «Основные правила ухода за комнатными растениями», «Земля для комнатных растений», «10 советов: Чем подкармливать комнатные растения?», «Составление букетов и высушивание цветов», «Хлорофитум. Высадка в грунт», «Как посеять петунию», «Устройство цветников».

4) Рекомендации для проведения практических работ, алгоритмы создания презентаций, составления плана озеленения пришкольной территории, изготовления гербарных листов.

5) Дидактический и лекционный материал.

6) Коллекция работ учащихся.

7) Методическая литература.


Кадровое обеспечение программы


Педагог, организующий образовательный процесс по данной программе должен иметь высшее образование, пройти подготовку на курсах повышения квалификации по организации дополнительного образования.

Важным условием, необходимым для реализации программы является умение педагога осуществлять личностно-деятельностный подход к организации обучения, проектировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося, разрабатывать и эффективно применять инновационные образовательные технологии.


2.3. Формы аттестации


 Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на определение оценки качества знаний, умений и навыков каждого ребенка как результата освоения образовательной программы, сформированности экологической культуры и личных качеств учащихся.


Основные виды диагностик результата


1) Начальная – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, выполнение тестовых заданий).

2) Текущая – проводится на каждом занятии: защита самостоятельных работ, выполнение тестовых заданий, практикумов.

3) Промежуточная – проводится по окончании изучения отдельных тем: защита презентаций, выполнение тестовых заданий.

4) Итоговая – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: результативность участия в мероприятиях  различного уровня (внутри ОУ, муниципальный, областной, и др.), игра-викторина «Самый умный цветовод», защита портфолио, тестирование.

Для учащихся, показавших высокие результаты в процессе обучения, предусмотрено вручение грамот и поощрительных призов.


2.4. Оценочные материалы

Диагностика результатов обучения осуществляется с помощью диагностических контрольных заданий по следующим критериям:


п/п

Оцениваемые

параметры

Критерии

Методы

диагностики

Теоретическая подготовка учащихся

1

Теорети­ческие знания по основным разделам учебного плана про­граммы

Соответствие теоретических знаний про­граммным требо­ваниям

Опрос. Тестирование по основным разделам

(Приложение 2)

2

Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования спе­циальной терминологии

Опрос

Практическая работа учащихся

3


Практические умения и навыки, знания по основным разделам учебно­го плана про­граммы

Соответствие практических умений и навы­ков программ­ным требованиям

Практические задания (Приложение 3)

4

Творче­ские навыки

Способность к усовершенство­ванию, инициа­тива, самостоя­тельность позна­ния

Индивидуальные задания

Учебно-организационные умения и навыки

5

Навыки соблюдения правил безопасности в процессе деятельности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

Наблюдение

6

Умение рационально использовать учебное время и аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

Наблюдение




2.5. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные цветоводы»



п/п

Название раздела, темы

Материально-техническое

оснащение, дидактико-

методический материал

Формы, методы,

приемы обучения

Формы подведения

итогов


Вводное занятие

ТО: компьютер, проектор, экран.

Слайдовая презентация.

Тесты

Традиционное занятие. Экскурсия.

Методы:

словесные – беседа, рассказ;

наглядные – демонстрация презентации;

практические– тестирование, экскурсия;

аудиовизуальные – использование аудио- и видеоматериалов.

Начальная диагностика

1.

Цветоводство в нашей жизни

ТО: компьютер, проектор, экран.

Слайды. Рисунки.

Тесты

Традиционное занятие, самостоятельная работа, консультации.

Методы:

словесные – беседа, лекция, рассказ, объяснение, сообщения, опрос;

наглядные – демонстрация слайдов, рисунков;

практические – тестирование;

аудиовизуальные – использование аудио- и видеоматериалов.

Межпредметные связи: история.

Тестирование, защита самостоятельных работ, подготовка сообщений учащимися

2.

Комнатное цветоводство

ТО: компьютер, проектор, экран.

Оборудование: инвентарь для работы с комнатными растениями. Микроскоп.

Слайды. Рисунки. Живые экземпляры растений.

Тесты

Традиционное занятие, самостоятельная работа, практическая работа, консультации.

Методы:

словесные – беседа, лекция, рассказ, объяснение, сообщения, опрос;

наглядные - демонстрация рисунков, живых растений, слайдов;

практические – работа с литературой, микроскопом, создание презентаций, выполнение практических заданий;

аудиовизуальные – использование аудио- и видеоматериалов.

Приемы: наглядный показ, индивидуальная помощь, взаимоконтроль, самоконтроль.

Межпредметные связи: история, химия.

Тестирование, защита самостоятельных работ, защита презентаций, подготовка сообщений учащимися, практикумы

3.

Цветоводство открытого грунта

ТО: компьютер, проектор, экран.

Оборудование: садовый инвентарь.

Слайды. Рисунки. Живые экземпляры растений. Гербарии.

Тесты.


Традиционное занятие, самостоятельная работа, практическая работа, консультации.

Методы:

словесные – беседа, лекция, рассказ, объяснение, сообщения, опрос;

наглядные – демонстрация рисунков, живых растений, гербарных материалов, слайдов;

практические – описание растений по плану, изготовление гербариев, создание презентации, выполнение практических заданий;

аудиовизуальные – использование аудио- и видеоматериалов.

Приемы: наглядный показ, индивидуальная помощь, взаимоконтроль, самоконтроль.

Межпредметные связи: история, химия.

Тестирование, защита самостоятельных работ, защита презентаций, подготовка сообщений учащимися, конкурс рисунков, практикумы


Итоговое занятие

ТО: компьютер, проектор, экран.

Слайды. Рисунки. Живые экземпляры растений.

Тесты.

Грамоты для награждения.

Поощрительные призы

Игра-викторина.

Методы:

словесные – беседа;

наглядные – демонстрация рисунков, живых растений, слайдов;

практические – игра, тестирование

Итоговая диагностика. Награждение








2.6. Список литературы


Для педагога:


1. Головкин Б.Н. Энциклопедия комнатного цветоводства/ Б.Н. Головкин. – М.: Космос, 1993.

2. Дубровская Н.И. Дизайн сада: коллекция идей. – М.: ООО Изд-во «ДОМ. XXI в.», ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007.

3. Евдокимова Р.М. Внеклассная работа по биологии/ Р.М. Евдокимова. – Саратов: Лицей, 2005.

4. Киреева М.Ф. Цветоводство в сельской местности/ М.Ф. Киреева, В.П. Грязева. – М.: Росагропромиздат, 1989.

5. Клевенская Т.М. Цветы в интерьере: Альбом/ Т.М. Клевенская. – М.: Агропромиздат, 1990.

6. Никитинский Ю.И. Приемы цветочного оформления/ Ю.И. Никитинский, Г.К. Тавлинова. – М.: Россельхозиздат, 1985.

7. Полная энциклопедия комнатных растений/ авт.-сост. Ю.В. Маскаева. – М.: АСТ, 2007.

8. Родина В.А. Цветоводство в школе. Пособие для учителей/ В.А. Родина. – М.: Просвещение, 1974.

9. Соколова Т.А. Цветы в вашем саду/ Т.А. Соколова, О.В. Дмитриева, М.А. Игумнов. – М.: Колос, 1994.

10. Цветы на вашем балконе (Атлас растений)/ сост. Л.Н. Хайрова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005.


Для учащихся:


1. Антипов В.Г. Декоративные кустарники/ В.Г. Антипов, Э.В. Ваверова. – Мн.: «Ураджай», 1978.

2. Герасимова С.О. Комнатное цветоводство/ С.О. Герасимова, И.М. Журавлёв. – М.: «Нива России», 1992.

3. Киреева М.Ф. Советы цветоводам/ М.Ф. Киреева, А.М. Ульянищева. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1975.

4. Клевенская Т.М. Цветы в интерьере: Альбом/ Т.М. Клевенская. – М.: Агропромиздат, 1990.

5. Комнатные растения в вашем доме. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2005.

6. Маевский П.Ф. Осенняя флора (определитель)/ П.Ф. Маевский. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961.

7. Соколова Т.А. Цветы в вашем саду/ Т.А. Соколова, О.В. Дмитриева, М.А. Игумнов. – М.: Колос, 1994.


Приложение 1

Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Кол-во часов

Тема

Место проведения

Форма контроля

план

факт

1.

Сентябрь




Традиционное занятие. Экскурсия

2

Вводное занятие

Учебный кабинет. Пришкольная территория

Начальная диагностика

2.

Сентябрь




Традиционное занятие

2

История и традиции цветоводства

Учебный кабинет

Сообщения. Тест

3.

Сентябрь




Самостоятельная работа

2

Значение цветочно-декоративных растений в жизни человека

Учебный кабинет

Защита самостоятельных работ

4.

Сентябрь




Самостоятельная работа

2

Видовое многообразие цветочно-декоративных растений

Учебный кабинет

Защита самостоятельных работ

5-6.

Октябрь




Традиционное занятие. Самостоятельная работа

4

Значение комнатных растений

Учебный кабинет

Сообщения. Защита самостоятельных работ.

7-8.

Октябрь




Традиционное занятие. Самостоятельная работа

4

Разнообразие оранжерейных и комнатных растений

Учебный кабинет

Защита презентаций

9-10.

Ноябрь




Практическая работа

4

Уход за комнатными растениями

Учебный кабинет

Практикум. Составление памятки

11-13.

Ноябрь




Практическая работа

6

Способы размножения комнатных растений

Учебный кабинет

Практикум

14.

Декабрь




Традиционное занятие

2

Земельные смеси и удобрения для комнатных растений

Учебный кабинет

Сообщения. Тест

15.

Декабрь




Практическая работа

2

Борьба с вредителями и болезнями комнатных растений

Учебный кабинет

Практикум

16-17.

Декабрь




Традиционное занятие. Самостоятельная работа

4

Аранжировка из комнатных растений

Учебный кабинет

Защита презентаций

18-19.

Январь




Самостоятельная работа

4

Однолетние цветочно-декоративные растения

Учебный кабинет

Защита самостоятельных работ

20-21.

Январь




Самостоятельная работа

4

Многолетние цветочно-декоративные растения

Учебный кабинет

Защита самостоятельных работ

22-23.

Февраль




Самостоятельная работа

4

Декоративные кустарники

Учебный кабинет

Защита самостоятельных работ

24.

Февраль




Практическая работа

2

Сохранение и уход за срезанными растениями

Учебный кабинет

Практикум

25-26.

Февраль

Март




Практическая работа

4

Составление букетов и высушивание цветов

Учебный кабинет

Практикум. Выставка рисунков

27.

Март




Традиционное занятие

2

Микроэлементы в цветоводстве

Учебный кабинет

Сообщения.

28.

Март




Традиционное занятие

2

Защита цветочных культур от вредителей и болезней

Учебный кабинет

Сообщения. Тест

29-31.

Март

Апрель




Практическая работа

6

Размножение цветочно- декоративных растений открытого грунта

Учебный кабинет

Практикум

32-35.

Апрель

Май




Практическая работа

8

Устройство цветников

Учебный кабинет. Пришкольный цветник

Практикум. Защита презентаций

36.

Май




Традиционное занятие

2

Итоговое занятие

Учебный кабинет

Игра-викторина. Итоговая диагностика

Приложение 2


Примерный перечень тестов по теоретическим разделам


Тест № 1.

Раздел «Комнатное цветоводство»

Выберите один правильный ответ

1. Это растение оздоравливает сырой, нездоровый воздух, снимает усталость, улучшает сон, дезинфицирует воздух. Если пожевать листочек – понизится давление крови.

а) плющ б) пеларгония в) цикламен

2. Это растение укрепляет корни волос. Из его корней получают краску – хну.

а) бегония б) лилия в) бальзамин

3. Это растение используют при колитах, кровохарканьи, простуде, туберкулезе. Измельченные листья накладывают на мозоли.

а) алоэ б) зебрина в) каланхоэ

4. Это растение понижает жар, его используют при обморожениях, нагноениях, фурункулах, лихорадке, отите.

а) плющ б) камнеломка в) зефирантес

5. Это растение используют при заболеваниях печени, для лечения диабета, туберкулеза, в качестве горячих компрессов.

а) кринум б) кофе в) зефирантес

6. Это растение используют для созревания фурункулов и карбункулов.

а) роза б) хризантема в) хойя

7. Это растение используют как потогонное, отхаркивающее, противокашлевое средство, при расстройстве желудка, для сведения веснушек.

а) лилия б) плющ в) цитрусы

8. Это растение снижает количество микробов в воздухе на 60%, листья используют для салата.

а) бегония б) хризантема в) алоэ

9. Это растение используют при воспалении глаз, легких, стоматите, накладывают на раны и обожженные места, успокаивает зубную боль.

а) роза б) сансевьера в) жасмин

Анализ теста:

8 – 9 баллов – высокий уровень знаний;

5 – 7 баллов – средний уровень знаний;

0 – 4 балла – низкий уровень знаний.


Тест №2.

Раздел «Цветоводство открытого грунта»

Выберите один правильный ответ

1. Цветочные культуры открытого грунта, проходящие весь цикл развития за 1 год.

а) Многолетники б) Двулетники в) Однолетники

2. Некоторые двулетние растения в зимний период времени нуждаются в укрытии.

а) Накрывать их нужно как можно раньше до холодов, открывать как можно позже

б) Накрывать как можно позже перед холодами, открывать как можно раньше

в) Накрывать пораньше осенью, открывать как можно раньше

3. Определите многолетнее растение, зимующее в открытом грунте.

а) Люпин б) Космея в) Горошек душистый

4. Основной способ размножения георгин.

а) Черенками б) Семенами в) Делением корнеклубней

5. Клубнелуковицы этого растения образуют деток разной величины. Наиболее крупные из них зацветают в первый год, более мелкие через год или 2.

а) Флоксы б) Гладиолусы в) Канны

6. Растения гиацинт, нарцисс, лилия относятся к:

а) Луковичным б) Вьющимся в) Коврово-мозаичным

Анализ теста:

5 – 6 баллов – высокий уровень знаний;

3 – 4 балла – средний уровень знаний;

0 – 2 балла – низкий уровень знаний.


Тест №3.

Итоговый

Выберите правильный ответ

1. Цветоводство – это отрасль:

а) растениеводства; б) животноводства; в) промышленности.

2. Как называются растения, выращиваемые человеком?

а) Цветковые; б) культурные; в) дикорастущие.

3. Как называют растения, которые выращивают для украшения домов и улиц?

а) Культурные; б) цветочные; в) декоративные.

4. Для чего в древности использовались красиво цветущие растения?

а) Не применялись вообще;

б) использовались как украшения жилищ, одежды, храмов, в ритуальных обрядах на церемониях, служили талисманом;

в) применялись только в очень редких случаях, так как считались очень дорогими.

5. Какая температура воды подходит для полива комнатных растений?

а) Комнатная;

б) на 2-3 градуса теплее, чем воздух в комнате;

в) на 2-3 градуса прохладнее, чем воздух в комнате.

6. Какое название носит полив 1 раз в неделю или месяц?

а) Умеренный; б) редкий; в) частый.

7. Как правильно поливать комнатные растения из лейки?

а) По стеблю; б) по листьям; в) по краю горшка.

8. Как правильно рыхлить почву в цветочном горшке с комнатным растением?

а) От стебля к краю горшка;

б) от стенки горшка к стеблю;

в) по всей поверхности почвы.

9. Для чего проводят опрыскивание комнатных растений?

а) Для удаления пыли;

б) для повышения влажности;

в) для удаления вредителей.

10. От чего зависит состав комнатной смеси?

а) От вида растения; б) от размера горшка; в) от времени года.

11. Перевалка – это перенос растения:

а) с комом земли в другой горшок;

б) без кома земли в другой горшок;

в) в открытый грунт.

12. Композиция из горшочных растений представляет собой:

а) цветочную композицию, созданную внутри сосуда из стекла или прозрачного пластика;

б) совокупность растений, высаженных в отдельные горшки, но расположенных близко друг к другу;

в) контейнер с растениями.

13. Какие цветковые растения называются однолетними?

а) Растут и цветут несколько лет;

б) растут и цветут одно лето;

в) растут и цветут два года.

14. Какие цветковые растения называют многолетниками?

а) Растут и цветут в течение многих лет;

б) растут и цветут 3 года;

в) растут и цветут только летом.

16. Как размножаются однолетние цветочные растения?

а) Вегетативным способом; б) семенным способом.

17. Однолетние цветковые растения осенью:

а) удаляют с корнем;

б) срезают стебли, а корни оставляют в почве;

в) собирают семена и ничего не обрезают.

18. К однолетним цветочным растениям относятся:

а) маргаритки; б) бархатцы; в) гладиолусы.

19. К двулетним цветочным растениям относится:

а) анютины глазки; б) флокс; в) примула.

20. К многолетним цветочным растениям относится:

А) тюльпан, б) львиный зев; в) цинния.

21. Какое удобрение относится к органическим?

а) Азофоска; б) суперфосфат; в) торф.

22. К минеральным удобрениям относится:

а) азофоска; б) компост; в) навоз.

23. Инвентарь для перекопки почвы –

а) грабли; б) лопата; в) мотыга;

24. Для чего проводят перекопку почвы?

а) Для удаления вредителей;

б) для поддержания почвы в рыхлом состоянии;

в) для внесения удобрений.

25. Лопату переносят:

а) острой частью вверх; б) острой частью вниз; в) острой частью назад.

26. Инструмент для обрезки кустарников:

а) секатор; б) лопата; в) мотыга.

27. Часть двора, засаженная цветочными растениями – это:

а) сад; б) цветник; в) газон.

28. Несовместимые цветы – это:

а) цветы, которые не могут расти рядом;

б) цветы, которые не могут находиться вместе в букете;

в) цветы, которые некрасиво смотрятся в букете.

29. Бордюр – это посадка цветочных растений узкой полоской:

а) в центре клумбы; б) в средней части клумбы; в) по краю клумбы.

30. Осенний уход за цветником – это:

а) высадка рассады; б) сбор семян; в) подкормка цветов.

Анализ теста:

25 – 30 баллов – высокий уровень знаний;

16 – 24 баллов – средний уровень знаний;

0 – 15 баллов – низкий уровень знаний.





Приложение 3


Примерное оформление практических работ


Практическая работа «Вегетативное размножение комнатных растений»


Цель: выработать элементарные умения черенковать комнатные растения. Оборудование: склянки с водой, комнатные растения.

Ход работы:

1. Черенкование стеблей (герань).

1) Внимательно рассмотрите побеги растений.

2) Разрежьте побеги на черенки с 2-3 листьями (узлами) на каждом. Поскольку придаточные корни появляются раньше всего около узлов, нижний срез надо делать под углом.

3) Удалите нижний лист.

4) Поставьте черенки в воду так, чтобы 2/3 стебля были под водой.

2. Черенкование листьев (фиалка).

1) Срежьте листовую пластинку у растения вместе с черенком и поставьте в воду (неглубоко).

2) Разрежьте длинный лист на листовые черенки длиной 5-7 см каждый.

3) Поставьте их в воду (неглубоко). При этом не спутайте верх и низ черенков!

3. Наблюдение за развитием корней у черенка.

1) Все сосуды с черенками поставить в светлое нежаркое место.

2) После развития корней посадите черенки в цветочные горшки с почкой и полейте их.

3) Наблюдения за развитием корней записывайте в таблицу.


Оформление задания в тетради


Черенкование комнатных растений


п/п

Название растения

Дата черенкования

Дата появления первого корня

Дата развития корней длиной 1,5-2 см

Дата посадки в почву















Вывод: В ходе лабораторной работы ….



Критерии оценивания практических работ


Практические работы учащихся оцениваются по пятибалльной шкале:


Кол-во баллов

Критерии

5 баллов

- учащийся свободно применяет полученные знания при выполнении практических заданий;

- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;

- в письменном отчете по работе правильно и аккуратно выполнены все записи;

- при ответах на контрольные вопросы правильно понимает их сущность, дает точное определение и истолкование основных понятий, использует специальную терминологию дисциплины, не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы, сопровождает ответ примерами.

4 балла

- выполнены требования к оценке «отлично», но допущены 2 – 3 недочета при выполнении практических заданий и учащийся может их исправить самостоятельно или при небольшой помощи преподавателя;

- в письменном отчете по работе делает незначительные ошибки;

- при ответах на контрольные вопросы не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности, но затрудняется в применении знаний в новой ситуации, приведении примеров.

3 балла

- практическая работа выполнена не полностью, но объем выполненной части позволяет получить правильные результаты и выводы;

- в ходе выполнения работы учащийся продемонстрировал слабые практические навыки, были допущены ошибки;

- учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;

- в письменном отчете по работе допущены ошибки;

- при ответах на контрольные вопросы правильно понимает их сущность, но в ответе имеются отдельные пробелы и при самостоятельном воспроизведении материала требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя.

2 балла

- практическая работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов, у учащегося имеются лишь отдельные представления об изученном материале, большая часть материала не усвоена;

- в письменном отчете по работе допущены грубые ошибки, либо он вообще отсутствует;

- на контрольные вопросы учащийся не может дать ответов, так как не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!