СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Мой край родной, мой край любимый»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Мой край родной, мой край любимый» направлена на развитие туризма в школе и организацию деятельности учащихся по изучению родного края.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Мой край родной, мой край любимый»»

АДМИНИСТРАЦИЯ ОРДЫНСКОГО РАЙОНА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОРДЫНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Рассмотрена и одобрена на педагогическом совете МКОУ ДО «Дом детского творчества»

Протокол № 6

от «02» сентября 2019г.


Утверждаю:

Директор

МКОУ ДО «Дом детского творчества»

Л.А Бердышева


«02» сентября 2019г.







Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

туристско-краеведческой направленности

«Мой край родной, мой край любимый»








Возраст обучающихся: 10-14 лет

Срок реализации: 1 год


Автор-составитель:

Манидина Светлана Евгеньевна,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории








Р.п. Ордынское, 2020

Пояснительная записка
Направленность программы туристско-краеведческая.

Программа «Мой край родной, мой край любимый» направлена на развитие туризма в школе и организацию деятельности учащихся по изучению родного края.

        Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, то есть во время походов дети изучают историю, природу и культуру родного края – своей малой родины, о нем можно сказать не только как об уникальном оздоровительном отдыхе, но и как о важнейшем средстве культурно-патриотического воспитания.

Туризм является важной составляющей внеклассной спортивной работы. Участие в туристических походах способствует развитию таких качеств как личная инициатива, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинированность.
Туристические походы сочетают в себе активный здоровый отдых, наибольшую пользу здоровью приносят такие виды туризма, в которых используются активные средства передвижения – это пешие и лыжные походы, путешествия. Пешеходный туризм – самый массовый и самый доступный вид туризма.
На плановые и самодеятельные пешеходные маршруты ежегодно ходят миллионы людей. Такие походы способствуют улучшению деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной системы, повышению сопротивляемости организма к заболеваниям, укреплению мускулатуры. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и дозирование физических нагрузок, а также разнообразие впечатлений во время похода и путешествия нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстанавливают силы, повышают работоспособность.
Изучение истории родного края по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание духовно-нравственной культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.

Актуальность программы «Мой край родной, мой край любимый» обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.  Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков.

Активное участие детей в краеведческой работе приучает их самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивает учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению дисциплины, дает им путёвку в большой туризм, прививает им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию.

  К отличительным особенностям программы можно отнести

  • приобщение к краеведческой работе, включение ребенка   в личностно-значимую творческую деятельность с целью развития творческих способностей;

  • изучение особенностей истории своей местности;

  • учет интересов учащихся, их потребностей и возможностей через применение личностно-ориентированных технологий, технологий индивидуализации и уровневой дифференциации;

  • свобода самостоятельной деятельности, в которой ребенок является непосредственным субъектом, осуществляющим все ее этапы (целеполагание, планирование, реализацию и контроль), что создает наилучшие условия для развития нравственно- волевых качеств.


Адресат программы:

Участниками программы являются дети в возрасте 13-17 лет.

Программа «Мой край родной, мой край любимый» рассчитана на любой статус детей, имеющих любые интеллектуальные и творческие способности.  Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами учащихся и их родителей.


Объём и срок освоения программы:

Программа  «Мой край родной, мой край любимый»   разработана на 72 часа,

включая теоретические и практические занятия в помещении и на местности, а также проведение учебно-тренировочных походов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. В каникулярное время проходят учебно-тренировочные походы. Кроме того, занятия могут проходить как со всей группой, так и индивидуально, в зависимости от предстоящей деятельности.
Срок реализации программы 1 год.

Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса:

Образовательный процесс имеет развивающий характер, направленный на реализацию интересов и способностей детей, на создание ситуации успеха и обеспечение комфортности обучения.  Занятия носят характер живого общения, заинтересованного поиска решения проблем с помощью разумного сочетания самостоятельной деятельности, дозированной помощи и работы под руководством педагога. Сочетание разных методов обучения и видов учебной деятельности выводит ребенка за рамки привычного образовательного процесса, расширяет кругозор и дает возможность для духовного роста и продуктивного общения с учащимися. Игровая деятельность позволяет детям непринужденно погрузиться в ситуацию и проявить себя в новой роли, самому обозначить проблему и попытаться найти решение.

         Приобретая знания и навыки исследовательской работы, дети берутся за самостоятельную исследовательскую деятельность.

        Самостоятельная работа над исследованиями и социальными проектами приучает ребенка мыслить системно, планировать свои действия и предвидеть результат, дает возможность применять полученные знания для создания нового, личностно значимого продукта. Этот продукт юный исследователь выносит на обсуждение, участвуя в конференциях и конкурсах различного уровня, приобретает опыт конкурсной борьбы, учится с достоинством принимать поражения, делать из них конструктивные выводы. Психологическая закалка и приобретенные знания позволяют трезво оценить свои силы, и выпускники детского творческого объединения не боятся ставить высокие цели и выбирать учебные заведения, соответствующие их устремлениям.

        Обучение ведется поэтапно и дифференцированно, с учетом уровня подготовки учащегося.

        Большое внимание в учебном плане уделяется также развитию у детей просветительских качеств, воспитанию толерантности к любому проявлению жизни. Ребенок должен делиться своими знаниями, духовными «наработками», открытиями с теми, кто готов их слушать и учиться у них. Поэтому каждый член т.о. разрабатывает беседы, игры, экскурсии, ориентированные на младших школьников. Проводя просветительскую работу среди малышей, дети еще и учатся владеть аудиторией.

Состав группы постоянный.


Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:

Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа с перерывом между занятиями в 10-15 мин.

Режим занятий соответствует СанПиН (от 04.07.2014г№41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиалогические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»).

Цель программы:

 Создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка, для его самореализации, социальной адаптации, оздоровления, творческого развития средствами туризма и краеведческой деятельности. 


Задачи:

Личностные:

создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;

способствовать удовлетворению естественной потребности учащихся в познании окружающего мира, своего родного края;
прививать интерес к занятиям туризмом;

формировать умение работать в коллективе;

физическое совершенствование воспитанников – развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;
- научить уважать чужой труд;

- воспитывать патриотические и эстетические чувства.


Метапредметные:

- формировать чувство самоконтроля;

- способствовать формированию профессионального самоопределения личности;

- развивать коммуникативные качества учащихся;

- формировать навыки работы с научной литературой, оформления исследовательских проектов;

- обучать тактике диалога, предметного обсуждения и защиты своей работы во время публичных выступлений;

- развивать ораторские способности учащихся.

Образовательные:

- углубить и расширить знания о родном крае, его истории, биологии, ОБЖ, физической культуре, географии, традициях и культуре;

- обучить учащихся методам научного поиска, познакомить с методами исторического исследования;

- приобретение навыков в работе с картой и компасом;
- получение воспитанниками основных навыков краеведческой работы;

- активизировать деятельность учащихся по улучшению природной среды своего края.

Содержание программы


Учебно-тематический план


Название темы

всего

практика

теория

Контроль

1

Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. Стартовая диагностика.

2


2

Тест

2

«Мой край на карте Родины» Знакомство с картой области и района.

6

2

4

Тест

3

Туристическое снаряжение.

8

6

2

Соревнования

4

Техника преодоления препятствий.

8

6

2

Проведение комплекса зачетно-тренировочных занятий

5

Топографическая подготовка туриста.

8

6

2

Тест

6

Туристическая техника.

8

6

2

Тест

7

Физическая подготовка туриста.

4

4


Проведение комплекса зачетно-тренировочных занятий

8

Первая доврачебная помощь

8

6

2

Тест

9

Организация и проведение путешествий. Краеведческая работа в походе. Ориентирование в походе.

8

8


Исследовательская работа

10

Подведение итогов похода, путешествия

4

4


Исследовательская работа

11

Славные люди нашего края

4

3

1

Проект

12

Я и моя семья
Район и деревня, в котором я живу. История Ордынского района и нашего села. Наша школа.

4

3

1

Проект

Итого

72

56

16



Содержание разделов и тем


Тема 1. Вводное занятие.
Теоретическое занятие.
Беседа о туризме и о работе объединения. Виды туризма:
По характеру путешествия: горный, сухопутно-равнинный, подземный, подводный, комбинированный.
По способу передвижения путешественников: пешеходный, горно-пешеходный, лыжный, велосипедный, парусный, автомобильный, конный.
Разнообразие форм и содержание туристической деятельности.
Туристические законы. Основы техники безопасности. Задачи на год.

Тема 2. Знакомство с картой области, района и села. История Ордынского района и история села Филиппова.
Теоретическое занятие:
Физико-географическое положение области, края, района. Рельеф, полезные ископаемые, внутренние воды, памятники природы, заповедные территории.
Климат, растительный и животный мир области и района. История района и села, памятные и исторические места.

Тема 3. Туристическое снаряжение.
Теоретическое занятие:
Общетуристическое снаряжение: групповое, личное, специальное. Типы различных видов снаряжения, их преимущества и недостатки. Требования к снаряжению: лёгкость, прочность, удобство в пользовании. Типы рюкзаков, спальных мешков их достоинства и недостатки. Правила укладки рюкзака. Уход за снаряжением и ремонт. Варочная посуда и костровые приспособления. Теплоизоляционные коврики. Ремнабор. Типы палаток, их достоинства и недостатки. Знакомство со специальным снаряжением: верёвки, карабины, страховочные системы.
Практическое занятие:
Подготовка к соревнованиям по пешеходному туризму.
Получение и распределение снаряжения.
Установка различных видов палаток.
Различные виды карабинов, работа с ними. Работа с верёвкой, тросом. Знакомство со страховкой и самостраховкой.

Тема 4. Техника преодоления препятствий.
Теоретическое занятие.
Основные понятия техники туризма. Характеристика естественных препятствий: лесные заросли, завалы, склоны, реки, завалы. Знакомство с техникой преодоления препятствий. Меры безопасности при преодолении препятствии.
Практическое занятие
Изучение техники и отработка страховки и самостраховки. Отработка в помещении и на местности различных приёмов преодоления всевозможных препятствий.

Тема 5. Топографическая подготовка туриста. Ориентирование в походе. Теоретическое занятие:
Топографическая карта и условные топографические знаки.
Измерение на местности. Виды ориентирования.
Практическое занятие:
Зарисовка топографических знаков.
Чтение топографических карт.
Топографический диктант.
Определение расстояния до недоступного предмета.


Тема 6. Туристическая техника.
Теоретическое занятие:
Вязка узлов. Узлы и их значение. Различные виды переправ. Грудная обвязка и страховочная система. Подъёмы и спуски спортивным способом.
Практическое занятие:
Подъём спортивным способом при помощи «схватывающего узла»
Спуск спортивным способом,
Переправы с наведением перил.

Тема 7. Физическая подготовка туриста.
Теоретическое занятие:
Значение физической подготовки для туриста. Физическая и морально-психологическая подготовка туриста, закаливание, комплекс упражнений зарядки.
Практическая часть
Сдача нормативов по физподготовке.
Спортивные игры.
Подвижные игры.

Тема 8. Первая доврачебная помощь
Теоретическое занятие:
Личная гигиена туриста: обувь, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, жилищу, посуде. Купание в походе, значение водных процедур.
Первая доврачебная помощь пострадавшему. Виды и способы транспортировки пострадавшего.
Состав походной медицинской аптечки. Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарственные препараты при хронических заболеваниях. Показания и противопоказаний лекарственных препаратов. Зелёная аптека: знать и уметь различать на рисунках, в походе лекарственные и опасные растения. Использование и применение лекарственных растении.
Практическое занятие:
Оказание доврачебной помощи при различных заданных травмах.
Транспортировка пострадавшего.
Знакомство с дикорастущими съедобными и ядовитыми растениями.

Тема 9. Организация и проведение путешествий. Краеведческая работа в походе.

Теоретическое занятие: Правильная постановка целей и задач. Для чего нужна общественно полезная работа в походе. Инструкция по организации и проведению туристических походов, путешествий и экскурсий с детьми. Подбор группы. Определение целей и района похода. Туристические должности в группе: командир группы, заведующий питанием, снаряжением, краевед, медик, костровой, фотограф, видеооператор. Сбор сведений о районе похода. Разработка маршрута, составление плана подготовки маршрута, план график похода, сметы расходов.
Подбор и подготовка группового и личного снаряжения. Культура поведения туриста, значение дисциплины в походе. Оформление походной документации. Получение разрешения на поход. Расчёт питания, подбор и закупка продуктов. Движение по маршруту. Нормы переходов, строй, темп, режимы. Движение в лесу через кустарники и завалы, сложность движения в густом лесу. Движение по заболоченной местности. Техника преодоления естественных препятствий. Обеспечение безопасности – главное требование к каждому участнику похода. Основные причины возникновения опасности: дисциплина туристов, плохая подготовка похода, климатические условия. Правила поведения туристов в лесу, на воде, во время грозы, при преодолении естественных препятствий. Страховка и самостраховка
Практическая часть:
Закупка, расфасовка, укладка продуктов. Подготовка группового и специального снаряжения. Установка палатки, укладка рюкзака.
Развёртывание и свёртывание бивуака.
Движение цепочкой, правила и режим пешего движения, выполнение общественных поручений и заданий. Преодоление естественных препятствии: подъёмы, спуски, движение по густому лесу, по заболоченной местности. Страховка и самостраховка. Подготовка походной документации, разработка маршрута, плана графика похода. Копирование и зарисовка топографических карт. Работа с картами и компасом. Ориентирование по компасу, карте.
Составление, описание маршрута и интересных объектов.
Фото и видеосъёмка. Фотографии на заданную тему. Составление дневников по работе.

Тема 10. Подведение итогов похода, путешествия

Теоретическая часть: Обсуждение похода. Просмотр походных фотографий, видеофильмов.
Составление отчёта о походе. Оформление фотоальбома. Исследовательская работа в походе.
Практическая часть:
Оформление фотоальбома.
Обсуждение похода, разбор похода.

Тема 11. Славные люди нашего края

Теоретическое занятие: На основе изучения материалов, взятых в архиве школьного музея, Администрации села и библиотеки выделить людей, достойных внимания.

Практическое занятие: Сделать проектную работу виде презентации или видеофильма для демонстрации жителям нашего села и района.

Тема 12. Район и деревня, в котором я живу. История Ордынского района и нашего села. Наша школа. Я и моя семья

Теоретическое занятие: В результате экскурсий и самостоятельного изучения темы "Наш край" учащиеся должны получить достаточное представление об истории, природных богатствах, социалистическом строительстве в области (крае), где они живут.

Практическое занятие: Сбор информации у респондентов (местных жителей, музейных работников, старожилов), исследование памятников и памятных мест, фото и видеосъемка исторических мест.
Результаты исследований участниками туристско-краеведческого похода по выбранным темам могут быть представлены:
на уровне школы (отчет кружка, общешкольное собрание и т.п.)
в открытом доступе через сайт ОУ, страничку в социальной сети
на районной или краевой научно-практической конференции
созданием своего сайта путешествий по родному краю.

Прогнозируемые результаты:


Прямыми критериями оценки результатов служат:
освоение учащимися программы обучения;
рост спортивных достижений;
участие в походах;
участие в районных туристических соревнованиях.

К концу первого года обучения дети должны знать:

  • Историю развития села и района на современном этапе и памятники археологии.

  • Особенности развития экономики, культуры села в наши дни.

  • Замечательных людей своего села.

  • Богатства края.

  • Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию.

  • Знать основы топографии и ориентирования.

Учащиеся должны уметь:

  • Описывать основные изменения истории развития района и села.

  • Систематизировать информацию о родном крае.

  • Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.

  • Оценивать экологическую ситуацию.

  • Передвигаться по дорогам и тропам в составе группы.

  • Ориентироваться по карте и компасу.

  • Оказывать первую медицинскую помощь.

  • Организовывать походный быт, составлять смету и раскладку продуктов.

  • Оформлять памятки, фотоколлажи, листовки, газеты, буклеты, презентации и т. д.

  • Составлять анкеты.

  • Работать с первоисточниками.

  • Составлять доклады, рефераты.


Условия реализации программы.


Материально- техническое обеспечение:

Специально оборудованный кабинет (кабинет истории).

Для занятий необходимы: общая тетрадь, цветные карандаши, ручка, альбом.

Компьютеры, сканер, принтер, проектор, который используется для подготовки к конференциям и конкурсам, для оформления исследовательских проектов и презентаций.

При проведении занятий используется наглядный дидактический материал: плакаты, таблицы. дидактические и методические материалы, определители, энциклопедии, таблицы.

Формы аттестации

Формы  отслеживания и фиксации результатов:

    Формы отслеживания результатов усвоения программы «Мой край родной, мой край любимый» предполагает:

-индивидуальное наблюдение при выполнении практических приемов учащимися;

- тестирование  при проверке терминологии и определении степени усвоения теоретического материала;

- портфолио творческих достижений;

- материалы тестирования.

Формы предъявления  и демонстрации образовательных результатов:

  • Результаты итоговой диагностики.

  • Результаты участия в конкурсах различного уровня.

  • Наличие 2 и более видео или фото репортажей.

  • Отслеживание посещаемости по журналу.


Оценочные материалы

  1. Тест «Мой край на карте…» (приложение 1)

  2. Тест «Наша школа» (приложение 2)

  3. Тест «История края» (приложение 3)

  4. Тест «Природа края» (приложение 4)

  5. Тест «Славные люди края» (приложение 5)

  6. Викторина «Знай и люби свой край…» (приложение 6)


Методы и формы организации учебного занятия

Методы обучения – словесный, наглядно-практический, объяснительно- иллюстративный, игровой.

Методы  воспитания - убеждение, мотивация, стимулирование.

Формы организации образовательного  процесса - групповая.

Формы организации учебного занятия - беседа, выставка, презентация, наблюдение, практическое занятие, творческая мастерская.

Педагогические технологии – элементы  технологии  группового обучения, коллективно творческой деятельности, игровой деятельности, здоровьесберегающей технологии.


























Список используемой литературы:


  1. Вестник школьного туризма и краеведения.
    № 3 июль-сентябрь 2001 года.

  2. Методические рекомендации в помощь руководителям туристических кружков и секций.- К.: 1985.

  3. Энциклопедия туризма, под редакцией Е. Тамм.

  4. Попчиковский В. Ю. Организация и проведение туристских походов.- М.: Профиздат, 1987

  5. Тыкул В. И. Пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений. – М.: Просвещение, 1990.

  6. Тыкул В. И.Спортивное ориентирование. – М.: Просвещение, 1990.

  7. Книга. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001

  8. Книга. Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год.

  9. Книга Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год.

  10. Книга. Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982 год.

  11. Бояршинова З.Я «Население Западной Сибири до начало русской колонизации.»Томск ,1960г.

  12. Материалы архива.

























Нормативные документы


Дополнительная общеразвивающая программа "Мой край родной, мой край любимый" разработана на основе нормативных документов:

  1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

  2. Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

  3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

  4. Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (Проект Минобрнауки РФ ФГАУ «ФИРО» 2015 г.)

  5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

  6. Устава МКУ ДО ДДТ.





























Календарный учебный график




п/п

Дата

Тема

Часы

Форма проведения занятия или контроля результатов

теория

практика

всего

1


Введение в образовательную программу

1


1

Беседа

Тест

2


Инструктаж по ТБ

1


1

Беседа

Тест

3


Физико-географическое положение области, края, района.


1

1

Работа с картой

4


Рельеф, полезные ископаемые, внутренние воды, памятники природы, заповедные территории.

1


1

Рассказ

Тест

5


Климат, растительный и животный мир области и района.


1

1

Работа с картой

6


История района и села, памятные и исторические места.

1


1

Рассказ

Работа с архивными документами

7


Экскурсия по селу


1

1

Экскурсия с элементами беседы

8


Однодневный поход на родник (достопримечательность села)


1

1

Исследовательская работа

9


Общетуристическое снаряжение: групповое, личное, специальное.

1


1

Рассказ и объяснение

Тест

10


Типы различных видов снаряжения, их преимущества и недостатки.


1

1

Практическое занятие

11


Уход за снаряжением и ремонт.


1

1


12


Типы рюкзаков, спальных мешков их достоинства и недостатки. Правила укладки рюкзака.


1

1

Практическое занятие

13


Подготовка к соревнованиям по пешеходному туризму.
Получение и распределение снаряжения.

1


1

Рассказ и объяснение


14


Типы палаток, их достоинства и недостатки. Установка различных видов палаток.


1

1

Рассказ, объяснение

И закрепление

15


Знакомство со специальным снаряжением: верёвки, карабины, страховочные системы, работа с ними.


1

1

Рассказ, объяснение

закрепление

16


Работа с верёвкой, тросом. Знакомство со страховкой и самостраховкой.


1

1

Рассказ, объяснение

И закрепление

17


Основные понятия техники туризма.

1


1

Рассказ, объяснение

И закрепление

18


Характеристика естественных препятствий: лесные заросли, завалы, склоны, реки, завалы.

1


1

Рассказ, объяснение


19


Знакомство с техникой преодоления препятствий.


1

1

Рассказ, объяснение

закрепление

20


Меры безопасности при преодолении препятствии.


1

1

Рассказ, объяснение

И закрепление

21


Изучение техники и отработка страховки и самостраховки.


1

1

Рассказ, объяснение

закрепление

22


Отработка в помещении и на местности различных приёмов преодоления всевозможных препятствий.


1

1

Отработка приемов

23


Отработка в помещении и на местности различных приёмов преодоления всевозможных препятствий.


1

1

Практическое занятие

24


Отработка в помещении и на местности различных приёмов преодоления всевозможных препятствий.


1

1

Практическое занятие

25


Топографическая карта и условные топографические знаки.

1


1

Рассказ, объяснение


26


Измерение на местности.


1

1

Объяснение

закрепление

27


Виды ориентирования.

1


1

Рассказ, объяснение

28


Зарисовка топографических знаков.


1

1

Практическое занятие

29


Чтение топографических карт.


1

1

Практическое занятие

30


Топографический диктант.


1

1

Диктант

31


Определение расстояния до недоступного предмета.


1

1

Практическое занятие

32


Определение расстояния до недоступного предмета.


1

1

Практическое занятие

33


Узлы и их значение. Проводники

1


1

Вязка узлов.

34


Основные туристические узлы


1

1

Вязка узлов.

35


Схватывающие.


1

1

Вязка узлов.

36


Различные виды переправ.

1


1

Рассказ, объяснение

37


Грудная обвязка и страховочная система.


1

1

Практическое занятие

38


Спуски и подъемы спортивным способом


1

1

Практическое занятие

39


Подъём и спуск с самосбросом


1

1

Практическое занятие

40


Переправы с наведением перил.


1

1

Практическое занятие

41


Значение физической подготовки для туриста. Подвижные игры.


1

1

Рассказ, объяснение


42


Физическая и морально-психологическая подготовка туриста, закаливание, комплекс упражнений зарядки.


1

1

Рассказ, объяснение


43


Сдача нормативов по физподготовке.


1

1

Сдача нормативов

44


Спортивные игры.
Подвижные игры.


1

1

Игры

45


Личная гигиена туриста: обувь, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, жилищу, посуде.

1


1

Рассказ, объяснение


46


Купание в походе, значение водных процедур.

1


1

Рассказ, объяснение


47


Первая доврачебная помощь пострадавшему.


1

1

Рассказ, объяснение


48


Виды и способы транспортировки пострадавшего.


1

1

Рассказ, объяснение

Закрепление

49


Состав походной медицинской аптечки. Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарственные препараты при хронических заболеваниях.


1

1

Рассказ, объяснение

Закрепление

50


Зелёная аптека. Знакомство с дикорастущими съедобными и ядовитыми растениями.


1

1

Викторина «Аптека под ногами»

51


Оказание доврачебной помощи при различных заданных травмах.


1

1

Рассказ, объяснение


52


Оказание доврачебной помощи при различных заданных травмах.


1

1

Закрепление

53


Постановка целей и задач похода.


1

1

Закрепление

54


Подбор группы. Определение целей и района похода. Туристические должности в группе: командир группы, заведующий питанием, снаряжением, краевед, медик, костровой, фотограф, видеооператор.


1

1

Рассказ, объяснение


55


Подбор и подготовка группового и личного специального снаряжения. Культура поведения туриста, значение дисциплины в походе.


1

1

Рассказ, объяснение


56


Движение по маршруту. Оформление походной документации.


1

1

Самостоятельная работа

57


Техника преодоления естественных препятствий. Обеспечение безопасности – главное требование к каждому участнику похода. Страховка и самостраховка


1

1

Рассказ, объяснение


58


Установка палатки Развёртывание и свёртывание бивуака.


1

1

Рассказ, объяснение


59


Ориентирование по компасу, карте.


1

1

Рассказ, объяснение

60


Составление, описание маршрута и интересных объектов.
Фото и видеосъёмка. Составление дневников по работе


1

1

Рассказ, объяснение


61


Обсуждение похода.


1

1

Беседа

62


Составление отчёта о походе.


1

1

Закрепление

63


Просмотр походных фотографий, видеофильмов.
Оформление фотоальбома.


1

1


Самостоятельная работа

64


Исследовательская работа в походе.


1

1

Самостоятельная работа

65


Работа с архивными материалами школьного музея


1

1

Самостоятельная работа

66


Работа с архивными материалами школьного музея


1

1

Самостоятельная работа

67


Самостоятельная работа детей по выбору, видео или фото репортаж о славных людях села

1


1

Самостоятельная работа

68


Самостоятельная работа детей по выбору, видео или фото репортаж о славных людях села


1

1

Самостоятельная работа

69


Сбор информации у респондентов (местных жителей, музейных работников, старожилов) по истории села

1


1

Сбор информации

70


Исследование памятников и памятных мест, фото и видеосъемка исторических мест села или района.


1

1

Сбор информации

71


Создание своего сайта путешествий по родному краю.


1

1

Создание сайта

72


Создание своего сайта путешествий по родному краю.


1

1

Создание сайта


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!