-
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
-
Пояснительная записка
-
Направленность программы. Рабочая программа курса «Юные журналисты» имеет гражданско-патриотическую направленность, так как в её основе лежит изучение материалов литературного краеведения. Литературное краеведение помогает ребёнку не просто осознать родной край как некое пространство, но как культурное пространство, прочувствовать связь малой родины со всей большой страной через связь литератур, таким образом, формируя его гражданско-патриотическую позицию. Также программа направлена на формирование и развитие функциональной грамотности, в частности, читательской грамотности, которая является базовым навыком функциональной грамотности.
-
Актуальность. Курс «Юные журналисты» призван, прежде всего, воспитывать патриотизм младших школьников, что определяется на сегодняшний день как приоритетная задача воспитания. Также данный курс направлен на решение целого ряда актуальных проблем образования и воспитания: формирование и развитие читательской грамотности, расширение знаний учащихся по литературному краеведению и русскому языку, развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения. Решаются и задачи профориентации: дети получают возможность познакомиться с профессией журналиста как одной из востребованных профессий на сегодняшний день.
-
Отличительные особенности. В основе курса лежит проектный метод, который является наиболее действенным методом при изучении литературного краеведения. Литературное краеведение предоставляет богатый материал для детских исследований и создания проектов, т.к. литературная жизнь Оренбуржья наполнена яркими именами. Изучение творчества каждого автора происходит не на одном занятии, а представляет цепь взаимосвязанных занятий, начинающихся с подготовительной работы и заканчивающихся продолжением проектной и исследовательской деятельности по данной теме. Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации, реализацию принципов личностно-ориентированного обучения. Вовлекая детей в работу по созданию различных проектов по темам литературного краеведения, можно не только расширить представления об историческом прошлом Родины, но и повлиять на воспитание любви к ней, сформировать у учащихся активную гражданскую позицию. Результатом занятий является проект в виде газеты «Литературные звёзды Оренбуржья» по темам литературного креведения. Таким образом, решается задача не только получения знаний по литературному краеведению и русскому языку, формированию читательской грамотности, но и профориентации. Ребята получают возможность «погрузиться» в журналистскую среду.
-
Адресат программы. Рабочая программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся,
психолого-педагогической характеристики класса (обучающиеся 3–ых классов в возрасте 9 – 10 лет).
1.1.5. Объём программы. Рабочая программа курса рассчитана на 33 часа.
На изучение курса отводится 1 ч. в неделю. Продолжительность одного занятия
составляет не более 40 - 45 минут.
-
Формы обучения и виды занятий.
Основные виды деятельности учащихся:
В процессе изучения курса используются элементы следующих образовательных технологий:
Формы обучения: комбинированная, презентация, защита проекта, ролевые игры, экскурсии, встречи с интересными людьми, конференции.
Формы работы, используемые при планировании деятельности редакции школьной газеты
1. « Круглый стол» - форма занятий, в основу его заложено несколько точек зрения, обсуждение которых подводит к приемлемой для всех участников позиции или решения. Эта форма занятий подходит для планирования работы редакции, составления перспективно-тематического плана.
2. «Карусель» - форма занятий, на котором обучающиеся самостоятельно определяют свою роль и долю участия в том или ином выпуске газеты, «перемещаясь» с роли ответственного редактора номера на роль корректора, дизайнера, автора материала. Эта форма помогает членам редакции испробовать свои силы в разных жанрах, социальных ролях, принимать активное участие в выпуске газеты, объективно оценивать свои возможности. Кроме того, она позволяет закрепить очередного номера за определенной группой обучающихся.
3. «Мозговой штурм» - форма занятий, содержащая целенаправленный ориентир обучающихся на восприятие и коллективное решение сложного вопроса на основе максимального интеллектуального напряжения участников занятия, целеустремленного, активного обдумывания и обсуждение вопроса. Эта форма занятий подходит для планирования текущего номера газеты (виды публицистических жанров, интересные дополнения, внесение изменений и т. д.).
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах,
парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.
Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода
проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных
носителях, в сети Интернет.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность,
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа.
1.1.7. Режим занятий. Один раз в неделю – понедельник 11.50 – 12.35
-
Цель и задачи программы.
Изучение курса «Юные журналисты» направлено на достижение следующей цели: воспитание патриотизма через организацию проектной деятельности по литературному краеведению.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
-
развивать интерес к литературному краеведению и стремление изучать его;
-
пробуждать потребность у учащихся к самостоятельной работе над литературным произведением;
-
развивать читательскую грамотность детей;
-
познакомить ребят с журналистскими профессиями;
-
развивать литературное творчество и словарный запас;
-
совершенствовать общеязыковое развитие учащихся;
-
формировать и развивать у учащихся критическое мышление;
-
Содержание программы
1.3.1. Учебный план
Раздел | Общее количество часов |
Введение в профессию журналиста | 3 ч. |
Изобразительные средства языка | 6 ч. |
Литературное краеведение | 14 ч. |
Встречи с интересными людьми | 3 ч. |
Экскурсии | 3 ч. |
Литературное творчество детей | 4 ч. |
Итого: | 33 ч. |
1.3.2. Учебно-тематический план
№ п/п | тема | Кол-во часов |
1 | Введение в профессию журналиста. Предварительная диагностика. Структура СМИ. Редакция газеты. Журналистские профессии. | 1 ч. |
2 | Введение в профессию журналиста. Новости – основа информационного потока. Заметка и интервью. | 1 ч. |
3 | Введение в профессию журналиста. Особенности оформления различных газетных материалов. Художественное оформление. | 1 ч. |
4 | Экскурсия в редакцию. | 1 ч. |
5 | Встречи с интересными людьми . Творчество известных оренбургских журналистов. | 1 ч. |
6-7 | Изобразительные средства языка. | 2 ч. |
8 | Встречи с интересными людьми. Библиотекарь о литературном краеведении. | 1 ч. |
9-10 | Литературное краеведение. Аксаков и Оренбуржье. | 2 ч. |
11 | Литературное творчество детей. Принципы построения сказок. | 1 ч. |
12 | Литературное творчество детей. Сказка о семье. | 1 ч. |
13-14 | Литературное краеведение. Пушкин в Оренбуржье. | 2 ч. |
15 | Литературное творчество детей. Сказка о временах года. Промежуточный контроль. | 1 ч. |
16-17 | Литературное краеведение. Даль и Оренбург. | 2 ч. |
18-19 | Изобразительные средства языка. Словарный урок. | 2 ч. |
20-21 | Литературное краеведение. Крылов в нашем крае. | 2 ч. |
22 | Литературное творчество детей. Басни. | 1 ч. |
23-24 | Литературное краеведение. Современные писатели. | 2 ч. |
25-26 | Литературное краеведение. Книга об истории оренбургского края. В.Г.Моисеев «Степная крепость». | 2 ч. |
27 | Экскурсия в краеведческий музей. По следам книги Моисеева. | 1 ч. |
28 | Встречи с интересными людьми . В.Г. Моисеев. | 1 ч. |
29-30 | Изобразительные средства языка | 2 ч. |
31 | Экскурсия в библиотеку – выставка «Национальная литература Оренбуржья». | 1 ч. |
32-33 | Литературное краеведение. Национальная литература. Итоговый контроль. | 2 ч. |
-
Содержание учебно-тематического плана
Введение в профессию журналиста (3 ч.)
Теория: Пополнить знания школьников о профессиях, познакомить учащихся с профессией журналиста.
Показать роль и значение профессии журналиста в освещении событий в стране и мире.
Практика: Предложить учащимся написать сочинение на тему «Профессия - журналист».
Подготовить рейтинг любимых телепередач учащихся.
Подготовить тексты для чтения в ходе информационного часа.
Подготовить газеты для просмотра учащимися.
Подготовить презентацию
Изобразительные средства языка (6 ч.)
Теория: формирование представления о сравнении, метафоре, эпитете, олицетворении как о средствах выразительности речи;
-развитие умения составлять предложения описательного характера с использованием сравнения;
-развитие внимания, воображения,;
-воспитание любви и уважения к родному языку.
Практика: формирование навыков работы с выразительными средствами языка: составление предложений, текстов, поиск изобразительных средств в произведениях писателей, объяснение целесообразности их использования, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Литературное краеведение (14 ч.)
Теория: Изучения связи с Оренбуржьем Пушкина, Аксакова, Даля, Крылова. Современные писатели Оренбуржья, национальная литература. Практика: статьи и очерки на темы литературного краеведения. Исследования и проекты, игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Встречи с интересными людьми (3 ч.)
Теория: расширение кругозора, получение знаний о журналистских профессиях, о писательском труде, расширение знаний о родном крае.
Практика: общение с интересными людьми. Ведение диалога.
Экскурсии (3 ч.)
Теория: расширение кругозора, получение знаний о журналистских профессиях, расширение знаний о родном крае.
Практика: знакомство с музейными экспонатами, книжными выставками, общение с журналистами.
Литературное творчество детей (4 ч.)
Теория: принципы построения сказок, правила написания журнальных и газетных статей.
Практика: сочинение сказок, написание газетных статей.
-
Планируемые результаты освоения программы по курсу «Юные журналисты»
Личностные результаты освоения курса предполагают:
-
воспитание любви и уважения к малой родине, ее культуре, истории;
-
развитие интереса к чтению, к языку, к ведению диалога с автором текста; потребности в самообразовании через чтение текстов краеведческого содержания;
-
выражение своего отношения к родному краю, его ценностям в конкретных поступках;
-
приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков газеты,
-
получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
-
понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;
-
воспитание бережного отношения к слову, языку, осознание их как универсальной ценности;
-
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
-
умение давать самооценку своего труда, понимание причин успеха/неуспеха деятельности.
Метапредметные результаты освоения курса отражают:
при решении задач на занятиях;
-
развитая, эмоциональная речь, умение строить развёрнутые высказывания;
-
умение делать анализ имеющейся информации;
-
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.
Предметные результаты изучения курса «Юный журналист» отражают опыт учащихся в журналистской деятельности:
-
основные термины журналистики («журналистика», «корреспондент», «информация», «фотокорреспондент», «издание», «вёрстка», «заголовок», «журналистская этика» и т.д.);
-
основные понятия журналистики («статья», «заметка», «репортаж», «интервью», «анонс», «очерк», «фельетон» и т.д.) и тропы, стилистические фигуры («эпитеты», «анафора», «эпифора», «сравнения», «олицетворения» и т.д);
-
различные способы сбора материала.
А также знания, полученные при изучении тем литературного краеведения:
-
самостоятельное осваивание незнакомого текста (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
• самостоятельное формулирование главной мысли текста;
• нахождение в тексте материала для характеристики героя;
• подробный и выборочный пересказ текста; приемы работы над кратким пересказом;
• самостоятельная характеристика героя
• составление устных и письменных описаний;
• высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• определение жанра произведения
• умение видеть языковые средства, использованные автором;
• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
-
Комплекс организационно-педагогических условий
-
Календарный учебный график
Наименование образовательной услуги (курса) | Этапы образовательного процесса |
Продолжительность учебного года | Регламент учебных занятий | Количество учебных часов в месяц |
Сент. | Окт. | ноябрь | декабрь | январь | февр | март | апр | май | Кол-во часов в год |
Юные журналисты | 15.09.2022-13.05.2023 | 1 раз в неделю | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 33 |
-
Условия реализации программы
Комплектование групп осуществляется с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Наполняемость групп: 15-20 человек. Учебный процесс осуществляется в кабинетах.
-
Формы аттестации/контроля
В начале обучения проводится предварительная диагностика, позволяющая выявить уровень развития обучающихся, их склонности и способности. Они пишут сочинение (рассказ) на заданную тему, например, - «Что значит для меня лето?». Или «Как я провёл летние каникулы?». В анализе отмечаются степень оригинальности раскрытия темы, образность, стиль изложения, уровень владения письменной речью, общая грамотность. Также проводятся тесты на выявление уровня общей эрудированности детей и степени развитости логического мышления. Например, тест, позволяющий выявить знания журналистской терминологии: из трёх вариантов ответов надо выбрать один правильный, поясняющий, что означают такие слова, как СМИ, полемика, рубрика, комментарий и т.п.
Текущий контроль осуществляется и на практических занятиях по закреплению знаний методов сбора и обработки материала для краеведческой заметки, и при систематической работе над выпуском газеты и тематического (краеведческого) приложения к ней.
Промежуточный контроль запланирован на конец декабря, когда проводится практическая работа «Историко-биографический заметка». Она построена на основе выполнения обучающимися домашнего задания по поиску интересных, малоизвестных сведений об известных литераторах, связанных с нашим краем: С.Т.Аксакове, В.И. Дале, И.А. Крылове, А.С.Пушкине. Обучающимся предстоит написать краткую историко-биографическую заметку об этих людях, не более 10 строк, дать заголовок. Таким образом, на данном занятии проверяется и способность ребят к журналистскому, исследовательскому поиску, сбору материала, и происходит отработка стилистики написания краеведческой заметки .
Итоговый контроль: в мае проводится диспут «Журналистика XXI века», целью которого является проверка знаний обучающихся по пройденному этапу, а также отработка умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный для публикации в газете материал. Так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения (при этом учитываются интересы и склонности учащихся).
Для успешной реализации программы выработаны следующие критерии оценки деятельности учащихся:
желание получать новую информацию, общаться;
наличие знаний и умений в практической деятельности для создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
умение работать с источниками информации и текстом;
умение работать со словарями;
рефлексивная самооценка учащимися результатов своей деятельности .
Оценка:
Низкий уровень (1-3 балла) - Учащийся использует только теоретический материал, имеет первоначальные навыки работы с текстом, проявляя творческую активность только под контролем педагога.
Средний уровень (4-7 баллов) - Учащийся имеет средние навыки работы с текстом, не видит речевые ошибки, может исправить орфографические, при написании работы использует только базовый практический материал, предложенный педагогом-руководителем, всегда применяет теоретические знания, умеет грамотно излагать свои мысли.
Высокий уровень (8-10 баллов) - Учащийся самостоятельно использует полученные теоретические знания на практике, формирует собственный взгляд на проблему, составляет текст с опорой на научно- методическую базу.
-
Методическое обеспечение программы
Список литературы:
-
Уралова Л.С. Твоя стенгазета. 2-е изд. М., «Молодая гвардия», 1976.
-
Методическое пособие для 3 класса «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2016.
-
Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М. : Просвещение, 1991.
-
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2010.
-
Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М., 2010., - 303 с. Д.Э. Розенталь.
-
Практическая стилистика русского языка. М., 2010.
-
Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 2010.
-
Ковынева, М. В. Методика активного обучения и воспитания / М.В. Ковынева. - М.: Феникс, 2005.
-
Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6
-
Моисеев, В. Г. Степная крепость. Путешествия в историю Оренбуржья : Кн. 1 / Вячеслав Моисеев. – Оренбург : Степная крепость, 2017
-
Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение/ А.П. Панфилова. – М.: Academia, 2013.
Цифровые ресурсы:
-
http://www.mamble.nm.ru/- Дизайн, набор, вёрстка. (Особенности вёрстки газет).
-
http://yatipograf.ru/MAKING-UP-NEWSPAPER/ - Я типограф. Вёрстка газет .
-
http://wiki-sibiriada.ru/Электронный_читательский_дневник/Филиппова_Вера
-
http://orendomlit.ru/novosty/stepnaya-krepost-puteshestviya-v-istoriyu-orenburzhya.html
-
https://infourok.ru/pamyatka-klassifikacii-metodov-obucheniya-4023878.html