СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Шедевры мировой художественной культуры" из опыта работы

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Шедевры мировой художественной культуры" из опыта работы»

Министерство образования и науки Республики Адыгея

Комитет по образованию Администрации МО « Город Майкоп»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Эколого-биологический лицей №35»

«Утверждаю»:

Директор А. Р. Эйхвальд __________

Приказ № 280 от «07» июня 2021 г.

«Согласовано»:

Заместитель директора по

Учебно-воспитательной

работе

____________ И.А.Кушхова

07 июня 2021 г.

Принята на заседании

Педагогического совета

Протокол № 9

от «02» июня 2021г




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Шедевры мировой художественной культуры»









Направленность: социально-гуманитарная

Вид программы: модифицированная

Срок реализации: 72 часа /1 год/

Возраст учащихся: 13-14 лет

Уровень освоения программы: базовый

Автор программы: Рябцева Ю.В. – педагог дополнительного образования

Кожевникова Н.А. – педагог дополнительного образования











г. Майкоп, 2021 год

Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шедевры культуры»

I. Пояснительная записка с.3

Актуальность программы

Отличительная особенность программы

Концептуальные основы программы

Новизна программы

Цель программы

Задачи программы

Ожидаемые результаты

Направленность образовательной программы

Уровень освоения программы и формы обучения

Возрастные особенности детей

Объем и срок освоения программы


II. Учебно - тематический план программы с. 8


III. Содержание образовательной программы с. 9


IV.Требования к уровню подготовки обучающихся с.14


V.Материально-техническое обеспечение программы с.15


VI. Методическое обеспечение программы с.16


VII. Список литературы с.17

Приложение к программе с.19

Календарно-тематическое планирование



I.Пояснительная записка


Представленная программа дополнительного образования социально-гуманитарной направленности «Шедевры мировой художественной культуры» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа дополнительного образования социально-гуманитарной направленности «Шедевры мировой художественной культуры» конкретизирует последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор практических и проектных работ, выполняемых обучающимися.

Программа выполняет две основные функции:

  Информационно - методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данной дополнительной образовательной программы.

  Организационно - планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.


Концептуальные основы программы

  • Конституция Российской Федерации.

  • Конвенция ООН о правах ребенка.

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об образовании в Российской Федерации"

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении
    Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

-Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"(с изменениями на 27 октября 2020 года)

  • Устав МБОУ «Лицей №35».


Актуальность программы

Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость.

Новизна программы

Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет обучающимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал программы напрямую связан с мировоззренческим характером его содержания, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. В программе «Шедевры мировой художественной культуры» упор сделан на проектную деятельность и деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию - активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности и составлена по Модулям (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Развитие творческих способностей обучающихся реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. На занятиях применяются средства ИКТ.

Задачами программы «Шедевры мировой художественной культуры»  является приобретение теоретических знаний; ознакомление с художественной культурой народов различных стран мира, различных эпох, расширение кругозора школьников в области истории искусств, приобретение новой информации.


Цель программы:

- Изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов; формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации.


Специфика программы

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

  Обучающиеся приобщаются к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества, формированию, через общение с искусством, «активно мыслящего мировоззрения».

        Содержание программы базируется на принципе культурных доминант с выделением наиболее ярких памятников каждой исторической эпохи в различных странах. Это позволяет через знакомство с произведением даже одного мастера уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи времени, поэтому автором программы был проведен тщательный отбор памятников культуры, наиболее знаковых для каждой эпохи. Территориальный принцип при распределении материала позволяет представить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического линейного развития — от первобытного мира до культуры XX века — дает основу для сравнительного анализа, «межвременного диалога» различных культур при сохранении принципа единства культурных ареалов.

Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщенного опыта всего человечества представляет учащимся материал для выработки собственного вектора развития, для более четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развитие творческих способностей обучающихся реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей обучающихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.

Основные дидактические принципы. Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение материала, близкого в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.

Принцип интеграции. Курс интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнуты практическая направленность предмета , прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип вариативности. Изучение курса — процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства — процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами.



Ожидаемые результаты

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

  • осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

  • владеть основными формами публичных выступлений;

  • понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

  • определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

  • осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Результаты обучения

Результаты изучения программы «Шедевры мировой художественной культуры» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки». Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате освоения программы мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Даная дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа рассчитана с учётом психолого - педагогических особенностей развития для обучающихся среднего школьного возраста (13-14лет).

Средний школьный возраст— это переходный возраст от детства к юности, в котором идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Он характеризуется глубокой перестройкой всего организма, связанной с половым созреванием.

Психологическими особенностями данного возраста являются: интенсивное развитие абстрактного мышления, избирательность внимания, критичность, активная социализация, негативизм по отношению к окружающему миру, активное формирование самосознания и рефлексии, потребность в общении и признании, стремление к самоутверждению.

Подростки откликаются на необычные, захватывающие занятия и дела, во время которых создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны занятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Обучающихся привлекает возможность самим организовывать свою деятельность, вступать в диалог, принимать самостоятельные решения.

Учитывая возрастные особенности детей среднего возраста, программа «Шедевры мировой художественной культуры» предусматривает проведение занятий, а также развитие навыков по проектной деятельности, направленных на решение проблемных ситуаций, активное самовыражение подростков и возможность принимать самостоятельные решения.

В ходе реализации программы «Шедевры мировой художественной культуры» обучающийся не просто получает дополнительные знания, умения, навыки, он еще и развивается, как творческая личность, имеет возможность для саморазвития, самосовершенствования, самоутверждения, активно вовлекается в общение со сверстниками, получает признание и одобрение.


Объем и срок освоения программы

Программа по дополнительному образованию «Шедевры мировой художественной культуры» рассчитана на один год обучения. Занятия в объединении проводятся с постоянным составом детей. Посещать объединение могут все желающие дети от 13 до 14 лет, количество обучающихся 15 человек. В учебно-тематическом плане указано количество часов для освоения содержания программы. Для данной программы приемлемо увеличение часов по годам.


Режим занятий

Занятия проводятся в группах по 15 человек.

Программа предусматривает:

периодичность занятий:

2 раза в неделю по 40 минут.

количество учебных часов в год: 72 часа.


Наиболее приемлемая форма проведения занятий по программе дополнительного образования «Шедевры мировой художественной культуры» – это лекция, диалог, семинар, зачет.


Формы проверки – «обратной связи» уровня подготовленности учащихся по программе:

- высказывания обучающихся на занятии;

- викторины по различным видам искусства;

- занятия творчества;

- защита проектов;

- тестирование;

- самостоятельные работы творческого направления;

- дискуссии по проблемам развития современной художественной культуры.

Также в целях проведения контроля усвоения знаний учащимися по программе применяются различные типы заданий (информативного, творческого характера).



















II.Учебно- тематический план


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Сюжеты и образы античной мифологии


20

8

12

2

Древнеславянская мифология


7

3

4

3

Сюжеты и образы библейской мифологии


31

12

19

4

Мир и человек в художественных образах

12

5

7

5

Защита проектов, тестирование


2

-

2


Итого


72

28

44
































III. Содержание программы


Мифологические образы глубоко укоренились в сознании людей и стали источником творчества для целой плеяды художников, поэтов, музыкантов.

Они не утратили актуальность и нравственную значимость и в наше время. В содержании особое внимание уделено их художественному воплощению в различных видах искусства и причинам изменения интерпретации на протяжении исторического развития мирового искусства.


1.Сюжеты и образы античной мифологии.

Хаос, как источник жизни на Земле, элемент первоосновы мира. Понятие Космоса как упорядоченного мира, состоящего из земли, неба и подземного мира.

Бог- громовержец Зевс.

Распределение сфер влияния между Зевсом, Посейдоном и Аидом. Схватка богов и титанов и ее интерпретация в поэме Гесиода «Теогония».Алтарь Зевса в Пергаме»

Окружение Зевса.

Гора Олимп- место вечного обитания богов. Двенадцать богов –олимпийцев: Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес. Гомер об особом почитании Зевса(«Илиада

Прометей - «сквозь тысячелетия вперед смотрящий.

Миф о титане Прометее как пример самоотверженной борьбы за спасение рода человеческого. Заслуги Прометея перед человечеством в «Метаморфозах» Овидия.


Посейдон-владыка морей.

Посейдон(Нептун)-один из главных олимпийских богов, владыка моря и его обитателей. Атрибуты Посейдона и его свита. Морское царство Посейдона.

Бог огня Гефест. Гефест (Вулкан)- бог огненной стихии и кузнечного ремесла. Миф о рождении Гефеста и его жизни среди богов Олимпа.

Афина - богиня мудрости и справедливой войны.

Распространение культа Афины (Минервы) в Древней Греции ее заслуги перед народом. Миф о чудесном рождении Афины из головы Зевса.

Лики Аполлона.

Миф о рождении Аполлона и Артемиды . Аполлон как олицетворение доблестной силы и мужества.

Аполлон и музы Парнаса.

Аполлон мусагет-покровитель искусства и творческого вдохновения. Девять муз Аполлона. Неизменный атрибут Аполлона – лира(кифара).

Орфей и Эвредика.

Миф об Орфее и Эвридике. Отражение мифа в произведениях искусства различных жанров.

Артемида – покровительница охоты.

Вечно юная и прекрасная Артемида (Диана), ее основные атрибуты. Особый культ богини.

Арес- неукротимый бог войны.

Арес(Марс)-коварный и вероломный бог войны .Богиня раздора Эрида- Атрибуты бога войны. Особенность изображения Ареса в произведениях античного искусства.

Триумф Диониса. Культ бога Диониса (Вакха, Бахуса),его место среди олимпийских богов. Миф о рождении и воспитании Диониса.

У истоков театрального искусства.

Афродита – богиня любви и красоты.

Гармония духа и красоты, воплощенная в образе богини любви Афродиты (Венеры). Культ Афродиты в Древней Греции.

Нарцисс и Эхо.

Миф о гордом нарциссе и прекрасное нимфе Эхо. Как был наказан за эгоизм Нарцисс?

Литературная интерпретация мифа в «Метаморфозах» Овидия.

В сетях Эрота

Эрот (Амур, Купидон) - юный бог любви, рождённый Афродитой. Неоднородность трактовок образа в произведениях искусства.

Амур и Психея

Мотив страдающей и мучающейся души в мифе об Амуре и Психее. Особенности изображения сюжета в античном искусстве.

Богиня цветов Флора.

Флора (гр.- Хлорида) – италийская богиня цветения колосьев, распускающихся цветов и садов. Распространение культа Флоры в Италии. Флоралии – празднества в её честь.

2.Древнеславянская мифология

Введение.

Судьба языческой славянской мифологии в истории русской духовной культуры, её связь с античной мифологией.

Перун – бог грома и молнии.

Перун-громовержец, один из главных богов славянского пантеона. Свита Перуна: Гром, Молния(тетушка Маланьица), Град, Дождь, русалки, водяные, ветры.

Велес.

Велес – покровитель домашнего скота, символ богатства и благополучие.

Дажьбог.

Дажьбог – один из главных богов восточных славян, давший солнце, тепло, свет, движение, смену дня и ночи, времен года и лет. Версии о происхождении его имени.

Макошь.

Макошь - богиня хорошего урожая, судьбы и удачи. Рог изобилия – обязательный атрибут её изображения. Покровительница брака и семейного счастья. Многочисленные версии происхождения имени.

Лада.

Лада (Ладо) - божество, покровительствующее семье и браку. Общность с греческой богиней любви Афродитой. Особый культ богини в Киеве, характерные особенности изображения. Почетное место среди других божеств славянского пантеона.

Купало, Ярило, Кострома.

Купало, Ярило и Кострома – персонажи весенних народных праздников и покровители земного плодородия. Существующие версии происхождения их имен.


3. Сюжеты и образы библейской мифологии.


Сюжеты и образы Ветхого Завета

Введение. В мире библейских сюжетов и образов. Библия— величайший памятник литературы, истории, источник сюжетов и образов мирового искусства

Сотворение мира. Первые строки Библии о сотворении мира. Микеланджело, его фрески в Сикстинской капелле Ватикана.

Жизнь первых людей на Земле. «Сотворение Евы»— фреска Микеланджело в Сикстинской капелле, ее аллегорический смысл. Картины В. Васнецова «Блаженство рая» и «Искушение Евы змием» во Владимирском соборе Киева

Каин и Авель. Легенда об Авеле и Каине, ее нравственный смысл. Скульптурная группа Д. Дюпре «Каин» и «Убитый Авель».

Всемирный потоп. Легенда о Всемирном потопе и ее символическое звучание. Строительство Ноева ковчега. Картина Ф. Бруни «Всемирный потоп

Вавилонская башня. Легенда о Вавилонском столпотворении, ее смысл. «Вавилонская башня» Смысл и происхождение устойчивых сочетаний «вавилонское столпотворение» и «смешение языков».

Ветхозаветная Троица и призвание Авраама. Миссия праведного Авраама— сохранить для человека истинную веру в Бога. Явление Аврааму Бога и двух ангелов в виде трех странников, глубокий нравственный смысл этой встречи

Жертвоприношение Авраама. Принесение Исаака в жертву — утверждение идеи абсолютного послушания Богу и верности данному слову.

Чудесный сон Иакова. Сюжет благословения Иакова в картине Х. Риберы «Исаак благословляет Иакова», таинственность происходящего. Э. Мурильо «Благословение Иакова Исааком

Иосиф — любимый сын Иакова, основные эпизоды его жизни. Иосиф и его братья. Продажа Иосифа в рабство. Картина К. Флавицкого «Дети Иакова продают своего брата Иосифа».

Мечты о Земле обетованной. Избранность Моисея. Сюжет его чудесного спасения в картине П. Веронезе «Нахождение Моисея». Легенда о горящем терновом кусте и ее иносказательный смысл. Картина Д. Фетти «Моисей перед горящим кустом» и переданное в ней божественное предсказание об избавлении израильского народа от страданий и горя.

Самсон, раздирающий пасть льва. Богатырь Самсон— судья, управляющий израильским народом. Гравюра А. Дюрера «Самсон убивает льва» — необыкновенная, сверхъестественная сила героя. Скульптурная группа М. Козловского «Самсон, раздирающий пасть льва» в Большом каскаде фонтанов Петергофа.

Саул — царь Израиля и Давид. Саул— первый израильско-иудейский царь. Давид— его достойный преемник. Поединок Давида и Голиафа, его поучительный смысл.

Псалмопевец Давид. Особый поэтический дар Давида. Картина Рембрандта «Давид перед Саулом». Книга псалмов, или Псалтырь, ее художественное своеобразие и особая популярность на Руси.

Мудрость царя Соломона. Вступление Соломона на престол Израиля. Фрагменты из повести А. Куприна «Суламифь». Соломон и царица Савская. Фреска «Приезд царицы Савской к царю Соломону» Пьеро делла Франчески.

Сюжеты и образы Нового Завета

Рождение и юность Марии. Легенда о рождении Марии. Детство и юность Марии. Картина Ф. Сурбарана «Отрочество Марии». Картина Ж. де Латура «Воспитание Богоматери». Картина Тициана «Введение Марии во храм».

Благая весть. Архангел Гавриил приносит Деве Марии Благую весть о непорочном зачатии и рождении Спасителя рода человеческого. Евангелие от Луки и апокрифы— основной источник воплощения сюжета

Чудесное рождение Христа. Приход в мир Спасителя— важнейшее событие христианской истории. Звезда Вифлеема как символ, указывающий место рождения Христа..

Поклонение волхвов. Особенности трактовки сюжета поклонения волхвов в произведениях мирового искусства. Художественная интерпретация сюжета древнерусским мастером Дионисием на фреске «Скачущие волхвы».

Образы Сретения. Принесение первенца Иосифом и Марией в Иерусалимский храм и знаменательная встреча с благочестивым старцем Симеоном. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении И. Бродского «Сретение

Бегство в Египет. Неудавшаяся попытка иудейского царя Ирода погубить младенца Иисуса. Фреска Джотто «Избиение младенцев».

Проповедь Иоанна Крестителя. Детство и отрочество Иисуса Христа. Иисус на реке Иордан. Основные вехи жизни Иоанна Крестителя: рождение, детство, годы скитаний и проповедническая деятельность. Картина Караваджо «Иоанн Креститель» и ее символическое звучание.

Крещение. Христианский канон Крещения в произведениях мирового искусства и его поэтическое воплощение в стихотворении С. Полоцкого. Древнерусская икона «Крещение» из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря

Творимые чудеса. Сюжет об искушении Христа дьяволом в пустыне. Картина И. Крамского «Христос в пустыне», история ее создания.

Нагорная проповедь. Начало проповеднической деятельности Христа. Нагорная проповедь— суть христианского учения.

Притчи Христа. Евангельские притчи Христа, их основное содержание и нравственная основа. Притча о сеятеле и ее иносказательный смысл. Притча о блудном сыне — притча о покаянии и прощении. Картина И. Босха «Блудный сын»— человек перед мучительным выбором своей дальнейшей судьбы

Тайная вечеря. Торжественный въезд Христа в Иерусалим. Фреска Джотто «Вход в Иерусалим». Интерпретация сцены последней трапезы Христа с учениками в произведениях искусства.

«Моление о чаше». Роль композиции и художественных деталей в передаче библейского сюжета. Необычность колористического решения произведений. Взятие Христа под стражу. Фреска Джотто «Поцелуй Иуды». Столкновение добра и зла, благородства и предательства.

Что есть истина? Иисус на суде Синедриона. Картина Н. Ге «Суд Синедриона. Повинен смерти!». Христос перед судом Пилата. Картина Тициана «Се человек» («Esse Homo»). Психологическое мастерство в создании контрастных образов Христа и его противников.

Страсти Господни. Страсти Господни и крестный путь на Голгофу. Бичевание Христа и коронование терновым венцом. Картина Тициана «Коронование терновым венцом». Контраст глубокого страдания человека и цинизма, равнодушия, жестокости палачей. Изображение неотвратимости гибели Христа в картине Эль Греко «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»).

Распятие. Распятие— один из самых трагичных сюжетов мирового искусства. Немногословность и емкость евангельского повествования о мученической смерти Христа. Эволюция сюжета в произведениях искусства в различные эпохи

Снятие с креста. Снятие с креста и погребение Иисуса. Эволюция сюжета в произведениях искусства: от естественности и простоты к усложнению и большей свободе трактовки, увеличению количества персонажей. Картина «Снятие с креста» Рогира ван дер Вейдена

Пьета. Пьета (оплакивание)— изображение Богоматери, скорбящей над снятым с креста сыном. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении В. Жуковского «Stabat Mater», выраженное в нем чувство материнской скорби. Древнерусская икона «Положение во гроб» как совершенный образ безутешного материнского страдания.

Воскрешение и Вознесение Христа. Явления воскресшего Иисуса Христа ученикам и его чудесное Вознесение — важнейшие темы произведений мирового искусства. Икона Дионисия «Воскресение», ее глубокий нравственный смысл и символическое звучание

4. Мир и человек в художественных образах

«Мир и человек в искусстве». В основе курса - обращение к проблемам личности, ее связям с обществом и миром окружающей природы. Поиск идеала Человека, нашедшие отражение в религиозных представлениях и художественных образах женщины-матери, защитников Отечества, идеалах благородного рыцарства, становятся доминантой изучения.


Святые и святость.

Образы святых — посредников между Богом и людьми, великая сила их воздействия на умы и серд­ца верующих людей. Прочность народных традиций сохранения памяти о святых, их отражение в произведениях устного народного творчества. Образы пер­вых мучеников, погибших и пострадавших за веру во времена гонений на христиан в стихотворении иеромонаха Романа «Ликует Рим в языческом веселье...».

Герой и защитник Отечества.

Георгий Победоносец — мужественный воин и доблестный защитник Отечества, его готовность к состра­данию и прощению. История жизни святого — пример стойкости и твердости характера, преданности идеалам христианской веры. Повсеместное распространение культа: написание жития, икон, возведение хра­мов. Особенности иконографического изображения.

Образ святого Георгия в военной геральдике и государственной гербовой системе России. Герб города Москвы.

Идеал благородного рыцарства

Благородный и доблестный рыцарь — идеал человека в эпоху средневековья. Понятие о рыцарском кодексе чести: защита Отечества, бесстрашие в сражениях, верность сеньору, забота и милосердное отношение к слабым и беззащитным.

Патриоты земли Русской.

Александр Невский — наиболее почитаемый и любимый в народе защитник земли Русской. «Житие Александра Невского» — основные вехи героической жизни легендарного воина. Проявленная храбрость в битве на Чудском озере с войсками шведского короля.

Образ женщины – матери сквозь века.

Священный лик Богоматери.

Образ Богоматери — ведущая тема средневекового искусства. Культ Мадонны в странах Западной Европы. Образ Богородицы на Руси как покровительницы и защитницы родной земли, заступницы людей перед Богом.

Мадонны титанов Возрождения.

Дева Мария с младенцем Иисусом — возвышенный образ материнства и жертвенной любви к людям.

Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» — жемчужина коллекции Эрмитажа. Необыкновенная выразительность образа исключительной красоты и благородства. Воплощение авторской идеи о счастье, земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств.

Лики женской красоты в русской живописи классицизма.

Образ русской женщины-крестьянки в творчестве И. П. Аргунова. «Портрет крестьянки в русском костюме» — одно из совершенных творений художника. Характерные черты образа простой русской женщины. Стихотворение Г. Р. Державина «Русские девушки» как одна из возможных интерпретаций образа.

Женщина-мать в искусстве XX столетия

Новое звучание извечной темы материнства в про­изведениях искусства XX в.

Творчество К. С. Петрова-Водкина как наиболее яркое художественное воплощение темы. Исконно русские традиции в картинах «Мать» и «Богоматерь Умиление злых сердец».

Тема материнства в художественных произведениях периода Великой Отечественной войны. Плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Особенности ком­позиционного и колористического решения произве­дения.

Защита проектов, итоговое повторение – 2 часа




Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения программы по дополнительному образованию «Шедевры мировой художественной культуры» ученик должен:

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, презентации).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.


Формы аттестации

Для усвоения качества материала использовалась следующая форма:

- защита проектов

- тестирование - задание стандартной формы, выполнение которого позволяет установить уровень и наличие определенных умений, навыков, способностей, умственного развития с помощью специальной шкалы результатов.


Оценочные материалы

Формой оценки учащихся при проведении аттестации служит пятибалльная система.

Пять баллов (высокий уровень усвоения) - задание выполнено без ошибок или есть одна ошибка.

Четыре балла (уровень усвоения программного материала выше среднего)- выполнена работа с двумя ошибками.

Три балла (средний уровень) - выполнена только половина задания.

Два балла (низкий уровень усвоения программного материала) - если нет ответа ни на одно из заданий.













IV. Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение рабочей программы:

Наглядно-печатные пособия

1.Комплект портретов композиторов и художников.

2.Комплект наглядно-демонстрационных репродукций картин мировой живописи.

Технические средства обучения

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- принтер;

- сканер;

- DVD;

- доска

- музыкальный центр.

Дополнительная литература для обучающихся:

1.Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.

2.Данилова Г.И..Мировая художественная культура; 5 класс:: Учебник М. «Дрофа»,2012

555 шедевров мировойй живописи. Электронное собрание

3.Шедевры архитектуры. 250 шедевров зодчества в рассказах, иллюстрациях, видеофрагментах.

4.Шедевры русской живописи. Мультимедийное учебное пособие(33 интерактивных видеоурока)

5.Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия

Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства

6.Эрмитаж. Выпуск 2. Учебный фильм на СD

7.Рафаэль Санти »(обучающие и развивающие программы серии «Музыка и живопись доля детей»)

8.Сокровища России. Введение в русское искусство.

9.Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства

Петергоф. Электронный путеводитель.

10.Мировая художественная культура. От наскальных рисунков до киноискусства. 11.Автор текста - Л.А. Рапацкая.

12.Мировая художественная культура. Культура стран Древнего и средневекового Востока. Автор текста - Л.А. Рапацкая.

13.Мультимедийное приложение к тому «Культуры мира» серии «Энциклопедия для детей «Аванта +»».(CD)

Слайды и слайд-альбомы

1.Уколова В.И. Древние цивилизации: Комплект для общеобразовательной школы: слайд – альбом из 120 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

2.Черных А.П. Цивилизация средневекового Запада: Комплект для общеобразовательной школы: слайд – альбом из 100 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

3.Уколова В.И. Ренессанс и Реформация: Комплект для общеобразовательной школы: слайд – альбом из 100 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент. /В.И. Уколова. - 2-е изд., стереотип.- М.: Центр Планетариум, 2003.- (Серия слайд- альбомов «История мировых цивилизаций»).

4.Уколова В.И. Европа в эпоху Просвещения: Комплект: Слайд-альбом для общеобразовательной школы из 120 слайдов и методического пособия: Фотодокумент.

5.Токарева Е.С., Саплин А.И. Европа. XIX век.: Комплект для общеобразовательной школы: слайд – альбом из 120 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент

6.Токарева Е.С., Саплин А.И. Европа. XIX век.: Комплект для общеобразовательной школы: слайд – альбом из 120 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

7.Фролова И.Н. Славянские образы с древности до наших дней: Слайд-комплект для внеклассной работы в школах и учреждениях дополнительного образования: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

8.Казинцева М.В.Иерархия святых: Слайд-комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент

9.Казинцева М.В.Двунадесятые праздники: Слайд-комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

10.Лисова К.Л. Киев- мать городов русских: Слайд-комплект для внеклассной работы в школах и учреждениях дополнительного образования: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

11.Черникова Т.В. Северная Пальмира: Слайд-комплект для общеобразовательной школы: 40 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

12.Лисова К.Л. «Господин Великий Новгород»: Слайд-комплект для внеклассной работы в школах и учреждениях дополнительного образования: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

13.Черникова Т.В. Во власти муз: слайд-комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

14. Максимова Н.А., Ситникова О.А.Культура России в XX веке. Серебряный век. Слайд – комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

15. Максимова Н.А., Ситникова О.А.Культура России в XX веке. Двадцатые годы. Слайд – комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

16.Максимова Н.А., Ситникова О.А.Культура России в XX веке. Сталинский период. Слайд – комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент

17. Максимова Н.А., Ситникова О.А.Культура России в XX веке. Война и послевоенный период. Слайд – комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

18.Максимова Н.А., Ситникова О.А. Культура России в XX веке. Оттепель. Застой. Перестройка. Слайд – комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

19.Россия. XX век [Видеозапись]: Комплект (13 видеокассет). Вып. 9. Русская культура в начале века. Философия. Литература. Театр. Фильм 10, часть 2.

20.Россия. XX век [Видеозапись]: Комплект (13 видеокассет). Вып.10. Русская культура в начале века. Живопись. Архитектура. Музыка. Фильм 10, часть 3.

21. Москва. Страницы истории (XII- XIX века) [Видеозапись]

22.Знаменитые московские особняки - 1. [Видеозапись]

23.Старая Москва в фотографиях [Видеозапись]

24.Великий Храм России. Страницы жизни, гибели и воссоздани. 1813-1931-2000 [Видеозапись].

25. Храм Покрова на Красной площади. [Видеозапись]

26.Большой Кремлёвский Дворец [Видеозапись].

27.Императрица и зодчий.

28. Петровский дворец. Последняя остановка перед Кремлём. [Видеозапись] 21.Московский Кремль. [Видеозапись]

29.Художники России. [Видеозапись]

30.Художники России - 2. [Видеозапись]

31.Государственная Третьяковская галерея. История и коллекции. [Видеозапись]

32.Сокровищница народного творчества. [Видеозапись]

33.Что такое искусство. [Видеозапись]

34.Декоративно-прикладное искусство. [Видеозапись]

35.Московский модерн. [Видеозапись]

36.Открытие Москвы. [Видеозапись]

37.Великий Эрмитаж. [Видеозапись]

38.Искусство русского авангарда. [Видеозапись]

39.Третьяковская галерея. [Видеозапись]

40.Московский Кремль [Видеозапись]


Перечень оборудования, закупаемого для создания новых мест дополнительного образования детей на 2021 год:

  1. Ноутбук (4 шт.)

  2. Звуковые колонки 4 (шт)

  3. Фотоаппарат зеркальный + объектив (1шт.)

  4. Штатив (1 шт)

  5. Диктофон (3 шт)

  6. Точка доступа в интернет (1 шт)

  7. Микрофон (3 шт)









































V. Список литературы

1.Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1999.

2.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М., 1996.

3.Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 2009.

4.Зезена Н.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История культуры. М., 2008.

5.Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 2003.

6.История русского искусства. В 3т. Под ред. М.М. Раковой и  И.В. Рязанцева.    М., 1991.

7.Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века.

8.Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. В лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа,2006.

9.Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 5 класс. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2012г.

10.Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. М., Просвещение, 1999.

11.Каратавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. ТЦ. – Учитель, Воронеж, 2020.

Интернет-ресурсы

Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://viki.rdf.ru/cat/musika/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33

Погружение в классику [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intoclassics.net/news/1-0-1

Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://music.edu.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html












Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Эколого-биологический лицей №35»


«Согласовано»: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _________

И. А. Кушхова «07» июня 2021г.

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор А. Р. Эйхвальд __________

Приказ № 280 от «07» июня 2021г.

Принят на заседании

Педагогического совета

Протокол № 9

от «02» июня 2021г.








Календарно-тематический план

дополнительной общеобразовательной,

общеразвивающей программы

«Шедевры мировой художественной культуры»





Направленность: социально-гуманитарная

Вид программы: модифицированная

Срок реализации: 72 часа /1 год/

Возраст учащихся: 13-14 лет

Уровень освоения программы: базовый

Автор программы: Рябцева Ю.В. – педагог дополнительного образования

Кожевникова Н.А. – педагог дополнительного образования
















г.Майкоп,2021 г.


Приложение





Календарно – тематическое планирование


Разделы, темы

Количество часов

дата

примечание

всего

теория

практика

1. Сюжеты и образы античной мифологии. /20 ч./

1

Хаос. Лекция

1

1




2

Бог- громовержец Зевс. Семинар

1


1



3

Окружение Зевса. Лекция

1

1




4

Прометей. Семинар

1


1



5

Посейдон-владыка морей. Лекция

1

1






6

Бог огня Гефест. Практическая работа с дополнительной литературой

1


1



7

Афина. Диспут

1


1



8

Лики Аполлона. Практическая работа с ЭОР.

1


1



9

Аполлон и музы Парнаса. Виртуальная экскурсия.

1

1




10

Орфей и Эвредика. Круглый стол.

1


1



11

Артемида. Лекция.

1

1




12

Арес- неукротимый бог войны. Семинар

1


1



13

Триумф Диониса. Лекция

1

1




14

Афродита. Семинар

1


1



15

Нарцисс и Эхо. Семинар

1


1



16

В сетях Эрота. Лекция

1

1




17

Амур и Психея

1

1




18

Богиня цветов Флора.

1


1



19

Защита проектов

2


2



2. Древнеславянская мифология. /7 ч./

20

Мифология древних славян.

1

1




21

Перун – бог грома и молнии. Семинар.

1


1



22

Велес. Работа с дополнительной литературой.

1


1



23

Дажьбог. Виртуальная экскурсия.

1

1




24

Макошь. Лекция.

1

1




25

Лада. Купало, Ярило, Кострома. Работа с дополнительной литературой.

1


1



26

Защита проектов

1


1



3. Сюжеты и образы библейской мифологии. /31 ч./

27

Сюжеты и образы Ветхого Завета. Введение. В мире библейских сюжетов и образов. Сотворение мира. Лекция

1

1




28

Сюжеты и образы Ветхого Завета. Жизнь первых людей на Земле. Лекция

1

1




29

Сюжеты и образы Ветхого Завета. Каин и Авель. Работа с дополнительной литературой.

1


1



30

Сюжеты и образы Ветхого Завета. Всемирный потоп. Виртуальная экскурсия

1

1




31

Сюжеты и образы Ветхого Завета. Вавилонская башня. Лекция.

1

1




32

Сюжеты и образы Ветхого Завета. Ветхозаветная Троица и призвание Авраама. «Под сенью куполов»: Сюжеты росписей Свято-Троицкого собора Челябинска.

1

1




33

Сюжеты и образы Ветхого Завета. Жертвоприношение Авраама Работа с дополнительной литературой..

1


1



34

Сюжеты и образы Ветхого Завета. Чудесный сон Иакова. Работа с дополнительной литературой.

1


1



35

Сюжеты и образы Ветхого Завета. Иосиф и его братья. Работа с дополнительной литературой.

1


1



36

Сюжеты и образы Ветхого Завета. Мечты о Земле обетованной. Скрижали Моисея. Работа с дополнительной литературой.

1



1






37

Сюжеты и образы Ветхого Завета. Самсон, раздирающий пасть льва. Лекция

1

1




38

Сюжеты и образы Ветхого Завета. Саул-царь Израиля и Давид

1

1




39

Сюжеты и образы Ветхого Завета. Псалмопевец Давид. Исполнение Духовного концерта Березовского челябинскими музыкантами (Академический хор В.Михальченко).

1

1




40

Сюжеты и образы Ветхого Завета. Мудрость царя Соломона. Работа с ЭОР.

1


1



41

Сюжеты и образы Нового Завета. Рождение и юность Марии. Благая весть

1


1



42

Сюжеты и образы Нового Завета. Чудесное рождение Христа. Работа с ЭОР.

1


1



43

Сюжеты и образы Нового Завета. Поклонение волхвов. Лекция.

1

1




44

Сюжеты и образы Нового Завета. Образы Сретения. Работа с ЭОР.

1


1



45

Сюжеты и образы Нового Завета. Бегство в Египет. Работа с ЭОР.

1


1



46

Сюжеты и образы Нового Завета. Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение

1

1




47

Защита проектов

1


1



48

Сюжеты и образы Нового Завета. Творимые чудеса. Лекция

1

1




49

Сюжеты и образы Нового Завета. Нагорная проповедь. Работа с ЭОР.

1


1



50

Сюжеты и образы Нового Завета.

Притчи Христа. Работа с ЭОР.

1


1



51

Сюжеты и образы Нового Завета.

Тайная вечеря Работа с ЭОР.

1


1



52

Сюжеты и образы Нового Завета. Моление о чаше. Что есть истина? Работа с ЭОР.

1


1



53

Сюжеты и образы Нового Завета. Страсти Господни. Работа с видеоматериалом.

1


1



54

Сюжеты и образы Нового Завета. Распятие. Лекция

1

1




55

Сюжеты и образы Нового Завета. Снятие с креста. Работа с дополнительной литературой.

1


1



56

Сюжеты и образы Нового Завета. Пьета

1





57

Сюжеты и образы Нового Завета. Воскрешение и Вознесение Христа. Пасхальные традиции в моей семье.

1


1



58

Защита проектов.

1


1



4. Мир и человек в художественных образах. /12 ч./

59

Святые и святость. Лекция.

2

2




60

Герои и защитники Отечества.

2


2



61

Идеал благородного рыцарства. Работа с ЭОР

1


1



62

Мадонны титанов Возрождения. Виртуальная экскурсия.

1

1




63

Священный идеал материнства. Патриоты земли Русской. Работа с дополнительной литературой.

1


1



64

Образ женщины – матери сквозь века.

Священный лик Богоматери. Работа с ЭОР.

1


1



65

Мадонны титанов Возрождения. Работа с дополнительной литературой.

1


1



66

Лики женской красоты в русской живописи классицизма. Семинар

1


1



67

Женщина-мать в искусстве XX столетия. Лекция

2

2




5.Защита проектов. Тестирование. /2 ч./

68

Защита проектов

1

1




69

Тестирование

1

1





итого

72

28

44










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!