СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экодруг»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экодруг» 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экодруг»»



РАЗДЕЛ I

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ


1.1. Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экодруг» относится к естественно-научной направленности, поскольку ориентирована на формирование ответственного отношения учащихся к окружающей среде в процессе исследовательской, опытно - экспериментальной, проектной деятельности.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Экодруг» разработана с учетом требований нормативно - правовых документов:

- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утв. Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 с изменениями от 30.09.2020 г.)

- «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы)» (утв. Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242).

Актуальность программы обусловлена потребностями современного общества и образовательным заказом государства в области естественно-научного образования, возможность самореализации в различных учебных, ролевых, интеллектуальных играх, проектной деятельности эколого-биологической направленности.


Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является её направленность на развитие проектной деятельности учащихся с помощью современных технологий и оборудования, в создании уникальной образовательной среды для развития экологического стиля мышления, исследовательских навыков учащихся, их коммуникативных способностей.

Программа адресована обучающимся в возрасте 12-16 лет


Возрастные особенности:

12-16 лет – это один из наиболее сложных периодов развития человека. В этом возрасте происходит формирование личности, изменения в сфере сознания и в системе взаимоотношений, выбор общественно-значимых видов деятельности. Присутствует стремление к самоутверждению, к определению дальнейшей стратегии жизни, возникает потребность в самоопределении. Ключевое значение приобретает стремление к независимости. Основным мотивом общественно полезной деятельности является личная ответственность и самодостаточность. Чаще всего выбор определенного вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету, сколько практической выгодой.

Особое значение для развивающейся личности подростка имеет реализация собственных авторских замыслов, важность заявления и защиты своей позиции. Полноценное развитие напрямую зависит от полного действия - встречи замысла и результата, т.е. того, что лежит в основе проектной деятельности.

По темпераменту, характеру, способностям учащиеся могут быть разнообразными. Потенциальные обучающиеся должны проявлять бережное отношение к объектам природы, иметь направленность (мотивацию) к изучению живой или неживой природы, экологии, природных взаимосвязей, особенностей выращивания сельскохозяйственных растений или животных, экологических проблем.

Уровень программы: базовый.

Сроки реализации программы: 24 часа.

Наполняемость групп: 10 человек.

Режим занятий: 2 академических часа в неделю.

Формы обучения: очная


1.2. Цель и задачи программы


Цель программы: формирование ответственности к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе.

Задачи программы:

Образовательные:

- расширить знания учащихся о сельском хозяйстве;

- развить умение проектирования своей деятельности;

- сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности -  анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, эксперимента, мониторинга и др.;

- научить применять коммуникативные и презентационные навыки;

- научить оформлять и представлять результаты своей работы.

Развивающие:

- способствовать развитию логического мышления, внимания;

- формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации.

Воспитательные:

- воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к природе;

- способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности. 


1.3. Планируемые результаты


Предметные:

- углубление и расширение имеющихся у учащихся знаний о сельском хозяйстве;

- приобретение и углубление знания основ проектирования и управления проектами;

-приобретение навыков по проведению исследований, презентаций и межпредметной коммуникации;

- знакомство с методами и приёмами сбора и анализа информации;

- способность работать на специализированном оборудовании и в программных средах.

Метапредметные:

- сформированность у учащихся готовности к восприятию проблемной ситуации как задачи деятельности, логическое мышление;

- развитие мотивации личности ребенка к саморазвитию и самореализации.

Личностные:

- сформированность бережного отношения ко всему живому, любви к природе, отношения к природе как к общечеловеческой ценности;

- формировать ответственное отношения к работе в группе, ведению исследовательской и проектной деятельности.


1.4. Содержание программы


Учебно-тематический план


№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

экскурсии

1

Вводное занятие

1

1

0

0

Опрос

2

Что такое сельское хозяйство

7

5

2

0

Практическая

работа

3

Природа и её правила.

11

3

7

1

Практическая

работа

4

Выбор проектного направления и распределение ролей.

4

2

2

0

Подготовка

проектов

5

Итоговое занятие

1

0

1

0

Защита проектов

Всего

24

11

12

1





Содержание учебно-тематического плана

1. Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности. Человек и окружающий мир.

2. Что такое сельское хозяйство?

Историческая справка. Шаг первый - «Что делать с землёй?» Викторина «Мир вокруг». Центры происхождения культурных растений. История одомашнивания и приручения. Сельскохозяйственное оборудование.

Практика: Мастер-класс «Что такое сельское хозяйство?». Практическая работа «Работа на приусадебном опытном участке».

3. Природа и её правила.

Солнце - всему голова. Фотосинтез. Воздух и его значение. Лабораторная работа «Влияние света на рост растений и животных». Вода и ее свойства. Почва - живое или мёртвое вещество? Типы и виды почв. Агроэкология.

Практика: Практическая работа «Работа на приусадебном опытном участке». Игра-конкурс «Земледельческая десятка».

Экскурсия в ФГУП «Аркадакская СХОС»

4. Выбор проектного направления и распределение ролей.

Выбор проектного направления. Постановка задачи. Исследование проблематики. Планирование проекта. Распределение ролей.

Практика: Оформление проектных работ.

5. Итоговое занятие. Защита проектов.


1.5. Формы аттестации планируемых результатов программы, их периодичность

По результатам деятельности в ходе реализации программы проводится диагностика освоения программы.

Входной контроль организуется на первом занятии, с целью выявления интересов учащихся и уровня их знаний. Форма диагностики: опрос.

Итоговый контроль проводится по окончанию обучения и определяет, насколько успешно прошло усвоение обучающимися программы. Основной формой подведения итогов обучения по программе является защита проектных работ.


РАЗДЕЛ II

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ


2.1 Методическое обеспечение программы

Программа предполагает использование как традиционных методов работы, так и нетрадиционных для более глубокого усвоения знаний и эмоционального их восприятия:

- Наглядные: показ презентаций, фотографий, работа с информационными источниками, памяткой, схемой, таблицей, журналом.

- Словесные: рассказ, объяснение, беседа, лекция, обсуждение.

- Практические: лабораторные и практические работы, опыты, самостоятельные работы.

- Образовательные технологии: здоровьесберегающие, игровые технологии, технологии личностно-ориентированного, развивающего обучения, проектная деятельность.



Формы проведения занятий


Для успешного освоения учащимися данной программы используются следующие формы занятий: учебное занятие, рассказ, беседа, занятие-игра, экскурсия.

На протяжении всего курса обучения занятия включают в себя теоретическую и практическую части.

Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и опытами.

Теоретическая часть занятия должна быть краткой, можно использовать наглядные пособия, интерактивные средства обучения. Практические работы выполняются по звеньям. Соблюдение техники безопасности при работе с оборудованием входит в учебно­воспитательные задачи объединения. В конце каждого занятия полезно проводить взаимоконтроль, обязательно подводятся итоги.



2.2. Условия реализации программы




Материально-техническое обеспечение

Необходимые ресурсы для проведения занятий различного типа: помещения для занятий, оборудованные электроснабжением, столами, стульями, шкафами, стеллажами, библиотека.

Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы: микроскопы (1-2 шт.), фотоаппарат, видеокамера, проектор, компьютер, сканер, принтер.

Другое оборудование требуется в зависимости от конкретных исследовательских задач и направлений работы учебных групп: коллекция насекомых, коллекция семян, гербарии растений, статические (рисунки), сельскохозяйственные инструменты, лупы, веревка, лабораторная посуда.

Кадровое обеспечение

Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое профильное образование, владеющий навыками руководства учебно-научно-исследовательской деятельностью учащихся.

2.3. Календарный учебный график

п/п

Дата проведения

Время проведения

Тип занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Вводное занятие

1.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Изучение нового материала

1

Инструктаж по технике безопасности. Человек и окружающий мир.

МБОУ-СОШ с. Росташи

Опрос

Что такое сельское хозяйство?

2.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Изучение нового материала

1

Историческая

справка

МБОУ-СОШ с. Росташи

Беседа

3.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Изучение нового материала

1

Что делать с землёй?

МБОУ-СОШ с. Росташи

Викторина

4.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Изучение нового материала

1

Мир вокруг нас

МБОУ-СОШ с. Росташи

Беседа

5.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Формирование умений и навыков

1

Центры происхожден

ия культурных

растений

МБОУ-СОШ с. Росташи

Практическая работа

6.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Изучение нового материала

1

Мастер-класс «Что такое сельское хозяйство?»

МБОУ-СОШ с. Росташи

Опрос

7.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Изучение нового материала

1

Сельскохозяй

ственное

оборудование

МБОУ-СОШ с. Росташи

Опрос

8.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Формирование умений и навыков

1

Работа на приусадебном опытном участке

МБОУ-СОШ с. Росташи

Практическая работа

Природа и её правила.

9.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Изучение нового материала

1

Солнце - всему голова

МБОУ-СОШ с. Росташи

Беседа

10.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Формирование умений и навыков

1

Значение фотосинтеза

МБОУ-СОШ с. Росташи

Опыт

11.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Формирование умений и навыков

1

Влияние света на рост растений и животных

МБОУ-СОШ с. Росташи

Лаборатор

ная

работа

12.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Изучение нового материала

1

Воздух и его значение.

МБОУ-СОШ с. Росташи

Беседа

13.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Формирование умений и навыков

1

Растения тоже дышат. Прорастание семян

МБОУ-СОШ с. Росташи

Лаборатор

ная

работа

14.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Формирование умений и навыков

1

Работа на приусадебном опытном участке

МБОУ-СОШ с. Росташи

Практическая работа

15.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Изучение нового материала

1

Вода и ее свойства.

МБОУ-СОШ с. Росташи

Беседа

16.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Формирование умений и навыков

1

Живая

раскраска.

Наблюдение

за

сокодвижение м у растений

МБОУ-СОШ с. Росташи

Лаборатор

ная

работа

17.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Формирование умений и навыков

1

Полив и подкормка комнатных растений

МБОУ-СОШ с. Росташи

Практическая работа

18.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Формирование умений и навыков

1

Типы и виды почв. Мелиорация.

МБОУ-СОШ с. Росташи

Практическая

работа


19.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Экскурсия

1

Экскурсия в АОС

Зерносклад АОС

Беседа

Выбор проектного направления и распределение ролей

20.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Изучение нового материала

1

Выбор

проектного

направления.

Постановка задачи.

МБОУ-СОШ с. Росташи

Опрос

21.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Изучение нового материала

1

Исследование

проблематики


МБОУ-СОШ с. Росташи

Самостоят

ельная

работа

22.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Формирование умений и навыков

1

Оформление

проектной

работы

МБОУ-СОШ с. Росташи

Самостоят

ельная

работа

23.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Формирование умений и навыков

1

Оформление

проектной

работы

МБОУ-СОШ с. Росташи

Самостоят

ельная

работа

24.

Согласно расписанию

Согласно расписанию

Формирование умений и навыков

1

Итоговое занятие

МБОУ-СОШ с. Росташи

Защита проекта






2.4. Оценочные материалы

Для оценки качества усвоения программного содержания применяются следующие формы: анкетирование, опросы, выполнение лабораторных и практических заданий, наблюдение, защита проектов.

Основной формой подведения итогов обучения по программе является защита индивидуальных проектов.

В процессе реализации программы проводится мониторинг эффективности образовательного процесса: вводная и итоговая диагностика предметных, метапредметных и личностных результатов.

Вводная диагностика проводится на первом занятии, с целью выявления интересов учащихся и уровня их знаний на начало учебного года. Методы контроля, используемые в работе: опрос.

Итоговая диагностика осуществляется после окончания обучения и определяет, насколько успешно происходит усвоение учащимися программы, проводится на последнем занятии. Главными методами контроля на данном этапе является итоговое занятие, защита проектов.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебные пособия для педагога:


  1. Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум: научный поиск, педагогический опыт, авторские проекты. Москва. 2001.

  2. Методическая копилка педагога. Сост. Вербова Л.С. Крымск 2000 .

  3. Муравьева А.Г. (под редакцией). Теория и практика экологического мониторинга в деятельности образовательных учреждений. С-П.2016 .

  4. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. М. «Просвещение». 1995.

  5. Русско-латинский эколого-ботанический словарь. Краснодар 1993.

  6. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. Москва. «Академия» - 2000. Тупикин Е.И. Тематический контроль по общей биологии с основами экологии. М. «Интеллект - Центр» 2017.

  7. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие/ Под ред. Т.Я. Ашахминой. - М.: АГАР, 2018.


Учебные пособия для обучающихся:


  1. Руднянская Е.И и др. Экскурсии в природу. По югу России. Осень 1-4 классы. Волгоград, 2016.

  2. Руднянская Е.И и др. Экскурсии в природу. По югу России. Зима 1 -4 классы. Волгоград, 2016.

  3. Я познаю мир: дет. Энцикл.: Экология. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001 .

  4. Геращюк В.П. Беседы о домашних животных.2005.

  5. Хламин С.А. Я иду по лесу. Энциклопедический словарь юного натуралиста.


Учебные пособия для родителей:


  1. Грехова Л.И. В союзе с природой. М. ЦГЛ, Ставрополь: Сервис школа, 2002 .

  2. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. М. Аспект Пресс» 2018.

  3. Поляков В.А. Экологическая взаимообусловленность мира. Краснодар 2005 .

  4. Жуковский Г.М. Культурные растения и их сородичи/ Жуковский Г.М..- Л.: Колос, 2017.­750с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!