РАЗДЕЛ I
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экодруг» относится к естественно-научной направленности, поскольку ориентирована на формирование ответственного отношения учащихся к окружающей среде в процессе исследовательской, опытно - экспериментальной, проектной деятельности.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Экодруг» разработана с учетом требований нормативно - правовых документов:
- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утв. Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 с изменениями от 30.09.2020 г.)
- «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы)» (утв. Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242).
Актуальность программы обусловлена потребностями современного общества и образовательным заказом государства в области естественно-научного образования, возможность самореализации в различных учебных, ролевых, интеллектуальных играх, проектной деятельности эколого-биологической направленности.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является её направленность на развитие проектной деятельности учащихся с помощью современных технологий и оборудования, в создании уникальной образовательной среды для развития экологического стиля мышления, исследовательских навыков учащихся, их коммуникативных способностей.
Программа адресована обучающимся в возрасте 12-16 лет
Возрастные особенности:
12-16 лет – это один из наиболее сложных периодов развития человека. В этом возрасте происходит формирование личности, изменения в сфере сознания и в системе взаимоотношений, выбор общественно-значимых видов деятельности. Присутствует стремление к самоутверждению, к определению дальнейшей стратегии жизни, возникает потребность в самоопределении. Ключевое значение приобретает стремление к независимости. Основным мотивом общественно полезной деятельности является личная ответственность и самодостаточность. Чаще всего выбор определенного вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету, сколько практической выгодой.
Особое значение для развивающейся личности подростка имеет реализация собственных авторских замыслов, важность заявления и защиты своей позиции. Полноценное развитие напрямую зависит от полного действия - встречи замысла и результата, т.е. того, что лежит в основе проектной деятельности.
По темпераменту, характеру, способностям учащиеся могут быть разнообразными. Потенциальные обучающиеся должны проявлять бережное отношение к объектам природы, иметь направленность (мотивацию) к изучению живой или неживой природы, экологии, природных взаимосвязей, особенностей выращивания сельскохозяйственных растений или животных, экологических проблем.
Уровень программы: базовый.
Сроки реализации программы: 24 часа.
Наполняемость групп: 10 человек.
Режим занятий: 2 академических часа в неделю.
Формы обучения: очная
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование ответственности к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе.
Задачи программы:
Образовательные:
- расширить знания учащихся о сельском хозяйстве;
- развить умение проектирования своей деятельности;
- сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности - анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, эксперимента, мониторинга и др.;
- научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
- научить оформлять и представлять результаты своей работы.
Развивающие:
- способствовать развитию логического мышления, внимания;
- формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации.
Воспитательные:
- воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к природе;
- способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности.
1.3. Планируемые результаты
Предметные:
- углубление и расширение имеющихся у учащихся знаний о сельском хозяйстве;
- приобретение и углубление знания основ проектирования и управления проектами;
-приобретение навыков по проведению исследований, презентаций и межпредметной коммуникации;
- знакомство с методами и приёмами сбора и анализа информации;
- способность работать на специализированном оборудовании и в программных средах.
Метапредметные:
- сформированность у учащихся готовности к восприятию проблемной ситуации как задачи деятельности, логическое мышление;
- развитие мотивации личности ребенка к саморазвитию и самореализации.
Личностные:
- сформированность бережного отношения ко всему живому, любви к природе, отношения к природе как к общечеловеческой ценности;
- формировать ответственное отношения к работе в группе, ведению исследовательской и проектной деятельности.
1.4. Содержание программы
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Формы контроля |
всего | теория | практика | экскурсии |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 0 | 0 | Опрос |
2 | Что такое сельское хозяйство | 7 | 5 | 2 | 0 | Практическая работа |
3 | Природа и её правила. | 11 | 3 | 7 | 1 | Практическая работа |
4 | Выбор проектного направления и распределение ролей. | 4 | 2 | 2 | 0 | Подготовка проектов |
5 | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 | 0 | Защита проектов |
Всего | 24 | 11 | 12 | 1 | |
Содержание учебно-тематического плана
1. Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности. Человек и окружающий мир.
2. Что такое сельское хозяйство?
Историческая справка. Шаг первый - «Что делать с землёй?» Викторина «Мир вокруг». Центры происхождения культурных растений. История одомашнивания и приручения. Сельскохозяйственное оборудование.
Практика: Мастер-класс «Что такое сельское хозяйство?». Практическая работа «Работа на приусадебном опытном участке».
3. Природа и её правила.
Солнце - всему голова. Фотосинтез. Воздух и его значение. Лабораторная работа «Влияние света на рост растений и животных». Вода и ее свойства. Почва - живое или мёртвое вещество? Типы и виды почв. Агроэкология.
Практика: Практическая работа «Работа на приусадебном опытном участке». Игра-конкурс «Земледельческая десятка».
Экскурсия в ФГУП «Аркадакская СХОС»
4. Выбор проектного направления и распределение ролей.
Выбор проектного направления. Постановка задачи. Исследование проблематики. Планирование проекта. Распределение ролей.
Практика: Оформление проектных работ.
5. Итоговое занятие. Защита проектов.
1.5. Формы аттестации планируемых результатов программы, их периодичность
По результатам деятельности в ходе реализации программы проводится диагностика освоения программы.
Входной контроль организуется на первом занятии, с целью выявления интересов учащихся и уровня их знаний. Форма диагностики: опрос.
Итоговый контроль проводится по окончанию обучения и определяет, насколько успешно прошло усвоение обучающимися программы. Основной формой подведения итогов обучения по программе является защита проектных работ.
РАЗДЕЛ II
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Методическое обеспечение программы
Программа предполагает использование как традиционных методов работы, так и нетрадиционных для более глубокого усвоения знаний и эмоционального их восприятия:
- Наглядные: показ презентаций, фотографий, работа с информационными источниками, памяткой, схемой, таблицей, журналом.
- Словесные: рассказ, объяснение, беседа, лекция, обсуждение.
- Практические: лабораторные и практические работы, опыты, самостоятельные работы.
- Образовательные технологии: здоровьесберегающие, игровые технологии, технологии личностно-ориентированного, развивающего обучения, проектная деятельность.
Формы проведения занятий
Для успешного освоения учащимися данной программы используются следующие формы занятий: учебное занятие, рассказ, беседа, занятие-игра, экскурсия.
На протяжении всего курса обучения занятия включают в себя теоретическую и практическую части.
Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и опытами.
Теоретическая часть занятия должна быть краткой, можно использовать наглядные пособия, интерактивные средства обучения. Практические работы выполняются по звеньям. Соблюдение техники безопасности при работе с оборудованием входит в учебновоспитательные задачи объединения. В конце каждого занятия полезно проводить взаимоконтроль, обязательно подводятся итоги.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение Необходимые ресурсы для проведения занятий различного типа: помещения для занятий, оборудованные электроснабжением, столами, стульями, шкафами, стеллажами, библиотека.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы: микроскопы (1-2 шт.), фотоаппарат, видеокамера, проектор, компьютер, сканер, принтер.
Другое оборудование требуется в зависимости от конкретных исследовательских задач и направлений работы учебных групп: коллекция насекомых, коллекция семян, гербарии растений, статические (рисунки), сельскохозяйственные инструменты, лупы, веревка, лабораторная посуда.
Кадровое обеспечение
Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое профильное образование, владеющий навыками руководства учебно-научно-исследовательской деятельностью учащихся.
2.3. Календарный учебный график
№ п/п | Дата проведения | Время проведения | Тип занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Вводное занятие |
1. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Изучение нового материала | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Человек и окружающий мир. | МБОУ-СОШ с. Росташи | Опрос |
Что такое сельское хозяйство? |
2. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Изучение нового материала | 1 | Историческая справка | МБОУ-СОШ с. Росташи | Беседа |
3. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Изучение нового материала | 1 | Что делать с землёй? | МБОУ-СОШ с. Росташи | Викторина |
4. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Изучение нового материала | 1 | Мир вокруг нас | МБОУ-СОШ с. Росташи | Беседа |
5. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Формирование умений и навыков | 1 | Центры происхожден ия культурных растений | МБОУ-СОШ с. Росташи | Практическая работа |
6. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Изучение нового материала | 1 | Мастер-класс «Что такое сельское хозяйство?» | МБОУ-СОШ с. Росташи | Опрос |
7. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Изучение нового материала | 1 | Сельскохозяй ственное оборудование | МБОУ-СОШ с. Росташи | Опрос |
8. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Формирование умений и навыков | 1 | Работа на приусадебном опытном участке | МБОУ-СОШ с. Росташи | Практическая работа |
Природа и её правила. |
9. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Изучение нового материала | 1 | Солнце - всему голова | МБОУ-СОШ с. Росташи | Беседа |
10. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Формирование умений и навыков | 1 | Значение фотосинтеза | МБОУ-СОШ с. Росташи | Опыт |
11. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Формирование умений и навыков | 1 | Влияние света на рост растений и животных | МБОУ-СОШ с. Росташи | Лаборатор ная работа |
12. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Изучение нового материала | 1 | Воздух и его значение. | МБОУ-СОШ с. Росташи | Беседа |
13. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Формирование умений и навыков | 1 | Растения тоже дышат. Прорастание семян | МБОУ-СОШ с. Росташи | Лаборатор ная работа |
14. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Формирование умений и навыков | 1 | Работа на приусадебном опытном участке | МБОУ-СОШ с. Росташи | Практическая работа |
15. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Изучение нового материала | 1 | Вода и ее свойства. | МБОУ-СОШ с. Росташи | Беседа |
16. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Формирование умений и навыков | 1 | Живая раскраска. Наблюдение за сокодвижение м у растений | МБОУ-СОШ с. Росташи | Лаборатор ная работа |
17. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Формирование умений и навыков | 1 | Полив и подкормка комнатных растений | МБОУ-СОШ с. Росташи | Практическая работа |
18. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Формирование умений и навыков | 1 | Типы и виды почв. Мелиорация. | МБОУ-СОШ с. Росташи | Практическая работа |
19. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Экскурсия | 1 | Экскурсия в АОС | Зерносклад АОС | Беседа |
Выбор проектного направления и распределение ролей |
20. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Изучение нового материала | 1 | Выбор проектного направления. Постановка задачи. | МБОУ-СОШ с. Росташи | Опрос |
21. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Изучение нового материала | 1 | Исследование проблематики | МБОУ-СОШ с. Росташи | Самостоят ельная работа |
22. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Формирование умений и навыков | 1 | Оформление проектной работы | МБОУ-СОШ с. Росташи | Самостоят ельная работа |
23. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Формирование умений и навыков | 1 | Оформление проектной работы | МБОУ-СОШ с. Росташи | Самостоят ельная работа |
24. | Согласно расписанию | Согласно расписанию | Формирование умений и навыков | 1 | Итоговое занятие | МБОУ-СОШ с. Росташи | Защита проекта |
2.4. Оценочные материалы
Для оценки качества усвоения программного содержания применяются следующие формы: анкетирование, опросы, выполнение лабораторных и практических заданий, наблюдение, защита проектов.
Основной формой подведения итогов обучения по программе является защита индивидуальных проектов.
В процессе реализации программы проводится мониторинг эффективности образовательного процесса: вводная и итоговая диагностика предметных, метапредметных и личностных результатов.
Вводная диагностика проводится на первом занятии, с целью выявления интересов учащихся и уровня их знаний на начало учебного года. Методы контроля, используемые в работе: опрос.
Итоговая диагностика осуществляется после окончания обучения и определяет, насколько успешно происходит усвоение учащимися программы, проводится на последнем занятии. Главными методами контроля на данном этапе является итоговое занятие, защита проектов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебные пособия для педагога:
Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум: научный поиск, педагогический опыт, авторские проекты. Москва. 2001.
Методическая копилка педагога. Сост. Вербова Л.С. Крымск 2000 .
Муравьева А.Г. (под редакцией). Теория и практика экологического мониторинга в деятельности образовательных учреждений. С-П.2016 .
Плешаков А.А. Экология для младших школьников. М. «Просвещение». 1995.
Русско-латинский эколого-ботанический словарь. Краснодар 1993.
Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. Москва. «Академия» - 2000. Тупикин Е.И. Тематический контроль по общей биологии с основами экологии. М. «Интеллект - Центр» 2017.
Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие/ Под ред. Т.Я. Ашахминой. - М.: АГАР, 2018.
Учебные пособия для обучающихся:
Руднянская Е.И и др. Экскурсии в природу. По югу России. Осень 1-4 классы. Волгоград, 2016.
Руднянская Е.И и др. Экскурсии в природу. По югу России. Зима 1 -4 классы. Волгоград, 2016.
Я познаю мир: дет. Энцикл.: Экология. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001 .
Геращюк В.П. Беседы о домашних животных.2005.
Хламин С.А. Я иду по лесу. Энциклопедический словарь юного натуралиста.
Учебные пособия для родителей:
Грехова Л.И. В союзе с природой. М. ЦГЛ, Ставрополь: Сервис школа, 2002 .
Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. М. Аспект Пресс» 2018.
Поляков В.А. Экологическая взаимообусловленность мира. Краснодар 2005 .
Жуковский Г.М. Культурные растения и их сородичи/ Жуковский Г.М..- Л.: Колос, 2017.750с.