СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Это нашей истории строки"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенность реализации программы заключается в том, что занятия проводятся на базе школьного Музея «Это нашей истории строки» и носят практический характер (это работа с экспонатами музея, с картой Кемеровской области (Кузбасса), посещение выставок декоративно-прикладного творчества, чтение стихов, работа с рисунками, тематические выставки) и позволяет в течение года привлечь учащихся без предварительной подготовки детей. Программа  изучает историю Кемеровской области, города Кемерово, историю гимназии: знакомит с коренными народами, героями и почетными жителями, достопримечательностями города и области; создает условия воспитания уважительного отношения к истории своей малой Родины.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Это нашей истории строки"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия №1"




Принята на заседании Утверждено

педагогического совета Директор МБОУ "Гимназия № 1"

от"__"___________2021 ______________Поварич Н.А.

протокол № 1 "__"_______________2021







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

туристско-краеведческой направленности

"Это нашей истории строки"


возраст учащихся : 14-17 лет

срок реализации : 1 год






Разработчик :

Приселкова В.Г.,

учитель истории

















Кемерово, 2021


Содержание


Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 3

1.1. Пояснительная записка 3

1.2. Цель и задачи программы 4

1.3. Содержание программы 5

1.4. Ожидаемые результаты 10

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий» 11

2.1. Календарный учебный график 11

2.2. Условия реализации программы 14

2.3. Формы аттестации 16

2.4. Оценочные материалы 17

2.5. Методические материалы 18

2.6. Глоссарий 22

Список литературы 24



  1. Комплекс основных характеристик программы

    1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Это нашей истории строки» имеет туристско-краеведческую направленность.

Программа разработана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), Постановления Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Федерального проекта «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3), Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р), Устава гимназии.

Актуальность программы.

Особенность реализации программы заключается в том, что занятия проводятся на базе школьного Музея «Это нашей истории строки» и носят практический характер (это работа с экспонатами музея, с картой Кемеровской области (Кузбасса), посещение выставок декоративно-прикладного творчества, чтение стихов, работа с рисунками, тематические выставки) и позволяет в течение года привлечь учащихся без предварительной подготовки детей. Программа изучает историю Кемеровской области, города Кемерово, историю гимназии: знакомит с коренными народами, героями и почетными жителями, достопримечательностями города и области; создает условия воспитания уважительного отношения к истории своей малой Родины.

ДООП «Это нашей истории строки» предоставляет возможность изучения теоретических знаний и приобретение практических навыков, необходимых воспитанию юного патриота начиная с младшего возраста, с учетом возрастных особенностей.

Отличительные особенности программы.

Программа сочетает три блока: историческое краеведение, музейное дело, экскурсионную работу, которые способствуют комплексному изучению истории Кузбасса. В этой связи программа направлена на изучение необходимых разделов и тем, которые позволяют больше уделить внимания практике музейной и экскурсионной работы, а также получить знания в историческом краеведении. Сбалансированность исследовательской деятельности проявляется через теоретическое освоение и практическое изучение объектов историко-культурного наследия, музеев, улиц, достопримечательных мест Кемеровской области, мемориальных досок.

Адресат программы: учащиеся гимназии в возрасте 14-17 лет, проявляющие интерес к исследовательской, краеведческой, музейной и экскурсионной деятельности.

Объем программы: 612 часов

Формы организации образовательного процесса: групповые занятия, которые будут проводиться в виде теоретических и практических занятий, ролевых игр, выездных тематических занятий, самостоятельной работы, организации выставок, проведении экскурсий.

Срок освоения программы: 1 год

Режим занятия. Занятия проводятся группами 10-12 человек,

Уровень программы – стартовый. Таким образом заниматься по данной программе могут все без исключения, без предварительного отбора.

Форма обучения: очная с применением дистанционных технологий.

При реализации программы (частично) применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При электронном обучении с применением дистанционных технологий продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 30 минут. Во время онлайн-занятия проводится динамическая пауза, гимнастика для глаз.

    1. Цель и задачи программы

Цель программы

Создание условий патриотического воспитания учащихся через изучение истории и летописи родного края, гимназии; развитие учебно-исследовательских умений учащихся среднего и старшего школьного возраста через изучение исторического краеведения, экскурсионной работы и музейного дела.

Задачи программы:

Образовательные:

- расширить знания об истории области, города и гимназии, знаменитых людях и достопримечательностях;

- обучать учащихся основам исторического краеведения, экскурсионной работы, музейного дела;

Личностные:

- формировать образ положительного героя, защитника Отечества;

- развивать у учащихся интерес к исследовательской деятельности;

Метапредметные:

- развивать творческие способности детей, через чтение стихов, изготовление

поделок, подготовку выступлений;

- способствовать воспитанию бережного отношения к наследию прошлого, истории Родного края.



    1. Содержание программы

п/п

Название темы

Кол-во

часов

Теория

Практика

Формы

контроля

1

Введение. Инструктаж по ТБ. Знакомство с музеем.

1

1

0



Раздел 1. Кузнецкий край с древнейших времен до 1927 г.

54

17

37


2

История, содержание, формы и методы краеведения.

12

3

9

Опрос

3

Происхождение человека. Эпоха первобытнообщинного строя

9

3

6

опрос

4

Кузнецкий край с древнейших времен до присоединения к русскому государству

9

3

6

самостоятельная работа

5

Присоединение земли Кузнецкой и освоение её русскими (1618-1861)

9

3

6

Тест

6

Кузбасс в период капиталистического развития (1861-1917)

9

3

6

Опрос

7

Политические и социально-экономические преобразования в Кузбассе (1917-1927)

6

2

4

опрос


Раздел 2. Политическое и социально-экономическое развитие Кузбасса с 1928 по настоящее время.

21

7

14


8

Кузбасс в годы индустриализации и первых пятилеток (1928 – июнь 1941 гг.)

6

2

4

Тест

9

Кузбасс в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

9

3

6

Опрос

10

Кузбасс в 1946-XXI в.

6

2

4

опрос


Раздел 3. Исследовательская работа.

30

10

2


11

Этапы исследовательской деятельности

6

2

4

Тест

12

Структура текста исследовательской работы.

6

2

4

Опрос

13

Классификация и систематизация собранной информации.

6

2

4

опрос

14

Особенности работы с устным докладом.

6

2

4

самостоятельная работа

15

Результаты исследовательской деятельности.

6

2

4

Тест



Раздел 4. Основы ораторского мастерства

30

8

22


16

Речь и её особенности

6

2

4

опрос

17

Техника речи

24

6

18

самостоятельная работа


Раздел 5. Основы экскурсионной деятельности

21

6

15


18

Основные этапы развития экскурсионной деятельности в России

12

3

9

Опрос

19

Специфика и признаки экскурсии.

9

3

6

опрос


Раздел 6. Методика подготовки экскурсии

21

6

15


20

Отбор и изучение экскурсионных объектов

9

3

6

Тест

21

Составление экскурсионного маршрута

12

3

6

Опрос


Раздел 7. Методика проведения экскурсий

36

9

27


22

Формы и методы проведения экскурсий

12

3

9

самостоятельная работа

23

Особенности проведения экскурсий

24

6

18

Тест


Раздел 8. История развития музейного дела

24

6

18


24

Зарождение и развитие музеев в мире

12

3

9

опрос

25

Музеи в контексте российской истории

12

3

9

самостоятельная работа


Раздел 9. Теория и практика музейного дела

24

5

19


26

Музейный предмет и его свойства

6

2

4

Опрос

27

Экспозиционная и фондовая работа

8

3

15

опрос


Раздел 10. Историко-культурное наследие Кузбасса

42

12

30


28

Объекты историко-культурного наследия Кемерово

12

4

8

Тест

29

Семь чудес Кузбасса

6

2

4

Опрос


Музеи Кузбасса

24

6

18

опрос


Раздел 11. Улицы и мемориальные доски г. Кемерово

18

6

12


30

Топонимика улиц г. Кемерово

9

3

6

Тест

31

Мемориальные доски г. Кемерово

9

3

6

Опрос


Раздел 12. Подготовка и проведение экскурсий (практика)

288

0

288


32

«Мой дом Кузбасс

32

0

32

экскурсия

33

«Я – житель Кемерово»

22

0

32

экскурсия

34

«Государственная символика Кемеровской области (Кузбасса), города Кемерово»

32

0

32

экскурсия

35

«С любовью к городу»

30

0

30

экскурсия

36

«Историко-культурное наследие города»

32

0

32

экскурсия

37

Урок мужества «Наш край

в годы Великой Отечественной войны»

30

0

30

экскурсия

38

«Семь чудес Кузбасса»

30

0

30

экскурсия

39

«Растительный и

животный мир Кузбасса»

32

0

32

экскурсия

40

«Летопись Гимназии»

48

0

48

проект

41

Зачет

2

2

0

проект


итого

612








Введение в образовательную программу.

Теория: Три блока исследовательской деятельности: историческое краеведение, экскурсионная работа, музейное дело. Изучение Истории Родного края, ведению исследовательской работы в рамках исторического краеведения.

Практика: Круглый стол «Что такое исследовательская работа?».

Раздел 1. Кузнецкий край с древнейших времен до 1927 г.

Тема 1.1. История, содержание, формы и методы краеведения.

Теория: Понятие «краеведение». Зарождение краеведения в XVIII в. Этапы развития краеведения. Государственное и общественное направления в краеведении. Методы краеведения.

Практика: Круглый стол «История и содержание краеведения».

Форма контроля: Тест по теме «История, содержание, формы и методы краеведения».

Тема 1.2. Происхождение человека. Эпоха первобытнообщинного строя.

Теория: Три теории происхождения человека. Основные термины первобытнообщинного строя. Проблемы происхождения человека. Антропогенез. Археологические находки. Основные типы происхождения человека. Эпохи эволюции человека.

Практика: Круглый стол «Происхождение человека. Эпоха первобытнообщинного строя».

Форма контроля: Зачёт по теме «Происхождение человека. Эпоха первобытнообщинного строя».

Тема 1.3. Кузнецкий край с древнейших времен до присоединения к русскому государству.

Теория: Эпоха камня. Древние охотники, рыболовы, собиратели. Эпоха бронзы. Первые металлурги, земледельцы и скотоводы на земле Кузнецкой. Эпоха войн, великих переходов и миграций в век железа. Ранее средневековье, тюркский и монгольский период.

Практика: Круглый стол «Кузнецкий край с древнейших времён до присоединения к русскому государству».

Формы контроля: Зачёт по теме «Кузнецкий край с древнейших времен до присоединения к русскому государству».

Тема 1.4. Присоединение земли Кузнецкой и освоение её русскими (1618-1861).

Теория: Присоединение Кузнецкой земли к России. Заселение Земли Кузнецкой. Создание русских поселений. Занятия русского населения Кузнецкой земли в XVII – начале XVIII вв. Занятия аборигенов Кузнецкой земли в XVII – начале XVIII вв. Коренные жители Кузнецкого края – шорцы и телеуты. Открытие каменного угля и металлических руд. Развитие горнозаводской промышленности. «Золотая лихорадка». Административное устройство Сибири. Жизнь и быт крестьян, заводских мастеровых и старателей. Общественная жизнь в Кузбассе.

Практика: Круглый стол «Присоединение земли Кузнецкой и освоение её русскими (1618-1861)».

Формы контроля: Зачёт по теме «Присоединение земли Кузнецкой и освоение её русскими (1618-1861)».

Тема 1.5. Кузбасс в период капиталистического развития (1861-1917).

Теория: Отмена крепостного права, развитие экономики Кузбасса, Административное устройство в XIX – начале XX вв. Население, города, культура. Строительство Транссибирской железной дороги и её влияние на развитие Кузбасса. Кузбасс в годы первой русской революции. Кузбасс в годы столыпинской реформы и промышленного подъёма. Кузбасс в годы первой мировой войны.

Практика: Круглый стол «Кузбасс в период капиталистического развития (1861-1917)».

Формы контроля: Зачёт по теме «Кузбасс в период капиталистического развития (1861-1917)».

Тема 1.6. Политические и социально-экономические преобразования в Кузбассе (1917-1927).

Теория: Кузбасс в революции 1917 г. Начало восстановления промышленности и определение перспектив развития Кузбасса. Переход к НЭПу. Взаимоотношения крестьян и власти. Сельское хозяйство в Кузбассе в период НЭПа. Завершение восстановления народного хозяйства.

Практика: Круглый стол «Политические и социально-экономические преобразования в Кузбассе (1917-1927)».

Формы контроля: Зачёт по теме «Политические и социально-экономические преобразования в Кузбассе (1917-1927)».

Раздел 2. Политическое и социально-экономическое развитие Кузбасса с 1928 по настоящее время.

Тема 2.1. Кузбасс в годы индустриализации и первых пятилеток (1928 – июнь 1941 гг.).

Теория: Планы развития Кузбасса. Создание Урало-Кузнецкого комбината. Создание новых городов и развитие социальной сферы. Коллективизация и развитие колхозного строя. Репрессии в Кузбассе. Кузбасс в условиях усиления подготовки к обороне страны.

Практика: Круглый стол «Кузбасс в годы индустриализации и первых пятилеток (1928 – июнь 1941 гг.)» Формы контроля: Зачёт по теме «Кузбасс в годы индустриализации и первых пятилеток (1928 – июнь 1941 гг.)».

Тема 2.2. Кузбасс в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.).

Теория: Кузбассовцы в боях за Родину. Перестройка промышленности на военный лад. Кузбасс – Кемеровская область. Оборонный комплекс Кузбасса. Кузбасская деревня в период войны.

Практика: Круглый стол «Кузбасс в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)».

Формы контроля: Зачёт по теме «Кузбасс в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)».

Тема 2.3. Кузбасс в 1946-XXI в.

Теория: Переход на развитие в послевоенные годы. Рост промышленного производства. Преобразования в сельском хозяйстве в 1946-1975 гг. Общественно-политическая жизнь после войны. Развитие социальной сферы. Перестройка промышленности. Архитектурная застройка г. Кемерово в 1950-1990-е гг. Особенности в развитии сельского хозяйства. Развитие культуры. Обострение социальных проблем. Рабочее движение. Установление новой власти в 1990-е гг. Приватизация и конверсия. Реструктуризация угольной промышленности Кузбасса. Социальная заряжённость, общественная жизнь, период забастовок. Подъём в работе промышленности в конце XX в. Политическая система. Сельское хозяйство, общественная жизнь и национальные отношения. Развитие системы социальной защиты населения. Развитие культуры и образования. Кузбасс в XXI в. Символика городов Кемеровской области. Почётные граждане г. Кемерово и Кемеровской области.

Практика: Круглый стол «Кузбасс 1946-XXI в.».

Формы контроля: Зачёт по теме «Кузбасс 1946-XXI в.».

Раздел 3. Исследовательская работа.

Тема 3.1. Этапы исследовательской деятельности.

Теория. Начало научного исследования. Формирование представлений об исследовательской работе. Определение поля исследовательской деятельности. Раскрытие определения «информация». Понятие «исторический источник». Классификация исторических источников по типам и подтипам. Источники сбора информации. Опросные методы (интервью, анкетные опросы). Способы сбора информации. Источники, их поиск. Определение приоритетного направления деятельности в рамках индивидуального плана работы. Правильная формулировка цели в рамках приоритетного направления поисковой работы. Определение возможностей литературных источников. Поиск необходимой литературы по тематике исследования. Определение наиболее значимого материала на основе найденных литературных источников. Изучение стандартов государственного образца по обработке текстовых материалов. Изучение имеющихся литературных источников. Выделение наиболее значимых материалов и выявление необходимой информации.

Практика. Работа с текстовыми документами по определению значимой информации в рамках заданной темы. Описание методов исследования и примеров к ним. Работа с источниками в Государственном архиве Кемеровской области. Проведение опроса, интервью, составление анкетного опроса. Проведение телефонного интервью.

Тема 3.2. Структура текста исследовательской работы.

Теория. Выявление приоритетных направлений в работе каждой конференций. Определение тем исследовательской работы для участия в конференциях. Выявление структуры содержательной части работы. Выявление особенностей стандартов государственного образца для оформления списка литературы. Анализ материала, выявленного в ходе работы с литературными источниками. Сверка и сведение полученных данных в единую систему.

Практика. Работа со стандартами государственного образца. Составление структуры текста исследовательской работы.

Тема 3.3. Классификация и систематизация собранной информации.

Теория. Оформление работы согласно предъявляемым требованиям. Определение принципов построения содержания работы. Освоение принципов работы с архивными документами. Отбор необходимых источников. Структуризация работы. Создание единой композиции исследовательской работы. Правильная постановка цели, задач. Определение актуальности и новизны в работе. Историография. Определение понятий «метод» и «методика исследования». Изучение существующих методов исследования. Выявление методов в индивидуальной исследовательской работе. На основе отредактированного материала составление списка литературы согласно стандартам государственного образца. Правильное оформление сносок и библиографии. Правила оформления приложения. Принципы работы с таблицами, диаграммами и схемами. Выявление необходимости правильного использования дополнительных материалов в исследовательской работе. Работа с текстовым документом, внесение изменений и дополнений в исследовательскую работу.

Практика. Работа с документами по теме исследования в Государственном архиве Кемеровской области и областной библиотеке им. В. Д. Фёдорова. Написание исследовательской работы.

Тема 3.4. Особенности работы с устным докладом.

Теория. Принципы ораторского искусства. Типичные ошибки докладчика во время презентации письменной работы. Жесты и мимика во время выступления. Работа с введением и заключением при составлении текста доклада. Определение необходимости использования слайдовой презентации во время устного выступления.

Практика. Написание доклада выступления на основе подготовленной письменной работы, подготовка слайдовой презентации.

Тема 3.5. Результаты исследовательской деятельности.

Теория. Определение полноты раскрытия темы, цели, задач. Определение понятий «тезисы», «аннотация». Тезисы и аннотация исследовательской работы. Рассмотрение определения «научная статья». Принципы написания статей. Определение стилистики работы со статьями. Преобразование исследовательской работы в статью.

Практика. Написание тезисов, аннотаций и научной статьи на основе проведённого исследования.

Формы контроля. Самостоятельная работа по разделу «Исследовательская работа».

Раздел 4. Основы ораторского мастерства.

Тема 4.1. Речь и её особенности.

Теория: Термин «Ораторское мастерство». Оратор как высшая степень мастерства. Античная и средневековая риторика, современные тенденции ее развития. Проблемы и формы делового общения. Искусство социально-политической аргументации. Типы ораторов (рационально-логический, эмоционально-интуитивный, философский, лирический, или художественно-образный). Понятие культуры речи. Три компонента профессиональной речи (нормативный, коммуникативный, этический). Норма и правила речи (содержательность, логичность, доказательность, убедительность, ясность, понятность, чистота речи). Условия выразительности речи (самостоятельность мышления, неравнодушие, знание языка).

Практика: Выступление с текстом по выбранной теме с соблюдением правил культуры речи.

Тема 4.2. Техника речи.

Теория: Основные составляющие техники речи (дикция, темп, тембр, интонация, голос, тон, пауза). Компоненты развития голосоречевого аппарата (мимическая мускулатура, диафрагма, техника выполнения).

Практика: Упражнения для тренировки речевого аппарата и мимической мускулатуры. Скороговорки. Стихотворения. Упражнения пальчиковой гимнастики. Выполнение упражнений на развитие голосоречевого аппарата.

Формы контроля: Самостоятельная работа по разделу «Основы ораторского мастерства».

Раздел 5. Основы экскурсионной деятельности.

Тема 5.1. Основные этапы развития экскурсионной деятельности в России. Теория: Термин «Экскурсия». Экскурсионное дело в учебных заведениях Российской империи (конец XVIII – начало XX в.). Роль туристических объединений в развитии экскурсионного дела (конец XIX – начало XX в.). Деятельность экскурсионных комиссий, бюро, комитетов (начало XX в.). Экскурсионное дело в первые годы советской власти (1918 – 1930). Экскурсионная деятельность Общества пролетарского туризма и экскурсий (1930 – 1936). Возрождение и развитие экскурсионного дела в послевоенный период (1945 – 1990). Экскурсионное дело в современной России (1990-е гг. – начало XXI в.).

Практика: Круглый стол «Основные этапы развития экскурсионной деятельности в России».

Формы контроля: Зачёт по теме «Основные этапы развития экскурсионной деятельности в России».

Тема 5.2. Специфика и признаки экскурсии.

Теория: Значение экскурсии. Основные признаки экскурсии. Классификация экскурсий (по содержанию, по составу участников, по месту проведения, по способу передвижения, по форме проведения).

Практика: Круглый стол «Специфика и признаки экскурсии».

Формы контроля: Зачёт по теме «Специфика и признаки экскурсии».

Раздел 6. Методика подготовки экскурсии.

Тема 6.1. Отбор и изучение экскурсионных объектов.

Теория: Тема, цель и задачи экскурсии. Поиск материалов по теме экскурсии. Контрольный и индивидуальный текст экскурсии. «Портфель экскурсовода». Четыре вида способностей экскурсовода (конструктивные, организаторские, коммуникативные, аналитические). Пути повышения экскурсоводческого мастерства. Внутренняя и внешняя речь экскурсовода. Внеречевые средства общения.

Практика: Изучение материалов по теме экскурсии. Написание контрольного и индивидуального текста экскурсии. Комплектование «Портфеля экскурсовода». Выступление с индивидуальным текстом экскурсии. Особенности подготовки экскурсии экскурсоводом.

Тема 6.2. Составление экскурсионного маршрута.

Теория: Что собой представляет маршрут экскурсии. Варианты построения маршрута (хронологический, тематический, тематико-хронологический). Объезд маршрута. Технологическая карта экскурсии.

Практика: Построение маршрута экскурсии. Презентация маршрута экскурсии.

Формы контроля: Самостоятельная работа по разделу «Методика подготовки экскурсии».

Раздел 7. Методика проведения экскурсий.

Тема 7.1. Формы и методы проведений экскурсий.

Теория: Понятие «Методический приём». Методические приёмы (общие, частные, единичные). Методические приёмы показа и рассказа. Особые методические приёмы (исследования, демонстрации наглядных пособий, комментирующий, контраста).

Практика: Проведение пешеходной экскурсии с использованием методических приёмов.

Тема 7.2. Особенности проведения экскурсий.

Теория: Метод диалога как основополагающий во время экскурсии. Кризисы внимания и пути их преодоления. Работа с разновозрастной группой. Особенности проведения музейной экскурсии. Отличия музейной от пешеходной и автобусной экскурсий.

Практика: Проведение музейной экскурсии. Разбор содержания проведённой экскурсии.

Формы контроля: Самостоятельная работа по разделу «Методика проведения экскурсий».

Раздел 8. История развития музейного дела.

Тема 8.1. Зарождение и развитие музеев в мире.

Теория: Предмузейное собирательство. Коллекционирование и возрождение музея в эпоху Возрождения. Музей в XVII в. и в эпоху Просвещения. Музейное дело в конце XVIII – первой половине XIX в. Музейное дело во второй половине XIX – начале XX в. Музейное дело в 1918-1945 гг. Музейное дело с середины XX по XXI в.

Практика: Круглый стол «Зарождение и развитие музеев».

Тема 8.2. Музеи в контексте российской истории.

Теория: Протомузейный этап отечественной культуры. Появление музеев России. Век XVIII – век Просвещения. Развитие социальных функций музея. Формирование музейного дела как особой сферы культурной деятельности. Обретение музеями статуса культурной нормы. Музей советской эпохи.

Практика: Круглый стол «Музеи в контексте российской истории».

Формы контроля: Тест по разделу «История развития музейного дела».

Раздел 9. Теория и практика музейного дела.

Тема 9.1. Музейный предмет и его свойства.

Теория: Термин «Музейный предмет». Свойства музейного предмета (информативность, аттрактивность, экспрессивность, репрезентативность). Социальные функции музея (документирования, образования и воспитания, организации свободного времени). Понятие «музейная коммуникация», «коммуникационный подход». Теория музейной коммуникации. Математическая теория К. Шеннона. Концепция М. Мак-Люэна. Коммуникационный подход Д. Камерона. Модели музейной коммуникации (познавательная, эстетическая, знаковая, диалоговая, междисциплинарная).

Практика: Описание свойств музейного предмета. Проведение экскурсии в музее с использованием коммуникативного подхода.

Тема 9.2. Экспозиционная и фондовая работа.

Теория: Проектирование экспозиции. Экспозиционные материалы (копии, муляжи, репродукции, слепки, новоделы, макеты, модели, голограммы). Методы проектирования экспозиции (систематическая, ансамблевая, ландшафтная, тематическая). Тематико-экспозиционный план. Раскладка. Экспозиционное оборудование. Музейное законодательство об основных аспектах фондовой работы. Организация и комплектование музейных фондов. Учёт и изучение музейных фондов. Условия хранения. Температурно-влажностный режим.

Практика: Проектирование и создание экспозиции в музее образовательного учреждения. Описание экспозиционных материалов. Составление инвентарной книги с учётом норм и требований. Составление этикеток.

Формы контроля: Тест по разделу «Теория и практика музейного дела». Самостоятельная работа по разделу «Теория и практика музейного дела».

Раздел 10. Историко-культурное наследие Кузбасса.

Тема 10.1. Объекты историко-культурного наследия Кемерово.

Теория: Понятие «Объект культурного наследия». Количество объектов культурного наследия на территории Кемерово. Деление объектов культурного значения (федерального, регионального, местного). Типы объектов (памятники архитектуры и градостроительства, истории, монументального искусства, археологии, достопримечательные места). Объекты, включённые в единый государственный реестр Российской Федерации. Наиболее известные скульпторы и архитекторы.

Практика: Игра с карточками «Объекты историко-культурного наследия Кемерово».

Формы контроля: Зачёт по теме «Объекты историко-культурного наследия Кемеровской области».

Тема 10.2. Семь чудес Кузбасса.

Теория: Список объектов, относящихся к «Семи чудесам» Кузбасса. Характеристика и местонахождение объектов. Шестаковское кладбище как восьмое чудо света.

Практика: Круглый стол «Семь чудес Кузбасса».

Формы контроля: Зачёт по теме «Семь чудес Кузбасса».

Тема 10.3. Музеи Кузбасса.

Теория: Государственные, ведомственные, музеи высших учебных заведений, музеи образовательных учреждений: история, количественный состав, современное состояние, перспективы развития.

Практика: Круглый стол «Музеи Кузбасса».

Формы контроля: Тест по теме «Музеи Кузбасса».

Раздел 11. Улицы и мемориальные доски г. Кемерово.

Тема 11.1. Топонимика улиц г. Кемерово.

Теория: История появления улиц г. Кемерово. Переименование улиц г. Кемерово. Архитектура улиц г. Кемерово.

Практика: Составление с 2gis по улицам г. Кемерово.

Формы контроля: Самостоятельная работа по теме «Топонимика улиц г. Кемерово».

Тема 11.2. Мемориальные доски г. Кемерово.

Теория: Рассмотрение мемориальных досок г. Кемерово. Выявление проблем, связанных с сохранностью и исследованием мемориальных досок. Классификация мемориальных досок.

Практика: Составление карты с мемориальными доски г. Кемерово.

Формы контроля: Зачёт по теме «Мемориальные доски г. Кемерово».

Раздел 12. Подготовка и проведение тематических экскурсий. Практика.



    1. Ожидаемые результаты

В результате реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Это нашей истории строки» у обучающихся должны сформироваться следующие образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Личностные результаты: чувство уверенности и самореализации в коллективе; основы культуры общения и поведения в коллективе; способность адаптироваться к социуму.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

уметь оценивать правильность выполнения действия;

проявлять инициативность и самостоятельность.

Коммуникативные:

уметь работать в паре;

уметь учитывать разные мнения и интересы;

уметь взаимодействовать с окружающими.

Познавательные:

проявлять любознательность, интерес к занятиям.

Образовательные результаты:

знать:

символы Кемеровской области, города Кемерово;

природные и исторические памятники Кузбасса;

коренных жителей Кузбасса;

растительный и животный мир Кузбасса;

историческое прошлое Кемеровской области и Кемерово;

летопись гимназии.

уметь:

отличать государственные символы Кемеровской области, города;

ориентироваться по физическим, административным, климатическим картам;

использовать и применять на практике полученные знания в ходе обучения.



Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий


2.1. Календарный учебный график

на 2021-2022 уч год

ДООП "Это нашей истории строки"

ПДО Проскуря Светлана Александровна

стартовый уровень 612 часов



п/п

Название темы

Кол-во

часов

(всего)

Теория

Практика

Формы

контроля

сентябрь

1

Введение. Инструктаж по ТБ. Знакомство с музеем.

1

1

0



Раздел 1. Кузнецкий край с древнейших времен до 1927 г.

54

17

37


2

История, содержание, формы и методы краеведения.

3

9

Опрос

3

Происхождение человека. Эпоха первобытнообщинного строя

3

6

опрос

4

Кузнецкий край с древнейших времен до присоединения к русскому государству

3

6

самостоятельная работа

5

Присоединение земли Кузнецкой и освоение её русскими (1618-1861)

3

6

Тест

6

Кузбасс в период капиталистического развития (1861-1917)

3

6

Опрос

7

Политические и социально-экономические преобразования в Кузбассе (1917-1927)

2

4

опрос


Раздел 2. Политическое и социально-экономическое развитие Кузбасса с 1928 по настоящее время.

21

7

14


8

Кузбасс в годы индустриализации и первых пятилеток (1928 – июнь 1941 гг.)

2

4

Тест

октябрь

9

Кузбасс в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.


3

6

Опрос

10

Кузбасс в 1946-XXI в.

2

4

опрос


Раздел 3. Исследовательская работа.

30

10

2


11

Этапы исследовательской деятельности

2

4

Тест

12

Структура текста исследовательской работы.

2

4

Опрос

13

Классификация и систематизация собранной информации.

2

4

опрос

14

Особенности работы с устным докладом.

2

4

самостоятельная работа

15

Результаты исследовательской деятельности.

2

4

Тест



Раздел 4. Основы ораторского мастерства

30

8

22


16

Речь и её особенности

2

4

опрос

17

Техника речи

6

18

самостоятельная работа


Раздел 5. Основы экскурсионной деятельности

21

6

15


18

Основные этапы развития экскурсионной деятельности в России


3

9

Опрос

ноябрь

19

Специфика и признаки экскурсии.


3

6

опрос


Раздел 6. Методика подготовки экскурсии

21

6

15


20

Отбор и изучение экскурсионных объектов

3

6

Тест

21

Составление экскурсионного маршрута

3

6

Опрос


Раздел 7. Методика проведения экскурсий

36

9

27


22

Формы и методы проведения экскурсий

3

9

самостоятельная работа

23

Особенности проведения экскурсий

6

18

Тест


Раздел 8. История развития музейного дела

24

6

18


24

Зарождение и развитие музеев в мире

3

9

опрос

25

Музеи в контексте российской истории

3

9

самостоятельная работа


Раздел 9. Теория и практика музейного дела

24

5

19


26

Музейный предмет и его свойства


2

4

Опрос

декабрь

27

Экспозиционная и фондовая работа


3

15

опрос


Раздел 10. Историко-культурное наследие Кузбасса

42

12

30


28

Объекты историко-культурного наследия Кемерово


4

8

Тест

29

Семь чудес Кузбасса

2

4

Опрос


Музеи Кузбасса

6

18

опрос


Раздел 11. Улицы и мемориальные доски г. Кемерово

18

6

12


30

Топонимика улиц г. Кемерово


3

6

Тест

31

Мемориальные доски г. Кемерово

3

6

Опрос

январь


Раздел 12. Подготовка и проведение экскурсий (практика)

288

0

288


32

«Мой дом Кузбасс

0

32

экскурсия

33

«Я – житель Кемерово»

0

32

экскурсия

февраль

34

«Государственная символика Кемеровской области (Кузбасса), города Кемерово»


0

32

экскурсия

35

«С любовью к городу»

0

30

экскурсия

март

36

«Историко-культурное наследие города»


0

32

экскурсия

37

Урок мужества «Наш край

в годы Великой Отечественной войны»

0

30

экскурсия

апрель

38

«Семь чудес Кузбасса»


0

30

экскурсия

39

«Растительный и

животный мир Кузбасса»

0

32

экскурсия

май

40

«Летопись Гимназии»


0

48

проект

41

Зачет

2

0

проект


итого

612







2.2. Условия реализации программы

Для реализации программы необходима материально-техническая база, соответствующая действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, обеспечивает проведение всех видов практических занятий, предусмотренных учебным планом и программой.

Дидактические материалы:

  • наглядные и учебно-методические пособия;

  • методические рекомендации;

  • наличие литературы для детей и педагога.

Материально-технические:

  • кабинет, соответствующий СГН;

  • стол, стулья;

  • помещение для музея;

  • форма экскурсовода;

  • оборудование для демонстрации фильмов и презентаций;

  • компьютер, использование сети Интернет;

  • материальная база для создания костюмов, реквизита и декораций, хранения экспонатов.











2.3. Формы аттестации


  1. Текущий контроль - (наблюдения педагога, тестирование; игра);

  2. Промежуточный контроль (защита проектов, проведение экскурсий, зачеты);

  3. Итоговые занятия один раз по окончанию программы.



2.4. Оценочные материалы

Оценить уровень усвоения содержания дополнительной общеразвивающей программы можно по следующим показателям:

  • степень усвоения содержания;

  • степень применения знаний на практике;

  • умение анализировать;

  • характер участия в образовательном процессе;

  • качество детских творческих «продуктов»;

Оценочные материалы: вопросы к тесту; вопросы для самостоятельной работы; задания для викторины; задания для проведения игры; задания для правильного написания поисково-исследовательских работ; задания для проведения экскурсий.



2.5. Методические материалы

Наименование разделов

Дидактический материал

Информационно-методический материал


«Кузнецкий край с древнейших времен до 1927 г.»


Видеофильм по «АИК «Кузбасс» (из цикла «От Щегловска до Кемерово», 2012).

Презентация «Политические и социально-экономические преобразования в Кузбассе (1917-1927)».

Видеофильм «Кемерово. Борьба за мечту» (2008 г.).

Контрольный материал:

Вопросы к тесту «История, содержание, формы и методы краеведения».

Вопросы для зачёта «Происхождение человека. Эпоха первобытнообщинного строя».

Вопросы для зачёта «Кузнецкий край с древнейших времен до присоединения к русскому государству».

Вопросы для зачёта «Присоединение земли Кузнецкой и освоение её русскими (1618-1861)».

Вопросы для зачёта «Кузбасс в период капиталистического развития (1861-1917)».

Разработка занятий:

«История, содержание, формы и методы краеведения»

«Происхождение человека. Эпоха первобытнообщинного строя».

«Кузнецкий край с древнейших времен до присоединения к русскому государству».

«Присоединение земли Кузнецкой и освоение её русскими (1618-1861)».

«Кузбасс в период капиталистического развития (1861-1917)».

«Политические и социально-экономические преобразования в Кузбассе (1917-1927)».


«Политическое и социально-экономическое развитие Кузбасса с 1928 по настоящее время».

Раздаточный материал:

Перечень основных дат в истории Кузбасса с 2918 г. по настоящее время».

Наглядный материал: Презентация «Кузбасс в годы индустриализации и первых пятилеток (1928 – июнь 1941 гг.)».

Презентация «Кузбасс в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)».

Видеофильм «Убитая дважды» (про В. Д. Волошину, 2007 г.).

Презентация «Кузбасс в 1946-XXI в.».

Видеофильм «Кемерово в 1950-е гг.» (из цикла «От Щегловска до Кемерово») (2011 г.).

Видеофильм «Мой Кузбасс» (2018 г.).

Видеофильм «Кемерово – столица Кузбасса» (2008 г.).

Контрольный материал:

Вопросы к зачёту «Кузбасс в годы индустриализации и первых пятилеток (1928 – июнь 1941 гг.)».

Вопросы к зачёту «Кузбасс в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)».

Вопросы к зачёту «Кузбасс в 1946-XXI в.».

Разработка занятий:

«Кузбасс в годы индустриализации и первых пятилеток (1928 – июнь 1941 гг.)».

«Кузбасс в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)».

«Кузбасс в 1946-XXI в.».


«Исследовательская работа»

Раздаточный материал:

Схема «Классификация исторических источников».

Наглядный материал:

Презентация «Структура текста исследовательской работы».

Контрольный материал:

Задания к самостоятельной работе «Исследовательская работа».


Разработка занятий:

«Этапы исследовательской деятельности. Типы исторических источников».

«Структура текста исследовательской работы».

«Классификация и систематизация собранной информации».

«Особенности работы с устным докладом».

«Результаты исследовательской деятельности».


«Основы ораторского мастерства».

Раздаточный материал:

Комплекс упражнений на дыхание и развитие и дикцию.

Наглядный материал:

Перечень упражнений на развитие голосоречевого аппарата.

Контрольный материал:

Задания к самостоятельной работе по разделу «Основы ораторского мастерства».

Разработка занятий:

«Речь и её особенности».

«Техника речи».


Основы экскурсионной деятельности

Раздаточный материал:

Памятка «Специфика и признаки экскурсии».

Наглядный материал:

Презентация «Основные этапы развития экскурсионной деятельности».

Схема «Классификация экскурсий».

Контрольный материал:

Задания к зачёту «Основные этапы развития экскурсионной деятельности в России».

Задания к зачёту «Специфика и признаки экскурсии».

Разработка занятий:

Основные этапы развития экскурсионной деятельности в России».

«Специфика и признаки экскурсии».


Методика подготовки экскурсии

Раздаточный материал:

Схема «Этапы разработки туристического маршрута».

Наглядный материал:

Технологическая карта экскурсии.

Контрольный материал:

Задания к самостоятельной работе по разделу «Методика подготовки экскурсии».


Разработка занятий:

«Отбор и изучение экскурсионных объектов».

«Составление экскурсионного маршрута».


Методика проведения экскурсий

Раздаточный материал:

Схема изучения объектов во время проведения экскурсии.

Наглядный материал:

Презентация «Методические приёмы рассказа и показа».

Видео «Ошибки при проведении экскурсии».

Контрольный материал:

Задания к самостоятельной работе по разделу «Методика проведения экскурсий».


Разработка занятий:

«Формы и методы проведения экскурсий».

«Особенности проведения экскурсий».


История развития музейного дела

Раздаточный материал:

Памятка «100 самых посещаемых музеев мира».

Наглядный материал:

Презентация «Зарождение и развитие музеев в мире».

Видеофильм «Лувр» (из серии «Художественные музеи мира», 2017 г.).

Презентация «Музеи в контексте российской истории».

Видеофильм «Эрмитаж. Экскурсия по музею» (2015 г.)

Контрольный материал:

Вопросы к тесту по разделу «История развития музейного дела».

Разработка занятий:

«Зарождение и развитие музеев в мире».

«Музеи в контексте российской истории».


Теория и практика музейного дела

Раздаточный материал:

Памятка «Методика составления экспозиции».

Наглядный материал:

Презентация «Музейный предмет и его свойства».

Презентация «Экспозиционная и фондовая работа».

Контрольный материал:

Вопросы к тесту по разделу «Теория и практика музейного дела».

Задания к самостоятельной работе по разделу «Теория и практика музейного дела».

Разработка занятий:

«Музейный предмет и его свойства».

«Экспозиционная и фондовая работа».


Историко-культурное наследие Кузбасса

Раздаточный материал:

Список утверждённых объектов историко-культурного наследия на территории Кемерово.

Наглядный материал:

Презентация «Объекты историко-культурного наследия Кемерово».

Видеофильм «Семь чудес Кузбасса».

Презентация «Музеи Кузбасса».

Видеофильм «Томская писаница: история создания музея» (2013 г.).

Контрольный материал:

Вопросы к зачёту «Объекты историко-культурного наследия

Разработка занятий:

«Объекты историко-культурного наследия Кемерово».

«Семь чудес Кузбасса».

«Музеи Кузбасса».


Улицы и мемориальные доски г. Кемерово

Раздаточный материал:

Список улиц г. Кемерово.

Наглядный материал:

Карта 2gis Кемерово.

Презентация «Мемориальные доски г. Кемерово».

Контрольный материал: Задания к самостоятельной работе «Топонимика улиц г. Кемерово».

Вопросы к зачёту по теме «Мемориальные доски г. Кемерово».

Улицы и мемориальные доски г. Кемерово


Подготовка и проведение тематических экскурсий. Практика

Презентации:

«Мой дом Кузбасс

«Я – житель Кемерово»

«Государственная символика Кемеровской области (Кузбасса), города Кемерово»

«С любовью к городу»

«Историко-культурное наследие города»

Урок мужества «Наш край

в годы Великой Отечественной войны»

«Семь чудес Кузбасса»

«Растительный и

животный мир Кузбасса»

«Летопись Гимназии»




2.6. Глоссарий


От греч.Museion - храм муз

Музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций.

Начало формы

Конец формы

От греч.Glyptos - вырезанный + Theke - хранилище

Глиптотека - музей скульптуры; собрание произведений скульптуры или глиптики.

Начало формы

Конец формы

Запасник

Фонд; Фондохранилище

Запасник - в музеях - место хранения неиспользуемых в настоящее время экспонатов: живописи, рисунков, гравюр, скульптур и предметов прикладного искусства.

Запасники подразделяются по видам коллекций. В каждом из них экспонаты находятся в требуемых для их хранения температурно-влажностных условиях.

Начало формы

Конец формы

Инвентарная книга - в музейном деле - учетная книга, в которые все поступающие в музей экспонаты записываются по разделам (инвентарям). Различают инвентарные книги живописи, скульптуры, графики, мебели и т.д.

Начало формы

Конец формы

нем.Kunstkammer

Кунсткамера - собрание редкостей исторического, художественно-промышленного и естественнонаучного характера.

Начало формы

Конец формы

Музееология; Музейное дело

Музееведение - раздел искусствознания:
- разрабатывающий теорию и методику музейной деятельности;
- изучающий происхождение и историю музеев, их общественные функции;
- принципы научного документирования и каталогизирования коллекций.

Начало формы

Конец формы

Музей-заповедник - учреждение культуры, в состав которого помимо экспозиции входят расположенные на территории заповедника архитектурные, исторические и природные памятники.

Начало формы

Конец формы

Музей-квартира - квартира писателя, художника и т.п., сохраненная после его смерти для обозрения.

Начало формы

Конец формы

Museum collection

Музейная коллекция - по законодательству РФ - совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам.

Начало формы

Конец формы

Музейный каталог - каталог, содержащий полный или частичный перечень и описание предметов, находящихся в музее.

Начало формы

Конец формы

Museum article

Музейный предмет - по законодательству РФ - культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление.

Начало формы

Конец формы

Museum fund of Russian Federation

Музейный фонд Российской Федерации - по законодательству РФ - совокупность постоянно находящихся на территории РФ музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных федеральными законами.

Начало формы

Конец формы

Uncommercial company

Некоммерческая организация - организация, не имеющая целью извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между своими участниками.

В РФ некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов.

Начало формы

Конец формы

лат.Panopticum

Паноптикум - в широком смысле - собрание редких, причудливых или примечательных вещей для наглядного обучения.

Паноптикум - в узком смысле - собрание восковых фигур, исторического или этнографического значения.

Начало формы

Конец формы

Публикация - в музейном деле - все виды представления обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей.

Начало формы

Конец формы

Сканзен - музей под открытым небом, в котором собраны этнографические памятники из различных определенного края.

Начало формы

Конец формы

Театрально-зрелищные учреждения культуры - спортивно-зрелищные комплексы, кинотеатры, библиотеки, клубы, музеи, парки, цирки и другие учреждения культуры, ориентированные на демонстрацию образцов и ценностей культуры.

Театрально-зрелищные учреждения культуры:
- вводят в оборот ценности, образцы и нормы культуры;
- актуализируют, репродуцируют и вносят инновации в имеющийся культурный фонд.

Начало формы

Конец формы

Театральный музей - научное и/или культурно-просветительное учреждение, в котором собираются и хранятся:
- эскизы декораций и костюмов к знаменитым спектаклям;
- костюмы великих актеров;
- фотографии, письма, документы, дневники;
+ другие подлинные материалы и документы, отображающие развитие театральной культуры или историю развития театра.

Начало формы

Конец формы

Хранение - в музейном деле - основной вид деятельности музея, предполагающий создание материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции.

Начало формы

Конец формы

Художественный музей - научно-просветительское и исследовательское учреждение искусствоведческого профиля, осуществляющие комплектование, экспонирование, хранение, изучение и популяризацию произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также памятников архитектуры.




Список литературы для учителя:

1. Балибалов И. А. Кемерово вчера, сегодня, завтра.- изд. перераб. и доп. Кемерово: Кн. изд-во, 1982. – 144 с.

2. Белоусова Н.А. Музеи в системе высшего образования Западной Сибири: автореферат дис…. канд. ист. наук: 24.00.03.: защищена 24.04.09 / Н.А. Белоусова. Кемерово, 2009. 20 с.

3. Волкова З. Ф. АИК «Кузбасс» - проект модернизации промышленности // Балибаловские чтения: Шестой научно-практической конференции, посвященной 290-летию открытия Кузнецкого угольного бассейна, 90-летию создания АИК «Кузбасс», 100-летию со дня рождения И. А. Балибалова, Кемерово, июнь 2011г. Вып. 6. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. – С. 35-41.

4. Галкина Л. Ю. Автономная индустриальная колония «Кузбасс» (Научно-публицистическое издание). Кемерово. 207 с.

5. Галкина Л. Ю. Уникальный международный проект в Сибири // Балибаловские чтения: Шестой научно-практической конференции, посвященной 290-летию открытия Кузнецкого угольного бассейна, 90-летию создания АИК «Кузбасс», 100-летию со дня рождения И. А. Балибалова, Кемерово, июнь 2011г. Вып. 6. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. – С. 25-30.

6. Герасимов А. Н. Кузнецкий край в древности и средневековье: учебное пособие для учащихся 9 классов / А.Н. Герасимов, С.А. Герасимова. – Кемерово: Кузбасс, СКИФ, 2007. – 112 с.

7. Горбунов В. С. Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования: автореферат дис…. канд. пед. наук: 13.00.01.: защищена 19.04.07 / В.С. Горбунов. Кемерово, 2007. 23 с.

8. Долженко Г. П. Экскурсионное дело. – М., Ростов н\Д: МарТ, 2006. – 304 с.

Список литературы для учеников:



1. Емельянов Б. В. Экскурсоведение: Учебник. – М.: Советский спорт, 2002. – 216 с.

10. Захарова И. В. Архитектурное наследие Кузбасса 1910-1930-х гг. Кемерово, 2005. 104 с.

2. Захарова И. В. Из истории архитектуры города Кемерово (1920-1950-е годы) // Балибаловские чтения: Материалы научно-практической конференции, посвященной 85-летию г. Кемерово, май 2003 г.: Кемерово: Кузбассвоссоздат, 2003. Вып. 3. – С. 54-63.

3. Захарова И. В. Социалистический город Щегловск: от утопии к реальности // Балибаловские чтения: Материалы четвертой научно-практической конференции посвящённой 60-летию Победы, июнь 2005: Кемерово: «СКИФ», 2005. – С. 32-43.

4. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М., 1998. 578 с.

14. Кемерово. Город, удобный для жизни. 1918-2008. Фотоальбом. Кемерово, 2009: ООО «Агентство рекламных форм». 159 с.

5. Кушникова М., Сергиенко В., Тогулёв В. Страницы истории города Кемерово. Книга 1. Кемерово: издательство «Кузнецкая крепость», 97 год. – 580 с.

6. Музей и школа: Пособ. для учителя / Е.Г. Ванслова, А.К. Ломунова, Э.А. Павлюченко и др.; Сост. Э.А. Павлюченко; Под общ. ред. Т.А. Кудриной. М., 1985. 224 с.

7. Музейная педагогика в школе / Гос. Рус. музей. Гимназия при Рус. музее; Под ред. Н.Д. Ревы. СПб., 1994. 156 с.

8. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М, 2006. 416 с. (Программа развития).

9. Неизвестный Кемерово. История американской колонии в Сибири. 1921-1926. Кемерово, 2010. – 250 с.

10. Никонова М. А. Краеведение: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.

11. Савина Н. В. Экскурсоведение. – Минск: БГЭУ, 2009. – 254 с.

12. Усков И. Ю. Кемерово: городская топонимия. – Кемерово: Примула, 2013 . – 107 с.

13. Усков И. Ю. Кемерово: Рождение города. – Кемерово: «Кузбассвузиздат», 2011. – 351 с.

14. Шляхтина Л. М. Основы музейного дела. Теория и практика. – М.: Высшая школа, 2009. – 184 с.

15. Шмидт С. О. О классификации исторических источников // Вспомогательные исторические дисциплины. – Вып. 16. – Л., 1985. – С. 3-24.

16. Шулепова Э. А. Основы музееведения. – М.: Едиториал УРСС, 2005. — 504 с.

17. Юренева Э. Ю. Музееведение. Учебник для высшей школы. – М.: Академический Проект, 2003. – 560 с.

18. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/4090 [дата доступа: 29.09.2015].

19. Национальной доктрине образования в Российской Федерации // [Электронный ресурс]. http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm [дата доступа: 29.09.2015].

20. Свод житейской мудрости [Электронный ресурс] // http://www.wisdomcode.info/ru/quotes/themes/56671.html [дата обращения: 29.09.2015].

21. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ [дата доступа: 29.09.2015].


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!