СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности Волейбол. Срок реализации 3 года.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности"Волейбол".Срок реализации 3 года.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности Волейбол. Срок реализации 3 года.»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРИВОЛЬНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

238171, РФ, Калининградская область, Черняховский городской округ,

п. Привольное, ул. 1-я Школьная, 1, тел. (40141) 9-22-41, факс (40141)9-22-69

e-mail: [email protected]








Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

«Волейбол»


Возраст обучающихся: 7 – 16 лет

Срок реализации: 3 года





Автор-составитель:

Казанцев Алексей Юрьевич.






2020 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» имеет физкультурно-спортивную направленность.

Актуальность программы

Актуальность данной программы заключается в том, что забота о физическом развитии и здоровье детей занимает во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны активные и здоровые личности, гармонично развитые, способные проявлять свои интеллектуальные и творческие способности.

Программа призвана не ограничивать творческий подход тренера, а помочь в его самосовершенствовании для поиска новых подходов и методов обучения.

Отличительные особенности программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» предназначена для обучающихся МАУ ДО ДЮСШ и представляет собой детализированное распределение учебного материала в системе занятий с обучающимися 7-18 лет, отражающее основные содержательные линии воспитания, обучения и развития двигательной деятельности детей.

Адресат программы

Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 7 – 18 лет.

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы – 3 года.

На полное освоение программы требуется 819 часов, включая восстановительные мероприятия, тренировочную и судейскую практику, контрольные нормативы и участие в соревнованиях.

1 год обучения – 11 месяцев, 273 часа;

2 год обучения – 11 месяцев, 273 часа;

3 год обучения – 11 месяцев, 273 часа.

Формы обучения

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах. Расписание занятий (тренировок) утверждается администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя с учетом времени отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.

Штатное расписание спортивной школы определяется в зависимости от целей и задач, финансовых возможностей, с учетом квалификации работников, определяемой на основе тарифно-квалификационных характеристик, утвержденных в установленном порядке для работников физической культуры и спорта. Наполняемость группы до 25 человек, зачисление детей на программу происходит на основании медицинской справки.

Организация учебно-тренировочного процесса

Учебная работа в спортивной школе проводится 46 учебных недель и 6 недель – летние каникулы.

Обучающиеся, поступившие в спортивную школу распределяются по учебным группам с учетом: возраста, уровня спортивной и общефизической подготовленности.

Основными формами проведения учебно-тренировочной работы в спортивной школе являются:

- групповые теоретические занятия в виде бесед тренеров-преподавателей, врачей, лекций специалистов по темам, изложенным в программе;

- практические занятия и тренировки в соответствии с требованиями программы для каждой группы по утвержденному расписанию;

- индивидуальные занятия в соответствии с планами и заданиями, установленными для спортсменов;

- участие волейболистов в спортивных соревнованиях и восстановительных мероприятиях;

- просмотр и методический разбор учебных видеофильмов, крупных спортивных соревнований, проведение презентаций, обучающих семинаров;

- тренерская и судейская практика.

Кроме того, обучающиеся спортивной школы обязаны ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, а также задания тренера-преподавателя по отработке от дельных элементов техники (самостоятельно).

При проведении учебно-тренировочных занятий и участии в соревнованиях должны строго соблюдаться установленные в России требования по врачебному контролю, предупреждению травм, обеспечению должного технического и санитарно-гигиенического состояния мест занятий и соревнований, спортивного оборудования и инвентаря.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 273 часа. Продолжительность занятия – 2 академических часа: 90 минут. Недельная нагрузка: 6 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю.

Этап подготовки

Минимальный возраст зачисления

Минимальное количество обучающихся в группе

Количество часов в неделю

Требования по физической и технической подготовке

Спортивно-оздоровительный

7

15

6

Выполнение нормативов по ОФП

Спортивно-оздоровительный

8

15

6

Выполнение нормативов по ОФП

Спортивно-оздоровительный

9

15

6

Выполнение нормативов по ОФП

Продолжительность

Одно занятие (мин)


Перемена


Количество занятий в неделю

4


10


6


Педагогическая целесообразность программы: помочь каждому отдельно взятому ребенку раскрыть его физические способности и развить положительные качества, найти возможные пути к достижению спортивных результатов, личных морально-волевых побед, пути к профессиональному самоопределению.

Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

- принципах обучения;

- формах и методах обучения (активные методы группового обучения, игровые элементы, соревнования разного типа);

- методах контроля и управления образовательным процессом (промежуточное тестирование, соревнования, итоговый зачет);

- материально-технических средствах обучения. Для обеспечения качественного образовательного процесса занятия по дзюдо проводятся с использованием необходимого спортивного оборудования и инвентаря.

Практическая значимость заключается в применении рациональной методике тренировки спортсменов в тренировочном процессе по овладению техникой и тактикой игры в волейбол. Обучающийся должен овладеть основами техники и тактики волейбола, приобрести соревновательные опыт и специальные знания, умения и навыки.

Ведущие теоретические идеи

Реализация программы «Волейбол» для детей 7-18 лет рассчитана на 3 года обучения и основывается на технологии содействия сохранению и укреплению здоровья. Основной подход, реализуемый в технологии - формирование, сохранение и укрепление здоровья на основе использования всех позитивных факторов.

Принципы и технологии сохранения и укрепления здоровья:

- создание оздоравливающей среды (организация целесообразного здоровьеукрепляющего пространства);

- профилактика здоровья детей (формирование рациональной осанки, укрепление свода стопы);

- природосообразность (учет и использование физиологических возможностей организма младших школьников в соответствии с возрастным развитием, дифференцированный и индивидуальный подход к ребенку);

- саморегуляция (важность приложения собственных усилий к укреплению здоровья).

Содержательные основы реализации технологии направлены на то, чтобы обеспечить сохранение и укрепление здоровья, всестороннее развитие личности и привить детям устойчивый интерес и потребность к занятиям физическими упражнениями, изучить с детьми основы техники волейбола.

Основные задачи применения технологии:

- повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания;

- укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование рациональной осанки;

- содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов;

- развитие физических качеств;

- формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, метание и ловля, безопасное падение, плавание, сохранение правильной осанки);

- формирование устойчивой потребности в занятиях физической культурой и интереса к волейболу.

Цель программы – развитие физически здоровой и нравственно полноценной личности через учебно-тренировочные занятия по волейболу, формирование устойчивых мотивов и потребностей в занятиях физической культурой и спортом.

Для достижения цели программы необходимо решить три группы задач:

- образовательные: освоение теоретических знаний в области физической культуры и избранного вида спорта – волейбол, формирование двигательных умений и навыков;

- воспитательные: воспитание нравственных, морально-волевых качеств и коллективизма;

- оздоровительные: укрепление здоровья юного организма волейболиста с использованием различных средств физических, восстановительных, медицинских мероприятий.

Принципы отбора содержания

- принцип единства развития, обучения и воспитания;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности;

- принцип наглядности;

- принцип взаимодействия и сотрудничества;

- принцип комплексного подхода.

Основные формы и методы

Основными формами осуществления спортивной подготовки являются:

- групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;

- работа по индивидуальным планам;

- участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;

- медико-восстановительные мероприятия;

- тестирование и контроль.

Особенности обучения на спортивно-оздоровительном этапе

Обучение осуществляется в основе общих методических принципов. В большей степени используются методы обеспечения наглядности (показ упражнения, демонстрация наглядных пособий), методы упражнений игровой и соревновательный. При изучении общеразвивающих упражнений, комплексов и игр показ должен быть целостным и образцовым, а объяснение - элементарным и простым. Тренеру нецелесообразно подробно анализировать детали.

Детям необходимо ставить двигательную задачу в конкретной форме, с наглядным объяснением: поймать, догнать, бросить в кольцо, прыгнуть через препятствие.

Методика контроля уже на этом этапе тренировки включает использование комплекса методов: педагогических, медико-биологических и практических. Комплекс методик позволит определить: а) состояние здоровья юного спортсмена; б) показатели телосложения; в) степень тренированности; г) уровень подготовленности; д) величину выполненной тренировочной нагрузки.

На основе полученной информации тренер-преподаватель должен вносить соответствующие коррективы в тренировочный процесс.

Участие в соревнованиях зависит от уровня подготовленности юного спортсмена, календаря соревнований, выполнения разрядных требований. Основной задачей соревновательной практики следует считать умение реализовать свои двигательные навыки и функциональные возможности в сложных условиях противоборства.

Планируемые результаты

Программа предусматривает достижение следующих результатов образования:

Личностные результаты:

- адаптация обучающихся к условиям детско-взрослой общности;

- удовлетворённость результатом своей деятельности (самореализации);

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- проявление инициативы и любознательности;

- формирование ценностных ориентаций;

- формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогами;

- социальные компетентности (автономность, ответственность);

- личностные качества.

Метапредметные результаты:

- воспитаны навыки здорового образа жизни;

- сформированы приёмы самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

- развиты самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

Предметные результаты:

- освоенный обучающимися опыт деятельности по получению новых знаний, их преобразованию и применению.

К концу 1 года обучения обучающиеся

Знают:

- гигиенические требования, правила личной гигиены;

- естественные основы по защите организма и профилактике заболеваний;

- основные правила игры в волейбол;

- правила обращения с инвентарем и спортивным оборудованием;

- технику безопасности при выполнении игровых упражнений;

- правила культурного поведения (в повседневной жизни и в спортивном зале);

- правила общения с тренером-преподавателем и сверстниками.

Умеют:

- соблюдать технику безопасности на занятиях;

- преодолевать трудности, проявляя силу воли, настойчивость, целеустремленность в достижении положительного результата;

- проявлять дружеские отношения в коллективе сверстников, чувства уважения к старшим, к сопернику, к судьям;

- гигиенические требования, правила личной гигиены.

К концу 2-3 года обучения обучающиеся

Знают:

- гигиенические требования, правила личной гигиены;

- режим дня спортсмена, основы правильного питания;

- естественные основы по защите организма и профилактике заболеваний;

- историю развития волейбола в России и терминологию избранной игры;

- основные правила игры в волейбол, правила составления комплексов упражнений на развитие физических качеств;

- правила обращения с инвентарем и спортивным оборудованием;

- технику безопасности при выполнении игровых упражнений;

- правила культурного поведения (в повседневной жизни и в спортивном зале);

- правила общения с тренером-преподавателем и сверстниками.

Умеют:

- составлять режим дня и руководствоваться им. Закалять свой организм;

- соблюдать технику безопасности на занятиях;

- преодолевать трудности, проявляя силу воли, настойчивость, целеустремленность в достижении положительного результата;

- проявлять дружеские отношения в коллективе сверстников, чувства уважения к старшим, к сопернику, к судьям.

Механизм оценивания образовательных результатов

Перевод обучающихся в группу следующего года обучения утверждается приказом директора школы в соответствии со следующими критериями:

- по итогам прохождения промежуточной аттестации (выполнение контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной физической подготовке);

- участие в спортивных соревнованиях различного уровня.

Тестирование ОФП, СФП и технико-тактической подготовленности осуществляется 2 раза в год – в начале и конце учебного года.


Контрольно-переводные нормативы по физической подготовке

по годам обучения (юноши)

№ п/п

Контрольные нормативы

Спортивно-оздоровительный этап

1-й год

2-й год

3-й год

1.

Бег 30 м, с

5,5

5,3

5,1

2.

Челн. бег 3х10 м, с

12,0

11,5

11,0

3.

Прыжок в длину с места, см

175

195

205

4.

Прыжок вверх с места толчком двух ног, см

20

25

35

5.

Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками, м:

- сидя



3



3,5



5,0

- стоя

8,0

10,0

11,0


Контрольно-переводные нормативы по физической подготовке

по годам обучения (девушки)

№ п/п

Контрольные нормативы

Спортивно-оздоровительный этап

1-й год

2-й год

3-й год

1.

Бег 30 м, с

5,9

5,7

5,5

2.

Челн. бег 3х10 м, с

12,4

12,0

11,6

3.

Прыжок в длину с места, см

165

170

180

4.

Прыжок вверх с места толчком двух ног, см

18

23

28

5.

Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками, м:

- сидя


2,5


3,0


3,5

- стоя

6,0

7,0

8,0


Контрольно-переводные нормативы по технико-тактической подготовке,

по спортивному результату (девушки и юноши)

№ п/п

Контрольные нормативы

Спортивно-оздоровительный этап

(на конец учебного года)

1-й год

2-й год

3-й год


Техническая подготовка

1.

Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4

3

4

5

2.

Подача на точность: 10-12 лет - верхняя прямая; 13-15 лет - верхняя прямая по зонам; 16-17 лет-в прыжке

3

4

5

3.

Прием подачи из зоны 6 в зону 3 на точность

2

3

5


Формы подведения итогов реализации программы

Основными видами контроля являются:

- текущий контроль уровня подготовленности;

- промежуточная аттестация (выполнение контрольно-переводных нормативов по окончании года);

- итоговая аттестация.

Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы. Сроки контрольных мероприятий в ДЮСШ проводятся в соответствии с учебными планами.

Текущий контроль осуществляется тренером-преподавателем, ведущим дисциплину. Форму текущего контроля уровня подготовленности выбирает тренер-преподаватель с учетом контингента обучающихся и содержания теоретического материала и тренировочных заданий и указывает в конспекте учебно-тренировочного занятия.

Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания учебно-тренировочных занятий обучающихся.

Для вновь зачисленных в ДЮСШ обучающихся в начале учебного года (сентябрь - октябрь) проводится прием контрольных нормативов для зачисления в спортивно-оздоровительные группы. Результаты сдачи контрольных нормативов оформляются протоколом. Прием контрольных нормативов проводит тренер-преподаватель. Результаты оформляются протоколом.

Промежуточная аттестация обучающихся — это прием контрольно-переводных нормативов, предусмотренных учебным планом с целью перевода обучающихся на следующий год обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе по волейболу.

Промежуточная аттестация проводится в форме сдачи контрольно-переводных нормативов по теоретической, общей и специальной физической подготовке в конце учебного года на контрольных тренировках.

В ДЮСШ устанавливаются следующие формы приема контрольных и контрольно-переводных нормативов по всем разделам подготовки дополнительной общеразвивающей программы по видам спорта:

- теоретическая подготовка;

- общая физическая и специально-физическая подготовка;

- тактико-техническое мастерство;

- выполнение нормативов спортивных разрядов согласно уровню подготовки;

- результаты участия на соревнованиях.

Освоение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по волейболу завершается обязательной итоговой аттестации в форме приема итоговых контрольных нормативов. При приеме итоговых контрольных нормативов обучающихся учитываются результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы по волейболу по всем разделам подготовки. Итоговая аттестация проводится в спортивно-оздоровительных группах 3-го года обучения. Для проведения итоговой аттестации обучающихся и приема контрольных нормативов создается комиссия, состав которой утверждается приказом директора. Срок приема итоговых контрольных нормативов - май.

Выпускникам спортивной школы, прошедшим полный курс обучения по дополнительным общеразвивающим программам и выполнившим разрядные нормативы в соответствии с требованиями Единой спортивной классификации по видам спорта, выдается свидетельство об обучении.

Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы

Кадровое обеспечение. Тренеры-преподаватели, обеспечивающие тренировочный процесс, должны иметь соответствующую профессиональную квалификацию, подтвержденную документами, оформленными в установленном порядке, а также регулярно проходить курсы повышения квалификации.

Материально-техническое обеспечение

Занятия боксом проводятся в спортивном зале.

Для успешной реализации и данной программы необходимо следующее оборудование:

1. ринг боксерский

2. боксерские груши

3. боксерские перчатки

4. гантели

5. гонг

6. секундомер

7. скакалки.

Методическое обеспечение.

Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:

- электронные учебники;

- экранные видео-лекции;

- видеоролики;

Методы, в основе которых располагается уровень деятельности обучающихся:

- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- наглядный;

практический; словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.п.)

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

- проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, формирования умений и навыков);

- объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);

- репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов- словесный (рассказ, объяснение, беседа, лекция – для формирования сознания);

- стимулирования (соревнования).


Информационное обеспечение программы

Интернет-ресурсы:

1. https://boxinggu.ru/category/knigi-po-boksu-biblioteka

2. https://boxingblog.ru/literatura

3. http://knigukupi.ru/top-pro_boks.php

4. https://edu.gov39.ru

Дополнительная общеразвивающая программа по волейболу для муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» составлена на основе примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских школ, анализа отечественной и зарубежных систем многолетней подготовки спортсменов, в соответствии с Законами Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012), приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 июля 2014 г. N 41), письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Учебно-тренировочный процесс в спортивной школе планируется на основе учебных материалов, изложенных в данной программе.

Планирование учебных занятий и распределение учебного материала в группах проводится на основании учебного плана и годового графика распределения учебных часов, которые предусматривают круглогодичную организацию учебно-тренировочных занятий.

Учебным планом предусматриваются теоретические и практические занятия, сдача контрольных нормативов и участие в соревнованиях.

На теоретических занятиях обучающиеся знакомятся с развитием физкультурного движения, историей дзюдо, получают знания по анатомии, физиологии, врачебному контролю, гигиене, теоретические сведения по технике выполнения упражнений.

На практических занятиях обучающиеся овладевают техникой выполнения упражнений дзюдо, развивают свои физические качества, выполняют контрольные нормативы. Участие в соревнованиях организуется в соответствии с годовым календарным планом.

Годичный цикл тренировочных занятий в группах подразделяется на подготовительные и соревновательные месяцы. Может быть один или несколько подготовительных и соревновательных месяцев.

После каждого участия в соревнованиях спортсменам необходимо снижение тренировочной нагрузки.

В спортивной школе должны быть следующие документы планирования и учета работы по волейболу:

- годовой план работы;

- план комплектования групп;

- учебный план;

- план учебно-тренировочных занятий на год;

- план работы на месяц;

- расписание занятий.

по учету:

- журнал учета групповых занятий;

- протоколы соревнований.


Учебный план


Разделы подготовки

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

Количество часов

Количество часов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

Теоретическая подготовка

10

10

10

10

10

10

10

10

0

1. Физическая культура и спорт в России

1

1

0

1

1

0

1

1

0

2. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на функции организма человека.

1

1

0

1

1

0

1

1

0

3.Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм. Оказание первой медицинской помощи.

2

2

0

2

2

0

2

2

0

4.Основы техники и тактики.

1

1

0

1

1

0

1

1

0

5.Основы методики обучения и тренировки

1

1

0

1

1

0

1

1

0

6.Морально-волевой облик спортсменов.

1

1

0

1

1

0

1

1

0

7.Правила, организация и проведение соревнований.

1

1

0

1

1

0

1

1

0

8.Места занятий, оборудование и инвентарь. Техника безопасности при занятиях спортом.

2

2

0

2

2

0

2

2

0

Практическая подготовка

- общая физическая подготовка

99

0

99

94

0

94

90

0

90

- специальная физическая подготовка

74

0

74

79

0

74

79

0

79

- технико-тактическая подготовка

71

10

61

69

10

59

73

15

58

- психологическая подготовка

9

9

0

11

11

0

11

0

11

- контрольные нормативы

8

0

8

8

0

8

8

8

8

- соревновательная подготовка

По календарному плану

- медицинское обследование

Вне сетки часов

Итого

аудиторных часов

273

39

234

273

31

242

273

33

240


Содержание программы

Теоретическая подготовка

Физическая культура и спорт в России. Различие между этими двумя понятиями. Краткая характеристика развития физической культуры и спорта. История возникновения физкультуры и спорта. Значение физической культуры и спорта для укрепления здоровья, гармонического развития, подготовки к труду и защиты Родины. Олимпийские игры.

Краткие сведения о строении и функциях организма человека

Совершенствование функций основных систем организма (нервной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной), обмен веществ и энергии в процессе занятий физическими упражнениями. Влияние физических упражнений на функции организма человека.

Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм. Оказание первой медицинской помощи

Гигиена занимающихся должна учитывать необходимость ежедневного выполнения следующих мероприятий:

Гигиена тела (основные правила ухода за зубами и деснами, уход за волосами и ногтями, купание и умывание);

Гигиена сна (потребность во сне занимающихся различного возраста, проветривания помещения перед сном);

Гигиена одежды и обуви (требования к одежде и обуви в зависимости от сезона, поддержание в чистоте одежды, обуви, спортивной формой);

Гигиена питания (основные правила здорового питания, возрастные нормативы объема блюд и время приема пищи).

Гигиенические знания должны формироваться у занимающихся в процессе спортивно-оздоровительных занятий и проявляться в поведении через полезные привычки соблюдения личной гигиены.

Гигиеническая гимнастика – ежедневно выполняемый комплекс несложных физических упражнений, который применяется с целью укрепления здоровья, повышения работоспособности организма. Выполнение комплекса гигиенической гимнастики дополняет эффект от спортивно-оздоровительных занятий. Закаливание – постепенное приспособление организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. В системе спортивно-оздоровительных мероприятий применяются различные виды закаливающих процедур: воздушные и солнечные ванны, обтирания, обливания, купания.

Техника безопасности и профилактика травматизма на тренировочных занятиях

Техника безопасности при выполнении обще подготовительных упражнений. Страховка и помощь. Правила поведения на занятиях и спортивном зале. Заболевания спортсменов в результате травматизма юных спортсменов (перетренировка, обморок, сотрясение, перелом, кровотечения).

Врачебный контроль, самоконтроль

Определение и оценка состояния здоровья, физическое развитие и функциональные возможности юных спортсменов, методы врачебных наблюдений. Врачебно-педагогическое наблюдение во время занятий. Внешние признаки утомления.

Основа техники и тактики

Понятие о спортивной технике, о тактике. Взаимосвязь техники и тактики. Основы методики обучения физическим упражнениям, технике и тактике волейбола.

Морально-волевая, нравственная и эстетическая подготовка

Воспитание морально-волевых качеств, патриотизма, сознательности, дисциплинированности, инициативности, трудолюбия, чувства коллективности, уважения к старшим, смелости, выдержки, решительности, и настойчивости в процессе занятия спортом.

Места занятий, оборудование. Инвентарь

Техника безопасности при занятиях спортом.

Практическая подготовка

Общая физическая подготовка (ОФП)

Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчет по строю, повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя.

Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега.

Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.

Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений.

Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами. Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.

Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.

Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне; равновесие при катании на коньках, спусках на лыжах с гор. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.

Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей. Игра в мини-футбол, в теннис большой и малый (настольный), в волейбол, в бадминтон.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. Игры с отягощениями. Эстафеты, комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Метание гранаты, копья, диска, толкание ядра. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.

Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп).

Спортивные игры: баскетбол, мини-футбол, ручной мяч.

Специальная физическая подготовка

Бег с остановками и изменением направления. «Челночный» бег на 5, 6 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20-30 м). «Челночный» бег, но отрезок вначале пробегают лицом вперед, а затем спиной и т.д. По принципу «челночного» бега передвижение приставными шагами. То же с набивными мячами в руках (2-5 кг) в руках, с поясом-отягощением или в куртке с отягощением.

Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки, по сигналу выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на 360°, прыжок вверх, падение и перекат, имитация передачи в стойке, с падением, в прыжке, имитация подачи, нападающих ударов, блокирования и т.д. То же, но подают несколько сигналов; на каждый сигнал занимающиеся выполняют определенное действие.

Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй унеси», различные варианты игры «Салочки», специальные эстафеты с выполнением перечисленных заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.

Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом (двумя) в руках (до 3 кг). Из положения стоя на гимнастической стенке - одна нога сильно согнута, другая опущена вниз, руками держаться на уровне лица: быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться). То же с отягощением (пояс до 6 кг).

Упражнения с набивными мячами.

Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же с отягощением. Напрыгивание на тумбу (сложенные гимнастические маты), постепенно увеличивая высоту и количество прыжков подряд. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота 40-80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т.п.). Прыжки с места вперед,

назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но делая разбег в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных (набивных, волейбольных) мячей, укрепленных на разной высоте. Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по песку без обуви. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Круговые движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Упражнения с резиновыми амортизаторами. Стоя спиной к гимнастической стенке в положении наклона вперед, руки назад (амортизаторы укреплены на уровне коленей), движение руками с шагом правой ногой вперед (как при нижней прямой подаче). Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), руки за головой, движение руками из-за головы вверх и вперед. То же одной рукой (правой, левой). То же, но амортизатор укреплен за нижнюю рейку, а занимающийся стоит у самой стенки. Движение рукой вверх, затем вперед. Стоя на амортизаторе, руки внизу - поднимание рук через стороны вверх, поднимание прямых рук вверх и отведение назад. То же, но круги руками. Стоя правым боком к стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), движение правой рукой как при верхней боковой подаче.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.

Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча (1 кг) в прыжке из-за головы двумя руками через сетку.

Имитация прямого нападающего удара, держа в руках мешочки с песком (до 1 кг). Метание теннисного или хоккейного мяча (правой и левой рукой) в цель на стене (высота 1,5-2 м) или на полу (расстояние 5-10 м) с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же через сетку.

Соревнование на точность метания малых мячей. Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу, укрепленному на резиновых амортизаторах. То же, но у тренировочной стенки. Удары выполняют правой и левой рукой с максимальной силой. Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжковые упражнения, описанные ранее, в сочетании с подниманием рук вверх с касанием подвешенного набивного мяча. То же с касанием волейбольного мяча, укрепленного на резиновых амортизаторах: с места, после перемещения, после поворотов, после поворотов и перемещений (различные сочетания), после прыжка в глубину (спрыгивание).

Передвижение вдоль сетки лицом к ней приставными шагами правым и левым боком вперед, остановка и принятие исходного положения для блокирования. То же, но в положении спиной к сетке и с поворотом на 180°. То же, что предыдущие два упражнения, но на расстоянии 1-1,5 м от сетки; исходное положение принимают после шага к сетке. То же, что последние три упражнения, но остановку и исходное положение принимают по сигналу. Передвижение вдоль сетки, остановка и прыжок вверх с выносом рук над сеткой. То же, но остановку и прыжок выполняют по сигналу. Перемещения у сетки, остановка и прыжок вверх, ладонями коснуться подвешенного над сеткой набивного (волейбольного) мяча.

Т ехнико-тактическая подготовка волейболистов 1-го года обучения

Техническая подготовка – техника нападения

Перемещения: совершенствование навыков перемещения различными способами на максимальной скорости, сочетание с остановками, прыжками, ответные действия на сигналы; сочетание перемещений с имитацией приемов нападения. Передачи мяча: сверху двумя руками различные по расстоянию и высоте в пределах границ площадки; из глубины площадки для нападающего удара, различные по высоте и расстоянию, стоя лицом или спиной в направлении передачи; с отвлекающими действиями (руками, туловищем, головой); в прыжке после имитации нападающего удара (откидка) назад в соседнюю зону; с последующим падением - на точность из глубины площадки к сетке.

Подачи: верхняя прямая в дальние и ближние зоны; боковая подача, подряд 20 попыток; в две продольные зоны 6-3, 1-2, на силу и точность; планирующая подача, соревнование на большее количество выполненных правильно подач; чередование способов подач при моделировании сложных условий (па фоне утомления и т.п.); чередование подач на силу и нацеленных.

Нападающие удары: прямой нападающий удар (по ходу) сильнейшей рукой из зон 4, 3, 2 с различных передач по расстоянию (короткие, средние, длинные) и высоте (низкие, средние, высокие) с удаленных от сетки передач, с передачи в прыжке назад (за голову), с передач с последующим падением; имитация нападающего удара и передача через сетку (скидка) двумя руками и одной; нападающий удар с переводом с поворотом туловища в ту же сторону; удар слабейшей рукой; удар с передач назад (за голову), с удаленных от сетки передач; боковой нападающий удар сильнейшей рукой с различных передач по расстоянию и высоте, с удаленных от сетки передач; нападающий удар с переводом влево без поворота туловища из зон 3,4, 2; нападающие удары с задней линии из зон 6,1, 5; нападающие удары из-за линии нападения с передачи параллельно линии нападения; из зоны нападения (от сетки).

Техническая подготовка – техника защиты

Перемещения: сочетание стоек, способов перемещений и падений с техническими приемами игры в защите; сочетание способов перемещений с прыжками, перемещений с блокированием (одиночным и групповым).

Прием мяча сверху и снизу двумя руками: отбивание мяча сомкнутыми кистями над головой с последующим падением и перекатом на спину; прием мяча сверху и снизу двумя руками с падением в сторону на бедро и перекатом на спину; прием одной рукой с падением в сторону на бедро и перекатом на спину (правой, левой); прием снизу двумя руками и одной рукой с падением вперед на руки и перекатом на грудь; чередование способов приема мяча в зависимости от направления и скорости полета мяча, средства нападения.

Блокирование: одиночное прямого удара по ходу (в зонах 4, 2, 3), выполняемого с различных передач.

Тактическая подготовка – тактика нападения

Индивидуальные действия: выбор места и чередование способов подач, подач на силу и нацеленных в дальнюю и ближнюю зоны; выбор места и подача на игрока, слабо владеющего навыками приема мяча, вышедшего после замены, в зону 1 при выходе с задней линии из этой зоны; имитация второй передачи и обман (передача через сетку) на месте (с применением отвлекающих действий) и в прыжке; имитация второй передачи вперед и передача назад; имитация передачи назад и передача вперед; имитация нападающего удара и передача в прыжке (откидка) вперед через зону, назад в соседнюю зону (боком к сетке); нападающий удар через «слабого» блокирующего; имитация нападающего удара и «скидка» одной рукой в зону нападения.

Групповые действия: взаимодействие игрока зоны 3 с игроком зоны 4, игрока зоны 3 с игроком зоны 2 - в прыжке; стоя на площадке - с отвлекающими действиями; игрока зоны 2 с игроком зоны 3 в прыжке - откидка, игрока зоны 2 с игроком зоны 4 (с отвлекающими действиями); игрока зоны 2 с игроками зон 3 и 4 (при скрестном перемещении в зонах).

Развитие психофизических качеств

Развитие основных психофизических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, направленные на развитие психофизических качеств, применяются в строгой последовательности, включаются в разные формы двигательной деятельности, в том числе в самостоятельную двигательную деятельность ребенка на прогулке.

Развитие быстроты движений. Быстротаэто способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Выполнение двигательной задачи кратковременно и не вызывает у ребенка утомления. Быстрота выполняемых движений не связана только с перемещением отдельных частей тела (рук и ног).

Выделяют три основные формы проявления быстроты:

- латентное время двигательной реакции;

- скорость отдельного движения;

- частота движений.

Эти формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Ребенок может иметь быструю реакцию, но быть медлительным в движении, и наоборот. Комплексное сочетание трех указанных форм определяет все случаи проявления быстроты.

Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Необходимо использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с заданным темпом.

В игровой деятельности па занятиях используется бег из усложненных стартовых положений (сидя, стоя на одном колене, сидя в упоре присев).

Развитию быстроты способствуют подвижные игры, в которых подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения. В этот момент у ребенка формируется двигательная реакция на направление и скорость движущегося игрока с учетом расстояния и времени его приближения. Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, формирование пространственных, временных и пространственно-временных оценок, позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки.

Развитие силы. Проявление силы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела и различным применяемым снарядам (передача мяча). От развития силы зависит в значительной степени развитие других психофизических качеств - быстроты, ловкости, выносливости, гибкости.

Общеразвивающие упражнения, укрепляющие основные мышечные группы и позвоночник, направлены на постепенное развитие силы. Упражнения подбираются с учетом возможностей опорно-двигательного аппарата ребенка. Они должны быть направлены на преимущественное развитие крупных мышечных групп, обеспечение хорошей реакции сердечно-сосудистой системы ребенка на кратковременные скоростно-силовые нагрузки.

Для развития силы необходимо также развивать быстроту движений и умение проявлять быструю силу (скоростно-силовые качества). Этому способствуют прыжки, бег (на 30 м), метание на дальность, спрыгивания с небольшой высоты с последующим подскоком вверх или вперед, впрыгивание на возвышение с места или с небольшого разбега, прыжок вверх из приседа, прыжки на месте и с продвижением вперед, чередуя умеренный и быстрый темп, на двух ногах через линии из лент, скакалок или палки. Развитию мышечной силы, координации движений, дыхательной системы способствуют упражнения с набивными мячами (например, поднимание набивного мяча вверх, вперед, опускание вниз, приседание с мячом, прокатывание его, бросок мяча вперед от груди или толчок, бросок из-за головы). Все эти упражнения с учетом возраста детей включаются в общеразвивающие упражнения.

Развитие выносливости. Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность организма выполнять мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней (60%) интенсивности в течение продолжительного времени в соответствии с уровнем физической подготовленности. Целесообразно говорить лишь о развитии общей выносливости, так как именно аэробное энергообеспечение в большей степени соответствует их возможностям и способствует всестороннему физическому развитию. Необходимость развития выносливости с дошкольного возраста обусловлена рядом причин, основными из которых являются следующие.

Выносливость как способность к длительной мышечной работе небольшой интенсивности позволяет укрепить организм ребенка и в первую очередь сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную системы, что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье, в целом способствует его всестороннему гармоничному развитию.

Целенаправленная работа по развитию выносливости улучшает функционирование организма, повышает их работоспособность (физическую,

умственную), что особенно важно в плане подготовки детей к школе.

Большое значение имеет развитие выносливости для формирования волевых качеств личности, черт характера человека: целеустремленности, настойчивости, упорства, смелости и решительности, уверенности в своих силах. Физические упражнения являются средствами, которые помогают детям научиться преодолевать возникающие трудности, мобилизовывать себя.

Существует зависимость общей выносливости от функциональных возможностей организма детей, от подготовленности к мышечной работе различных органов и систем (особенно центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечного аппарата), от степени владения техникой движений, экономного их выполнения. Большую роль в развитии выносливости играют волевые факторы, за счет которых может быть продолжена мышечная работа, несмотря на постепенно нарастающее утомление.

Развитие гибкости. Гибкость - морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев. Гибкость определяется эластичностью мышц и связок, детерминирующих амплитуду движений.

При развитии у детей грациозности, пластичности, красоты движений следует помнить, что все движения приобретаются как результат научения.

Одним из важных средств развития гибкости являются наклоны и повороты, сгибания и разгибания, вращения и махи, упражнения на растягивание, или «стрейтчинговые» движения.

Стрейтчинг - это специально разработанная система упражнений, направленных на совершенствование гибкости и подвижности в суставах, а вместе с тем и на укрепление этих суставов, тренировку мышечно-связочного аппарата с целью улучшения эластических свойств, создание прочных мышц и связок. Для этого применяют очень медленные и плавные движения (сгибания и разгибания), направленные на растягивание той или иной группы мышц, когда в течение некоторого времени принимается и удерживается определенная поза. Большое значение в жизнедеятельности дошкольника имеет хорошая осанка. Формирование и поддержание правильной осанки является одной из главных задач физического воспитания. Очень полезны для этого упражнения на растяжку. Они укрепляют мышцы и связочный аппарат, при растягивании позвоночника увеличиваются межпозвонковые промежутки, уменьшается сдавливание нервов, давление на заднюю продольную связку, восстанавливается циркуляция крови, лимфы, оказывается воздействие на рецепторы мышц.

Развитие ловкости. Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями изменяющейся обстановки. Два пути развития ловкости: накопление разнообразных двигательных навыков и умений; совершенствование способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с изменениями обстановки.

В качестве методических приемов для развития ловкости рекомендуются:

- применение упражнений с необычными исходными положениями;

- зеркальное выполнение упражнений;

- изменение скорости и темпа движений;

- варьирование пространственных границ, в которых выполняется упражнение;

- усложнение упражнений дополнительными движениями.

Для развития ловкости у дошкольников рекомендуются подвижные игры, общеразвивающие упражнения с предметами, изучение новых упражнений. Развивать ловкость на фоне утомления нецелесообразно, упражнения необходимо проводить в подготовительной части занятия или начале основной.

Формирование личностных качеств и индивидуальных способностей

Реализация программного содержания должна содействовать ценностному отношению к каждому ребенку, который рассматривается не только как член общества, но и как самостоятельная ценность. Программный материал предусматривает целенаправленное воздействие на отдельные доминанты развития дошкольников:

Первое направление. Развитие эмоционально-волевой сферы, связанной с процессом физического воспитания с применением начальных форм упражнений из волейбола.

Выделяется ряд этапов.

- Выполнение требований преподавателя (дисциплинированное трудолюбие, помощь окружающим);

- Отделение собственной деятельности от деятельности взрослых (выполнение заданий под контролем преподавателя - физкультминутка, демонстрация упражнения);

- Восприятие деятельности взрослых как образца для подражания (осознание необходимости соблюдения гигиены, режима дня, поддержания в порядке спортивной формы и одежды, гигиена на физкультурном занятии).

- Появление мотивов действий по образцу, направленных на удовлетворение возникающих потребностей, что содействует проявлению личностного поведения (хочу быть здоровым, сильным, добрым, честным).

- Ориентировка на собственные поступки, их оценка.

На данных этапах изучения, представленных в программе физических упражнений необходимо формировать потребность достижения ситуации успеха (получилось правильно, упражнение выполнено красиво, полезное упражнение для здоровья). Чем чаще возникает ситуация преодоления, чем больше надежды на успех, тем интенсивнее идет процесс формирования воли (буду регулярно чистить зубы и они будут здоровыми; полезная еда укрепляет тело; надо делать упражнения чтобы подрасти и помогать маме). Решающее значение в формировании волевых качеств дошкольников имеет осознание ребенком противоречия между желанием достичь цели (не болеть!) и реальными возможностями (зарядку не делаю, физкультуру не люблю или наоборот).

Формирование эмоционально-волевой сферы в системе физкультурных занятий не должно рассматриваться как нечто само по себе возникающее, а заключаться в создании условий для эмоциональной устойчивости детей, оценке их положительных и отрицательных эмоций. Ребенка необходимо учить психологическим механизмам управления своим настроением, что достигается за счет трудолюбия, собранности, уважения к окружающим.

Второе направление. Формирование самооценки.

Этапы формирования:

- проявление способности самостоятельно оценивать свои поступки по полярному принципу: хорошо - плохо (занимался упражнениями: старался-ленился);

- проявление способности к самооценке не только поступков, но и эмоциональных состояний (только устал - перестал хорошо выполнять упражнение).

Преподаватель, проводящий занятия по физической культуре должен учитывать, что для формирования у занимающихся адекватной самооценки необходимо соблюдать ряд условий: отказ от обобщающих заключений о поведении ребенка; от невыгодных сравнений ребенка с другими детьми; необходимость создания ситуаций успеха в физкультурной деятельности.

Третье направление. Формирование первоначальных нравственных представлений. Предусматривается формирование представлений о добре, зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Нужно акцентировать внимание па профилактике вредных привычек (избегать нерационального питания, нарушения режима дня).

Особенности этих представлений: отражают нравственные оценки преподавателя применительно к конкретным поступкам детей; проходят путь от элементарной оценки поступков окружающих до нравственной оценки собственного поступка.

Процесс формирования первоначальных нравственных представлений у дошкольников имеет следующую логику: выдвижение образца; действие по образцу, состояние эмоционального комфорта; повторение образца поведения; ощущение социальной значимости действий по образцу; возникновение потребности опираться на образец в сходных ситуациях.

Основные направления и технология воспитательной работы

В процессе реализации программы по физической культуре детей 7 – 10 лет существуют ведущие направления воспитательной работы.

Первое направление - организация игровой деятельности.

При организации сюжетно-ролевых игр руководителю рекомендуется внимательно наблюдать за деятельностью занимающихся, чтобы вовремя заметить и преодолеть опасные тенденции в «игрании» ролей, когда эмоции захлестывают игроков, волевой контроль за поведением снижается.

Подбирать сюжетно-ролевые игры с учетом равных возможностей у детей, чтобы дать им «проявить» себя. Это достигается не только выбором ролей, но и подбадриванием детей, не уверенных в себе, не освоивших правила, горячо переживающих неудачи.

Второе направление - формирование гуманных отношений в коллективе дошкольников. Формирование гуманных отношений строится на проявлении дружбы, уважения к старшим, взаимной помощи, заботы друг о друге, умении учитывать коллективные интересы. Для реализации такой цели необходимо, чтобы ребенку в процессе группового общения была создана атмосфера эмоционального комфорта. Преподавателю рекомендуются для выполнения следующие педагогические приемы:

- «эмоциональное обволакивание» - проявляется в обязательной встрече ребенка с улыбкой; приветствие ласковым, добрым тоном; обязательные подбадривания в каждом начинании; публичное подчеркивание «правильных»

поступков; обязательная помощь в выполнении поручений; соблюдение требований к физкультурной деятельности (похвала, помощь); выработка единой линии эмоциональных реакций на успех и неудачи (по мере возможности);

- «эмоциональный контраст» - выражается в чередовании строгого и ласкового тона голоса, что создает значительный эффект для пробуждения самосознания дошкольника, его эмоциональной отзывчивости.

Третье направление - помощь семьи в приобщении детей к ценностям физической культуры. Важно учитывать как относятся в семье к вопросу укрепления здоровья и формирования потребности поддержания здорового образа жизни. Следует вовлекать родителей в организацию активного досуга ребенка путем совместного выполнения физических упражнений, участия в спортивных праздниках для всей семьи; в мероприятия по совместному труду (приведение в порядок спортивной формы ребенка, подготовка одежды накануне посещения спортивной школы.). Специфические методы руководства поведением детей 5-8 лет, применяемые в процессе занятий физическими упражнениями включают те, которые содействуют формированию поведения, направленного на укрепление здоровья и гигиенических привычек.

Основные методы.

- «Эмоциональная установка» - оказывается более сильным механизмом регуляции поведения дошкольников, чем представления, взгляды и даже убеждения. Именно установка на соблюдение техники безопасности на физкультурных занятиях, установка на старание при выполнении упражнений означает готовность занимающихся действовать тем или иным способом по заранее выбранному образцу еще до того как начнет срабатывать сознание.

- «Положительное подкрепление» - имеет главный смысл, подразумевается, что создание условий для того, чтобы ребенок захотел поступить тем или иным образом (педагогически желательным). Подкрепление может быть сделано еще до совершения поступка (словесное одобрение).

- «Отрицательное подкрепление» - заключается в том, что ребенок узнает, какие отрицательные последствия может принести его поступок (к чему приводит излишнее потребление сладкого, отказ от первого блюда, отсутствие систематического выполнения гигиенических процедур). Создаются условия, предупреждающие нежелательный поступок.

- «Договор» - является эффективным методом. Чаще всего это происходит, когда дети увлечены подвижной игрой или какими-либо физическими упражнениями. Суть приема заключается в своевременной подаче предупреждающих сигналов (до конца игры осталась одна минута, выполняем упражнение последний раз), которые дают возможность ребенку спокойно отключиться от своей деятельности и выполнить требование.

Формирование индивидуальных способностей

Дети 7-10 лет, занимающиеся физическими упражнениями, различаются по ряду основных критериев: особенностям нервной системы, свойствам телосложения, психическому и физическому развитию. Индивидуальные особенности ребенка влияют на усвоение им двигательных умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребенком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют преподавателю спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы.

Важную роль в индивидуальной работе с детьми играют медико-педагогические наблюдения, которые позволяют устанавливать и учитывать показатели силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. В качестве показателей силы учитываются: уровень физической и умственной работоспособности на занятиях и в трудовых процессах; быстрота восстановления работоспособности после утомления; способность преодоления трудностей, инициативность и активность на занятиях, а также в играх; скорость овладения двигательными навыками, двигательная активность, эмоциональный тонус.

Показателем уравновешенности нервных процессов является ровное спокойное настроение ребенка, его доброжелательные отношения с детьми и взрослыми, спокойное поведение в конфликтных ситуациях, равномерность протекания деятельности.

Подвижность нервных процессов характеризует легкость перехода к различным видам деятельности; быстрота привыкания к новой обстановке, быстрота засыпания и пробуждения; способность двигаться в быстром темпе. Указанные показатели должны учитываться в учебно-воспитательном процессе.

Преподаватель фиксирует склонности ребенка, его способность к определенным движениям. С учетом этих особенностей составляется индивидуальная программа развития ребенка, воспитания его психофизических качеств и способностей.

Составляя план индивидуальной работы с ребенком, преподаватель учитывает его двигательные интересы. Если ребенок посещает какую-либо спортивную секцию, то преподаватель или специалист по физической культуре может согласовывать с тренером индивидуальную работу с ребенком, его участие в разных формах двигательной деятельности.

Преподаватель приобщает детей к физическим упражнениям, совместно выполняя разнообразные задания: вспомнить и выполнить упражнения; организовать знакомые подвижные игры, привлекая при этом на ведущие роли не только активных, но и застенчивых детей. Также проводится коррекционная работа по исправлению дефектов стопы и осанки, улучшению психофизических качеств и двигательных действий. Для этого тренер-преподаватель показывает и объясняет упражнение, дает предварительную ориентировку в действиях; активизирует сознательное и творческое отношение к движению. Важная роль отводится развитию ручной ловкости, моторике рук.

Систематическое проведение индивидуальной работы с ребенком или с небольшими группами детей обеспечивает улучшение их движений, развитие физических и личностных качеств.

В самостоятельной двигательной деятельности ребенок достигает поставленной перед собой цели, успешно используя разнообразные способы двигательных действий, выбирая наиболее целесообразные.

Это активизирует мыслительные процессы, учит проявлять настойчивость, целеустремленность, самостоятельность и творчество. Следя за действиями ребенка, преподаватель активизирует его двигательные умения и навыки, в зависимости от индивидуальных способностей, предоставляя ему возможность принятия решений. Преподаватель может усложнять или упрощать задания, вызывая полезные психофизические усилия.

Важную роль в самостоятельной деятельности ребенка играют подвижные игры с правилами, с их помощью развивается инициатива, организаторские способности и творчество. Эти игры способствуют формированию детского коллектива и соблюдению принятых в них правил.

Самостоятельную двигательную деятельность детей преподаватель систематически и последовательно планирует и направляет.





Календарный учебный график

для спортивно-оздоровительной группы 1-го года обучения по волейболу


п/п

Содержание материала

09

10

11

12

01

02

03

04

05

06

07/

1-2

07/3-4

Итого


Теоретическая подготовка












Каникулы

11

1

Физическая культура и спорт в России


1






1




2

2

Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на функции организма человека.



1



1






2

3

Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм. Оказание первой медицинской помощи.




1



1





1

4

Основы техники и тактики.





1





1


2

5

Морально-волевой облик спортсмена.











1

1

6

Правила, организация и проведение соревнований.








1




1

7

Места занятий, оборудование и инвентарь. Техника безопасности при занятиях спортом.

1











2


Практическая подготовка












262

1

Общая физическая подготовка

8

9

9

9

9

9

9

9

9

9

4

93

2

Специальная физическая подготовка

5

6

6

6

6

6

6

6

5

6

3

61

3

Техническая подготовка

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

3

63

4

Тактическая подготовка

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

21

5

Интегральная подготовка

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

6

Инструкторская и судейская подготовка

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

7

Контрольно-переводные нормативы

2

-

-

-

-

-

-

-

2

-

-

4

8

Соревновательная подготовка

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

21

Итого часов в месяц

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

13

273







Календарный учебный график

для спортивно-оздоровительной группы 2-3-го года обучения по волейболу

п/п

Содержание материала

09

10

11

12

01

02

03

04

05

06

07/

1-2

07/

3-4

Итого


Теоретическая подготовка












Каникулы

11

1

Физическая культура и спорт в России





1







1

2

Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на функции организма человека.



1



1






2

3

Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм. Оказание первой медицинской помощи.




1



1





2

4

Основы техники и тактики.


1








1


2

5

Морально-волевой облик спортсмена.











1

1

6

Правила, организация и проведение соревнований.








1




1

7

Места занятий, оборудование и инвентарь. Техника безопасности при занятиях спортом.

1








1



2


Практическая подготовка












263

1

Общая физическая подготовка

8

8

8

8

8

8

8

8

6

7

4

81

2

Специальная физическая подготовка

6

6

6

6

6

6

6

6

6

7

3

64

3

Техническая подготовка

6

7

7

6

6

6

6

6

6

6

3

65

4

Тактическая подготовка

2

2

2

2

3

3

3

3

3

2

1

26

5

Интегральная подготовка

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

6

Инструкторская и судейская подготовка

-

-

-

1

-

-

-

-

-

1

-

2

7

Контрольно-переводные нормативы

2

-

-

-

-

-

-

-

2

-

-

4

8

Соревновательная подготовка

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

23

Итого часов в месяц

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

13

273

Список литературы:

1. Железняк Ю.Д., Чачин А.В., Сыромятников Ю.П. Волейбол: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). Программы для ДЮСШ и СДЮШОР. Москва. 2012.

2. Фомин Е.В., Сингина Н.Ф. Психологическая подготовка в волейболе. Стресс и стрессовые ситуации, контроль эмоций. Физкультура и спорт. Москва. 2013.

3. Булыкина Л.В., Фомин Е.В., Суханов А.В. Технико-тактическая подготовка волейболистов. Методическое пособие. Физкультура и спорт. Москва. 2013.

4. Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие. Физкультура и спорт. Москва. 2011.

5. Шляпников С.К., Кривошеин А.А. Комплексная тренировка связующего игрока. Методическое пособие. Физкультура и спорт. Москва. 2011.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!