СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорим правильно» для 1 класса

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорим правильно»  естественнонаучной направленности для 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорим правильно» для 1 класса»

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования

    1. Общая характеристика программы
Пояснительная записка

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно пользоваться этими средствами в целях общения.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорим правильно» естественнонаучной направленности.

Актуальность программы

С каждым годом среди первоклассников увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, что является серьезной причиной неуспеваемости обучающихся в начальной школе. Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем – средством получения обучающимися знаний. Основная задача состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения. Дополнительные занятия помогут первокласснику справиться с этой проблемой.

Программа «Говорим правильно» направлена на создание условий для успешного усвоения обучающимися с речевыми нарушениями, рассчитана на своевременное выявление, предупреждение и устранение у детей недостатков устной и письменной речи.

При составлении программы были использованы следующие методические разработки:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов./ Ефименкова Л.Н. - М.: 2001.

  2. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения./ Каше Г.А. - М.: 1965.

  3. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических
    занятий с младшими школьниками./ Козырева Л.М. Ярославль, 2006.

  4. Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы./ Мазанова Е.В. - М.: 2005.

  5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников./ Садовникова И.Н. - М.: 1995.

Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы детей. На занятиях обучающиеся мало пишут и много говорят.

Отличительные особенности программы

При разработке данной программы было изучено несколько программ по логопедии. За основу были взяты «Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками» Козыревой Л.М.. Было уменьшено количество занятий на изучение букв и добавлены часы на дифференциацию парных согласных, с – ш, з-ж, а также на проведение промежуточной диагностики устной и письменной речи. Объём материала рассчитан в  соответствии с возрастными физиологическими   нормативами, что позволяет избежать переутомления  и дезадаптации детей.

Программа предлагает оптимальное сочетание индивидуальной и  совместной деятельности детей, сбалансированное чередование специально подобранных упражнений и игр.

Адресат программы: обучающиеся 6-8 лет с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи) обучающиеся в общеобразовательной школе. Количество обучающихся в группе 12-15 человек.

ФФНР – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка  у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.

Характеристика группы детей с ФФНР.

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

1. Дефектное произношение 2—5 звуков, распространяющееся на одну-две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»).

2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

1. Лексический запас без грубых нарушений. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, возможны ошибки в употреблении слов, смешение слов по смыслу и т.п.

2. Грамматический строй может быть в пределах нормы. Возможны аграмматизмы в предложениях сложных синтаксических конструкций.

III. Психологические особенности.

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно словесного материала.

6.Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7.Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Следствие:

а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Срок освоения программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорим правильно» рассчитана на 36 недель, 1 год обучения.

Объем программы: составляет 72 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35 минут.

Форма обучения – очная, аудиторная

Допускается ведение образовательного процесса посредством сетевых форм с использованием дистанционных образовательных технологий через сотовую связь и сеть интернет.

Уровень программы – ознакомительный.

Особенности организации образовательного процесса. Формы проведения занятий аудиторные. Основная организационная форма обучения – групповая. Состав группы – постоянный. Условия набора учащихся: группа формируется на основе предварительного обследования первоклассников. Дети принимаются в группу по заявлению родителей.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 35 минут.


1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся 6-8 лет, способствующие успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации.

Задачи программы:

обучающие

  • научить дифференцировать буквы и звуки;

  • научить звукобуквенному и звуко-слоговому анализу слова;

  • научить преобразовывать слоги и слова;

  • формировать умение отвечать на вопросы;

  • научить ставить вопросы, пересказывать прочитанное;

  • научить правилам письма предложения;

  • дать понятие об обозначении мягкости на письме;

  • способствовать формированию грамматических средств языка и навыков словообразования;

  • способствовать формированию правильного произношения звуков.

развивающие:

  • развивать слуховое и зрительное восприятие;

  • развивать фонетический слух;

  • развивать психические процессы: память, внимание мышление, волевые качества личности;

  • развивать графические навыки;

  • развивать артикуляционную моторику;

  • развивать лексико-грамматический строй речи;

  • развивать словарь ребенка;

  • совершенствовать навыки звукового анализа при решении кроссвордов и отгадывании загадок;

  • способствовать правильному развитию речи.

воспитывающие: 

  • воспитывать внимание к звуковой стороне речи;

  • воспитывать чувство уважения к сверстникам и взрослым;

  • воспитывать адекватную самооценку.


1.3. Объем программы

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения дополнительных общеобразовательной общеразвивающей программы «Говорим правильно» составляет - 72 часа.


1.4. Содержание программы.

Цель и задачи, поставленные в программе, реализуются в процессе изучения следующих тем. Все темы программы направлены на достижение положительных результатов при изучении курса русского языка, развития речи и коммуникативных навыков в целом. Сведения, которые получают дети на занятиях, в основном систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках русского языка.

Весь материал, представленный в программе, составлен с учетом возрастных особенностей.

I.  3 часа.

Практические занятия. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия. Исследование лексики и грамматического строя речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение.

Форма контроля. Опрос.

II. Звукобуквенный анализ слов. (11часов)

Теоретические занятия. Знакомство с гласными и согласными звуками и буквами. Ударные и безударные гласные. Звуковой анализ слова.

Практические занятия. Обучение начинается с узнавания и выделения из слова гласных звуков, их сравнения и различения. Дети выделяют гласные звуки А, О, У из начала слова под уда­рением и в безударном положении, гласные звуки А, О, У, Э, Ы из середины слова и из конца слова под ударением. Из согласных звуков вводятся сонорные согласные М, Л, Р, Н. Логопедические занятия проводятся в игровой форме. В играх на развитие звукового анализа применяются буквы, соответствующие выделяемым звукам, и таким об­разом происходит закрепление графического образа букв. В первой четверти дети знакомятся с гласными буквами А, О, У, Э, Ы, с согласными буквами М, Л, Р, Н. В. Так как занятия являются интегрированными, на каждом из них изучается лексическая тема, а также отрабатывается в практическом плане та или иная грамматическая форма.

Формы контроля. Опрос, наблюдение, беседа.

III. Твердые и мягкие согласные звуки (11 часов)

Теоретические занятия. Различение твердых и мягких согласных звуков. Вводятся гласные буквы, с помощью которых обозначается мягкость со­гласных звуков: Я, Е, Е, Ю, Ь .

Практические занятия. Чтение слогов и слов с этими буквами показывается практиче­ски, без проведения полного звукобуквенного анализа и установления несоответствия в звукобуквенном со­ставе слова. Широко используются слоговые таблицы, на которых написаны слоги СГ; имеется несколь­ко вариантов слоговых таблиц: сначала одна согласная буква сочетается по порядку со всеми гласными, при­чем, парные гласные находятся рядом (ма—мя—мо— ме—му—мю и т. д.); затем несколько согласных сочета­ется с одной гласной (ма—на—ла—ра; мя—ня—ля— ря). При чтении слогов логопед обращает внимание детей на буквенный состав читаемого слога: «Читаем ма, со­гласный звук звучит твердо, читаем мя — согласный зву­чит мягко. Сначала детей нужно научить отчетливо различать твердые и мягкие согласные звуки в слогах, ведь установление отличия является для детей более легким действием, чем нахождение об­щего, а также добиться четкой дифференциации понятий «звук» и «буква». С гласными буквами И и Ы звукобуквенный анализ слов с твердыми и мягкими согласными звуками проводить нужно, так как в словах типа «мыл — мил» гласные звуки в словах разные, и не будут про­воцировать ошибку в написании гласной буквы.

В позиции начала слова и в положении после гласной и разделительных Ь и Ъ буквы Я, Е, Е, Ю обозначают два звука. В данном случае стоит познакомить детей с секретом этих букв: обозначать два звука, один из кото­рых — согласный [Й]. Этот звук хорошо выделяется, его можно произнести длительно и таким образом развивать фонематический слух учащихся.

В данной теме показывается также буква Ь в роли смягчителя (на конце слов и в середине). Со слова­ми типа «конь» проводится полный звукобуквенный анализ, так как здесь очень удобно показать разницу между твердыми и мягкими согласными звуками (мяг­кий знак как раз и указывает на эту мягкость). Выкла­дывая схемы звукового состава слов с мягким знаком, обязательно показываем букву Ь в нужном месте сло­ва, таким образом преобразуя звуковую схему в звукобуквенную. Делается это для предупреждения ошибок на пропуск буквы Ь на письме. Если ограничиваться только звуковой схемой, в которой, естественно, нет места букве Ь, как не обозначающей самостоятельного звука, мы будем провоцировать детей на пропуск этой буквы при написании, так как дети не дифференцируют четко понятия «звук» и «буква». Новых согласных зву­ков и букв во второй четверти не вводится, весь рече­вой материал состоит из слов и первых коротких пред­ложений, составленных из сонорных и гласных букв. Параллельно на логопедических занятиях прово­дится расширение словарного запаса первоклассников по лексическим темам: «Фрукты», «Овощи», «Цве­ты», «Деревья», «Птицы», «Звери».

Формы контроля. Опрос, наблюдение, самостоятельная работа «Стихи, скороговорки на пройденные звуки.

IV. Парные глухие и звонкие согласные звуки и буквы (31 час)

Теоретические занятия. Дифференциация глухих и звонких согласных звуков в устной речи и соответствующих им букв при чтении и на письме. Рассматриваются все 6 пар глухих и звонких согласных: П—Б, Т—Д, К—Г, Ф—В, С—3, III—Ж, а также часто смешиваемых звуков: С – Ш, З – Ж.

Практические занятия. Порядок работы следующий: вначале знако­мимся с глухим звуком и буквой, при этом речевой материал не содержит парных звонких звуков; затем вводится звонкий звук при отсутствии оппозиционного ему глухого варианта. После усвоения каждого из членов пары начинается срав­нение данных звуков и букв с установлением как сходства, так и различия. Рече­вой материал состоит из слов и предложений, содержащих только изученные буквы. В названных игровых пособиях дифференциация звуков проводится на материале следующих лексических тем: К—Г — «Обитатели водоёмов», «Зоопарк». «Звери и пти­цы», «Музыкальные инструменты», «Водный транс­порт»; П—Б — «Головные уборы», «Обувь», «Одежда», «Инструменты», «Спортивное снаряжение», «Техника»: С—3 — «Рабочие машины», «Приборы», «Цветы», «Игрушки», «Еда», «Личные вещи».

Формы контроля. Опрос, наблюдение, самостоятельная работа «Стихи, скороговорки на пройденные звуки, слуховой диктант.

VI. Непарные глухие и звонкие согласные звуки и буквы. Буквы Ь, Ъ (14 часов)

Теоретические занятия. Различение непарных по глухо­сти-звонкости согласных звуков и букв X, Ц, Ч, Щ (глу­хие), Й (звонкий), а также буквы Ь и Ъ.

Практические занятия. Дети читают не­большие стихотворные тексты, пословицы. Лексические темы, запланированные в данной четверти, следующие: «Посуда», «Школа», «Цветы», «Птицы».

Грамматические темы вводятся в содержание заня­тий интегрировано, выбор темы зависит от рассматри­ваемого лексического материала. Предполагается чисто практическое усвоение грамматического материала, без использования избыточной терминологии, хотя вводится понятие «предлог».

Формы контроля. Опрос, наблюдение, самостоятельная работа «Стихи, скороговорки на пройденные звуки, слуховой диктант.

VII. Итоговая диагностика устной и письменной речи (2 часа).

Практические занятия. Проводится итоговый диктант для обучающихся и КВН «Знатоки»

Формы контроля. Анализ диктанта.

1.5. Планируемые результаты


В результате освоения учебного материала программы обучающиеся

должны знать:

- буквы и звуки русского языка, дифференцировать их;

- гласные и согласные звуки и буквы, их признаки;

- гласные ударные и безударные.


должны уметь:

- разграничивать понятия «звук» и «буква», правильно называть звуки и буквы;

- различать звуки на слух и в произношении;

- анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

- выделять звуки слова, характеризовать их, делить слово на слоги, различать ударные и безударные гласные, парные и непарные по глухости-звонкости согласные;

- выполнять звуковой анализ слов;

- выделять из речевого потока отдельные предложения, определять их количество и интонацию, с которой оно произносится;

- определять границы предложений, правильно обозначать их на письме;

- списывать с печатного и письменного образца слова и предложения, писать их под диктовку.

- плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;


Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий


2.1. Учебный план общеобразовательной общеразвивающей программы

«Говорим правильно»


п/п

Наименование раздела, модуля, темы

Кол-во часов


Формы промежуточной аттестации/ текущего контроля

Всего

в том числе

теоретические занятия

практические занятия

I

Диагностический этап

3

0

3

Опрос

II

Звукобуквенный анализ слов.

11

4

7

Опрос, наблюдение

III

Твердые и мягкие согласные звуки

11

5

6

Опрос, наблюдение, самостоятельная работа «Стихи, скороговорки на пройденный звук, Проверочная работа

IV

Парные глухие и звонкие согласные звуки, буквы

31

6

25

Опрос, наблюдение, слуховой диктант

V

Непарные глухие и звонкие согласные звуки, буквы. Буквы Ь, Ъ

14

4

10

Опрос, самостоятельная работа «Стихи, скороговорки на пройденный звук, слуховой диктант

VI

Итоговая диагностика устной и письменной речи

2

1

1

Итоговый диктант, КВН.


Итого объем программы:

72

20

52




2.2. Календарный учебный график

Общий календарный учебный график на 2022-2023 учебный год


Комплектование 1 полугодие ОП Зимние праздники 2 полугодие ОП Всего в год
01.09.22г.-12.09.22 г. 13.09.22г.- 31.12.22 г. 16 недель 01.01.23г.-09.01.23 г. 10.01.23г.-29.05.23 г. 20 недель 36 недель


Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год



№ п/п

Неделя

Тема занятия



Кол-во часов

Форма занятия


Место проведения

Форма контроля


Сентябрь


1-3

1.09-9.09

I. Диагностический этап

3

Опрос

Кабинет

Опрос


II.Звукобуквенный анализ слов (11часов)


4



12.09-16.09


Звук и буква А.

1

Беседа, практическая работа

Кабинет

Опрос


5

Звук и буква О.

1

Беседа, практическая работа

Кабинет

Наблюдение


6


12.09-16.09


Звук и буква У.

1

Беседа, практическая работа

Кабинет

Опрос


7

Звуки и буквы А, О, У.

1

Занятие – путешествие

Кабинет

Наблюдение, опрос


8


26.09-30.09

Звук и буква Ы.


1

Практическая работа

Кабинет

Опрос


9

Звук и буква Э.

1

Занятие – путешествие

Кабинет

Наблюдение


Октябрь


10


3.10-7.10

Звук и буква М.

1

Беседа, практическая работа

Кабинет

Опрос


11

Звук и буква Л.

1

Практическая работа

Кабинет

Беседа


12


10.10-14.10

Звук и буква Р.

1

Занятие – путешествие

Кабинет

Наблюдение, опрос


13

Звук и буква Н.

1

Беседа, практическая работа

Кабинет

Опрос


14

17.10-21.10

Сонорные звуки М.Н.Л.Р.


1

Комбинированное занятие

Кабинет

Опрос, тест № 1 «Верно-неверно»


III. Твердые и мягкие согласные звуки (11 часов)


15

17.10-21.10

Звук и буква И.

1

Беседа, практическая работа

Кабинет

Опрос


16


24.10-28.10

Буква Я.

1

Занятие – путешествие

Кабинет

Наблюдение, опрос


17

Буква Ю.

1

Комбинированное занятие

Кабинет

Опрос


Ноябрь


18


31.10-04.11

Буква Е.

1

Беседа, практическая работа

Кабинет

Опрос


19

Буква Ё.

1

Занятие – путешествие

Кабинет

Наблюдение, опрос


20


7.11-11.11

Звуки М—М'.

1

Беседа, практическая работа

Кабинет

Опрос


21

Звуки Л—Л'.

1

Беседа, практическая работа

Кабинет

опрос


22



14.11-18.11

Звуки Н — Н'.

1

Занятие – путешествие

Кабинет

Наблюдение, опрос


23

Звуки Р—Р'.

1

Беседа, практическая работа

Кабинет

Опрос, самостоятельная работа «Стихи, скороговорки со звуком [Р- Р']»


24, 25

21.11-25.11

Дифференциация твердых и мягких согласных.

2

Беседа, практическая работа

Кабинет

Наблюдение, тест № 2 «Верно-неверно»


III. Парные глухие и звонкие согласные звуки и буквы (31 час)

Декабрь


26



28.11-2.12

Звуки [п-п’].Буква Пп.

1

Беседа, практическая работа

Кабинет

Опрос


27

Звуки [б-б]. Буква Бб.

1

Комбинированное занятие

Кабинет

Опрос


28, 29

5.12-9.12

Дифференциация п-б [п’-б’]

2

Беседа, занятие – путешествие

Кабинет

Опрос


30





12.12-16.12

Звуки [т-т’]. Буква Тт.

1

Беседа, практическая работа

Кабинет

Наблюдение, опрос


31

Звуки [д-д’]. Буква Дд.

1

Беседа, практическая работа

Кабинет

Беседа


32, 33

19.12-23.12

Дифференциация т-д [т’-д’].

2

Занятие – путешествие

Кабинет

Опрос, слуховой диктант


34, 35


26.12-30.12

Промежуточная диагностика устной и письменной речи.

2

Беседа, проверочная работа

Кабинет

Опрос Самостоятельная работа «Стихи, скороговорки со звуком [Р]»


Январь


36


10.01-13.01

Звуки [к-к’]. Буква Кк.

1

Комбинированное занятие

Кабинет

Опрос


37

Звуки [г-г’]. Буква Гг.

1

Беседа, практическая работа

Кабинет

Беседа


38,

39

16.01-20.01

Дифференциация к-г [к’-г’].

2

Практическая работа, занятие – путешествие

Кабинет

Опрос


40

23.01-27.01

Звуки [с-с’]. Буква Сс. З

1

Беседа, практическая работа

Кабинет

Опрос


41


23.01-27.01

Звуки [з-з’].Буква Зз.

1

Беседа, практическая работа

Кабинет

Самостоятельная работа «Стихи, скороговорки на звуки [з-з’].


Февраль


42, 43

30.01-03.02

Дифференциация с-з [с’-з’]

2

Беседа, практическая работа

Кабинет

Опрос, слуховой диктант


44


6.02-10.02

Звуки [ф-ф’]. Буква Фф

1

Занятие – путешествие

Кабинет

Опрос


45

Звуки [в-в’].

1

Беседа, практическая работа

Кабинет

Опрос


46, 47

13.02-17.02

Дифференциация ф-в [ф’-в’].

2

Беседа, традиционное занятие

Кабинет

Опрос


48


20.02-24.02


Звук и буква Шш.

1

Комбинированное занятие

Кабинет

Самостоятельная работа «Стихи, скороговорки на звуки [з-з’].


49

Звук и буква Жж.

1

занятие – путешествие

Кабинет

Беседа, тест № 3 «Верно-неверно»


Март


50, 51

27.02-03.03

Дифференциация шж.

2

Беседа, практическая работа

Кабинет

Опрос


52, 53

6.03-10.03

Дифференциация с – ш.

2

Беседа, Занятие – путешествие

Кабинет

Опрос, Слуховой диктант


54, 55

13.03-17.03

Дифференциация з – ж.

2

Беседа, комбинированное занятие

Кабинет

Опрос, Слуховой диктант


56

20.03-24.03

Проверочная работа по теме «Звонкие и глухие согласные звуки»

1

Беседа, практическая работа

Кабинет

Тест № 4 «Верно-неверно»


IV. Непарные глухие и звонкие согласные звуки и буквы. Буквы Ь, Ъ (14 часов)


57

27.03-31.03

Звуки [х-х’]. Буква х.

1

Беседа, практическая работа

Кабинет

Беседа


58, 59

27.03-31.03

Звук и буква й.

2

Беседа, занятие – путешествие

Кабинет

Опрос, наблюдение


Апрель


60

3.04-7.04

Звук [ц]. Буква Цц.

1

Беседа, практическая работа

Кабинет

Опрос


62, 63

10.04-14.04

Дифференциация с-ц.

2

Беседа, практическая работа

Кабинет

Опрос, тест «Верно-неверно»


64



17.04-21.04

Звук и буква Ч.

1

Занятие – путешествие

Кабинет

Опрос, Самостоятельная работа «Стихи, скороговорки на звук [ч].


65

Звук и буква Щ.

1

Беседа, практическая работа

Кабинет

Устный опрос


66,

67

24.04-28.04

Дифференциация ч-щ.

2

Беседа, занятие – путешествие

Кабинет

Устный опрос, слуховой диктант


Май


68, 69

8.05-12.05

Буква Ь (разделитель).

2

Беседа, практическая работа

Кабинет

Опрос


70

15.05-19.05

Буква Ъ.

1

Занятие – викторина

Кабинет

Опрос


V. Итоговая диагностика устной и письменной речи (2часов)


71-72

22.05-26.05

Итоговая диагностика устной и письменной речи

2

Занятие –КВН, написание диктанта

Кабинет

Итоговый диктант, КВН



Всего за год:

72






2.3. Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей


Название группы Год обучения Кол-во часов в неделю Периодичность занятий Общее кол-во часов в неделю

Группа

1





1 2 2 раза в неделю 72


2.4. Условия реализации программы


Материально-техническое обеспечение

Для организации учебного процесса имеется светлый кабинет, где обучающиеся смогут усвоить все приёмы и методы работы. В кабинете имеется ноутбук, проектор, доска, парты и стулья, зеркала настольные, шкафы.

Демонстрационный материал:

логопедический альбом для обследования звукопроизношения;

- картотека материалов для автоматизации, дифференциации шипящих, свистящих, сонорных звуков;

- предметные картинки по изучаемым лексическим темам;

- сюжетные картинки и серии сюжетных картинок;

- дидактические игры для развития навыков звукового и слогового  анализа и синтеза.

Раздаточный материал:

- «волшебный мешочек» с мелкими игрушками;

- деревянные палочки для развития мелкой моторики;

- пособия для дыхания (пёрышки, сухие листочки);

- наборы предметных картинок;

- счётные палочки;

- тетради в линейку;

- альбомы или листы для рисования;

- трафареты;

- зеркала;

- цветные карандаши.


Информационное обеспечение реализации программы

В информационное обеспечение программы входят дидактические и методические материалы:

- аудио-, видео-, фото-, интернет источники на электронных носителях по темам, реализуемым в рамках данной программы;

- таблицы, схемы, плакаты, дидактические карточки, раздаточный материал, специальная литература, мультимедийные материалы по темам реализуемой программы.



Кадровое обеспечение:

Ф.И.О. педагога, реализующего программу

Должность, место работы

Образование, категория

Шабалина

Татьяна

Геннадьевна

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «Куженерский ЦДОД».

Высшее педагогическое,

первая квалификационная категория


2.5.Формы, порядок текущего контроля и промежуточной аттестации

Для оценки результативности учебных занятий применяется начальная диагностика. Она проводится в начале обучения, при поступлении ребёнка на обучение. Её результаты позволяют определить пробелы в речевом развитии обучающихся.

Текущий контроль проводится после изучения основных тем по программе в процессе самого занятия. Это результат самостоятельных упражнений, устный опрос, наблюдение, беседа. Анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Используется взаимоконтроль и самоконтроль. Проведение текущего контроля активизирует, стимулирует работу обучающихся, позволяет более полно проявлять полученные знания и умения.

Промежуточная диагностика – проводится в середине учебного года и позволяет определить уровень обученности обучающегося. Это написание под диктовку букв, слогов, односложных и двусложных слов.

Итоговая диагностика осуществляется в конце обучения, что позволяет определить уровень динамики, которого достигли дети за время обучения. Это написание итогового диктанта с грамматическими заданиями, а также проведение КВНа для детей.

Наблюдение – дает представление о том, как ведут себя обучающиеся на занятиях, как проявляют сообразительность и самостоятельность при выполнении заданий, а так же их заинтересованность. Наблюдение позволяет объективно подходить к проверке знаний, а также своевременно принимать необходимые меры для предупреждения неуспеваемости.

Беседа – это живое общение между людьми, обмен мыслями, чувствами. Этот метод активизирует умственную деятельность обучающихся, подводит их к получению новых знаний, а так же способствует закреплению уже полученных.

Опрос - проверка результатов обучения после прохождения темы.

Тест – стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях и навыков обучающихся. Позволяет определить пробел в знаниях, дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить дальнейшую коррекционную работу.

Формы итоговой аттестации

Формы итоговой аттестации – написание контрольного теста и итогового диктанта с грамматическими заданиями.


    1. Оценочные материалы

Для обследования уровня развития речи обучающихся используется критерии оценки, разработанные группой педагогов (Багавова С.Е., Князькова Т.Н., Музафарова О.В. Лысюк С.Н.)

Для обследования речи используется картинный материал из альбома О.Б. Иншаковой. В начале года исследуются восемь разделов: речевая коммуникация, звукопроизношение, фонематическое восприятие, навыки языкового анализа, лексика, грамматический строй, связная речь, чтение. Письмо первоклассников обследуется лишь в конце года.

По результатам обследования обучающемуся выставляются баллы по каждому разделу.

5 баллов – высокий уровень речевого развития
4 балла - средний уровень речевого развития
3 балла – уровень речевого развития ниже среднего
2 балла - низкий уровень речевого развития
1 балл - значительно низкий уровень речевого развития.

Речевая коммуникация

5 б. Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета;

4 б. Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое;

3 б. Ребенок слушает и понимает собеседника, но сам неохотно вступает в диалог, затрудняется вести его, участвует в диалоге пассивно (отвечая на вопросы), не всегда ясно и последовательно выражает свои мысли;

2 б. Ребенок малоактивен и малоразговорчив с детьми и педагогами, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание;

1 б. Ребенок неактивен и неразговорчив, молчит, не вступает в речевое общение.

Звукопроизношение

5 б. Безукоризненное отчетливое произношение всех звуков родного языка не только в отдельных словах, но и во фразовой речи. Правильное и точное воспроизведение слов любой звуко-слоговой структуры. Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания;

4 б. Правильное произношение всех звуков, нормальный темп речи;

3 б. Ребенок изолированно все звуки произносит правильно, но во фразовой речи иногда наблюдаются замены и искажения звуков, т.е. звуки недостаточно автоматизированы. Неустойчивость и недостаточная четкость произношения. Слова сложной звуко-слоговой структуры ребенок может воспроизвести только в замедленном темпе;

2 б. Нарушение произношения отдельных звуков (1-4 звука) одной артикуляционной группы во всех позициях. Ребенок не договаривает слова или сокращает их (пропускают согласные в стечении).

1 б. Нарушение произношения 5 и более звуков разных артикуляционных групп. Искажение темпа и ритма речи. Грубое искажение звуко-слоговой структуры слов (пропуски и перестановки звуков и слогов).

Фонематическое восприятие

5 б. Хорошо дифференцирует все звуки родного языка. Точно и правильно воспроизводит все цепочки слогов с фонетически сходными звуками в темпе предъявления. Правильно подбирает картинки и слова с заданным звуком;

4 б. Ребенок умеет дифференцировать все звуки. При воспроизведении слогов может ошибиться 1-2- раза, но быстро исправляет сам себя;

3 б. Недостаточная дифференциация звуков. Первый член цепочки воспроизводится правильно (ба-па - ба-па), второй уподобляется первому (па-ба – ба-па). Картинки и слова с заданным звуком ребенок выбирает с ошибками. Отмечаются устойчивые ошибки в различении 1-2 пар звуков.

2 б. Ребенок воспроизводит цепочки слогов неточно, переставляет, заменяет, пропускает слоги. Неверно выбирает слова и картинки с заданным звуком. Отмечаются устойчивые ошибки в различении более двух пар звуков;

1 б. Дифференциация фонетически сходных звуков отсутствует. Отказ от выполнения задания.

Навыки языкового анализа

5 б. Четко дифференцирует элементы речи: предложение, слово, слог, звук. Быстро и правильно делит слова на слоги, правильно определяет количество и порядок звуков в слове;

4 б. Правильно выполняет все виды языкового анализа, иногда с оказанием стимулирующей помощи;

3 б. Неверно определяет количество слов в предложениях с предлогами (т.к. не вычленяет предлог как отдельное слово). Правильно определяет границы слогов. Допускает ошибки при звуковом анализе слов (вычленяет не все звуки, ошибается в порядке их следования).

2 б. Неправильно определяет количество предложений в тексте, количество слов в предложении, количество слогов в слове. Делает грубые ошибки при звуковом анализе слов;

1 б. Навыки языкового анализа не сформированы.

Лексика

5 б. Ребенок умеет быстро подобрать наиболее точное слово, легко классифицирует и обобщает понятия (животные, обувь, транспорт и т.д.), легко подбирает определения к существительным (более трех к каждому слову). Например, яблоко (какое?) красное, спелое, сочное, крупное. Без помощи взрослого правильно называет детенышей всех предъявленных животных. Правильно образует качественные, относительные и притяжательные прилагательные от существительных. Правильно образует уменьшительно-ласкательные формы существительных и приставочные глаголы. Знает названия профессий.

4 б. У ребенка достаточный словарный запас, он владеет навыками словообразования, оперирует обобщающими словами, правильно подбирает синонимы и антонимы (возможна самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи). Подбирает 2 – 3 определения к заданному слову.

3 б. Ребенок делает только простые обобщения (одежда, фрукты) и затрудняется сделать более сложные (транспорт и т.д.). Не ко всем предъявленным словам подбирает синонимы и антонимы, либо подбирает их не всегда верно. Подбирает 1 – 2 определения к существительному. Детенышей животных называет по аналогии: лиса – лисята, корова – коровята… Допускает ошибки при образовании прилагательных от существительных и других новых слов.

2 б. Словарный запас ограничен рамками бытовой тематики. Ребенок подбирает одно определение к существительному и не всегда верно. Не может подобрать синонимы, при подборе антонимов допускает ошибки. Неверно образует новые слова.

1 б. Бедный словарный запас. Ребенок не владеет обобщающими словами, не может подобрать определение к существительному или подбирает его неверно. Не может образовать новое слово даже после предъявления 3 – 4 образцов.

Грамматический строй

5 б. Ребенок правильно понимает сложные логико-грамматические конструкции. Самостоятельно и правильно конструирует предложения из слов, предъявленных в начальной форме. По картинкам составляет сложные предложения с использованием союзов «потому что», «так как», «поэтому» и других. Правильно и точно может воспроизвести за логопедом предложение. Может найти и исправить грамматическую и смысловую ошибки в неверно составленном предложении. Правильно использует конструкции с предлогами, может вставить в предложение пропущенный предлог. Владеет как простыми, так и сложными формами словоизменения (изменение существительных по числам и падежам, согласование прилагательных с существительными, местоимений «мой», «твой» с существительными, существительных с глаголами).

4 б. Ребенок по картинкам составляет простые предложения. При повторении предложения может пропустить отдельные слова без искажения смысла и структуры предложения. Выявляет и исправляет допущенные грамматические и смысловые ошибки в предложениях, но с незначительными неточностями. Допускает 1 – 2 ошибки в сложных формах словоизменения, но исправляет сам себя.

3 б. При составлении предложений из предъявленных слов ребенок правильно употребляет окончания, но нарушает порядок слов. По картинкам составляет очень короткие предложения с небольшой помощью взрослого (вопросы). При повторении предложения за логопедом пропускает отдельные слова и словосочетания. В неверно составленном предложении выявляет ошибку, но не может исправить ее. Не знает некоторых предлогов. При словоизменении сложных форм ребенок допускает более трех ошибок и исправляет их только после того, как логопед обратил его внимание на эти ошибки.

2 б. При составлении предложений ребенок допускает ошибки грамматического характера, смысловые неточности. При повторении предложения за логопедом искажает смысл и структуру предложения, не заканчивает его. Ребенок неправильно употребляет предлоги, заменяет одни предлоги другими, не подходящими по смыслу и грамматически. При словоизменении ребенок начинает изменять слова только после изучения 3 – 4 примеров, допуская при этом ошибки.

1 б. При составлении предложений по картинкам ребенок только перечисляет изображенные предметы. При составлении предложений из предъявленных слов наблюдается смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания. Не воспроизводит предложение за логопедом. Не замечает ошибок в неверно составленном предложении. Не может вставить пропущенный в предложении предлог, даже с помощью наводящего вопроса. При изменении слов ребенок не выполняет задание даже после предъявления 3 – 4 образцов, не может понять, что от него требуется.

Связная речь

5 б. При составлении рассказа по серии сюжетных картинок ребенок самостоятельно раскладывает картинки. Его рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья в правильной последовательности, оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств. При этом ребенок проявляет фантазию.
При пересказе ребенок полностью правильно воспроизводит текст после первого предъявления, правильно формулирует основную мысль, последовательно и точно строит пересказ, полностью использует авторскую лексику, умело использует сложные предложения.

4 б. Рассказ ребенка соответствует ситуации, составлен без аграмматизмов. Картинки разложены самостоятельно, иногда со стимулирующей помощью взрослого.
Пересказ выстроен так же последовательно, но смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, авторская лексика использована не полностью, ребенок заменяет авторские выразительные средства другими; грамматических ошибок нет.

3 б. При составлении рассказа ребенком допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей. Наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление.
При пересказе ребенок допускает незначительные отклонения от текста, требуется небольшое количество подсказок педагога по ходу пересказа. Использует только простые предложения, встречаются единичные грамматические ошибки, наблюдаются недлительные паузы.

2 б. При составлении рассказа наблюдается существенное искажение смысла, выпадение смысловых звеньев, нарушение причинно-следственных связей, отсутствие связующих звеньев или рассказ не завершен. Или ребенок может разложить картинки и составить рассказ только по наводящим вопросам. При этом ребенок составляет очень короткие предложения. Встречаются аграмматизмы, неадекватное использование лексических средств, далекие словесные замены.
При пересказе ребенку требуется повторное чтение текста. Наблюдаются длительные паузы, повторы, необходимы подсказки педагога. Ребенок неточно строит пересказ, нарушает последовательность, искажает смысл, включает постороннюю информацию, неадекватно использует слова, делает грамматические ошибки.

1 б. При составлении рассказа ребенок не может выполнить задание даже при наличии помощи. Он не может обнаружить связи между картинками, просто перечисляет изображенные предметы. Описание ситуации отсутствует.
При пересказе ребенок не может воспроизвести текст, нарушает его структуру, делает многочисленные паузы, неадекватно использует слова. Либо пересказ недоступен вообще, даже по вопросам.


Чтение

  1. б. Учащийся владеет навыками чтения:

- читает правильно (без ошибок);

- читает выразительно (соблюдает паузы, тон, темп чтения, логическое ударение);

- читает осознанно, понимая прочитанное (может ответить на вопросы, выделить главную мысль, кратко пересказать содержание, озаглавить текст);

- овладел правильным способом чтения (1 кл. – плавное слоговое чтение, 2 – 4 кл. – чтение целыми словами);

- темп чтения выше нормы

(1 кл. – более 30 слов)

4 б. Ученик владеет навыками чтения: читает правильно, выразительно, осознанно, правильным способом. Темп чтения соответствует норме:

(1 кл. – 25 - 30 слов)

3 б. Ученик допускает при чтении 1 – 2 ошибки, читает невыразительно, понимает прочитанное (может ответить на вопросы, но не может выделить главную мысль). Способ чтения:

(1 кл. – слоговое отрывистое)

2 б. Ученик при чтении допускает 3 и более ошибки на пропуски, замены, искажения букв и слогов, ошибается в окончаниях слов, неверно ставит ударение. Читает монотонно, почти не понимая прочитанное. Владеет неправильным способом чтения:

(1 кл. – побуквенно)

1 б. Ученик не овладел навыками чтения:

1 кл. – навыки слитного чтения отсутствуют;

Письмо

5 б. В письменных работах отсутствуют орфографические и дисграфические ошибки.

4 б. В письменных работах 1 – 2 орфографические ошибки, дисграфические ошибки отсутствуют.

3 б. В диктантах 3 –5 орфографических ошибок, встречаются единичные дисграфические ошибки (ошибки, связанные с несформированностью навыков звуко-буквенного анализа: пропуски, вставки; замена букв, схожих по написанию; грамматические ошибки, слитное написание предлогов).

2 б. Шесть и более орфографических ошибок, устойчивые дисграфические ошибки смешанного типа (оптические, кинетические; ошибки, связанные с нарушением фонематического слуха: замены, смешения букв, искажения слов).

1 б. Большое количество орфографических и дисграфических ошибок.


Результаты обследования могут быть оформлены в итоговой таблице «Показатели успешности учебных результатов». Напротив каждой графы ставится количество баллов. Таблица заполняется два раза в год: в начале учебного года и в конце года.

Н – начало года

К – конец года

В графе «Уровень речевого развития» суммируются все баллы ребенка.



Показатели успешности учебных результатов

Табл.1


Ф.И.

обучающегося








Уровни развития

Уровень речевого ppразвития

Речевая ссс коммуникация

Произношение

Фонематическое м восприятие

Навыки языкового анаанализа

Лексика

Грамматический строй

Связная речь

Чтение

Письмо





н

к



н

к



н

к



н

к



н

к



н

к



н

к



н

к



н

к



н


к




1





















2





















3





















4.






















Уровень речевого развития.

40 – 45 б. - высокий уровень речевого развития

35 – 40 б. - средний уровень речевого развития

25 – 35 б. - средне- низкий уровень речевого развития

18 – 25 б. - низкий уровень речевого развития

9 – 18 б. - очень низкий уровень речевого развития.



Рекомендуемые задания для самоконтроля

Тест № 1 «ВЕРНО-НЕВЕРНО»

ТЕМА «ЗВУКИ И БУКВЫ» (Автор разработки: Козырева Л.М.)

Цель: проверить знания обучающихся по теме «Звуки и буквы».


Поставьте знак «+» в таблице под номером того предложения, в котором

высказывание верно; знак «‒» под номером того предложения, в котором

высказывание неверно.

1. Буква М обозначает звук «мэ».

2. Буква Я обозначает два звука в слове яма.

3. Звуки мы произносим, а буквы читаем и пишем.

4. В слове платье 6 букв и 6 звуков.

5. В слове синий 5 букв и 4 звука.

6. В слове жизнь букв больше, чем звуков.

7. В слове ключ букв меньше, чем звуков.


Ответы к заданиям «Звуки и буквы»:«ВЕРНО-НЕВЕРНО»


1

2

3

4

5

6

7

-

+

+

+

-

+

-

Шкала оценивания:

7 баллов – высокий уровень;

5-6 баллов – уровень выше среднего;

4 балла – средний уровень;

2-3 балла – уровень ниже среднего;

1балл – низкий уровень.


Тест № 2 «ВЕРНО — НЕВЕРНО» ТЕМА «ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ» (Автор разработки: Козырева Л.М.)

Цель: проверить знания обучающихся по теме «Твердые и мягкие согласные звуки».


Поставьте знак « + » в таблице под номером того предложения, в котором

высказывание верно; знак «‒» под номером того предложения, в котором

высказывание неверно.

1. Мягкий знак обозначает мягкий согласный звук.

2. Мягкий знак указывает на мягкость предыдущего согласного звука.

3. В слове мышь нет мягких звуков.

4. Для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков применяются только

гласные буквы.

5. В русском алфавите нет парных по твёрдости — мягкости согласных букв.

6. Твёрдые согласные звуки смягчаются перед мягкими согласными звуками в середине слова.

7. В слове шесть все согласные звуки мягкие.


Ответы к заданиям «Твёрдые и мягкие согласные звуки»:

«ВЕРНО-НЕВЕРНО»

1

2

3

4

5

6

7

-

+

-

+

+

+

-


Шкала оценивания:

7 баллов – высокий уровень;

5 - 6 баллов – уровень выше среднего;

4 балла – средний уровень;

2 - 3 балла – уровень ниже среднего;

1 балл – низкий уровень.


Тест № 3 «ВЕРНО — НЕВЕРНО» ТЕМА «СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ» (Автор разработки: Козырева Л.М.)

Цель: проверить знания обучающихся по теме «Слоговой анализ и синтез»


Поставьте знак «+» в таблице под номером того предложения, в котором

высказывание верно; знак «‒» под номером того предложения, в котором

высказывание неверно.

1. В слове столько слогов, сколько в нём согласных букв.

2. В слове столько слогов, сколько в нём гласных букв.

3. Слог обязательно содержит гласную букву.

4. Слог не бывает без согласных букв.

5. Слог может состоять из одной буквы.

6. В слове фрукт 5 слогов.

7. В слове дрозд 1 слог.


1

2

3

4

5

6

7

-

+

+

-

+

-

+


Шкала оценивания:

7 баллов – высокий уровень;

5-6 баллов – уровень выше среднего;

4 балла – средний уровень;

2-3 балла – уровень ниже среднего;

1балл – низкий уровень.


Тест № 4 «ВЕРНО — НЕВЕРНО» ТЕМА «ГЛУХИЕ И ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ» (Автор разработки: Козырева Л.М.)

Цель: проверить знания обучающихся по теме «Глухие и звонкие согласные звуки»

Поставьте знак «+» в таблице под номером того предложения, в котором

высказывание верно; знак «‒» под номером того предложения, в котором

высказывание неверно.

1. В русском алфавите есть 5 пар согласных букв, различающихся по глухости—

звонкости.

2. Глухие согласные звуки озвончаются перед звонкими в середине слова.

3. Звонкие согласные звуки оглушаются только на конце слова.

4. В слове боб все согласные звуки звонкие.

5. В слове сбор все согласные звуки звонкие.

6. В слове сад все согласные звуки глухие.

7. В слове бородка один глухой согласный звук.


Ответы к заданиям «Твёрдые и мягкие согласные звуки»:

«ВЕРНО-НЕВЕРНО»


1

2

3

4

5

6

7

-

+

-

-

+

+

-

Шкала оценивания:

7 баллов – высокий уровень;

5-6 баллов – уровень выше среднего;

4 балла – средний уровень;

2-3 балла – уровень ниже среднего;

1балл – низкий уровень.


Промежуточная диагностика

Проверочная работа (автор Козырева Л.М.)

Цель: проверить знания, умения и навыки обучающихся,полученных за полугодие.


Фамилия, имя_________________________________________класс __

1.Напиши буквы Б,К,З,Ц,Ч_________________________________________________________

2.Спиши предложение. Лена идёт в школу.

________________________________________________________________

3.Напиши под диктовку предложение.

_______________________________________________________________

4. Сколько слов в предложении? Девочка идёт домой._______

5. Поставь ударение в словах:

Дорога, корова, велосипед, дерево, цветок

6. Сколько слогов в слове?

Сок___, школа___,   яма___,  юбка___, игрушка___, дети__, школьник___


7. В слове   ученица    выпиши третий слог_______

_______________________________________________________________

8. Сколько звуков в слове: дом , мир___,шуба____,лес __,листок___,сын__


9. Напиши первую букву слова: юбка, яма, бинокль.

_______________________________________________________________

10.Напиши последнюю букву слова: соль, арбуз, море, клад.

_______________________________________________________________


Шкала оценивания:

9-10 баллов – высокий уровень;

7-8 баллов – уровень выше среднего;

5-6 баллов – средний уровень;

3-4 балла – уровень ниже среднего;

1-2 балл – низкий уровень.

2.7. Методические материалы

При обучении используются следующие методы обучения:

- словесные (рассказ, беседа, объяснение, пересказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка);

- эвристические («нахожу», «открываю»);

- наглядные (демонстрация схем, таблиц, видеоматериала, наблюдение, работа по образцу, наблюдения, рассматривание рисунков, картин, презентаций, а также показ образца задания, способа действия и т.д.);

- практические (упражнения, задания, тренинги т.д.);

- игровые (ролевые, деловые, интеллектуальные, творческие, подвижные и др.);

- частично-поисковый, исследовательский, проблемный, дискуссионный;

- методы контроля и коррекции.


Педагогические технологии:

- игровые;

- личностно-ориентированные;

- дифференцированного обучения;

- развивающего обучения;

- технология моделирования;

- технология обучения в сотрудничестве;

- коммуникативная технология;


Формы организации образовательного процесса:

Основная форма организации образовательного процесса – занятие.


Формы организации учебного занятия:

- традиционные занятия;

- комбинированные занятия;

- занятие – викторина, занятие – КВН, занятие – путешествие.


Алгоритм учебного занятия


• Организационный момент, повторение пройденного материала (Разминка -упражнения для настроя)
• Завязка (проблемная ситуация), сообщение темы занятия.
• Основная часть объяснение нового материала, (изучение теоретического материала)
• Актуализация игры и упражнение на закрепление темы (практические навыки).
• Подведение итогов. Рефлексия


Дидактические материалы

Для работы предусмотрена подборка раздаточного материала: карточки с заданиями, схемы для характеристики звука, схемы слова и предложения, наглядный материал для дифференциации звуков. В качестве наглядных пособий используются иллюстрации, предметные и сюжетные картинки. Кроме того, в работе используются различные дидактические игры.

2.8. Иные компоненты

Календарный план воспитательной работы на 2022 – 2023 учебный год


Направление воспитательной работы



Название мероприятия

Статус

Сроки проведения

Участники

Ответственные

Социально-гуманитарное

День открытых дверей

Муниципальный

сентябрь

Обучающиеся объединения «Говорим правильно»

Шабалина Т.Г.

Социально-гуманитарное

Правила техники безопасности, правила пожарной безопасности, ПДД

Внутри

учрежденческий

сентябрь

Обучающиеся объединения

«Говорим правильно»

Шабалина Т.Г

Экологическое

Золотая осень

Внутри

учрежденческий

октябрь

Обучающиеся

МБОУ ДО «КЦДОД»

Методист, педагоги дополнительного образования

Гражданско-патриотическое

Конкурс – викторина «Россия – Родина моя»

Муниципальный

ноябрь

Обучающиеся

МБОУ ДО «КЦДОД»

Методист, педагоги дополнительного образования

Духовно-нравственное

Викторина

«День матери»

Внутри

учрежденческий

ноябрь

Обучающиеся объединения

«Говорим правильно»

Шабалина Т.Г

Духовно-нравственное

Новогоднее представление у елки

Внутри

учрежденческий

декабрь

Обучающиеся

МБОУ ДО «КЦДОД»

Методист, педагоги дополнительного образования

Социально-гуманитарное

Правила техники безопасности, правила пожарной безопасности, ПДД

Муниципальный

январь

Обучающиеся

МБОУ ДО «КЦДОД»

Методист, педагоги дополнительного образования

Духовно-нравственное

Конкурс

«А ну-ка, мальчики!»

Внутри

учрежденческий

февраль

Обучающиеся

МБОУ ДО «КЦДОД»

Методист, педагоги дополнительного образования

Духовно-нравственное

Конкурс

«А ну-ка, девочки!»

Внутри

учрежденческий

март

Обучающиеся

МБОУ ДО «КЦДОД»

Методист, педагоги дополнительного образования

Социально-гуманитарное

Правила техники безопасности на водоемах весной

Внутри

учрежденческий

март

Обучающиеся

МБОУ ДО «КЦДОД»


Методист, педагоги дополнительного образования

Социально-гуманитарное

Конкурс –выставка рисунков «Осторожно, тонкий лед!»

Внутри

учрежденческий

март

Обучающиеся объединения

«Говорим правильно»

Шабалина Т.Г

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Конкурс «Огонь – не забава»

Муниципальный

апрель

Обучающиеся

МБОУ ДО «КЦДОД»

Шабалина Т.Г

Здоровьесберегающее

Физкульт

минутки «Всемирный день здоровья»

Внутри

учрежденческий

апрель

Обучающиеся

МБОУ ДО «КЦДОД»

Методист, педагоги дополнительного образования

Гражданско-патриотическое

Мероприятие, посвященное

9 мая

Внутри

учрежденческий

май

Обучающиеся объединения «Говорим правильно»

Шабалина Т.Г

Экологическое

Экскурсия в лес

Внутри

учрежденческий

май

Обучающиеся объединения

«Говорим правильно»

Шабалина Т.Г

Воспитание положительной мотивации к обучению

КВН «Знатоки»

Муниципальный

май

Обучающиеся объединения

«Говорим правильно»

Шабалина Т.Г

2.9. Список литературы и электронных источников

Нормативно-правовые документы, регламентирующие структуру, содержание, условия реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:


1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;


2. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности»);


3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;


4. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;


5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;


6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;


7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».


8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».


Литература для педагога:

  1. Абрамова Н.А. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. Логопедические занятия 1-3 класс./ Н.А. Абрамова.- Волгоград: Издательство: «Учитель», 2013.- 79 с.

  2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе./ А.К. Аксенова.- М.: Владос, 2002. - 154с.

  3. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания./ А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. - М.: Просвещение, 2004. - 68с.

  4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму./ М.М.Безруких, С.П. Ефимова.– Тула, 1997. – 99 с.

  5. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками./ М.Ю. Гаврикова.– Волгоград: «Панорама», 2006.- 143 с.

  6. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие. /М.Ю. Гаврикова.– М.: «Глобус», 2007. – 172 с.

  7. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов./ Л.Н. Ефименкова.– М.: «Просвещение», 1991. – 224 с.

  8. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками./ Л.М. Козырева. - Ярославль: Академия развития, 2006. – 68 с.

  9. Косинова Е.. Пальчиковая гимнастика./ Е.В. Косинова.– М.: «Эксмо», 2003.- 36 с.

  10. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах./ Р.И. Лалаева.– М.: «Владос», 1999. -165с.

  11. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов./ Е.В. Мазанова. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007. -73 с.

  12. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. (альбом 2, упражнения по коррекции акустической дисграфии)./ Е.В. Мазанова. - М., 2008. – 35 с.

  13. Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. 2-е изд.,испр./ Е.В. Мазанова. -М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008. – 42 с.

  14. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников./ И.Н. Садовникова.– Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 187 с.

  15. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда./ Т.А. Ткаченко.– М., 2005.- 74 с.

  16. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов./ Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. - М.: АРКТИ, 2002. 72 с.

  17. Филичева Т.Г. Воспитание у детей правильного произношения./ Т.Г. Филичева.– М.: «Просвещение», 1989.- 239 с.



Учебные пособия для работы с детьми

  1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми./– А.И. Богомолова.- СПб., 1994. – 124 с.

  2. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда./ О.Б. Иншакова.– М. Издательский Центр ВЛАДОС, 2003. -279 с.: илл.

  3. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов./ Л. М. Козырева. – Ярославль, Академия развития, 2003. – 47 с.

  4. Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие./ Л. М. Козырева. – Ярославль, Академия развития, 2003.- 43с.

  5. Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных./ Л. М. Козырева. – Ярославль, Академия развития, 2003.- 45 с.

  6. Козырева Л. М. Читаем и играем./ Л. М. Козырева. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. — 32 с.


Интернет – ресурсы

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/zvuk-i-bukva-a-konspekt-zanjatija-v-1-klase.html

  2. https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-glasnyi-zvuk-i-bukva-u.html

  3. www.r-rech.ru

  4. www.logopedplus.ru

  5. www.logoped-sfera.ru

  6. http://www.logopediya.com/

  7. https://kopilkaurokov.ru/logopediya?class=1&count=100

  8. https://multiurok.ru/files/konspiekty-zaniatii-po-korriektsii-disghrafii-1-kl.html

  9. https://easyen.ru/load/logoped/shkolnikam/482

  10. https://www.logoped.ru/konsp.htm

  11. https://uchitelya.com/lp/index.php




Список обучающихся, посещающих кружок.


№ п/п

Фамилия, имя

Класс

1

Атлашкин Егор

1-б

2

Бажина Софья

1-а

3

Басова Карина

1-а

4

Григорьев Данил

1-а

5

Демеев Глеб

1-а

6

Дудоров Сергей

1-б

7

Елчуев Дмитрий

1-а

8

Жаркова Анна

1-а

9

Измайлов Северьян

1-б

10

Лоскутов Антон

1-б

11

Мочалов Сергей

1-а

12

Никитин Сергей

1-а

13

Попов Сергей

1-а

14

Рыбаков Дмитрий

1-б

15

Соколов Константин

1-б





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!