Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"Большеболдинский сельскохозяйственный техникум "
(ГБПОУ ББСХТ)
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа дополнительного образования обучающихся
кружка «Студия имиджа и психологии»
Срок обучения: 1 год
Возраст обучающихся: с 15 лет
Разработчик программы:
педагог дополнительного образования
Святкина Ольга Сергеевна
с. Большое Болдино, 2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы. Одна из основных задач любого общества, претендующего на гуманизм – построение системы гармоничных эффективных отношений людей его составляющих. Актуальность данной программы опирается на необходимость создавать условия для максимального раскрытия задатков и актуализации способностей молодого поколения, способствовать развитию возможностей творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, реализовать свою потребность быть принятыми и признанными обществом личностями.
Данная программа поможет обучающимся определиться в сложной многоуровневой системе отношений личности и общества, лучше понять его структуры и законы, что способствует более пластичной социальной адаптации и успешной профессиональной реализации молодого поколения.
Направленность программы – социально-педагогическая. Основные направления деятельности: социальная адаптация, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными институтами, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности.
Отличительные особенности программы: данная программа способствует развитию психологических знаний и самосознания; помогает раскрыть сущность личностной направленности; способствует развитию эмоциональной сферы и пониманию чувств и переживаний других людей.
Адресат программы: программа адресована обучающимся 1-4 курсов (с 15-летнего возраста)
Цель программы: формирование личности с определенными психологическими, эстетическими и нравственными качествами, которые необходимы для успешной профессиональной деятельности.
Задачи программы:
изучить личность человека в различных системах взаимоотношений;
сформировать устойчивые представления о роли и месте общения в системе отношений;
содействовать развитию коммуникативных умений;
способствовать формированию доверительного отношения к построению межличностных отношений и взаимодействию в них;
освоить приемы и методы построения гармоничных партнерских отношений;
способствовать формированию и развитию профессионально значимых компетенций;
способствовать формированию адаптивного отношения к жизни и стрессоустойчивости.
Объем и сроки освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения- 80 часов.
Формы обучения: очная с применением дистанционных технологий и электронного обучения. Программа реализовывается в форме практических и теоретических занятий. Практические занятия предполагают использование активных методов обучения, таких как дискуссия, анализ ситуаций, тренинговые упражнения, демонстрация видеороликов.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа
Ожидаемые результаты освоения программы.
В результате освоения программы обучающиеся:
По мере достижения заявленных задач предполагается приобретение участниками кружка необходимых знаний, умений, навыков, что и будет являться показателем гармонично развитой личности, а именно:
- сплочение всех участников образовательного процесса;
- знание принципов построения и поддержания гармоничных взаимоотношений на всех этапах межличностного взаимодействия;
- развитие творческих способностей и навыков самоанализа;
- установление позитивного самовосприятия и самоотношения.
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.1 Учебный план
№ | Наименование раздела программы | 1 полугодие | 2 полугодие | Всего |
Всего недель | Всего часов | Всего недель | Всего часов | Недель | Часов |
| Вводное занятие Вводный инструктаж | 1 | 2 | | | 1 | 2 |
1 | Имидж. Этикет деловых отношений. | 10 | 20 | | | 10 | 20 |
2 | Темперамент и характер | 3 | 6 | | | 3 | 6 |
3 | Самооценка | 2 | 4 | 5 | 10 | 7 | 14 |
4 | Эмоции | | | 6 | 12 | 6 | 12 |
5 | Конфликт | | | 9 | 18 | 9 | 18 |
6 | Психология общения | | | 3 | 6 | 3 | 6 |
7 | Итоговые занятия | | | 1 | 2 | 1 | 2 |
Итого | 40 | 80 |
1.2Календарный учебный график
Начало обучения 01 сентября 2022 года
Окончание обучения 24 июня 2023 года
Год обучения | Месяцы | Всего учебных недель/часов | Всего часов по программе | |
2022-2023 | 09 | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | Всего недель | Всего часов | Теория | Практика | Итого |
Недели | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 40 | | | | 80 |
Кол-во часов | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | | 80 | 34 | 46 | |
1.3 Календарно-тематический план
№ | Разделы/темы | Сроки проведения | Количество часов |
Теоретические | Практические | Общее количество |
| Вводное занятие Вводный инструктаж | 06.09 | 2 | | 2 |
1 | Имидж. Этикет деловых отношений. | | 10 | 10 | 20 |
1.1 | Имидж делового человека. | 13.09 | 2 | | |
1.2 | Подбор гардероба для делового человека | 20.09 | | 2 | |
1.3 | Речевой и невербальный этикет | 27.09 | 2 | | |
| Разработка ситуаций общения на тему: «Правила поведения в стандартных ситуациях» по разделам: 1. Встреча и знакомство (приветствие, представление, рукопожатие и т.д.) 2. Деловая беседа. Особенности ведения телефонного разговора. 3.Позитивные и негативные высказывания (комплимент, признательность, замечание, критика) | 04.10 11.10 | | 4 | |
1.4 | Культура телефонного общения | 18.10 | 2 | | |
1.5 | Публичное выступление | 25.10 01.11 | 4 | | |
1.6 | Подготовка публичного выступления. | 08.11 15.11 | | 4 | |
2. | Темперамент и характер | | 4 | 2 | 6 |
2.1. | Типы темперамента. Характер | 22.11 29.11 | 4 | | |
2.2. | Диагностика типов темперамента. Тест «Волевой ли ты человек?» | 06.12 | | 2 | |
3. | Самооценка | | 4 | 10 | 14 |
3.1. | Что такое самооценивание и самооценка | 13.12 20.12 | 4 | | |
3.2. | Диагностика самооценки | 27.12 | | 2 | |
3.3. | Упражнения с элементами тренинга «Моя самооценка» | 10.01 17.01 | | 4 | |
3.4. | Занятия с элементами тренинга «Уверенность в себе» | 24.01 31.01 | | 4 | |
4. | Эмоции | | 4 | 8 | 12 |
4.1. | Эмоции. Виды эмоциональных состояний | 07.02 14.02 | 4 | | |
4.2. | Упражнения с элементами арт-терапии «Разнообразие эмоций» | 21.02 28.02 | | 4 | |
4.3. | Занятия с элементами тренинга «Эмоции и чувства» | 07.03 14.03 | | 4 | |
5. | Конфликт | | 8 | 10 | 18 |
5.1. | Конфликт и его структура | 21.03 28.03 | 4 | | |
5.2. | Способы разрешения конфликтов | 04.04 11.04 | 4 | | |
5.3. | Тест «Ваш способ реагирования в конфликте», «Конфликтная ли вы личность | 18.04 | | 2 | |
5.4. | Просмотр видеороликов конфликтных ситуаций с последующим обсуждением | 25.04 | | 2 | |
5.5. | Тренинговые упражнеия «Управление конфликтом» | 02.05 16.05 23.05 | | 6 | |
6. | Психология общения | | 2 | 4 | 6 |
6.1. | Общение. Виды и функции | 30.05 | 2 | | |
6.2. | Тренинг «Общение влияние и убеждение» | 06.06 13.06 | | 4 | |
7. | Итоговое занятие | | | 2 | 2 |
7.1. | Итоговое занятие. Зачет в форме тестирования | 20.06 | | 2 | 2 |
| Всего | | 34 | 46 | 80 |
1.4 Содержание учебного плана
Вводное занятие.
Теория: Решение организационных вопросов. Вводный инструктаж по технике безопасности кружка
Раздел 1. Имидж. Этикет деловых отношений.
Имидж делового человека. Подбор гардероба для делового человека. Деловое общение как основная функция официально-делового стиля. Деловая беседа. Соблюдение условий и правил проведения продуктивного диалога. Характерные особенности деловой беседы. Рекомендации по ведению деловой беседы. Деловые переговоры. Структура переговоров. Телефонный разговор. Общепринятые правила проведения телефонных переговоров. Публичное выступление.
Практические занятия:
- Разработка ситуаций общения на тему: «Правила поведения в стандартных ситуациях»;
- Подготовка публичного выступления.
Раздел 2. Темперамент и характер.
Что такое темперамент. Типы темперамента и их характеристики. Интроверты и экстраверты. Составляющие темперамента: импульсивность, тревожность, ригидность, пассивность и активность, рефлексивность, эмотивность, сензитивность. Оптимистичность и пессимистичность. Что такое характер. О чертах характера и для чего нужно знать черты характера. Как влияет на нас ситуация, в которой мы действуем. Как порождается образ.
Практические занятия:
-. Тест «Волевой ли ты человек?»
Раздел 3. Самооценка.
Что такое самооценивание и самооценка. Формирование понятия «самооценка». Осознание своих индивидуальных особенностей. Осмысление собственной модели поведения. Развитие интереса к себе. Повышение уверенности в себе.
Практические занятия:
- Упражнения с элементами тренинга «Моя самооценка»;
- Занятия с элементами тренинга «Уверенность в себе».
Раздел 4. Эмоции.
Эмоции. Виды эмоциональных состояний. Осознания подростками происходящих с ними психологических изменений. Определение основных способов распознавания эмоций (мимика, пантомимика, интонация). Анализ подростками мимических признаков эмоций как средства их распознавания. Обращения подростков к телесному опыту переживания эмоций.
Практические занятия:
- Упражнения с элементами арт-терапии «Разнообразие эмоций»;
- Занятия с элементами тренинга «Эмоции и чувства».
Раздел 5. Конфликт.
Структурные элементы конфликта. Причины возникновения конфликта. Стратегии поведения в конфликте. Манипуляции в конфликте. Коммуникативная компетентность как стратегия преодоления манипуляций. Управление конфликтом. Функции, задачи, технологии посредничества в конфликте.
Практические занятия:
- Тесты «Ваш способ реагирования в конфликте», «Конфликтная ли вы личность;
- Просмотр видеороликов конфликтных ситуаций с последующим обсуждением;
- Тренинговые упражнения «Управление конфликтом».
Раздел 6. Психология общения.
Общение. Виды и функции общения. Общение подростков.
Практические занятия:
- Тренинг «Общение влияние и убеждение».
Раздел 7. Итоговое занятие.
5.Итоговые занятия. Тестирование
Форма итоговой аттестации: Зачет в форме тестирования
1.5 Условия реализации программы
Освоение программы кружка проходит в учебном кабинете, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в сеть Интернет во время занятий кружка и в период внеучебной деятельности обучающихся.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование посредством, которого участники образовательного процесса могут просматривать видеоматериалы, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В процессе освоения программы кружка обучающиеся имеют возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющимся в свободном доступе в системе Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.).
Методическое обеспечение программы
Раздел или тема программы | Форма занятий | Приемы и методы организации занятий | Дидактический материал | Техническое оснащение | Форма подведения итогов |
Вводное занятие Вводный инструктаж | Учебное групповое занятие | Лекции | Инструкция по технике безопасности | | |
Имидж. Этикет деловых отношений. | Учебные групповые занятие | Лекции, треннинговые упражнения | Презентации, видеоматериалы, программа треннинговых занятий | Мультимедийное оборудование, компьютер | |
Темперамент и характер | Учебные групповые занятие, практические занятия | Лекции, диагностика | Презентации, видеоматериалы, программа треннинговых занятий, диагностические материалы | Мультимедийное оборудование, компьютер, бланки для диагностик | |
Самооценка | Учебные групповые занятие, практические занятия | Лекции, треннинговые упражнения, диагностика | Презентации, видеоматериалы, программа треннинговых занятий, диагностические материалы | Мультимедийное оборудование, компьютер, бланки для диагностик | |
Эмоции | Учебные групповые занятие, практические занятия | Лекции, треннинговые упражнения, упражнения с элементами арт-теропии | Презентации, видеоматериалы, программа треннинговых занятий | Мультимедийное оборудование, компьютер, реквизит для проведения занятий с элементами арт-теропии | |
Конфликт | Учебные групповые занятие, практические занятия | Лекции, треннинговые упражнения, диагностика | Презентации, видеоматериалы, программа треннинговых занятий, диагностические материалы | Мультимедийное оборудование, компьютер, бланки для диагностик | |
Психология общения | Учебные групповые занятие, практические занятия | Лекции, треннинговые упражнения | Презентации, видеоматериалы, программа треннинговых занятий | Мультимедийное оборудование, компьютер | |
Итоговое занятие | Практическое занятие | Тестирование | Тестовый материал | Бланки для тестирования | Тест |
1.6 Форма аттестации
Данной программой предусмотрена итоговая аттестация обучающихся (по итогам освоения всей программы). Форма итоговой аттестации – зачет в Форме тестирования.
2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2.1 Для обучающихся:
1. Берн Э. Формы человеческих отношений, http://www lib.ru
2. Берн Э. Игры в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Изд. Эксмо, 2019 г.
3. Ягер Дж. Продуктивные взаимоотношения: 57 стратегий успеха – М: Изд. Инфотропик Медиа, 2018 г.
4. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей – М.: Изд. Альпина Бизнес Букс, 2020 г.
5. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник / Г.М. Шеламова. - М.: Academia, 2018.
2.2 Для преподавателя:
1. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: Форум, 2018.
2. Петрова, Т.Э. Организация работы с молодежью: учеб.пособие / Т.Э. Петрова, И.Э. Петрова. - Москва: Альфа-М; ИНФРА-М, 2019.
3. Грецов, А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание: практическое руководство / А. Грецов. — Санкт-Петербург: Питер, 2021.
4. Групповая работа с детьми и подростками: Учебно-методическое пособие / Цветкова Л.А., Яничева Т.Г. - СПб:СПбГУ, 2018.
5. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д., Гафиатулина Н. Х. Психология делового общения. Учебное пообие. М.: Феникс. 2020.