СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «югорские мотивы»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Югорские мотивы» художественной направленности является модифицированной и составлена на основе программы дополнительного образования «Студия изобразительного творчества» Н. В. Гросул, программы кружка изобразительного искусства «Апрель» И. И. Волобуевой.

Программа рассчитана на учащихся 7-12лет и реализуется в течении 1 года.

Программа состоит из трех разделов: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «югорские мотивы»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №



СОГЛАСОВАНО:

Заместителем директора по ВВВР

________________Т.В. Иванова

«________»______________2023 г. Протокол от

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУСОШ №

_____________С.А. Петрова

«_____» ___________2023 г





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«ЮГОРСКИЕ МОТИВЫ»

художественной направленности





Возраст учащихся 7-12лет

Срок реализации программы: 1 год

Общее количество часов: 76 часа

Автор-составитель:

ФИО,

педагог дополнительного образования









г. Сургут




ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №

Название программы

Югорские мотивы

Направленность программы

художественная

Возраст учащихся

7-12

ФИО автора (разработчика)

Васильева Наталья Владимировна, учитель изобразительного искусства

Год разработки

2023

Срок реализации

1 год

Количество часов на реализацию программы

76 часа

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа


Информация о наличии рецензии

-

Цель

Выявление и развитие творческих способностей учащихся посредством освоения навыков изобразительной деятельности, приобщение к достижениям художественной культуры коренных народов Севера — ханты и манси.

Задачи

Обучающие:

  • -знакомить с видами и жанрами изобразительного искусства;

  • -знакомить с различными художественными материалами, техниками изобразительной деятельности;

  • -обучить законам цветоведения (тёплые, холодные цвета, основные и контрастные цвета), композиции, перспективы;

  • -знакомить с творчеством хантыйских художников Райшевым Г.С, Игошевым В.А и писательницы Вагатовой М.А;

  • -сформировать художественные способности на основе творческого опыта в области декоративно-прикладного искусства родного края.


Развивающие:

  • -развивать художественный вкус, колористику;

  • -развивать внимание, наблюдательность, зрительную память, ассоциативное мышление, воображение и фантазию;

  • -способствовать улучшению моторики руки, точности глазомера;

  • -развивать творческие способности в области декоративно-прикладного искусства;

  • -развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).


Воспитательные:

  • -формировать у учащихся эстетические взгляды, нравственные установки и потребности общения с духовными ценностями разных народов;

  • -воспитывать интерес к искусству и культурным традициям своего края;

  • -воспитывать личностные качества: уметь давать объективную оценку своему труду, понимать причины успеха/неуспеха собственной деятельности, определить наиболее эффективные способы достижения результата.


Ожидаемые результаты освоения программы

Предметные результаты:

- учащиеся познакомятся с видами и жанрами изобразительного искусства; различными художественными материалами, техниками изобразительной деятельности;

- учащиеся познакомятся с законами цветоведения (тёплые, холодные цвета, основные и контрастные цвета), композицией (выделение смыслового центра, симметрия, асимметрия, равновесие, динамика, статика и т.д), перспективой (дальше, ближе);

- учащиеся познакомятся с творчеством хантыйских художников Райшева Г.С, Игошева В.А и писательницы Вагатовой М.А;

- учащиеся познакомятся с декоративно-прикладное искусство родного края (орнаментальная символика народов ханты и манси, кукла Акань и т.д)


Метапредметные результаты:

- учащиеся научатся смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки, правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом, использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);

- учащиеся научатся работать с натуры, по памяти, по представлению;

- учащиеся научатся соблюдать последовательность в работе (от общего рисунка к частному);

- учащиеся научатся доводить работу от эскиза до композиции из прочитанного произведения писателей;

- учащиеся научатся выполнять вышивку «по отсчёту нитей основы ткани», чтобы узор зеркально отражался фону, пошагово соединять детали куклы Акань из ткани, меха и бисера;

- учащиеся научатся обеспечивать совместную деятельность в группе.


Личностные результаты:

- у учащихся будут сформированы эстетические взгляды, нравственные установки и потребности общения с духовными ценностями разных народов;

- у учащихся будет сформирован интерес к искусству и культурным традициям своего края;

- у учащихся будут сформированы личностные качества, способы достижения результата собственной деятельности.


Формы занятий

Групповая, индивидуальная

Методическое обеспечение

Учебно-методические пособия по изобразительному искусству;

Материал из опыта педагога: методический материал к проектным исследовательским видам деятельности;

Методическое психологи-педагогическое сопровождение личности обучающего: тесты, анкеты

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальное помещение, ИКТ)

Средства обучения

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, натюрмортным фондом;

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски;

- демонстрационные: муляжи, ткани, меха, бисер, гипсовый фонд, демонстрационные модели;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы




































АННОТАЦИЯ

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Югорские мотивы» художественной направленности является модифицированной и составлена на основе программы дополнительного образования «Студия изобразительного творчества» Н. В. Гросул, программы кружка изобразительного искусства «Апрель» И. И. Волобуевой.

Программа рассчитана на учащихся 7-12лет и реализуется в течении 1 года.

Программа состоит из трех разделов: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство.

Целью является выявление и развитие творческих способностей учащихся посредством освоения навыков изобразительной деятельности, приобщение к достижениям художественной культуры коренных народов Севера — ханты и манси.

В процессе обучения учащиеся познакомятся с видами и жанрами изобразительного искусства, различными художественными материалами, техниками изобразительной деятельности. Познакомятся с творчеством хантыйских художников Райшевым Г.С, Игошевым В.А и писательницей Вагатовой М.А. Узнают истории и культуру родного края и коренных жителей Югры.

















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Каждый ребенок - художник.

Проблема в том, как остаться художником, когда он вырастет.

Пабло Пикассо



Программа разработана в соответствии Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями); Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

А также другими Федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами субъекта РФ (Ханты-Мансийского автономного округа – Югры), содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере дополнительного образования детей, нормативными и уставными документами
МБОУ СОШ № .

Дополнительная общеразвивающая программа является модифицированной, так как разработана с учетом программы дополнительного образования «Студия изобразительного творчества» Н.В. Гросул и программы кружка изобразительного искусства «Апрель» И.И.Волобуевой.

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

Актуальность состоит в том, что его реализация позволит приобщить детей навыкам изобразительной грамоты, привить художественно-эстетический вкус и нравственные качества. В программе используется региональный компонент, который способствует приобретению учащимися новых знаний и способностей и облегчит их последующее самоопределение во взрослой жизни.

Направленность общеобразовательной программы «Югорские мотивы» по содержанию является – художественной, по функциональному предназначению — учебно-познавательной; по форме организации — индивидуально ориентированной, групповой; по времени реализации — годичной.

Уровень освоения программы стартовый.

Отличительные особенности программы заключаются в активном расширении тематики, системном углублении по содержанию и обогащению современными методическими приёмами. Программой предусмотрено знакомство с разнообразными материалами и выполнение творческих работ в разных художественных техниках, что способствует развитию творческой фантазии детей и формированию интереса к изобразительному искусству. Осуществление программы предполагает акцент на декоративно-прикладное искусство и фольклор коренных жителей Югры. Блок тем и заданий занятий направлены на изучение быта, традиций и культуры народа ханты. Организация творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими образовательными учреждениями и творческими людьми: организация выездных выставок в дома престарелых и в Музей Природы и Человека им. А.П.Ядрошникова, организация совместной деятельности по обмену и обогащению опыта с местными художниками, в том числе хантыйскими.

Программа адресована детям от 7-12 лет. Для обучения принимаются все желающие. Количество учащихся: 2 группы по15 детей.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем программы – 76 часов. В неделю 1раз по 2 академических часа с перерывом на 10 минут между занятиями.

Форма обучения (очная). Организационные формы обучения (групповые, индивидуальные).

Цель: выявление и развитие творческих способностей учащихся посредством освоения навыков изобразительной деятельности, приобщение к достижениям художественной культуры коренных народов Севера — ханты и манси.

Задачи:

Обучающие:

- знакомить с видами и жанрами изобразительного искусства;

- знакомить с различными художественными материалами, техниками изобразительной деятельности;

- обучить законам цветоведения (тёплые, холодные цвета, основные и контрастные цвета), композиции, перспективы;

- знакомить с творчеством хантыйских художников Райшевым Г.С, Игошевым В.А и писательницы Вагатовой М.А;

- сформировать художественные способности на основе творческого опыта в области декоративно-прикладного искусства родного края.


Развивающие:

- развивать художественный вкус, колористику;

- развивать внимание, наблюдательность, зрительную память, ассоциативное мышление, воображение и фантазию;

- способствовать улучшению моторики руки, точности глазомера;

- развивать творческие способности в области декоративно-прикладного искусства.

- развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).


Воспитательные:

- формировать у учащихся эстетические взгляды, нравственные установки и потребности общения с духовными ценностями разных народов;

- воспитывать интерес к искусству и культурным традициям своего края;

- воспитывать личностные качества: уметь давать объективную оценку своему труду, понимать причины успеха/неуспеха собственной деятельности, определить наиболее эффективные способы достижения результата.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Основные темы и разделы

Кол-во часов

в том числе

Формы контроля

Теория

Практика

Раздел1. Введение

1.1

Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ.

2

1

1

Теоретические задания

Раздел 2. Живопись

2.1

Королева Кисточка и волшебные превращения красок

6

2

4

Практическая работа

2.2

Теплые, холодные цвета

6

2

4

Практическая работа

2.3

Контрастные цвета

6

2

4

Практическая работа

2.4

Серо-чёрный мир красок

6

2

4

Практическая работа

2.5

Промежуточный контроль

1

0,5

0,5

Тест

Раздел 3. Графика

3.1

Волшебная линия

6

2

4

Практическая работа

3.2

Экскурсия


2

0,5

0,5

Просмотр

3.3

Стилизация формы

6

2

4

Практическая работа

3.4

Рисование человека

6

2

4

Практическая работа

3.5

Перспектива, воздушная перспектива

2

0,5

1,5

Практическая работа

3.6

Иллюстрация к ханты- мансийским сказкам М. Вагатовой

6

2

4

Проектная работа

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство

4.1

Геометрический растительный орнамент

6

2

4

Практическая работа,наблюдение

4.2

Геометрический зооморфный орнамент

6

2

4

Практическая работа,наблюдение

4.3

Промежуточный контроль

1

0,5

0,5

Тест

4.4

Тканевая кукла Акань

6

2

4

Практическая работа

4.5

Экскурсия

1

0,5

0,5

Просмотр

4.6

Выставка

1

0,5

0,5

Практическая работа,выставка


Итого

76

26

50








СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА



Раздел1. Введение

Тема 1.1. Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом. Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

Раздел 2. Живопись

Тема 2.1Королева Кисточка и волшебные превращения красок.

Теория: Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Знакомство с различными изобразительными техниками: «точка», «мазок», «по-сырому», «аля-прима». Способы получения составных цветов путем смешивания красок.

Практика: Выполнение заданий: «Северное сияние», «Туман», «Салют».


Тема 2.2. Теплые, холодные цвета

Теория. Знакомство с богатой красочной палитрой, цветовым кругом. Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.

Практика. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Осенняя Югра», «Зимний лес». Рисование по представлению.

Тема 2.3. Контрастные цвета

Теория. Деление цветовой палитры на контрастные цвета. Богатая цветовая гамма. Знакомство с хантыйским художником В.А.Игошевым.

Практика. Выполнение заданий: «Натюрморт», «Югорский пейзаж», композиция на цветовых контрастах. Рисование с натуры, по представлению

Тема 2.4. Серо-чёрный мир красок

Теория. Богатство оттенков серого цвета. Разнообразные возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие воздушной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).

Практика. Выполнение заданий: «Сказочный лес», «Утро», «На рыбалке».

Тема 2.5. Промежуточный контроль. Выполнение тестовых заданий.

Раздел 3. Графика

Тема 3.1. Волшебная линия

Теория. Беседа о краснокнижных животных Югры. Предметы и фигуры простой и сложной формы, линий. Анализ строения простой и сложной формы в рисунке. Освоение художественной техникой «монотипия».

Практика. Выполнение заданий: «Шкатулка», «Кувшин»,«Северный олень».

Тема3.2 Экскурсия.

Экскурсия в историко-культурный центр «Старый Сургут».

Тема 3.3. Стилизация формы

Теория. Знакомство с хантыйским художником Г.С.Райшевым. Превращение объемной формы предметов в плоскостную, упрощение конструкции. Обобщение формы в ее границах. Освоение техникой коллаж.

Практика. «Герб ХМАО», «Орнамент заячьи ушки», «Современная стилизованная летняя хантыйская одежда».

Тема 3.4. Рисование человека.

Теория. Основы рисунка. Масштаб. Пропорции фигуры взрослого человека и ребенка. Движение фигуры человека. Освоение графических материалов: сангина, пастель, карандаш.

Практика. «Моя рука», «Подруга», «Человек в движении», Выполнение набросков человека.

Тема 3.5. Перспектива, воздушная перспектива

Теория. Беседа о природе родного края. Линия горизонта. Точка схода. Изменение высоты линии горизонта. Схема определения линии горизонта на картинной плоскости.

Практика. «Аллея», «Лабаз», «Хантыйские долины». Рисование воздушной перспективы цветными карандашами. Рисование по представлению

Тема 3.6. Иллюстрация к хантыйским сказкам

Теория. Беседа о народном творчестве коренных жителей севера. Знакомство с хантыйской писательницей М.А.Вагатовой.

Практика. Иллюстрации к ханты-мансийским сказкам.

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство

Тема 4.1. Геометрический растительный орнамент

Теория. Беседа о декоративно-прикладном искусстве Югры, о народных растительных хантыйских орнаментах.

Практика. Выполнение эскиза орнамента «Корень травы», «Лиственница»

Тема 4.2. Геометрический зооморфный орнамент

Теория. Беседа о народных зооморфный хантыйских орнаментах. Зарисовки элементов орнамента выполняется с образцов.

Практика. Выполнение эскиза орнамента «Глухарь» в круге, «Собачья лапа», «Щучьи зубы».

Тема 4.3. Промежуточный контроль. Выполнение тестовых заданий.

Тема 4.4. Тканевая кукла Акань

Теория. Беседа о хантыйской кукле Акань. История возникновения куклы.

Практика. Пошаговое выполнение куклы из ткани, меха, бисера.

Тема 4.5. Экскурсия. Выездная экскурсия в Музей Природы и Человека им. А.П.Ядрошникова.

Тема 4.6. Выставка. Организация творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими образовательными учреждениями и творческими людьми: организация выездных выставок в дома престарелых и в Музей Природы и Человека им. А.П.Ядрошникова, организация совместной деятельности по обмену и обогащению опыта с местными художниками, в том числе хантыйскими.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты:

- учащиеся познакомятся с видами и жанрами изобразительного искусства; различными художественными материалами, техниками изобразительной деятельности;

- учащиеся познакомятся с законами цветоведения (тёплые, холодные цвета, основные и контрастные цвета), композицией (выделение смыслового центра, симметрия, асимметрия, равновесие, динамика, статика и т.д), перспективой (дальше, ближе);

- учащиеся познакомятся с творчеством хантыйских художников Райшева Г.С, Игошева В.А и писательницы Вагатовой М.А;

- учащиеся познакомятся с декоративно-прикладное искусство родного края (орнаментальная символика народов ханты и манси, кукла Акань и т.д)


Метапредметные:

- учащиеся научатся смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки, правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом, использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);

- учащиеся научатся работать с натуры, по памяти, по представлению;

- учащиеся научатся соблюдать последовательность в работе (от общего рисунка к частному);

- учащиеся научатся доводить работу от эскиза до композиции из прочитанного произведения писателей;

- учащиеся научатся выполнять вышивку «по отсчёту нитей основы ткани», чтобы узор зеркально отражался фону, пошагово соединять детали куклы Акань из ткани, меха и бисера;

- учащиеся научатся обеспечивать совместную деятельность в группе.


Личностные:

- у учащихся будут сформированы эстетические взгляды, нравственные установки и потребности общения с духовными ценностями разных народов;

- у учащихся будет сформирован интерес к искусству и культурным традициям своего края;

- у учащихся будут сформированы личностные качества, способы достижения результата собственной деятельности.


Календарный учебный график



Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количест во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Раздел1. Введение (2ч)


1

09



Лекция

2

Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ.

Учебный кабинет

Теоретические задания, устный опрос

Раздел 2. Живопись (25ч)

2

09



Комбинированное занятие

2

Королева Кисточка и волшебные превращения красок

Учебный кабинет

Практическая работа

3

09



Комбинированное занятие

2

Королева Кисточка и волшебные превращения красок

Учебный кабинет

Практическая работа

4

09



Комбинированное занятие

2

Королева Кисточка и волшебные превращения красок

Учебный кабинет

Практическая работа

5

10



Комбинированное занятие

2

Теплые, холодные цвета

Учебный кабинет

Практическая работа

6

10



Комбинированное занятие

2

Теплые, холодные цвета

Учебный кабинет

Практическая работа

7

10



Комбинированное занятие

2

Теплые, холодные цвета

Учебный кабинет

Практическая работа

8

10



Комбинированное занятие

2

Контрастные цвета

Учебный кабинет

Практическая работа

9

11



Комбинированное занятие

2

Контрастные цвета

Учебный кабинет

Практическая работа

10

11



Комбинированное занятие

2

Контрастные цвета

Учебный кабинет

Практическая работа

11

11



Комбинированное занятие

2

Серо-чёрный мир красок

Учебный кабинет

Практическая работа

12

11



Комбинированное занятие

2

Серо-чёрный мир красок

Учебный кабинет

Практическая работа

13

11



Комбинированное занятие

2

Серо-чёрный мир красок

Учебный кабинет

Практическая работа

14

12



Проверочное занятие

2

Промежуточный контроль

Учебный кабинет

Тест

Раздел 3. Графика (28ч)

15

12



Комбинированное занятие

2

Волшебная линия

Учебный кабинет

Практическая работа

16

12



Комбинированное занятие

2

Волшебная линия

Учебный кабинет

Практическая работа

17

12



Комбинированное занятие

2

Волшебная линия

Учебный кабинет

Практическая работа

18

12



Лекция

1

Экскурсия

ИКЦ «Старый Сургут»

Просмотр

19

12



Комбинированное занятие

2

Стилизация формы

Учебный кабинет

Практическая работа

20

01



Комбинированное занятие

2

Стилизация формы

Учебный кабинет

Практическая работа

21

01



Комбинированное занятие

2

Стилизация формы

Учебный кабинет

Практическая работа

22

01



Комбинированное занятие

2

Рисование человека

Учебный кабинет

Практическая работа

23

01



Комбинированное занятие

2

Рисование человека

Учебный кабинет

Практическая работа

24

02



Комбинированное занятие

2

Рисование человека

Учебный кабинет

Практическая работа

25

02



Комбинированное занятие

2

Перспектива, воздушная перспектива

Учебный кабинет

Практическая работа

26

02



Комбинированное занятие

2

Иллюстрация к ханты- мансийским сказкам М. Вагатовой

Учебный кабинет

Проектная работа

27

02



Комбинированное занятие

2

Иллюстрация к ханты- мансийским сказкам М. Вагатовой

Учебный кабинет

Проектная работа

28

03



Комбинированное занятие

2

Иллюстрация к ханты- мансийским сказкам М. Вагатовой

Учебный кабинет

Защита проекта

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство (21ч)

29

03



Комбинированное занятие

2

Геометрический растительный орнамент

Учебный кабинет

Практическая работа

30

03



Комбинированное занятие

2

Геометрический растительный орнамент

Учебный кабинет

Практическая работа

31

03



Комбинированное занятие

2

Геометрический растительный орнамент

Учебный кабинет

Практическая работа

32

04



Комбинированное занятие

2

Геометрический зооморфный орнамент

Учебный кабинет

Практическая работа

33

04



Комбинированное занятие

2

Геометрический зооморфный орнамент

Учебный кабинет

Практическая работа

34

04



Комбинированное занятие

2

Геометрический зооморфный орнамент

Учебный кабинет

Практическая работа

35

04



Проверочное занятие

1

Промежуточная контроль

Учебный кабинет

Тест

36

04



Комбинированное занятие

2

Тканевая кукла Акань

Учебный кабинет

Проектная работа

37

05



Комбинированное занятие

2

Тканевая кукла Акань

Учебный кабинет

Проектная работа

38

05



Комбинированное занятие

2

Тканевая кукла Акань

Учебный кабинет

Защита

39

05



Занятие-экскурсия

1

Экскурсия

Музей природы и человека им. А.П. Ядрошникова д. Русскинская

Просмотр

40

05



Итоговое занятие

1

Выставка

Музей природы и человека им. А.П. Ядрошникова д. Русскинская

Практическая работа, выставка

Всего: 76 часов



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методы обучения направлены на развитие образности, сравнения – как основных видов активизации мышления. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества. Ведущими подходами при изучении программы являются деятельностный и проблемный.

1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

• словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.);

• наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

• практический (упражнения и др.).

2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:

• объяснительно иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

• частично-поисковый – участие учащихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

• исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

• коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми учащимися;

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

• групповой – организация работы по малым группам (2-3 человека);

• коллективно-групповой – выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение;

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.


Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки учащихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.

Одним из самых интересных разделов программы является рисование на темы, т.е. рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять работы.

Настоящая программа построена на широком использовании оригинальных зрелищно-игровых приемов. Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего, возрастными особенностями детей. Через игру можно увлечь учащихся изобразительным творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом из них потребность к художественному самовыражению. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый учащийся – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.

Дифференцированный подход в работе педагога предполагает наличие в методическом обеспечении дополнительных заданий и упражнений по каждой теме занятия, что способствует более плодотворному освоению учебного предмета.

С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для учащихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности, дополнительной общеобразовательной программой «Югорские мотивы» предусмотрена следующая деятельность:

1. Участие и проведение творческих мероприятий:

- тематических выставок, учащихся объединения на базе Музея природы и человека им. А.П. Ядрошникова д. Русскинская

- конкурсов различных уровней,

- мастер-классов,

- олимпиад по предметам изобразительного искусства,

- творческих вечеров с участием представителей искусства,

- презентации выставок (учащихся и педагогов);

2. Посещение учащимися учреждений культуры и организаций:

- выставочных залов, музеев , ИКЦ «Старый Сургут» г. Сургута ;

3.Организация творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими образовательными учреждениями и творческими людьми:

- организация выездных выставок,

- посещение дня открытых дверей, отчетных выставок учащихся;

- организация совместной деятельности по обмену и обогащению опыта с местными художниками, в том числе хантыйскими;

4.Использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития изобразительного искусства и образования:

- работа с Интернет-ресурсами (видео уроки преподавания изобразительного искусства с использованием новых технологий в разных видах деятельности, изучение методических пособий, разработок занятий, организация творческих мастерских в области изобразительного искусства и т.д.);

- использование презентаций и творческих проектов на основе компьютерных мультимедийных технологий.

Многообразие видов художественно-творческой деятельности и форм работы с учащимися стимулирует их интерес к изобразительному искусству и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Методическое обеспечение:

-учебно-методические пособия по изобразительному искусству;

-материал из опыта педагога: методический материал к проектным -исследовательским видам деятельности;

-методическое психологи-педагогическое сопровождение личности обучающего: тесты, анкеты.

Средства обучения

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски;

- демонстрационные: муляжи, ткани, меха, гипсовый фонд, гербарии, демонстрационные модели;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.

Дидактические материалы

Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.



ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

  • текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

  • промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

  • итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

  • через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);

  • через отчётные просмотры, выставки законченных работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

Тестирование

Автором программы разработаны тематические тестовые материалы для итогового контроля. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям.

Оценка осуществляется по 10-балльной системе педагогом и приглашёнными экспертами (ведущими педагогами студии):

0-1 баллов выставляется за «неверный ответ»;

от 2 до 7 баллов – за «не во всём верный ответ»;

от 8 до 10 баллов – за «правильный ответ».

































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагога

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);

  2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);

  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  5. Федеральные законы, иные нормативно-правовые акты РФ, законы и иные нормативно-правовые акты субъекта РФ (Ханты-Мансийского автономного округа – Югры), содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере дополнительного образования детей, нормативные и уставные документы ОУ.

  6. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений / Под рук. и ред. нар. художника России, акад. Б. М. Неменского // Программа начальной школы «Основы художественных представлений». – М.: МИПКРО, 2001.

  7. Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, 2005.

  8. Киричек Е.А, Просняков Т.Н. «Моя Югра. Край, в котором я живу. Учебное пособие для 1 класса.-М.:Аст-пресс школа. 2021., 118с.





Список литературы для учащихся

1. Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.

2. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.

3. Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.

4. Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!