СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Творим сами»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Творим сами»

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Творим сами»»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

УБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ




ПРИНЯТО


на заседании педагогического совета

Протокол № _1_

от «_____» августа 2023г.

УТВЕРЖДАЮ


Директор МКОУ «Убинская средняя школа №1»_____________Е.В.Почуева

«_____» августа 2023г.






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Творим вместе»

Возраст обучающихся: 6-9 классы

Срок реализации: 1 год

Стартовый уровень






Составитель:

Петрова Наталья Алексеевна,

учитель технологии



















с.Убинское, 2023г.




Содержание программы



1

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ.

3

1.1.

Пояснительная записка…………………………………………………………….

3

1.2.

Цели и задачи программы………………………………………………………….

5

1.3.

Содержание программы. Учебно-тематический план. ………………………….

6

1.4.

Планируемые результаты………………………………………………………….

9

2

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

9

2.1.

Календарный учебный график……………………………………………………

9

2.2.

Условия реализации программы………………………………………………….

10

2.3.

Формы аттестации…………………………………………………………………

10

2.4.

Оценочные материалы…………………………………………………………….

11

2.5

Методические материалы…………………………………………………………

11


Список литературы……………………………………………………………….

17


Приложение……………………………………………………………………….

18

  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ


    1. Пояснительная записка


Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творим вместе» художественной направленности. Уровень освоения программы стартовый. Содержание программы способствует успешной социализации и адаптации в обществе с ОВЗ и предоставляет им возможность удовлетворить познавательный интерес, развить творческие способности средствами декоративно-прикладного творчества.


Актуальность программы

Проблема обучения, воспитания и социализации ей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной в целом для России, поскольку число таких ей за последние годы резко возросло. В обществе большое внимание уделяется инвалидам, с ОВЗ, и поиск путей решения проблемы: как сделать так, чтобы такие и могли вести полноценную и достойную жизнь.

и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания для него специальных условий и ОВЗ с тяжелым нарушением речи (ТНР) .

Тренировка движений пальцев рук, является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие, способствует улучшению артикуляционных движений, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Занятия декоративно- прикладным творчеством создают такие условия, которые обеспечивают его развитие и способствуют приобретению уверенности в себе и успешную социализацию в обществе. В жизни ей с ограниченными возможностями именно творческая деятельность оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка и его общественной активности.

Как помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Учить всему этому человека следует с раннего возраста, развивая образное восприятие и пространственное мышление. Именно эти актуальные вопросы поможет решить адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Творим вместе». Ведь приобщение «особого» ребенка к основам декоративно-прикладного творчества в раннем возрасте – один из самых простых, доступных и увлекательных способов гармоничного развития личности.

Особенностью программы является сочетание игровой технологии и технологии проблемного обучения. На занятиях создаются проблемно-игровые ситуации, способствующие речевой активности, предоставляющие возможность детям реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир творчества, превратить знакомые и простые вещи в облака, снег, радугу, животных и т.п., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

Для развития мелкой моторики, корректировке работы мышечного тонуса кисти рук в программу включены виды декоративно прикладного творчества: аппликация, пластилинография, оригами.




Использование дифференцированного подхода в обучении позволяет обучающимся справиться с возможными трудностями при выполнении задания.


Адресат программы.

Программа предназначена для обучающихся с ОВЗ 7– 13 лет. Программа будет интересна обучающимся имеющим интерес к ручному труду, желающим развивать свои художественные способности, получить практические знания и навыки по декоративно- прикладному творчеству, а также родителям, заинтересованным в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей, организациях свободного времени, вовлечение в творческий коллективный процесс, тем самым способствовать его адаптации и социализации.

Комплектование постоянного состава группы осуществляется в свободной форме по их желанию, при наличии заявления от родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК. Группы разновозрастные. Состав группы не более 7 человек.

Для эффективности индивидуального и дифференцированного подхода наполняемость в группе 5-7 человек.


Объем и срок освоения программы:

Количество часов по программе 68 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа.


Форма обучения: очная с применением дистанционных технологий. Основной формой обучения является занятие.


    1. Цели и задачи программы

Цель: формирование навыков эффективного социального взаимодействия, способствующего успешной социализации обучающихся с ОВЗ, через вовлечение их в декоративно-прикладное творчество.


Задачи:
  • активизировать познавательную деятельность обучающихся в освоении первоначальных знаний, умений в изучаемых видах декоративно-прикладного творчества;

  • развитие умения работать с различными инструментами и материалами декоративно- прикладного творчества;

  • развивать навыки связной речи, приемы эффективного межличностного общения;

  • развивать потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;

  • воспитывать целеустремленность, настойчивость в достижении результата, приобщение к общечеловеческим ценностям, воспитание нравственных качеств личности.

    1. Учебно-тематический план первого года обучения





Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Формы аттестации

/ контроля

Общее

Теория

Практика


1

Введение.

2

1

1

Вводная диагностик а, творческое задание.

1.1

Введение в адаптированную дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу

«Творим сами».

2

1

1

2.

Аппликация.

20

10

10

Наблюдени е, диагностик а контрольн

ые вопросы и задания.

2.1.

Сюжетная аппликация.

10

5

5

2.2.

Айрис – фолдинг.

4

2

2

2.3.

Объемная аппликация.

4

2

2

2.4.

«Бумажный театр».

2

1

1

3.

Оригами.

20

10

10

Наблюдени е,

тестовое задание, творческое задание.

3.1.

Оригами из квадрата.

10

5

5

3.2.

Оригами из круга.

4

2

2

3.3

Оригами с элементами

аппликации.

4

2

2

3.4.

«Я умею сам».

2

1

1

4.

Пластилинография.

22

11

11

Наблюдени е.

4.1.

Контурная пластилинография.

4

2

2

4.2.

Модульная пластилинография.

8

4

4

4.3.

Обратная (витражная)

пластилинография.

8

4

4

4.4.

«Чудеса в ладошке»

2

1

1

5.

Творческий проект

4

-

4

Наблюдени е, творческое задание.

5.1.

Аттестация.

1

-

1

5.2.

Конкурсно-выставочная

деятельность.

2

-

2

5.3.

«Калейдоскоп чудесных ремёсел»

1

-

1


Итого:

68

32

36


Содержание программы


Раздел 1. Введение.

1.1. Введение в адаптированную дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Творим сами».

Теория.

Правила техники безопасности, правила поведения на занятиях. Знакомство с содержанием адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Творим сами» на весь период обучения.

Практика.

Вводная диагностика. Творческие задания: выполнить аппликации из цветной бумаги на тему: «Подарки осени», «В парке на прогулке» и др. (Приложение 1).

Раздел 2. Аппликация.
    1. Сюжетная аппликация.

Теория.

История возникновения аппликаций. Приемы работы. Образцы. Используемые материалы. Сюжетная аппликация. Отличие сюжетной аппликации от наиболее простой аппликации.

Практика.

Творческие работы: «Клубника», «Улитка», «Замок принцессы»,«Сова»,«Полёт на воздушном шаре».


    1. Айрис-фолдинг.

Теория.

История возникновения техники. Приемы работы. Образцы. Используемые материалы.

Практика.

Творческие работы: «Клевер», «Яблоко».


    1. Объёмная аппликация.

Теория.

История возникновения. Приёмы работы. Образцы. Используемые материалы.

Практика.

Творческие работы: «Пчелки», «Самолёт».


    1. «Бумажный театр».

Практика.

Тестовые вопросы. Творческое задание.


Раздел 3.Оригами. 3.1.Оригами из квадрата. Теория.

История возникновения. Основные формы складывания листа бумаги. Образцы. Используемые материалы.

Практика.

Творческие работы: «Коробочка», «Лилия», «Квадратная коробочка», «Мышка»,

«Бабочка».


    1. Оригами из круга.

Теория.

Схемы вариантов модулей. Образцы. Техника безопасности.

Практика.

Творческие работы: «Яблоневый цвет», «Украшение».


    1. Оригами с элементами аппликации.

Теория.

Образцы готовых изделий. Используемые материалы. Инструменты для оформления готовых изделий.

Практика.

Творческие работы:«Весёлое чаепитие», «Путешествие».


    1. «Я умею сам».

Практика.

Выставка. Творческое задание.


Раздел 4. Пластилинография.
    1. Контурная пластилинография.

Теория.

Свойства пластилина, технология работы с пластилином, рисование пластилином. Различные приёмы лепки из пластилина. Правила техники безопасности при выполнении работ.

Практика.

Творческие работы: «Попугай», «Подснежники».



    1. Модульная пластилинография.

Теория.

Элементы модульной пластилинографии. Приёмы работы с шаблонами.

Практика.

Творческие работы:«Коврик», «Ваза», «Яблоко», «Шляпка».


    1. Обратная (витражная) пластилинография. Теория.

Обратная пластилинография (витражная). Материалы. Инструменты. Шаблоны. Приёмы выполнения. Образцы.

Практика.

Творческие работы: «По морю синему», «Кошкиндом», «Панно. Божья коровка», «Паучок».


    1. «Чудеса в ладошке».

Выставка. Поделка по своему замыслу.


Раздел 5. Творческий проект.
    1. Аттестация.

Теория. Проверка теоретических знаний через тестирование. Практика. Проверка практически умений в форме тестирования.


    1. Конкурсная – творческая деятельность. Теория.

Положения конкурса. Заявка на конкурс. Практика.

Изготовление конкурсной работы. Отправка творческой работы на конкурс.


    1. «Калейдоскоп чудесных ремёсел». Практика.

Познавательная конкурсная программа по декоративно-прикладному творчеству

«Калейдоскоп чудесных ремёсел». Выставка творческих работ (Приложение 4).

1.4. Планируемые результаты


В результате освоения содержания программы, обучающиеся будут демонстрировать:

      • интерес к декоративно – прикладному творчеству;

      • умения изготавливать изделия декоративно-прикладного творчества по схеме, образцу, шаблону;

      • правильную организацию своего рабочего места и умения пользоваться различными инструментами ручного труда, с соблюдением правил техники безопасности;

      • связную речь;

      • самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;

      • настойчивость в достижении результата;

      • будут демонстрировать активное участие в социально- значимых мероприятиях;

      • гражданскую позицию;

      • нравственные качества личности: доброту, сострадание, трудолюбие, уважение к старшему поколению.


В процессе реализации программы, по окончании обучения обучающиеся будут

знать:
  • виды декоративно-прикладного творчества: оригами, аппликация, пластилинография;

  • названия различных приёмов работы в разных техниках декоративно-прикладной деятельности;

  • особенности и способы обработки различных материалов (бумага, пластилин, картон);

  • последовательность изготовления изделий по схеме, по образцу;

  • базовые формы оригами, различные виды пластилинографии и аппликации.


В процессе реализации программы, по окончании обучения обучающиеся будут уметь:

  • выполнять аппликации из бумаги: объемная, айрис-фолдинг, сюжетная;

  • складывать фигуры из бумаги в технике оригами: из круга, квадрата;

  • влаь приёмами работы в технике пластилинография: обратная, модульная, контурная;

  • составлять диалоги,делать анализ выполненной работы;

  • уметь работать с различными инструментами и приспособлениями: линейкой, ножницами, дыроколами, ножницами с фигурными краями, стеком, пластмассовыми формами, штампами и т.д.

  • работать по технологическим картам изготовления изделия;

  • презентовать свою выполненную работу.


  1. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
    1. Календарный учебный график

Режим организации занятий по данной программе определяется календарным учебным графиком. Занятия проводятся из расчета 1 академический час – 30 минут. Перемена 10 минут. В каникулярный период занятия проходят по расписанию.



Год обучения

Объем учебных часов

Всего учебных

недель

Количество учебных дней

Режим работы

1.

1 год обучения



68


32


36


1 занятие в неделю по 2 часа

    1. Условия реализации программы


Программа реализуется на базе МКОУ «Убинская средняя школа №1», все необходимые условия и соблюдение СанПин для работы с детьми ОВЗ.


Материально-техническое обеспечение реализации программы.

Для занятий по программе используется кабинет технологии в МКОУ «Убинская средняя школа№1».


Перечень основных средств:

  1. Столы для учащихся – 6 шт.

  2. Стол для педагога – 1 шт.

  3. Материалы и инструменты:

  • картон;

  • клей;

  • цветная бумага;

  • пластилин;

  • салфетки;

  • цветные карандаши, фломастеры;

  • бумага;

  • ножницы;

  • стеки;

  1. Средства ИКТ:

  • фотоаппарат;

  • ноутбук.



    1. Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов


Отслеживание результатов и эффективности деятельности проводится в ходе входного контроля в сентябре, текущего на каждом занятии, промежуточного в декабре, итогового контроля в мае.

Формой отслеживания и фиксация образовательных результатов являются фото, отзывы обучающихся, родителей.

Промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется путем наблюдения, через выполнение практических заданий.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года в форме выставки творческих работ.

Формой демонстрации и предъявления образовательных результатов является познавательная конкурсная программа «Калейдоскоп чудесных ремёсел», в которой обучающиеся покажут свои знания и умения, приобретённые по программе обучения «Творим сами», через участие в творческих заданиях и конкурсах.

    1. Оценочные материалы


Отслеживание результатов и эффективности деятельности проводится в ходе входного, промежуточного и итогового контроля.

Для определения уровня мотивации и творческих способностей обучающихся проводятся диагностические задания, как при вводном контроле в сентябре, так и при итоговом контроле в мае (Приложение 1).

Промежуточный контроль в декабре проходит в форме викторин (Приложение 2), теста (Приложение 3) творческого задания(Приложение 4).

Итоговый контроль проходит на итоговом занятии «Калейдоскоп чудесных ремёсел» в мае в форме познавательной конкурсной программы, творческого задания и выставки (Приложение 5).


    1. Методические материалы


Принципы обучения:

  1. Принцип системности – структурирования содержания программы по уровням художественного развития, обучающегося (возрастам) и разделам, связанным с изображением отдельных предметов, сюжетных композиций, картин - пластилинографии.

  2. Принцип индивидуально-личностного подхода предусматривает ориентацию на индивидуальные художественные способности и интересы обучающегося, приоритет личностных переживаний, отражения чувств, создание условий для творческого его самовыражения.

  3. Принцип адекватного баланса между репродуктивной деятельностью и творчеством. Изделия, предлагаемые обучающимся, являются доступными в плане самостоятельного изготовления и их оформления.

  4. Принцип обучения техническим навыкам «от простого к сложному» - этот принцип диктует построения структуры программы и хода занятия.Изготавливаемые сувениры усложняются в течение всего периода обучения по технике исполнения, постепенно вводятся новые виды деятельности.

  5. Принцип создания творческой атмосферы и естественной радости в процессе создания поделки своими руками.

  6. Принцип интеграции декоративно-прикладного искусства с другими видами творческой деятельности (игра, драматизация, рассказывание сказки). Реализация данного принципа предполагает использование на занятиях игровых приемов и в отдельных случаях обыгрывание созданных поделок.

  7. Принцип психолого-педагогической поддержки в процессе изготовления поделок достигается посредством бережного отношения к мыслям, рассуждениям ей, продуктам их изобразительной деятельности.

  8. Принцип чередования техник работ.В разделах программы одни и те же техники работ чередуются друг с другом. Связано это с тем, чтобы поддерживать интерес ей к предлагаемой деятельности.


Образовательные технологии

Технология сотрудничества- педагога и обучающихся на занятиях. Педагог на занятиях выступает не в роли учителя, а в роли наставника, помощника, советчика.

Здоровьесберегающая технология - это совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов, система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение и укрепление здоровья школьника на всех этапах его обучения и развития.

Технология продуктивной деятельности - педагог организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств, обучающиеся

под руководством педагога самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

Методы

Наглядные:

  • наглядно – зрительные (дидактический материал);

  • тактильно - мышечные (индивидуальная помощь, помощь других обучающихся, совместное выполнение, подражательное выполнение);

  • формы несловесной поддержки (улыбка ит.п.); Словесные методы:

  • объяснение (краткое, четкое, эмоциональное);

  • указания (даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем обучающимся, так и индивидуально);

  • вопросы;

  • пояснения, уточнения - словесные приемы.


Практические:

  • метод упражнений (связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала);

  • игровые методы (занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать ей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции);

  • методы развития эмоций и чувств: пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний. Побуждение к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости. Контроль и оценка декоративно-прикладной деятельности.


Формы работы:

  1. Индивидуальные игры. Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие ей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.

  2. Групповые игры. Игры с фигурками оригами в виде театра - экспромта в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

  3. Демонстрационная - работу выполняет педагог, а обучающиеся воспроизводят действия на рабочих местах.

  4. Фронтальная - синхронная работа обучающихся по освоению или закреплению материала под руководством педагога.

  5. Самостоятельная работа - выполнение самостоятельной работы в пределах части занятия, одного или нескольких занятий с сопутствующей помощью со стороны педагога.


Методические рекомендации по образовательному процессу.


Алгоритм учебного занятия:

1.Подготовительный этап:

  • организационный момент;

  • подготовка учащихся к работе на занятии;

  • выявление пробелов и их коррекция;

  • проверка творческого, практического задания. 2.Основной этап:

  • подготовка к новому содержанию;

  • обеспечение мотивации и принятие ьми цели учебно-познавательной деятельности;

  • формулировка темы, цели учебного занятия;

  • усвоение новых знаний и способов действий (использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность);

  • применение пробных практических заданий, которые и выполняют самостоятельно. 3.Практическая работа.

4. Итоговый этап:

  • подведение итога занятия - что получилось, на что надо обратить внимание, над, чем поработать;

  • мобилизация ей на самооценку;

  • рефлексия.

В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к изготовлению поделки, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.

Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания ей; беседу по теме.

Основная часть - непосредственно работа по изготовлению поделки. Важную роль при этом играет знакомство с историей технологии изготовления поделки, новыми терминами декоративно прикладного творчества.

Обязательным является проведение физкультминутки (через 15-20 мин в зависимости от физического состояния обучающихся).

Заключительная часть предполагает анализ своих работ и товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности творческие работы фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются фотовыставка.

При организации занятий декоративно-прикладным творчеством необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребёнку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жёстких рамок и правил.

  2. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребёнка.

  3. Образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в творческой деятельности.

Необходимо:

  • поддерживать ребёнка в поиске своих ответов на вопросы, а не предлагать стандартные решения;

  • ценить его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с вами;

  • ценить природную мудрость ребёнка и его уникальность, но не учить его «быть таким, как все».

  1. Необходимо предварительно обсудить с обучающимися порядок работы и установить несколько правил:

  • перед началом и по окончании занятий необходимо мыть руки;

  • после работы надо убрать все инструменты на свои места;

  • навести порядок на рабочем месте.


Виды техник декоративно- прикладного искусства.

Техника аппликация - вырезание и наклеивание (пришивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал- основу (фон).

Виды: сюжетно-тематическая, айрис-фолдинг, объёмная модульная данной техники получаются поверхности с разными контурами.

Техника оригами- искусство складывания поделок из бумаги, в основном без использования ножниц и клея. Виды: оригами из квадрата бумаги, модульное, оригами с элементами аппликации.

Техника пластилинография — вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.


Понятийный аппарат:

Аппликация - вырезание и наклеивание (пришивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон).

Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом.

Айрис-Фолдинг представляет собой складывание полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали.

Объемная аппликация. Объем в аппликации достигается путём неполного наклеивания фигурок на лист.

Модульная аппликация - это простой и доступный способ создания ьми художественных работ, сохраняющих основу самого изображения. Представляет собой приклеивание на фоновое основание множества одинаковых или очень похожих модулей.

Оригами – искусство складывания поделок из бумаги, в основном без использования ножниц и клея.

Модульное оригами – это разновидность оригами, которое собирается из одинаковых частей, сложенных по определённому правилу.

Оригами из квадрата бумаги предполагает изготовление фигурок из бумаги путем складывания листа бумаги квадратной формы без использования ножниц и клея.

Оригами с элементами аппликации – это складывание фигуры из бумаги с последующим наклеиванием на определенный фон.

Контурная пластилинография - предполагает вылепливание объекта по контуру. Пошагово этапы действия будут следующие: сначала на основу наносится маркером рисунок, затем с помощью тонких скатанных жгутиков выкладывается контур, изображение заполняется жгутиками соответствующего цвета.

Модульная пластилинография - это изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.

Обратная пластилинография - изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности или витражная. Данный вид пластилинографии используется на стекле, изображение получается с другой стороны, поэтому называется обратная пластилинография.




План воспитательной работы


п/п

Форма/Название мероприятий

Сроки

Модуль «Взаимодействие и общение»

1

Игровая программа «Давайте познакомимся!»

сентябрь

2

Вводное родительское собрание. Консультация по

используемым материалам на занятиях прикладного творчества.

октябрь

3

Развлекательная программа для девочек «В день 8 марта -

проявим таланты ярче».

март

4

Итоговое родительское собрание. Выставка лучших работ

обучающихся.

май

Модуль «Здоровье»

1

Родительское собрание «Режим учебы и отдыха».

Рекомендации как составить режим дня школьника.

ноябрь

2

Практикум для обучающихся «Калейдоскоп упражнений для

здоровья глаз и правильной осанки»

ноябрь

3

Он – лайн встреча с родителями «Вредные привычки младших

школьников».

апрель

Модуль «Творчество без границ»

1

Подготовка и отбор экспонатов для участия в выставке

«Зимняя сказка» СЮН г. Новокузнецк.

декабрь

2

Посещение выставки декоративно – прикладного творчества в МАУ ДО «Дом детского творчества №1»

дата пока не

известна

3

Посещение мастер – классов по декоративно – прикладному творчеству от городских мастеров.

дата пока не

известна

Модуль «Я- гражданин России!»

1

Викторина. «Символы России».

ноябрь

2

Спортивный праздник «А, ну-ка, мальчики!» Организация

фото зоны.

февраль

3

Акция - «Георгиевская ленточка». Изготовление

поздравительных открыток и вручение жителям микро участка.

май

Список используемойлитературы


  1. Аникина, А.П. Творческая деятельность как основа формирования способностей у ей дошкольного возраста / А. П. Аникина. – Краснодар: Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Международной научной конференции, Новация – 2016. - 26 с.

  2. Афонькин, С.Ю., Афонькина, Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома: учеб. пособие / C.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. Москва: «Аким»,1996. -209с.

  3. Выгонов, В.В. Игрушки и поделки из бумаги: учебное пособие/В.В. Выгонов. Москва: Издательский Дом МСП, 2007. – 126 с.

  4. Мотков, О.И. Психология самопознания личности: практическое пособие/ О.И. Мотков. – Москва: Институт развития личности, 1993. – 96 с.

  5. Мухина, М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» / М. А. Мухина.

— Молодой ученый. -2018.- 413 с.



Список используемой литературы для педагога


  1. Новацкая, М. Пластилиновый зоопарк: учебное пособие/М. Новацкая. – Санкт- Петербург:2012.- 64с.

  2. Хананова, И.Н., Солёное тесто: учебное пособие / И.Н. Хананова. Москва: АСТ-Пресс Книга, 2012. - 104с.

  3. Чибрикова, О.В., Подарки к празднику делаем сами: учебное пособие / О.В Чибрикова; Москва: Издательство Эксмо, 2006.- 80с.

  4. Шамсутдинова, З.А. Сборник диагностических материалов по общеобразовательным программам декоративно – прикладного искусства/З.А. Шамсутдинова.- Татарск:2007. 30 с.


Список используемой литературы для обучающихся
  1. Афонькин, С.Ю., Афонькина, Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома: учебное пособие/C.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. -Москва, «Аким» -1996. - 209с.

  2. Выгонов, В.В. Игрушки и поделки из бумаги: учебное пособие/В.В. Выгонов. Москва: Издательский Дом МСП, 2007. – 126 с.

  3. Новацкая, М. Пластилиновый зоопарк: учебное пособие/М. Новацкая. – Санкт- Петербург:2012. – 64 с.

  4. Хананова, И.Н., Солёное тесто: учебное пособие/ И.Н. Хананова. Москва: АСТ-Пресс Книга, 2012. - 104с.

  5. Чибрикова, О.В., Подарки к празднику делаем сами: учебное пособие / О.В Чибрикова. Москва: Издательство Эксмо, 2006. - 80 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Критерии оценки творческого задания

«Определение уровня мотивации и творческих способностей»


Для определения уровня творческих способностей, обучающимся предлагается выполнить творческое задание. Например: самостоятельно выполнить аппликацию из цветной бумаги на тему: «Подарки осени», «В парке на прогулке». Выполненные работы оцениваются по следующим критериям.

  1. Самостоятельность в работе:

  • самостоятельное выполнение работ (3 б.);

  • выполнение работ с помощью педагога (2 б.);

  • не может выполнить задание (1б.).

  1. Цветовое решение:

  • гармоничность цветовой гаммы (3 б.);

  • необычное цветовое решение богатство сближенных оттенков (2 б.);

  • не гармоничность цветовой гаммы (1б.).

  1. Креативность:

  • оригинальное исполнение работы сложность в передачи форм (3 б.);

  • владение изобразительными навыками, самостоятельность замысла (2 б.);

  • слабое владение изобразительными навыками, требуется помощь педагога (1б.).

  1. Качество исполнения:

  • изделие аккуратное (3 б.);

  • содержит небольшие дефекты (2 б.);

  • содержит грубые дефекты (1б.).

  1. Оригинальность работы:

  • оригинальность темы, использование разных вариаций (3 б.);

  • однотипность (2 б.);

  • простейшее выполнение работы (1 б.).

Итоговая сумма баллов определяет уровень творческих способностей. Высокий уровень - 15 баллов.

Средний уровень - 10 баллов. Низкий уровень -5 баллов.

Результаты полученных баллов суммируются и заносятся в таблицу.


Фамилия Имя

Самостоятел ьность в

работе

Цветовое решение

Креативност ь

Качество исполнени

я

Оригинально сть работы

Итог о

в

с

н

в

с

н

в

с.

н

в

н.

с

в.

н.

с









ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Викторина

Промежуточный контроль

  1. Плотная бумага белого цвета?

А. пергамент Б.папирус

В. бархат

Г. ватман
  1. С помощью этого инструмента вырезают фигурки из картона?

А. линейка Б. карандаш В. кисть

Г. ножницы
  1. Этот инструмент используют для лепки из пластилина. А. Линейка

Б. Карандаш

В. Стек

Г. Фломастер.

  1. Этот инструмент для ажурной обработки края бумаги.

А. Нож кухонный Б. Топор

В. Ножницы

Г. Дырокол фигурный.
  1. Как называется техника, где используются цветные полоски бумаги, наклеенные по определённой схеме?

А. Айрис - фолдинг.

Б. Декупаж В. Коллаж

Г. Аппликация

  1. Как называется техника, где картинка составляется из кусочков бумаги? А. Аппликация

Б. Папье маше В. Асамбляж Г. Изонить

  1. Какой материал используется для пластилинографии?

А. Хлопок Б. Шерсть

В. Пластилин

Г. Пух

  1. Название техники складывание фигурок из бумаги?

А. Аппликация Б. Канзаши

В. Оригами

Г. Пластилинография.

  1. Из каких геометрических фигур, в технике «оригами» складывается шар кусудама?

А.Овал.

Б. Квадрат.

В.Круг. Г.Треугольник.

ОКОНЧАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 2



Правильные ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Г

Г

В

В

А

А

В

В

Б

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Тестовые задания

Промежуточный контроль


Вопрос

да

нет

1

Бумага – это волокнистый материал?



2

Линия разрыва на бумаге будет более ровной, если сделать на ней

чёткий сгиб?



3

Начинать измерение по линейке нужно с 0?



4

Допускается ли в оригами использование клея?



5

Оригами это выполнение поделок из соломки?



6

Футбол-это вид декоративно-прикладного творчества?



7

Аппликацию можно использовать в оформлении класса?



8

Из цветного картона можно делать объёмную аппликацию?



9

Допускается ли в оригами использование ножниц?



10

Можно ли использовать газетную бумагу в аппликации?



11

Обязательно ли в оригами четко следовать инструкции?



12

Возможно, ли совмещать техники оригами и аппликацию в одном

изделии?





Творческое задание

На доске закреплены поделки декоративно-прикладного творчества в техниках: аппликация и оригами. Обучающиеся делятся на две команды. Каждая команда выбирает, какую технику она будет презентовать:

План презентации:
  • какой вид декоративно-прикладного творчества;

  • техника выполнения изделия;

  • используемые материалы;

  • из каких алей состоит изделие;

  • способы крепления алей;

  • способы использования изделия.


Определение уровня творческих способностей

«Диагностика цветового восприятия»


Цель диагностики: определение способности к различным видам цветоразличения.Выполнение:

Задание:

Перед обучающимися на столе раскалывают, не по порядку, цветные карточки от темного до самого светлого цвета. Обучающемуся предлагают выбрать 8 карточек зеленого цвета с разной степенью выраженности на нем желтого оттенка.

Разложить карточки по порядку от менее до более желтых.

Оценка результатов зависит от точности раскладывания цветов, чем она выше – тем выше способности у обучающегося к различным видам цветовосприятия.

8 из 8-100%

5из 8 – 70%

4 из 8 – 50%


Данная методика позволяет вести не только педагогические наблюдения, но и эффективно активизировать на занятии творческую деятельность обучающихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Динамика трудовых возможностей


Обучающимся предлагается стать участниками лаборатории, где выпускаются волшебные сладости «Карамели», выполнить которые необходимо в техниках оригами и аппликация. Результаты трудовых возможностей можно отследить в таблице №1.


  1. Планирование творческой деятельности:
  • самостоятельное планирование (3 б.);

  • требуется помощь педагога (2 б.);

  • не может планирование (1б.).

  1. Умение пользоваться инструментами:
  • правильное использование ножниц (3 б.);

  • сомневается, как пользоваться (2 б.)

  • не умеет пользоваться (1б.).

  1. Экономное использование материалов.
  • умение правильно располагать заготовки на используемых материалах (3 б.);

  • располагает али шаблонов на большом листе в середине (2 б.);

  • не экономное использование материалов, много брака (1б.).

  1. Взаимопомощь:
  • первым предлагает помощь (3 б.);

охотно откликается на просьбы помощи (2 б.);

  • не оказывает помощь (1б.).

  1. Качество исполнения изделия:
  • оригинальность темы, использование разных вариаций (3 б.);

  • однотипность (2 б.);

  • простейшее выполнение работы (1 б.

  1. Самостоятельность в работе:
    • выполняет работу без помощи педагога (3 б.);

    • консультируется по поводу выполнения техники (2 б.);

    • не может выполнитьработу. (1 б.).

  2. Работоспособность:
  • выполняет работу не отвлекаясь (3 б.);

  • каждые 10 минут делает перерыв на отдых (2 б.);

  • не приступил к работе (1 б.)

  1. Организация рабочего места.
  • правильное расположение инструментов и материалов на рабочем столе (3 б.);

  • нарушение расположения инструментов и материалов на рабочем столе(2 б.);

  • в процессе работы не находит нужного инструмента (1 б.)

  1. Соблюдение правил техники безопасности.
  • использует ножницы, дыроколы по назначению (3 б.);

  • нарушает технику безопасности при хранении инструментов и материалов (2 б.);

  • нарушат правила безопасного поведения во время занятия (1 б.) Итоговая сумма баллов определяет динамику трудовых возможностей. Высокий уровень - 27 баллов

Средний уровень - 18баллов Низкий уровень - 9 баллов.


Результаты полученных баллов суммируются и заносятся в таблицу.

Период

Фамилия Имя

с

Планирование творческой деятельности

д

м

с

пользоваться инструментами

.

д

м

с

Экономное использование материалов

д

м

с

Взаимопомощь

д

м

с

Качество исполнения изделия

д

м

с

Самостоятельн ость в работе

д

м

с

Работоспособн ость

д

м

с

Организация рабочего места

д

м

с

Соблюдение правил техники безопасности

д

м


Итого

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Таблица №1.

  • достаточно высокий уровень- 3 балла

  • средний уровень – 2 балла

  • низкий уровень - 1 балл С- сентябрь;

Д – декабрь;

М- май



ПРИЛОЖЕНИЕ5

Алгоритм проведения выставки


  1. Этапы организации и проведения итоговой выставки

  2. Определение темы, места и времени проведения выставки.

  3. Подбор и оформление экспонатов выставки.

  4. Оформление выставки и сопутствующих материалов.

  5. Открытие и проведение выставки.

  6. Закрытие выставки.

1 этап. При выборе темы выставки необходимо учитывать:

календарный и учебный период; (итоговая выставка проводится по результатам учебного года).

Тема выставки определяется заранее и, как правило, заносится в план выставок объединения.

Местом проведения выставки могут стать: учебный кабинет, выставочный зал, коридор, холл образовательного учреждения.

Выставочные экспонаты могут располагаться в выставочных витринах, на стендах, в шкафах, на столах и т.д.

Время проведения итоговой выставки может колебаться от нескольких часов до нескольких дней.

2 этап. Подбор выставочных экспонатов может осуществляться следующим образом: работы предоставляются обучающимися творческого объединения на период проведения выставки;

систематически отбираются лучшие работы (формируется фонд итоговой выставки).

К оформлению выставочных работ воспитанников творческого объединения предъявляются определенные требования. Каждая работа должна иметь:

  • законченный вид;

  • необходимое оформление;

  • приложенную к ней этикетку со следующей информацией: название работы, фамилия и имя обучающегося, его возраст, образовательное учреждение, название ского объединения, фамилия и инициалы педагога.

3этап. Выставка должна иметь: название, композиционный центр, необходимые информационные дополнения, эстетическое оформление.

Возможные варианты расположения работ при построении выставочной экспозиции: последовательно от простых работ воспитанников до сложных работ. композиционно, работы объединены по небольшим тематическим композициям;

работы могут быть сгруппированы по темам или разделам образовательной программы.

4 этап. Открытие выставки — небольшой, но очень важный этап ее организации и проведения, который может включать следующие элементы:

  • вступительное слово педагога образовательного учреждения;

  • презентацию содержания выставки;

  • представление участников выставки;

  • экскурсию по выставке, проводят обучающиеся, они знакомят с экспонатами техникой выполнения, использованными материалами и т.д.)

5 этап. Закрытие выставки (так же, как и открытие) имеет очень важное организационно- педагогическое значение, так как позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с обучающимися.

Закрытие выставки может включать следующие элементы:

  • вступительное слово педагога образовательного учреждения;

  • подведение итогов выставки (отмечаются лучшие работы, активные обучающиеся, творческие находки ей);

  • награждение участников выставки;


Календарный учебный график

Объединение «Творим сами»


2.1. Календарный учебный график

Объединение «Мастерица»

дата

Тема занятия

Количество часов

Форма занятий

Форма

контроля

всего

теория

практика

всего

теория



























































































































































































4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!