СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Школа туризма» (уровень программы – стартовый)

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адресат программы: обучающиеся 10-14 лет

 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Школа туризма» (уровень программы – стартовый)»

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Чердаклинский Центр дополнительного образования


Рассмотрено на заседании «Утверждаю»

методического совета Директор МКУ ДО ЦДО

от « ___» _______20__г. ____ Терехина Л.А.

Протокол №____ «___»_________20___год


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
 программа туристско-краеведческой направленности
 «Школа туризма»


(уровень программы – стартовый)





Адресат программы: обучающиеся 10-14 лет

Срок реализации: 1 месяц обучения






Программа разработана:
учителем физической культуры

Первой квалификационной категории Неласовой Л.П.




р. п. Чердаклы

2021 год






1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ:


1.1.Пояснительная записка

Программа разработана на основе следующих нормативно – правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации " № 273 - ФЗ;

  2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726 –р;

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПин 2.4.43172 – 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки РФ № 09 -3242.

  6. Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 18 сентября 2017 г., регистрационный N 48226)»

  7. САНПИН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" (утверждены постановлением Министерства здравоохранения Российской федерации от 3 июня 2003 г. N 118, п.2.4. Гигиена детей и подростков.

  8. Устава образовательной организации.


Актуальность программы

  • актуальность программы обусловлена ее соответствием муниципальному заказу, то есть тем идеям и положениям, которые заложены в законах, положениях, рекомендациях, разработанными органами государственной, региональной и муниципальной власти, образовательной организации.

  • актуальность программы обусловлена тем, что ее реализация будет способствовать пробуждению у обучающихся интереса к занятиям туризмом и обучению начальным туристическим навыкам

Туризм –универсальное средство, позволяющее комплексно решать образовательно-воспитательные, оздоровительные и социальные задачи, так как, во-первых -является школой социальной адаптации населения к стрессовым ситуациям в жизни современного общества; во-вторых-участвует в решении большого числа прикладных вопросов, включая действия в условиях экстремальных ситуаций; в-третьих-является наиболее доступной формой отдыха


Новизна программы


  • новизна данной образовательной программы заключается в том, что она ориентирована на интерес и пожелания учащихся, учитывает их возрастные потребности, помогает реализовать возможности, стимулирует социальную и гражданскую активность, что даёт способ отвлечения детей от негативного воздействия и позволяет мотивировать их на развитие необходимых навыков.

  • новизна данной образовательной программы заключается в комплексном решении задач оздоровления: физическое развитие детей организуется при одновременном развитии их интеллектуальных и креативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов.

  • новизна данной образовательной программы заключается в том, что использованы нововведения в формах диагностики и подведении итогов реализации при помощи тестирования.

  • впервые в программе использованы новые технологии обучения, тестовые, в том числе электронные и дистанционные.


Отличительная особенность программы


является ее комплексность, которая основывается на цикличности туристско-краеведческой деятельности по принципу расширяющейся и углубляющейся должностно-ролевой системы творческого самоуправления и развития самодеятельности обучающихся. При этом предполагается концентрация усилий образовательно-воспитательного процесса в основных направлениях:

1. Развитие самодеятельности воспитанников на базе создания благоприятных условий для проявления ими инициативы, развития творческого потенциала, ответственности и самовыражения личности в достижении общественно ценных и личностно-значимых целей.

2. Предпрофессиональная подготовка в процессе выполнения должностных функций каждым членом объединения.

3. Формирование разносторонне развитой личности

4. Воспитание и дополнительное образование средствами туристскокраеведческой деятельности.


Цель программы «Школа туризма»:


- пропаганда и популяризация туризма, основ безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни;


Задачи программы


Обучающие:

- научить разбивать бивуак (устанавливать и снимать палатки, разводить

костры)

- научить ориентироваться на местности;

- научить составлять простейшие схемы маршрутов;

- овладению умений по оказанию само- и взаимопомощи;

- научить технике пешего туризма;


Развивающие:

- развивать волевые качества, умение принимать решения, брать на себя ответственность не только за себя, но и за окружающих;

- развивать память и внимание;

- развивать деловую и познавательную активность;

- развивать физическую и психическую выносливость.


Воспитательные:

- воспитывать патриотизм;

- воспитывать привычку рационально использовать свободное время;

- воспитывать чувство коллективизма.


Ожидаемые результаты программы


- владеть техникой передвижения в походе, преодоления несложных естественных препятствий;

- владеть навыками самостоятельного ориентирования на местности;

- владеть навыками по подготовке к походу, выполнения различных должностей в походе; коммуникативных компетенций:

- умение совместно выполнять поручения в микрогруппах;

- умение выступать с устным сообщением, задавать вопросы, корректно вести диалог;

- владеть навыками выступлений с сообщениями в группе аудиторией информационных компетенций:

- владеть навыками работы с источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, Интернетом;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую для подготовки похода или какого-либо сообщения информацию; природоведческих и здоровьесберегающих компетенций:

- знать и применять правила юных туристов, основные правила поведения в экстремальных ситуациях в природной среде;

- знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о личной безопасности;

- владеть способами оказания первой помощи.


Способы определения результативности.

— Педагогическое наблюдение.

—Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов. Выполнения обучающимися контрольных упражнений, участия детей в мероприятиях: соревнования, викторинах, защиты проектов, , активности обучающихся на занятиях и т.п.

— Мониторинг.

__ Тестирование.


Направленность программы


Программа туристско-краеведческой направленности ориентирована на развитие познавательных, исследовательских навыков, обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края. Программа ориентирована на сотрудничество педагога с воспитанниками, на создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей – на все то, что способствует самовыражению ребенка.

Уровень освоения программы

Стартовый уровень.


Краткая характеристика обучающихся, возрастные особенности, иные медико-психолого-педагогические характеристики: обучающиеся 10–14 лет. Зачисление детей в объединение для обучения проводится на добровольной основе, но так как туризм относится к области физической культуры и спорта, то по правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14 при зачислении учитывается отсутствие противопоказаний к занятию этим видом спорта



Объем и сроки освоения дополнительной общеобразовательной программы


Программа «Школа туризма»– краткосрочная, рассчитана на 1 месяц обучения, продолжительность 16 часов.

Формы и режим занятий

Программа рассчитана на 1 месяца обучения, преимущественно для обучающихся возрастной группы 10-14 лет, но в случае необходимости может быть использована и в течение более длительного срока. Рекомендуемый состав группы первого года обучения - 15 учащихся.


Формы занятий по количеству детей:

Фронтальная (предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся детей через беседу или лекцию). Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе;

Групповая (ориентирует обучающихся на создание «творческих пар», которые выполняют более сложные работы). Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы;

Индивидуальная (предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога). Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори».

Формы занятий по способам коммуникации:

В объединении ребята получают возможность реализации своих способностей, возможность проявить себя, показать все положительные черты, общаться со сверстниками, быть в центре внимания во время проведения выставок, участия в творческих конкурсах, получает возможность проявить себя, побыть в разных ролях и найти дело, подходящее ему. Для этого используются занятия:

- теоретические (лекции, чтение литературы по теме, рассказы педагога),

- практическая работа (планирование и организация встреч и бесед, составление экскурсионных маршрутов и экскурсий, подготовка докладов, конкурсных работ, викторин)


Основные компоненты массовых образовательных программ, предполагающие перевод в дистанционный режим:

• информативный блок (запись лекций и докладов, либо трансляция их в режиме вебинара, подготовка визуализированных презентаций, размещение необходимых пособий и монографий в электронном виде, и т.д.);

• блок трансляции методов, приёмов, реже технологий работы (видеозапись мастер-классов с демонстрацией последовательности действий по достижению необходимого предметно-практического результата; цифровые тренажеры)

• диагностический блок (тесты проверки и самопроверки знаний, представлений, способностей, компетентностей, сформировавшихся на разных этапах дистанционной образовательной программы);

• блок заданий, выполнение которых, предполагает подготовку слушателями текста того или иного типа и содержания и получение развивающего отзыва на этот текст;

• демонстрация слушателями освоенных способностей и методов, сформированных компетентностей в режиме видео-записи собственного продуктивного действия, в котором эти новые качества реализуются;

• развивающая экспертиза заданий, выполненных школьниками и проводимая в режиме многостороннего вебинара;

• в отдельных случаях – компетентностно-коммуникативные тренинговые форматы, проводимые в режиме вебинаров.



Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся

и пр.

Приём

- конкретное проявление определенного метода на практике: игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, устное изложение, беседа, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, наблюдение, работа по образцу, тренинг.


Режим занятий.


Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа( 1 час- 30 минут), всего 16 часов. 

СанПин 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года N 41 установлены требования к организации образовательного процесса.

Образовательный процесс организуется в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой «Школа туризма» .

Занятия в объединениях проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности туристско-краеведческой.

Особенности организации образовательного процесса:

Обучающиеся в группе – от 10 до 14 лет. Состав группы постоянный. Количественный состав объединения составляет 15 человек . В объединении формируются разновозрастные группы. Структура программы предусматривает комплексное обучение по основным направлениям образовательной программы.



2.Учебный план программы



п/п

Название темы

Количество часов

Формы аттестации/

Контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение

1

1


опрос

2

Природа родного края и его история

1

1


беседа

3

Туристская группа в походе

1

1


опрос

4

Туристская группа в походе

1


1

контрольно-практические занятия

5

Обеспечение безопасности

1

1


опрос

6

Ориентирование по компасу

1


1

зачет

7

Топографические знаки

1


1

контрольно-практические занятия

8

Топографическая подготовка

1


1

зачет

9

Ориентирование с помощью карты и компаса

1


1

зачет

10

Туристское снаряжение Туристский бивак

1

1


контрольно-практические занятия

11

Туристское снаряжение Туристский бивак

1


1

зачет

12

Гигиена туриста. Доврачебная помощь

1

1


контрольно-практические занятия

13

Гигиена туриста. Доврачебная помощь

1


1

зачет

14

Техника и тактика пешеходного туризма

1


1

контрольно-практические занятия

15

Подготовка похода

1


1

опрос

16

Зачетный поход

1


1

контрольно-практические занятия

всего

16

6

10




Содержание учебного плана


Программа «Школа туризма»

1.Введение. Беседа о туризме и о работе объединения, о значении туризма для человека. Виды туризма, особенности пешеходных походов. Нормативы значков «Юный турист России», «Турист России». Туризм в комплексе ГТО. Рассказы об интересных походах и путешествиях (показ кинофильма или диафильма). Законы туристов. Заполнение анкет (туристских паспортов) кружковцев.

2. Природа родного края, его история. Краеведческая работа в туристском походе. Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. История края, памятные исторические места, предприятия, фермерские хозяйства. Знатные люди края. Роль туристов в охране памятников истории и культуры края. Охрана природы. Закон об охране природы. Краеведческая и экскурсионная работа в походах. Ведение путевых записей: личный и групповой дневник, описание пути движения, описание экскурсионного объекта, путевой очерк. Сбор экспонатов и других краеведческих материалов. Подготовка итоговой выставки. Фотографирование в походе.

Практические занятия. Знакомство с картой области (края), республики. «Путешествия» по карте. Подготовка и заслушивание докладов кружковцев о природе и достопримечательностях края. Проведение краеведческих викторин.

3. Туристская группа в походе. Обеспечение безопасности. Спортивное и краеведческое содержание похода. Значение активного способа передвижения и преодоления естественных препятствий на маршруте. Поход и прогулка. Виды естественных препятствий в пешеходном и лыжном туризме. Нормы переходов. Строй, темп, режим, интервал, построение цепочки; их изменения в зависимости от различных условий. Шаг туриста, положение корпуса, рук при пешем и лыжном передвижении. Движение по ровной, по сильно пересеченной местности, движение по лесу через кустарники и завалы, движение по заболоченной местности, движение по дорогам, по тропам и без троп. Движение по склонам различной крутизны и с различными почвеннорастительными условиями. Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте: значение дисциплины, правильной оценки своих сил и умений. Правила поведения туристов в лесу, на воде, на заболоченной местности, на склонах, во время грозы, в населенных пунктах. Обязанности направляющего (проводника) и замыкающего. Режим ходового дня и режим на дневке. Правила поведения туристов на коротких привалах. Хронометраж движения группы по маршруту. Работа с картой в пути, разведки на маршруте.

4. Ориентирование по компасу. Стороны горизонта. Устройство компаса Адрианова. Пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута по карте и на местности, азимутальное кольцо. Определение азимута на заданный ориентир, движение группы по азимутам на заданное расстояние. Определение сторон горизонта по солнцу, звездам и местным признакам. Практические занятия. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам. Определение направлений по заданным азимутам и азимутов на заданные ориентиры. Ориентирование карты по компасу. Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов.

5. Топографическая подготовка. Ориентирование с помощью карты и компаса. Знакомство с топографической картой и топографическими знаками. Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Пользование линейным и числовым масштабами. Курвиметр. Преобразование числового масштаба в натуральный. Изменение прямолинейных и криволинейных расстояний на карте. Изменение направлений на карте. Транспортир. Ориентирование на маршруте с помощью карты и компаса.

Практические занятия. Зарисовка топографических знаков, чтение топографических карт по квадратам и маршрутам. Топографический диктант. Разбор топографического диктанта. Повторение плохо усвоенных топографических знаков. Упражнения и задачи на масштаб, на превращение числового масштаба в натуральный. Проложение по карте маршрута по его текстовому описанию (по легенде). Построение на миллиметровке заданного азимутального маршрута. Измерение на карте азимутов и расстояний заданных линий.

6.Туристское снаряжение. Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость. Прочность, удобство в пользовании и переноске. Устройство туристской палатки, стойки и колышки для палаток. Тент к палатке. Уход за снаряжением и его ремонт. Правила укладки рюкзака.

Практическое занятие. Укладка рюкзака. Проведение игры «Что взять с собой в поход».

7. Туристский бивак. Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к месту привала и бивака. 36 Планировка бивака. Виды и производство хозяйственных работ на биваке. Графики дежурств на биваках. Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. Общественно полезная работа на дневках. Охрана природы. Свертывание бивака. Противопожарные меры. Питание в походе. Что такое калорийность пищи. Примерный набор продуктов питания для туристского похода. Расфасовка, упаковка и переноска продуктов. Что такое меню, как оно составляется. Учет расхода продуктов в пути. Водно-солевой режим в походе. Выбор и обеззараживание воды в походе. Практические занятия. Расчет продуктов питания для двухдневного похода. Зарисовка схем правильной планировки бивака с учетом требований, предъявляемых к месту привала.

8. Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему. Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах. Содержание походной аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. Самоконтроль туриста. Транспортировка пострадавшего.

Практические занятия. Оказание первой доврачебной помощи при различных травмах. Транспортировка пострадавшего.

9. Техника и тактика пешеходного туризма. Понятие о тактике и технике в пешеходном туризме. Причины аварийности в пешеходных походах и их профилактика: роль субъективных и объективных факторов в возникновении аварийных ситуаций. Виды и нормы нагрузок в летних пешеходных и зимних лыжных походах на равнине и в горах: весовые, скоростные, временные нагрузки и их изменения в процессе прохождения маршрута. Значение дисциплины в походе. Значение уровня подготовленности группы. Повторение основных правил организации и проведения походов. Почему необходимо соблюдать правила организации и проведения туристских походов. Понятие о плановом и самодеятельном туризме. Основные параметры маршрутов 2 и 3 категорий сложности. Виды и характеристики естественных препятствий таежных, тундровых и горных маршрутов. Основные формы горного рельефа. Горный словарик туриста. Планирование «нитки» маршрута и разработка плана-графика похода 2 и 3 категорий сложности: три основных периода разработки маршрута и плана-графика похода, их содержание. Линейная, кольцевая и радиальная схема построения «нитки» маршрута. Ходовые дни, запасные дни, экскурсионные дни, дни переездов, дневки, полудневки. Связь с КСС. Утверждение похода. Требования к участникам походов высоких категорий сложности: морально-волевая, физическая, техническая и краеведческая подготовленность участника. Взаимопомощь туриста, понятие о само и командной страховке. Законы туристской дружбы.

10. Подготовка похода. Правила организации и проведения туристских походов и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ. Подбор группы. Определение цели и района путешествия. распределение обязанностей в группе. Обязанности командира туристской группы, завхозов, краеведа, старшего проводника и других ответственных лиц. Сбор сведений о районе похода: изучение литературы, карт, переписка с местными краеведами и туристами, встречи с людьми, побывавшими в районе планируемого похода, посещение музеев и т.п. 37 Разработка маршрута, составление плана подготовки похода, плана-графика движения, сметы расходов. Подбор и подготовка личного и группового снаряжения. Организация ночлегов в помещениях. Культура поведения туристов, их взаимоотношения с местными жителями. Значение дисциплины в походе. Оформление походной документации, получение разрешения на выход в поход. Расчет питания, подбор и закупка продуктов. Укладка рюкзака. Типичные ошибки при укладке рюкзака. Подбор и хранение картографического материала. Сообщение о вариантах летнего зачетного похода, распределение тем докладов. Распределение обязанностей и заданий по краеведческой работе, план фото- и киносъемок, ведение календаря погоды и протокола (хронометража) движения. Практически занятия. Разработка маршрутов и планов-графиков учебно-тренировочных походов, заслушивание докладов о районе похода: по истории, флоре, фауне, рельефу и т.п., подготовка маршрутной документации, копирование карт. Подготовка группового и специального снаряжения, закупка и расфасовка продуктов. Укладка рюкзаков. Составление графика дежурств. Контрольные сборы: проверка личной и групповой готовности к выходам в походы.

11. Зачетный поход. Во время учебно-тренировочного похода необходимо отработать: движение колонной, правила и режим пешеходного движения, выполнение общественных поручений в группе по организационным вопросам и хозяйственному обеспечению, преодоление различных естественных препятствий. Страховка и самостраховка. Развертывание и свертывание бивака. Использование карты и компаса, сличение карты с местностью, ведение группы по азимуту. Ориентирование по небесным светилам днем и в сумерках. Проведение наблюдений, вычерчивание схем, нанесение дополнений и исправлений на карту, фотографирование, ведение записей, организация и проведение экскурсии, сбор экспонатов


Календарный учебный график


№ п\п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

июнь

01.06

16.00-18.00

практическое занятие

2

Введение

Природа родного края и его история

спортивная площадка

тестирование опрос

2

июнь

04.06

16.00-18.00

практическое занятие

2

Туристская группа в походе

спортивная площадка

тестирование

3

июнь

08.06

16.00-18.00

практическое занятие

2

Обеспечение безопасности

Ориентирование по компасу

спортивная площадка

опрос

4

июнь

11.06

16.00-18.00

практическое занятие

2

Топографические знаки

спортивная площадка

опрос

5

июнь

15.06

16.00-18.00

практическое занятие

2

Ориентирование с помощью карты и компаса

спортивная площадка

опрос

6

июнь

18.06

16.00-18.00

практическое занятие

2

Туристское снаряжение Туристский бивак

спортивная площадка

тестирование

7

июнь



22.06

16.00-18.00

практическое занятие

2

Гигиена туриста. Доврачебная помощь

спортивная площадка

опрос

8

июнь

25.06

16.00-18.00

практическое занятие

2

Техника и тактика пешеходного туризма

Подготовка похода

Зачетный поход

спортивная площадка

тестирование

2.4. Условия реализации программы


Формы аттестации: в соответствии с количеством часов, отведенных по примерному плану занятий объединения, рекомендуется провести в течение учебного курса проведения похода выходного дня. В результате этого похода дети приобретут опыт движения по маршрутам, ознакомятся с природой и достопримечательностями родного края


ЛИТЕРАТУРА.

для педагога

Основная:

Методические рекомендации В. Г. Варламов, Центральный совет по туризму и экскурсиям Центральное рекламно-информационное бюро “Турист”, Москва—1983

Дополнительная:

Гуляев В. Г. Организация туристической деятельности. — М.: Нолидж, 1996.

Джон Уайзман. SAS. Руководство по выживанию. М. Атрель. 2005г.

Линчевский, Э.Э. Психологический климат туристской группы/Э.Э. Линчевский, - М.:"Физкультура и спорт", 1981г.-126с.

Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные/Ю.А. Штюмер, - М. "Физкультура и спорт". 1983.-144с.


для обучающихся

Верзилин, Н. По следам Робинзона/ Н. Верзилин, - Л.: "Детская литература", 1974.-254с.

Дихтярев, В. Я. Вся жизнь – поход / В.Я. Дихтярев, -М.: ЦДЮТур, 1999. http://skitalets.ru/index.htm

Штюрмер Ю.А. Карманный справочник туриста /Ю.А. Штюмер, - М. "Профиздат". 1982. http://skitalets.ru/index.htm

Бардин, К.В. Азбука туризма/ К.В. Бардин, - М.: Просвещение, 1981.-205с.



Использованные материалы и Интернет-ресурсы


Методические рекомендации В. Г. Варламов, Центральный совет по туризму и экскурсиям Центральное рекламно-информационное бюро “Турист”, Москва—1983 - http://refdb.ru/look/2645015.html





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!