Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Ардатовская школа № 2 им. С.И. Образумова"
Принята на заседании Утверждена педагогического совета приказом МБОУ АСШ №2
от 30 августа 2023 г. от 01.09.2023 г. №377/1
протокол №11
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
технической направленности
" 3D-Model"
Возраст учащихся: 15-16 лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель:
Гайдыш Лариса Васильевна,
учитель информатики высшей квалификационной категории
р. п. Ардатов, 2023 г.
Оглавление
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы 3
1.1 Пояснительная записка 3
1.2 Цель и задачи программы 4
1.3 Содержание программы 5
1.4 Планируемые результаты 8
Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий 9
2.1 Календарный учебный график 9
2.2 Условия реализации программы 10
2.3 Формы аттестации 10
2.4 Оценочные материалы 10
2.5 Методические материалы 11
2.6 Список литературы 13
Приложения 15
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "3D-Model" составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. №629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
4. СП.2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
5. СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
6. Уставом и локальными актами муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Ардатовская средняя школа № 2 им. С. И. Образумова".
Программа реализуется в рамках мероприятий федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" в части создания новых мест дополнительного образования детей в Центре дополнительного образования "Школа полного дня".
По направленности дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «3D-Model» является технической, так как направлена на начальное техническое моделирование - это первые шаги подростка в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей несложных технических объектов, полученных в результате работы в компьютерной программе на ноутбуках и при помощи 3D-сканера, с последующим распечатыванием на 3D-принтере.
Актуальность. Бурное развитие техники и технологий в последние десятилетия требуют от современного человека знаний из многих отраслей наук, использования технических средств и технологических систем, систем связи и обработки информации. Перед специалистами ставятся не только узкие профессиональные задачи, но и задачи, для решения которых требуются знания из смежных областей наук. .
В процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «3D-Model» школьники получают представление о трехмерном моделировании, назначении, промышленном и бытовом применении, перспективах его развития.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что обучающиеся знакомятся с трехмерным моделированием в 3D-редакторе Blender, доступном для работы как в объединении, так и дома. Эти компьютерная программа несложна в освоении. Практически с первых занятий обучающиеся выполняют мини-проекты, в которых подразумевается создание 3D-объектов с помощью программ и 3D-сканера, с последующим распечатыванием их на 3D-принтере.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей с 15 до 16 лет. Старший школьный возраст — период гражданского становления человека, его социального самоопределения, активного включения в общественную жизнь, формирования духовных качеств гражданина и патриота. Личность юноши и девушки складывается под влиянием совершенно нового положения, которое они начинают занимать по сравнению с подростком, в обществе, коллективе. Положение старших в школе, приобретение опыта серьезной общественной деятельности решающим образом сказываются на развитии личности учащихся IX—X классов. Учебная деятельность старших школьников значительно отличается по характеру и содержанию от учебной деятельности подростков. Дело не только в том, что углубляется содержание обучения. Основное отличие в том, что учебная деятельность старшеклассников предъявляет гораздо более высокие требования к их умственной активности и самостоятельности. Для того чтобы глубоко усваивать программный материал, необходим достаточно высокий уровень развития обобщающего, понятийного мышления. Трудности, которые нередко испытывает в процессе учения старшеклассник, прежде всего связаны с неумением учиться в этих новых условиях, а не с нежеланием учиться. Основные виды деятельности в этот период это учение, труд, общение. Возрастные особенности этого периода :целеустремленность, настойчивость, требовательность к себе, самоопределение в будущей профессиональной деятельности. Главной задачей педагога является направить старшеклассника на достижение поставленной цели, расставить правильные мотивы и помочь с формирование правильной гражданско-правовой позиции.
Уровень программы – стартовый.
Объём и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения, 72 (2 группы по 36 ч.) часа в год. Программа краткосрочная.
Формы организации образовательного процесса:
Форма обучения – очная.
Форма проведения занятий – аудиторная.
Форма организаций - занятия проводятся по группам и включают: теоретические занятия, выполнение практических заданий, практические занятия на 3D-принетере, работу с программными пакетами и техническими средствами, работу с информацией в сети Интернет. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, иногда ведётся с применением электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Режим занятий. Программа реализуется в течение одного учебного года, включая каникулярное время. Периодичность занятий: 1 раз в неделю по 2 часа по группам.
1.2 Цель и задачи программы
Цель: реализация способностей и интересов у школьников в области 3D-моделирования.
Задачи:
Обучающие:
сформировать представление об основах 3D-моделирования;
изучить основные принципы создания трехмерных моделей;
формирование представления об основных возможностях создания и обработки изображения в программе Blender;
формирование навыков создания трёхмерных картинок, используя набор инструментов, имеющихся в изучаемом приложении;
знакомство с основными операциями в 3D – среде.
Развивающие:
развивать познавательный интерес, внимание, память;
развивать пространственное мышление за счет работы с пространственными образами (преобразование этих образов из двухмерных в трехмерные и обратно, и т.д.).
развивать логическое, абстрактное и образное мышление;
формировать представления о возможностях и ограничениях использования технологии трехмерного моделирования;
развивать коммуникативные навыки, умение взаимодействовать в группе;
формировать творческий подход к поставленной задаче;
развивать социальную активность.
Воспитательные:
осознавать ценность знаний по трехмерному моделированию;
воспитывать доброжелательность по отношению к окружающим, чувство товарищества; воспитывать чувство ответственности за свою работу;
воспитывать информационную культуру как составляющую общей культуры современного человека;
воспитывать командный дух;
воспитывать сознательное отношение к выбору образовательных программ, где возможен следующий уровень освоения трехмерного моделирования и конструирования, как основы при выборе инженерных профессий.
1.3 Содержание программы
№ | Название разделов | Год обучения | Кол-во часов |
1 полугодие | 2 полугодие | |
|
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2 | Кейс 1. «Основы работы в программе Blender» | 6 | - | 6 |
3 | Кейс 2. «Простое моделирование» | 6 | 16 | 22 |
4 | Кейс 3. «Индивидуальные проекты» | - | 3 | 5 |
Итоговая аттестация | 2 |
5 | Итоговое занятие | - | 2 | 2 |
Всего часов: | 13 | 23 | 36 |
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
всего | теория | практика |
1 | Знакомство. Техника безопасности. Вводное занятие | 1 | 1 | - | беседа |
Кейс 1. «Основы работы в программе Blender» - 6 часов |
2 3 | Знакомство с 3D-сканером, с 3D-принтером, c программой Blender. Демонстрация возможностей, изучение интерфейса. Основы обработки изображения. Практическая работа «Снеговик» | 2 | 1 | 1 | Демонстрация решения кейса |
4 5 | Примитивы. Ориентация в 3D – пространстве. Перемещение и изменение объектов. Выравнивание, группировка, дублирование и сохранение объектов. Практическая работа «Фонарь» | 2 | 1 | 1 |
6 7 | Простая визуализация и сохранение растровой картинки. Практическая работа «Слоник» | 2 | 1 | 1 |
Кейс 2. «Простое моделирование» -22 часа |
8 9 | Добавление объектов. Режимы объектного редактирования. Практическая работа «Яблоко» | 2 | 1 | 1 | Демонстрация решения кейса |
10 11 12 13 | Экструдирование (выдавливание) в Blender. Сглаживание объектов. Практическая работа «Логотип программы Blender» | 4 | 2 | 2 |
14 15 16 17 | Инструмент Spin(вращение) Практическая работа «Бокал» | 4 | 2 | 2 |
18 19 20 21 | Базовые приемы работы с текстом в Blender. Практическая работа «Зонтик» | 4 | 2 | 2 |
22 23 24 25 | Модификаторы в Blender. Практическая работа «Шахматная фигура» | 4 | 2 | 2 | Демонстрация решения кейса |
26 27 28 29 | Добавление материала. Свойства материала. Текстуры в Blender. Практическая работа «Мяч» | | 4 | 2 | 2 |
Кейс 3. «Индивидуальные проекты» - 7 часов |
30 31 32 | Подготовка защиты проекта. | 3 | 1 | 2 | Беседа |
33 34 | Итоговая аттестация | 2 | - | 2 | Защита проекта |
35 36 | Заключительное занятие. Подведение итогов работы. | 2 | 1 | 1 | Анкетирование |
1. Знакомство. Техника безопасности. Вводное занятие.
2. Кейс 1:«Основы работы в программе Blender»
Знакомство с 3D-сканером, с 3D-принтером, программой Blender. Демонстрация возможностей, элементы интерфейса Blender. Основы обработки изображений. Примитивы. Ориентация в 3D-пространстве, перемещение и изменение объектов в Blender. Выравнивание, группировка и сохранение объектов. Простая визуализация и сохранение растровой картинки.
Практическая работа «Снеговик»
Практическая работа «Фонарь».
Практическая работа «Слоник»
Умения:
Анализировать графические программы с точки зрения 3D-моделирования; анализировать пользовательский интерфейс программного средства; реализовывать технологию выполнения конкретной ситуации с помощью редактора трехмерной графики. Уметь передвигаться по 3D пространству помощью клавиш. Уметь центрировать, перемещать вращать, масштабировать объект- изменять размеры объектов Блендер, создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами. Работать с мэш-объектами среды трехмерного моделирования, определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию моделей.
3. Кейс 2: «Простое моделирование»
Добавление объектов. Режимы объектный и редактирования Экструдирование (выдавливание) в Blender. Сглаживание объектов в Blender. Экструдирование (выдавливание) в Blender. Подразделение (subdivide) в Blender Инструмент Spin (вращение). Модификаторы в Blender. Логические операции Boolean. Базовые приемы работы с текстом в Blender. Модификаторы в Blender. Mirror – зеркальное отображение. Модификаторы в Blender. Array – массив. Добавление материала. Свойства материала. Текстуры и анимация в Blender.
Практические работы: «Яблоко», «Логотип программы Blende», «Бокал», «Зонтик», «Шахматная фигура», «Мяч».
4. Кейс 3. «Индивидуальные проекты»
Подготовка проектов с использованием 3D-сканера. Защита проектов. Печать результатов проектов на 3D-принтере.
Итоговая аттестация. Защита проекта.
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
информационная культура;
любознательность, сообразительность при выполнении творческой работы;
настойчивость, целеустремленность, умения решать поставленные задачи;
стремление к самостоятельной творческой работе;
устойчивый интерес и стремление к продолжению обучения по программам технической направленности в области 3D-моделирования
будут развиты:
пространственное воображение и инженерное мышление, научное любопытство и умения задавать вопросы, преодоления трудностей в познании нового;
память, внимание, аналитическое мышление;
Метапредметные результаты:
будут развиты - пространственно-логическое мышление, творческий подход к решению задач по трехмерному моделированию;
будут уметь
использовать компетенции трехмерного моделирования для разработки и создания 3D-моделей;
ставить цель по созданию творческой работы, планировать достижение этой цели;
оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла;
строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, способы взаимодействия;
будут иметь представление о сферах применения трехмерного моделирования.
Предметные результаты:
будут знать
основную терминологию трехмерного моделирования;
базовые принципы создания трехмерной модели;
компьютерные программы для трехмерного моделирования;
базовые принципы работы 3D- сканеров, 3D-принтеров и подготовки модели для 3D-печати;
будут уметь
читать простые чертежи деталей;
осуществлять 3D-моделирование, в том числе с помощью 3D- сканера;
применять основные технологии подготовки модели к 3D-печати на 3D-принтере;
применять полученные знания для выполнения проектов.
Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Год обучения | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Всего учебных часов /недель/дней |
| 04.09-10.09 | 11.09-17.09 | 18.09-25.09 | 26.09-01.10 | 02.10-08.10 | 09.10-15.10 | 16.10-22.10 | 23.10-29.10 | 30.10-05.11 | 06.11-12.11 | 13.11-19.11 | 20.11-26.11 | 27.11-03.12 | 04.11-10.12 | 11.12-17.12 | 18.12-24.12 | 25.12-31.12 | 01.01-07.01 | 08.01-14.01 | 15.01-21.01 | 22.01-28.01 | 29.01-04.02 | 05.02-11.02 | 12.02-18.02 | 19.02-25.02 | 26.02-03.03 | 04.03-10.03 | 11.03-17.03 | 18.03-24.03 | 25.03-31.03 | 01.04-07.04 | 08.04-14.04 | 15.04-21.04 | 22.04-28.04 | 29.04-05.05 | 06.05-12.05 | 13.05-19.05 | 20.05-26.05 | 27.05-02.06 | 03.05-09.06 | 10.06-16.06 | 17.06-23.06 | 24.06-30.06 | 01.06-07.07 | 08.07-14.07 | 15.07-21.07 | 22.07-28.07 | 29.07-04.08 | 05.08-11.08 | 12.08-18.08 | 19.08-25.08 | 26.08-01.09 | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | |
1 год обучения | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | | | | | | | | | | | | | | | | 72/39/ 37 |
Аттестация Ведение занятий по расписанию
2
Каникулярный период Общая нагрузка 7 2.2 Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходима следующая материальная база.
Кабинет для занятий должен быть удобным, хорошо освещенным, просторным и проветриваемым.
В ходе обучения используется следующий программно-методический комплект:
| 3D-сканер | 1 шт |
| 3D-принтер | 1шт |
| Стол шестиугольный | 1 шт |
| Стул ученический | 12 шт |
| Стол педагога | 1 шт |
| Стул педагога | 1 шт |
| Ноутбук ученика | 12 шт |
| Ноутбук учителя | 1 шт |
| Интерактивный комплекс (доска+проектор) | 1 шт |
Информационное обеспечение: презентации; видеоролики; интернет источники 2.3 Формы аттестации
В процессе изучения программы для оценки текущей работы используются следующие методы: педагогическое наблюдение, выполнение проектных заданий по теме Кейса и демонстрация своих работ перед группой, распечатанных на 3д-принтере, участие в конкурсах.
Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – защита проекта. Это мероприятие является контрольным и служит показателем освоения детьми программы. Итоговая аттестация обучающихся проводится по результатам подготовки и защиты проекта.
2.4 Оценочные материалы
Критерии оценки учебных результатов программы
Работа обучающихся, оценивается по результатам освоения программы (высокий, средний и низкий уровни). По предъявлению знаний, умений, навыков. Возможности практического применения в различных ситуациях – творческого использования.
Высокий уровень освоения программы | учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; показывает широкие возможности практического применения в собственной творческой деятельности приобретенных знаний умений и навыков |
Средний уровень освоения программы | Обчающийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; может применять на практике в собственной творческой деятельности приобретенные знания умения и навыки |
Низкий уровень освоения программы | Обучающийся демонстрирует слабую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; не стремится самостоятельно применять на практике в своей деятельности приобретенные знания умения и навыки |
Итоговой аттестацией программы является проект. Критерии оценивания проектов и публичной их защиты – Приложение №1.
Критерии уровня баллов: 39 – 29 баллов – высокий уровень; 28 – 15 баллов – средний уровень; 14 – 0 балла – низкий уровень.
2.5 Методические материалы
Методы обучения и воспитания
Методы обучения:
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (беседа, объяснение, рассказ);
- наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций);
- практический (тренировочные упражнения).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
- репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
- частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
Методы воспитания:
- методы формирования сознания (методы убеждения);
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения;
- методы стимулирования поведения и деятельности.
Формы организации учебного занятия
Основными формами проведения занятий являются: лекция, практическое занятие.
Педагогические технологии
На занятиях объединения используются следующие современные педагогические технологии:
Личностно – ориентированные технологии:
- технология полного усвоения знаний, основанная на общей установке: все учащиеся способны полностью усвоить необходимый материал при условии рациональной организации учебно-тренировочного процесса;
- технология разноуровнего обучения, в качестве теоретического обоснования используют теорию структуры личности, предполагают дифференцированное обучение с целью выполнения заданий по силам и продвижению каждого теннисиста вперед.
Здоровьесберегающие технологии:
наличие эмоциональных разрядок на занятиях;
использование упражнений для глаз;
мобилизация внутренних сил (похвала, поддержка)
Целью здоровьесберегающих технологий должно выступать обеспечение условий физического, психологического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья юных спортсменов, их продуктивной учебно – познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.
Алгоритм учебного занятия
Занятия строятся по следующему алгоритму.
1 этап: организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2 этап: проверочный.
Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), диагностика усвоения, выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей.
4 этап: основной.
В качестве основного этапа выступают следующие:
1) Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.
Содержание этапа: при усвоении новых знаний используются задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
2) Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция.
Содержание этапа: применяются пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или их обоснованием.
3) Закрепление знаний и способов действий.
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий.
Содержание этапа: применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.
4) Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме.
Содержание этапа: распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
5 этап: контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Содержание этапа: используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
6 этап: итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Содержание этапа: сообщаются ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощрение ребят за учебную работу.
7 этап: рефлексивный.
Задача: мобилизация детей на самооценку.
Содержание этапа: оценивается работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.
8 этап: информационный
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.
Содержание этапа: информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.
Типы занятий
- занятие изучения нового материала;
- занятия применения и совершенствования полученных знаний;
- комбинированные занятия;
- контрольные занятия.
2.6 Список литературы
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (действующая редакция).
2. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. №629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей".
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
6. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р "Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р" (вместе с "Концепциейразвития дополнительного образования детей до 2030 года").
7. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию инациональным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерацииот 28 сентября 2020г. N28 г.Москва "Об утверждении санитарных правил СП.2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. N2 г.Москва "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН151.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
10. Письмо Министерства просвещения РФ от 1 ноября 2021 г. № АБ-1898/06 "О направлении методических рекомендаций. Методические рекомендации по
приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в
образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата Федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
11. Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.10.2018 № 1135-р "О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей".
12. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)".
13. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 № ДГ245/06 "О направлении методических рекомендаций": Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
14.Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Ардатовская средняя школа №2 им. С.И. Образумова".
Список литературы для педагога
1. Журнал «Педагогическая мастерская. Все для учителя!». №9 (57). Сентябрь 2015г.
2. Мазепина Т. Б. Развитие пространственно-временных ориентиров ребенка в играх, тренингах, тестах/ Серия «Мир вашего ребенка». — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 32 с.
3. Найссер У. Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психологии – М.: Прогресс, 2007 – 347 с.
4. Пожиленко Е. А. Энциклопедия развития ребенка: для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей. — СПб. : КАРО, 2006. — 640 с.
5. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. - М.: Педагогика, 1980. — 239 с.
6. Елена Огановская, Светлана Гайсина, Инна Князева/ Робототехника, 3D-моделирование и прототипирование в дополнительном образовании. Реализация современных направлений в дополнительном образовании. Методические рекомендации. . 5-7, 8(9) классы / - КАРО, 2019. – 208 с.
7. Григорьев, Д. В. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – http://www.tiuu.ru/content/pages/228.html
8. Сайт К. Полякова - https://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm
9. Справочное руководство Blender 4.1 - https://docs.blender.org/manual/ru/dev/
10. http://3Dtoday.ru – энциклопедия 3D-печати.
Список литературы для учащихся, родителей
Справочное руководство Blender 4.1 - https://docs.blender.org/manual/ru/dev/ Сайт К. Полякова - https://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm
3. https://3dtoday.ru/ – энциклопедия 3D печати
http://video.yandex.ru - уроки в программах Autodesk 123D design, 3D MAX
www.youtube.com - уроки в программах Autodesk 123D design, 3D MAX
Приложения
Приложение 1
Критерии оценивания открытой защиты проектов
Критерии оценки проекта | Содержание критерия оценки | Количество баллов |
1. Соответствие сообщения заявленной теме, целям и задачам проекта (до 2 баллов) | Соответствует полностью | 2 |
Есть отдельные несоответствия | 1 |
В основном не соответствует | 0 |
2. Понимание проблемы и глубина её раскрытия (до 5 баллов) | Проблема раскрыта полно, проявлена эрудированность в её рассмотрении | 4-5 |
Проблема раскрыта частично | 2-3 |
Проблема представлена поверхностно | 0-1 |
3. Представление собственных результатов исследования (до 4 баллов) | Представлена оценка и анализ собственных результатов исследования | 3-4 |
Представлены собственные результаты | 2-3 |
Результаты не соотнесены с позицией автора или не представлены | 0-1 |
4. Структурированность и логичность сообщения, которая обеспечивает понимание и доступность содержания (до 3 баллов) | Структурировано, обеспечивает понимание и доступность содержания | 2-3 |
Структурировано, но не обеспечивает понимание и доступность содержания | 1 |
Структура отсутствует | 0 |
5. Культура выступления (до 6 баллов) | Налажен эмоциональный и деловой контакт с аудиторией, грамотно организовано пространство и время | 4-6 |
Названные умения предъявлены, но владение неуверенное | 2-3 |
Предъявлены отдельные умения, уровень владения ими низок | 0-1 |
6. Грамотность речи, владение специальной терминологией по теме работы в выступлении (до 6 баллов) | Речь грамотная, терминологией владеет свободно, применяет корректно | 4-6 |
Владеет свободно, применяет неуместно, либо ошибается в терминологии | 2-3 |
Не владеет или владеет слабо | 0-1 |
7. Наличие и целесообразность использования наглядности, уровень её представления (до 4 баллов) | Наглядность адекватна, целесообразна, представлена на высоком уровне | 3-4 |
Целесообразность неоднозначна, средний уровень культуры представления | 1-2 |
Наглядность неадекватна содержанию выступления, низкий уровень представления | 0 |
8. Культура дискуссии – умение понять собеседника и убедительно ответить на его вопрос (до 5 баллов) | Ответил полно на все вопросы | 3-5 |
Ответил на часть вопросов, либо ответы неполные | 1-3 |
Не ответил | 0 |
9. Особое мнение жюри | До 4-х баллов с формулировкой «За что?» | |
10. Соблюдение регламента | Несоблюдение регламента - каждая просроченная минута – минус балл | |
Итого: | | Мах 39 |
Приложение 2
Анкета для обучащихся в конце учебного года
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
1. На занятия в объединение иду с радостью.
2. На занятиях я узнаю много нового, интересного, приобретаю новые умения и навыки.
3. В нашем объединении хороший педагог.
4. К нашему педагогу можно обратиться в сложной жизненной ситуации.
5. В группе я могу всегда свободно высказать мнение.
6. Здесь у меня обычно хорошее настроение..
7. Я считаю, что меня здесь готовят к самостоятельности.
8. Я считаю, что здесь созданы условия для развития моих способностей.
Приложение 3
Гимнастика для глаз
Вариант 1.
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4 затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Вариант 2.
1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движет, глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
Вариант 3.
1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.
2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз
3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см, счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения в правую сторону, столько в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза. Физкультминутка общего воздействия.
Приложение 4
И Н С Т Р У К Ц И Я
по охране труда учащихся
в кабинете информатики и информационных технологий
1. Общие требования безопасности
В кабинете информатики и информационных технологий установлена дорогостоящая, сложная и требующая осторожного и аккуратного обращения аппаратура: персональные компьютеры (ПК), принтер, другие технические средства. Во время работы лучевая трубка монитора работает под высоким напряжением. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и мониторами может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание аппаратуры.
1.1. К работе в кабинете информатики и информационных технологий допускаются учащиеся, которые получили инструктаж учителя.
1.2. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для учащихся, работающих в кабинете информатики и информационных технологий.
1.3. Соблюдайте пожарную безопасность в кабинете.
1.4. При обнаружении неисправности аппаратуры (появление необычного звука, самопроизвольное отключение и т.п.) немедленно прекратите работу и поставьте в известность учителя.
1.5. В случае получения травмы, а также при плохом самочувствии необходимо сообщить об этом учителю.
1.6. Для оказания первой медицинской помощи при травмах в кабинете имеется аптечка, которая хранится в специальном шкафчике с красным крестом на дверце.
1.7. Соблюдайте правила личной гигиены, держите руки в чистоте.
1.8. Пребывание учащихся в помещении кабинета допускается только в присутствии учителя.
1.9. Лица, нарушившие требования инструкции по охране труда, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Проверьте исправность оборудования, вентиляции, освещения.
2.2. Убедитесь в отсутствии видимых повреждений рабочего места, оборудования.
2.3. Разместите на столе тетрадь, учебное пособие, журнал так, чтобы они не мешали работе на компьютере.
2.4. Во время работы ПК лучевая трубка монитора является источником электромагнитного излучения, которое при работе вблизи экрана неблагоприятно действует на зрение, вызывает усталость и снижение работоспособности. Поэтому надо работать на расстоянии 60-70 см, допустимо не менее 50 см, соблюдая правильную осанку, не сутулясь, не наклоняясь, имеющим очки для постоянного ношения — в очках.
2.5. Нельзя работать при недостаточном освещении, при плохом самочувствии.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Плавно нажимайте на клавиши не допуская резких ударов.
3.3. Не пользуйтесь клавиатурой, если не подключено напряжение.
3.4. Работайте на клавиатуре чистыми руками.
3.5. Никогда не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры.
3.6. Запрещается:
3.6.1. Трогать разъемы соединительных кабелей.
3.6.2. Прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления.
3.6.3. Прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора и клавиатуры.
3.6.4. Класть предметы на монитор и клавиатуру.
3.6.5. Работать во влажной одежде и влажными руками.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При возникновении аварийной ситуации необходимо четко выполнять указания учителя и при необходимости эвакуироваться из помещения.
4.2. При обнаружении неисправности в электрическом оборудовании, находящемся под напряжением, немедленно отключить источник электропитания и сообщить об этом учителю.
4.3. При получении травмы или внезапного заболевания учащиеся немедленно обращаются к учителю. Первую медицинскую помощь оказывают на месте. При необходимости вызывают врача.
5. Требования безопасности по окончании работы.
5.1. Отключите питание электрооборудования (ПК и монитора).
5.2. Приведите рабочее место в порядок.
5.3. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.