СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Юный волейболист"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Юный волейболист"»

Приложение 3

Отдел образования администрации

Ржаксинского района Тамбовской области


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ржаксинская средняя общеобразовательная школа № 2

имени Героя Советского Союза Г.А. Пономарёва»

Ржаксинского района Тамбовской области



Рассмотрено на заседании МО протокол № 1 от 31.08. 2022 г.

Утверждено приказом

директора школы № 131/3 от 02.09. 2022 г.




Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности



«Юный волейболист»

(стартовый уровень)






Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 10-16 лет

Автор-составитель программы:

педагог дополнительного образования

Г.А. Дмитриева















С. Протасово, 2022 год


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ


1. Учреждение

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Г.А.Пономарёва» Ржаксинского района Тамбовской области в с.Протасово

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный волейболист»

3. Сведения об авторах:

3.1. Ф.И.О., должность

Дмитриева Галина Александровна, педагог дополнительного образования

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

- Устав МБОУ «Ржаксинская СОШ №2 им. Г.А.Пономарёва»

4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

физкультурно-спортивная

4.4. Уровень освоения программы

стартовый

4.5. Вид программы

общеразвивающая

4.6. Возраст учащихся по программе

10-16 лет

4.7.Продолжительность обучения

1 год







1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


1.1. Пояснительная записка

Направленность: физкультурно-спортивная.

Новизна:  новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено

уделить большее количество учебных часов на разучивание и

совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу

со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе.

Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку,

которой в других программах уделено мало внимания. Кроме этого, по ходу

реализации программы предполагается использование ИКТ для поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.

Актуальность: программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.

Педагогическая целесообразность: позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.

Отличительная особенность программы: является упор на изучение новейших

тактических действий и приёмов и современных методических приёмов, что

позволяет достигнуть более высокого результата в игре, а также внедрение в

процесс обучения активной психологической подготовки. Занятия по ней

позволяют объединять мальчиков и девочек в одну группу.

Адресат программы: программа «Юный волейболист» рассчитана на работу с учащимися в возрасте 10 - 16 лет.

Условия набора учащихся: для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний) без предварительного отбора.

Количество учащихся: 10-12 человек.

Объем и срок освоения программы: программа «Юный волейболист» рассчитана на один год обучения с общим количеством учебных часов – 36 часов.

Формы и режим занятий: система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные, групповые и индивидуальные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.

1 занятие в неделю (1 час)

Количество часов в год - 36 часов

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

-индивидуальная,

-групповая,

-работа по подгруппам.


1.2.Цель и задачи программы


Цель образовательной программы: укрепление здоровья обучающихся, содействие правильному физическому развитию; развитие основных двигательных качеств, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание коммуникативных качеств.


Задачи программы:

Образовательные:

- обучить техническим приёмам и правилам игры;

- обучить тактическим действиям;

- обучить приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях;

- обучить овладение навыками регулирования психического состояния.

Воспитательные:

- воспитывать выработку организаторских навыков и умения действовать в коллективе;

- воспитывать чувство ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;

- воспитывать привычку к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;

-воспитывать потребность к ведению здорового образа жизни.

Развивающие:

- развивать повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;

- развивать совершенствование навыков и умений игры;

- развивать физические качества, расширять функциональные возможности организма.

Этапы, методы и приемы обучения:

Этапы обучения:

1. Ознакомление с разучиваемым действием

2. Разучивание двигательного действия.

3. Повторение.

4. Проверка успеваемости

Методы обучения:

-инструктирования (объяснение и показ)

- разучивание (целостное и расчлененное)

-исправление ошибок

-закрепления разученного движения

-анализ и оценка успеваемости.

Приемы обучения:

- Общее ознакомление с техническим приемом;

- Разучивание технического приема в упрощенных условиях;

- Разучивание технического приема в условиях, близких к игровым;

- Закрепление технического приема.



1.3 Содержание программы


Учебно-тематический план:


п/п

Содержание изучаемого курса

Количество часов

Теорет. виды занятий

Практ. виды

занятий

Формы контроля


1

Теоретическая подготовка

1

1


Зачет

2

Общая физическая подготовка

12


12

Контр.испытания

3

Специальная физическая подготовка

5


5

Зачет

4

Техническая подготовка

8


8

Контр.испытания

5

Тактическая подготовка

3


3

Контр.испытания

6

Интегральная подготовка

3


3

Игра

Матчевые встречи

7

Соревнования

2


2

Зачетная игра, результат

Матчи на кубок и приз организации

8

Контрольные испытания. Итоговое занятие

2


2

Контр.испытания


Итого

36

1

35



Содержание изучаемого курса рассматривает:

Тема 1: Теоретическая подготовка

Теория: инструктаж по ТБ. Гигиена волейболиста. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Внешний вид, гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом.

История развитие волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и в мире. Правила игры в волейбол.

Тема 2: Общая физическая подготовка

Теория: Значение общей физической подготовки спортсмена. Значение ОРУ перед началом тренировки.

Практика: Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения.

Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие.

Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног.

Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки.

Тема 3: Специальная физическая подготовка

Теория: Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передачи мяча. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.

Практика: Прыжковые упражнения, имитация нападающего удара, имитация блокирования. Упражнения с набивными и теннисными мячами, развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации. Смена игровых действий и перемещений по сигналу тренера. Игры и эстафеты с препятствиями. Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом. Необходимые упражнения для выполнения приема и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх. Развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча в прыжке из-за головы двумя руками через сетку.

Тема 4: Техническая подготовка 

Теория: Специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи, нападающие удары, блокирование.

Практика: Стойка волейболиста, поза готовности к перемещению и выходу в исходное положение для выполнения технического приема.

Передача мяча сверху двумя руками вверх-вперед (в опорном прыжке) Нижняя прямая подача мяча. Прием мяча снизу двумя руками. Верхняя прямая подача мяча. Передача мяча через сетку в прыжке. Передача мяча двумя руками назад. Прямой нападающий удар. Одиночное блокирование.

Тема5: Тактическая подготовка

Теория: Научить принимать правильное решение и быстро выполнить его в различных игровых ситуациях. Умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия. Умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником.

Практика: Обучение занимающихся тактическим действиям, индивидуальным, групповым, командным, в нападении и защите. Во время игры наблюдение за партнером и соперником. Наблюдение за траекторией полета мяча и умение быстро принять правильное решение, как действовать в данной ситуации.  Обратить внимание на расположение игроков на площадке, (в какое место площадки) отправлять мяч, какой игровой прием применить.

Тема 6: Интегральная подготовка.

Теория: Система тренировочных воздействий. Физическая, тактическая, техническая подготовка в игровой и соревновательной деятельности.

Практика: Упражнения для решения задач различных видов подготовки. Упражнения на переключение с одних действий на другие, (нападение-защита, защита-нападение, нападение-защита-нападение). Учебные игры с заданием по технике и тактике игры. Игры с установками на игру.

Тема 7: Соревнования.

Теория: Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Обязанности судей. Содержание работы главной судейской коллегии. Методика судейства.

Практика: Участие в  внутри школьных соревнованиях, товарищеских матчах. Участие в районных и городских соревнованиях.

Тема 8: Итоговое занятие.

Теория: Знание правил игры в волейбол.

Практика: Сдача контрольных нормативов по ОФП. Прыжок в длину, прыжок в высоту, метание набивного мяча. Сдача контрольных нормативов по технике игры в волейбол Подача мяча верхняя и нижняя, передача верхняя и нижняя, нападающий удар.



1.4.Планируемые результаты освоения программы:

К концу обучения по данной программе учащиеся должны

знать:

  • что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье;

  • как правильно распределять свою физическую нагрузку;

  • правила игры в волейбол;

  • правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;

  • правила проведения соревнований;

уметь:

  • проводить специальную разминку для волейболиста

  • овладеют основами техники волейбола;

  • овладеют основами судейства в волейболе;

  • вести счет;

Разовьют следующие качества:

  • улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;

  • улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам;

  • повысятся адаптивные возможности организма - противостояние условиям внешней среды стрессового характера;

  • коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.

Предметные результаты – формирование навыков игры в волейбол, применения технологий, приемов и методов работы по программе, приобретение опыта физкультурно-спортивной деятельности.

Личностные результаты – развитие положительных личностных качеств учащихся (трудолюбия, упорства, настойчивости, умения работать в коллективе, уважение к людям).

Метапредметные результаты – формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • понимать задачи, поставленные педагогом;

  • знать технологическую последовательность выполнения работы;

  • правильно оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • научиться проявлять творческие способности;

  • развивать сенсорные и моторные навыки.

Коммуникативные УУД:

  • учиться работать в коллективе;

  • проявлять индивидуальность и самостоятельность.



  1. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


2.1.Календарный учебный график

Учебный год по дополнительной общеобразовательной программе «Юный волейболист» для учащихся начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая.


Учебный триместр

Даты

начала

и окончания триместра

Сроки

каникул

Число

учебных

недель по программе

Число

учебных

дней по

программе

Количество

учебных

часов по

программе



Первый триместр

01.09 – 19.11

20.11 – 26.11

11

11

11

Второй триместр

27.11 – 18.02

19.02 – 25.02

12

12

12

Третий триместр

26.02 – 31.05

01.06 – 31.08

13

13

13



ИТОГО

36 недель

36 дней

36 часов


2.2.Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение программы

Для занятий по программе требуется:

спортивный школьный зал 9 x 18

спортивный инвентарь и оборудование:

  1. сетка волейбольная - 1шт.

  2. стойки волейбольные - 2 шт.

  3. гимнастическая стенка - 1 шт.

  4. гимнастические скамейки - 4шт.

  5. гимнастические маты - 6шт.

  6. скакалки - 15 шт.

  7. мячи набивные (масса 1кг) - 3шт.

  8. мячи волейбольные - 8 шт.

  9. рулетка - 1шт.

Техническое оснащение

  • проектор;

  • экран;

  • видео – диски;

  • магнитофон;

  • компьютер.

Дидактическое обеспечение программы

  • Картотека упражнений по волейболу (карточки).

  • Картотека общеразвивающих упражнений для разминки

  • Схемы и плакаты освоения технических приемов в волейболе.

  • Электронное приложение к «Энциклопедии спорта»

  • «Правила игры в волейбол».

  • Видеозаписи выступлений учащихся.

  • «Правила судейства в волейболе».

  • Регламент проведения турниров по волейболу различных уровней.

Санитарно – гигиенические требования

Для реализации программы необходимо иметь:

  • светлое просторное помещение;

  • в кабинете осуществлять влажную уборку и проветривание;

  • аптечку с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.


Кадровое обеспечение

Педагоги, организующие образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной программе «Юный волейболист» должны иметь среднее профессиональное или высшее профессиональное образование по специальности.


2.3.Формы аттестации (контроля):

Основной показатель работы секции по волейболу - выполнение в конце года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно-качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.

Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений.

Контрольные тесты и упражнения проводятся 2 раза в год.

В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольные зачеты. Результаты контрольных испытаний являются основой для отбора в группы следующего этапа многолетней подготовки.

Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.

Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.

2.4.Оценочные материалы:


Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.

В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений.

Итоговая аттестация проводится в конце года и предполагает зачет в форме контрольной игры в волейбол. Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.

В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольные зачеты.

Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.

Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.

МОНИТОРИНГ

реализации образовательной программы

Вид контроля

Форма и содержание

Дата проведения

1.Вводный контроль.


Собеседование, тренировочные занятия

Сентябрь

2.Текущий контроль.


Соревнования, тренировочные занятия

В течение года.

3.Промежуточный контроль

Соревнования

Ноябрь, апрель

4.Контрольно-оценочные испытания

Контрольные испытания.

Соревнования.

Декабрь

Май



2.5.Методические материалы:


Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программебазового уровня «Юный волейболист» основано на следующих принципах:

-гуманизации образования (необходимость бережного отношения к каждому

ребенку как личности);

-от простого - к сложному (взаимосвязь и взаимообусловленность всех

компонентов программы);

-единства индивидуального и коллективного (развитие индивидуальных черт и

способностей личности в процессе коллективной деятельности, обеспечивающий слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности в процессе коллективных занятий);

-психологической комфортности (создание на занятии доброжелательной

атмосферы);

-индивидуальности (выбор способов, приемов, темпа обучения с учетом различия

детей, уровнем их физических способностей);

-дифференцированного подхода (использование различных методов и приемов

обучения, разных упражнений с учетом возраста, способностей детей);

-доступности и посильности (подача учебного материала соответственно

развитию творческих способностей и возрастным особенностям учащихся).


При реализации программы используется следующие методы обучения:

-словесный (беседа, рассказ, обсуждение, игра);

-наглядный (демонстрация видеоигр);

-репродуктивный (воспроизводящий);

-проблемно-поисковый (индивидуальный или коллективный способ решения

проблемы, поставленной перед учащимися).


При реализации программы используется следующие методы воспитания:

-упражнение (отработка и закрепление полученных компетенций);

-мотивация (создание желания заниматься определенным видом деятельности);

-стимулирование (создание ситуации успеха).


Основными формами образовательного процесса являются беседы, практические

занятия, игры. На всех этапах освоения программы используется

индивидуальная, парная и коллективная формы организации процесса обучения.


Для достижения цели и задач программы предусматриваются педагогические

технологии разноуровневого, развивающего, компетентностно– ориентированного, индивидуального, группового обучения, коллективной творческой деятельности. Данные технологии учитывают интересы, индивидуальные возрастные и психологические особенности каждого учащегося, уровень стартовых образовательных компетенций.




Методическое обеспечение

Тема занятий

Форма занятий

Приемы и методы

Дидактический материал, ТСО

Формы

подведения

итогов

Теоретическая подготовка

групповая

Метод инструктирования (объяснение и показ, лекции, беседы)

Слайдовая презентация, инвентарь

Зачет

Общая физическая подготовка


групповая

фронтальная тренировка

Методы: повторный, сопряженный, круговая тренировка, игровой, соревновательный

сп.инвентарь:

набивные, волейбольные мячи, волейбольная сетка,

Контр.испытания

Специальная физическая подготовка

групповая

фронтальная тренировка

Методы: повторный, сопряженный, круговая тренировка, игровой, соревновательный

сп.инвентарь:

набивные, волейбольные мячи, волейбольная сетка

Зачет

Техническая подготовка

групповая

Разучивание (целостное, расчлененное)

сп.инвентарь:

набивные, теннисные, волейбольные мячи, в. сетка


Контр.испытания

Тактическая подготовка

групповая

Наглядный метод

сп.инвентарь

набивные, волейбольные мячи, в. сетка

Контр.испытания

Интегральная подготовка

групповая

Метод исправления ошибок

сп. инвентарь:

набивные, волейбольные мячи, в. сетка

Игра

Матчевые встречи

Соревнования

командная

Метод анализа

сп. инвентарь:

волейбольные мячи, в. сетка

Зачетная игра, результат

Контрольные испытания (приемные, итоговые)

индивидуальная

Метод оценки успеваемости

сп.инвентарь

набивные, волейбольные мячи, в. сетка

Зачет Отборочные соревнования




Используемая литература для педагога:


1.Авилова С.А. «Игровые и рифмованные формы физических упражнений», 2007г.

2. Айриянц А.Г. «Волейбол», 2012г.

2. Белоножкина О.В. и др. «Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе»,2006г.

3. Железняк Ю.Д. «120 уроков по волейболу», 2014г.

4. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. «Волейбол», 2009г.

5. Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., О.С.Чехов «Подготовка юных

волейболистов», 2014г.

6. Железняк Ю.Д. «Учебная программа для детско-юношеских школ и школ олимпийского резерва», 2004г.

7. Матвеев А.П., Мельников С.Б. «Методика физического воспитания с основами и теории», 2008г.


Используемая литература для детей.

1.Гальцева Е.А., Власенко О.П. «Спортивный серпантин», 2006г.

2.Гаева О.А. «За здоровый образ жизни», 2006г.

3.Захарова Н.Я. «Формирование здорового образа жизни у младших школьников»,2007г.

4. Попова Е.В. «Дружить со спортом. Поддержка работоспособности школьника»,2007г.

5. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 256 с.

Интернет-сайты:

  • http://spo.1september.ru Газета в газете «Спорт в школе».

  • http://www.abcsport.ru/ Обзор спортивных школ и спортивных обществ.

Новости спорта, освещение событий. Тематический каталог по различным видам спорта.

Глоссарий

Блок – приём защиты, с помощью которого преграждается путь мячу, идущему от соперника. Осуществляется выносом любой части тела выше верхнего края сетки, но высота контакта с мячом может быть любой.

– групповой (коллективный): блок, выполняемый двумя или тремя игроками.

– уступом: игрок четвертой зоны находится в метре от сетки и отвечает за оборону на всей сетке, помогая партнерам перекрыть атаку на всех направлениях.

Блокер – (разг.) блокирующий.

Блокировка – (устар.) то же, что блок.

Бросок – действие на блоке или при атакующем ударе на сетке, во время которого происходит длительное касание руки и мяча.  

Вбить кол (гвоздь) – (разг.) совершить мощнейший нападающий удар.  

Вдогонку – комбинация, при которой игрок первого темпа идёт на нападающий удар из-за спины связующего и прыгает в метре-полутора впереди него.  

Взлёт (то же, что квик) – комбинация, при которой игрок совершает прыжок до момента передачи.

Возврат – комбинация, при которой игрок первого темпа идёт на взлёт, а игрок второго темпа демонстрирует выход к сетке по типу комбинации «крест» или «обратная волна», но после этого возвращается в свою зону, где и совершает нападающий удар.

Волна – комбинация, при которой к сетке на нападающий удар поочерёдно по параллельным траекториям выходят игроки первого и второго темпа.

– обратная: игрок первого темпа идёт на нападающий удар в четвёртой зоне, игрок второго темпа – в третьей;

прямая: игрок первого темпа идёт на нападающий удар в третьей зоне, игрок второго темпа – в четвёртой.

– смешанная: игрок первого темпа идёт на нападающий удар в третьей зоне, игрок второго темпа – во второй.

Впрыжка (то же, что вход в зону, отсечение) – комбинация, при которой игрок первого темпа идёт на взлёт в полутора метрах от связующего, а игрок второго темпа из четвёртой зоны совершает нападающий удар с низкой передачи в интервале между связующим и игроком первого темпа.

Вход в зону – то же, что впрыжка, отсечение.

Выйти (об основном связующем) – переместиться после приёма с задней линии в переднюю зону. Выход  

Выстроить крышу (то же, что ставить забор) – выстроить блок, создающий значительные трудности для соперника.

Гасить (то же, что тушить) – (разг.) совершать нападающий удар. Гас.

Грызть зубами пол (то же, что землемерничать) – (разг.) очень активно выполнять защитные действия.  

Двойное касание – действие, при котором игрок ударяет мяч два раза подряд или мяч касается различных частей его тела последовательно.

Дерево – (разг.) игрок со слабой техникой.

Диагональный – игрок, в расстановке находящийся в трёх номерах от основного связующего. Чаще всего выполняет функции нападающего: находясь в передней зоне, даёт возможность основному связующему выходить и пасовать с бóльшим количеством нападающих в передней зоне.  

Добить до пола (то же, что пробить до пола) – совершить сильный нападающий удар, после которого мяч касается пола.

Доводка – первое касание, после которого мяч обрабатывается и направляется связующему. Плохая доводка, хорошая доводка.

Доигровка – ответное атакующее действие команды при собственной подаче.

Доигровщик – нападающий, играющий вторым темпом.  

Дужка (то же, что половинка, полупрострел) – нападающий удар, совершаемый с относительно низкого, быстрого паса игроком второго темпа.

Забег-прострел – комбинация, при которой игрок из третьей или четвёртой зоны совершает нападающий удар за головой связующего на краю сетки, причём передача выполняется до прыжка нападающего.

Задержка (то же, что захват) – действие во время верхней передачи, при котором мяч не отскакивает от рук игрока сразу.

Задняя линия – часть площадки, ограниченная боковыми линиями, лицевой линией и линией атаки; ср. передняя зона.

Заслон – действия, которыми волейболисты одной команды мешают своим соперникам видеть подающего или траекторию полёта мяча. Индивидуальный заслон, групповой заслон.

Застрелиться в блок – (разг.) совершить нападающий удар в блок так, что мяч при этом отскакивает в поле под острым углом практически без возможности страховки.

Захват – то же, что задержка.

Защита – действия игроков, предотвращающие атаку соперника или позволяющие оставить мяч в игре после этого; ср. приём.

Зона – 1) участок площадки, обозначенный условно; в классическом волейболе выделяется шесть зон по количеству игроков;

2) (то же, что стрелка) комбинация, при которой игрок первого темпа осуществляет атаку в полутора метрах от связующего, как правило, между третьей и четвёртой зонами.  

Зона конфликта (конфликтная зона) – зона между принимающими игроками, подача в которую сильно затрудняет приём.

Интервал – промежуток времени (обычно три минуты) между партиями; ср. перерыв, тайм-аут.

Квик – то же, что взлёт.

Кидать – (разг.) отдавать пас для нападающего удара, не учитывая особенности техники игрока. Подкидывать. Ср. пасовать, разводить.  

Козёл – (разг.) комбинация, осуществляемая игроком первого темпа, который демонстрирует намерение играть зону, но в последний момент делает шаг в сторону пасующего и атакует с короткой передачи.

Кол – (разг.) мощный нападающий удар, после которого мяч приземляется недалеко от сетки. Вбить кол.

Контрольный мяч – очко, выигрыш которого решает судьбу партии или матча; ср. сетбол, матчбол, матч-пойнт. 

Крест – комбинация, при которой на нападающий удар выходят игроки первого и второго темпа так, что их пути пересекаются.

обратный (то же, что смешанный)игрок из второй зоны идёт на взлёт в третью, игрок второго темпа идёт на нападающий удар из третьей зоны за голову пасующего;

– прямой: 1) игрок третьей зоны идёт на взлёт, игрок четвёртой зоны идёт на нападающий удар в третью; 2) игрок четвёртой зоны идёт на взлёт в третью, игрок третьей зоны следом за ним идёт на нападающий удар;

сзади: игрок из второй зоны идёт на взлёт, игрок второго темпа из третьей зоны – во вторую;  

– смешанный: то же, что обратный.

Крыть линию (ход) – (разг.) закрывать блоком атакующий удар по линии (в ход).

Крюк – нападающий удар, при котором игрок выходит боком к мячу и бьёт по нему над головой.  

Либеро – свободный защитник, имеющий право замещать любого игрока на задней линии; среди прочих правил, регулирующих действия либеро, есть такие: он не может подавать, блокировать и совершать атакующий удар, если мяч находится выше сетки; его форма должна отличаться по цвету от формы других членов команды. Либерить (разг.).

Матчбол (то же, что матч-пойнт) – очко, выигрыш или проигрыш которого может решить исход всего матча; ср. контрольный мяч

Мельница – (разг.) нападающий удар, при котором игрок заносит одну руку, якобы собираясь бить, зависает и резко бьёт другой.

Мёртвый мяч – (разг.) мяч, оказавшийся в таком положении, что крайне трудно оставить его в игре.

Метр – нападающий удар недалеко от связующего с паса высотой в метр.

Морита – нападающий удар, при котором игрок разбегается якобы для выполнения взлёта, но задерживается и совершает удар с невысокого паса в то время, когда блокирующий уже приземлился.

На балансе (выиграть, проиграть и т. п.) – вариант окончания партии, при котором ни одна из команд какое-то время не может набрать необходимого для выигрыша преимущества в 2 очка и окончательный счёт оказывается больше 25 очков (или 15 – в зависимости от партии).

Надеть на уши – (разг.) игровая ситуация, когда отразившийся от блока мяч попадает в атакующего.  

Накат – несильный кистевой нападающий удар. Накатить.

Откидка – передача, отдаваемая партнёру со второго касания из второй или четвёртой зоны с целью отвлечь блок противника на себя, так как вместо откидки волейболист может совершить нападающий удар.

Отскакивать, как от батареи (о мяче) – (разг.) отскакивать в неожиданном направлении от игрока, обрабатывающего мяч.

Отыграться от блока – целенаправленно совершить несильный удар в блок, рассчитывая сыграть в подстраховке.

Пайп – комбинация, при которой игрок первого темпа имитирует нападающий удар, а игрок шестой зоны в это время в действительности выполняет нападающий удар.

Парашют (то же, что свеча) – (разг.) подача, передача и другие действия игрока, приводящие к тому, что мяч летит по большой дуге. Подать парашют – то же, что сделать свечу.

Пас (то же, что передача) – направление игроком мяча партнёру по команде.

длинный: передача в дальнюю зону.

короткий: передача в ближнюю зону.

«Пас – два» («пас – три», «пас – четыре») – фраза, которую говорит связующий, прося тем самым организовать доводку во вторую (третью, четвёртую) зону.

Пасер (то же, что пасующий, разводящий, связка, связующий) – (разг.) игрок, чья основная функция – отдавать пасы нападающим.

Пасовать – отдавать пас нападающему игроку, ориентируясь на особенность его техники; ср. подкидывать, разводить.

Пасующий – то же, что пасер, разводящий, связка, связующий.

Перевод – отклонение в направлении мяча относительно удара в ход. Перевести (ход).

Передача – то же, что пас.

– отведённая: удалённая от сетки передача.

Передняя зона – часть площадки, ограниченная боковыми линиями, средней линией и линией атаки; ср. задняя линия.

Перерыв – промежуток времени между состоявшимся розыгрышем и свистком судьи для последующей подачи; ср. интервал,  тайм-аут.

Переходящий мяч – мяч, перелетающий на сторону противника невысоко над сеткой, позволяющий выиграть очко атакой с первого удара. Обычно возникает при плохом приёме.

Планер (то же, что планирующая подача) – подача, при которой мяч летит с относительно небольшой скоростью по неустойчивой траектории, при этом может в конце резко оборвать полёт.

Подача – это действие введения мяча в игру правым игроком задней линии, находящимся в зоне подачи.

– кручёная: (разг.) подача, во время которой мяч быстро крутится, что осложняет приём;

– планирующая: то же, что планер.

– силовая: подача в прыжке.

Подбор – активное действие на подстраховке.

Подстраховка (то же, что страховка) – положение, при котором игрок готов помочь нападающему или блокирующему в том случае, если тот не сможет самостоятельно обработать мяч. Сыграть на подстраховке

Полметра (то же, что полочка) – нападающий удар недалеко от связующего с паса высотой в полметра.

Пол-потолок (пол-потал) – (разг.) нападающий удар, после которого мяч от пола отскакивает в потолок.  

Полупрострел – то же, что дужка, половинка.

Поляна – (разг.) игровая площадка.

Приём – первое касание мяча после подачи соперника; ср. защита.

– позитивный: качественная доводка, выполненная после подачи соперника.

Пробить до пола – то же, что добить до пола.

Проводка (то же, что пронос) – пас с уровня груди, во время которого происходит длительное касание мяча.

Пронос – то же, что проводка.

Прострел – быстрая низкая передача.

Разводить – отдавать пас для нападающего удара так, что блок оказывается обманутым; ср. пасовать, подкидывать.

Разводящий – то же, что пасер, пасующий, связка, связующий.

Распасовка – (устар.) действия связующего, при которых он раздаёт передачи.

Резак – (устар.) нападающий игрок.

Розыгрыш – последовательность игровых действий с момента подачи до того, как мяч выйдет из игры.

Ручной игрок – (разг.) игрок, атаку которого легко закрыть блоком.

Рыбка – (разг.) ныряющее падение на грудь при защитных действиях.

Самоподстраховка (самостраховка) – индивидуальные защитные действия атакующего игрока или блокирующего.

Сброс (то же, что скидка) – обманный удар, совершаемый при лёгком соприкосновении с мячом раскрытой кистью, при этом мяч направляется пальцами.

Свеча – то же, что парашют. Сделать свечу – то же, что подать парашют.

Связка – то же, что пасер, пасующий, разводящий, связующий.

Связующий – то же, что пасер, пасующий, разводящий, связка.

Сейв – эффективное защитное действие в сложной ситуации.

Сесть на пятки (горшок) – (разг.) стоять на полной стопе и не быть в состоянии принять мяч, падающий перед игроком, после нападающего удара соперника.  

Сетбол – очко, выигрыш которого решает судьбу партии; ср. контрольный мяч.

Сеточники – (устар.) игроки, находящиеся в передней зоне.

Скидка – то же, что сброс. Жёсткая скидка. Мягкая скидка.

Тайм-аут – тридцатисекундный игровой перерыв, который тренер может запросить за партию дважды; ср. интервал, перерыв.

– технический: минутный игровой перерыв в партии. Автоматически применяется на ФИВБ, Мировых и Официальных Соревнованиях, когда лидирующая команда набирает 8 и 16 очков.

Углом вперёд – тактика защиты, при которой игрок шестой зоны подходит ближе к передней зоне и страхует игроков, которые там находятся.

Углом назад – тактика защиты, при которой игрок шестой зоны оттягивается ближе к лицевой линии.

Угол – нападающий игрок четвёртой или второй зоны.

Удар:

– в стык (то же, что удар на разрыве): нападающий удар в место соприкосновения рук двух блокирующих;

– в ход (то же, что прямой нападающий): нападающий удар по направлению разбега без кистевого движения в сторону;

– на разрыве: то же, что удар в стык;

– по линии: нападающий удар, при котором мяч направляется в район боковой линии, ближайшей к атакующему игроку;

– под кожу: (разг.) (то же, что подкожный) нападающий игрок загоняет мяч между сеткой и руками блокирующих. Загнать под кожу;

– подкожный: (разг.) то же, что удар под кожу;

– прямой нападающий: то же, что удар в ход;

Центральный блокирующий (то же, что темп (2)) – амплуа волейболиста, играющего первым темпом в центре сетки, блокирующего в центре и иногда на краях сетки.

Чехол – (разг.) блокирование, приведшее к вертикальному отскоку вниз, который не удалось подстраховать. Чехлить, зачехлить.  

Эйс – подача, после которой мяч беспрепятственно приземляется на площадку соперника или оказывается вне игры после одного касания соперника.


Приложение 1

Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата

Время

Форма занятия

Кол-во

ч.


Тема занятия

Место проведения


Форма контроля

1

01.09


13.00

Комбинир.

1





Физическая культура и спорт в регионе. Правила игры в волейбол. Обследование физического развития по биометрическим измерениям.

Школа

Текущий

2

08.09


13.00

Комбинир.

1


Стойки и перемещения в стойке. Передача мяча сверху в парах

Школа

Текущий

3

15.09


13.00

Комбинир.

1


Стойки и перемещения в стойке.

Передача мяча сверху в парах

Школа

Текущий

4

22.09


13.00

Комбинир.

1


Прием мяча сверху на месте.

Нижняя подача

Школа

Текущий

5

29.09


13.00

Комбинир.

1

Приём мяча сверху, снизу на месте.

Школа

Текущий

6

06.10


13.00

Комбинир.

1


Передача мяча сверху в движении

Боковая подача. Игра в пионербол.

Школа

Текущий

7

13.10


13.00

Комбинир.

1


Передача мяча через сетку.

Прием мяча после перемещения

Школа

Текущий

8

20.10


13.00

Комбинир.

1


Многократная передача мяча над собой. Передача мяча у сетки

Школа

Текущий

9

27.10


13.00

Комбинир.

1


Передача мяча в прыжке у сетки

Верхняя подача.

Школа

Текущий

10

03.11


13.00

Комбинир.

1



Многократные приемы мяча снизу двумя руками.

Школа

Текущий

11

10.11


13.00

Комбинир.

1



Передача мяча стоя спиной к партнеру. Многократные приемы мяча снизу двумя руками

Школа

Текущий

12

17.11


13.00

Комбинир.

1


Приём мяча отскакивающего от сетки. Нижняя подача.

Школа

Текущий

13

24.11


13.00

Комбинир.

1


Игра в нападении через игрока передней линии. Приём мяча после подачи

Школа

Текущий

14

01.12


13.00

Комбинир.

1


Верхняя подача. Приём мяча отскакивающего от сетки

Школа

Текущий

15

08.12


13.00

Комбинир.

1


Передача мяча стоя спиной к партнёру. Учебная игра.

Школа

Текущий

16

15.12


13.00

Комбинир.

1


Учебная игра. Контрольные испытания

Школа

Текущий

17

22.12


13.00

Комбинир.

1


Приём мяча снизу после подачи.

Соревнования по волейболу

Школа

Текущий

18

29.12


13.00

Комбинир.

1



Приём мяча сверху двумя руками после подачи. Прямой нападающий удар.

Школа

Текущий

19

05.01

13.00

Комбинир.

1


Прямой нападающий удар.

Блокирование нападающего удара.

Школа

Текущий

20

12.01

13.00

Комбинир.

1


Прямой нападающий удар. Блокирование нападающего удара.

Учебная игра. Зачет

Школа

Текущий

21

19.01

13.00

Комбинир.

1



Передвижение в нападении и защите ловля высоко летящего мяча.

Верхняя прямая подача.

Школа

Текущий

22

26.01

13.00

Комбинир.

1


Прямой нападающий удар и одиночное блокирование.

Контрольные испытания.

Школа

Текущий

23

02.02

13.00

Комбинир.

1

Игра в парах. Страховка у сетки.

Школа

Текущий

24

09.02

13.00

Комбинир.

1


Учебная игра в волейбол и тактические действия в игре.

Двухсторонняя игра в волейбол.

Школа

Текущий

25

16.02


13.00

Комбинир.

1


Прямой нападающий удар.

Блокирование двумя руками и двумя игроками.

Школа

Текущий

26

01.03

13.00

Комбинир.

1


Учебная игра и тактические действия при игре. Двухсторонняя игра по правилам.

Школа

Текущий

27

15.03

13.00

Комбинир.

1


Страховка у сетки. Нападающий удар, двойное блокирование.

Школа

Текущий

28

22.03

13.00

Комбинир.

1


Передача мяча от сетки.

Нижняя прямая подача.

Школа

Текущий

29

29.03

13.00

игра

1


Учебная игра. Индивидуальные действия игрока в защите.

Школа

Текущий

30

05.04

13.00

Комбинир.

1


Двухсторонняя игра в волейбол

Школа

Текущий

31

12.04

13.00

Комбинир.

1


Индивидуальные действия игрока в нападении. Учебная игра и тактические действия в защите и нападении.

Школа

Текущий

32

19.04

13.00

Комбинир.

1



Индивидуальные действия в защите и нападении во время двухсторонней игры в волейбол

Школа

Текущий

33

26.04

13.00

Комбинир.

1


Командные действия в защите и нападении во время игры в волейбол

Школа

Текущий

34

03.05

13.00

Комбинир.

1


Двухсторонняя игра в волейбол


Школа

Текущий

35

10.05

13.00

Комбинир.

1


Совершенствование элементов волейбола во время двухсторонней игры. Контр.испытания

Школа

Текущий

36

17.05

13.00

Комбинир.

1


Соревнования. Двухсторонняя игра в волейбол. Итоговый урок. Зачет

Школа

Промежуточный











Приложение 2

Тест по волейболу(5-9кл.)

1)Мяч считается «за» пределами площадки когда:

А) большая часть мяча пересекла линию

Б) часть мяча, которая касается поля, находится полностью за ограничительными линиями

В) верны оба варианта

2)Для возвращения мяча на сторону противника команде дано право максимум на?

А) 1удар Б) 2удара В) 3удара В) 5ударов

3)Верно ли утверждение, что при игре в волейбол мяч можно коснуться любой частью тела?

А) верно

Б) неверно

4)Может ли мяч, попавший в сетку (не при выполнении подачи) оставлять в игре?

А) нет Б) да, если команда не нарушила правило трёх касаний

5)В течение скольких секунд подающий должен нанести удар по мячу после свистка?

А) 4сек Б) 6сек В) 8сек

6)Подача, совершенная до свистка судьи:

А) не зачитывается и повторяется В) мяч остается в игре

Б) не зачитывается и надписывается проигрыш розыгрыша

7)Либеро - это игрок (входящий в состав какой) команды?

А) по баскетболу Б) по волейболу В) по футболу Г) по гандболу

8) Можно ли блокировать подачу соперника?

А) да Б) нет

9)Каждой команде дано право максимум на каждой партии сколько тайм – аутов

А) 2 Б) 3 В) 4

10)Сколько длится тайм – аут?

А) 30сек Б) 1мин В) 45сек

11)Либеро – это:

А) специализированный игрок защитного плана

Б) атакующий игрок

В) запасной игрок

Ответы на тест:

1б 2в 3да 4б 5в 6а 7б 8б 9а 10а11а










Приложение 3


Кроссворд на тему «Волейбол»

Вопросы:

По вертикали:

2.Фамилия основателя волейбола.

4.В каком городе были проведены первые общенациональные соревнования по волейболу?

5. Игроки этого амплуа не могут участвовать в блоке, подавать, выполнять нападающий удар по мячу, полностью находящемуся выше верхнего края сетки.

6. Нападающий второго темпа, атакуют с краёв сетки, пайп.

7. Самые мощные, высокие и прыгучие игроки команды, атакуют в основном с задней линии, не участвуют в приёме.

8. Игрок, который определяет игру и варианты атаки.

10.Характерное постукивание мяча об пол перед выполнением подачи.

11. а) Мощный удар по мячу в верхней точке его траектории, б) Выигрыш мяча на подаче противника.

12. Атакующий удар, выполненный на ложном замахе, когда нападающий имитирует разбег на взлёт, выдерживает паузу и бьёт уже по опускающемуся блоку соперника.

15.Короткий быстрый пас нападающему в 3-ю зону, который в момент касания мяча связующим уже находится в воздухе с рукой, готовой для нанесения удара.

17. Темп или вариант атаки, при котором связующий подключает диагональных нападающих.


По горизонтали:

1.Вариант волейбола, ответвившийся от основного вида.

3.В какой стране был изобретен волейбол?

4. Это игровой приём, при котором защищающаяся команда препятствует переводу мяча при атаке противника на свою сторону.

7. Защитный удар, выполняемый в падении, поднимающий мяч вверх ударом тыльной стороной ладони.

9. Очко, выигранное непосредственно с подачи, когда мяч доведён до пола или произошло только одно касание, и мяч ушёл в аут.

10.Продолжение атаки, когда принимающая команда не смогла организовать съём.

13. Зона в середине площадки за трёхметровой линией. Самое частое направление скидок при нападении.


14. Планирующая подача, при которой мяч летит по неустойчивой траектории, меняя направление полёта.

16. Выиграть очко в результате своей атаки после подачи соперника.




























7




















































15









































6





8


















4















































2





















5
























1























12























14







3




































9







10






17




































13











































































































16



















































Ответы:

По вертикали:

2.Фамилия основателя волейбола. (Морган)

4.В каком городе были проведены первые общенациональные соревнования по волейболу? (Бруклин)

5. Игроки этого амплуа не могут участвовать в блоке, подавать, выполнять нападающий удар по мячу, полностью находящемуся выше верхнего края сетки. (Либеро)

6. Нападающий второго темпа, атакуют с краёв сетки, пайп. (Доигровщик)

7. Самые мощные, высокие и прыгучие игроки команды, атакуют в основном с задней линии, не участвуют в приёме. (Диагональные)

8. Игрок, который определяет игру и варианты атаки. (Связующий)

10.Характерное постукивание мяча об пол перед выполнением подачи. (Дриблинг)

11. а) Мощный удар по мячу в верхней точке его траектории, б) Выигрыш мяча на подаче противника. (Съём)

12. Атакующий удар, выполненный на ложном замахе, когда нападающий имитирует разбег на взлёт, выдерживает паузу и бьёт уже по опускающемуся блоку соперника. (Морита)

15.Короткий быстрый пас нападающему в 3-ю зону, который в момент касания мяча связующим уже находится в воздухе с рукой, готовой для нанесения удара. (Взлёт)

17. Темп или вариант атаки, при котором связующий подключает диагональных нападающих. (Второй)

По горизонтали:

1.Вариант волейбола, ответвившийся от основного вида. (Пионербол)

3.В какой стране был изобретен волейбол? (США)

4. Это игровой приём, при котором защищающаяся команда препятствует переводу мяча при атаке противника на свою сторону. (Блокирование)

7. Защитный удар, выполняемый в падении, поднимающий мяч вверх ударом тыльной стороной ладони. (Диг)

9. Очко, выигранное непосредственно с подачи, когда мяч доведён до пола или произошло только одно касание, и мяч ушёл в аут. (Эйс)

10.Продолжение атаки, когда принимающая команда не смогла организовать съём. (Доигровка)

13. Зона в середине площадки за трёхметровой линией. Самое частое направление скидок при нападении. (Котёл)


14. Планирующая подача, при которой мяч летит по неустойчивой траектории, меняя направление полёта. (Флот)

16. Выиграть очко в результате своей атаки после подачи соперника. (Сняться)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!