СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Триумф»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уровень программы:  базовый

Вид программы: модифицированная

Тип программы:   модульная

Возраст детей: от  10 до 14 лет

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Триумф»»

Отдел образования Администрации города Зверево

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества




ПРИНЯТО

на заседании педагогического

совета

Протокол от «___» ______ 202_ г.

№ ____

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО ЦДТ

____________Куделина Т.А.

Приказ от «___» ______ 202_ г.

№____







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«Триумф»




Уровень программы: базовый

Вид программы: модифицированная

Тип программы: модульная

Возраст детей: от 10 до 14 лет

Срок реализации: 3 года - 432ч. (1 год -144ч.;

2 год - 144ч.; 3 год – 144ч.)

Разработчик: педагог дополнительного образования Стырова Виктория Станиславовна











г. Зверево Ростовской области

2023

ПАСПОРТ

дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы

художественной направленности

«Триумф»

Наименование муниципалитета

Город Зверево

Наименование организации

МБУ ДО ЦДТ

ID-номер программы в АИС «Навигатор»


Полное наименование программы

«Триумф»

Механизм финансирования


ФИО автора составителя программы

Педагог дополнительного образования Стырова Виктория Станиславовна

Краткое описание программы (аннотация)

Образовательная программа «Триумф» – результат многолетней практической работы педагога дополнительного образования с детским коллективом. В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Ключевая идея программы – раскрытие внутреннего потенциала каждого ребенка через создание условий, способствующих их самореализации в театральной деятельности..

Форма(ы) обучения

Очная, очная с применением дистанционных технологий

Уровень содержания

Базовый

Продолжительность освоения

Программа рассчитана на 3 года, общее количество часов – 432

1 год - 144 ч.

2 год - 144ч.

3 год – 144 ч.

Возрастная категория

10-14 лет

Цель программы

Цель создание условий для самовыражения и самореализации учащихся средствами театральной деятельности.

Задачи программы

Задачи

В обучении:

– сформировать актерские способности: умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью;

– способствовать формированию речевой культуры учащегося при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;

– сформировать практические навыки пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей подростка;

В развитии:

– развить практические навыки театральной деятельности;

– развить текстовую и музыкальную память;

– развить навыки и умения в области актерского мастерства,

– развить актерские способности, умения взаимодействовать с партнером;

– развить эстетическое восприятие, художественного вкуса, творческого воображения;

В воспитании:

– воспитать эстетический вкус, исполнительской культуры в театральном направлении;

– воспитать командный дух, взаимовыручку и поддержку в группе, навыки корректного общения друг с другом.

Ожидаемые результаты и формы измерения достигнутых результатов.

Предметные

Учащийся будет знать:

-правильную технику выполнения элементов подвижных игр;

- игры с элементами театра и театральными упражнениями.

Учащийся будет уметь:

- применять освоенные знания и практические умения в театральной деятельности,

- владеть приемами выразительного чтения и четкой дикции;

- определять свое и авторское отношение к событиям и персонажам;

- различать и узнавать произведения различных литературных жанров;

- уметь четко передавать образ изображаемого героя;

- чувствовать и понимать образ героя;

Личностные

- развитие умения самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность.

- развитие мышления, воображения внимания, наблюдательности и памяти;

- развитие активности творческого потенциала, фантазии детей;

- самостоятельно анализировать свою работу и работу коллектива.

Метапредметные

- формирование дружелюбия, коммуникабельности, интереса к сотрудничеству, дисциплинированности;

- укрепление навыков здорового образа жизни;

- формирование умения доводить начатое дело до конца

Особые условия (доступность для детей с ОВЗ) (да/нет)

нет

Возможность реализации программы в сетевой форме (да/нет)

нет

Возможность реализации в электронном формате с применением дистанционных технологий (да/нет)

да

Состав материально-технической базы организации, которая позволяет реализовать программу ДОД (средства обучения)

Для успешного освоения программы в объединении необходимо наличие кабинета, оснащённого, в соответствии с нормами СанПиНа, всем необходимым оборудованием

    1. Аудиосредства: электронные аудиозаписи и медиа – продукты;

    2. Компьютер (ноутбук);

    3. Костюмы, маски.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел № I «Комплекс основных характеристик программы»:

1.Пояснительная записка

2. Цель и задачи программы

3. Содержание программы

3.1 Учебный план

3.2 Содержание учебного плана

3.3 Планируемые результаты

Раздел № II «Комплекс организационно-педагогических условий, включающих формы аттестации»

2.1 Календарный учебный график

2.2 Формы, порядок и периодичность аттестации и текущего контроля

2.3 Оценочные материалы и диагностический инструментарий

2.4. Методические материалы

2.5. Информационные ресурсы и литература

Приложение1

Приложение2

Приложение3

Приложение4

6

6

8

8

8

10

16


17

17

17

18

21

22

25

28

30

38


Раздел № I «Комплекс основных характеристик программы»:

1.Пояснительная записка

1.1.Направленность программы художественная.

1.2.Тип программы модульная.

1.3.Вид программы модифицированная, разработана на базе дополнительной общеразвивающей программы «Музыкально-театральная студия «Овация» педагогами дополнительного образования Коротиной А. В.; Харитоновой С. В.; Синициной Е. Н.

1.4.Актуальность. Программа способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей подростка, развитию у них желания активно участвовать в творческой деятельности, определяет необходимость успешной социализации подростка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.

1.5.Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности реализации интересов и потребностей в саморазвитии, самореализации через театральную деятельность.

1.6.Отличительные особенности программы. Данная образовательная программа опирается на методические разработки в области театральной педагогики: А.П.Ершовой и А. Б. Никитиной, А. И. Фоминцева, Е. Р. Ганелина. Теоретической основой материала служит учение К.С.Станиславского. Весь процесс обучения строится на использовании методов театральной педагогики – технологии актерского мастерства, сочетающей комплекс специальных упражнений, театральных игр, адаптированных для занятий с детьми, сочетающий игровые и диалоговые формы, учитывая психолого-возрастные особенности детей. В основе адаптации лежит принцип действенного освоения материала через постановку увлекательных творческих задач. Дети и педагог – участники совместного творческого процесса.

1.7.Целевая аудитория (адресат программы). Программа рассчитана на учащихся 10-14 лет, прошедших обучение по программам «Эхо», и «Диалог», имеющих базовые знания об искусстве театра и художественного слова, не имеющих дефектов речи или челюстно-артикуляционных проблем, а также внутренне раскованных и умеющих органично существовать на сцене.

1.8. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Год обучения


Периодичность занятий

Продолжительность занятий

1 год базовый

2 раза неделю по 2 академических часа

45 мин. с перерывом 10- 15 мин.

2 год базовый

2 раза неделю по 2 академических часа

45 мин. с перерывом 10- 15 мин.

3 год базовый

2 раза неделю по 2 академических часа

45 мин. с перерывом 10- 15 мин.

1.9. Уровень освоения программы - базовый

1.10. Объем программы - 432 часов

1.11.Срок освоения программы - 3 года

1.12. Срок обучения по программе с 01.09.2023 по 31.05.2026 г.

1.13. Особенности организации образовательного процесса. Занятия проводятся в групповой, подгрупповой (микрогруппы) и индивидуальной форме.

Состав группы постоянный. В дальнейшем, учащиеся, прошедшие успешно аттестацию по итогом освоением программы, могут продолжить обучение по углубленному уровню программы.

Количество человек в группе:

1 год 12-15 человек;

2 год 10-12 человек;

3 год 8-10 человек.

1.14.Организационно-педагогические условия реализации программы. В программе систематизированы средства и методы театрально-этюдной деятельности в процессе театрального воплощения.

В работе по программе принципиально важным является ролевое существование подростка на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, зрителем. Данная программа формирует у учащегося умение контролировать процесс работы над постановкой на всех его стадиях, добиваться художественно-выразительного и осмысленного исполнения.

1.15 Форма обучения – очная, очная с применением дистанционных технологий.

1.16 Условия набора и формирования групп. Группа формируется из учащихся, смешенных по возрасту и полу, являющихся основным составом объединения.

Набор в группы проводится по желанию и интересам. Специальной подготовки не предусматривается, учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося.

Прием производится по заявлению родителей (законных представителей).

1.17 Формы организации и проведения занятий. В соответствии с содержанием программы могут использоваться такие виды занятий как теоретические и практические, игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры, конкурсы, мастер-классы, выполнение самостоятельной работы, беседы. Занятия театральным творчеством отличаются гибкостью, возможностью отталкиваться от интересов и потребностей самих учащихся. Программа основана на принципе постепенного усложнения материала от игр к сценическому опыту через импровизацию.

1.18 Материально-техническое оснащение

Для успешного освоения программы в объединении необходимо наличие кабинета, оснащённого в соответствии с нормами СанПиНа всем необходимым оборудованием

Аудиосредства: электронные аудиозаписи и медиа – продукты;

Компьютер (ноутбук);

Костюмы, маски.

1.19 Кадровое обеспечение. Для успешной реализации программы «Триумф» педагогу необходимо иметь высшую категорию (допустима первая), высшее педагогическое и профессиональное образование в области преподаваемого предмета. Необходимы специалисты по различным направлении деятельности: концертмейстер и костюмер.

1.20. Язык реализации - русский

2. Цель и задачи программы

Цель создание условий для самовыражения и самореализации учащегося через театральную деятельность.

Задачи

Образовательные:

– сформировать актерские способности: умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью;

– способствовать формированию речевой культуры учащегося при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;

– сформировать практические навыки пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей подростка;

Развивающие:

– развить практические навыки театрально-деятельности;

– развить текстовую и музыкальную память;

– развить навыки и умения в области актерского мастерства,

– развить актерские способности, умения взаимодействовать с партнером;

– развить эстетическое восприятие, художественного вкуса, творческого воображения;

Воспитательные:

– воспитать эстетический вкус исполнительской культуры в театральном направлении;

– воспитать командный дух, взаимовыручку и поддержку в группе, навыки корректного общения друг с другом.

3. Содержание программы

3.1. Учебный план .

Учебный план первого года обучения, 216 часов, 36 недель по 6 ч.

№ п/п

Название модулей, тем

Количество часов

Форма контроля,

аттестации

Теория

Практика

Всего

  1. Модуль№ 1 «Основы актерского мастерства» - 24 ч.

1.1

Вводное занятие. Развитие сценического внимания, фантазии, воображения

2

2

4

Беседа, обсуждение

1.2.

Пантомима – это вид сценического искусства

2

2

4

Самостоятельна работа

1.3.

Этюд как основное средство воспитания актёра.

2

2

4

Показ этюдов

1.4.

Импровизация в работе актера.

2

2

4

Самостоятельна работа

1.5.

Связь со зрительным залом.

-

4

4

Педагогическое наблюдение

1.6.

Итоги модуля №1

2

2

4

Промежуточный контроль. Творческие показы. Обсуждение итогов модуля №1.

Модуль № 2 «Сценическая речь» - 44 ч.

2.1

Волшебная страна звуков.

2

2

4

Педагогическое наблюдение

2.2

Упражнения на дыхание

2

2

4

2.3

Артикуляционная гимнастика

2

2

4

Речевые упражнения.

2.4

Упражнения на дикцию.

2

2

4

2.5

Скороговорки. Отработка скорости и качества произношения

2

6

8

Чтение скороговорок.

2.6

Работа над литературным произведением. Проза

2

6

8

Прослушивание


2.7

Работа над литературным произведением. Поэзия

2

6

8

Просмотр индивидуальных творческих работ

2.8

Итоги модуля №2

-

4

4

Промежуточный контроль. Творческие показы, праздники, конкурсы. Обсуждение итогов модуля №2.

Модуль№ 3 «Театральная мастерская» - 76 ч.

3.1

Предварительный разбор произведения.

4

-

4

Педагогическое наблюдение обсуждение

3.2

Читка по ролям

-

8

8

3.3

Основная идея.

2

2

4

3.4

Тема, идея, конфликт..

2

2

4

3.5

Психологический рисунок роли

2

6

8

Просмотр индивидуальных творческих работ

3.6

Создание характера, сценического образа.

2

6

8

Самостоятельна работа

3. 7

Воспроизведение отдельных эпизодов и сцен

-

8

8

Педагогическое наблюдение

3.8

Работа над оформлением

2

2

4

Беседа.

3.9

Репетиции с деталями декораций.

-

12

12

Творческие показы

3.10

Проигрывание произведения целиком

-

12

12

Творческие показы

3.11.

Итоги модуля №3

4

4

Промежуточный контроль. Творческие показы, праздники, конкурсы. Обсуждение итогов модуля №3.

Итого:

36

166

144



3.2. Содержание учебного плана первого года обучения

Модуль 1 «Основы актерского мастерства» 36 ч.

1.1. Развитие сценического внимания, фантазии, воображения

Теория: Комплектование группы. Беседа о задачах на учебный год. Правила техники безопасности. Правила дорожного движения.

Сценическое внимание. Отличительные особенности внимания в жизни и на сцене. Фантазия и воображение. Данные понятия необходимы актеру для создания образа.

Практика: Использование специальных упражнений и тренингов для выработки доверия сценического внимания, воображения и памяти. Игровая методика, упражнение «Колокол». Игры на воображение: «Море волнуется раз...» «Если бы...» Игры развивающие память: «Чего не хватает» «Во что одет?»

Формы контроля: Беседа, обсуждение.

1.2. Пантомима – это вид сценического искусства

Теория: Пантомима – это вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела без использования слов.

Практика: Игры: Крокодил, Активити, Alias. Цель – с помощью пантомимы и без слов постараться объяснить загаданный предмет, явление или фразу другим игрокам так, чтобы они догадались.

Формы контроля: Самостоятельна работа

1.3. Этюд как основное средство воспитания актёра.

Теория: Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд - «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславского)

Практика: Составные части этюда: мысль, событие, действие, обстоятельства.

Учебно-тренировочные упражнения

Этюды на решение различных актёрских задач:

1. На выполнение простого задания;

2. На освоение предлагаемых обстоятельств;

3. На сценическое отношение к факту, предмету;

4. На общение в условиях органического (оправданного) молчания;

5. На взаимодействие с партнером.

6. Одиночный этюд на освоение простейшей жизненной ситуации:

- с определенной целью открыть дверь,

- переставить мебель;

- последовательность малых физических действий;

- на эмоциональные воспоминания,

- на физическое самочувствие;

7. Парный этюд на действие с воображаемыми предметами – для воспитания чувства непрерывности, логически развивающегося действия;

2. «Я» в предлагаемых обстоятельствах, импровизационное самочувствие.

Формы контроля: Показ этюдов

1.4. Импровизация в работе актёра.

Теория: Роль импровизации.

Практика:

Игровая методика «Воображаемая социограмма»

- мизансцены спектакля.

- взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе

- импровизация в точности выполнения установленных мизансцен

- связь мизансцены с задачей каждой сцены и спектакля в целом.

Формы контроля: Самостоятельна работа

1.5. Связь со зрительным залом.

Практика:

- отношения режиссера и актера.

- мизансценирование по линиям, точкам, физическому действию.

Формы контроля: Педагогическое наблюдение

1.6.Итоги модуля №1

Практика: Промежуточный контроль, анализ детских успехов в творческой деятельности. (Приложение 1)

Формы контроля: Творческий показ Этюдов.

Модуль 2 «Сценическая речь»: 66 ч.

2.1. Волшебная страна звуков.

Теория: Основы техники речи. Культура речи. Голос – источник разнообразных звуков. Рождение звука. Основы техники речи. Речевые ошибки и пути их исправления.

Практика: Практическая работа по исправлению речевых ошибок.

Формы контроля: Педагогическое наблюдение

2.2. Упражнения на дыхание.

Теория: Техника сценической речи. Дыхание.

Практика: 3 стадии дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание:

Проговаривание сложные сочетания звуков – СТФРА, ВЗВА, ЛБАЛЬ.

Проговаривание текста средней длины с закрытым ртом.

Дыхательные учебно-тренировочные упражнения по методике И.О. Исаевой.

Формы контроля: Речевые упражнения.

2.3. Артикуляционная гимнастика:

Теория: Техника сценической речи. Артикуляция.

Практика:

1. Работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок). Переход от гласной к согласной и наоборот.

2. Артикуляционная гимнастика (методика и алгоритмы В. Емельянова)

3. Передача в чтении мысли, выраженной в тексте, соблюдение правила логического чтения (паузы, ударения).

Формы контроля: Речевые упражнения.

2.4. Упражнения на дикцию

Теория: Техника сценической речи. Дикция.

Практика:

1. Игры и учебно-тренировочные упражнения: на дикцию:

  1. «Прыжок в воду» - в воображении (мысленно) проделайте движения пры­гуна в воду. «Видя» эти движения, сопровождайте их тек­стом: «На вышку, я легко взбегаю, Прыжок!.. Как птица я взлетаю! Вот оборот! Я вниз стрелой! Срываюсь быстро под водой!» 

  2. «Колокола» - сглаживания переходов из регистра в регистр, чтобы звук был качественно однородным во всех регистрах, нужно уметь сделать незаметными переходы из регистра в регистр (быстрое переключение с грудного в головной регистр)

Формы контроля: Речевые упражнения.

2.5. Скороговорки.

Практика: простые скороговорки. Повторяя на выдохе медленно и четкопоизнести:

  1. «Король-орёл»

  2. «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей»,

  3. «На горе Араратрастёт красный виноград, Ара Ара Арарат, зреет красный виноград» (Во время произношения буква должна выделяться).

  4. «Добыл бобыль бобов».

  5. «От топота копыт пыль по полю летит»

  6. «Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп».

  7. «Бык тупогуб»,

  8. «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей»,

  9. «Сорок сорок в короткий срок съели сырок»,

  10. «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.) с увеличение темпа.

  11. Погода размокропогодилась;

  12. Нашего пономаря да не перепономаривать;

  13. Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу;

  14. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

  15. Ткет ткач ткани на платки Тане.

  16. Фрол прям, Пров крив..и т.д..

Формы контроля: Чтение скороговорок.

2.6. «Работа над прозаическим произведением»

Теория Особенности работы с текстом. Прозаическое произведение и особенности работы над ним. Методы исполнения. Логическая мелодия текста. Логические ударения. Виды логических ударений. Правила расстановки логических ударений. Интонационно-логическая выразительность речи. Логика – умение грамотно выстроить текст. Речевой такт. Пауза. Знаки препинания. Психологические паузы. Фразовое и логическое ударение. Пауза логическая и фразеологическая. Темп и ритм речи. Мелодика речи. Тембр звучащей речи. Интонация.

Практика Сценические особенности и общие основы словесного действия актерского искусства и искусства художественного слова. Выбор материала для работы. Работа над прозаическим отрывком. Выбор произведения. Идейно-тематический разбор произведения. Определение исполнительской задачи (сверхзадачи), обусловленной основной мыслью. Образ исполнителя. Соответствие внешнего облика исполнителя и сверхзадачи образа идее автора. Мелодекламация. Влияние музыки на исполнение.

Работа с текстом. Логический анализ:

  • расстановка логических пауз;

  • определение логических ударений;

  • нахождение логического центра в предложении, фразе.

  • Игровая методика «Методика «Закончи предложение»»

Предлагаемые произведения для работы:

Детские произведения (детская проза)

«Школьные годы чудесные» (школьная проза)

«С чего начинается Родина?» (патриотическое направление)

Рассказы русских и зарубежных писателей

Сказки народов мира

Формы контроля: Прослушивание.

2.7. «Работа над поэтическими произведением»

Теория Работа над стихами. Стихотворное произведение и работа над ним. Форма построения стихотворений. Системы стихосложения. Размеры стихосложения. Рифма и ее разновидности. Система рифмовки. Четверостишье как вид строфы. Особенности рифмовки.

Практика Выбор чтецкого материала. Самостоятельная работа над стихами. Самостоятельная работа над басней. Игра «Найди рифму». Подготовка к конкурсу, к концерту.

Предлагаемые произведения для работы:

Поэзия «Золотого и серебряного века»

Поэзия современные детские авторы.

Формы контроля: Просмотр индивидуальных творческих работ

2.8.Итоги модуля №2

Практика: промежуточный контроль программы, анализ детских успехов в творческой деятельности. (Приложение 2)

Формы контроля: Показ речевых упражнений и тренингов.

Модуль 3 Театральная мастерская: 114 ч

3.1Предварительный разбор.

Теория: Читка сценария. Предварительный разбор. Распределение ролей. Значение бессловесных и словесных элементов действия для совершенствования актёрского мастерства.

Формы контроля: Беседа, обсуждение

3.2. Читка по ролям

Практика: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

Формы контроля: Педагогическое наблюдение

3.3.Основная идея.

Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.

Практика: Работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.

Формы контроля: Беседа, обсуждение

3.4.Тема, идея, конфликт

Теория: «Подтекст – я говорю то-то и то-то, имея тайное желание воздействовать. На собеседника так-то и так-то, помимо его воли» (Е.Б.Вахтангов).

Практика:

- подтекст – органичная жизнь слова;

- действенный посыл;

Упражнения на вскрытие подтекста.

«Наоборотики» (мысль противоположная форме выражения).

Упражнения на развитие психофизической выразительности речи.

Упражнения на органическое воплощение элементов логики действий.

Формы контроля: Беседа, обсуждение

3.5.Психологический рисунок роли.

Практика: Основная черта характера каждого из героев, его внешний облик, каким ты его себе представляешь? Почему?

Практика:

-упражнение «Выбросьте свои проблемы»

- логика действий и предлагаемые обстоятельства

- роль предлагаемых обстоятельств в выполнении заданной логики действий

- заданные словесные воздействия,

- этюды на организацию действия «Я» в предлагаемых обстоятельствах;

- организация борьбы, предмет конфликта, как цель одной из борющихся сторон;

- передача и перехват инициативы (этюды);

- расстановка сил, закон борьбы – чтобы выиграть, нужно уступить инициативу;

- дальнейшее совершенствование в использовании элементов бессловесных действий;

- связь словесных действий с бессловесными элементами действий;

- разные варианты соединения задаваемых элементов бессловесного действия со словесными воздействиями;

- зарождение представления о действенном характере замысла;

Формы контроля: Просмотр индивидуальных творческих работ

3.6.Создание характера, сценического образа.

Теория: Технология создания характера, сценического образа. Микромизансцена словесного воздействия как логика действия.

Практика:

- характер и характерность сценического образа;

- представление о взаимозависимости решений характеров в спектакле;

- представление о сверхзадаче;

- ответственность за точное выполнение установленного психологического рисунка роли.

Формы контроля: Самостоятельна работа

3.7.Воспроизведение отдельных эпизодов и сцен.

Практика:

- мизансцены спектакля.

- взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе

- связь мизансцены с задачей каждой сцены и спектакля в целом.

Формы контроля: Педагогическое наблюдение

3. 8 Работа над оформлением постановки.

Теория: Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима.

Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.

Практика: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу.

Создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.

Формы контроля: беседа, педагогическое наблюдение.

3.9. Репетиция постановки с деталями декораций.

Практика: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.

Формы контроля: Творческие показы.

3.10. Проигрывание произведения целиком

Практика: Прогонные репетиция картин, актов, всей пьесы. Уточнение смысловых акцентов в развитии действия пьесы, уточнение ритма и темпа главных событий в их последовательном развитии Закрепление мизансцен. Закрепление и проверка художественно-постановочной стороны спектакля -оформления, костюмов, света и т.д. Монтировочные репетиции (без исполнителей и с исполнителями). Генеральные репетиции всей пьесы и их обсуждение в коллективе.

Формы контроля: Творческие показы

3.11.Итоги модуля №3

Практика: Итоговый контроль модуль № 3, анализ детских успехов в творческой деятельности проводится на учебных занятиях, для родителей, зрителей школы, ЦДТ, показ спектаклей, моноспектаклей, с обсуждением и тщательным разбором выступлений, подробным анализом работ.

Формы контроля: Творческие показы

3.3 Планируемые результаты первого года обучения

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, делятся на: теоретические знания, практические умения и навыки, личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы.

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, делятся на: теоретические знания, практические умения и навыки, личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы.

Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести учащийся в процессе занятий по программе:

Предметные

Учащийся будет знать:

-правильную технику выполнения элементов подвижных игр;

- игры с элементами театра и театральными упражнениями.

Учащийся будет уметь:

- применять освоенные знания и практические умения в театральной деятельности,

- владеть приемами выразительного чтения и четкой дикции;

- определять свое и авторское отношение к событиям и персонажам;

- различать и узнавать произведения различных литературных жанров;

- уметь четко передавать образ изображаемого героя;

- чувствовать и понимать образ героя;

Личностные

- развитие умения самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность.

- развитие мышления, воображения внимания, наблюдательности и памяти;

- развитие активности творческого потенциала, фантазии детей;

- самостоятельно анализировать свою работу и работу коллектива.

Метапредметные

- формирование дружелюбия, коммуникабельности, интереса к сотрудничеству, дисциплинированности;

- укрепление навыков здорового образа жизни;

- формирование умения доводить начатое дело до конца

Раздел № II «Комплекс организационно-педагогических условий, включающих формы аттестации»: 2.1 Календарный учебный график . (Приложение 3) 2.2.Формы, порядок и периодичность аттестации и текущего контроля

Механизмом оценки роста знаний учащихся являются: «обратная связь» учащегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой учащийся и творческий коллектив, а также достижения не только творческого характера, но и личностного.

Текущий контроль

Периодичность. Контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для отслеживания уровня освоения учебного материала программы и развития личностных качеств учащихся.

Формы контроля:

  • педагогическое наблюдение;

  • беседа;

  • практическое занятие;

  • репетиции;

  • выступление.

Промежуточный контроль предусмотрен два раза в год (декабрь (после модуля № 2), май (после модуля №3)) с целью выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки процесса обучения.

Формы контроля:

  • опрос;

  • беседа;

  • практическое задание (работа над литературным произведением)

  • просмотр индивидуальных творческих работ (стихотворение, проза, этюд)

  • выступление.

Критерии, по которым оценивается выступления:

  • уровень развития памяти;

  • уровень артистичности, выразительности, эмоциональности;

  • уровень музыкальности;

  • техника исполнения номера.

  • анализ участия коллектива и каждого учащегося в концертах, праздниках, фестивалях, конкурсов.

Аттестация по итогам освоения программы проводится в конце обучения по программе.

Формы контроля:

  • анализ участия каждого учащегося в творческих мероприятиях, конкурсах;

  • итоговый концерт (является завершением курса обучения, призван показать достижения детей за год; лучшие выступления и номера отбираются для участия в конкурсах различного уровня, выставках, фестивалях).

К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу выбора новой темы, индивидуальное выступление, награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами.

2.3.Оценочные материалы и диагностический инструментарий.

Главным критерием в оценке деятельности ребёнка в детском объединении является его творческое раскрытие и проявление в процессе подготовки и исполнения спектакля или других мероприятий.

Для оценивания подходят следующие критерии оценки:

Модуль №1 Актерское мастерство приложение 1

Высокий уровень:

- творчески применяет в этюдах и инсценировках знание о различных эмоциональных состояниях и характерах героев;

- использует различные средства выразительности.

Средний уровень:

- владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать;

- использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень:

- различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью педагога.

Модуль № 2 Сценическая речь приложение 2

Высокий уровень: качественное совершенствование системы резонансного звучания во время выполнения упражнения. справляется с практическим заданием.

Средний уровень: неточная настройка голосового аппарата. Хорошо справляется с практическим заданием ;

Низкий уровень: неправильное произношение звука; слабое выполнение практического задания.

Модуль №3 Театральная мастерская

Творческий показ спектаклей, моноспектаклей, с обсуждением и тщательным разбором выступлений, подробным анализом работ.

Высокий уровень:

Артистичен, раскованно ведёт себя на сцене, движения ясные и выразительные, использует импровизацию, мимику, выразительная и эмоциональная речь, хорошая дикция речи, активно проявляет себя в репетиционно - постановочной работе, проявляет инициативу и самостоятельность, умеет анализировать, образно мыслить.

Средний уровень:

Проявляет артистичность, чувствуется скованность в движениях , мимике, мало импровизации, в речи не выражает эмоции и выразительность, не отработана дикция речи, не проявляет себя в репетиционно - постановочной работе.

Низкий уровень:

Не проявляет артистичность, очень скованно ведёт себя на сцене, нет эмоциональных выражений в движениях и мимике, плохая техника и дикция речи, не проявляет себя в репетиционно-постановочной работе, не умеет анализировать, образно мыслить.

Протокол проверки результативности образовательного процесса

Цель проверки____________________

Дата проверки________________________

№ п/п

Список учащихся


Актерское мастерство

Сценическая речь

Театральная мастерская

Общий балл

теория

практика

теория

практика

теория

практика

1









2









Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются учащимися во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.

Диагностический инструментарий

Упражнение «Колокол»1. к модулю №1 раздел «Развитие сценического внимания, фантазии, воображения»

Цель: развитие способности к доверию и поддержке.

Участники образуют круг, стараясь встать как можно ближе друг к другу

Один из участников выходит в центр круга.

Ему следует максимально расслабиться, а остальные участники должны,

вытянув руки перед собой, покачивать его из стороны в сторону, поддерживая и не давая упасть. В центре круга могут побывать все желающие.

Вопросы для обсуждения:

Удалось ли действительно расслабиться, довериться группе?

Если нет, что мешало?

Игровая методика «Воображаемая социограмма» к модулю №1 раздел «Импровизация в работе актёра».

Цель: исследование взаимоотношений членов группы, определение статуса детей, каждый участник получает представление о своей роли в группе.

Социограмма – это наглядный способ представить межличностные отношения в группе, симпатии – антипатии, связи и группировки.

Ход упражнения: Детям сообщается, что они будут разыгрывать короткую сценку на выбранную тему, например, тему подготовки к экстремальному путешествию. Им надо самим все организовать: выбрать режиссера, другие должности, придумать сценарий, подготовить сцену. Один из участников обычно сразу же вызывается быть режиссером (это и есть потенциальный лидер). Он размещает участников группы в пространстве, назначает каждому роль, которая соответствует его представлениям об этом участнике. Далее детьми придумывается короткий сценарий и тут же разыгрывается. Когда вся сценка разыграна, режиссер обсуждает свои впечатления с группой, и каждый рассказывает:

- как он чувствовал себя в этой роли, которую ему пришлось играть;

- как он при этом воспринимал всех остальных.

Темы сценок могут быть разными. В процессе игры педагог может выделить учащихся: с лидерскими качествами; с организаторскими способностями; детей активных, инициативных, артистичных, дружелюбных, альтруистичных, а также детей застенчивых, необщительных, отвергаемых.

Методика «Закончи предложение»2 к модулю № 2 раздел «Работа над прозаическим произведением»

Цель: выявить отношение к нравственным нормам, уровень развития коммуникативных качеств, способность к эмпатии (сопереживанию).

Ход работы: воспитанникам предлагается в быстром темпе (чтобы добиться привычного ответа) закончить предложение или небольшой рассказ

Варианты:

Если я знаю, что поступил неправильно, то….

Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то…

Когда в моем присутствии обижают человека, я…

Обработка полученных данных: анализ.

Методика выявления уровня самооценки учащихся (автор Р.В. Овчарова)3 к модулю № 3 раздел «Психологический рисунок роли»

Анкетирование учащихся по выявлению уровня самооценки:

2 – да; 1 – трудно сказать; 0 – нет.

Вопросы анкеты:

  1. Мне нравится создавать фантастические проекты.

  2. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

  3. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

  4. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

  5. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

  6. Мне нравится находить причины своих неудач.

  7. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

  8. Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.

  9. Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

  10. Убедительно могу доказать свою правоту.

  11. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

  12. У меня часто рождаются интересные идеи.

  13. Мне интереснее работать творчески, чем по другому.

  14. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

  15. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.

16. Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.

Результат:

- 24-32 балла – высокий уровень;

- 12-24 – средний;

- 0-12 – низкий.

Упражнение «Выбросьте свои проблемы» к модулю № 3 раздел «Психологический рисунок роли»

Ролевая игра

Большинство людей постоянно сталкиваются с различными проблемами производственного или личного характера. Вам предлагается решить проблемы сегодня.

Каждый участник формулирует такие проблемы и записывает свои проблемы на листке бумаги. Затем все комкают листки и выбрасывают их в корзину. После того, как все бумажки собраны, образуйте группы из двух человек. По одному человеку из группы вынимают записки из корзины. Так у каждой группы появляется «вытянутая» проблема, группе дается 3-5 минут, чтобы записать и обсудить возможные ее решения.

2.4.Методические материалы

Независимо от этапа работы над спектаклем, важные составляющие занятия должны оставаться неизменными:

- разминка (актерское мастерство);

- речевой тренинг (сценическая речь);

Это является необходимым условием готовности учащихся к включению в творческий процесс перевоплощения.

Методической особенностью программы является личностно ориентированная технология обучения, т.е. используются педагогические приемы, принципы, методы и формы для реализации творческого потенциала каждого ребенка.

В программе используются следующие методы и формы:

1. По источнику передачи и восприятию информации:

  • Словесный (беседа, рассказ, диалог);

  • Наглядный (репродукции, фильмы, эскизы декораций и костюмов, фотоматериалы показ педагога, индивидуальные занятия, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности);

  • Практический (постановка спектаклей, упражнения, этюды, репетиции).

2. По дидактическим задачам:

  • Приобретение знаний через знакомство с театральной литературой и терминологией, через игры, упражнения, этюды;

  • Применение знаний через постановку спектаклей;

  • Закрепление через генеральные репетиции;

  • Творческая деятельность - показ спектаклей;

  • Проверка результатов обучения через открытые уроки, конкурсы, фестивали, интегрированные занятия.

3. По характеру деятельности:

  • Объяснительно - иллюстративный - разводка фрагментов пьесы по мизансценам с объяснением и показом;

  • Репродуктивный - разработка и показ этюдов по образцу;

  • Частично-поисковый - во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.

Организационные формы:

Коллективная - эта форма привлекает всех учащихся, наиболее эффек­тивная форма творческой деятельности, т.к. при наименьших затратах сил и времени удается вы­полнить работу.

Парная - рассчитать работу на двоих.

Индивидуальная - выполнение задания в группе обычно проходит не­равномерно, поэто­му необходимо проводить индивидуальную работу, зачастую дополнительно объяснять задание.

Успехи реализации программы возможны:

  • если будет реализована теоретическая и практическая часть программы на 100%;

  • если учитываются возрастные и личностные особенности учащихся, мотивация их деятельности;

  • если используется разнообразный методический материал по программе учебного курса;

  • если в кабинете есть необходимые технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса.

2.5.Информационные ресурсы и литература

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее – ФЗ №273).

  3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.).

  4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» (далее – Концепция).

  1. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».

  2. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ (в ред. от 27.09.2017).

  3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г.

  4. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ №629).

  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (далее – Приказ № 816).

  6. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).

  7. Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».

  8. Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. № ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ».

  9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).

  10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).

  11. Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

  12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области».

  13. Устав и локальные акты МБУ ДО ЦДТ.

  14. Изменение в Распоряжение Правительства РФ от 31.03.22 №678–р, утвержденные Правительства РФ от 15.05.23 № 1230-р.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Алянский Ю. «Азбука театра». – М., 1991-159 с.

  2. Бюллетень программно – методических материалов для УДОД. - №5. – 2005. – с.14.

  3. Вербицкая А.В. «Основы сценического действия». – М., 1996- 213 с.

  4. Воробьева О.Я. Коммуникативные технологии в школе: секреты эффективного общения. – Волгоград: Учитель, 2009 – 141с

  5. Вожатый века. - №2. – 2007. – с.14-16

  6. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Изд-во «Лань» 2023-168 с.

  7. Ершова А., Букатов В. «Актёрская грамота – детям» - С.-П., 2005.

  8. Итина О.М. «Искусство звучащего слова» вып. 21 - М., 2002- 152 с.

  9. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

  10. Козлянинов Г.И. «Упражнения по дикции» - М., 2004-125с.

  11. Петрусинский В.В. «На пути к совершенству. Искусство экспромта» - М., 1990-76с.

  12. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007-187с.

  13. Сидорина И.К., Ганцевич С.М. «От упражнения к спектаклю» - М., 2006- 98с.

  14. Фридман Л. М. «Изучение личности учащегося и ученических коллективов»— М.: Просвещение, 1988. — 207 с.

Информационные ресурсы

  1. Мастер-класс по актёрскому мастерству https://www.youtube.com/watch?v=P9aFZ5_XURw

  2. https://www.youtube.com/watch?v=Tw1RSF_c_7g

  3. https://www.youtube.com/watch?v=lNqfmibxV3E

  4. https://www.youtube.com/watch?v=WGjbJKOZq4s

5.«Сценическая речь»

https://www.youtube.com/watch?v=89WXOMmtr24

6.https://www.youtube.com/watch?v=XI1UwLLoKVA

7.. https://www.youtube.com/watch?v=l-8nPM2DieI

8 https://www.youtube.com/watch?v=ysc-1QMAkDA

Приложение 1

Промежуточный контроль модуль №1

Этюд на органическое молчание для двоих.

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.

Задание :

  1. Девочка  хочет сказать свой подружке очень неприятную новость, но не решается.

  2. На остановке встретили два человека, которые когда-то были знакомы, каждый не хочет подать виду, что узнал другого, и боится, что тот его узнает.

  3. Два друга поругались. Оба хотят помириться, но не решаются сделать первыми шаг на примирение.

Этюды на общение.

Цель. Развивать воображение, фантазию, память детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах.

Задание :

  1. В школе девочка обвиняет другую за то, что из-за неё она получила двойку.

  2. В автобусе. Кондуктор и пассажир.

  3. Занять деньги. Один просит в долг, другой сомневается в том, отдаст он или нет.

  4. Двойка. Ребёнок получил двойку, оправдывается, родители ругают.

  5. Разбитое окно. Директор, ученик, родитель.

  6. Телефонный разговор. Ошиблись номером, завязывается разговор.

  7. В магазине. Продавец покупателю  продал испорченный продукт.


Этюды и упражнения на движение.

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, память.

Задание :

  1. Походка на пружинных ногах.

  2. Хромота.

  3. Не разбудить (пройтись по комнате, взять предмет и тихонько выйти из комнаты).

  4. Вор (пройтись крадучись, с опаской оглядываясь, схватить предмет и скрыться).

  5. Движение» учащийся по комнате, стараясь не задеть друг друга.

  6. Перемещение с предметами в руках не задевая друг друга.

Этюд «Тень»

Цель. Учить детей согласовывать свои действия с другими детьми.

Дети разбиваются на пары. Один ребенок в паре — это человек, он «ходит по лесу»: собирает грибы, ягоды, ловит бабочек и т. д. Другой ребенок — его тень. Повторяя движения человека, тень должна действовать в том же ритме и темпе, выражать то же самочувствие. Во время игры дети меняются ролями, а педагог подсказывает им, показывает! походку зверей.

Этюд «Зеркало»

Цель. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по мимике.

Педагог. Встаньте парами лицом друг к другу. Один из вас артист, а другой — зеркало. «Зеркало» внимательно следит за движениями артиста и повторяет их зеркально.

Старайтесь предугадать любой жест, любую мимику. Что может делать артист? Движения должны быть плавными и неторопливыми. Не смейтесь при этом! Когда у вас бывает радостное настроение? Какие настроения вы знаете?

Этюд «Сам себе режиссер»

Цель. Дать детям возможность самостоятельно сочинить сценку про животных.

Педагог объясняет детям: «Режиссер — это руководитель, организатор номера или спектакля, или циркового выступления артистов». Один ребенок (по желанию) берет на себя роль режиссера. Он набирает артистов, придумывает сценку.


Этюд с воображаемыми предметами

Цель. Развивать воображение и фантазию; побуждать детей к участию в общем театральном действии.

  1. Педагог вместе с детьми произносит слова знакомого стихотворения «Мой веселый звонкий мяч», и все ударяют воображаемым мячом об пол.

  2. Педагог бросает воображаемый мяч каждому ребенку, ребенок «ловит» мяч и «бросает» его обратно педагогу.

  3. Дети встают в круг и передают друг другу воображаемый предмет. Игру начинает и комментирует педагог.

Посмотрите, у меня в руках большой мяч. Возьми его, (Педагог передает «мяч» рядом стоящему ребенку).

—Ой, у тебя он стал маленький. Передавай его другому ребенку.

—В твоих руках маленький мячик превратился в ежика. Его колючки колкие, смотри, не уколись и не урони ежа. Передай ежика другому ребенку.

— Твой ежик превратился в большой воздушный шар. Держи его крепче за ниточку, чтобы не улетел.

Дальше импровизировать можно в зависимости от количества детей (шарик превратился в горячий блин, блин- в клубок ниток, нитки - в маленького котенка, его можно осторожно погладить, котенок превратился в румяного колобка).


Этюд «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем»

Цель. Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно.

Дети показывают придуманную загадку. Ведущий дает правильный ответ.

Этюд- игра «Король»

Цель. Уметь действовать с воображаемыми предметами, на память физических действий (вариант народной игры).

Исполнителя роли Короля выбирают с помощью считалки:

Считать помогают все дети; педагог медленно, четко произносит слова считалки, чтобы ребята могли лучше запомнить их.

Король сидит на «троне». Дети делятся на несколько групп. Каждая группа представляет Королю свою профессию, действуя с воображаемыми предметами (повара, прачки, швеи и т.д.).

Первая группа подходит к Королю.

Работники. Здравствуй, Король!

Король. Здравствуйте!

Работники. Нужны вам работники?

Король. А что вы умеете делать?

Работники. Мы не скажем, а покажем !

Король должен отгадать профессии работников. Если он отгадал верно, то дети разбегаются, а он догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится Королем. В процессе игры педагог усложняет характер Короля — то он жадный, то злой. Если роль Короля играет девочка (Королева), то она может быть доброй, легкомысленной, сварливой и т.д. Главное в этой игре—действие с воображаемыми предметами.


Игра – упражнение на проявление эмоций «До свидания».

Цель. Показать, как изменилось эмоциональное состояние в процессе занятия через ритуал прощания.

Педагог: Наше занятие окончено. Спасибо большое за работу. И традиционно заканчиваем наше занятие упражнением «До свидания». Покажите, какие эмоции были у вас во время занятия произнося фразу «До свидания». А теперь попрощайтесь теми эмоциями, с которыми вы уходите после занятия.

Учащиеся прощаются друг с другом, согласно, тому настроению (радость, разочарование, негодование, безразличие…) , с которым покидают занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.


Критерии оценивания уровня подготовки :

Высокий уровень:

- творчески применяет в этюдах и инсценировках знание о различных эмоциональных состояниях и характерах героев;

- использует различные средства выразительности.

Средний уровень:

- владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать;

- использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень:

- различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью педагога.


Приложение 2

Промежуточный контроль. модуль №2

Форма: практическое занятие

Критерии оценивания:

Задание: Практика: Голосо-речевой тренинг:

Упражнение 1.
Согласные П и Б имеют взрывную природу, что позволяет тренировать мышцы дыхательного аппарата.
Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их:
п! пь! п! пь! п! пь! п! пь! ...
т! ть! т! ть! т! ть! т! ть! ...
к! кь! к! кь! к! кь! к! кь! …
Упражнение 2
Следующее упражнение произнесите с голосом. Следите за активным произнесением конечных глухих согласных:
бу - бу - бу - бу - бупп!
бо - бо - бо - бо - бопп!
ба - ба - ба - ба - бапп!
бэ - бэ - бэ - бэ - бэпп!
би - би - би - би - бипп!
бы - бы - бы - бы - быпп!
Все слоги "бегут" к конечному "быпп". Слогосочетания заканчиваются хорошим взрывом на "п".
гу - гу - гу - гу - гукк!
го - го - го - го - гокк!
га - га - га - га - гакк!
гэ - гэ - гэ - гэ - гэкк!
ги - ги - ги - ги - гикк!
гы - гы - гы - гы - гыкк!
ду - ду - ду - ду - дутт!
до - до - до - до - дотт!
да - да - да - да - датт!
дэ - дэ - дэ - дэ - дэтт!
Упражнение 3«Угадай» Моделирование голоса и тона
Нижеприведенную фразу:
Разве вы не знаете, что этот человек здесь больше не работает?
– прочтите последовательно следующим тоном: спокойным, злобным, дружеским, язвительным, начальственным. Потренируйтесь несколько раз, а затем проанализируйте в группе: какие недостатки заметили ваши слушатели, всегда ли голос соответствовал заданному тону?
Упражнение 4
- Выберите наугад любую букву. В течение 1 минуты придумайте предложение, все слова которого начинаются с этой буквы. Например, «Прокоп, Пётр, Прохор пошли путём простым».

Упражнение 5
Прочитать любую скороговорку.

Критерии оценивания уровня подготовки:

  • высокий уровень-качественное совершенствование системы резонансного звучания во время выполнения упражнения. Успешно справляется с практическим заданием.

  • средний уровень - неточная настройка голосового аппарата. Хорошо справляется с практическим заданием ;

  • низкий уровень - неправильное произношение звука; слабое выполнение практического задания.


Приложение 3

Календарный учебный график

программы «Триумф»

1 год обучение, 36 недель по 6 ч.

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля


Вводное занятие. Развитие сценического внимания, фантазии, воображения

1

Групповая

Беседа, обсуждение


Развитие сценического внимания, фантазии, воображения

1

Групповая


Развитие сценического внимания, фантазии, воображения

1

Групповая


Развитие сценического внимания, фантазии, воображения

1

Групповая


Развитие сценического внимания, фантазии, воображения

1

Групповая


Развитие сценического внимания, фантазии, воображения

1

Групповая


Пантомима – это вид сценического искусства

1

Групповая

Самостоятельна работа


Пантомима – это вид сценического искусства

1

Индивидуальная


Пантомима – это вид сценического искусства

1

Индивидуальная


Пантомима – это вид сценического искусства

1

Индивидуальная


Пантомима – это вид сценического искусства

1

Индивидуальная


Пантомима – это вид сценического искусства

1

Групповая


Этюд как основное средство воспитания актёра

1

Групповая

Показ этюдов


Этюд как основное средство воспитания актёра

1

Индивидуальная


Этюд как основное средство воспитания актёра

1

Индивидуальная


Этюд как основное средство воспитания актёра

1

Индивидуальная


Этюд как основное средство воспитания актёра

1

Индивидуальная


Этюд как основное средство воспитания актёра

1

Групповая


Импровизация в работе актера

1

Групповая

Самостоятельна работа


Импровизация в работе актера

1

Индивидуальная


Импровизация в работе актера

1

Индивидуальная


Импровизация в работе актера

1

Индивидуальная


Импровизация в работе актера

1

Индивидуальная


Импровизация в работе актера

1

Групповая


Связь со зрительным залом

1

Групповая

Педагогическое наблюдение


Связь со зрительным залом

1

Индивидуальная


Связь со зрительным залом

1

Индивидуальная


Связь со зрительным залом

1

Индивидуальная


Связь со зрительным залом

1

Индивидуальная


Связь со зрительным залом

1

Групповая


Итоги модуля №1

1

Групповая

Текущий контроль. Творческие показы.


Итоги модуля №1

1

Групповая


Итоги модуля №1

1

Групповая


Итоги модуля №1

1

Групповая


Итоги модуля №1

1

Групповая


Итоги модуля №1

1

Групповая


Волшебная страна звуков.

1

Групповая

Педагогическое наблюдение


Волшебная страна звуков.

1

Групповая


Волшебная страна звуков.

1

Групповая


Волшебная страна звуков.

1

Групповая


Волшебная страна звуков.

1

Групповая


Волшебная страна звуков.

1

Групповая


Упражнения на дыхание

1

Групповая



Упражнения на дыхание

1

Групповая


Упражнения на дыхание

1

Групповая


Упражнения на дыхание

1

Групповая


Упражнения на дыхание

1

Групповая


Упражнения на дыхание

1

Групповая


Артикуляционная гимнастика

1

Групповая



Артикуляционная гимнастика

1

Групповая


Артикуляционная гимнастика

1

Групповая


Артикуляционная гимнастика

1

Групповая


Артикуляционная гимнастика

1

Групповая


Артикуляционная гимнастика

1

Групповая


Упражнения на дикцию

1

Групповая



Упражнения на дикцию

1

Групповая


Упражнения на дикцию

1

Групповая


Упражнения на дикцию

1

Групповая


Упражнения на дикцию

1

Групповая


Упражнения на дикцию

1

Групповая


Скороговорки

1

Индивидуальная

Речевые упражнения. Чтение скороговорок.


Скороговорки

1

Индивидуальная


Скороговорки

1

Групповая


Скороговорки

1

Индивидуальная


Скороговорки

1

Индивидуальная


Скороговорки

1

Групповая


Скороговорки

1

Индивидуальная


Скороговорки

1

Индивидуальная


Скороговорки

1

Групповая


Скороговорки

1

Индивидуальная


Скороговорки

1

Индивидуальная


Скороговорки

1

Групповая


«Работа над литературным произведением» Проза

1

Индивидуальная

Прослушивание


«Работа над литературным произведением» Проза

1

Индивидуальная


«Работа над литературным произведением» Проза

1

Индивидуальная


«Работа над литературным произведением» Проза

1

Индивидуальная


«Работа над литературным произведением» Проза

1

Индивидуальная


«Работа над литературным произведением» Проза

1

Индивидуальная


«Работа над литературным произведением» Проза

1

Индивидуальная


«Работа над литературным произведением» Проза

1

Индивидуальная


«Работа над литературным произведением» Проза

1

Индивидуальная


«Работа над литературным произведением» Проза

1

Индивидуальная


«Работа над литературным произведением» Проза

1

Индивидуальная


«Работа над литературным произведением» Проза

1

Индивидуальная


«Работа над литературным произведением» Поэзия

1

Индивидуальная

Просмотр индивидуальных творческих работ


«Работа над литературным произведением» Поэзия

1

Индивидуальная


«Работа над литературным произведением» Поэзия

1

Индивидуальная


«Работа над литературным произведением» Поэзия

1

Индивидуальная


«Работа над литературным произведением» Поэзия

1

Индивидуальная


«Работа над литературным произведением» Поэзия

1

Индивидуальная


«Работа над литературным произведением» Поэзия

1

Индивидуальная


«Работа над литературным произведением» Поэзия

1

Индивидуальная


«Работа над литературным произведением» Поэзия

1

Индивидуальная


«Работа над литературным произведением» Поэзия

1

Индивидуальная


«Работа над литературным произведением» Поэзия

1

Индивидуальная


«Работа над литературным произведением» Поэзия

1

Индивидуальная


Итоги модуля №2

1

Групповая

Промежуточный контроль.

Творческие показы,

праздники, конкурсы, беседы


Итоги модуля №2

1

Групповая


Итоги модуля №2

1

Групповая


Итоги модуля №2

1

Групповая


Итоги модуля №2

1

Групповая


Итоги модуля №2

1

Групповая


Предварительный разбор произведения

1

Групповая



Предварительный разбор произведения

1

Групповая



Предварительный разбор произведения

1

Групповая



Предварительный разбор произведения

1

Групповая



Предварительный разбор произведения

1

Групповая



Предварительный разбор произведения

1

Групповая



Читка по ролям

1

Групповая

Педагогическое наблюдение


Читка по ролям

1

Групповая


Читка по ролям

1

Групповая


Читка по ролям

1

Групповая


Читка по ролям

1

Групповая


Читка по ролям

1

Групповая


Читка по ролям

1

Групповая


Читка по ролям

1

Групповая


Читка по ролям

1

Групповая


Читка по ролям

1

Групповая


Читка по ролям

1

Групповая


Читка по ролям

1

Групповая


Основная идея.

1

Индивидуальная



Основная идея.

1

Индивидуальная



Основная идея.

1

Групповая



Основная идея.

1

Индивидуальная



Основная идея.

1

Индивидуальная



Основная идея.

1

Групповая

Педагогическое наблюдение


Тема, идея, конфликт.

1

Индивидуальная



Тема, идея, конфликт.

1

Индивидуальная



Тема, идея, конфликт.

1

Групповая



Тема, идея, конфликт.

1

Индивидуальная



Тема, идея, конфликт.

1

Индивидуальная



Тема, идея, конфликт.

1

Групповая



Психологический рисунок роли

1

Индивидуальная



Психологический рисунок роли

1

Индивидуальная



Психологический рисунок роли

1

Групповая



Психологический рисунок роли

1

Индивидуальная



Психологический рисунок роли

1

Индивидуальная



Психологический рисунок роли

1

Индивидуальная



Психологический рисунок роли

1

Индивидуальная



Психологический рисунок роли

1

Групповая

Педагогическое наблюдение


Психологический рисунок роли

1

Индивидуальная



Психологический рисунок роли

1

Индивидуальная



Психологический рисунок роли

1

Групповая



Психологический рисунок роли

1

Индивидуальная



Создание характера, сценического образа

1

Индивидуальная

Самостоятельна работа


Создание характера, сценического образа

1

Индивидуальная



Создание характера, сценического образа

1

Групповая



Создание характера, сценического образа

1

Индивидуальная



Создание характера, сценического образа

1

Индивидуальная



Создание характера, сценического образа

1

Групповая



Создание характера, сценического образа

1

Индивидуальная



Создание характера, сценического образа

1

Индивидуальная



Создание характера, сценического образа

1

Групповая



Создание характера, сценического образа

1

Индивидуальная



Создание характера, сценического образа

1

Индивидуальная



Создание характера, сценического образа

1

Групповая



Воспроизведение отдельных эпизодов и сцен

1

Индивидуальная



Воспроизведение отдельных эпизодов и сцен

1

Индивидуальная



Воспроизведение отдельных эпизодов и сцен

1

Групповая

Самостоятельна работа


Воспроизведение отдельных эпизодов и сцен

1

Индивидуальная



Воспроизведение отдельных эпизодов и сцен

1

Индивидуальная



Воспроизведение отдельных эпизодов и сцен

1

Групповая



Воспроизведение отдельных эпизодов и сцен

1

Индивидуальная

Самостоятельна работа


Воспроизведение отдельных эпизодов и сцен

1

Индивидуальная



Воспроизведение отдельных эпизодов и сцен

1

Групповая



Воспроизведение отдельных эпизодов и сцен

1

Индивидуальная



Воспроизведение отдельных эпизодов и сцен

1

Индивидуальная



Воспроизведение отдельных эпизодов и сцен

1

Групповая



Работа над оформлением

1

Групповая



Работа над оформлением

1

Групповая



Работа над оформлением

1

Групповая



Работа над оформлением

1

Групповая



Работа над оформлением

1

Групповая



Работа над оформлением

1

Групповая



Репетиции с деталями декораций

1

Групповая



Репетиции с деталями декораций

1

Групповая



Репетиции с деталями декораций

1

Групповая



Репетиции с деталями декораций

1

Групповая



Репетиции с деталями декораций

1

Групповая



Репетиции с деталями декораций

1

Групповая



Репетиции с деталями декораций

1

Групповая



Репетиции с деталями декораций

1

Групповая



Репетиции с деталями декораций

1

Групповая



Репетиции с деталями декораций

1

Групповая



Репетиции с деталями декораций

1

Групповая



Репетиции с деталями декораций

1

Групповая



Репетиции с деталями декораций

1

Групповая



Репетиции с деталями декораций

1

Групповая



Репетиции с деталями декораций

1

Групповая



Репетиции с деталями декораций

1

Групповая



Репетиции с деталями декораций

1

Групповая



Репетиции с деталями декораций

1

Групповая



Проигрывание произведения целиком

1

Групповая



Проигрывание произведения целиком

1

Групповая



Проигрывание произведения целиком

1

Групповая



Проигрывание произведения целиком

1

Групповая



Проигрывание произведения целиком

1

Групповая



Проигрывание произведения целиком

1

Групповая



Проигрывание произведения целиком

1

Групповая



Проигрывание произведения целиком

1

Групповая



Проигрывание произведения целиком

1

Групповая



Проигрывание произведения целиком

1

Групповая



Проигрывание произведения целиком

1

Групповая



Проигрывание произведения целиком

1

Групповая



Проигрывание произведения целиком

1

Групповая



Проигрывание произведения целиком

1

Групповая



Проигрывание произведения целиком

1

Групповая



Проигрывание произведения целиком

1

Групповая



Проигрывание произведения целиком

1

Групповая



Проигрывание произведения целиком

1

Групповая



Итоги модуля №3 выступление

3

Групповая

Промежуточный контроль.

Творческие показы,

праздники, конкурсы, беседы


Итоги модуля №3

1

Групповая


Итоги модуля №3

1

Групповая


Аттестация по итогам программы 1 года обучения

1

Групповая


Аттестация по итогам программы 1 года обучения

1

Групповая


Подведение итогов учебного года

1

Групповая

Итого

216


Приложение 4

Тематика репертуара (по согласованию с учащимися):

  • Школьная;

  • «Золотой век»;

  • «Серебряный век»;

  • Донской фольклор;

  • Патриотическая направленность;

  • Рассказы русских и зарубежных писателей;

  • Уроки этики;

  • Сказки народов мира;

  • Мифы, легенды;

  • Героический эпос славян, былины;

  • Из копилки детектива;

  • Театрализация, в том числе экспромт.


1 Вожатый века. - №2. – 2007. – с.14-16

2 Фридман Л.М. – с.54-55.

3 Бюллетень программно – методических материалов для УДОД. - №5. – 2005. – с.14.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!