МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
САТКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
М униципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа VIII вида с наличием интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Принята на заседании «Утверждаю» ____________
Педагогического совета Директор школы Порозова Н.А.
От « 31» августа 2020 г. Приказ № 119 от 01.09.2020 г.
Протокол N 5
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической
направленности
«Играем вместе»
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 1 год
Автор –составитель:
Шишкина Алина Ильясовна
воспитатель
МКОУ «СКШИ VIII вида»
г.Сатка, 2022
Пояснительная записка
Направленность программы - социально-педагогическая
Актуальность Игра как форма активности занимает важное место в жизни ребенка и благотворно влияет на формирование детской души, развитие его физических и психических сил и способностей. В игре растущий организм познает жизнь, учится самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, расширять кругозор, уточнять представление об окружающем мире. Благодаря игре в психике ребенка формируются качества, подготавливающие переход к высшей стадии развития. Сила игры – в ее эмоциональности и увлекательности. В игре легче преодолевать эмоциональные и психические проблемы, комплексы неуверенности, формируются также важные качества личности, как ответственность, инициатива, настойчивость, умение владеть собой, подчиняться правилам игры. Все это нужно человеку в его будущей жизни.
Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное и психическое развитие ребенка. Именно поэтому у ребенка с ОВЗ корректируют и развивают восприятие, воображение, мышление, память, внимание, моторику, речь повышая умственную активность, а, следовательно, познавательную деятельность в целом.
Отличительные особенности программы. Программа способствует овладению обучающимися навыками начального технического конструирования и социальной адаптации, разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у них интереса к различным видам деятельности .
Адресат программы - возраст учащихся 7-11лет, учащиеся 1-3 классов.
Срок освоения программы данная программа рассчитана на 1 год;
Режим занятий – 2 часа в неделю
Объем программы – 68 часа
Формы обучения очная.
Методы обучения
Словесные | Наглядные | Практические |
Рассказ | Показ видеоматериалов, иллюстраций | Игра |
Беседа | Наблюдение | Действие муз.инструментами |
Объяснение | Работа по образцу и др. | Выполнение упражнений |
| | |
Тип занятия: комбинированный, практический;
Формы проведения занятий: очная
Цель и задачи программы:
Целью программы является социализация и развитие активности и индивидуальности учащихся через игровую деятельность.
Задачи:
Обучающие
Познакомить с разнообразными видами игр и их правилами;
Обучить навыкам коллективного творчества и игрового общения;
Познакомить различными музыкальными инструментами, учить воспроизводить элементарные звуки.
Развивающие:
Развивать инициативность, умение активно включаться в коллективную деятельность;
Развивать мелкую моторику, слуховое восприятие, логическое мышление, словарный запас;
Развивать психические познавательные процессы: память, внимание, зрительное восприятие, воображение;
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, аккуратность и внимательность в игре;
Воспитывать культуру игрового общения, доброжелательного отношения.
Содержание программы:
Тематический план
1 год обучения
№ | Название раздела | Теоретические часы | Практические часы |
1. | Ознакомительные занятия | 2 | 2 |
2. | Музыкальные игры | 1 | 9 |
3. | Пение | 2 | 14 |
4. | Подвижные игры | 1 | 8 |
5. | Шумовые инструменты | 1 | 7 |
6. | Песни из мультфильмов | 2 | 8 |
7. | | 1 | 10 |
Итого | 68 |
Содержание учебно-тематического плана
№ | Перечень разделов, тем | Теоретические часы | Практические часы |
1. | Ознакомительные занятия | 0.5 | 0.5 |
Вводное занятие. Техника безопасности. | Первичный инструктаж на рабочем месте. Правила поведение в кабинете. | Знакомство с различными видами игр. Просмотр презентации «Техника безопасности» |
|
2. | Коррекционно- развивающие игры | 1 | 9 |
Игры для развитие внимания | Знакомство с правилами игр. Просмотр иллюстраций, презентаций. Беседа: Обсуждение что получилось? Какие возникли проблемы. | Игры: «Как же их отличить?» «Слепой танец» «Мозаика» «Скульптура» «Цветные коробки» «Эмоции» «Обзывалки» «Бумажные мячи» «Ласковый мелок» «Кляксы» «Найди отличие». Выполнений упражнений. Повторение движений. Сбор материала. |
Игры для развитие памяти |
Игры для развитие воображения |
Игры для развитие мелкой моторики |
Игры для развитие восприятия |
Эмоционально – развивающие игры |
Игры для развитие логики |
Игры для развитие речи |
Игра для развитие мышления |
Игры для развития координации |
3. | Ознакомительные занятия | 0.5 | 0.5 |
| Правила пользования конструктором | Первичный инструктаж на рабочем месте. Организация рабочего места при работе с конструктором. Элементарные сведения о конструкторе. | Знакомство с конструктором и с основными деталями. Просмотр презентации «Техника безопасности» |
4. | Конструирование | 2 | 14 |
«Мы с тобой построим дом» | Рассматривание картинок. Беседа. Обсуждение будущей постройки. Рассказ о получившейся постройке. Знакомство с профессиями: полицейский, пожарный, строитель. Обсуждение кто живет на ферме. Беседа «Что случилось с динозаврами» | Сборка модели, работа с использованием различных вариантов крепежа. Конструирование по образцу. Демонстрация образца Игра «Выдели похожие». Подбор нужных деталей. Конструирование по схеме. Выставка работ. Обыгрывание. |
«Полицейский участок» |
«Пожарная часть» |
«Строительная площадка» |
«Ферма» |
«Огород» |
«Роботы» |
«Транспорт» |
«Аэропорт» |
«Ракета, космонавты |
«Морской порт» |
«Правила дорожного движения» |
«Многоэтажные дома» |
«Бензоколонка» |
«Зоопарк» |
Самостоятельная постройка. Выставка работ. |
4. | Сюжетно-ролевые игры | 1 | 8 |
| «Магазин» | Закрепить знания о профессиях: полицейский, пожарный, продавец, учитель, парикмахер, воспитатель и т.д | Знакомство с правилами игр. Сюжетно – ролевые игры. Изготовление атрибутов для игр. Распределение ролей. Обыгрывание. |
«Больница» |
«Парикмахерская» |
«Школа» |
«Полиция» |
«Детский сад» |
«Библиотека» |
«Космонавты» |
«Город» |
6 | Герои сказок | 1 | 7 |
| Заколдованные сказки | Чтение сказок. Просмотр иллюстраций. | Игра «Расколдуй сказочного героя» Пальчиковые игры. Игра «Кукольный театр», «Узнай сказочного героя по мимике и жестам» Конкурс. Распределение на команды. |
«Теремок» |
«Узнай сказочного героя» |
«Перевертыши» |
«Русские сказки» |
«Если – бы…» |
Блицконкурс «Вопросы с подвохом» |
Викторина по сказкам. Командная игра. |
| Ознакомительные занятия | 0.5 | 0.5 |
Правила работы с дидактическим материалом. | Знакомство с правилами работы с дидактическим материалом. | Изготовление материала. Подготовка место для игр. |
7. | Дидактические игры | 2 | 8 |
| «Помоги художнику» | Просмотр иллюстрация. Составления плана. | Изготовление материала. Подготовка место для игр. Игры: «Помоги художнику» «Собери фигуру» «Варежки» «Найди пару» «Веселое рисование» «Посадим цветы» «Что растет на дереве» «Кто где живет?» «Веселая птичка» |
«Собери фигуру» |
«Варежки» |
«Найди пару» |
«Веселое рисование» |
«Посадим цветы» |
«Что растет на дереве» |
Викторина «Кто где живет?» |
«Веселая птичка» |
«Летает, прыгает, плывет» |
8. | Ознакомительные занятия | 0.5 | 0.5 |
| Правила поведения во время подвижных игр | Знакомство с правилами поведения во время подвижных игр. | Разминка, общеукрепляющие упражнения. |
9. | Подвижные игры | 1 | 10 |
| «Попробуй повторить» | Знакомство с правилами игр. Инструкция по технике безопасности во время игр. | Распределение на команды. Игры: «Попробуй повторить» «Прятки» Игры с мячом «Паровозик» «Метание мешочков» «Пятнашки» Игры с обручем «Запрещенный цвет» «Нас не слышно и не видно» «Повтори не ошибись» «Краски» |
«Прятки» |
Игры с мячом |
«Паровозик» |
«Метание мешочков» |
«Пятнашки» |
Игры с обручем |
«Запрещенный цвет» |
«Краски» |
«Нас не слышно и не видно» |
«Веселые старты» |
Планируемые результаты:
В результате обучения по программе ребенок: |
Должен знать: правила и названия игр; правила игрового общения и поведения в коллективе; соединение деталей конструктора; технологическую последовательность изготовления несложных конструкций. | Должен уметь: давать описание своим действиям; с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу; распределять роли в коллективе во время игр; включатся в коллективную деятельность; реализовывать творческий замысел; |
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы : кабинет №43, ноутбук, видеофильмы и презентации: по «Техники безопасности», Материалы: дидактический материал, лего-конструктор, спортивный инвентарь, наборы игрушек, костюмы, куклы.
Формы аттестации в дополнительном образовании - создание проблемных ситуаций, самооценка обучающихся своих знаний и умений, педагогическая диагностика.
Методы отслеживания (диагностики)
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение;
- выполнения учащимися заданий по указанию педагога;
- мониторинг: по выявлению умений, проводится раз в полгода.
Сформирован навык -3
В состоянии формирования- 2
Не сформирован навык-1
Подсчитывает общее количество баллов и определяет уровень овладения учащимися программы
Высокий уровень – 15-21 балла
Средний уровень - 12-14 баллов
Низкий уровень – 7 - 11 баллов
По итогам года можно проанализировать динамику.
1 полугодие
ФИО | Знания и умения (навыки) |
| Знание правил игры и название. | Умение выслушивать задания | Умение активно включатся в коллективную деятельность | Знание названий деталей конструктора и их предназначение | Выполнять задания по образцу, по схеме. | Умение оценивать свои действия в игре | Умения распределять роли под руководством педагога |
1. | | | | | | | |
Список литература
Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие.-СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. (Серия «Коррекционная педагогика»).-416 с.
Баряева Л.Б., Зарин А.П. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием /Инновации в Российском образовании: Дошкольное образование.- М.: Изд. МГУП, 1999.-С.46-50.
Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. /Отв. Ред.Л.П. Носкова.-М., 1980
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. – 1966.-№ 6- С. 62-76.
Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников.- М.: Просвещение, 1980.
Соколова Н.Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников //Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя / Под ред. Л.П. Носковой.- М.: Просвещение, 1993.- С. 135-147.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.
Федосеева О. А. Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / О. А. Федосеева // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 489-491.
Зарин А. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015.-320 с.