СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «юные дизайнеры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЕ ДИЗАЙНЕРЫ»

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «юные дизайнеры»»

МКУ «Департамент образования Местной администрации г.о. Нальчик» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11 им. Героя России Г. Н. Трошева» г.о. Нальчик

Согласовано


На заседании педагогического совета


МКОУ СОШ №11


Протокол №_________

от « » _________ 2023г


Утверждаю


Директор МКОУ СОШ №11


Приказ № ____ от _______________


М.П._____________ Тхагапсова Т.А.


« » __________ 2023г
















ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЮНЫЕ ДИЗАЙНЕРЫ»



Направленность программы: художественная

Уровень: разноуровневый

Вид программы: модифицированный

Адресат программы: от 9 до 16 лет

Срок реализации программы: 18 месяцев: 204 ч.

Форма обучения: очная

Автор-составитель: Гадельшина Галина Анатольевна, педагог дополнительного образования












г. Нальчик, 2023 г.

Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка

Направленность программы: художественная.


Уровень программы: разноуровневый.


Вид программы: модифицированный.


Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании».

  • Конвенция ООН о правах ребенка.

  • Государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике", Утверждена постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 22 апреля 2020 г. N 86-ПП.

  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31.03.2022 г. № 678-р.

  • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».

  • Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ от 30.11.2016 г.

№ 11.

  • Паспорт Федерального проекта от 07.12.2018 г. № 3 «Успех каждого ребенка», утвержденный протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование».

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей».

  • Письмо Министерства образования и науки РФ «О направлении информации» от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н

«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

  • Постановление от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  • Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232109, включающая

«Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей».

  • Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР».

  • Приказ Минпросвещения КБР от 06.08.2020 г. №22-01-05/7221 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного

образования детей в КБР».

  • Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные), разработанные Региональным модельным центром Минпросвещения КБР от 2021 г.

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022

№ 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

  • Постановление Местной администрации г.о. Нальчик от 09.07.2020 г. №1244

«Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей в г.о. Нальчик».


Актуальность программы: В современном мире декоративно-прикладное искусство стало неотъемлемой частью нашей жизни. Рукоделие стало популярным. Оно применяется для украшения одежды, интерьера. Программа поможет ребёнку в поиске инновационных технологий, внесению новых веяний в традиционные виды декоративно-прикладного искусства.

Чтобы мотивировать интерес детей к декоративно-прикладному творчеству, необходимо постоянно изучать новые формы рукоделия. В современном мире модным стали такие направления, как: «Бисероплетение», игрушки ручной работы, джутовая филигрань, «Изготовление интерьерных игрушек», «Декупаж», «Свит-дизайн», «Скрапбукинг», «Джутовая филигрань», изготовление декоративных цветов из фоамирана, гофрированной бумаги, и многие другие. Изделия ручной работы имеют огромную ценность и популярность. В настоящее время многие украшают дома флористическими композициями, придомовую территорию необычными арт-объектами.

Разноуровневая программа позволяет заниматься с детьми разного уровня физического и психического развития, оказывает помощь и поддержку одарённым детям.


Новизна программы: Новизна программы состоит в том, что она модульная и в ней представлены современные виды декоративно-прикладного творчества: бисероплетение, декупаж, квиллинг, скрапбукинг, изготовление декоративных цветов из ткани, фоамирана и кожи, работа с резервными материалами. Это дает возможность раскрыть воспитанникам всё богатство и красоту современного рукоделия, опираясь на истоки народного творчества и выбрать модуль по интересу, а также попробовать свои силы во всех модулях.

Чередование занятий тремя – пятью видами рукоделия поможет ребенку проявить свои способности в одном из видов творчества. Обучающийся имеет возможность создавать красивые изделия, использовать их в дизайне одежды, помещения, офисов, учреждений, к любимым праздникам, на выставки и конкурсы.

Отличительные особенности: Программа отличается от уже существующих тем, что все модули программы считаются вариативными. Идея создания и примерное содержание тем и разделов формировалось по инициативе обучающихся и взрослых, в соответствии с их пожеланиями и предложениями. Содержание тем внутри разделов программы и темп их усвоения могут варьироваться и даже не изучаться – в зависимости от возможностей, желания и заинтересованности каждого ребенка. Темы внутри модулей выстраиваются по принципу «от простого к сложному». Такой подход даёт возможность каждому ребенку в ходе освоения модуля выбрать задание из предложенных вариантов по своему желанию и возможностям, уровню знаний и способностей. Способности и возможности обучающихся объединения, уровень их личностного развития очень разные. Именно это обуславливает необходимость разноуровневого подхода к развитию каждого ребёнка.

Педагогическая целесообразность: В настоящее время очень важно социализировать подрастающее поколение. Данная программа призвана расширить культурное пространство для самореализации и саморазвития личности, стимулировать обучающегося к творчеству, создать каждому ребенку благоприятную почву для профессиональной ориентации, развития личностных качеств, становлению его как субъекта собственной жизни.


Адресат программы: Программа предназначена для детей 9-16 лет, ориентирована на проявление и развитие творчества каждого ребенка, на интерес детей к разным видам декоративно-прикладного искусства, на освоение новых технологий, на создание проектов, их защиту, изготовление арт-объектов.


Срок реализации программы: 2 года, 204 часа. 1-ый год обучения (стартовый уровень) – 102 часа; 2-ой год обучения (базовый уровень) - 102 часа;


Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа, по утвержденному расписанию. Занятия проводятся по 40 минут, перерыв на отдых – 10 минут.


Наполняемость группы: В группах занимается от 10 до 15 человек.


Форма обучения: очная.


Формы занятий: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.


Цель программы: создание условий, для творческого самовыражения личности ребенка через приобретения умений и навыков декоративно-прикладного искусства.


Задачи 1 года обучения (стартовый уровень):

Метапредметные:


− уметь правильно готовиться к занятию;

− составлять композицию;

− уметь подбирать необходимый материал для работы с природным и бросовым материалами;

− правильно использовать инструменты и приспособления при работе с бумагой;

− уметь изготовлять шаблоны и применять их в работе;

− уметь выполнять изделия в технике торцевание;

− уметь использовать материалы и инструменты для вышивки;

− уметь применять цветовую гамму;

− уметь экономно расходовать материалы;

− уметь правильно хранить бисер;

− уметь оформлять и оценивать изделия.


Предметные:

− знать основы композиции;

− знать свойства и виды бисера и других материалов;

− знать технологию изготовления изделий в разных техниках;

− знать технологию вышивки лентами;

− знать историю происхождения бисера и развитие бисероплетения;

− знать основные техники плетения изделий из бисера.


Личностные качества:

− познавательный интерес;

− развитие психических процессов;

− исправление недостатков;

− учиться быть самостоятельным;

− развитие навыков сотрудничества.


Задачи 2 года обучения (базовый уровень):

Метапредметные:

− уметь правильно пользоваться приспособлениями для ручного труда;

− уметь рационально и экономно использовать материал;

− уметь работать с цветом, при составлении композиции;

− уметь изготавливать изделия в технике торцевания, скрапбукинга, вышивки;

− уметь подбирать необходимый материал для выполнения задуманной поделки;

− уметь совершенствовать конструкцию по собственному замыслу;

− уметь проявлять самостоятельность при планировании своей деятельности.


Предметные:

− знать инструменты, приспособления, материалы, используемые на занятиях;

− знать способы обработки бумаги, картона, природного и бросового материалов;

− знать графические обозначения и способы соединения деталей;

− знать понятия композиция, орнамент, эскиз, цветовые сочетания;

− знать правила хранения бисера.


Личностные качества:

− развитие навыков сотрудничества;

− преодоление застенчивости;

− учиться находить партнеров по интерес;

− учиться работать в группе, в команде;

− учиться общаться.









Учебный план первого года обучения

Стартовый уровень




Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/кон троля

всего

теория

прак- тика

1


Вводное занятие. Начальная аттестация.

Понятие о материалах и инструментах. Инструктаж по технике безопасности.

3

1

2

Анкетирование. Тестирование. Изготовление поделки по замыслу.


Модуль 1. «Не спешите выбрасывать!» Работа с природным и бросовым материалами.

12

1

11

Наблюдение. Опрос. Тестирование. Выставка. Практическая деятельность. Творческая карта учащегося.

2

Составление узора на диске из семян, зёрен. Покраска изделия.

3

-

3

Наблюдение

3

Декорирование вазочки, коробочки, шкатулки в стиле мозаика (природный материал, ракушки)

3

1

2

Практическая деятельность.

4

Аппликация из бросового и природного материалов. Составление композиции.

3

-

3

Практическая деятельность.

5

Панно из природного материала.

3

-

3

Практическая деятельность.


Модуль 2. «В мире стеклянных бусин». Бисероплетение.

24

5

19

Наблюдение. Опрос. Тестирование. Выставка. Практическая деятельность. Творческая карта учащегося.

6

История бисера. Правила ТБ при работе с проволокой, леской, бисером. Просмотр работ в этой технике. Изготовление образцов.

3

1

2

Практическая деятельность.

7

Приёмы плетения на леске. Изготовление разноцветных фенечек.

6

1

5

Практическая деятельность.

8

Технология плетения цветов на проволоке способом низания по кругу «Фиалки».

6

1

5

Практическая деятельность.

9

Низание бисера со скруткой. Цветы для мамы «Мимоза».

3

1

2

Практическая деятельность.

10

Параллельное плетение. Изготовление плоских фигур по схеме и образцу: бабочка, стрекоза, крокодильчик, ящерица.

6

1

5

Практическая деятельность. Выставка.


Модуль 3. «Волшебные свойства бумаги». Бумагопластика.

18

3

15

Наблюдение. Опрос. Тестирование. Выставка. Практическая деятельность. Творческая карта учащегося.

11

Разновидности бумаги. Материалы и инструменты при работе с бумагой. ТБ. Приёмы работы. Торцевание.

3

1

2

Беседа.

12

Изготовление простейших цветов из офисной бумаги (лилии, тюльпаны)

3

1

2

Наблюдение, опрос

13

Цветы из гофрированной бумаги с использованием технологической карты.

6

1

5

Практическая деятельность.

14

Открытки в технике скрапбукинг, квиллинг.

6

-

6

Практическая деятельность.

Выставка.


Модуль 4. «Художественные изделия из фоамирана».

15

2

13

Наблюдение. Опрос. Тестирование. Выставка. Практическая деятельность. Творческая карта учащегося.

15

Вводное занятие. Что такое фоамиран. Виды и свойства фоамирана.

3

1

2

Беседа Практическая деятельность.

16

Знакомство с техникой раскроя фоамирана по шаблону. Изготовление цветов.

6

1

5

Практическая деятельность.

17

Панно «Розы для мамы»

6

-

6

Практическая деятельность. Выставка.


Модуль 5. «Добрые дела». Изготовление поделок к знаменательным датам.

18

-

18

Наблюдение. Опрос. Тестирование. Выставка. Практическая деятельность. Творческая карта учащегося.

18

Подарок ветерану. Кисет.

6

-

6

Практическая деятельность.

19

Изготовление поздравительных открыток в изученных техниках: скрапбукинг, квиллинг, торцевание и др.

6

-

6

Практическая деятельность. Обсуждение.

20

Изготовление подарков, сувениров с использованием элементов народного творчества (декупаж, бисероплетение, скрапбукинг, квиллинг) по схемам, образцу.

6

-

6

Практическая деятельность, Наблюдение Творческая мастерская.


Творческая мастерская

12

2

10

Наблюдение. Опрос. Тестирование. Выставка. Практическая деятельность. Творческая карта учащегося.

21

Подготовка к отчётной выставке. Создание поделок по замыслу «Вот что я могу!»

6

2

4

Обсуждение, Практическая деятельность, Выставка.

22

Итоговая аттестация. Тест, контрольные и практические задания.

3

-

3

Итоговая аттестация.

23

Экскурсии, праздники.

3

-

3

Беседа за

круглым столом.


ВСЕГО:

102

14

88



Содержание

учебного плана первого года обучения (стартовый уровень)


Тема 1. Вводное занятие. Начальная аттестация – 3 часа.


Теория: беседа о содержании программы Арт-студия «Юный дизайнер», расписание занятий. Правила поведения обучающихся, инструктаж по технике безопасности на занятиях. Знакомство детей с поделками, ранее изготовленными детьми старших групп. Знакомство с материалами и инструментами, используемыми в декоративно-прикладном творчестве.

Общие сведения о материалах, которые можно использовать при изготовлении поделок. Из истории появления бисера, лент, бумаги. Показ образцов. Знакомство с шаблонами, со способами экономичного расходования материала.

Инструктаж по ТБ. Организация рабочего места и порядок расположения инструментов, приспособлений. Уборка рабочего места. Правила личной гигиены, правила работы с ножницами, иглой, проволокой, клеем, шилом. Загадки об инструментах.

Практическая деятельность: конструирование простейших занимательных поделок из офисной бумаги: цветы для учителя, открытка в подарок, «Моя любимая игрушка» с целью выявления умений и навыков, интересов учащихся. Упражнения по применению правил работы с ручным инструментом.


Модуль 1. «Не спешите выбрасывать!» Работа с природным и бросовым материалами – 9 часов.


Теория. Приёмы заготовки и обработки природных материалов, выполнение аппликаций из семян и листьев. Подбор колорита в работах. Эстетика изделий. Способы соединения деталей с помощью клея, пластилина, ниток, скотча. Правила составления композиции. Понятие «бросовый материал» и его использование. Игры на развитие воображения. Показ и обсуждение образцов, схем, иллюстраций по теме «Превратим мусор в красоту».

Практическая деятельность: изготовление аппликаций, панно, игрушек, сувениров из природного материала. Экскурсия в парк, сбор природного материала, хранение. Изготовление поделок из коробок, банок, пластиковых бутылок, крышек, пробок, катушек, проволоки и т.д.


Модуль 2. «В мире стеклянных бусин». Бисероплетение – 21 час.


Теория: легенда о происхождении бисера. Знакомство с изделиями мастеров из бисера. Классификация и свойства бисера, основные приёмы работы с бисером. Презентация «Чудесный мир бисера». Композиция, орнамент, основы цветоведения. Правила ухода и хранения изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы с бисером. Безопасность в работе с бисером и проволокой.

Практическая деятельность: подробное изучение основных видов техники плетения на проволоке: низание со скруткой, низание по кругу, параллельное плетение. Работа с книгами, схемами. Плетение цепочек, плоских фигурок животных (крокодильчик, ящерица), насекомых (стрекоза, бабочка) на основе изученных приёмов. Плетение цветов в подарок.


Модуль 3. «Волшебные свойства бумаги». Бумагопластика – 15 часов.


Теория: Истории появления бумаги. Виды и типы бумаги. Её волшебные свойства (сгибается, скручивается, рвётся, намокает, мнётся). Виды бумаги: писчая, рисовальная, газетная, цветная, калька, гофрированная, офисная и т.д. Презентация «Бумагопластика». Применение шаблонов, способы и приемы экономной разметки. Требования к организации рабочего места. Инструменты при работе с бумагой.

Практическая деятельность. Аппликации из бумаги, закладки для книг, поздравительные открытки в технике скрапбукинг, квиллинг, сувениры к праздникам. Поделки в технике торцевания «Разноцветный букет», «Букет в вазе», «Разноцветный букет». Цветы из офисной и гофрированной бумаги.


Модуль 4. «Художественные изделия из фоамирана» – 18 часов.


Теория: Историческая справка. Знакомство с областью применения материала - фоамирана, ознакомление с его свойствами и видами. Оборудование, инструменты и материалы для работы. Техника безопасности. Показ и рассматривание работ, выполненных из фоамирана, украшение одежды, аксессуары. Обучение навыкам работы с фоамираном по шаблонам.

Практическая деятельность: Знакомство с новой технологией. Основные приёмы работы в данной технике. Умение правильно делать раскрой фоамирана с помощью зубочистки. Вырезание лепестков, листьев для изготовления цветов. Холодная обработка фоамирана. Сборка цветов. Изготовление аксессуаров, декор заколок из глитерного фоамирана. Эстетические требования к качеству изделий. Подарок для мамы «Розовые розы».


Модуль 5. «Добрые дела». Изготовление поделок к знаменательным датам – 24 часа.

Теория: Этикет дарения подарков и сувениров. В жизни каждого человека есть различные знаменательные даты. Задача педагога рассказать учащимся как правильно по этикету положено дарить подарки, какие цветы дарить к тому, или иному событию. Вначале необходимо узнать вкус, желание юбиляра, а потом в сочетании со своими возможностями сделать соответствующий подарок своими руками. Так к Рождеству можно сделать «Рождественский венок», «Ангелочка». В дни пасхальных праздников – пасхальное яйцо, оплетённое бисером, яркую корзиночку с разноцветными яйцами, расписанными красками. К Новому году – еловый венок или свечу с шишками и шариками. Мама будет рада красивому букету цветов из гофрированной бумаги, бисера. Ребята должны знать, не только как дарить подарки, но и как принимать их, как готовиться к приёму гостей.

Практическая деятельность:

1. День учителя. Праздничная открытка, букетик цветов из бисера.

2. Новый год: игрушки, ретро-игрушки, открытки, елочки из бисера, подарочные кулечки.

3. Рождественские подарки - «Ангелочек», «Рождественский венок». Беседа «Рождество Христово», стихи, игры.

4. День защитника Отечества. Открытки, сувениры.

5. 8 Марта, День Матери. Изготовление подарков: игольница, открытки, фоторамки.

6. Подарки к Пасхе: сувениры, игрушки, открытки.

7. День Победы. Изготовление открыток, нагрудного значка «Георгиевская лента».

Изготовление звёздочки по развёртке. Вручение сувениров ветеранам.

Экскурсии в парк, к пруду, берёзовую рощу, в музей «Край родной» и «Военная история».

Творческая мастерская. Окончание учебного года – 12 часов.


Теория: Подведение итогов, оформление выставки.

Практическая деятельность: Изготовление подарков, сувениров в технике декупаж, бисероплетение, скрапбукинг, джутовая филигрань. Итоговая аттестация. Тестирование по изученным темам, контрольные задания. Выставка детских работ. «Вот что я умею». Занятие – праздник совместно с родителями.


Учебный план второго года обучения

Базовый уровень




Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

всего

теори я

практ ика

1


Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Начальная аттестация. Понятие о материалах и инструментах. Основы цветоведения и композиции.

3

3

-

Наблюдение.

Анкетирование.

Обсуждение.


Модуль 1. «Превратим мусор в красоту». Работа с природным и бросовым материалами.

9

1

8

Наблюдение. Опрос. Тестирование. Выставка. Практическая деятельность. Творческая карта учащегося.

2

Просмотр работ из природного и бросового материалов. Основные приёмы работы.

3

1

2

Беседа, практическая деятельность.

3

Обработка природного материала и его хранение. Изготовление цветов из семян овощей. Составление композиции.

3

-

3

Наблюдение, практическая деятельность.

4

Флористика. Работа с природным материалом. Изготовление панно из листьев, цветов, семян.

3

-

3

Наблюдение, практическая деятельность, выставка.


Модуль 2. «В мире стеклянных бусин». Игрушки и цветы из бисера.

21

3

18

Наблюдение. Опрос. Тестирование. Выставка. Практическая деятельность. Творческая карта учащегося.

5

История бисера, его изготовление и использование. Знакомство с разными направлениями работы с бисером, демонстрация образцов.

3

1

2

Беседа

6

Изучение традиционных видов плетения: низание по кругу, низание на оси, параллельное плетение.

3

1

2

Наблюдение, практическая деятельность

7

Изготовление плоских игрушек в технике параллельное плетение (зайчик, Снегурочка, Дед Мороз и др.)

3

-

3

Наблюдение, практическая деятельность

8

Изготовление цветов с использованием изученных техник, составление букетов.

6

-

6

Наблюдение, практическая деятельность

9

Украшения из бисера. Изучение техники плетения цепочек, браслетов, фенечек.

6

1

5

Наблюдение, практическая деятельность, выставка


Модуль 3. «Бумагопластика – фантазируем креативно».

15

2

13

Наблюдение. Опрос. Тестирование. Выставка. Практическая деятельность. Творческая карта учащегося

10

Виды бумаги и картона. Презентация «Волшебный мир бумаги». Изучение технологии изготовления игрушек из бумаги.

3

1

2

Беседа, практическая деятельность.

11

Приёмы художественной обработки бумаги. Изготовление цветов из салфеток для топиария.

6

1

5

Наблюдение, практическая деятельность, выставка

12

Композиция из цветов «Весеннее настроение».

6

-

6

Наблюдение, практическая деятельность, выставка


Модуль 4. «Художественные изделия из фоамирана».

18

1

17

Наблюдение. Опрос. Тестирование. Выставка. Практическая деятельность. Творческая карта учащегося

13

Виды и свойства фоамирана. Материалы и инструменты. Подготовка фона для работы. ТБ при работе с термопистолетом.

3

1

2

Беседа, тестирование

14

Гармония цвета. Изготовление шаблонов, образцов. Раскрой фона зубочисткой.

3

-

3

Гармония цвета. Изготовление шаблонов, образцов. Раскрой фона зубочисткой.

15

Практическая деятельность по выполнению цветов, панно «Розы».

6

-

6

Практическая деятельность, выставка.

16

Оформление сувениров, аксессуаров цветами из фоамирана.

6

-

6

Практическая деятельность, выставка.


Модуль 5. «Добрые дела». Изготовление поделок к праздникам.

24

2

22

Наблюдение. Опрос. Тестирование. Выставка. Практическая деятельность. Творческая карта учащегося.

17

Декорирование сосудов и панно, используя подручный материал

(крупа, семена овощей, бусины, ракушки). Тему сюжета обучающиеся придумывают сами.

6

-

6

Наблюдение, выставка.

18

«Георгиевская лента»- подарок ветерану.

6

-

6

Наблюдение, отзывы.

19

Изготовление открытки ко Дню Победы в технике скрапбукинг.

3

1

2

Выставка, отзывы

20

Изготовление различных объёмных арт-объектов с использованием шпагата для украшения интерьера по выбору детей.

9

1

8

Выставка.


Творческая мастерская. Завершаем учебный год.

12

4

8

Наблюдение. Тестирование. Выставка. Практическая деятельность. Творческая карта учащегося.

21

Подготовка к отчётной выставке. Самостоятельное создание поделок по замыслу.

6

1

5

Наблюдение.

22

Выставка детских работ «Наши достижения».

3

-

3

Выставка, отзывы зрителей.

23

Итоговая аттестация. Викторина. Тестирование.

3

3

-

Тестирование, анкетирование.


ВСЕГО:

102

16

86



Содержание

учебного плана второго года обучения (базовый уровень)


  1. Вводное занятие. Инструменты и материалы. Техника безопасности – 3 часа.

Теория: Режим работы. Задачи на новый учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Материалы и инструменты.

Практическая деятельность: Изготовление поделок по своему выбору. Художественное оформление поделок. Защита своих работ.


Модуль 1. «Превратим мусор в красоту» Работа с природным и бросовым материалами

9 часов.

Теория: Работа с природным и бросовым материалами. Виды соединений. Беседа о природе, окружающем мире, стихи, загадки. Игра «Что будет, если…».

Практическая деятельност:. «Превратим мусор в красоту» - панно из листьев панно «Осеннее вдохновение», букет «Цветы в вазе», панно «Лебёдушка», фоторамки, объёмные изделия. Правила заготовки природного материала.


Модуль 2. «В мире стеклянных цветов». Бисероплетение - 21 час.


Теория: История бисероплетения – старинного вида женского рукоделия. Виды бисера, его хранение. Техника безопасности с бисером, иглой и проволокой. Техника работ с бисером: низание со скруткой, плетение по кругу, плетение на оси, параллельное плетение.

Практическая деятельность: Знакомство со схемами, чтение схем. Поделки из бисера, стекляруса, рубки с помощью изученных технологий (браслеты, цветы, мини-бонсай, бисерные композиции). Организация выставки «Бисерная россыпь».


Модуль 3. «Бумагопластика – фантазируем креативно» - 15 часов.

Теория: Свойства и разновидности бумаги. Материалы и инструменты, правила ТБ.

Практическая деятельность: Приёмы художественной обработки бумаги. Создание цветочного топиария. Плоские и объёмные изделия из бумаги: «Бумажная фантазия», «Весеннее настроение» (цветы, цветочные композиции).



Модуль 4. «Художественные изделия из фоамирана» - 18 часов.

Теория: История возникновения фоамирана. Знакомство с областью применения фоамирана. Виды фоамирана: тонированный, фактурный, глитерный. Основные их свойства и качества. Оборудование, инструменты и материалы для работы. Приёмы работы в данной технике.

Практическая деятельность: Тренировочные упражнения: как правильно подготовить фоамиран для работы, технология обработки холодным и горячим способом, раскрой фоамирана зубочисткой или острым предметом (спица, стержень). Работа со схемами. Изготовление цветов для декорирования аксессуаров, сувениров, открыток. Эстетическое оформление работ.


Модуль 5. «Добрые дела». Изготовление поделок к праздникам – 24 часа.


Теория: Беседы «Умеем ли мы дарить подарки», «Правила этикета». Коллективное обсуждение будущих работ. Каждый учащийся заранее обговаривает, кому он хочет сделать подарок, для какого события. Просмотр книг, рисунков, рассматривание и обсуждение готовых подарочных образцов.

Практическая деятельность:

1. Открытки и сувениры ко Дню учителя.

2. Подарки ко Дню матери, Дню пожилого человека.

3. Рождественские и Новогодние открытки, сувениры из шишек, подсвечники, ангелочки.

4. Открытки, сувениры ветеранам, папе, дедушке, брату.

5. Подарки мамам, бабушкам: игольницы, открытки, рамки для фото с творческим переосмыслением.

6. Подарки к Пасхе: сувениры и игрушки, открытки.

7. 9 Мая – День Победы. Открытки, памятные нагрудные знаки «Георгиевская лента».

Все подарки, сувениры, открытки, делаются детьми в изученных техниках с применением различных материалов: гофрированной бумаги, фоамирана, ракушек, атласных лент.


Творческая мастерская – 12 часов.


Теория: Выставка-ярмарка детских работ. Поощрение победителей. Рекомендации и советы учащимся для проведения работы по сбору природного материала.

Практическая деятельность: Изготовление подарков, сувениров в изученных техниках. Итоговая аттестация. Тестирование по изученным темам, контрольные задания. Выставка детских работ. «Вот что я умею». Занятие – праздник совместно с родителями.

Экскурсии, праздники – 3 часа.

Экскурсия в краеведческий музей, музей изобразительных искусств им.Ткаченко. Участие в мероприятиях, проводимых на базе МКОУ «СОШ№11».


Планируемые результаты Планируемые результаты 1 года обучения (стартовый уровень)

У обучающихся сформируются следующие умения и навыки:

Личностные качества: − познавательный интерес; − развитие психических процессов; − исправление недостатков; − учиться быть самостоятельным; − развитие навыков сотрудничества. Предметные: − знать основы композиции; − знать свойства и виды бисера и других материалов; − знать технологию изготовления изделий в разных техниках; − знать технологию вышивки лентами; − знать историю происхождения бисера и развитие бисероплетения; − знать основные техники плетения изделий из бисера. Метапредметные: − уметь правильно готовиться к занятию; − составлять композицию; − уметь подбирать необходимый материал для работы с природным и бросовым материалами; − правильно использовать инструменты и приспособления при работе с бумагой; − уметь изготовлять шаблоны и применять их в работе; − уметь выполнять изделия в технике торцевание; − уметь использовать материалы и инструменты для вышивки; − уметь применять цветовую гамму; − уметь экономно расходовать материалы; − уметь правильно хранить бисер; − уметь оформлять и оценивать изделия.
Планируемые результаты 2 года обучения (базовый уровень) Метапредметные: − уметь правильно пользоваться приспособлениями для ручного труда; − уметь рационально и экономно использовать материал; − уметь работать с цветом, при составлении композиции; − уметь изготавливать изделия в технике торцевания, скрапбукинга, вышивки; − уметь подбирать необходимый материал для выполнения задуманной поделки; − уметь совершенствовать конструкцию по собственному замыслу; − уметь проявлять самостоятельность при планировании своей деятельности. Предметные: − знать инструменты, приспособления, материалы, используемые на занятиях; − знать способы обработки бумаги, картона, природного и бросового материалов; − знать графические обозначения и способы соединения деталей; − знать понятия композиция, орнамент, эскиз, цветовые сочетания; − знать правила хранения бисера. Личностные качества: − развитие навыков сотрудничества; − преодоление застенчивости; − учиться находить партнеров по интерес; − учиться работать в группе, в команде; − учиться общаться. Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график.

Год обучения

Дата начала учебного года

Дата окончания учебного года

Количество учебных недель

Количество учебных часов в год

Режим занятий

1-ый год обучения (стартовый уровень)

01.09.

31.05.

34

102

1 раз в неделю по 3 часа

2-ой год обучения (базовый уровень)

01.09.

31.05.

34

102

1 раз в неделю по 3 часа


Условия реализации программы

Занятия по данной программе будут проводиться в хорошо освещенном оборудованном кабинете, которое отвечает всем установленным санитарно- гигиеническим требованиям.


Кадровое обеспечение программы

Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, опыт дистанционной деятельности, а также прошедшими курсы повышения квалификации по профилю деятельности.


Материально-техническое обеспечение:

− кабинет на 36 рабочих мест (ученические столы, стулья), светлое сухое, просторное и хорошо проветриваемое помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям;

− стол педагога – 1шт;

− магнитофон, фотоаппарат, ноутбук (компьютер).

инструменты и материалы: ножницы, линейки, карандаши простые и цветные, фломастеры, краски акварельные, гуашь, клей ПВА, клей карандаш, клей «Титан», проволока для бисера, алюминиевая проволока, шило, циркуль, степлер, дыроколы фигурные, канцелярский нож, бумага цветная, самоклеящаяся, газетная, гофрированная, офисная бумага, салфетки, фольга, обойная и оберточная бумага, картон, калька, природный и бросовый материалы, бисер разного вида и др.



Методы работы:
  • объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий.);

  • репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий.);

  • наблюдение за работой кружковцев их взаимоотношениями, общением, речью и т.п.


Учебно-методическое и информационное обеспечение:

− литература по всем видам декоративно-прикладного творчества, книжки-раскраски, журналы по рукоделию, иллюстрации, репродукции, открытки, фотографии, видеосюжеты, электронные презентации, загадки, кроссворды;

− методическая литература;

− методические разработки и планы-конспекты занятий, методические рекомендации к практическим занятиям;

− развивающие и диагностические материалы: контрольные вопросы и задания, тесты, упражнения, творческие задания, игры, кроссворды, ребусы, конкурсы, сценарии;

− технологические и инструкционные карты, наглядно-демонстрационный материал, схемы и чертежи, развертки моделей, шаблоны.


Формы аттестации. Виды контроля:
  • различные конкурсы;

  • самостоятельная работа;

  • участие в олимпиадах и конкурсах регионального масштаба;

  • тестирование.

Для полноценной реализации программы применяются следующие виды контроля:

  • входной;

  • текущий;

  • промежуточный;

  • итоговый.


Оценочные материалы

Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающихся планируемых результатов, находится в папке у педагога, тесты, анкеты.

В основе программы лежит без оценочная концепция, дающая: радость общения; удовлетворение результатами своего труда; исключение боязни неудачи (любой результат положителен); создание обстановки взаимопомощи, понимания, поддержки.


Список литературы для педагогов:

1. Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для девочек: Пособие для учителя. – М.: Школьная пресса, 2006. - 79 с.

2. Гурбина Е. А. Технология: Поурочные планы по разделу «Вязание». 5-7 классы. - Волгоград : Учитель, 2006 (ГУП Сарат. полигр. комб.). - 200 с.

3. Дубинина С. М. Плетение бисером. – М.: Вече, 2000. – 191 с.

4. Кашкарова – Герцог Е.Д. Руководство по рукоделию. –М.: ИПЦ Российский раритет, 1993. – 190 с.

5. Коварская Б. П., Евдокимова Е. Ф. Уроки вышивания. - Кишинев : Тимпул, 1988. - 223 с.

6. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей : Популяр. пособие для родителей и педагогов. - Ярославль : Акад. развития [и др.], 2000. - 189 с.

7. Павлова О.П. Неделя технологии в начальной и средней школе: праздники, посиделки, викторины, семинары, конкурсы, игры / Павлова О. В. - Волгоград : Учитель, 2006 (Саратов : Саратовский полиграфкомбинат). – 127 с.

8. Подарки : Техники. Приемы. Изделия. - М. : АСТ-ПРЕСС, 1999. - 301 с. - (Энциклопедия)

9. Рэдклифф М. Цветное вязание спицами. – Белгород: ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2010.

10. Сборник научно-методических материалов по развитию технического творчества учащихся». Вып. 6. Центр технического творчества учащихся. - М.: Российская ассоциация «Ростехтворчество».


Список литературы для обучающихся:

1. Власова А. А. Вязание: от умения к мастерству. – СПб. : Диамант : Золотой век, 1998. – 384 с.

2. Вязаные игрушки / cост. Е. А. Каминская. – М.: РИПОЛ классик, 2011. - 190 с.

3. Годдар М. Вязаные игрушки. – М.: Контэнт, 2003.

4. Для тех, кто вяжет: Сборник / Ред. Л.Ю. Киреева. – СПб.: СКФ «Человек», 1992.

5. Домоводство для девочек: энциклопедия домашнего хозяйства и рукоделия / [сост.: Зимина М. С., Долгинцева Ю. С. ]. - Москва : Эксмо, 2009. - 463 с.

6. Еременко Т. И. Рукоделие. - 3-е изд., стер. - М.: Легпромбытиздат, 1992. - 159 с.

7. Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама. – СПб.: ТОО «Диамант»: ТОО «Лейла», 1997. - 478 с.

8. Зотова М. Бисер. Украшения. Кабошоны. – М.: АСТ-Пресс, 1999. - 28 с.

9. Конышева Н.М. Технология. Наш рукотворный мир. – 11-е изд. - Смоленск : Ассоц. XXI век, 2013. - 157 с.

10. Кузьмина М. Азбука плетения. 3-е изд. - М. : Легпромбытиздат, 1994. - 319 с.

11. Лыкова И. Мастерилка (Снесла курочка яичко) – М.: Издательство «Карапуз», 1998.

12. Ляукина М. В. Бисер: низание, ткачество, плетение, вышивка, вязание, выкладка по воску : [энциклопедия]. – М.: АСТ-Пресс, 2010. - 279 с.

13. Ляукина М. В. Подарки из бисера : украшения, сувениры, офисные фенечки. - М. : МСП, 2004. - 92 с. 34

14. Максимова М., Кузьмина М. Послушные узелки : [Макраме]. - М. : ЭКСМО, 1997. - 94 с.

15. Мир игрушек и поделок / сост. О. В. Парулина. – Смоленск : Русич, 2000. – 336 с.

16. Постникова Л. В. Макраме – это просто : Пособие для начинающих. – Пермь : Перм. кн., 1992. - 350 с.

17. Валя – Валентина // 2010-2015 гг. 18. Вышивание крестом // 2010-2015 гг. 19. Вязание: модно и просто //2009. - №2. 20. Чудесные мгновенья // 2010-2015 гг.


Интернет-ресурсы:

− СМИ Международный образовательный портал «Кладовая развлечений» [Электронный ресурс]. URL: http://kladraz.ru/

− Блог педагога Новичковой Тамары Александровны : разработки, мастер-классы [Электронный ресурс]. URL: http://kladraz.ru/blogs/novichkova-tamara



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!