СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая авторская программа детского объединения «Занимательная стилистика»Направленность: интеллектуальная. Для обучающихся 14-15 лет.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДО «Занимательная стилистика» имеет предметно-ориентационный характер. Программа предназначена для детей 14-15 лет

              При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Не случайно язык называют одним из удивительнейших орудий в руках человека. Но служить человеку он будет лишь тогда, когда тот сможет им пользоваться умело, узнает его секреты, овладеет им как мастер.

             И чем больше мы осознаём богатство и величие русского языка, тем требовательнее становимся к своей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его порче, наконец, глубже изучать этот язык, чтоб проникнуть в его тайны, лучше познать его природу. Всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее.

             Этому учит стилистика – наука об умелом выборе языковых средств.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая авторская программа детского объединения «Занимательная стилистика»Направленность: интеллектуальная. Для обучающихся 14-15 лет.»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Кукаринская основная школа




Принята на педагогическом Утверждаю:

Совете протокол №____ приказ №___от______________

От «___»____________2017г. директор:_____________________

О.А. Астраханцева













Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

детского объединения

«Занимательная стилистика»


Направленность:

интеллектуальная.


Для обучающихся 14-15 лет.







Срок реализации: 1 год


Автор-составитель:

Гаврилюк Рашида Рашитовна

учитель русского языка и литературы.













Кукарино,2017г.





I Пояснительная записка.

ДО «Занимательная стилистика» имеет предметно-ориентационный характер. Программа предназначена для детей 14-15 лет

При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Не случайно язык называют одним из удивительнейших орудий в руках человека. Но служить человеку он будет лишь тогда, когда тот сможет им пользоваться умело, узнает его секреты, овладеет им как мастер.

И чем больше мы осознаём богатство и величие русского языка, тем требовательнее становимся к своей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его порче, наконец, глубже изучать этот язык, чтоб проникнуть в его тайны, лучше познать его природу. Всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее.

Этому учит стилистика – наука об умелом выборе языковых средств.

Цель: реализовать интересы учащихся к предмету на лучших образцах художественного слова, побудить их к размышлению над собственной речью, привить навыки культуры словообразования.

Задачи:

  • открыть учащимся новые аспекты в изучении родной речи;

  • расширить их знания в области русского языка;

  • сделать речь учеников богаче и выразительнее, научив умело выбирать языковые средства;

  • помочь слушателям повысить речевую культуру;

  • доказать необходимость дальнейшего совершенствования своей устной и письменной речи;

  • предоставить возможность подготовиться к ОГЭ по данному предмету.

ДО рассчитано на 72 часа (2 раза в неделю по 1 часу). Занятия складываются из теоретической и практической частей. Программа подготовлена на основе содержательного материала, который заставит учащихся вспомнить некоторые разделы, изученные на уроках русского языка. Заканчивается обучение защитой творческой работы (анализ отрывка из художественного произведения). Программа легко адаптируется к уровню обученности школьников, допускает увеличения или уменьшения количества часов.

Динамика интереса к содержанию ДО фиксируется с помощью анкетирования на первом и последнем занятии, собеседований в процессе работы после выполнения каждого вида творческих работ.

Степень усвоения материала легко контролируется, поскольку предусмотрено достаточное количество творческих заданий, работа в группах, рецензирование предложенных педагогом текстов.

Требования к уровню подготовки учащихся:

 Должны уметь:

владеть стилистическими нормами, уметь оценивать различные тексты с точки зрения соблюдения в них стилистических норм;

исправлять  стилистические ошибки, т.е. владеть навыками стилистической правки текста;

уметь пользоваться справочной литературой в целях получения необходимой информации;

активно владеть коммуникативно - значимыми жанрами различных стилей

          Иметь представление:

о природе стилистических ошибок; нахождении  их  в текстах

Должны знать:

языковые средства, характерные для различных стилей, уметь правильно их выбирать и употреблять в создании текстов;

терминологию различных стилей; жанры речевых произведений, понятия «стилистическая норма», «регламентированность речи», «шаблон», «стандартизация текста» и другие.



Прогнозируемые результаты:

- развитие литературных способностей через индивидуальный подход к творчески одаренным детям;

- развитие интереса к литературе и родному языку через изучение лучших образцов художественной литературы;

- создание условий для самореализации через выступления на литературных вечерах, конкурсах разных уровней, публикаций творческих работ, создание презентаций, проектов;

- повышение культуры речи учащихся;

- издание сборника творческих работ школьников.











II. Учебный план.

№ п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение. Значение культуры речи в жизни общества.

1

1


Анкетирование

2

Как мы говорим.

7

6

1

Контрольный тест

3

Стили и типы речи.

7

5

2

Контрольный тест

4

Лексика нашей речи

9

8

1

Контрольный тест

5

Изобразительно-выразительные средства в речи.


21


19


2

Комплексный анализ текста

6

Орфоэпические нормы

4

2

2

Контрольный тест

7

Грамматические нормы в речи

21

19

2

Контрольный тест

8

Итоговый контроль

2


2

Защита творческих работ


Всего:

72

60

12






























III. Содержание программы.

№ занятия

Тема занятия

Содержание программы

Кол-во часов

Раздел 1 .Введение.(1ч.)


1

Введение. Значение культуры речи в жизни общества.

Вводное занятие. Объяснение целей и задач курса. Что делает нашу речь выразительной? Входная диагностика.

1

Раздел 2. Как мы говорим.(7ч.)


2

Информационная насыщенность речи

Определение функций языка.


1

3

Многословие и пустословие. Плеоназм

Плеоназм. Работа по исправлению предложенных текстов.


1

4

Лексические повторы. Речь пространная и лаконичная

Средства связи в предложении. Лаконичная речь.

1

5

Практикум1 Совершенствование написанного.

Работа с текстами. Совершенствование написанного (на примерах работ других учащихся).

1

6

Логичность речи

Логические ошибки, их нахождение в текстах.

1

7

Точность, ясность и простота речи.

Изучение причины неясности высказывания. Редактирование текста.

1

8

Стилистические ресурсы русского языка.

Секреты художественного мастерства писателей. Культура устной речи – одна из составляющих ораторского искусства.

1

Раздел 3. Стили и типы речи (7 ч.).


9

Стили речи. Научный стиль.

Научный стиль, его стилевые черты. Работа с текстами.

1

10

Публицистический стиль. Особенности публицистики

Публицистический стиль, его стилевые черты. Работа с текстами.

1

11

Художественный стиль

Художественный стиль, его стилевые черты. Работа с текстами.

1

12

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль, его стилевые черты. Работа с документами, их образцами.

1

13

Типы речи. Описание. Рассуждение. Повествование

Типы речи, их черты. Работа с текстами.


1

14-15

Практикум 2-3 по стилистике.

Работа с текстами. Выделение характерных для данного стиля и типа речи черт.

Преобразование текста из одного стиля в другой.

2

Раздел 4. Лексика нашей речи. (9ч.)


16- 17

Многообразие лексики

Омонимы. Стилистическое использование омонимов. Омонимические рифмы. Омофония – неисчерпаемый источник каламбуров.

Юмористические стихи и загадки, построенные на омонимии. Омонимия – причина досадных недоразумений и речевых ошибок.

2

18

«О словах разнообразных, одинаковых, но разных»

Творческая работа. Анализ юмористических стихотворений. Написание собственных с использованием омонимов.

1

19-20

Многообразие значений слов

Стилистическое использование многозначности («Молодая была уже не молода»).

2

21

Синонимы. Контекстные синонимы.

Стилистическое использование синонимов, контекстные синонимы. Семантические и стилистические синонимы. Использование лексических синонимов – одна из сложнейших проблем стилистики («муки слова»).

1

22

Антонимы. Контекстные антонимы

Стилистическое использование антонимов, контекстные антонимы.

1

23

Паронимы

Знакомство и работа со словарем паронимов. Паронимы – неисчерпаемость выразительных возможностей родного языка.

1

24

Практикум 4 по изученному материалу.

Работа с текстами. Синонимы, антонимы, текст.

1

Раздел 5. Изобразительно-выразительные средства в речи. (21 ч.)


25

Градация. Оксюморон. Антитеза. Антифразис.

Работа с текстами, нахождение их в тексте. Антитеза, оксюморон, использование их в художественных произведениях.


1

26-27

« А нельзя ли без них?» Стилистическая оценка жаргонизмов

Сочинение-рассуждение «Удается ли вам не засорять свою речь?»

2

28-29

Стилистическое использование историзмов и архаизмов

Историзмы, их роль в исторических произведениях.

Фонетические, словообразовательные и семантические архаизмы как необходимость для создания колорита древности при изображении старины.

Использование устаревших слов как источник юмористического звучания речи. Стилистические ошибки, вызванные неуместным использованием устаревших слов.

2

30

Стилистическая оценка неологизмов

Лексические и семантические неологизмы. Оказионализмы – индивидуально-авторские новообразования.

Индивидуально-стилистические неологизмы поэтов-футуристов (Владимир Маяковский, Игорь Северянин). Увлечение неологизмами – опасность пустой игры словами («Я намакаронился»).

1

31-32

Слова… Слова…Слова…

«Я пишу длинно, потому что у меня нет времени написать коротко» (Паскаль). Многословие. Плеоназм – излишество. Тавтология в детских сочинениях. Тавтология как средство усиления выразительности в поэтической речи.

Экономное, точное выражение мысли – важнейшее требование стилистики.

2

33-34

Слово под пером писателей

Тропы. Достижение образности речи, благодаря употреблению слов в переносном значении. Речевые штампы, штампованные «образы» - зло в ученических сочинениях. Секреты образного словоупотребления великих мастеров (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А. Фет, С. Есенин).

2

35-36

Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения – изобразительно-выразительные средства языка

Постоянные эпитеты как средство стилизации. Изобразительные, эмоциональные и метафорические эпитеты в лирике Сергея Есенина.

«Ни в сказке сказать, ни пером описать» (сравнение – образное выражение, основанное на сопоставлении двух предметов). Художественная сила сравнений – в прямой зависимости от их неожиданности и новизны.

Метафора. Развёрнутые метафоры.

«Звезда с звездою говорит» (олицетворение).

2

37-38

«Все флаги в гости будут к нам». Метонимия. Синекдоха.

Метонимия. Отличие метонимии от метафоры. Метонимия в повседневной речи и в художественных произведениях. Синекдоха – разновидность метонимии.

2

39- 41

Стилистические фигуры

Стилистические фигуры – обороты речи как отступления от некой языковой нормы в целях эмоционального воздействия на читателя.

Образные и необразные перифразы. Эстетическая функция образных перифраз. Увлечение перифразами таит в себе опасность многословия.

Анафора. Эпифора. Инверсия. Речевая недостаточность и эллипсис. Риторический вопрос.

3

42-43

Звукопись.

Звукоподражательные слова, их фонетическая выразительность. «Полночною порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши» (К.Д. Бальмонт «Камыши»). Аллитерация, ассонанс.

2

44-45

Практикум 5,6. Работа с текстами.

Анализ стихотворений.

2

Раздел 6. Орфоэпические нормы.(4 ч.)


46

О правильном ударении и произношении

«Свёкла или свекла»? (Знакомство с орфоэпическими словарями.) Двоякие формы ударения. Ударения в именах существительных, прилагательных, глаголах.

1

47

Произносительная система современного литературного языка.

Правила произношения безударных гласных звуков, согласных звуков, иностранных слов, имен и отчеств.

1

48-49

Практикум по орфоэпии.

Работа с текстами. Задания ОГЭ. Задания олимпиад по русскому языку.

2

Раздел 7. Грамматические нормы в речи (21ч.)


50-51

Разнообразие способов словообразования

Богатство суффиксов в русском языке. Разговорные и просторечные словообразовательные модели.

2

52

Стилистическое использование словообразования

Игра в приставки и суффиксы.. Анализ художественных произведений.

1

53

Стилистическое использование рода, числа и падежа имен существительных

Работа с текстами.


1

54

Многообразие синтаксических конструкций

Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

1

55

Двусоставные предложения, их стилистические возможности

Работа с микротекстами.

1

56

Односоставные предложения, их стилистические возможности

Работа с микротекстами.

1

57

«Можно ли оплатить за проезд». Стилистически грамотное построение предложений


Творческая работа в группах.


1

58-59


«Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела калоша». Стилистически грамотное использование причастных и деепричастных оборотов

Написание рецензии на работы, предложенные учителем, с указанием речевых и стилистических ошибок.


2

60

Практикум по работе с синтаксическими конструкциями

Работа с предложениями. Тесты.

1

61

Понятие нормы литературного языка.

Правильный выбор слова.

1

62

Требования лексической сочетаемости

Работа с тестами.

1

63-64

Морфологические нормы

Употребление частей речи. Параллельные формы имен существительных. Формы рода.

2

65

Особенности в склонении некоторых существительных

Варианты падежных окончаний существительных.

1

66

Единственное и множественное число существительных

Работа со словоформами

1

67

Особенности построения простых предложений. Формы управления

Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование определения и приложения.

1

68-69

Формы управления. Правила употребления сложных предложений

Конструкции с отглагольными существительными. Работа с текстами.

2

70

Практикум. Стилистический анализ текста.

Написание творческой работы.

1

71-72

Защита творческих работ


2




72ч.



































IV. Методическое обеспечение дополнительной

общеразвивающей программы.



Для реализации программы  используются различные традиционные и инновационные методы и приемы работы над курсом, руководствуясь характером учебного материала и конкретными задачами его изучения.

При обсуждении теоретических вопросов (материалов введения и частично других разделов программы) используются лекционные приемы работы, метод беседы, организуются выступления учащихся с короткими сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы. Изучение языковых средств  связано с методами наблюдения и стилистического эксперимента, работой с текстами-образцами. Стилистический эксперимент реализуется в ряде приемов, предполагающих замену в тексте одних элементов другими, подстановку стилистически подходящих единиц или устранение неуместных слов и словосочетаний, развертывание и свертывание отдельных отрезков текста и т.п.

В практической работе с использованием различных  стилей речи  для развития умений учащихся по самостоятельному построению текстов используются стилистический анализ текста, стилистическая оценка, наблюдение, сопоставление, стилистический эксперимент, моделирование текста (написание сочинения-рассуждения) .

В процессе анализа выявляются основные стилистические черты, определяются языковые средства. Моделирование помогает достижению конечной цели практической работы – формированию у учащихся умения самостоятельно создавать тексты различных жанров. Моделирование предполагает построение текстов по конкретным образцам и заданным характеристикам.

При отборе дидактического материала учитывается принцип коммуникативной ценности. Используются различные по назначению и характеру учебных действий задания и упражнения: аналитические, конструктивного характера, коммуникативные. Важное место занимает работа со словарями и справочниками.



Для оценивания результатов используются различные формы контроля. Формой входного контроля является тестирование, текущего – самостоятельно подготовленные учащимися сообщения, анализ текстов, редактирование и трансформация текстов, творческие работы по созданию собственных текстов. Итоговая проверка знаний и умений учащихся – контрольное тестирование, написание сочинения-рассуждения.






V. Список литературы.



Для учащихся

Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. - М.: Просвещение, 2007.

Дейкина А. Д. Русский язык. Раздаточный материал. -М.: Дрофа, 2006.

Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.

Мазнева  О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.

    Для педагога

-Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. - М.: Просвещение, 2004.

-Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.;ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2007.

-Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006..

-Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. -М.: Аквариум ЛТД, 2001.

-Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.

-Горбачевич А.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.

Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. - М.: ОО ТИД «Русское слово- РС», 2005.

-Москвин, В. П. Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и образной речи (общая классификация). Ч. I , II: Пособие для студентов. - Волгоград: Учитель, 2004.















Интернет-ресурсы:

http://4ege.ru/

http://philology.ru/

http://slovo.dn.ua/

http://pycckoeslovo.ru/

http://www.fipi.ru/view/sections/226/docs/627.html

http://russkiiyazik2010.blogspot.com/

http://ege-legko.livejournal.com/





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!