Муниципальное казенное учреждение
«Управление образованием Туринского городского округа»
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Спектр»
Туринского городского округа
Принята на заседании методического совета протокол № ______ от «___» ______20__г. | Утверждаю: Директор МАОУ ДО ЦДО «Спектр» __________________ О.В. Фадеева «____» ____________ 20___г. Приказ № ___ от ___________20___г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«РИТМИКА И ТАНЦЫ»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 5-8 лет
Составитель:
Лазарева Наталия Александровна
педагог дополнительного образования
г. Туринск, 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………3
Учебно-тематический план…………………………….....8
Содержание изучаемого курса …………………………17
Методическое обеспечение программы………………..20
Список литературы………………………………………23
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Мы живем во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребенок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – все это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Известно, что эффективность образования и развития детей во многом зависит от состояния их здоровья. Поэтому возникла необходимость в создании программы «Ритмика и танцы»
Программа разработана в соответствии с:
- Устав МАОУ ДО ЦДО «Спектр».
- Федеральным законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Конвенции о правах ребенка.
- Постановления от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Программа составлена на основе:
-Примерной программы для хореографических отделений школ искусств. Автор Бахто С.М.
Данная программа способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.
Направленность
Программа имеет художественно направленность. Тип программы – модифицированная, составлена с учетом возрастных особенностей учащихся.
Новизна и актуальность
Необходимость и актуальность программы обусловлена образовательными потребностями конкретной категории учащихся. Эта объективная заинтересованность в определённых образовательных услугах субъективно выражена в обращённых к системе образования интересах и ожиданиях в отношении современного танца. Современный танец является одним из основных предметов, он развивает физические данные детей, укрепляет мышцы ног и спины, сообщает подвижность суставно-связочному аппарату, формирует технические навыки и основы правильной осанки, тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, корректирует физические недостатки строения тела – в этом его значение и значимость.
Общеразвивающая программа «Ритмика и танец» способствует разрешению этих вопросов, чем и обусловлена её актуальность.
Программа предусматривает обучение с учетом индивидуальных особенностей учащихся, сохраняет и умножает качества ребенка (инициативность, фантазия, непосредственность); определяет перспективы развития, что дает возможность большему количеству детей включиться в образовательный процесс.
Особенность данной программы
Творческое мышление учащихся. В каждом занятии отведено время на то чтобы учащиеся не только учились определенным движениям и танцам, но и могли на основе проученных движений придумать свои.
Цель программы
Приобщение учащихся к танцевальному искусству, развитие художественного вкуса и физического совершенствования, развитие творческих способностей, умения воплощать музыкально-двигательный образ.
Задачи программы:
- развитие чувства ритма;
- развитие координации;
- развитие ориентации в пространстве;
- развитие гибкости, пластики, растяжки;
- укрепление различных групп мышц, развитие всех систем организма
(дыхательной, сердечно - сосудистой, и др.):
- профилактика нарушения осанки и искривления позвоночника,
формирование правильной осанки;
- формирование правильного свода стопы, профилактика плоскостопия;
- развитие мышления, воображения, находчивости и познавательной
активности;
- формирования навыков самостоятельного выражения движенийпод
музыку;
- развитие инициативы, чувства товарищества, взаимопомощи и
трудолюбия.
Педагогические технологии и методы обучения
Для успешного овладения содержанием данной образовательной программы используются различные педагогические технологии и методы обучения.
Технологии:
- развивающие;
- игровые;
- личностно-ориентированные;
- педагогика сотрудничества;
- здоровьесберегающие.
Методы обучения:
- словесный;
- наглядный;
- ступенчатый;
- практический;
- игровой.
Детское объединение создано на базе МАОУ ДО ЦДО «Спектр». Набор в группу свободный. Группа состоит из 15 учащихся в возрасте от 5 до 8 лет. При наборе в Детское объединение педагог выявляет творческие способности, физические и музыкальные данные ребенка. Формы занятий – групповая и индивидуальная. Учебный процесс продолжается 36 недель. Программа рассчитана на 1 года обучения. Занятия для первого года обучения 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 2 астрономических часа с перерывом. Всего 144 часа в год.
Возрастные особенности детей 5-6 лет:
Возрастные особенности детей позволяют усложнить материал. Психологические особенности позволяют ребенку лучше координировать свои действия с партнером, у детей возрастает способность к сочинению, фантазии, комбинации различных движений. Поэтому основным направлением в работе с детьми старшего возраста становится взаимодействие нескольких персонажей, комбинации нескольких движений и перестроений.
Задачей педагога является формирование способов отношений с несколькими персонажами, развитие умений понимать их, передавать один и тот же образ в разных настроениях, в разном характере, формировать способы комбинации различных танцевальных движений и перестроений.
Детям предлагаются более сложные композиции, яркие, контрастные музыкальные произведения для восприятия и передачи музыкального образа, предлагаются более сложные схемы перестроений, комбинации танцевальных движений.
Возрастные особенности детей 7-8 лет:
Возрастные особенности детей позволяют осваивать сложные по координации движения, понимать сложные перестроения, чувствовать партнера и взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать качество исполнение движения. Психологические особенности позволяют самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать знакомые образы, передавать их взаимодействие. Дети подготовительной группы способны к самостоятельному сочинению небольших танцевальных композиций с перестроением и комбинацией танцевальных движений.
Задачей педагога на данном этапе остается формирование способов отношений между партнерами, восприятия и передачи музыкальных образов с оттенками их настроения и характера, образно-пластического взаимодействия между несколькими партнерами. На данном этапе педагог создает детям как можно больше условий для самостоятельного творчества. Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений. Наиболее нагрузочным является: быстрый бег, прыжки, подскоки, галопы, приседания.
Определение сложности и доступности музыкально-ритмических композиций для детей, безусловно, относительно. Необходимо соотносить все характеристики с индивидуальными возможностями конкретного ребёнка. Но важно также ориентироваться на средние показатели уровня развития детей в группе.
Формы организации занятий:
- групповые учебные занятия;
- групповые и индивидуальные теоретические занятия;
- участие в конкурсах, концертных программах.
К концу первого года обучения учащиеся должны .
Личностные результаты.
Развито чувство коллективизма, потребности и готовности к эстетической творческой деятельности; эстетического вкуса, высоких нравственных качеств. Реализация творческого потенциала в процессе занятий; позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей.
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
целеустремлённость и настойчивость в достижении цели
Познавательные :
Учащиеся должны уметь:
отмечать в движении ритмический рисунок, акцент,
слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз.
четко, организованно перестраиваться,
быстро реагировать на приказ музыки.
Коммуникативные :
Уметь:
- двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с контрастным характером музыки;
- реагировать на начало музыки и её окончание, а так же ритмично ходить под музыку, легко бегать, хлопать в ладоши, притопывать ногами, вращать кистями рук, кружиться вокруг себя, прыгать на двух ногах, владеть простейшими навыками игры с мячом;
- двигаться по кругу, взявшись за руки друг за другом или парами, располагаться по залу врассыпную и собираться в круг или в линию;
- выполнять элементы партерной гимнастики классического экзерсиса у станка;
- исполнять основные упражнения на середине зала.
Знать:
- правила постановки корпуса
- позиции ног и рук классического танца
- названия основных танцевальных движений и элементов;
- терминологию партерной гимнастики;
- терминологию классического экзерсиса;
- правила гигиены тела, тренировочной одежды;
Личностные качества учащегося:
- доброта;
- вежливость;
- самостоятельность;
- уверенность;
- знание основ гигиены тела.
2.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (144ч.)
№ | Название разделов и тем | Количество часов |
Теория | Практика | Всего | Форма аттестации |
1. | Введение | 1 | 1 | 2 | |
2. | Ритмика | 5 | 30 | 35 | Игровое занятие. |
2.1. | Элемент музыкальной грамотности | 2 | 3 | 5 | |
2.2. | Музыкально игровое творчество | 1 | 21 | 22 | |
2.3. | Построения и перестроения | 2 | 6 | 8 | |
3. | Танцевальная азбука | 3 | 27 | 30 | Открытое занятие |
3.1. | Позиции рук и ног | 1 | 1 | 2 | |
3.2. | Элементы экзерсиса у станка, партерная гимнастика | 2 | 26 | 28 | |
4. | Танцевальные движения, игры | 2 | 30 | 32 | Мини-концерт в д\о |
4.1. | Отработка танцевальных движений | 1 | 24 | 25 | |
4.2 | Импровизация, игры | 1 | 6 | 7 | |
5. | Творческая мастерская Промежуточная аттестация | 4 | 39 | 43 | Участие в районных концертах |
5.1. | Постановка, изучение - танец «Барыня» | 4 | 31 | 35 | |
5.2. | Репетиционный блок -прогонные репетиции -генеральные репетиции | - | 8 | 8 | |
6. | Итоговое занятие Итоговая аттестация | 1 | 1 | 2 | Отчетный концерт |
3. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ (5-8лет) объединение «Огоньки»
№ п/п | месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятий | Тема занятия | Кол-во часов | Место проведения | Форма контроля |
| Сентябрь | | | |
| | | | практика | Вводный урок. Внешний вид учащихся. Проведение инструктажа по ТБ в хореографическом зале до, во время, после занятия. Игра «Давайте познакомимся». | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Элементы музыкальной грамотности: -поклоны | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | -поклоны; | 1 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | -позиции ног и положения рук, | 1 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | -вращения, рисунки танца | 1 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Основные движения у станка: -demiplie и grandplie по всем позициям | 2 | Кабинет № 25 | |
| Октябрь | | | | | | | |
| | | | практика | «Моталочка»: с задеванием пола каблуком, с акцентом на всю стопу, с задеванием пола полупальцами, с задеванием пола поочередно полупальцами и каблуками. | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | «Маятник» в прямом положении. Основной русский ход (академический). | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Подбивка «Голубец»: на месте, с двумя переступаниями. | 2 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Быстрый русский бег с продвижением вперед и назад. Прыжки: прыжок с поджатыми перед грудью ногами на месте и с продвижением вперед, прыжок с согнутыми от колена назад ногами и ударами по голенищам, прыжок с ударами по голенищу спереди | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Вращения: на подскоках с продвижением вперед по диагонали, с движением «моталочки» с откидыванием ног назад. | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Проверка теоретических и практических знаний по пройденному материалу | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Танцевальные движения, комбинации: Demiendgrandplies (приседания резкие и плавные по 1-й, 2-й и 5-й открытым позициям и 1-й прямой). | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Battementstendus (скольжение стопой по полу, с одновременным опусканием с полупальцев на всю стопу опорной ноги). | 2 | Кабинет № 25 | Итоговое занятие |
| | | | практика | Battements tendusjetes (маленькиеброски): с двумя ударами стопой работающей ноги 5-й открытой позиции вперед, в сторону и назад, с одновременным ударом каблуком опорной ноги в полуприседании вперед, в сторону и назад, сквозные по 1-й открытой позиции (balanouirs) c ударом каблуком опорной ноги в полуприседании. | 2 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Основы актерского мастерства: изучение основ – жестов и поз. | 2 | Кабинет № 25 | |
| Ноябрь | | | | | | | |
| | | | практика | Pastortille (повороты стопы из открытого в закрытое): одинарные, двойные. | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Battementsfondues (полуприседания на опорной ноге с постепенным поворотом колена работающей ноги из закрытого положения в открытое на 450 (Battementsfondues): на всей стопе, с подъемом ноги на полупальцы. | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Подготовка к «веревочке» с поворотом колена работающей ноги в закрытое положение и обратно. Battementsdeveloppeна 900 (развертывание ноги) с одним ударом каблуком опорной ноги в полуприседании вперед, в сторону и назад. | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Опускание на колено у носка или каблука опорной ноги: на ногу, открытую на носок в сторону или назад, с шага, с прыжка. | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | «Веер» - маленькие броски работающей ноги от щиколотки опорной с вытянутой стопой. Повороты: плавный на обеих ногах по 5-й открытой позиции в полуприседании и на вытянутых ногах (Soutenuentournant), поворот на одной ноге внутрь и наружу (Pirouetteendedanendehors) с другой, согнутой в колене. Подготовка к «качалке» и «качалка». | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Выстукивания поочередные каблуками и полупальцами по 1-й позиции прямой в испанском характере (zapateado). | 2 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Растяжка из 1-й прямой позиции с перегибанием корпуса в испанском стиле | 2 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | - flic-flac (мазки свободной стопой по полу). - - flic-flac (в повороте). | 2 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | - ronddejambeparterre с проведением ноги на ребро. | 2 | Кабинет № 25 | |
| Декабрь | | | | | | | |
| | | | практика | Изучение элементов русского народного танца: -Боковые перескоки с ударами полупальцами в пол | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Выступление на концерте | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | -Боковые перескоки с ударом каблуком впереди стоящей ноги. - «Ключ» с двойной дробью. | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | -Дробная «дорожка» с продвижением вперед и с поворотом. | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | -Основной ход танца «Шестера» на месте и с продвижением вперед. -подбивки -вращения -ключ -«Моталочка» -«Маятник» | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | -«Моталочка» -«Маятник» | 1 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Бег на месте с продвижением вперед и назад на полупальцах. | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Подскоки на месте, с продвижением вперед, назад и вокруг себя. | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | «Веревочка» простая. | 1 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | «Ковырялочка» с двойным притопом: с тройным притопом. | 2 | Кабинет № 25 | Итоговое занятие |
| | | | практика | «Ключ» простой (с переступаниями). | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Хлопки и хлопушки одинарные, двойные, тройные (фиксирующие удары и скользящие удары): в ладошки, по бедру, | 1 | Кабинет № 25 | |
| январь | | | |
| | | | практика | Работа над этюдами. Построенными на материале разных народов: Русский танец - позиции ног и положения рук, - основные движения танца - техника ног | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Боковой ход на одну ногу, другая поднимается под колено. | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Припадания (перекрестный ход) со сменой позиции спереди и сзади. | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Ход на одну ногу с прыжком. Боковой ход с каблука. | 1 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Основы музыкальной культуры. - ознакомление с музыкальными произведениями различных областей. | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Выбросы ног крест-накрест с подскоком на одной ноге. | 2 | Кабинет № 25 | |
| Февраль | | | | | | | |
| | | | практика | Мелкие переступания на полупальцах на месте, вокруг себя и с продвижением в сторону. | 1 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Шаг на ребро каблука с последующим соскоком. Вращение в паре внутрь и наружу на подскоках | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Прыжок с поджатыми ногами. «Ключ» молдавский (носок-каблук, носок-каблук разными ногами, соскок на две ноги и прыжок с поджатыми ногами). | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Положения ног. Положение рук. Переводы рук в различные положения. | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Ходы: - удлиненные шаги в полуприседании с продвижением вперед в прямом положении (женское); | 1 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | - удлиненный шаг вперед на всю стопу в прямом положении в полуприседании, с последующими двумя переступаниями по 1-й прямой позиции на полупальцах или двумя небольшими шагами (с продвижением вперед). | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Прыжки: прыжок с поджатыми перед грудью ногами на месте и с продвижением вперед, прыжок с согнутыми от колена назад ногами и ударами по голенищам, прыжок с ударами по голенищу спереди | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Соскоки: в 1-ю прямую позицию на всю стопу с вытянутыми коленями и в полуприседании, в 1-ю, 4-ю прямые и 5-ю свободную позиции на полупальцы в полуприседании. | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Удлиненный шаг в сторону с последующими двумя переступаниями по 5-й свободной позиции в полуприседании (pasbalance) со скользящим подведением другой ноги сзади, с поворотом корпуса и с руками. Шаг в сторону в полуприседании со скользящим | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | подведением и подъемом на полупальцы в 5-ю открытую позицию другой ноги вперед, с последующим переходом на нее в полуприседание (pasglissade), в координации с движением руки и наклоном корпуса. | 2 | Кабинет № 25 | |
| Март | | | |
| | | | практика | удар одной ногой, полупальцами или всей стопой, с последующими ударами другой ногой каблуком и полупальцами, | 1 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | шаг по диагонали вперед или назад с последующим одним или двумя ударами в пол полупальцами другой ноги по5-й свободной позиции сзади или спереди. | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Опускание на колено с шага на расстоянии стопы от опорной ноги с перегибанием корпуса. | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Движения рук (portdebras) с одновременным | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | перегибанием корпуса, стоя на одной ноге, с другой ногой, вытянутой назад или вперед. | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | работа над художественным образом, актерским перевоплощением. | 2 | Кабинет № 25 | |
| Апрель | | | |
| | | | практика | Подбор музыкального и текстового материала | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Подбор музыкального и текстового материала | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Подборка видео фрагментов по теме | 2 | Кабинет № 25 | Итоговое занятие |
| | | | практика | На материале областных особенностей русского народного танца: проходки, основные движения. | 2 | Кабинет № 25 | |
| Май | | | | | |
| | | | практика | Работа над образом | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Работа со сценической группой | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Работа со сценической группой | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Работа со сценической группой | 2 | Кабинет № 25 | |
| | | | практика | Контрольный урок | 2 | Кабинет № 25 | Выступление детей |
| | | | практика | Закрепление выученного материала | 2 | Кабинет № 25 | Выступление детей |
| | | | практика | Закрепление выученного материала | 2 | Кабинет № 25 | Выступление детей |
| | | | практика | Планирование репертуара на следующий учебный год | 2 | Кабинет № 25 | Итоговое занятие |
Всего: | 144 | |
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения.
1. Введение. (2часа)
Знакомство с педагогом, классом, предметом «Ритмика». Беседа о целях и задачах, правилах поведения на уроках ритмики, технике безопасности, о форме одежды для занятий.
Практика: Игра «Давайте познакомимся». Подбор репертуара. Составление расписания.
2. Ритмика. (35 часов)
2.1. «Элементы музыкальной грамотности»
- характер музыки: весело-грустно, мягко-остро;
- темп музыки - медленно-быстро;
- динамика - тихо-громко;
Практика: Игры(«Делай как я»), танцевальные миниатюры, зарисовки.
2.2. «Музыкально-игровое творчество»
-знакомство и работа с ритмом в музыкальном размере 3/4,
- знакомство и работа с ритмом в музыкальном размере4/4.
Практика: Простейшие хлопки, притопы, хлопки-притопы,
работа с мячом в размере 3/4 индивидуально и в парах (подбросить
поймать, перекатить – поймать), работа с мячом: удары об пол вразличных ритмических рисунках, в сочетаниях с подбрасыванием
мяча.
2.3. «Построения и перестроения»
- построение в круг;
- построение в линию;
- построение в две линии;
Практика: упражнения и игры на ориентацию в пространстве,
ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в
круг, из круга.
3.Танцевальная азбука. (30 часов)
3.1. «Позиции рук и ног»
- позиции рук и ног;
- постановка корпуса;
Практика: выполнение заданий и самостоятельное составление композиций с использованием знаний о позициях рук и ног (различные переходы из одной позиции ног в другую со сменой позиции рук) .
3.2. «Элементы экзерсиса у станка, партерная гимнастика».
Экзерсис у станка
- понятие «экзерзис», основных упражнений у станка («Demi-plie», «releve», «Battementtendu»)
Практика: выполнение упражненийу станка
- «Demi-plie» и «releve» по 1, 6 позициям,
- «Battementtendu» в сторону по 1 позиции;
- перевод ноги с носка на пятку;
- наклоны корпуса;
- упражнения для плечевого пояса, шеи и головы, стопы.
Партерная гимнастика
-понятие «партерной гимнастики» и основных упражнений.
Практика:
- выполнение упражнений партерной гимнастики;
- работа стопы;
- наклоны корпуса вперед сидя;
- упражнения на укрепление позвоночника и косых мышц спины по системе стретчинга;
- простейшие упражнения на развитие координации (руки - ноги,
синхронно и последовательно).
4. Танцевальные движения, игры. (32 часа)
4.1. «Отработка танцевальных движений»
- танцевальные движения народного характера и элементы
современного и бального танца;
Практика:
- ходьба: простой шаг в разном темпе и характере;
- бег и прыжки в сочетании по принципу контраста;
- притопы: удар одной ногой в пол, поочередные удары правой и левой
ногой;
- топающий шаг, выставление ноги на носок перед собой;
- хлопки;
- упражнения с атрибутами (мяч, зонтик)
- простые танцевальные движения (шаг, прыжок, подскок, галоп).
4.2. «Импровизация, игры»
- понятия «импровизация», «фантазия», «воображение»;
Практика:
- творческая деятельность на развитие фантазии и воображения;
- знакомство с играми;
- игры «Ручеек», «Делай как я», «Зеркало», «Кошки – мышки»
Творческая мастерская. ( 43часа)
5.1. «Постановка, изучение танца»
- сообщение о цели, истории танца, разработка эскиза костюма.
Практика:
- танец «Барыня» (разучивание движений, рисунка, постановка).
5.2. «Репетиционный блок»
Практика:
- прогонные репетиции;
- синхронно-грамотное исполнение танцев и танцевальных композиций.
6. Итоговое занятие (2 часа)
- подведение итогов;
Практика: отчетное выступление.
Формы и методы оценки результатов 1 года обучения.
Практический тест по разделу «Музыкальная грамота».
Контрольный срез на знание танцевальных терминов.
Творческий рассказ на тему «Откуда ты, танец?».
Творческие игры на воображение и фантазию: «Снеговик», «Росток», «Тряпичная кукла и оловянный солдатик», «Сахар». Импровизация под музыку.
Промежуточная аттестация.
Методическое обеспечение учебного процесса
В каждом ребенке в большей или меньшей степени заложена потребность в движении, в танце. Основная педагогическая задача –активизировать и поддержать эту потребность. «Добывая» музыкальные знания, ребенок осуществляет мыслительные действия, которые позволяют ему повторить открытия, когда-то уже совершенные. В данном процессе происходит «присвоение» знаний, которые становятся духовным капиталом ребенка.
В процессе обучения ребенок открывает для себя свойства музыкального звука (тембр, длительность, высоту, громкость); познает двигательные способности своего тела. Учебная работа по восприятию данных качеств звука развивает музыкальные способности ученика, метроритмическое чувство. И, как результат развития этих способностей, - формирование навыков движения под музыку.
Программа имеет своей целью адаптировать относительно сложные музыкальные и хореографические понятия к младшему школьному возрасту; сформировать навыки исполнения различных танцев, обогатить познания ребенка об окружающем мире представлениями о хореографическом искусстве. Поскольку речь идет о групповых занятиях, предпочтение отдается методике игрового сотрудничества.
Музыкальное сопровождение урока является основой музыкально-ритмического воспитания и влияет на развитие музыкальной культуры учащихся. Музыкальное оформление должно быть разнообразным и качественно исполненным. Произведения должны быть доступными для восприятия детей, ясными по фактуре, жанру, стилю, разнообразными по характеру и мелодическому содержанию.
На занятиях используется:
- классическая музыка,
- народная музыка,
- музыка в современных ритмах
Фиксирование результатов
Результаты аттестации отражаются в картах наблюдения физической активности учащихся.
Условия реализации программы
Требования к помещению:
1. Помещение для занятий должно быть достаточно просторным (не менее 40 кв. метров), оборудованное хореографическими станками и зеркалами.
2. Качественное освещение в дневное и вечернее время.
3. Покрытие пола ровное, не скользкое. Запрещается заниматься на каменном полу, наиболее подходящее покрытие пола - ковролин, линолеум, специальное танцевальное покрытие.
4. Для выполнения упражнений на полу необходимо иметь индивидуальный коврик, мячи, скакалки, зонтики, ленты.
5. Температура в помещении должна быть не выше +18...+20 градусов, помещение должно хорошо проветриваться.
6. Форма для занятий - легкая спортивная (гимнастический купальник для девочек, футболка с трикотажными шортами для мальчиков), на ногах мягкие балетные туфли, волосы собраны в пучок.
Дидактический и раздаточный материал:
На занятиях используются учебно-методические плакаты с изображением основных поз и позиций классического и народного танца; «мимические» таблицы.
Кроме того, на занятиях используются шумовые инструменты: бубны, погремушки, звоночки и т.д. В качестве раздаточного материала могут быть использованы платочки, скакалки. Ленты и др.
Техническое оснащение:
Парт-1 шт;
Стол-3 шт;
Стул-16 шт;
Шкаф-2 шт;
Тумбочка-2 шт;
Телевизор-1 шт;
музыкальный центр-1шт;
Примерный репертуарный план:
При подборе репертуара учитываются возрастные особенности детей и их возможности.
Группа 1 года обучения: «Барыня»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Антропова Л.В. Теория и методика преподавания классического танца.- Орел:
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование – М. Просвещение, 2010.Барышникова Т. Азбука хореографии. - С-
Пб., 1996 .
Митрохина Л.В. Основы актерского мастерства в хореографии.- Орел: ОГИИК, 2001.
Роот З. Танцы в начальной школе. – М.: Айрис-пресс, 2006.
Мошкова Е.И. Ритмика и бальные танцы. Программа для общеобразовательных учреждений – М., «Просвещение», 1997.
Шершнев.В.Г. От ритмики к танцу. Развитие художественно-творческих способностей детей 4-7 лет средствами ритмики и хореографии. Программа для образовательных учреждений дополнительного образования детей Московской области. – М.: Издательский дом «Один из лучших», 2008.
Белибихина Н. А., Королева Л. А. Организация дополнительного образования в школе. Планирование, программы, разработки занятий – Волгоград: «Учитель», 2009.
Шутиков Ю. Н.Учебно – методические рекомендации по организации работы сцелым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам – С.Петербург,2006.
Шеренев В.Г. От ритмики к танцу – М.: Один из лучших,2008.
Бекина С. Музыка и движение - М., 1983.
Алексеева Л.Н. Танцы для детей – М., 1982.
ПервоваО. А. Программа курса внеурочной деятельности спортивно – физкультурного направления «Ритмика».
Пуртова Т. В. Учите детей танцевать – М.: Век информации, 2009.
Фирилева, Ж. Е., Сайкина, Е. Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ» Танцевальная – игровая гимнастика для детей [Текст]: учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина. – СПб: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007. – 352 с.
10