СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы психологии общения» 9 класс

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие у обучающихся способности к самопознанию, рефлексии, совершенствование навыков конструктивного общения.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы психологии общения» 9 класс»



Принята на заседании педагогического совета школы №

от «___»________________20___г.

Протокол № __________________


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы №

__________________ «___»_____________________20__ г.




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Основы психологии общения»



Класс: 9 кл.

Срок реализации программы:1 год

Количество часов: 34ч., 1 ч. в неделю








Автор-составитель программы:

Умнова Евгения Вячеславовна

педагог-психолог






Счастье – это когда тебя понимают.


Пояснительная записка

Ведущей идеей современной школы является гуманизация образования. В связи с этим большое внимание уделяется личности ученика как субъекту учебного процесса, равноправному партнеру общения. Такой подход к организации образовательного процесса предполагает умение всех участников вступать в диалог, выбирать необходимые формы и средства общения, позволяющие конструктивно взаимодействовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Несомненно, ведущую роль в этом играет педагог как более компетентный участник субъектных отношений. Однако эта ситуация ставит и обучающихся в позицию выбора, что делает актуальным их способность к рефлексии и самооценке.

Не менее важным становится умение понять эмоциональное состояние собеседника, чтобы выбрать наиболее оптимальные способы и средства общения. Поэтому возникает необходимость в получении таких психологических знаний.

С другой стороны, ведущим видом деятельности подростков является общение как средство познания себя и окружающего мира. Но конструктивное общение невозможно без осознания собственного «Я», своих особенностей и потребностей, поэтому идет интенсивный поиск, происходит половая и ролевая самоидентификация. Общение также немыслимо и без внимания к собеседнику, принятия его как личности, равноправного партнера по общению, а необходимых знаний у подростка нет. Возникают своеобразные ножницы. Подросток ищет выход из ситуации, некомфортной для него, но путей решения данной проблемы не знает. Все это приводит к снижению самооценки, повышению уровня тревожности. Возникают противоречия:

– между потребностью в общении как ведущим видом деятельности подростков и недостаточным уровнем развития коммуникативных умений обучающихся;

– между потребностью подростков быть понятым и принятым другими и собственным умением понять и принять других.

На разрешение данных противоречий и нацелена программа для учащихся 9 классов «Основы психологии общения».

Цель программы: развитие у обучающихся способности к самопознанию, рефлексии, совершенствование навыков конструктивного общения.

Основные задачи:

  • ознакомить обучающихся с основами психологических знаний и представлений, доступных возрасту,

  • способствовать развитию потребности в осознании обучающимися своих особенностей, достоинств и недостатков,

  • способствовать формированию потребности в саморазвитии,

  • способствовать развитию умения адекватно воспринимать окружающих, себя, управлять собой в процессе взаимодействия, осознанно действовать в ситуации выбора,

  • способствовать совершенствованию коммуникативных навыков и навыков конструктивного общения.

В программе реализуются следующие идеи:

  • Диалогизация обучения (активное взаимодействие педагога и учащихся в процессе общения).

  • Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей обучающихся).

  • Персонификация обучения (личностный смысл знаний, получаемых участниками).

  • Интеграция знаний и умений (компетентностный подход).

Категория учащихся по программе: обучающиеся 9-х классов

Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год.

Периодичность проведения: 1 ч. занятия в неделю.

Основные формы проведения занятия: беседа, включающая в себя небольшой по объему теоретический материал; практикум, тренинг, игра, дискуссия, защита творческих работ.

Контроль за успешностью усвоения программного материала: наблюдение, анкетирование участников, анализ качества выполнения творческих заданий и творческих работ, данные диагностических процедур.

Планируемые результаты реализации программы:

Предметные результаты: приобретение школьниками знаний о своих психологических особенностях и особенностях других людей, основах конструктивного общения.

Обучающиеся научатся: способам самопознания и саморазвития, рефлексии, построения ситуации межличностного взаимодействия.

Обучающиеся получат возможность научиться: исследовать особенности поведения человека в различных ситуациях, понимать партнёра, используя вербальные и невербальные способы общения, аргументировано и убедительно излагать свою точку зрения.

Для достижения данного уровня результатов при реализации программы используются упражнения, направленные на самопознание, тесты, опросники, эссе, рефлексивные упражнения, ролевые и имитационные игры, анализ конкретных ситуаций.

Личностные результаты:

  • формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах общения, отношения к людям, к окружающему миру;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

  • расширении круга структурирования материала;

  • умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать исследовательскую деятельность;

  • обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.).





















Структура курса


Раздел 1. Тренинг личностного роста

Тема 1 Тренинг знакомства

Тема 2 «Привет, индивидуальность!»

Тема 3 Умение самовыражаться

Тема 4 Самопознание

Тема 5 тренинг «Пойми себя и будь собой».

Тема 6 Я глазами группы

Тема 7 Тренинг «Кто я?»

Тема 8 Тренинг «Я – АВТОР»

Раздел 2. Преодоление страхов

Тема 9 Как преодолеть свои страхи? 

Тема 10 «Мой страх – мой ласковый и нежный зверь. Приручение страха»

Тема 11 «Жизнь без страха»

Раздел 3. Тренинг коммуникативных навыков и умений

Тема 12 Устойчивость контакта

Тема 13 «Я и другие»

Тема 14 Игра «Потерпевшие кораблекрушение»

Тема 15 Игра «Необитаемый остров»

Тема 16 «Использование коммуникативных способностей»

Тема 17 Продолжение коммуникаций

Раздел 4. Сплочение классного коллектива

Тема 18 «Класс глазами каждого»

Тема 19 «Один в поле не воин»

Тема 20 Тренинг «Развитие навыков общения среди подростков»

Тема 21 «Мы умеем общаться»

Тема 22 Ролевая игра «Сглаживание конфликтов»

Тема 23 Игра «Маски шоу»

Тема 24 «Социометрия. Я в группе»

Тема 25 «Мы команда»

Раздел 5. Тренинг профориентации

Тема 26 Тренинг «На пороге взрослой жизни»

Тема 27 «Быть капитаном своего корабля»

Тема 28 Медиаурок «Выбираешь профессию – выбираешь судьбу

Тема 29 «Экскурс в мир профессий»

Тема 30 Стратегия выбора профессии

Тема 31 КВН «Все профессии нужны, все профессии важны»

Подведение итогов

Учебно-тематический план 9 класс

Тема

Количество часов

тренинг личностного роста

1

Тренинг знакомства

1

2

«Привет, индивидуальность!»

1

3

Умение самовыражаться

2

4

самопознание

1

5

тренинг «Пойми себя и будь собой».

1

6

Я глазами группы

1

7

Тренинг «Кто я?»

1

8

Тренинг «Я – АВТОР»

1

Преодоление страхов

1

Как преодолеть свои страхи? 

1

2

«Мой страх – мой ласковый и нежный зверь. Приручение страха»

1

3

«Жизнь без страха»

1

Тренинг коммуникативных навыков и умений

1

Устойчивость контакта

2

2

«Я и другие»

1

3

Игра «Потерпевшие кораблекрушение»

1

4

Игра «Необитаемый остров»

1

5

«Использование коммуникативных способностей»

1

6

Продолжение коммуникаций

1

Сплочение классного коллектива

1

«Класс глазами каждого»

1

2

«Один в поле не воин» 

1

3

Тренинг «Развитие навыков общения среди подростков»

1

4

«Мы умеем общаться»

1

5

Ролевая игра «Cглаживание конфликтов»

1

6

Игра «Маски-шоу»

1

7

«Социометрия. Я в группе»

1

8

«Мы – команда»

1

Тренинг профориентации

1

Тренинг «На пороге взрослой жизни»

2

2

«Быть капитаном своего корабля»

1

3

Медиаурок «Выбираешь профессию - выбираешь судьбу»

2

4

«Экскурс в мир профессий» Профессиональные дебаты

1

5

Стратегия выбора профессии

1

6

КВН «Все профессии нужны, все профессии важны!»

1


Подведение итогов

1

Итого

36 часов

Список использованной литературы

  1. Анн Л.Ф.Психологический  тренинг с подростками.   СПб.:Питер, 2003.

  2. Гришина Н.В. Психология конфликта/2-e изд./. СПб.2008.

  3. Зеер Э.Ф. Профориентология. М.,2004.

  4. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. М: «Генезис», 2006.

  5. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки (Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов). М.: Генезис, 2006.

  6. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки (рабочая тетрадь учащегося). М.:Генезис, 200.6

  7. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. СПб.: Питер, 2006.

  8.  Казаринова Н.В. Межличностное общение. М., 2001.

  9.  Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. – 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  10.  Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие. СПб.: Издательство «Речь», 2005.

  11.  Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) – СПб.:Издательство «Речь», 2005. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. М: ТЦ «Сфера»,2005.

  12. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального и личностного самоопределения старшеклассников. М: «Первое сентября», 2004.

  13. Пряжников Н.С. Профориентация в школе. М: «ВАКО», 2005.

  14. Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. М: «ЦГЛ»,2004.

  15. Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. М: «ЦГЛ»,2004.

  16.  Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога:В 2ч. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2003.

  17.  Психология подростка. Учебник. Под редакцией члена корреспондента РАО А.А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК»,2003.

  18.  Райгородский Д.Я. Подросток и семья. Учебное пособие по детской и возрастной психологии для факультетов психологии, педагогики и социальной работы. Cамара: Издательский Дом БАХРАМ-М. 2002.

  19. Станкин  М.И. Психология общения. М., 2000.

  20.  Хрящева Н.Ю. (ред.) Психогимнастика в тренинге. СПб.: Речь, 2001.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!