МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЖУРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.К. ХАРЧЕНКО»
Рассмотрено ШМО учителей начальных классов Протокол № ____ «____» __________ 2022 год | Утверждаю Директор школы ______________ Агеева Т.Г. «____» __________ 2022 год |
Дополнительная
общеобразовательная программа
«Волшебная акварель»
(нетрадиционные техники рисования)
воспитателя летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
при МБОУ «Ужурская СОШ № 1 им. ГСС А.К. Харченко»
(адаптированная для детей с ОВЗ)
Возраст обучающихся 6 – 12 лет
Срок реализации программы: 21 день
Автор или составитель:
педагог дополнительного образования
Минабутдинова Ирина Владимировна
г. Ужур
2022 г.
Паспорт программы
Информационная карта программы
№ | | |
1 | Номинация, в которой заявлена программа | Адаптированная программа по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних |
2 | Полное название программы | Адаптированная краткосрочная программа «Волшебная акварель» воспитателя летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей при МБОУ «Ужурская СОШ №1 им. Харченко» |
3 | Адресат проектной деятельности | Дети с ограниченными возможностями здоровья |
4 | Сроки реализации программы | 01.06.2022 – 25.06.2022 гг. |
5 | Цель программы | Содействовать развитию творчества, выдумки и инициативы у детей с ограниченными возможностями здоровья в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной деятельности. |
6 | Задачи | Обучающие Осуществление эстетического развития школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного искусства. Обучение техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изоматериалов. Обогащение словарного запаса художественными терминами. Формирование навыков обращения с изобразительным материалом: - изучение свойств различных изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка, используя нетрадиционные техники рисования; - овладение техническими приемами работы с различными материалами. Создать условия для формирования оценки и самооценки. Развивающие Стимулирование и поощрение желания выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями. Развитие познавательной активности, творческого мышления. Развитие воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов. Развитие эстетической восприимчивости. Воспитательные Воспитание художественного вкуса. Воспитание интереса к изобразительной творческой деятельности. Уважительное отношение к результатам детского творчества. |
7 | Краткое содержание программы | Программа «Волшебная акварель» разработана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МБОУ «Ужурская СОШ №1 им ГСС Харченко». Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей. Кляксография, ниткография, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием и др. Знакомясь с материалами, техникой и способами рисования дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции. Занятия построены в виде игры – знакомство с необычными способами создания рисунков, которые выводят ребенка за привычные рамки рисования. Ребёнку предлагаются различные виды рисования: точками, пальчиками, брызгами, с использованием ниток, трафаретов, воска. На каждом занятии даётся подробное объяснение техники рисования и образец выполняемой работы. |
8 | Ожидаемый результат | Овладение детьми с ограниченными возможностями здоровья коммуникативными, языковыми, интеллектуальными и художественно – творческими способностями в процессе нетрадиционного рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля. |
9 | Название организации Автор программы | МБОУ «Ужурская СОШ №1 им. Харченко» Воспитатель Минабутдинова Ирина Владимировна |
10 | Почтовый адрес учреждения | Индекс 662250, Красноярский кр, город Ужур, район Ужурский, улица Гоголя, 8. |
11 | Ф.И.О. руководителя учреждения | Директор школы: Агеева Татьяна Григорьевна |
12 | Ф.И.О. автора программы | Воспитатель Минабутдинова Ирина Владимировна |
13 | Финансовое обеспечение проекта | Средства МБОУ «Ужурская СОШ №1 им. ГСС А.К. Харченко». |
Перечень организаторов программы
Программа «Волшебная акварель» адаптированная для детей с ОВЗ, краткосрочная, предполагает участие детей и подростков от 6 до 12 лет и реализуется на базе данной школы. Организатором программы является педагогический коллектив школы, автором программы – педагог дополнительного образования Минабутдинова И.В.
Пояснительная записка
Рабочая общеразвивающая программа «Юные инспекторы движения» для учащихся 1-4 классов составлена на основе нормативно-правовых документов:
- положением о реализации дополнительного образования в МБОУ "Ужурская СОШ №1 им. ГСС А.КУ. Харченко";
- приказом Минпросвещения от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- Федеральный закон от 30.04.2021 № 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";
- постановлением главного санитарного врача от 04.07.2014 № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";
- приказом Минобрнауки от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".
Программа художественной направленности ориентирована на развитие художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эстетического и эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа восприятия мира.
Формирование творческой личности ребёнка – одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство – изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.
Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей. Кляксография, ниткография, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием и др. Знакомясь с материалами, техникой и способами рисования дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции.
Нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.
Программа кружка основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности и тесной связи с жизнью:
- обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;
- формирование творческого начала в личности ребенка;
- развитие его индивидуальности;
- формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
- сотрудничество с детьми.
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению.
Занятия построены в виде игры – знакомство с необычными способами создания рисунков, которые выводят ребенка за привычные рамки рисования. Ребёнку предлагаются различные виды рисования: точками, пальчиками, брызгами, с использованием ниток, трафаретов, воска. На каждом занятии даётся подробное объяснение техники рисования и образец выполняемой работы.
Новизна дополнительной общеразвивающей программы предполагает новое решение проблем дополнительного образования и новые педагогические технологии в проведении занятий по ознакомлению безопасности на дорогах. Программа имеет практическую направленность.
Актуальность. В изобразительной деятельности ребенок с ограниченными возможностями здоровья самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Все занятия направлены на развитие у школьников с ограниченными возможностями здоровья творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.
Детям с ограниченными возможностями здоровья очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья быстро достичь желаемого результата.
Адресат программы: Программа «Волшебная акварель» адаптированная для детей с ОВЗ, для обучающихся 1 – 5 классов, краткосрочная. Количество обучающихся – до 15 человек, разновозрастной состав группы.
Срок реализации программы и объем учебных часов: Программа кружка «Волшебная акварель» составлена на 21 день (21 час). Занятия проводятся 6 раз в неделю, продолжительность занятия – 30 минут, в первую половину дня.
Режим занятий. 1 занятие равно 1 часу, 1 час = 30 минут. Шесть раз в неделю по 1 часу. Включает в себя теоретическую и практическую часть.
Формы обучения. Программа может осуществляться в очной, очно-заочной или заочной форме. При проведении занятий традиционно используются следующие формы работы: демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным видео на экране компьютера, демонстрация ситуаций на дорогах; фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога; самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Методы и приемы: игровой; наглядный (рассматривание репродукций картин, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов, наглядных пособий и др.); словесный (беседа, использование художественного слова, вопросы, указание, пояснение); практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); проблемно-мотивационный; метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение).
Цель программы: содействовать развитию творчества, выдумки и инициативы у детей с ограниченными возможностями здоровья в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
1.Осуществление эстетического развития школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного искусства.
2.Обучение техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изоматериалов.
3.Обогащение словарного запаса художественными терминами.
4.Формирование навыков обращения с изобразительным материалом:
- изучение свойств различных изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка, используя нетрадиционные техники рисования;
- овладение техническими приемами работы с различными материалами.
5.Создать условия для формирования оценки и самооценки.
Развивающие:
1.Стимулирование и поощрение желания выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.
2.Развитие познавательной активности, творческого мышления.
3.Развитие воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
4.Развитие эстетической восприимчивости.
Воспитательные:
1.Воспитание художественного вкуса.
2.Воспитание интереса к изобразительной творческой деятельности.
3.Уважительное отношение к результатам детского творчества.
Содержание программы
Календарный учебный график
№ п/п | Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий | Сроки проведения промежуточной итоговой аттестации |
1 | 2022 | 1.06 | 25.06 | 4 н. | 21 д. | 6 ч. | Понедельник, вторник, среда четверг, пятница, суббота | 24.06 – 25.06 |
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы. Техника выполнения | Кол-во часов | Формы аттестации/контроля |
теория | практика |
1 | Раздувание «Цветущее дерево» | 0,5 | 0,5 | Изучение техники, рисование |
2 | Рисование солью «Снежинка» | 0,5 | 0,5 | Изучение техники, рисование |
3 | Восковая свеча и акварель «Подводный мир» | 0,5 | 0,5 | Изучение техники, рисование |
4 | Рисование мятой бумагой «Костер» | 0,5 | 0,5 | Изучение техники, рисование |
5 | Рисование ватными палочками «Цветочная поляна» | 0,5 | 0,5 | Изучение техники, рисование |
6 | Восковая свеча и акварель «Волшебный дождик» | 0,5 | 0,5 | Изучение техники, рисование |
7 | Раздувание «Насекомые» | 0,5 | 0,5 | Изучение техники, рисование |
8 | Рисование ладошками «Четвероногие друзья» | 0,5 | 0,5 | Изучение техники, рисование |
9 | Рисование губкой «Цветущая сирень» | 0,5 | 0,5 | Изучение техники, рисование |
10 | Рисуем пальчиками «Яблоневый сад» | 0,5 | 0,5 | Изучение техники, рисование |
11 | Рисование ватными палочками «Дождь на лугу» | 0,5 | 0,5 | Изучение техники, рисование |
12 | Ниткография «Волшебная веревочка» | 0,5 | 0,5 | Изучение техники, рисование |
13 | Рисование линией «Запутанная история» | 0,5 | 0,5 | Изучение техники, рисование |
14 | Печать овощами «Цветочек радуется солнышку» | 0,5 | 0,5 | Изучение техники, рисование |
15 | Монотипия «Бабочка - красавица» | 0,5 | 0,5 | Изучение техники, рисование |
16 | Рисование мятой бумагой «Лето» | 0,5 | 0,5 | Изучение техники, рисование |
17 | Рисование солью «Закат» | 0,5 | 0,5 | Изучение техники, рисование |
18 | Ладоневая живопись «Осминожки» | 0,5 | 0,5 | Изучение техники, рисование |
19 | Кляксография «Костер» | 0,5 | 0,5 | Изучение техники, рисование |
20 | Рисование бумажными салфетками «Подснежники» | 0,5 | 0,5 | Изучение техники, рисование |
21 | Выставка работ «Наша галерея» | | 1 | Подведение итога |
| | 10 ч | 11 ч | |
Содержание программы
№ | Техника выполнения | Содержание учебного плана программы |
1 | Раздувание | Знакомство с новым приёмом рисования «раздувание». Прием рисования трубочкой. Нужно дуть, как можно сильнее, гоняя капельку краски по листу. |
2 | Рисование солью | Знакомство с новым приёмом рисования «солью». Красим лист бумаги акварелью и посыпаем солью. |
3 | Восковая свеча и акварель | Знакомство с новым приёмом рисования «воск и акварель». Восковым мелком или свечой наносится рисунок или надпись на лист бумаги, а сверху прокрашивается акварелью. |
4 | Рисование мятой бумагой | Знакомство с новым приёмом рисования «мятой бумагой». На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. |
5 | Рисование ватными палочками | Знакомство с новым приёмом рисования «ватными палочками». Раскрашивание рисунка точками |
6 | Восковая свеча и акварель | Закрепление умения работать с изученным приёмом рисования «воск и акварель». Восковым мелком или свечой наносится рисунок или надпись на лист бумаги, а сверху прокрашивается акварелью. |
7 | Раздувание | Закрепление умения работать с изученным приёмом рисования «раздувание». Прием рисования трубочкой. Нужно дуть, как можно сильнее, гоняя капельку краски по листу. |
8 | Проект Рисование ладошками | Знакомство с новым приёмом рисования «пальцами и ладошками». Раскрашивать пальцы и ладошку яркими цветами и оставлять отпечатки на листике бумаги. |
9 | Рисование губкой | Знакомство с новым приёмом рисования «губкой». Мокнуть губку в краску, пропитав ее, оставлять следы на бумаге. |
10 | Рисуем пальчиками | Знакомство с новым приёмом рисования «пальцами». Раскрашивать пальцы и ладошку яркими цветами и оставлять отпечатки на листике бумаги. |
11 | Рисование ватными палочками | Закрепление умения работать с изученным приёмом рисования «ватными палочками». Раскрашивание рисунка точками. |
12 | Ниткография | Знакомство с новым приёмом рисования «ниткография». Пропитать нитки краской. Положить между двумя листами. Тянуть нити в разные стороны. |
13 | Рисование линией | Знакомство с новым приёмом рисования «одна линия». Рисовать рисунок одной линией, не отрывая кисточку от листа бумаги. |
14 | Проект Печать овощами | Знакомство с новым приёмом рисования «печать овощами». Придать нужную форму овощу, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток. |
15 | Монотипия | Знакомство с новым приёмом рисования «монотипия». Внутри, согнутого пополам листа, на одной половине нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток. |
16 | Рисование мятой бумагой | Закрепление умения работать с изученным приёмом рисования «мятой бумагой». На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени к листу прикладывается смятая салфетка. |
17 | Проект Рисование солью | Закрепление умения работать с изученным приёмом рисования «солью». Красим лист бумаги акварелью и посыпаем солью. |
18 | Ладоневая живопись | Закрепление умения работать с изученным приёмом рисования «пальцами и ладошками». Раскрашивать пальцы и ладошку яркими цветами и оставлять отпечатки на листике бумаги. |
19 | Кляксография | Знакомство с новым приёмом рисования «кляксография». Нарисовать большую кляксу, на которую нужно сильно дуть, до тех пор, пока на листе бумаги не появится рисунок |
20 | Рисование бумажными салфетками | Закрепление умения работать с изученным приёмом рисования «мятой салфеткой». На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени к листу прикладывается смятая салфетка или бумага. |
21 | Выставка работ | Подведение итога |
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты: овладение детьми с ограниченными возможностями здоровья коммуникативными, языковыми, интеллектуальными и художественно – творческими способностями в процессе нетрадиционного рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Форма подведения итогов по реализации программы кружка: выставка детских работ.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные универсальные учебные действия:
развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.);
учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
способность к оценке своей работы;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной оценки;
уметь планировать работу и определять последовательность действий.
Познавательные универсальные учебные действия:
самостоятельно включаться в творческую деятельность;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами рисования.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты:
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты.
Метапредметные результаты:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проводятся в кабинете:
- стулья – 20 шт;
- парты - 10 шт;
- проектор – 1 шт;
- экран – 1 шт;
- доска ученическая – 1 шт;
- ноутбук – 1 шт.
Материалы и инструменты:
Бумага разного формата и цвета
Акварельные краски
Гуашь
Восковые мелки
Баночки для воды
Кисти круглые и плоские разного размера
Салфетки
Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов
Восковые свечи
Нитки разной толщины
Ватные палочки
Природный материал
Соль мелкая и крупная
Губка
Пластилин
Трубочки
Список литературы:
Алексеевская Н.А. Озорной карандаш. – М.: Лист, 2000, 146 с.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 2003, 95 с.
Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать мир. – М.: «Просвещение», 2000, 94 с.
Емельянова Т. Большая книга рисования. – Астрель. Полиграфиздат. – М., 2010, 207 с.
Емельянова Т. Рисуем животных: от бабочки до динозавра. – М.: Астрель, 2011г. – 31 с.
Есафьева Г.П. Учимся рисовать. – Ярославль. Академия развития, 2006, 64 с.
Каменева Е.О. Какого цвета радуга. Детская литература. – Обнинск. 2007, 161 с.
Конышева М.Н. «Чудесная мастерская» – 3 учебника для начальной школы – 2000, 160 с.
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. – М.:«Дрофа» 2007, 95 с.
Куревина О.А., Селезнёва Г.Е. Путешествие в прекрасное. – М.: Баласс, 2009, 64 с.
Крупицкая, И. Н. Нетрадиционные технологии на занятиях по изобразительной деятельности – Мозырь, 2001, 30 с.
Левин С. Д. Ваш ребёнок рисует. – М.: Советский художник, 2000, 271 с.
Макарова Е. Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. – М.: Школа-Пресс, 2000, 303 с.
Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.: Знание, 2002, 96 с.
Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. – М.: «Владос» 2004, 276 с.
Соловьёва О. Необыкновенное рисование. – М.: «Мозаика-синтез», 2012, 24 с.
Сопол Т.Ф. Страна Рисования. – Ростов -на- Дону: Лицей, 2000, 60с.
Стрелкина В.Л. Нетрадиционная техника изобразительная деятельности в школе. – М.: Просвещение, 2007, 158 с.
Учебный план
№ п/п | Дата | Тема урока | Виды деятельности обучающихся, формы и методы | Планируемые результаты (универсальные учебные действия) |
1 | 01.06 | Раздувание «Цветущее дерево» | Техника безопасности, правила поведения на занятии. Знакомство с новым приёмом рисования «раздувание». | ЛР: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; знание основных моральных норм; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. ПР: эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ. МР: овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. |
2 | 02.06 | Рисование солью «Снежинка» | Знакомство с новым приёмом рисования «солью». | ЛР: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; знание основных моральных норм; сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности ПР: эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ. МР: овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. |
3 | 03.06 | Восковая свеча и акварель «Подводный мир» | Знакомство с новым приёмом рисования «воск и акварель». | ЛР: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; знание основных моральных норм; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности. ПР: умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники. МР: овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. |
4 | 04.06 | Рисование мятой бумагой «Костер» | Знакомство с новым приёмом рисования «мятой бумагой». | ЛР: учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; способность к оценке своей работы; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности. ПР: освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты. МР: умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. |
5 | 06.06 | Рисование ватными палочками «Цветочная поляна» | Знакомство с новым приёмом рисования «ватными палочками». | ЛР: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; знание основных моральных норм; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; способность к оценке своей работы; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. ПР: эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ. МР: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. |
6 | 07.06 | Восковая свеча и акварель «Волшебный дождик» | Закрепление умения работать с изученным приёмом рисования «воск и акварель». | ЛР: сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности. ПР: умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты. МР: умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. |
7 | 08.06 | Раздувание «Насекомые» | Закрепление умения работать с изученным приёмом рисования «раздувание». Прием рисования трубочкой. | ЛР: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.); учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; способность к оценке своей работы. ПР: эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ. МР: овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. |
8 | 09.06 | Рисование ладошками проект «Четвероногие друзья» | Знакомство с новым приёмом рисования «пальцами и ладошками». | ЛР: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности. ПР: умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты. МР: овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала. |
9 | 10.06 | Рисование губкой «Цветущая сирень» | Знакомство с новым приёмом рисования «губкой». | ЛР: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.); учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. ПР: эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ. МР: умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. |
10 | 11.06 | Рисуем пальчиками «Яблоневый сад» | Знакомство с новым приёмом рисования «пальцами». | ЛР: сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности. ПР: эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ. МР: овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. |
11 | 14.06 | Рисование ватными палочками «Дождь на лугу» | Закрепление умения работать с изученным приёмом рисования «ватными палочками». | ЛР: знание основных моральных норм; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности. ПР: освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты. МР: овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. |
12 | 15.06 | Ниткография «Волшебная веревочка» | Знакомство с новым приёмом рисования «ниткография». | ЛР: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру. ПР: способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники. МР: умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий. |
13 | 16.06 | Рисование линией «Запутанная история» | Знакомство с новым приёмом рисования «одна линия». | ЛР: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.); учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. ПР: умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах. МР: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. |
14 | 17.06 | Печать овощами Проект «Цветочек радуется солнышку» | Знакомство с новым приёмом рисования «печать овощами». | ЛР: сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности. ПР: умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ. МР: овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. |
15 | 18.06 | Монотипия «Бабочка - красавица» | Знакомство с новым приёмом рисования «монотипия». | ЛР: знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.); учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; способность к оценке своей работы; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. ПР: освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты. МР: осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. |
16 | 20.06 | Рисование мятой бумагой «Лето» | Закрепление умения работать с изученным приёмом рисования «мятой бумагой». | ЛР: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.); учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. ПР: эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ. МР: умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. |
17 | 21.06 | Рисование солью Проект «Закат» | Закрепление умения работать с изученным приёмом рисования «солью». | ЛР: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; знание основных моральных норм. ПР: умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах. МР: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. |
18 | 22.06 | Ладоневая живопись «Осминожки» | Закрепление умения работать с изученным приёмом рисования «пальцами и ладошками». | ЛР: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; знание основных моральных норм; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. ПР: способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники. МР: использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала. |
19 | 23.06 | Кляксография «Костер» | Знакомство с новым приёмом рисования «кляксография». | ЛР: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей. ПР: способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу. МР: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. |
20 | 24.06 | Рисование бумажными салфетками «Подснежники» | Закрепление умения работать с изученным приёмом рисования «мятой салфеткой». | ЛР: знание основных моральных норм; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей. ПР: эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ. МР: овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала. |
21 | 25.06 | Выставка работ «Наша галерея» | Подведение итога | ЛР: сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности. ПР: умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты. МР: овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. |
16