СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа «Решение задач с параметрами»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа «Решение задач с параметрами»»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Киселевского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа № 27»



Рассмотрено:

Методический совет МБОУ «СОШ» №27

Протокол от _______ №____

Утверждено:

Приказ от ________ № ___

Директор _______________

Дополнительная общеобразовательная программа

«Решение задач с параметрами»



Автор составитель:

Бельц Марина Николаевна,

учитель математики

высшей квалификационной категории







Киселевск, 2019 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная образовательная программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г.№189 «Об утверждении СанПин. 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008.

4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» от 15.08.2013 № 706.

Актуальность данной проблемы возникает в связи с тем, что в последние годы на приемных экзаменах в высших учебных заведениях широкое распространение получили задачи, содержащие параметры, которым в «традиционном» школьном курсе уделяется мало внимания.

Эти задачи относятся к наиболее трудным задачам, носят исследовательский характер. Решение таких задач требует ни только знания свойств функций и уравнений, умения выполнять алгебраические преобразования, но также высокой логической культуры и хорошей техники исследования.

Особенность изучаемого курса состоит в том, что в процессе занятий обучающиеся повторяют изученное, повышают уровень логической подготовки, по-новому видят, анализируют линейные и квадратные многочлены.



ЦЕЛЬ КУРСА: подготовка обучающихся в ВУЗ.

В ходе реализации программы решаются следующие ЗАДАЧИ:

  1. Формируется система логического мышления.

  2. Совершенствуются навыки и умения, приобретенные в школьном курсе математики.

  3. Развивается творческий подход к изучению математики и математические способности учащихся.

  4. Создается основа для углубленного понимания тождественных преобразований и свойств функций.

В программе освещаются следующие темы:

  1. Основные теоретические сведения из общей теории многочленов.

  2. Параметрический анализ соотношений с модулем.

  3. Параметрический анализ рациональных и иррациональных соотношений.

  4. Условный параметрический анализ.

  5. Параметрический анализ тригонометрических, показательных, логарифмических выражений.

  6. Графические методы решения задач с параметрами.

Программа предназначена для обучающихся 10-11 классов.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по математике.

При изучении курса для обучающихся предусмотрены лекционные и практические занятия, особое место в овладении отводится самостоятельной работе по решению практических задач. Изучение курса длится в течение учебного года и завершается контрольной работой, которая включает все основные вопросы темы.

Курс рассчитан на 68 часов лекционно-практических занятий.







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





п/п

Наименование разделов

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

1

Основные теоретические сведения из общей теории многочленов

17

5

12

2

Параметрический анализ соотношений с модулем

10

3

7

3

Параметрический анализ рациональных и иррациональных соотношений

14

5

9

4

Условный параметрический анализ

7

2

5

5

Параметрический анализ тригонометрических, показательных, логарифмических выражений

12

3

9

6

Графические методы решения задач с параметрами

8

1

7


Итого

68

18

50













СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА



В разделе 1 «Основные теоретические сведения из общей теории многочленов» повторить определение многочленов, их степеней, равносильность уравнений, тождественные преобразования уравнений, потеря корней и появление новых корней. Принятие алгоритмов решения линейных, квадратных уравнений и неравенств с параметрами. Рассмотреть необходимые и достаточные условия для их полного параметрического анализа.

В разделе 2 «Параметрический анализ соотношений с модулем» повторить равносильные преобразования выражений с модулем и закрепить решение уравнений и неравенств, усложнив их тем, что в выражениях содержится знак модуля.

В разделе 3 «Параметрический анализ рациональных и иррациональных соотношений» научить использовать различные схемы «освобождения» от дроби в рациональном выражении, использовать, как наиболее эффективный метод решения – метод интервалов. В решении задач с иррациональными выражениями на первый план выводит такой фактор, как наличие ограничений на область допустимых значений (ОДЗ) у исходного соотношения.

В разделе 4 «Условный параметрический анализ» научить находить значения параметра, при котором выполняются заданные условия (на количество, расположение, вид корней соотношений, множество значений функций т. д.).

В разделе 5 «Параметрический анализ тригонометрических, показательных, логарифмических выражений» выработать навыки решения уравнений, неравенств с параметрами, основанные на свойствах тригонометрических, логарифмических, показательных функций, полагая при этом необходимые и достаточные условия на параметры.

В разделе 6 «Графические методы решения задач с параметрами» отрабатываются умение выполнять построение различных графиков, вести графическое исследование, соответствующее данным значениям параметра.



В результате прохождения программного материала обучающиеся должны:

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

  1. О линейных уравнениях и неравенствах с параметрами.

  2. О квадратных уравнениях и неравенствах с параметрами.

  3. О показательных, логарифмических, рациональных уравнениях и неравенствах с параметрами.

  4. О тригонометрических уравнениях и неравенствах с параметрами.

  5. О выражениях с модулями и параметрами.

ЗНАТЬ:

  1. Аналитические методы решений уравнений и неравенств с параметрами.

  2. Графические методы решения.

  3. Необходимые и достаточные условия в задачах с параметрами.

УМЕТЬ:

  1. Решать линейные, квадратные, рациональные, пропорциональные, тригонометрические, логарифмические, показательные уравнения и неравенства с параметрами.

  2. Пользоваться аналитическими и графическими методами решения заданий с параметрами.

ВЛАДЕТЬ:

  1. Алгоритмами решения уравнений и неравенств с параметрами.

  2. Полным параметрическим анализом многочленов.

  3. Полным параметрическим анализом соотношений с модулем.

  4. Методами условного параметрического анализа.





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Никольский С.М. Алгебра и начала математического анализа для 10 класса. / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. – Москва: Просвещение, 2009. – С 362-404.

  2. Никольский С.М. Алгебра и начала математического анализа для 11 класса. / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. – Москва: Просвещение, 2009. – С 355-373.

  3. Комплект материалов для подготовки к единому государственному экзамену

  4. Справочные пособия (энциклопедия по математике, сборники основных формул).

  5. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов.

  6. Сборники экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации по математике.

  7. Таблицы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов.

  8. Компьютер.

  9. Мультимедиапроектор.

  10. Принтер лазерный.

  11. Копировальный аппарат.

  12. Сканер.

  13. Средства телекоммуникации.

  14. Экран.

  15. Интерактивная доска.



ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

  1. Галицкий М.Л. Углубленное изучение алгебры и математического анализа: Методические рекомендации и дидактические материалы: Пособие для учителя. / М.Л. Галицкий, М.М. Мошкович, С.И. Шварцбурд. – М.: Просвещение, 1997. -352с.

  2. Горнштейн П.И. Задачи с параметрами. / П.И. Горнштейн, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1999. - 336с.

  3. Жафяров А.Ж. Профильное обучение математике старшеклассников. Учебно – дидактический комплекс. / А.Ж. Жафяров. – Новосибирск: Сиб. унив. издательство, 2003. – С 138-152.

  4. Крамор В.С. Примеры с параметрами и их решения. Пособие для поступающих в вузы. / В.С. Крамор. – М.: АРКТИ, 2001. – 48с.

  5. Семенов В.И. Некоторые методические и методологические аспекты углубленного изучения математики. 9-11 классы: Учебное пособие. / В.И. Семенов. – Кемерово: ОблИУУ, 1998. – С 58-83.

  6. Шахмейстер А.Х. Уравнения и неравенства с параметрами. / А.Х. Шахмейстер. – СПб.: ЧеРо-на-Неве, 2004. – 304с.

  7. Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. /Г.А. Ястребинецкий. – Москва: Просвещение, 1986. – 105с.

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

  1. Виленкин Н. Я. Алгебра и математический анализ для 11 класса. / Н.Я. Виленкин, О.С. Ивашов-Мусатов, С.И. Шварцбурд. – Москва: Просвещение, 1990. – С 121-134.

  2. Гусев В.А. Математика – справочные материалы. / В.А. Гусев. – Москва: Просвещение, 1988. – 160с.

  3. Никольский С.М. Алгебра и начала математического анализа для 10 класса. / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. – Москва: Просвещение, 2009. – С 362-404.

  4. Никольский С.М. Алгебра и начала математического анализа для 11 класса. / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. – Москва: Просвещение, 2009. – С 355-373.



ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

  1. http://alexlarin.net/ege16.html ЕГЭ и ОГЭ 2016 Математика Материалы для подготовки к экзамену

  2. http://mathege.ru/or/ege/Main.html?view=Contacts Открытый банк задач ЕГЭ по математике

  3. http://ege-ok.ru/ Репетитор по математике

  4. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  5. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека

  6. .http://school-collection.edu.ru/.

  7. http://him.1september.ru/urok/































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Номер урока

Наименование разделов и тем занятий

Кол-во часов

Тип занятия

Элементы образовательного содержания

Требования к уровню подготовки

Коррекция

лекция

практика

Раздел 1 Основные теоретические сведения из общей теории многочленов (17 часов)


1-2

Вводное занятие

1

1

Урок лекция

Прямая пропорциональность, линейная функция, линейное уравнение, уравнение первой степени, квадратное уравнение

Использовать алгоритмы решения линейных, квадратных уравнений и неравенств с параметрами

1

3-5

Решение уравнений и неравенств R(a)x=b(a),

R(a) x b(a)

1

2

Лекция; решение задач

Определение многочленов, их степеней, равносильность уравнений

2,3

6

Самостоятельная работа


1

Урок контроля

Алгоритмы решения линейных уравнений и неравенств

4

7-9

Решение уравнений вида

(a)x2+ (a)x+ (a)=0

1

2

Практикум по решению задач

Алгоритмы решения квадратных уравнений


10-11

Графическая интерпретация решений в зависимости от дискриминанта

1

1

Комбинированный

Графические методы решения квадратных уравнений в зависимости от дискриминанта


12

Самостоятельная работа


1

Урок контроля

Аналитические и графические методы решения квадратных уравнений


13-15

Решение неравенств вида

(a)x2+ (a)x+ (a) 0

1

2

Лекция; решение задач

Алгоритмы решения квадратных неравенств


16

Контрольная работа №1


1

Урок контроля

Применение теоретических знаний при решении уравнений и неравенств с параметрами


17

Анализ контрольной работы


1

Обобщение и систематизация

Необходимые и достаточные условия для параметрического анализа


Раздел 2 Параметрический анализ соотношений с модулем (10 часов)


18-19

Равносильные соотношения в уравнениях и неравенствах с модулем

1

1

Лекция; решение задач

Методы решения уравнений и неравенств с модулем

Владеть полным параметрическим анализом соотношений с модулем


Применять алгоритмы решения уравнений и неравенств с модулем


20-22

Решение линейных уравнений с модулем

1

2

Обобщение и систематизация

Методы решения линейных уравнений с модулем и параметрами


23-25

Решение линейных неравенств с модулем

1

2

Обобщение и систематизация

Методы решения линейных неравенств с модулем и параметрами


26

Контрольная работа №2


1

Урок контроля

Применение теоретических знаний при решении уравнений и неравенств с модулем и параметрами


27

Анализ контрольной работы


1

Обобщение и систематизация

Равносильные преобразования выражений с модулем


Раздел 3 Параметрический анализ рациональных и иррациональных соотношений (14 часов)


28-29

Решение рациональных уравнений

1

1

Лекция;

решение задач

Рациональные и иррациональные выражения; схемы «освобождения» от дроби в рациональном выражении

Применять алгоритмы решения рациональных уравнений и неравенств методом интервалов


Владеть графическим методом решения рациональных неравенств


30-31

Решение рациональных неравенств

1

1

Лекция; решение задач

Методы решения рациональных выражений с параметрами


32-33

Решение рациональных неравенств методом интервалов

1

1

Обобщение и систематизация

Метод интервалов


34-35

Решение рациональных неравенств графическим методом

1

1

Комбинированный

Графические методы решения рациональных неравенств с параметрами


36-38

Решение иррациональных уравнений и неравенств

1

2

Практикум по решению задач

Ограничение на область допустимых значений у исходного отношения


39-40

Контрольная работа №3


2

Урок контроля

Применение теоретических знаний при решении иррациональных уравнений и неравенств с параметрами


41

Анализ контрольной работы


1

Решение задач

Параметрический анализ рациональных и иррациональных выражений


Раздел 4 Условный параметрический анализ (7 часов)


42

Расположение корней квадратного трехчлена относительно заданного множества чисел

1


Лекция

Квадратный трехчлен; нахождение корней квадратного трехчлена, расположение их на координатной оси

Применять аналитические методы решения уравнений и неравенств с параметрами


Находить значения параметра, при котором выполняются условия



43-45

Решение уравнений с параметрами, в которых выражаются заданные условия

1

2

Лекция; решение задач

Множество значений функций


46-47

Решение неравенств с параметрами, в которых выражаются заданные условия


2

Обобщение и систематизация

Значения параметра, при котором выполняются заданные условия


48

Самостоятельная работа


1

Урок контроля

Условный параметрический анализ


Раздел 5 Параметрический анализ тригонометрических, показательных, логарифмических выражений

(12 часов)


49-51

Использования монотонности и экстремальных свойств функций

1

2

Лекция;

решение задач

Монотонность функций

Владеть методами условного параметрического анализа


Знать необходимые и достаточные условия в задачах с параметрами


52-53

Свойства функций в задачах с параметрами


2

Решение задач

Свойства тригонометрических, показательных и логарифмических функций


54-55

Необходимые и достаточные условия в задачах с параметрами

1

1

Комбинированный

Необходимые и достаточные условия тригонометрических, показательных и логарифмических функций


56

Самостоятельная работа


1

Урок контроля

Тригонометрические уравнения и неравенства


57-58

Решение уравнений и неравенств

1

1

Комбинированный

Показательные и логарифмические уравнения и неравенства


59-60

Контрольная работа №4


2

Урок контроля

Применение теоретических знаний при решении тригонометрических, показательных и логарифмических уравнений и неравенств с параметрами


Раздел 6 Графические методы решения задач с параметрами (8 часов)


61-62

Графические методы решения задач с параметрами

1

1

Комбинированный

Графические методы решения уравнений

Владеть графическим методом решения задач с параметрами

Решать все виды уравнений и неравенств с параметрами


63-65

Решение упражнений по курсу «Решение задач с параметрами»


3

Практикум

Графические методы решения неравенств


66-67

Итоговая контрольная работа


2

Урок контроля

Применение теоретических знаний при решении задач с параметрами


68

Анализ решений заданий из контрольной работы


1

Обобщение и систематизация

Графическое исследование задач с параметрами


Итого: 68

18

50


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!