Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Киселевского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 27»
Рассмотрено: Методический совет МБОУ «СОШ» №27 Протокол от _______ №____ | | Утверждено: Приказ от ________ № ___ Директор _______________ |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Решение задач с параметрами»
Автор составитель:
Бельц Марина Николаевна,
учитель математики
высшей квалификационной категории
Киселевск, 2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная образовательная программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г.№189 «Об утверждении СанПин. 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008.
4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» от 15.08.2013 № 706.
Актуальность данной проблемы возникает в связи с тем, что в последние годы на приемных экзаменах в высших учебных заведениях широкое распространение получили задачи, содержащие параметры, которым в «традиционном» школьном курсе уделяется мало внимания.
Эти задачи относятся к наиболее трудным задачам, носят исследовательский характер. Решение таких задач требует ни только знания свойств функций и уравнений, умения выполнять алгебраические преобразования, но также высокой логической культуры и хорошей техники исследования.
Особенность изучаемого курса состоит в том, что в процессе занятий обучающиеся повторяют изученное, повышают уровень логической подготовки, по-новому видят, анализируют линейные и квадратные многочлены.
ЦЕЛЬ КУРСА: подготовка обучающихся в ВУЗ.
В ходе реализации программы решаются следующие ЗАДАЧИ:
Формируется система логического мышления.
Совершенствуются навыки и умения, приобретенные в школьном курсе математики.
Развивается творческий подход к изучению математики и математические способности учащихся.
Создается основа для углубленного понимания тождественных преобразований и свойств функций.
В программе освещаются следующие темы:
Основные теоретические сведения из общей теории многочленов.
Параметрический анализ соотношений с модулем.
Параметрический анализ рациональных и иррациональных соотношений.
Условный параметрический анализ.
Параметрический анализ тригонометрических, показательных, логарифмических выражений.
Графические методы решения задач с параметрами.
Программа предназначена для обучающихся 10-11 классов.
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по математике.
При изучении курса для обучающихся предусмотрены лекционные и практические занятия, особое место в овладении отводится самостоятельной работе по решению практических задач. Изучение курса длится в течение учебного года и завершается контрольной работой, которая включает все основные вопросы темы.
Курс рассчитан на 68 часов лекционно-практических занятий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Количество часов |
Теоретические | Практические |
1 | Основные теоретические сведения из общей теории многочленов | 17 | 5 | 12 |
2 | Параметрический анализ соотношений с модулем | 10 | 3 | 7 |
3 | Параметрический анализ рациональных и иррациональных соотношений | 14 | 5 | 9 |
4 | Условный параметрический анализ | 7 | 2 | 5 |
5 | Параметрический анализ тригонометрических, показательных, логарифмических выражений | 12 | 3 | 9 |
6 | Графические методы решения задач с параметрами | 8 | 1 | 7 |
| Итого | 68 | 18 | 50 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
В разделе 1 «Основные теоретические сведения из общей теории многочленов» повторить определение многочленов, их степеней, равносильность уравнений, тождественные преобразования уравнений, потеря корней и появление новых корней. Принятие алгоритмов решения линейных, квадратных уравнений и неравенств с параметрами. Рассмотреть необходимые и достаточные условия для их полного параметрического анализа.
В разделе 2 «Параметрический анализ соотношений с модулем» повторить равносильные преобразования выражений с модулем и закрепить решение уравнений и неравенств, усложнив их тем, что в выражениях содержится знак модуля.
В разделе 3 «Параметрический анализ рациональных и иррациональных соотношений» научить использовать различные схемы «освобождения» от дроби в рациональном выражении, использовать, как наиболее эффективный метод решения – метод интервалов. В решении задач с иррациональными выражениями на первый план выводит такой фактор, как наличие ограничений на область допустимых значений (ОДЗ) у исходного соотношения.
В разделе 4 «Условный параметрический анализ» научить находить значения параметра, при котором выполняются заданные условия (на количество, расположение, вид корней соотношений, множество значений функций т. д.).
В разделе 5 «Параметрический анализ тригонометрических, показательных, логарифмических выражений» выработать навыки решения уравнений, неравенств с параметрами, основанные на свойствах тригонометрических, логарифмических, показательных функций, полагая при этом необходимые и достаточные условия на параметры.
В разделе 6 «Графические методы решения задач с параметрами» отрабатываются умение выполнять построение различных графиков, вести графическое исследование, соответствующее данным значениям параметра.
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны:
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
О линейных уравнениях и неравенствах с параметрами.
О квадратных уравнениях и неравенствах с параметрами.
О показательных, логарифмических, рациональных уравнениях и неравенствах с параметрами.
О тригонометрических уравнениях и неравенствах с параметрами.
О выражениях с модулями и параметрами.
ЗНАТЬ:
Аналитические методы решений уравнений и неравенств с параметрами.
Графические методы решения.
Необходимые и достаточные условия в задачах с параметрами.
УМЕТЬ:
Решать линейные, квадратные, рациональные, пропорциональные, тригонометрические, логарифмические, показательные уравнения и неравенства с параметрами.
Пользоваться аналитическими и графическими методами решения заданий с параметрами.
ВЛАДЕТЬ:
Алгоритмами решения уравнений и неравенств с параметрами.
Полным параметрическим анализом многочленов.
Полным параметрическим анализом соотношений с модулем.
Методами условного параметрического анализа.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Никольский С.М. Алгебра и начала математического анализа для 10 класса. / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. – Москва: Просвещение, 2009. – С 362-404.
Никольский С.М. Алгебра и начала математического анализа для 11 класса. / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. – Москва: Просвещение, 2009. – С 355-373.
Комплект материалов для подготовки к единому государственному экзамену
Справочные пособия (энциклопедия по математике, сборники основных формул).
Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов.
Сборники экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации по математике.
Таблицы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов.
Компьютер.
Мультимедиапроектор.
Принтер лазерный.
Копировальный аппарат.
Сканер.
Средства телекоммуникации.
Экран.
Интерактивная доска.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Галицкий М.Л. Углубленное изучение алгебры и математического анализа: Методические рекомендации и дидактические материалы: Пособие для учителя. / М.Л. Галицкий, М.М. Мошкович, С.И. Шварцбурд. – М.: Просвещение, 1997. -352с.
Горнштейн П.И. Задачи с параметрами. / П.И. Горнштейн, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1999. - 336с.
Жафяров А.Ж. Профильное обучение математике старшеклассников. Учебно – дидактический комплекс. / А.Ж. Жафяров. – Новосибирск: Сиб. унив. издательство, 2003. – С 138-152.
Крамор В.С. Примеры с параметрами и их решения. Пособие для поступающих в вузы. / В.С. Крамор. – М.: АРКТИ, 2001. – 48с.
Семенов В.И. Некоторые методические и методологические аспекты углубленного изучения математики. 9-11 классы: Учебное пособие. / В.И. Семенов. – Кемерово: ОблИУУ, 1998. – С 58-83.
Шахмейстер А.Х. Уравнения и неравенства с параметрами. / А.Х. Шахмейстер. – СПб.: ЧеРо-на-Неве, 2004. – 304с.
Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. /Г.А. Ястребинецкий. – Москва: Просвещение, 1986. – 105с.
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Виленкин Н. Я. Алгебра и математический анализ для 11 класса. / Н.Я. Виленкин, О.С. Ивашов-Мусатов, С.И. Шварцбурд. – Москва: Просвещение, 1990. – С 121-134.
Гусев В.А. Математика – справочные материалы. / В.А. Гусев. – Москва: Просвещение, 1988. – 160с.
Никольский С.М. Алгебра и начала математического анализа для 10 класса. / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. – Москва: Просвещение, 2009. – С 362-404.
Никольский С.М. Алгебра и начала математического анализа для 11 класса. / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. – Москва: Просвещение, 2009. – С 355-373.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
http://alexlarin.net/ege16.html ЕГЭ и ОГЭ 2016 Математика Материалы для подготовки к экзамену
http://mathege.ru/or/ege/Main.html?view=Contacts Открытый банк задач ЕГЭ по математике
http://ege-ok.ru/ Репетитор по математике
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
.http://school-collection.edu.ru/.
http://him.1september.ru/urok/
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер урока | Наименование разделов и тем занятий | Кол-во часов | Тип занятия | Элементы образовательного содержания | Требования к уровню подготовки | Коррекция |
лекция | практика |
Раздел 1 Основные теоретические сведения из общей теории многочленов (17 часов) | |
1-2 | Вводное занятие | 1 | 1 | Урок лекция | Прямая пропорциональность, линейная функция, линейное уравнение, уравнение первой степени, квадратное уравнение | Использовать алгоритмы решения линейных, квадратных уравнений и неравенств с параметрами | 1 |
3-5 | Решение уравнений и неравенств R(a)x=b(a), R(a) x b(a) | 1 | 2 | Лекция; решение задач | Определение многочленов, их степеней, равносильность уравнений | 2,3 |
6 | Самостоятельная работа | | 1 | Урок контроля | Алгоритмы решения линейных уравнений и неравенств | 4 |
7-9 | Решение уравнений вида (a)x2+ (a)x+ (a)=0 | 1 | 2 | Практикум по решению задач | Алгоритмы решения квадратных уравнений | |
10-11 | Графическая интерпретация решений в зависимости от дискриминанта | 1 | 1 | Комбинированный | Графические методы решения квадратных уравнений в зависимости от дискриминанта | |
12 | Самостоятельная работа | | 1 | Урок контроля | Аналитические и графические методы решения квадратных уравнений | |
13-15 | Решение неравенств вида (a)x2+ (a)x+ (a) 0 | 1 | 2 | Лекция; решение задач | Алгоритмы решения квадратных неравенств | |
16 | Контрольная работа №1 | | 1 | Урок контроля | Применение теоретических знаний при решении уравнений и неравенств с параметрами | |
17 | Анализ контрольной работы | | 1 | Обобщение и систематизация | Необходимые и достаточные условия для параметрического анализа | |
Раздел 2 Параметрический анализ соотношений с модулем (10 часов) | |
18-19 | Равносильные соотношения в уравнениях и неравенствах с модулем | 1 | 1 | Лекция; решение задач | Методы решения уравнений и неравенств с модулем | Владеть полным параметрическим анализом соотношений с модулем Применять алгоритмы решения уравнений и неравенств с модулем | |
20-22 | Решение линейных уравнений с модулем | 1 | 2 | Обобщение и систематизация | Методы решения линейных уравнений с модулем и параметрами | |
23-25 | Решение линейных неравенств с модулем | 1 | 2 | Обобщение и систематизация | Методы решения линейных неравенств с модулем и параметрами | |
26 | Контрольная работа №2 | | 1 | Урок контроля | Применение теоретических знаний при решении уравнений и неравенств с модулем и параметрами | |
27 | Анализ контрольной работы | | 1 | Обобщение и систематизация | Равносильные преобразования выражений с модулем | |
Раздел 3 Параметрический анализ рациональных и иррациональных соотношений (14 часов) | |
28-29 | Решение рациональных уравнений | 1 | 1 | Лекция; решение задач | Рациональные и иррациональные выражения; схемы «освобождения» от дроби в рациональном выражении | Применять алгоритмы решения рациональных уравнений и неравенств методом интервалов Владеть графическим методом решения рациональных неравенств | |
30-31 | Решение рациональных неравенств | 1 | 1 | Лекция; решение задач | Методы решения рациональных выражений с параметрами | |
32-33 | Решение рациональных неравенств методом интервалов | 1 | 1 | Обобщение и систематизация | Метод интервалов | |
34-35 | Решение рациональных неравенств графическим методом | 1 | 1 | Комбинированный | Графические методы решения рациональных неравенств с параметрами | |
36-38 | Решение иррациональных уравнений и неравенств | 1 | 2 | Практикум по решению задач | Ограничение на область допустимых значений у исходного отношения | |
39-40 | Контрольная работа №3 | | 2 | Урок контроля | Применение теоретических знаний при решении иррациональных уравнений и неравенств с параметрами | |
41 | Анализ контрольной работы | | 1 | Решение задач | Параметрический анализ рациональных и иррациональных выражений | |
Раздел 4 Условный параметрический анализ (7 часов) | |
42 | Расположение корней квадратного трехчлена относительно заданного множества чисел | 1 | | Лекция | Квадратный трехчлен; нахождение корней квадратного трехчлена, расположение их на координатной оси | Применять аналитические методы решения уравнений и неравенств с параметрами Находить значения параметра, при котором выполняются условия | |
43-45 | Решение уравнений с параметрами, в которых выражаются заданные условия | 1 | 2 | Лекция; решение задач | Множество значений функций | |
46-47 | Решение неравенств с параметрами, в которых выражаются заданные условия | | 2 | Обобщение и систематизация | Значения параметра, при котором выполняются заданные условия | |
48 | Самостоятельная работа | | 1 | Урок контроля | Условный параметрический анализ | |
Раздел 5 Параметрический анализ тригонометрических, показательных, логарифмических выражений (12 часов) | |
49-51 | Использования монотонности и экстремальных свойств функций | 1 | 2 | Лекция; решение задач | Монотонность функций | Владеть методами условного параметрического анализа Знать необходимые и достаточные условия в задачах с параметрами | |
52-53 | Свойства функций в задачах с параметрами | | 2 | Решение задач | Свойства тригонометрических, показательных и логарифмических функций | |
54-55 | Необходимые и достаточные условия в задачах с параметрами | 1 | 1 | Комбинированный | Необходимые и достаточные условия тригонометрических, показательных и логарифмических функций | |
56 | Самостоятельная работа | | 1 | Урок контроля | Тригонометрические уравнения и неравенства | |
57-58 | Решение уравнений и неравенств | 1 | 1 | Комбинированный | Показательные и логарифмические уравнения и неравенства | |
59-60 | Контрольная работа №4 | | 2 | Урок контроля | Применение теоретических знаний при решении тригонометрических, показательных и логарифмических уравнений и неравенств с параметрами | |
Раздел 6 Графические методы решения задач с параметрами (8 часов) | |
61-62 | Графические методы решения задач с параметрами | 1 | 1 | Комбинированный | Графические методы решения уравнений | Владеть графическим методом решения задач с параметрами Решать все виды уравнений и неравенств с параметрами | |
63-65 | Решение упражнений по курсу «Решение задач с параметрами» | | 3 | Практикум | Графические методы решения неравенств | |
66-67 | Итоговая контрольная работа | | 2 | Урок контроля | Применение теоретических знаний при решении задач с параметрами | |
68 | Анализ решений заданий из контрольной работы | | 1 | Обобщение и систематизация | Графическое исследование задач с параметрами | |
Итого: 68 | 18 | 50 | | | | |