СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа творческого объединения "Лидерство и лидеры" на 2021 - 2022 учебный год

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ставит своей целью оказать влияние на формирование характеров, самостоятельности молодых людей. Она способствует развитию личности, формированию навыков цивилизованного общения, лидерства и партнерства, а также активного и ответственного подхода к жизни.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа творческого объединения "Лидерство и лидеры" на 2021 - 2022 учебный год»



Пояснительная записка

Актуальность и педагогическая целесообразность программы



В программе принимают участие и активно работают ребята от 11 до 17 лет. Этот возраст называют подростковым. Это наиболее сложный, критический период. Главная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности: стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. Несмотря на это, средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого развития. Он является наиболее интересным в процессе становления и развития личности. Именно в этот период молодой человек входит в противоречивую, часто плохо понимаемую жизнь взрослых, он как бы стоит на ее пороге, и именно от того, какие на данном этапе он приобретет навыки и умения, какими будут его социальные знания, зависят его дальнейшие шаги. Результатом участия в программе должно стать увеличение шансов каждого быть лидером в избранной им сфере деятельности и жизни.

Как известно ведущей деятельностью в данном возрасте является общение. общение – достаточно трудный процесс, достижение взаимопонимания между людьми – это большое искусство, которое на высоком цивилизованном уровне, как правило, требует приложения значительных сил. Молодой человек очень часто испытывает недостаток в навыках, необходимых для личного и делового общения. Именно в этом возрасте возникают проблемы взаимопонимания с родителями, учителями, сверстниками, следовательно, личные проблемы, такие как одиночество, неуверенность в себе, низкая самооценка, мешающая активной и нормальной жизни. Желание и необходимость, но неумение подтвердиться в молодежной сфере, толкают многих к преступной деятельности, где они находят приложение своих сил и возможность самоутверждения, повышения своего статуса в своих глазах и глазах сверстников. На этом возрастном этапе очень важно, где молодой человек найдет себе применение, где сможет реализовать свои желания и интересы.

Программа дает ребятам знания и умения, необходимые для достижения контактности, решение конфликтов и проблемных ситуаций. В ходе работы проводятся обсуждения и дискуссии на волнующие и интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техника ведения разговора, спора, умение упорядочить точки зрения, достигать согласия и находить решения в группе. Ребенок получает поддержку и уважение сверстников, имеет возможность приобрести новых друзей, расширить свой кругозор, иметь практику общественной жизни, он чувствует себя нужным и способным помочь множеству людей, оказавшихся в трудной ситуации.

Занятия проходят не в лекционной форме, а в форме игры и тренинга, что создает наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала. У подростков появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной обстановке апробировать определенные роли.

Цель и задачи программы

Программа ставит своей целью оказать влияние на формирование характеров, самостоятельности молодых людей. Она способствует развитию личности, формированию навыков цивилизованного общения, лидерства и партнерства, а также активного и ответственного подхода к жизни.

Задачи программы:

Обучающие:

  • формирование базовых понятий из области психологии общения, конфликтологии.

Развивающие:

  • развитие навыков эффективного общения;

  • развитие индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации подростков в обществе;

  • развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;

  • развитие творческих способностей.

Воспитательные:

  • повышение уровня рефлексивности;

  • создание мотивации для дальнейшего саморазвития.

Планируемые результаты


Программа нацелена на достижение обучающимися метапредметных, личностных

результатов

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Сроки реализации программы

Образовательная программа рассчитана на 1 год.

Программа составлена таким образом, чтобы подростки не только смогли уяснить и прослушать материал, но и на практике его отработать и закрепить. оптимальная численность в группе: 10 человек, что обеспечивает успешное освоение материала и приобретение необходимых навыков.

Возраст детей: 11–17 лет.

Формы и режим занятий

Различные методы тренинга:

  • ролевая игра,

  • подвижная игра,

  • мозговой штурм,

  • моделирование практических ситуаций,

  • упражнения на отработку различных навыков,

  • работа в малых группах,

  • дискуссия;

  • семинар и т.д.

Структура занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, всего 136 часов в год. Они строятся по определенной схеме и состоят из теоретической и практической частей. Информационный блок – 5 минут, обсуждение в группах – 10 минут, обучение практикой – 20 минут, обратная связь – 5 минут.

Предполагаемые результаты

По окончанию курса дети будут знать, как:

  • организовать работу в группе;

  • сплотить коллектив;

  • завоевать доверие;

  • установить контакт;

уметь:

  • проводить игры на знакомство, сплочение и т.д.;

  • организовывать и проводить семинары, мероприятия, дискуссии.

Формы подведения итогов реализации программы

Проведение ребятами семинаров, мероприятий, тренинговых занятий для сверстников по определенным темам.

II. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Теорет.

Практич.

Всего

1

Мы знакомимся

 

2

2

2

Установление контакта

1

2

3

3

Сплочение детей в группе

1

5

6

4

Степень доверия

1

0

1

5

Степень ответственности

1

3

4

6

Жизненные ценности

1

1

2

7

Цивилизованное общение

2

2

4

8

Самоуправление (саморегуляция)

1

7

8

9

Учимся разрешать конфликты

1

5

6

10

Спасибо – нет! (Вредные привычки)

2

12

14

11

Проведение тренинговых занятий

2

12

14

12

Публичные выступления

2

4

6

13

Школа юного педагога-организатора

14

28

42

14

Оформительская мастерская

10

22

32

 

Итого

 

 

144

III. Содержание программы

Раздел 1. “Мы знакомимся”.

Тема 1: “Мы знакомимся”. Помогает узнать и запомнить имена участников; снять напряжение, особенно в группах, где участники не знакомы или мало знакомы друг с другом; поближе познакомиться.

Раздел 2. “Установление контакта”.

Тема 2: “Хороший старт – залог успеха”. Установление принципов работы в группе, создание безопасной групповой атмосферы; дисциплинирование участников.

Тема 3: “Внимание к партнеру”. Выработка умения слышать и слушать.

Тема 4: Командообразование, раскрытие и проявление лидерских качеств.

Раздел 3. “Сплочение детей в группе”

Тема 5: “Работа в группе”. Развитие солидарности и понимания, создание атмосферы доверия среди участников.

Тема 6: “Работа в микрогруппе”. Создание группового мнения, предоставление возможности всем участникам высказаться по тем или иным темам.

Тема 7: “Умение взаимодействовать”. Повысить тонус группы и сплотить участников, преодолеть барьеры в общении.

Тема 8: “Вся наша жизнь - игра”. Знакомство с различными ролями в группе, расширение ролевого спектра.

Раздел 4. “Степень доверия”.

Тема 9: “Доверительные отношения”. Сплочение, разрядка, умение работать в команде, иметь свой круг доверия.

Раздел 5. “Степень ответственности”

Тема 10: “Забота о ближнем”. Научить видеть людей, нуждающихся в помощи, оказывать им необходимую помощь.

Тема 11: “Маска”. Дать представление о людях, которые в своих поступках и поведении бывают неискренними.

Раздел 6 “Жизненные ценности”

Тема 12: “Здоровый образ жизни”. Получение знаний и практических навыков по получению здоровья, выработке воли, характера, внимания.

Тема 13: “Ценности жизни”. Определение того, что в жизни является самым важным и как дороги для нас эти вещи.

Раздел 7 “Цивилизованное общение”

Тема 14: “Искусство общения”. Научить общаться с людьми, с которыми ты незнаком.

Тема 15: “Внимательное обращение друг к другу”. Прислушиваясь друг к другу, можно понять очень многое.

Раздел 8 “Самоуправление (саморегуляция)”

Тема 16: “Скажи, что хочешь”. Никогда не бойся внести предложение, высказать свое

Тема 17: “Спасибо за приятный день”. Выработать умение благодарить окружающих, если они помогли интересно провести время.

Раздел 9 “Учимся разрешать конфликты”

Тема 18 “Формула конфликта”. Научить предвидеть конфликтные ситуации и пути их разрешения.

Тема 19: “Конфликты в нашей жизни”. Формировать умение преодолевать и разрешать конфликтные ситуации.

Раздел 10. “Спасибо – нет! (Вредные привычки)”

Тема 20: “Умей сказать - нет”. Развитие навыков говорить “нет” в рискованных ситуациях. Дать возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему ВИЧ/СПИД.

Тема 21: “Кто я?”. Пропаганда здорового образа жизни. Умение понять себя. Анализ действий, совершаемых подростком.

Раздел 11. “Проведение тренинговых занятий”

Тема 22: “Этапы занятия”. Дать представление о “пирамиде познания”, последовательности проведения занятия. Использование полученных знаний на практике.

Тема 23: “Раздаточный и наглядный материал”. Знакомство с правилами оформления материалов, с методами набора идей.

Тема 24: “Как планировать занятие”. Получение практических навыков, умений по планированию занятия, основываясь на собственном опыте и характере. определение блоков занятия и наполнение их содержанием.

Тема 25: “Условия проведения занятий”. Дать представление о деятельности ведущего, формах проведения занятий, о моделях развития группы.

Тема 26: “Проведение занятий”. Проведение собственных занятий на участниках группы с последующим выходом на район.

Раздел 12. “Публичные выступления”

Тема 27: “Несколько фокусов публичного выступления”. Показать несколько фокусов привлечения внимания аудитории.

Раздел 13. “Школа юного педагога-организатора”

Тема 28: “Организация досуга детей”. Дать представление о различных формах организации и проведении досуга детей.

Тема 29: “Игры на свежем воздухе”. Организация игр на свежем воздухе.

Тема 30: “Эрудит-круиз”. Проведение интеллектуальных игр.

Тема 31: “Академия творчества”. Проведение творческих конкурсов.

Тема 32: “Спортивная тянучка”. Организация и проведение спортивного мероприятия.

Тема 33: “Что такое праздник?”. Дать представление о способах организации праздников и мероприятий.

Тема 34: “КТД”. Подготовка и проведение мероприятия.

Раздел 14. “Оформительская мастерская”

Тема 35: “Объявление”. Формирование умения писать объявления.

Тема 36: “Выпуск стенгазеты”. Подбор материала и оформление стенгазеты на определенную тему.

Тема 37: “Листовка”. Научить оформлять листовки.

Тема 38: “Декорации”. Формирование умения подбирать декорации к определенному мероприятию.

Тема 39: “Костюмерная мастерская”. Изготовление и подбор костюмов к мероприятию.

IV. Тематическое планирование и методическое обеспечение программы

Календарно-тематическое планирование


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата Проведения

план

факт

Установление контакта

1-2

Мы знакомимся

2

03.09


3

Хороший старт – залог успеха

1

06.09


4

Внимание к партнеру

1

10.09


5

Командообразование, раскрытие и проявление лидерских качеств

1

13.09


Сплочение детей в группе

6

Работа в группе

1

17.09


7

Работа в микрогруппе

1

20.09


8

Умение взаимодействовать

1

24.09


9

Вся наша жизнь - игра

1

24.09


10

Я и другие

1

27.09


11

Мы разные, но мы вместе

1

27.09


Степень доверия

12

Доверительные отношения

1

01.10


Степень ответственности

13-14

Забота о ближнем

2

04.10


15-16

«Маска»

2

08.10


Жизненные ценности

17-18

Здоровый образ жизни. Ценности жизни

2

11.10


Цивилизованное общение

19-20

Искусство общения

2

15.10


21-22

Внимательное обращение друг к другу

2

18.10


Самоуправление

23

Скажи, что хочешь

1

22.10


24-26

Практические занятия по теме

3

25.10

08.11


27

Спасибо за приятный день

1

12.11


28-30

Практические занятия по теме

3

15.11

15.11


31

Лидер: ступени к мастерству

1

19.11


32

Культура жизненного самоопределения

1

19.11


Учимся разрешать конфликты

33-34

Формула конфликта

2

22.11


35-36

Конфликты в нашей жизни

2

22.11


37

Лидер: ступени к мастерству

1

26.11


38

Культура жизненного самоопределения

1

26.11


«Спасибо – нет!» Вредные привычки

39-40

«Умей сказать – нет!»

2

29.11


41

Практическое занятие по теме

1

03.12


42-43

«Кто я?» Пропаганда здорового образа жизни

2

06.12


44-53

Практические занятия по теме.

1

2

2

2

2

10.12

13.12

17.12

20.12

24.12


Проведение тренинговых занятий

54-55

Этапы занятия. Раздаточный и наглядный материал

2

27.12


56-57

Этапы занятия. Раздаточный и наглядный материал

2

14.01


58-59

Практические занятия по теме

2

17.01


60-61

Как планировать занятие

2

21.01


62-63

Практические занятия по теме

2

24.01


64-65

Условия проведения занятий.

2

28.01


66-67

Проведение занятий.

2

31.01


Публичные выступления

68-69

Несколько фокусов публичного выступления

2

04.02


70-71

Практические занятия по теме

2

07.02


72

Способы самонастройки и саморегуляции.

1

07.02


73

Способы привлечения

и удержание внимания, поведение на сцене.

1

07.02







Школа юного педагога-организатора

74-75

Организация досуга детей

2

11.02


76-77

Практические занятия по теме

2

14.02


78-79

Игры на свежем воздухе

2

18.02


80-81

Практические занятия по теме

2

21.02


82-83

Эрудит - круиз

2

25.02


84-85

Практические занятия по теме

2

28.02


86-87

Академия творчества

2

04.03


88-89

Практические занятия по теме

2

07.03


90-91

Спортивная тянучка

2

11.03


92-96

Практические занятия по теме

4

14.03

18.03


97-98

Что такое праздник

2

21.03


99-103

Практические занятия по теме

4

25.03

04.04


104-105

КТД

2

08.04


106-122

Практические занятия по теме

16

11.04

15.04

18.04

22.04

25.04

29.04

02.05

07.05


Оформительская мастерская

123-124

Объявление. Практические занятия по теме

2

13.05


125-126

Выпуск стенгазеты. Практические занятия по теме

2

16.05


127-128

Листовка. Практические занятия по теме

2

20.05


129-130

Декорации. Практические занятия по теме

2

23.05


131-132

Костюмерная мастерская.

2

27.05


133-144

Практические занятия по теме

12

30.05


V. Список литературы

  1. Словарь современных форм воспитательной работы: Учеб. – методич. Пособие / Сост. Л.Н. Горбачева. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. – 56с.

  2. Игры на каждый день с тинейджерами. Организаторам развивающего досуга [Текст] / Авт.-сост.: А.А. Данилков, Н.С. Данилкова. – 3-е изд., доп. и перераб. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2006. – 232с. – (Сценарии игр и праздников).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!