Пояснительная записка
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
В программе принимают участие и активно работают ребята от 11 до 17 лет. Этот возраст называют подростковым. Это наиболее сложный, критический период. Главная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности: стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. Несмотря на это, средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого развития. Он является наиболее интересным в процессе становления и развития личности. Именно в этот период молодой человек входит в противоречивую, часто плохо понимаемую жизнь взрослых, он как бы стоит на ее пороге, и именно от того, какие на данном этапе он приобретет навыки и умения, какими будут его социальные знания, зависят его дальнейшие шаги. Результатом участия в программе должно стать увеличение шансов каждого быть лидером в избранной им сфере деятельности и жизни.
Как известно ведущей деятельностью в данном возрасте является общение. общение – достаточно трудный процесс, достижение взаимопонимания между людьми – это большое искусство, которое на высоком цивилизованном уровне, как правило, требует приложения значительных сил. Молодой человек очень часто испытывает недостаток в навыках, необходимых для личного и делового общения. Именно в этом возрасте возникают проблемы взаимопонимания с родителями, учителями, сверстниками, следовательно, личные проблемы, такие как одиночество, неуверенность в себе, низкая самооценка, мешающая активной и нормальной жизни. Желание и необходимость, но неумение подтвердиться в молодежной сфере, толкают многих к преступной деятельности, где они находят приложение своих сил и возможность самоутверждения, повышения своего статуса в своих глазах и глазах сверстников. На этом возрастном этапе очень важно, где молодой человек найдет себе применение, где сможет реализовать свои желания и интересы.
Программа дает ребятам знания и умения, необходимые для достижения контактности, решение конфликтов и проблемных ситуаций. В ходе работы проводятся обсуждения и дискуссии на волнующие и интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техника ведения разговора, спора, умение упорядочить точки зрения, достигать согласия и находить решения в группе. Ребенок получает поддержку и уважение сверстников, имеет возможность приобрести новых друзей, расширить свой кругозор, иметь практику общественной жизни, он чувствует себя нужным и способным помочь множеству людей, оказавшихся в трудной ситуации.
Занятия проходят не в лекционной форме, а в форме игры и тренинга, что создает наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала. У подростков появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной обстановке апробировать определенные роли.
Цель и задачи программы
Программа ставит своей целью оказать влияние на формирование характеров, самостоятельности молодых людей. Она способствует развитию личности, формированию навыков цивилизованного общения, лидерства и партнерства, а также активного и ответственного подхода к жизни.
Задачи программы:
Обучающие:
формирование базовых понятий из области психологии общения, конфликтологии.
Развивающие:
развитие навыков эффективного общения;
развитие индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации подростков в обществе;
развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;
развитие творческих способностей.
Воспитательные:
повышение уровня рефлексивности;
создание мотивации для дальнейшего саморазвития.
Планируемые результаты
Программа нацелена на достижение обучающимися метапредметных, личностных
результатов
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Сроки реализации программы
Образовательная программа рассчитана на 1 год.
Программа составлена таким образом, чтобы подростки не только смогли уяснить и прослушать материал, но и на практике его отработать и закрепить. оптимальная численность в группе: 10 человек, что обеспечивает успешное освоение материала и приобретение необходимых навыков.
Возраст детей: 11–17 лет.
Формы и режим занятий
Различные методы тренинга:
ролевая игра,
подвижная игра,
мозговой штурм,
моделирование практических ситуаций,
упражнения на отработку различных навыков,
работа в малых группах,
дискуссия;
семинар и т.д.
Структура занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, всего 136 часов в год. Они строятся по определенной схеме и состоят из теоретической и практической частей. Информационный блок – 5 минут, обсуждение в группах – 10 минут, обучение практикой – 20 минут, обратная связь – 5 минут.
Предполагаемые результаты
По окончанию курса дети будут знать, как:
уметь:
проводить игры на знакомство, сплочение и т.д.;
организовывать и проводить семинары, мероприятия, дискуссии.
Формы подведения итогов реализации программы
Проведение ребятами семинаров, мероприятий, тренинговых занятий для сверстников по определенным темам.
II. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
Теорет. | Практич. | Всего |
1 | Мы знакомимся | | 2 | 2 |
2 | Установление контакта | 1 | 2 | 3 |
3 | Сплочение детей в группе | 1 | 5 | 6 |
4 | Степень доверия | 1 | 0 | 1 |
5 | Степень ответственности | 1 | 3 | 4 |
6 | Жизненные ценности | 1 | 1 | 2 |
7 | Цивилизованное общение | 2 | 2 | 4 |
8 | Самоуправление (саморегуляция) | 1 | 7 | 8 |
9 | Учимся разрешать конфликты | 1 | 5 | 6 |
10 | Спасибо – нет! (Вредные привычки) | 2 | 12 | 14 |
11 | Проведение тренинговых занятий | 2 | 12 | 14 |
12 | Публичные выступления | 2 | 4 | 6 |
13 | Школа юного педагога-организатора | 14 | 28 | 42 |
14 | Оформительская мастерская | 10 | 22 | 32 |
| Итого | | | 144 |
III. Содержание программы
Раздел 1. “Мы знакомимся”.
Тема 1: “Мы знакомимся”. Помогает узнать и запомнить имена участников; снять напряжение, особенно в группах, где участники не знакомы или мало знакомы друг с другом; поближе познакомиться.
Раздел 2. “Установление контакта”.
Тема 2: “Хороший старт – залог успеха”. Установление принципов работы в группе, создание безопасной групповой атмосферы; дисциплинирование участников.
Тема 3: “Внимание к партнеру”. Выработка умения слышать и слушать.
Тема 4: Командообразование, раскрытие и проявление лидерских качеств.
Раздел 3. “Сплочение детей в группе”
Тема 5: “Работа в группе”. Развитие солидарности и понимания, создание атмосферы доверия среди участников.
Тема 6: “Работа в микрогруппе”. Создание группового мнения, предоставление возможности всем участникам высказаться по тем или иным темам.
Тема 7: “Умение взаимодействовать”. Повысить тонус группы и сплотить участников, преодолеть барьеры в общении.
Тема 8: “Вся наша жизнь - игра”. Знакомство с различными ролями в группе, расширение ролевого спектра.
Раздел 4. “Степень доверия”.
Тема 9: “Доверительные отношения”. Сплочение, разрядка, умение работать в команде, иметь свой круг доверия.
Раздел 5. “Степень ответственности”
Тема 10: “Забота о ближнем”. Научить видеть людей, нуждающихся в помощи, оказывать им необходимую помощь.
Тема 11: “Маска”. Дать представление о людях, которые в своих поступках и поведении бывают неискренними.
Раздел 6 “Жизненные ценности”
Тема 12: “Здоровый образ жизни”. Получение знаний и практических навыков по получению здоровья, выработке воли, характера, внимания.
Тема 13: “Ценности жизни”. Определение того, что в жизни является самым важным и как дороги для нас эти вещи.
Раздел 7 “Цивилизованное общение”
Тема 14: “Искусство общения”. Научить общаться с людьми, с которыми ты незнаком.
Тема 15: “Внимательное обращение друг к другу”. Прислушиваясь друг к другу, можно понять очень многое.
Раздел 8 “Самоуправление (саморегуляция)”
Тема 16: “Скажи, что хочешь”. Никогда не бойся внести предложение, высказать свое
Тема 17: “Спасибо за приятный день”. Выработать умение благодарить окружающих, если они помогли интересно провести время.
Раздел 9 “Учимся разрешать конфликты”
Тема 18 “Формула конфликта”. Научить предвидеть конфликтные ситуации и пути их разрешения.
Тема 19: “Конфликты в нашей жизни”. Формировать умение преодолевать и разрешать конфликтные ситуации.
Раздел 10. “Спасибо – нет! (Вредные привычки)”
Тема 20: “Умей сказать - нет”. Развитие навыков говорить “нет” в рискованных ситуациях. Дать возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему ВИЧ/СПИД.
Тема 21: “Кто я?”. Пропаганда здорового образа жизни. Умение понять себя. Анализ действий, совершаемых подростком.
Раздел 11. “Проведение тренинговых занятий”
Тема 22: “Этапы занятия”. Дать представление о “пирамиде познания”, последовательности проведения занятия. Использование полученных знаний на практике.
Тема 23: “Раздаточный и наглядный материал”. Знакомство с правилами оформления материалов, с методами набора идей.
Тема 24: “Как планировать занятие”. Получение практических навыков, умений по планированию занятия, основываясь на собственном опыте и характере. определение блоков занятия и наполнение их содержанием.
Тема 25: “Условия проведения занятий”. Дать представление о деятельности ведущего, формах проведения занятий, о моделях развития группы.
Тема 26: “Проведение занятий”. Проведение собственных занятий на участниках группы с последующим выходом на район.
Раздел 12. “Публичные выступления”
Тема 27: “Несколько фокусов публичного выступления”. Показать несколько фокусов привлечения внимания аудитории.
Раздел 13. “Школа юного педагога-организатора”
Тема 28: “Организация досуга детей”. Дать представление о различных формах организации и проведении досуга детей.
Тема 29: “Игры на свежем воздухе”. Организация игр на свежем воздухе.
Тема 30: “Эрудит-круиз”. Проведение интеллектуальных игр.
Тема 31: “Академия творчества”. Проведение творческих конкурсов.
Тема 32: “Спортивная тянучка”. Организация и проведение спортивного мероприятия.
Тема 33: “Что такое праздник?”. Дать представление о способах организации праздников и мероприятий.
Тема 34: “КТД”. Подготовка и проведение мероприятия.
Раздел 14. “Оформительская мастерская”
Тема 35: “Объявление”. Формирование умения писать объявления.
Тема 36: “Выпуск стенгазеты”. Подбор материала и оформление стенгазеты на определенную тему.
Тема 37: “Листовка”. Научить оформлять листовки.
Тема 38: “Декорации”. Формирование умения подбирать декорации к определенному мероприятию.
Тема 39: “Костюмерная мастерская”. Изготовление и подбор костюмов к мероприятию.
IV. Тематическое планирование и методическое обеспечение программы
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата Проведения |
план | факт |
Установление контакта |
1-2 | Мы знакомимся | 2 | 03.09 | |
3 | Хороший старт – залог успеха | 1 | 06.09 | |
4 | Внимание к партнеру | 1 | 10.09 | |
5 | Командообразование, раскрытие и проявление лидерских качеств | 1 | 13.09 | |
Сплочение детей в группе |
6 | Работа в группе | 1 | 17.09 | |
7 | Работа в микрогруппе | 1 | 20.09 | |
8 | Умение взаимодействовать | 1 | 24.09 | |
9 | Вся наша жизнь - игра | 1 | 24.09 | |
10 | Я и другие | 1 | 27.09 | |
11 | Мы разные, но мы вместе | 1 | 27.09 | |
Степень доверия |
12 | Доверительные отношения | 1 | 01.10 | |
Степень ответственности |
13-14 | Забота о ближнем | 2 | 04.10 | |
15-16 | «Маска» | 2 | 08.10 | |
Жизненные ценности |
17-18 | Здоровый образ жизни. Ценности жизни | 2 | 11.10 | |
Цивилизованное общение |
19-20 | Искусство общения | 2 | 15.10 | |
21-22 | Внимательное обращение друг к другу | 2 | 18.10 | |
Самоуправление |
23 | Скажи, что хочешь | 1 | 22.10 | |
24-26 | Практические занятия по теме | 3 | 25.10 08.11 | |
27 | Спасибо за приятный день | 1 | 12.11 | |
28-30 | Практические занятия по теме | 3 | 15.11 15.11 | |
31 | Лидер: ступени к мастерству | 1 | 19.11 | |
32 | Культура жизненного самоопределения | 1 | 19.11 | |
Учимся разрешать конфликты |
33-34 | Формула конфликта | 2 | 22.11 | |
35-36 | Конфликты в нашей жизни | 2 | 22.11 | |
37 | Лидер: ступени к мастерству | 1 | 26.11 | |
38 | Культура жизненного самоопределения | 1 | 26.11 | |
«Спасибо – нет!» Вредные привычки |
39-40 | «Умей сказать – нет!» | 2 | 29.11 | |
41 | Практическое занятие по теме | 1 | 03.12 | |
42-43 | «Кто я?» Пропаганда здорового образа жизни | 2 | 06.12 | |
44-53 | Практические занятия по теме. | 1 2 2 2 2 | 10.12 13.12 17.12 20.12 24.12 | |
Проведение тренинговых занятий |
54-55 | Этапы занятия. Раздаточный и наглядный материал | 2 | 27.12 | |
56-57 | Этапы занятия. Раздаточный и наглядный материал | 2 | 14.01 | |
58-59 | Практические занятия по теме | 2 | 17.01 | |
60-61 | Как планировать занятие | 2 | 21.01 | |
62-63 | Практические занятия по теме | 2 | 24.01 | |
64-65 | Условия проведения занятий. | 2 | 28.01 | |
66-67 | Проведение занятий. | 2 | 31.01 | |
Публичные выступления |
68-69 | Несколько фокусов публичного выступления | 2 | 04.02 | |
70-71 | Практические занятия по теме | 2 | 07.02 | |
72 | Способы самонастройки и саморегуляции. | 1 | 07.02 | |
73 | Способы привлечения и удержание внимания, поведение на сцене. | 1 | 07.02 | |
| | | | |
Школа юного педагога-организатора |
74-75 | Организация досуга детей | 2 | 11.02 | |
76-77 | Практические занятия по теме | 2 | 14.02 | |
78-79 | Игры на свежем воздухе | 2 | 18.02 | |
80-81 | Практические занятия по теме | 2 | 21.02 | |
82-83 | Эрудит - круиз | 2 | 25.02 | |
84-85 | Практические занятия по теме | 2 | 28.02 | |
86-87 | Академия творчества | 2 | 04.03 | |
88-89 | Практические занятия по теме | 2 | 07.03 | |
90-91 | Спортивная тянучка | 2 | 11.03 | |
92-96 | Практические занятия по теме | 4 | 14.03 18.03 | |
97-98 | Что такое праздник | 2 | 21.03 | |
99-103 | Практические занятия по теме | 4 | 25.03 04.04 | |
104-105 | КТД | 2 | 08.04 | |
106-122 | Практические занятия по теме | 16 | 11.04 15.04 18.04 22.04 25.04 29.04 02.05 07.05 | |
Оформительская мастерская |
123-124 | Объявление. Практические занятия по теме | 2 | 13.05 | |
125-126 | Выпуск стенгазеты. Практические занятия по теме | 2 | 16.05 | |
127-128 | Листовка. Практические занятия по теме | 2 | 20.05 | |
129-130 | Декорации. Практические занятия по теме | 2 | 23.05 | |
131-132 | Костюмерная мастерская. | 2 | 27.05 | |
133-144 | Практические занятия по теме | 12 | 30.05 | |
V. Список литературы
Словарь современных форм воспитательной работы: Учеб. – методич. Пособие / Сост. Л.Н. Горбачева. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. – 56с.
Игры на каждый день с тинейджерами. Организаторам развивающего досуга [Текст] / Авт.-сост.: А.А. Данилков, Н.С. Данилкова. – 3-е изд., доп. и перераб. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2006. – 232с. – (Сценарии игр и праздников).