СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"»

ОУ







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»

для обучающихся 1 класса







Автор-составитель:



























Пояснительная записка


Программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.


Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

* развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;

* осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;

* создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;

* обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.


Курс предназначен для преподавания в 1 – 4-м классах начальной школы.


Цели и задачи курса.

1. Присоединение обучающихся и их семьи через совместную деятельность к единым социокультурным ценностям.

2. Активное освоение социокультурных категорий.

3. Развитие целостного восприятия, чувственной сферы, элементов мышления, управленческих и коммуникационных способностей. Развитие мотивации обучающихся к самосовершенствованию и самоутверждению.

Программа способствует решению ряда важнейших задач:

  • развитию духовно-нравственных основ образования;

  • интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;

  • формированию гражданской ответственности и осознанию учащимися, его родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;

  • приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума;

Общая характеристика курса внеурочной деятельности«Социокультурные истоки».

В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.

Программа направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем обществе на основе православной культуры, но вместе с тем программа возрождает ценности, присущие большинству традиционных культур.

Отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Дети знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.

Родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

Поликультурность содержания системы учебников носит сквозной характер. Она обеспечивает в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России. Содействует формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.


Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане.

Согласно учебному плану образовательной организации на изучение курса внеурочной деятельности ««Социокультурные истоки»отводится 1 час в неделю.

В 1-ом классе – 33 часа,

2-ом классе – 34 часа,

3-ем классе – 34 часа,

4-ом классе – 34 часа.


Ценностные ориентиры содержания образования.


Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма- одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


  1. Ожидаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Социокультурные истоки»


Ожидаемые результаты в 1-ом классе:

- формирование системы духовно-нравственных ценностей;

- развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;

- приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;

- умение вести продуктивный диалог и сотрудничать;

- расширение кругозора и словарного запаса.

- освоение первичных базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья.

Истоки. Слово. Доброе Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Благодарение. Забота. Святое Слово. Образ. Родник. Святой источник. Первый образ. Светлый Образ. Благодатный образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Вечные и великие книги. Мир Книги.

Мир. Человек. Родной край. Здоровье. Красота. Природа. Творчество.


  1. Содержание курса внеурочной деятельности

«Социокультурные истоки»


Развитие жизненного пространства ИСТОКОВ в начальной школе

В целом, ценностно-категориальный ряд ИСТОКОВ в начальной школе может быть представлен следующим образом:

ИСТОКИ – 1. Системообразующие категории – ценности Слово – Образ – Книга дают представление о мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном). Категории-ценности представлены в темах «Мир», «Слово», «Образ», «Книга»

ИСТОКИ – 2. Категории-ценности, развивающие представление о социокультурной среде развития, основных видах деятельности и творении души. Категории-ценности представлены в темах «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной» и «Труд души».

ИСТОКИ – 3. Категории-ценности, развивающие внутренний мир человека. Категории-ценности представлены в темах «Вера», «Надежда», «Любовь», «София».

ИСТОКИ – 4. Категории-ценности, развивающие традиции Слова, Образа, дела и Праздника.

Все темы начальной школы, во взаимодействии с системообразующими категориями Слово, Образ и Книга соединяет главная ценность Жизнь, отвечающая за развитие социокультурного опыта, взаимодействие Школы и Семьи при реализации программы активного воспитания.

Особое внимание в системе духовно-нравственных категорий ИСТОКОВ уделяется категории-ценности Книга.

В контексте ИСТОКОВ Книга воспринимается как живое существо.

Согласно программе активного воспитания (1 – 4 классы) дети создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлен их опыт социокультурного и духовно-нравственного развития.

Таким образом, в системе ИСТОКОВ категория-ценность Книга переводит знания в практическую плоскость, значительно расширяя жизненное пространство ребенка, его семьи и общества в целом.


1-й классАЗБУКА ИСТОКОВ «ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО»


Учебный курс «ИСТОКИ» для 1-го класса позволяет младшему школьнику освоить понятие истоки. Базовое содержание курса «Истокиобъединено в четыре тематических блока – Мир. Слово. Образ. Книга. Системообразующие категории-ценности «Слово» и «Образ» в программе «ИСТОКИ» имеют первостепенное значение.«Азбука Истоков» соединяет в одном издании три книги:

1. Первая книга учит ребенка чтению через категории Истоков (алфавитная часть).

2. Вторая книга развивает духовно-нравственные ценности ребенка в контексте программы «Истоки» для первого года обучения (содержательная часть).

3. Третья книга помогает ребенку создавать свою Первую книгу.

В «Азбуке Истоков» три книги согласованы и взаимосвязаны. Приближение к Образу и ценностному смыслу Слова является главным мотивирующим фактором в развитии ребенка.

В теме «Мир» приближение к Образу начинается с внешнего восприятия семьи, школы круга друзей, родного края, поля, леса, радуги к внутреннему восприятию святынь РоссРоссии (Щит и герб, Защитник, Святой Георгий Победоносец, Илья Муромец) и добродетелей человека (добро, честь, любовь, милосердие, благодарность).

Тема «Мир» помогает преподавателю осуществить социокультурное присоединение от дошкольного образования к начальной школе.

Развитие ценностного смысла Слова раскрывает пять талантов Золотого сердечка:Доброе слово, Честное слово, Слово о родителях, Труд и подвиг, Святое слово.

Золотое сердечко живет добрым, честным, святым словом.

Каждый человек должен ценить сказанное Слова, или оно станет «медью звонящей».

С первого класса ИСТОКИ развивают способность ребенка различать Образ и безобразное. В «Азбуке Истоков» представлены образы защитников Отечества (святого Георгия Победоносца, Русских богатырей, святого князя Владимира, святого Александра Невского, Александра Васильевича Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова), великих русских поэтов (Александровича Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Федора Ивановича Тютчева, Сергея Александровича Есенина) и образ праздника Великой Победы.

Завершающая часть учебного курса позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книги – живое существо.

Главными целями курса «Истоки» в 1-ом классе являются:

* освоение социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга;

* развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни;

* развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного), способности слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу.

Солнышко, мама и папа.Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.

МИР И ЛАД.Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.

Истоки и Школа.Истоки глазами детей. Рождественский дар.

Истоки и радуга.Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга – образ Истоков, соединяющий, небо, землю и человека.

сказки пушкина.В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.

родной край.Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.

щит и герб.Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.

илья муромец.Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.

слово.Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь.Слово проверяется делом.

весна и слово.Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.

золотое сердечко.Пять талантов Золотого сердечка. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово.

Серебряное копытце.Добро. Доброе слово. Доброе дело.

добрыня никитич.Честное слово. Родительское благословение. Подвиг.

слово о родителях.Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.

алеша попович.Святое слово. Богатырская доблесть. Честь.

чаша жизни.Жизнь. Любовь. Добрые дела.

родник.Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник – начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.

образ родины.Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.

защитник отечества.Святой Александр Невский – солнце Земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.

образ праздника.День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.

книга.Книга – живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет творец.

книга книг.Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг – Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку.

живое слово книги.Чтение – сердечный дар. Живое слово книги найдет отклик в душе читателя.


Год обучения

Наименование учебных курсов

Количество часов

1 класс

Мир. Слово. Образ. Книга.

33

2 класс

Родной очаг. Родные просторы.

Труд земной. Труд души.

34

3 класс

Вера. Надежда. Любовь. София.

34

4 класс

Родные Образы. Умелые дела.

Заветные слова.

34



1 класс

Вводный урок (1 час)

Мир (8 часов)

Слово (8 часов)

Образ (8 часов)

Книга (8 часов)


БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД

Родители. Родительская любовь. Свет. Благодарность. Поле. Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Добрый плод. Дар. Истоки. Родная земля. Родное слово. Радуга. Сияние истоков. Добро. Честь. Храбрость. Любовь. Милосердие. Мудрость. Родной край. Дом. Родные люди. Народная песня. Герб. Щит. Щит-совесть. Святой. Чудо. Защитник. Победоносец. Богатырь. Слово. Бесценный дар. Слово и дело. Весна и Слово. Добродетель. Сад добродетелей. Золотое сердечко. Талант. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово. Доброе дело. Родительское благословение. Родительское слово. Уважение. Почитание. Богатырская доблесть. Жизнь. Образ. Род. Родник. Живая вода. Святой источник. Святая вода. Родина. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Защитник Отечества. Солнце Земли русской. Образ праздника. Великая Победа. Святая память. Книга. Добро и красота. Творец. Книга книг. Библия. Библиотека. Живое слово книги. Чтение. Сердечный дар. Первая книга. Мир книги.





































Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»


1 класс:


№№

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Дата

Результаты

По плану

По

факту

Предметные

Метапредметные

Личностные


МИР

11



Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.


Развитие воссоздающего воображения.


Обучение адекватному восприятию читаемого.


Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал.


Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано.


Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания.

Формирование мотивации к самосовершенствованию.


Приобщение детей к духовному и нравственному опыту человечества.


Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.


Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия с другими школьными предметами.


Развитие ценностно-смысловой сферы личности.


Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.


Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности.


Обучение навыкам и умениям общеучебного характера.


Выработка коммуникативных умений.

Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.


Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.


Развитие

жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.


Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.


Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.


Формирование привычки к рефлексии.


Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).


Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.


Развитие мышления, внимания, памяти.

1

Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

Введение в курс «Истоки»

1



2

Солнышко, мама и папа

1



3

Мир и лад (Поле, школа и семья)

1



4

Истоки и школа

1



5

Дар (Рождество)

1



6

Истоки и радуга

1



7

Сказки А.С. Пушкина

1



8

Родной край

1



9

Святыни России.Щит и герб (св. Георгий Победоносец

1




10

Святыни России.

Илья Муромец

1



11

Обобщающий урок Память.

1




Слово

10



12

Слово

1



13

Зима и слово

1



14

Золотое сердечко

1



15

Серебряное копытце

1



16

Честное слово. Добрыня Никитич

1



17

Слово о родителях

1



18

Святое слово. Алеша Попович

1



19

Чаша жизни

1



20

Внимание

1



21

Обобщающий урок

1




Образ

7



22

Родник

1



23

Образ Родины

1



24

Образ защитника Отечества

1



25

Образ праздника

1



26

Мышление

1



27

Обобщающий урок

1



28

Экскурсионно-тематический урок.

1




Книга

5



29

Книга

1



30

Живое слово книги

1



31

Первая книга

1



32

Мир книги

1



33

Речь Обобщающий урок

1








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!