СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа творческого объединения "Юный эколог"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа творческого объединения "Юный эколог" расчитана на 3 года для учащихся 11-17 лет. В программу входят все структурные компоненты общеобразовательных программ, в том числе тесты для входного и выходного контроля.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа творческого объединения "Юный эколог"»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»

КАМСКО-УСТЬИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН



Принята на заседании «Утверждаю»

методического совета Директор МБУ ДО «ЦВР»

___________________________

Протокол № _________ Приказ № __________________

От «_____» ____________ 20___ г От «_____» _____________ 20____ г






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Направленность: естественнонаучная

Возраст учащихся: 11-17 лет

Срок реализации: 3 года (432 часа)





Автор-составитель: Миннигалеева Анастасия Николаевна,

педагог дополнительного образования







Камское-Устье, 2017



Информационная карта образовательной программы

1

Образовательная организация

МБУ ДО «Центр внешкольной работы» Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан

2

Полное название программы

Программа творческого объединения «Юный эколог»

3

Направленность программы

Естественнонаучная

4

Сведения о разработчиках

ФИО, должность

Миннигалеева Анастасия Николаевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦВР», учитель биологии МБОУ «Рудницкая СОШ» Камско-Устьинского муниципального района РТ

4.1

5

Сведения о программе


5.1

Срок реализации

3 года (2016 -2019 гг)

5.2

Возраст обучающихся

11 -17 лет

5.3

Характеристика программы

- тип программы


- вид программы


- принцип проектирования программы


- формы организации содержания и учебного процесса

Дополнительная общеобразовательная программа


Общеразвивающая

Разноуровневая


Модульная

5.4

Цель программы

Целью данного курса является изучение основ экологических знаний на материале регионального компонента.

5.5

Образовательные модули (в соответствии с уровнями сложности содержания и материала программы)

Объем курса 432 часов, из них в 1-ый год обучения - 144 часа, во 2-ой год – 144 часа, в 3-ий год - 144 часа.

6

Формы и методы образовательной деятельности

Беседы, лекции, практические занятия, экскурсии, исследовательская работа, проектная работа

7

Формы мониторинга результативности

  1. выставки изготовленных коллекций, гербариев;

  2. презентации по темам проектов;

  3. выходной тестовый контроль.

8

Результативность программы

- повышение экологической грамотности обучающихся;

- создание альбомов и коллекций;

- выполнение исследовательских проектов

9

Дата утверждения и последней корректировки программы

01.09.2016 г

10

Рецензенты

Павлова И.Р., доцент кафедры ЕМД ГАОУ ДПО «ИРО РТ»




ОГЛАВЛЕНИЕ


Предисловие……………………………………………………………………. стр. 4

Пояснительная записка ……………………………………………………….. стр. 4

Механизм реализации программы …………………………………………… стр. 6

Межведомственное взаимодействие при реализации программы ………… стр. 7

Учебно-тематическое планирование ………………………………………… стр. 8

Содержание материала курса образовательной программы ……………… стр. 10

Используемая литература …………………………………………………… стр. 13

Приложение (материал для входного и итогового контроля) …………….. стр. 14



















ПРЕДИСЛОВИЕ.

Экология как сфера познания переживает сейчас бурное развитие, отражая, прежде всего, интересы человека в окружающем его мире. Особое внимание при этом уделяется главному кошмару современности – грозящим экологическим катастрофам глобального плана. Активность человеческого общества в этом отношении вызывает аналогию с действиями плохой медицины, которая борется с осложнениями, не занимаясь устранением истоков самой болезни. Это понятно, но недостаточно дальновидно.

Экология является по сути дела очень сложной и многоуровневой наукой, понятной в своем полном объеме далеко не всем. Ее отличительная черта – резко выраженный системный характер. Это сугубо количественная наука, имеющая дело с нелинейными, множественными пороговыми зависимостями, с переменной причинно-следственных отношений, т.е. со всем тем, что отличает сложность высшей формы движения материи – жизни.

Формировать осознанную экологическую грамотность не просто, она требует развития у учащихся элементов системного мышления, что достигается уже в достаточно зрелом состоянии личности. Тем важнее закладывать прочный фундамент экологических знаний, на основе которых эта зрелость уже будет сформирована.

Одна биология также не позволяет обеспечить всей системы экологической подготовки, значит, надо сформировывать сопряженную с ней систему экологизированных курсов, как естественно-научного, так и социально-гуманитарного циклов.

Представляется рациональным проведение в школах некоторых курсов дополнительного образования в виде кружковой работы.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа «Юный эколог» является дополнительной общеобразовательной программой естественнонаучной направленности.

Данная программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» (от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ);

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. приказом Президента РФ 04.02.2010 года № 271);

  • Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 года № 295);

  • Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 8.12.2011 года № 2227-р);

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 года № 1726-р);

  • Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ от 03.04.2012 года);

  • Комплекс мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов (№ 2405п-П8 от 26.05.2012 года);

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 года № 1008);

  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 года № 761н);

  • Типовым положением об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196);

  • Уставом МБУ ДО «Центр внешкольной работы» Камско-Устьинского муниципального района РТ.

Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса «Юный эколог», рассчитанного на школьников старших классов, занимающихся в учебных группах учреждений дополнительного образования.

Объем курса 432 часов, из них в 1-ый год обучения - 144 часа, во 2-ой год – 144 часа, в 3-ий год - 144 часа.

В учебную группу входят школьники 6 – 11 классов (11-17 лет).

Программа предусматривает курс кружковой работы по экологии. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической программы: общая экология – экология окружающей местности - экология взаимоотношений живого и неживого мира – экологические основы охраны природы – практическая и прикладная экономика.

Плановое количество учащихся в группе 13 – 15 человек.

Продолжительность занятий для каждой группы – по 2 часа 2 раза в неделю. 2 часа - оптимальная продолжительность занятий. За это время можно провести как теоретическое, так и практическое занятие. При необходимости в этот временной промежуток укладывается и небольшая экскурсия на местности. Большая продолжительность занятий приводит к быстрой утомляемости учащихся.

Целью данного курса является изучение основ экологических знаний на материале регионального компонента.

Задачами являются:

1) овладение учащимися научными основами экологии,

2) изучение экологических законов и взаимосвязей,

3) развитие практических знаний, умений и навыков,

4) изучение экологических основ охраны природы.

В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества.

Важнейшая форма экологического образования учащихся – практическое участие их в той или иной экологической деятельности. Наряду с традиционными направлениями экологической работы в наши дни приобретают большое значение систематические наблюдения за состоянием окружающей среды. В программу также включена новая форма работы с учащимися как проектная деятельность, которая позволяет развивать у учащихся познавательный интерес, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Пройдя курс кружка «Юный эколог» учащиеся должны знать:

  • определения основных экологических понятий;

  • о типах взаимодействия организмов; разнообразии биотических связей;

  • законы конкурентных отношений в природе;

  • о биосфере как глобальной экосистеме;

  • о месте человека в экосистеме Земли;

  • о современном состоянии и охране биосферы.

Учащиеся должны уметь:

  • решать простейшие экологические задачи;

  • строить графики простейших экологических взаимосвязей;

  • определять уровень загрязнения воздуха и воды;

  • проводить простейшие методы мониторинга;

  • составлять коллекции и гербарии экологического материала;

  • составлять и выполнять проектные работы по экологии;

  • охранять флору и фауну.

Курс предполагает различные формы контроля:

  1. выставки изготовленных коллекций, гербариев;

  2. презентации по темам проектов;

  3. выходной тестовый контроль.


МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Педагогические условия

Срок реализации – 3 года

Программа определяет этапы реализации, направления деятельности, формы работы.

В соответствии с содержанием данной программы составляется ежегодный план работы, конкретизирующий виды деятельности.

Организатор программы – Миннигалеева А.Н., учитель биологии МБОУ «Рудницкая СОШ» Камско-Устьинского муниципального района РТ. Проводниками организации программы являются ЗДВР и педагог-организатор МБОУ «Рудницкая СОШ», МБУ ДОД «Центр внешкольной работы» Камско-Устьинского муниципального района РТ.

Место реализации – образовательная организация.

В осуществлении Программы участвуют члены творческого объединения «Юный эколог» и родители совместно педагогом дополнительного образования Миннигалеевой А.Н., школьный музей, педагоги МБОУ «Рудницкая СОШ», библиотекарь, ШУС, детская организация «Союз Верных Друзей», коллектив «ЦВР».

Программа осуществляется:

  • через ведение практической деятельности учащихся по экологической направленности

  • через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);

  • через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);

  • через систему дополнительного образования;

  • через систему КТД и традиционных дел ОУ;

  • в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;

  • через сотрудничество с детскими общественными организациями

  • через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения района (школы, музеи, библиотеки, СДК);

Методы:

научно-исследовательский;

метод проектов;

коммуникативная методика;

личностно-ориентированный метод;

метод креативного мышления;

репродуктивный метод;

метод критического мышления;

Формы работы по программе:

классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации, тренинги, занятия, курсы; конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, фестивали; дебаты, дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции; встречи с интересными людьми и т.д.

Кадровое обеспечение программы

Для успешной организации деятельности учащихся, родителей и педагогического коллектива необходимо привлечь в качестве консультантов – помощников родителей учащихся, учителей предметников, организации района.



Межведомственное взаимодействие при реализации программы



































Учебно-тематическое планирование курса «Юный эколог»

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Экскурсия

1 ГОД, 144 часа по 4 часа (2 занятия) в неделю.

Вводное занятие.

2 ч.



Основы практической лабораторной работы.

2ч.

4ч.


Общая экология 32ч.




1. Общие законы зависимости организмов от факторов среды

4 ч.


4ч.

2. Приспособление организмов к среде обитания.

4ч.


4ч.

3. Законы организации экосистем.

4ч.


4ч.

4. Законы биологической продуктивности

4ч.


4ч.

Экология окружающей местности 56 ч.




1. Цветковые растения различных мест обитания.

2ч.

4ч.

4ч.

2. Экологическая система леса.

2ч.

4ч.

4ч.

3. Экологическая система сада.

2ч.

4ч.

4ч.

4. Экологическая система поля.

2ч.

4ч.

4ч.

5. Экологическая система пруда.

2ч.

4ч.

4ч.

6. Искусственные экосистемы.

2ч.

4ч.


Организации выставки экологических работ.

10ч

10ч.


Участие в экологических олимпиадах, конкурсах


24ч.


2 ГОД, 140 часов по 4 часа (2 занятия) в неделю.

Вводное занятие. Современные проблемы охраны природы.

4ч.



Экологические основы охраны природы 84ч.




1. Рациональное использование и охрана вод.

6ч.


6ч.

2. Использование и охрана недр.

6ч.

6ч.

6ч.

3. Почвенные ресурсы и их использование

6ч.

6ч.

6ч.

4. Современное состояние и охрана растительности.

6ч.

6ч.

6ч.

5. Рациональное использование и охрана животных.

6ч.

6ч.

6ч.

Создание проектных работ и отчет по ним.

10 ч

10ч.



Участие в экологических олимпиадах, конкурсах

10 ч

22ч.


3 ГОД, 140 часов по 4 часа (2 занятия) в неделю.

Вводное занятие. Мониторинг – способ изучения экологии окружающей среды.

2ч.



Практическая и прикладная экология 72 ч.




1. Мониторинг состояния окружающей среды

4ч.



2. Местный и региональный мониторинг.

2ч.


4ч.

3. Мониторинг загрязнений окружающей среды.

2ч.



А) Определение степени загрязнения вод окрестностей пгт. Тенишево.


4ч.

4ч.

Б) Определение степени загрязнения воздуха окрестностей пгт. Тенишево.


4ч.

4ч.

В) Определение кислотности почвы и влияние удобрений на нее.

2ч.

4ч.

4ч.

4. Мониторинг состояния живой природы.

2ч.



А) Определение степени деградации лесного фитоценоза.


4ч.

4ч.

Б) Определение степени прогрессивности растительности луга.


4ч.

4ч.

Создание проектных работ и отчет по ним.

12ч.


Экология взаимодействия организмов 36 ч.




1. Влияние месторасположения на рост организмов.

2ч.

4ч.

4ч.

2. Формирование ценной древесины в лесном сообществе.

2ч.

4ч.

4ч.

3. Влияние биотических факторов на рост растений.

2ч.

8ч.


4. Влияние антропогенного фактора на окружающую среду.

2ч.


4ч.

Участие в экологических олимпиадах, конкурсах.


22ч.


Итоговое тестирование. Зачетная работа.


8ч.
















Содержание материала курса образовательной программы

Учебное планирование курса 1 года обучения.

Вводное занятие (2ч). Экология как наука. Экология как теоретическая основа деятельности человека в природе. Роль экологии в жизни общества.

Основы практической лабораторной работы (2ч+4ч).

1. Правила техники безопасности. Приемы работы с лабораторным оборудованием. Основы лабораторной работы. Культивирование и выращивание культур животных и растений.

2. Практика работы с лабораторным оборудованием: микроскопом, штативом, гербарными папками и т.д.

ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ.

Общие законы зависимости организмов от факторов среды (4ч+4ч).

Закон оптимума. Закон ограничивающего фактора. Мера влияния человека на развитие организмов.

Экскурсия в зону отдыха жителей поселка «Илюхину поляну».

Приспособление организмов к среде обитания (4ч+4ч).

Приспособительные формы организмов к жизнедеятельности в различных средах обитания (мимикрия, защитная окраска, образ жизни). Значение жизненных форм видов.

Экскурсия в лес: «Приспособленность лесных обитателей к жизни в сообществе. Ярусность леса».

Законы организации экосистем (4ч+4ч).

Понятие экосистемы. Биоценоз как основа природной экосистемы. Основные компоненты экосистем: продуценты, консументы, редуценты и экологические правила создания и поддержания искусственных экосистем.

Экскурсия в поле: «Экосистема поля и взаимосвязи в ней».

Законы биологической продуктивности (4ч+4ч)

Цепи питания в экосистемах. Биологическая продуктивность. Экологические пирамиды. Факторы, ограничивающие биологическую продукцию.

Экскурсия в окрестности вентилятора: «Влияние загрязненного воздуха на рост растений».

ЭКОЛОГИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ МЕСТНОСТИ.

Цветковые растения различных мест обитания (2ч+4ч+4ч).

Строение цветковых растений различных мест обитания и их место в экологических нишах.

Экскурсия на луг. Сбор материала для гербария «Растения различных мест обитания».

Изготовление гербария. Правила сушки растений.

Экологическая система леса (2ч+4ч+4ч).

Экологические группы биоценоза леса и их взаимосвязи.

Экскурсия на опушку леса «Зимовье». Сбор гербарного материала по жизненным формам растений.

Изготовление гербария «Жизненные формы растений».

Экологическая система сада (2ч+4ч+4ч).

Культурные растения школьного сада. Влияние человека на экологию агроценоза.

Экскурсия «Отделы школьного сада». Сбор гербарного и коллекционного материала.

Изготовление гербария «Культурные растения сада», изготовление коллекции «Вредители сада и огорода»

Экологическая система пруда (2ч+4ч+4ч).

Экологическая система пруда. Взаимосвязи в водных экосистемах.

Экскурсия на пруд. Сбор водных растений и животных.

Изготовление коллекции и гербария «Водные животные и растения».

Экосистема поля (2ч+4ч+4ч).

Культурные растения нашего района. Агротехника их возделывания. Влияние севооборота на продуктивность агроценоза.

Экскурсия в сельхозтехнику.

Изготовление альбома «Сельскохозяйственная техника наших полей».

Искусственные экосистемы (2ч+4ч).

Условия создания искусственных экосистем и их поддержание. Аквариум как искусственная экосистема.

Практическое занятие по созданию аквариума и ухода за ним.

Организация выставки экологических работ (20ч).

Участие в экологических олимпиадах, конкурсах (24ч).



Учебное планирование курса 2 года обучения.

Вводное занятие (4ч): современные проблемы охраны природы. Природа – источник ресурсов человечества. Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы. Необходимость охраны природы. Основные аспекты охраны природы. Правовые основы охраны природы.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ.

Рациональное использование и охрана вод (6ч+6ч).

Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды. Нерациональное использование водных ресурсов и загрязнение водоемов. Очистные сооружения. Использование обратных вод.

Экскурсии на водонаборную башню пгт. Тенишево и очистные сооружения маслозаводы п.Камское Устье.

Использование и охрана недр (6ч+6ч+6ч).

Минеральные и энергетические природные ресурсы и использование их человеком. Проблема исчерпаемости полезных ресурсов. Рациональное использование и охрана недр. Охрана окружающей среды при горных разработках полезных ископаемых.

Экскурсия в шахту Камскоустьинского гипсового рудника, экскурсия в Юрьевскую пещеру, экскурсия в Красновидовский песчаный карьер.

Изготовление коллекции и альбома по материалам экскурсий.

Почвенные ресурсы и их использование (6ч+6ч+6ч).

Значение почвы и ее плодородия для человека. Современное состояние почвенных ресурсов района. Причины истощения почв. Меры предупреждения и борьбы с истощением почв.

Экскурсия на поле и овраг. Сбор материала для альбома и коллекции.

Изготовление коллекции «Почвы нашего края» и альбома по материалам экскурсии.

Современное состояние и охрана растительности (6ч+6ч+6ч).

Растительность – высший природный ресурс планеты. Роль леса в народном хозяйстве. Современное состояние лесных ресурсов района. Причины и последствия сокращения лесов. Рациональное использование, охрана и воспроизводство лесов. Красная книга и ее значение. Охрана редких видов растений.

Экскурсия в Кляринское лесное хозяйство, экскурсия на гору Лобач, экскурсия в лес «Красный дол».

Рациональное использование и охрана животных (6ч+6ч+6ч).

Прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствие. Причины вымирания животных. Редкие и вымирающие животные района, их состояние и охрана. Рациональное использование и охрана промышленных животных.

Экскурсия в теньковские ковыльные степи, экскурсия в Казанский зоопарк, экскурсия на животноводческую ферму.

Изготовление альбомов по материалам экскурсий.

Создание проектных работ и отчет по ним (20ч)

Участие в экологических олимпиадах, конкурсах (32ч).

Учебное планирование курса 3 года обучения.

Вводное занятие (2ч): изучение экологии взаимодействия организмов. Мониторинг окружающей среды. Длительные систематические исследования, их роль в изучении экологии окружающей среды. Наблюдения: эмперические зависимости. Современные технические средства мониторинга. Достоверность их результатов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ЭКОЛОГИЯ.

Мониторинг состояния окружающей среды (4ч).

Ухудшение состояния окружающей среды. Постепенное и скачкообразное ухудшение состояния окружающие среды. Мониторинг нарушений окружающей среды и его задачи. Мониторинг и управление использования природных ресурсов района.

Местный и региональный мониторинг (6ч).

Местный мониторинг и его задачи. Наблюдение за воздействием горных разработок на окружающую среду. Роль заводских лабораторий и общественных природоохранительных организаций. Региональный мониторинг. Оценка состояния природы Камскоустьинского района. Организаций, осуществляющие региональный мониторинг.

Экскурсия в санэпидстанцию п.Камское Устье.

Мониторинг загрязнения окружающей среды (6ч+12ч+12ч).

Методы мониторинга загрязнения окружающей среды. Химические методы мониторинга. Биоиндукция. Биотестирование.

Экскурсия в лабораторию ВГСЧ пгт.Тенишево «Определение состава воздуха в шахте Камско-Устьинского гипсового рудника». Экскурсия для сбора материала по определению степени загрязнения окружающей среды.

Практическое занятие по определению степени загрязнения вод реки Волга, занятие по определению степени загрязнения воздуха в окрестностях поселка, в школе, занятие по определению кислотности почвы и влияния удобрений на нее.

Мониторинг состояния живой природы (2ч+8ч+8ч).

Реакция организмов на повреждающие факторы. Неспецифический характер реакций. Стресс. Реакция биоценозов на загрязнение окружающей среды. Нарушение биологического круговорота. Сравнение сообществ живых организмов на различных участках биоценоза.

Экскурсии в лес и на луг для сбора материала исследования.

Практическое занятие по определению степени деградации лесного фитоценоза, занятие по определению степени прогрессивности растительности луга.

ЭКОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗМОВ.

Влияние месторасположения на рост организмов (2ч+4ч+4ч).

Фенофазы развития растений и их сроки. Влияние условий окружающей среды на развитие фенофаз растений.

Экскурсия на холмистую равнину. Сбор материала для коллекций.

Изготовление коллекций по материалам экскурсии.

Взаимодействие растений в лесном сообществе (2ч+4ч+4ч).

Феногруппы растений лесного сообщества, ценность леса как поставщика древесины.

Экскурсия в лесной массив.

Практическая работа «Определение степени формирования ценной древесины в лесном сообществе».

Взаимодействие биотических факторов на развитие организмов (2ч+8ч).

Биотические факторы и их роль в развитии организмов. Виды биотических факторов.

Проведение опыта по выявлению влияния растений на прорастание друг друга.

Антропогенный фактор и его влияние на окружающую среду (2ч+4ч).

Антропогенный фактор и его влияние. Меры борьбы с уничтожением окружающей природы. Экскурсия в зону отдыха жителей пгт. Тенишево.

Выполнение проектных работ и отчеты по ним (16ч).

Участие в экологических олимпиадах и конкурсах (24ч).

Итоговое тестирование. Зачетная работа (8 ч).

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.


  1. Абдрашитова И.В. Нравственное и эстетическое воспитание в процессе становления экологической культуры студентов. – Казань, КГПУ, 2001г, - 237 с.

  2. Браун В. Настольная книга любителя природы. – Л., Гидрометиздат, 1985 г.

  3. Вахненко Д.В., Гарнизоненко Т.С., Колесников С.И. Биология с основами экологии. – Ростов н/Д, изд-во «Феникс», 2003 г., - 512с.

  4. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. – М.: Прогресс, 1983 г.

  5. Захлебный А.И. Школа и проблемы охраны природы. – М., 1981г.

  6. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников.- М, 1983 г.

  7. Козлова Т.А., Мягкова А.Н., Сонин Н.И. Экология России. Дидактический материалы. – М., АО «МДС» Юнисам, 1995г,- 197с.

  8. Крискунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология 9 класс. – М., Дрофа, 1997г. – 240с.

  9. Мамедов Н.М. Проблемы экологии: некоторые актуальные аспекты. – М., Знание. – 1989г.

  10. Миркин Б.Н., Наумова Л.Г. Экология России, - М. АО «МДС», - 1945 г

  11. Одум Ю. Основы экологии. – М., Мир, - 1975 г, - 740 стр.

  12. Попов А.А., Андреева Т.В., Климанова Н.Г., Мукминов М.Н. Основы экологии. Учебное пособие. – Казань, КГПУ, 2004г. – 70с.

  13. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. – М., Наука; - 1998г.

  14. Учителю экологии. Журнал в журнале «Биология в школе», М., «Школа – Пресс» 2002-2004 г.

  15. Экология. Программы для общеобразовательных учреждений, - М., Просвещение, - 1989 г.

  16. Экология России. Хрестоматия. Составитель Кузнецов В.Н. – М., АО «МДС», - 1995г, - 320 с.

























Приложение

Входной контрольный тест по экологическому образованию

  1. Что такое экология? Какие вопросы она изучает?

а) вопросы охраны окружающей среды; в) вопросы биологии;

б) вопросы безопасности планеты и ее г) вопросы о связи живых организмов с

населения окружающей средой;
В чем отличие экологии и охраны природы? Какова связь экологии и охраны природы?

а)) Охрана природы это укрепление природного баланса .

б) охрана природы укрепление природных ресурсов

в) охрана природы это укрепление человеческих ресурсов;

г) охрана природы это укрепление пищевых ресурсов;

  1. Назовите фамилии ученых, внесших основной вклад в становление науки экология.

а) Г. Мендель; б) Э. Геккель; в) И.И. Мечников; г) Л.Пастер;

  1. Что такое биосфера?

а) геологическая оболочка Земли, заселенная живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «пленка жизни»;

б) нижний, основной слой атмосферы до высоты .

в) слой атмосферы, лежащий над тропосферой

г) газовая оболочка, окружающая Землю и вращающаяся вместе с ней как единое целое.

  1. Что такое фотосинтез? Какую роль он выполняет?

а) это процесс образования воды в растениях;

б) процесс образования неорганических веществ из органических в хлоропластах растения;

в) процесс образования углекислого газа из кислорода;

г) это процесс образования органического вещества из углекислого газа и воды на свету при участии фотосинтетических пигментов ;

  1. Что вы знаете об искусственных экологических системах?

а) это системы созданные человеком; б) это системы созданные животными;

в)это системы созданные предприятиями; г) это системы созданные насекомыми;

  1. Что такое урбанизация? Носит ли она положительное или отрицательное значение?

а)исторический процесс  повышения роли города  в развитии общества, который выражается в росте городов, особенно больших, увеличении удельного веса городского населения в общей численности населения страны, мира в целом б) перемещение населения из деревни в город;

в) перемещение животных из местности в местность; г) перемещение людей из города в город.

  1. Что такое демографический кризис? а) повышение численности населения; б) снижение численности населения; в) нарушение воспроизводства населения, угрожающее существованию самого населения.

г) переизбыток населения;

  1. Какие вы знаете альтернативные источники энергии?

а) энергия Солнца, ветра,  воды, водородная энергия, механическая энергия.

б) электрическая энергия; в) природная энергия; г) биологическая энергия.

  1. Какие отрасли промышленности являются по вашему мнению основными загрязнителями природной среды? а) металлургическая промышленность; б) легкая промышленность;

в)деревообрабатывающая промышленность; г) все виды отрасли промышленности;

  1. Что такое ПДК?

а) предельно допустимая концентрация; б) предельно деловая концепция;

в) предельно допустимая конвекция; г) правильно допущенная концентрация

  1. Какие признаки отличают живое от неживого?

а) дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются.

б) дышат, двигаются, не растут, не размножаются;

в) передвигаются, дышат, размножаются;

г) растут, дышат, размножаются

Итоговый  контрольный тест по экологическому образованию


1.Слой атмосферы наиболее подверженный антропогенному загрязнению:

А) стратосфера Б) тропосфера В) мезосфера Г) экзосфера

2. Установить соответствие:

Загрязнитель                                   Источник загрязнения

1)Хлорфторуглеводороды                   А)Авария на нефтедобывающей платформе

2)Тяжелые металлы                              Б)Транспорт

3)Пестициды                                         В)Холодильные установки  

4)Нефтепродукты                                 Г) Сельское хозяйство

(1В, 2Б, 3Г, 4А)

 3.Синэнергетический эффект часто возникает при выбросах:

а) черной металлургии;                 в) химической промышленности;

б) пищевой промышленности;     г) целлюлозно-бумажной промышленности

4. Воздействие кислотных дождей приводит к:

А) закислению водоемов Б) разрушению озонового слоя

В) повышению средней температуры на Земле Г) увеличению количества СОна планете

5.   Продолжите  предложение:

Перевыпас скота на склонах гор может привести к образованию…  (селевых потоков, селей)

6.   Установите последовательность действий  возникновения  глобального потепления климата:

А) таяние ледников Б) вырубка леса

В) повышение средней температуры на Земле Г) повышение содержания СОв атмосфере  

(Б, Г, В, А)

7. Установить соответствие:

Закон экологии                                                                 Пример

1)«Всё должно куда-то деваться»                       А) Разложение растительных остатков

2)«Природа знает лучше»                                    Б) Уменьшение численности хищников, из-за

сокращения    численности травоядных

3)«Ничто не дается даром»                                  В) Загрязнение гидросферы пластмассами

4) «Всё связано со всем»                                      Г) Высадка саженцев на месте вырубленного леса

(1В, 2А, 3Г, 4Б)

8.Какой природный ресурс сейчас используется гораздо больше, чем другие?

а). Лесные ресурсы

б). Полезные ископаемые

в). Почвенные ресурсы

г). Водные ресурсы.

9. Установите соответствие:

Природный ресурс                                                        Положение в классификации

1)Почва                                                                                 А) Исчерпаемые

2)Полезные ископаемые                                                      Б)Неисчерпаемые

3)Солнечная энергия

4)Лесные ресурсы    

(1А, 2А, 3Б, 4А)

10. Что  является причиной истощения лесных ресурсов:

А) кислотные дожди

Б) образование железняков

В) лесные пожары

Г) нерациональная рубка леса

11. Способ борьбы с инфразвуковым загрязнением:

А) озеленение

Б) бетонные стены

В) ослабление его в источнике образования

Г) шумоизоляция

12.  Что не будет относиться к  профилактике лесных пожаров:

а). Просеки; б). Пожарные вышки; в). Встречные пожары;

     г). Противопожарная пропаганда среди населения

13. Установите соответствие:

Природный ресурс                                                        Положение в классификации

1)Лесные ресурсы                                                                А)Возобновимые

2)Полезные ископаемые                                                      Б)Невозобновимые

3)Животный мир

4) Водные ресурсы  

    (1А, 2Б, 3А, 4А)

14. Продолжите предложение:

Почва под вырубленными тропическими лесами  покрывается  красной твердой коркой, которая называется….  (железняк)

15.  Гамма кванты можно задержать:

А) бумагой;       Б) бетоном;    В) доской;     Г) тканью

16.  Установите соответствие:

Лесные массивы                                                  Категория лесов

1) Сибирь                                                               А) Первичные

2) Бассейн Амазонки                                            Б) Вторичные

3) Юго-Восточная Азия
4) Западная Европа  

              (1А, 2А, 3А, 4Б)

17.  Какая ответственность предусмотрена для лиц нарушивших природоохранное      законодательство:

А) уголовная Б) социальная В) административная Г) экологическая

18.   Продолжите предложение:

Основным последствием вырубки лесов на планете является увеличение количества…(углекислого газа, СО2)

19.  Установите соответствие:

Загрязняющее вещество                                                     Воздействие загрязнителя

1) углекислый газ                                                     А) разрушение озонового слоя

2) фреоны                                                                  Б) глобальное потепление климата

3) тяжелые металлы                                                 В) кислотные дожди

4) оксиды серы и азота                                             Г) мутации растений

(1Б, 2А, 3Г, 4В)

20. Вставьте пропущенное слово:

Лесные экосистемы умеренного пояса и тайги …. устойчивы к рубке, чем тропические. (более)

21.  Установите соответствие:

Источник энергии                                               Положение в классификации

1) гелиоэнергетика                                  А) Альтернативный способ
2) использование нефти                          Б) Традиционный способ получения энергии
3) геотермальная энергия
4) использование газа                                       (1А, 2Б, 3А, 4Б)

22.  Установите последовательность этапов образования Лос-Анджелесского типа смога:

А) действие солнечной радиации Б) отсутствие ветра В) выхлопы автотранспорта

Г) фотохимические реакции                   (А, В, Б, Г)

23.   Продолжите предложение:

За последние 20 лет уровень шума в крупных городах планеты возрос на 15-20 дБ в основном за счёт…(транспорта, автотранспорта)

24.  Установите последовательность стадий очистки воды на очистном сооружении:

А) химическая Б) биологическая В) механическая Г) отстаивание                       (Г, В, А, Б)

25.  Предельно допустимая граница шумового воздействия на организм человека:

А) 100дБ Б)  50дБ

В) 80дБ Г) 35дБ

17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!