СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа гуманитарно-филологического цикла «Славянская культура»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данная программа направлена на формирование эффективного процесса приобретения учащимися знаний и навыков в области истории родного языка и вековых традиций славянского мира,   основана на развитии интереса к исследовательской деятельности.  

        Программа состоит из основного и исследовательского модулей, в содержании  занятий которых прослеживается логическая связь с тематическим планированием общеобразовательной программы.   Программа рассчитана на школьников 14-15 лет с неодинаковым уровнем базовой подготовки.

Срок освоения программы – 1 год.

Объем программы:  35 часов за год, по одному часу в неделю.

         

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа гуманитарно-филологического цикла «Славянская культура»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

г. Мичуринска Тамбовской области





Дополнительная общеобразовательная

программа

гуманитарно-филологического цикла

« Славянская культура»



Возраст обучающихся:14-15 лет

Срок реализации программы 1 год.














Автор-составитель программы:

Шелковников Игорь Вячеславович,

учитель русского языка и литературы









г. Мичуринск, 2019

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Славянская культура» подготовлена с учетом базовых требований и учебных программ для занятий во внеурочное время.


Уровень освоения программы: предпрофильный.

Актуальность.

За последние 30 лет отечественная культура, основанная и взращенная многие столетия тому назад на уникальных славянских традициях, понесла огромный урон. Что тому явилось причиной? Увы, таких причин много. Вот лишь самые коварные из них:

  • ничем не мотивированное заискивание перед американизмом и так называемой западной псевдокультурой;

  • бездумное копирование (на бытовом и культурном уровнях) западного образа жизни;

  • подспудное «воспитание» не достойного гражданина России, а жалкого потребителя – собственника со ссылкой на «общечеловеческие ценности»;

  • появление «иванов, родства не помнящих», которые брезгливо отвергают родное, исконно русское. Это печально известные хиппи, рокеры, кришнаиты, панки и прочая человеческая нечисть.

Наши дети напрочь забывают культурно-исторические традиции славянства, низкопоклонствуют перед поп-культурой, загаживают певучую русскую речь Пушкина, Толстого и Чехова иноязычными «перлами». Можно ли капитулировать перед данным злом? Думаю, нет!

Что мы сегодня можем успешно противопоставить «общечеловеческой культуре»? Что можно сделать для того, чтобы русские дети не только любили свою Родину, но и сознательно гордились этнической принадлежностью к славянскому миру?

Естественно, в одночасье сознание молодого человека не перестроишь, как ни старайся! Нужен осторожный, системный и довольно длительный воспитательный процесс, включающий в себя необходимые основы: знакомство с культурно-исторической базой, знание славянской этнографии, стимулирование интереса к изучению русского языка, литературы, «подсознательная» опора на славянский этнический фольклор.

Другими словами, хочется обратиться к начальной строке Вечной Книги: «Вначале было Слово». Да, именно живой интерес к слову, использование учителем яркого и выразительного русского слова в качестве инструмента психологического воздействия – это, на мой взгляд, первоосновы системы патриотического воспитания молодых русичей в лингво-этнографическом плане. Замечательно, когда в процессе урока дети совершают настоящие открытия, изучая этимологию древнейших индоевропейских слов, наблюдая ролевую функцию этих же слов в системе русской речи.

Вывод прост и поразителен: изучая речь, мы изучаем культуру, историю и даже бытовую сторону жизни родного народа.

Данная программа направлена на формирование эффективного процесса приобретения учащимися знаний и навыков в области истории родного языка и вековых традиций славянского мира, основана на развитии интереса к исследовательской деятельности.


Новизна.

Программа состоит из основного и исследовательского модулей, в содержании занятий которых прослеживается логическая связь с тематическим планированием общеобразовательной программы. Программа рассчитана на школьников 14-15 лет с неодинаковым уровнем базовой подготовки.

Срок освоения программы – 1 год.

Объем программы: 35 часов за год, по одному часу в неделю.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в каждой группе после уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН. Такое распределение должно стать оптимальным для полноценного усвоения материала без психологической и эмоциональной перегрузки.

Общими моментами в работе группы являются – выполнение поставленных задач; привитие школьникам навыков сравнительно-исторического языкознания; участие в олимпиадах, конкурсах, диспутах.

Система филологической подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий.

Целью является формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования гуманитарных знаний и умений, формирования общей языковой культуры.

Задачи программы:

Обучающие:

– расширение знаний на основе глубокого и прочного освоения учебного материала;

– осуществление практического изучения морфологии, систематики и эволюции систем языка;

– знакомство с методами исследования, обучение умению выбирать и использовать конкретные методы и методики;

– овладение техникой эксперимента и способностью формулировать проблему исследования с использованием разнообразных форм организации работы;

– ознакомление с принципами сохранения языка и славянских культурных традиций.

Развивающие:

– развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал и научную литературу;

– поддержка интереса к изучению объектов языковой природы, развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности;

– развитие эмоционально-эстетического и нравственного восприятия языка, логической памяти и внимания;

– создание необходимых условий для развития творческой личности и выработки у каждого обучающегося своей жизненной позиции.

Воспитательные:

– практическое участие школьников в различных мероприятиях и исследовательской работе по изучению родного языка;

– формирование навыков бережного отношения к истории и языку;

– развитие чувства коллективизма и создание комфортного микроклимата в общении друг с другом.

Специальные:

– осуществление подготовки учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности и начальная профориентация.


Этапность.

Реализация программы предполагает наличие определенной структуры организации деятельности, которая опирается на системно разработанные блоки изучения.

Отличительные особенности данной программы заключаются в следующем:

  • Использованы интересные методы и формы работы с учащимися (активные методы дистанционного обучения, конференции, соревнования и т.д.).

  • Формирование прочных знаний и навыков в области экологического образования у подрастающего поколения осуществляется путем вовлечения учащихся в реальную практическую и исследовательскую деятельность с учетом местных условий.

  • Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

Подготовка к этнографическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы.


Основные принципы программы.

Программа «Славянская культура» опирается на несколько ключевых методологических принципов ее построения.

  • Принцип научности и доступности. Он включает необходимое рассмотрение объектов языковой славянской природы во взаимосвязи с общерусской системой устного и письменного общения.

  • Принцип личностно-ориентированного подхода (обращение к опыту учащихся). Он направлен на воспитание позитивных качеств личности, формирующейся в условиях развитой языковой культуры.

  • Принцип систематичности, последовательности и наглядности обучения.

  • Принцип межпредметный, который заключается в обеспечении связи между историей, языкознанием, археологией, этнографией, а также в формировании межпредметного взаимодействия современных гуманитарных знаний.




Возрастно-психологические особенности учащихся.

Дети в возрасте 10-16 лет – настоящие исследователи. Если им привить навыки осознанного изучения мира, его объектов, то такой интерес может сохраниться в сознании людей на всю жизнь. Обучающимся необходим благой пример, и от учителя зависит многое: будут ли ребята в дальнейшем пытливыми исследователями, или же они превратятся в инертных наблюдателей вроде жителей аквариума.


Технологии, методики:

В основе методики лежит проблемно-поисковый подход. Этот подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение детьми предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с образцом. Детям не даются готовые знания, а организуется целенаправленная деятельность по их добыванию.

Какие же цели и задачи ставлю перед собой я, будучи учителем-словесником?

  • Внимательное исследование пластов русской лексики на уровне этимологии.

  • Наблюдение за функциональными особенностями синтаксических конструкций в русской речи.

  • Исследование тесных (явных и скрытых) связей, существующих между великорусским языком, общеславянскими историей, этнографией и даже бытом родственных славянских народов (с конца первого тысячелетия до н.э. до нашего времени)

  • Осуществляя процесс познания славянской культуры, содействовать делу патриотического воспитания юношества.

  • Духовно сближая детей с общеславянским культурным «морем», необходимо знакомить их с местными народными традициями, диалектными особенностями речи и т. д.


Формы и методы работы.

При проведении занятий используются различные методы: методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы – беседа, наблюдения, опыт.

В качестве наглядного материала применяются схемы, опорные, таблицы, плакаты, презентации и фильмы.

Используются нестандартные формы проведения занятия (экскурсия, опыт, исследование, путешествие, викторина, практикумы и др.). Одной из эффективных форм работы является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение учащихся, пробуждается интерес, развиваются наблюдательность и навыки самостоятельной работы.

Для оценки учебных результатов используются различные формы и способы их проверки: проверочные тесты, карточки с заданиями, практические задания, индивидуальные задания, рефераты, выступления на массовых мероприятиях, наблюдение за выполнением заданий, собеседование, заслушивание, практическое использование навыков и т. п.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной програм­мы – тестирование (текущий и итоговый контроль), исследовательские проекты, научно-практические конференции.

Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы.




Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности « Славянская культура»

      Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

    • формирование целостного мировоззрения; осознание единства и целостности культурного славянского мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

    • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

    • формирование логического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения языковой среды;

    • формирование экологической культуры языка;

    • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о филологии; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования родного языка, формированием интеллектуальных умений.


       Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

    • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности;

    • умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

    • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

    • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

    • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты;

    • умение формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение;

    • освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности;

    • формирование приёмов работы с информацией (поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей, понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.).


Предметные результаты

  • выделение существенных признаков объектов языка (слово, предложение, текст, устная и письменная речь);

  • объяснение роли языка в практической деятельности людей; места и роли славянства во всемирной истории;

  • овладение методами мониторинга.









Учебный план.

Средняя возрастная группа – 14-15 лет.

(1 раз в неделю по 1 часу)

п/п

Тема занятия

Всего

Лекции

Экскурсии

Практические

работы

Семинары

Контроль

1-2

Индоевропейская общность народов. Их происхождение и заселение Европы и Азии. Кельты, германцы и славяне.

2

1





3

Теории ученых относительно происхождения славянской ветви. Этруски, венеды, рутены, скифы-пахари, русы.

1

1





4-5

Н. К. Рерих и его теория «индо-славянского братства»

2

1



1


6-7

Этимологическая страница. Отголоски мифологии, поверий и быта славян в современном русском языке

2



1


1

8

Славянская мифология в русском фольклоре

1

1


1



9

Традиции славянского фольклора в творчестве русских литературных классиков.Урок-игра.

1

1


1



10

«Живое древо ремесел» Встреча с народными умельцами

1


1




11

Интеллектуальная викторина «Что? Где? Когда?» Отголоски славянской мифологии в произведениях поэтов и писателей 20 века.

1





1

12

Славянская топонимика. Русская история в географических названиях.

1

1





13-14

О чем могут поведать топонимы Тамбовской земли. Исторические и мифологические корни топонимов Тамбовщины. Мордва и восточные славяне.

2



1



15-16

Историческая топонимика России. (Тест)

2



1


1

17-18

Почему мы так говорим? Общеславянская история в русских фразеологизмах.

2

1





19-20

Фразеологическое «зеркало» обычаев, поверий, быта восточных славян.

2

1



1


21-22

Русская диалектная лексика. Вопрос о казачьих южнорусских диалектах.

2

1





23-24

Тамбовские диалектизмы как составная часть южнорусской диалектной лексики

2



1



25-26

Категории рода в славянских языках.

«Размытый» средний род и причины исчезновения.

2



2



27-28

Восточнославянская общность как опора православной христианской культуры

2






29-30

Славяне – католики и мусульмане. Трагический опыт Югославии в преодолении межславянских конфликтов.

2






31-32

Крещение Руси – важнейший фактор развития русской культуры. (Экскурсия в православный храм)

2


1


1


33-34

Идеология панславизма в современном мире. От Юрия Крыжанича до Всеславянского Конгресса.

2

2


2



35.

Итоговое тестирование. Анализ и рекомендации.

1





1

Блоковый конгломерат планируемых занятий позволит производить своевременную диагностику изменения уровня знаний обучающихся, расширить и выявить цели и методы воздействия со стороны учителя-наставника. Интересно то, что данная программа призвана «разбудить» в сознании обучающихся интерес к самостоятельному изучению азов сравнительного языкознания, панславистики, археологии, истории происхождения индоевропейской общности.

Методы и формы работы возможно разнообразить, следуя знаменитому постулату: все жанры хороши, кроме скучного.

Думается, искусно и осторожно перемежая лекционный материал с семинарско-практической работой, игровыми и исследовательскими формами работы, можно достичь довольно хороших результатов, тем более что в русском обществе появился интерес к изучению своих корней.


Ожидаемые результаты - знания, умения, навыки, формируемые в процессе реализации программы:

после года обучения должны знать:

  • особенности происхождения славянства;

  • лингвистические, культурно-исторические сходства и различия трёх ветвей современных славянских языков;

  • периоды эволюции родного русского языка;

  • культурные традиции славянства;

  • формы и методы лингвистического материала на примере говоров и наречий Тамбовской области как составной части Южной России;

  • методику проведения исследовательских и практических работ, составления проектов.

Учащиеся должны владеть умениями и навыками:

  • уметь классифицировать славянские языки и русские диалекты;

  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  • применять полученные знания в ходе проведения самостоятельных работ;

  • использовать инструменты, оборудование, измерительные приборы;

  • работать со справочной и дополнительной литературой;

  • работать с программами Power Point, Photo Shop, Word;

  • создавать и представлять индивидуальные исследовательские проекты.


Условия реализации программы.

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия.

Материально-техническое обеспечение:

  • наличие учебного класса (аудитории) со столами, стульями, доской, специальным техническим оборудованием для демонстрации наглядного, видео, аудио- материала;

  • специальная библиотека учебно-методической и научно-популярной литературы по изучению лингво-культурных традиций славянского мира.

Методическое обеспечение:

Раздаточный материал:

  • инструкционные карты по технике безопасности;

  • методики исследования;

  • права и обязанности учащихся.

Демонстрационный, наглядный, иллюстративный материал:

  • наглядные пособия: плакаты, схемы, карточки лингвистического, исторического, географического содержания;

  • обнаруженный в процессе работы материал.

Информационный материал:

  • литература по языкознанию;

  • произведения художественной литературы;

  • журнальные подборки.

Методические рекомендации для педагогов

  • методические разработки к занятиям и проведению экскурсий.

Кадровое обеспечение:

  • учитель русского языка и литературы, владеющий профессиональными знаниями, умениями и навыками.















Список литературы

  1. Азбелева С. Н. Русская народная проза.- М., 2002.

  2. Арсирий А. Т. Занимательно о русском языке.- М., 1995.

  3. Введенская Л. А. Русское слово. - М., 2011.

  4. Винникова А.З. По дорогам минувших столетий. - Воронеж, 1990.

  5. Гольдин В.Е. Речь и этикет. - М., 2009.

  6. Горбаневский М. П. В мире имен и названий. - М., 1987.

  7. Гранин Г. Г. Секреты орфографии. - М., 2014.

  8. Карамзин Н. М. История государства Российского. - М.,2002.

  9. Малина Я., Малинова Р. Прыжок в прошлое. - Москва-Прага, 1988.

  10. Матвеев И. Г. Дорогами тысячелетий. История и речь. - М., 1995.

  11. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы.- М., 2018

  12. Словарь славянской мифологии// Под редакцией Петрухина В. Я. - М., 1995.

  13. Суслова А. Я. О русских именах. – Л., 2015.

  14. Энциклопедия для детей. Искусство. Т.8. - М, 1999.

  15. Энциклопедия для детей. Религии мира. Язычество. Христианство. Т.6-7. -М.,1999.



12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!