СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа "Школа хороших манер"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная программа "Школа хороших манер" для дошкольников, разработана по социальному заказу педагогических работников дошкольных учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа "Школа хороших манер"»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Куртамышского района «Дом детства и юношества»







ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического совета Директор МКУДО ДДЮ

от « »________ 2017 г. __________ Т.И.Колобова

Протокол №____ «____» ___________ 2017г.








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности

«Школа хороших манер»

Для обучающихся 6 – 7 лет

Срок реализации 1 год








Автор составитель: Белозерова Юлия Владимировна,

педагог дополнительного образования









Куртамыш

2017



Рецензент: Шадрина Татьяна Ивановна, старший воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ Куртамышского района «Куртамышский детский сад №8»



Рецензент: Радионова Ирина Павловна, педагог первой квалификационной категории МКУ ДО Куртамышского района «Дом детства и юношества»









Рассмотрена методическим советом

МКУДО Куртамышского района «Дом детства и юношества»

Протокол №___ от «___» ___________ 201 г.

Председатель МС _______________



Рассмотрена методическим советом

МКУДО Куртамышского района «Дом детства и юношества»

Протокол №___ от «___» ___________ 201 г.

Председатель МС _______________



Рассмотрена методическим советом

МКУДО Куртамышского района «Дом детства и юношества»

Протокол №___ от «___» ___________ 201 г.

Председатель МС _______________



СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт программы ……………………………………………………………….. 4

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

    1. Пояснительная записка ………………..……………………………………… 7

    2. Цель и задачи программы ……………………………………………………… 7

    3. Планируемые результаты ……………………………………………………….8

    4. Сводный учебный график ………………………………………………………10

    5. Учебно-тематический план ……………………………………………………10

    6. Содержание программы ...…………………………………………………… 12

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1 Условия реализации программы ………………………………………………18

2.2 Формы аттестации/контроля …. ……………………………………………… 18

2.3 Оценочные материалы …..…………………………………………………… 19

2.4 Методические материалы…………………………………………………………19

2.5 Список литературы и интернет-источников...………………………………… 24

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Календарный учебный график ……………………………………. 26

Приложение 2. Психологические особенности ……………………….…………… 32

Приложение 3. Вопросы для «маленького экзамена» ……………………………..33

Приложение 4. Ситуации ……………………… …………................................... .. 34

















Паспорт программы

Наименование программы

Школа хороших манер

Ф.И.О. автора-составителя программы

Белозерова Юлия Владимировна

Учреждение, где планируется реализация программы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Куртамышский детский сад №5», «Куртамышский детский сад №8»

Творческое объединение

Школа хороших манер

Тип программы

Модифицированная

Направленность программы

Социально-педагогическая

Область деятельности

Культурология, риторика, этика, эстетика

Срок обучения

1 год

Образовательная область

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

Возраст обучающихся

6 – 7 лет

Уровни освоения

Вводный (ознакомительный)

Цель программы

Формирование нравственных качеств личности, развитие коммуникативной культуры и культуры поведения обучающихся посредством этикета

С какого года реализуется

2010 г.





















Рецензия

Рецензия на дополнительную общеобразовательную программу педагога дополнительного образования МКУДО Куртамышского района «Дом детства и юношества» «Школа хороших манер» Белозеровой Юлии Владимировны.

Данная программа обеспечивает образовательно-воспитательный процесс по этикету в детском саду. Программа рассчитана на 1 год обучения. Она позволяет коммуникативную компетентность обучающихся, расширять круг умений и навыков на занятиях, способов деятельности. Программа знакомит обучающихся с правилами соблюдения этикета в общественных местах, за столом, на улице, межличностным отношениям, толерантности. Содержит теоретические сведения и практические задания для обучающихся. Ступени образования не являются замкнутыми циклами, что обеспечивает плавный рост в творческом развитии обучающегося, давая равные возможности для реализации своего потенциала. Это формирует у обучающегося адекватную самооценку и делает очевидной значимость личности, сумевшей проявить и реализовать себя.

Преемственность обучения дает возможность обучающимся овладеть знаниями на достаточно высоком уровне. Этому способствует и запланированное количество часов для практической работы.

Обучающиеся в процессе изучения данной программы должны уметь анализировать свои поступки и соизмерять их с понятиями порядочности, чести и достоинства, стремиться к совершенствованию физической красоты и нравственности.

Программа изложена ясным и четким языком, логически выстроена. Использование игровых технологий на занятиях способствует активизации творческой деятельности обучающегося. Программа может быть рекомендована педагогам дополнительного образования.







Рецензент _________________________________________________















Рецензия

Рецензия на дополнительную общеобразовательную программу педагога дополнительного образования МКУДО Куртамышского района «Дом детства и юношества» «Школа хороших манер» Белозеровой Юлии Владимировны.

Данная программа обеспечивает образовательно-воспитательный процесс по этикету в детском саду. Программа рассчитана на 1 год обучения. Она снабжена богатым учебно-методическим комплексом, призванным обеспечить ее успешную реализацию, составлена с учетом современных требований.

Актуальность программы и ее новизна для системы дополнительного образования детей определяется успешной социализацией ребёнка в современном обществе, его продуктивным освоением разных социальных ролей.

Структура программы представляет собой логическую последовательность, составлена в соответствии с требованиями и состоит из пояснительной записки, содержания, планируемых личностных и метапредметных результатов освоения курса, содержания, календарного планирования, списка литературы, приложения. В пояснительной записке указаны актуальность, программы, ее новизна, прописаны цели и задачи, указана продолжительность и периодичность занятий, прописано необходимое оборудование. Достаточно полно раскрыта содержательная часть программы, указаны основные темы и разделы занятий. Список литературы достаточный, включает интернет-ресурсы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Школа хороших манер» предполагает возможность вариантного и разноуровневого изучения курса в зависимости от умственных способностей учащихся и уровня их подготовки. Соответствует возрастным особенностям обучающихся, санитарно-гигиеническим нормам.

Содержание учебного пособия помогает создать положительную мотивацию, способствует развитию личностных, метапредметных и предметных умений обучающихся. Разработка предлагает новый, нетрадиционный подход к предъявлению новых знаний, опирается на многочисленные источники информации. Материал учебного пособия изложен грамотно, последовательно.

Таким образом, данная общеобразовательная программа «Школы хороших манер» для дошкольников представляет собой практический интерес для педагогов, является актуальной в условиях реализации новых образовательных стандартов, способствует привитию у обучающихся интереса к мыслительной деятельности. Программа может быть использована воспитателями дошкольных учреждениях.




Рецензент _________________________________________________







I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Пояснительная записка

1.1. Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Школа хороших манер» имеет социально-педагогическую направленность и реализуется с 2010 года.

1.2 Актуальность программы

Слово «Этикет» родилось во Франции в период правления короля Людовика XIV. На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения. Именно тогда их правила поведения, общения и учтивости, стали называть этикетом.

Этикет – явление исторически изменчивое, и, конечно, этикет сегодняшнего дня значительно отличается от правил «хорошего тона» и приличных манер не только времен Людовика XIV, но и эпохи российского императора Петра I: по сравнению с ними современный этикет стал менее церемонным, более простым и демократичным. Он рассчитан на сближение людей, это, прежде всего искусство общения и поведения в обществе. По словам академика Д.С. Лихачева, «в основе всех хороших манер лежит одна забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо».

Знание правил этикета остается необходимым атрибутом воспитанного, культурного, достойного человека.

Актуальность программы заключается в том, что знания детьми этикета, правил, принятых в цивилизованном обществе, являются для них жизненной необходимостью. Правила хорошего тона упорядочивают человеческие отношения, облегчают общение и взаимопонимание. Они учат с честью выходить из неожиданных ситуаций. Правила хорошего тона представляют собой буфер, смягчающий удары и трения, неизбежно возникающие при человеческих контактах.

Поскольку без определенных правил, которые должны стараться соблюдать все, жить было бы непросто, дети должны хорошо знать правила поведения в общественных местах, на улице, в театре, транспорте, в гостях, за столом; иметь представления о нормах и стиле одежды, о манерах и культуре речи – обо всем том, что называют этикетом.

Педагогическая целесообразность программы в том, что она помогает педагогу решать важнейшую проблему – пробудить в детях желание стать культурными, воспитанными людьми, научиться основным правилам поведения в типичных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное решение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе. Осмысленный подход позволит ребенку понять что окружающим, обществу не все равно, как человек ест, ходит, садится, разговаривает и, самое главное, как он поступает; ребенок поймет, что его поведение – не его личное дело, и, как мудро высказался Джонатан Свифт, «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».

Данная программа поможет обучающемуся выработать у себя такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность и толерантность по отношению к окружающим.

1.3 Цель и задачи программы

Цель: формирование нравственных качеств личности, развитие коммуникативной культуры и культуры поведения обучающихся посредством этикета.

Задачи:

Обучающие:

- научить практическим умениям поведения: знакомиться, приглашать в гости, сервировать стол;

- познакомить с основами столового этикета, поведения в театре, в транспорте;

- формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в общении с окружающими;

- усвоение форм приветствия, обращения, выражения просьбы.

Воспитывающие:

- воспитывать вежливость, предупредительность, уважительное отношение к окружающим; качества, предполагающие социальную компетентность и учет позиций партнеров по общению;

- формировать культуру общения, поведения, этических представлений, умения говорить спокойно, внимательно слушать собеседника;

- прививать устойчивые нормы поведения;

- воспитывать бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам.

Развивающие:

- развивать умение управлять своим поведением в общении с окружающими; обогащать словарный запас;

- развивать внимание, мышление, творческое воображение, коммуникативные качества и навыки.

1.4 Адресат программы

В группу первого года обучения принимаются все поступающие, специального отбора не производится. Численность детей в группе: весь состав.

По программе «Школа хороших манер» занимаются обучающиеся 6 - 7 лет.

1.5 Срок освоения программы

Программа рассчитана на 1 год обучения.

1.6 Режим занятий

Продолжительность занятий по 30 минут один раз в неделю. Программа рассчитана на 36 академических часов.

1.7 Формы организации образовательного процесса и виды занятий

Программой предусматриваются различные формы организации образовательного процесса: познавательные занятия, беседы, игры, викторины, конкурсы, чтение художественной литературы, заучивание правил.

1.8 Отличительные особенности

Широкое привлечения для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам.

Другой отличительной особенностью программы является ее направленность на обучающихся старшего дошкольного возраста, наиболее восприимчивым к усвоению правил и норм поведения, которые они искренне принимают из уст педагога, являющегося для них авторитетом.

Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний умений и навыков. Обучающийся продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая все более сложные темы. Все темы взаимосвязаны, каждая последующая тема базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках.

1.9 Планируемые результаты

Требования к результатам освоения:

В результате освоения программы обучающиеся

будут знать:

- представление о том, что можно, что нельзя делать;

- представление о хороших и плохих привычках, о необходимости избавления от дурных привычек;

- правила поведения за столом, в общественных местах, на улице;

- поступки и привычки с примерами поведения близких людей, сверстников, героев сказок;

будут уметь:

- представлять свои действия в воображаемой ситуации;

- правильно относиться к соблюдению и нарушению общечеловеческих норм и принципов морали;

- доброжелательно относиться к сверстникам, родителям, другим взрослым, уважать их права и интересы;

- видеть, понимать и сравнивать свои положительные и отрицательные поступки;

приобретут навыки:

- приемов вежливого поведения, обращения с окружающими, употребляя в речи "волшебные" слова; использовать интонацию в речи;

- продуктивно взаимодействовать с другими людьми;

- овладение поведения в театре, общественном транспорте, в гостях.

Личностные, предметные и метапредметные результаты.

Личностные результаты

Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • понимать, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;

  • определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

  • работать по предложенному учителем и совместно составленному плану;

  • совместно с учителем и другими учениками, а также самостоятельно давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Познавательные УУД:

• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

• находить нужную информацию из разных источников: книг, наблюдений, беседы с взрослыми, интернета, интерпретировать полученную информацию;

• делать выводы в результате совместной работы в парах, группах;

• сравнивать и группировать изучаемые объекты.

Коммуникативные УУД:

• оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);

• слушать и понимать речь других;

• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и с взрослыми).




1.10 Сводный учебный план

Раздел занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Знакомство. Что такое этикет

3

0,6

2,4

2

Я и моя семья

4

0,8

3,2

3

Речевой этикет

6

1,05

4,95

4

Этикет в общественных местах

8

1,5

6,5

5

Столовый этикет

6

1,2

4,8

6

Толерантность

5

1,35

3,65

7

Культура внешности

4

0,75

3,25


Итого

36

6,85

29,15


1.11 Учебно-тематический план

Раздел, тема

Количество часов

Форма проведения занятий

Формы аттестации (контроля)

всего

теория

практика

Раздел 1 Знакомство. Что такое этикет (3 часа)


1.1

Вводное занятие. Волшебные «добрые» и «злые» слова

1

0,25

0,75

Игра

Беседа

1.2

Приветствуем друг друга

1

0,1

0,9

Фронтальная

Беседа, игра

1.3

Обобщающее занятие. Хорошие манеры

1

0,25

0,75

Фронтальная

Опрос

Раздел 2 Я и моя семья (4 часа)


2.1

Порадовать маму, как это просто!

1

0,2

0,8

Групповая

Творческая работа

2.2

Бабушка заболела

1

0,25

0,75

Игра-ситуация

Рисование

2.3

Уроки Мойдодыра

1

0,1

0,9

Ролевая игра

Инсценировка

2.4

Не только одежда красит человека

1

0,25

0,75

Фронтальная

Кроссворд

Раздел 3 Речевой этикет (6 часов)


3.1

Правила хорошего тона

1

0,25

0,75

Фронтальная

Беседа, игры

3.2

Как быть послушным. Мое настроение. Что я люблю

1

0,15

0,85

Игра-ситуация

Ситуация

3.3

Беседа по телефону

1

0,15

0,85

Беседа

Инсценировка

3.4

Дружба. Я не жадина!

1

0,2

0,8

Фронтальная

Правила

3.5

Я встречаю гостей. Меня позвали в гости

1

0,15

0,85

Игра-ситуация

Ситуации, игра

3.6

Как правильно дарить и принимать подарки

1

0,15

0,85

Комбинированное

Опрос

Раздел 4 Этикет в общественных местах (8 часов)


4.1

Идем в театр. Поездка в автобусе. Я – пешеход

1

0,1

0,9

Игра-ситуация

Инсценировка

4.2

Хорошо в детском саду

1

0,15

0,85

Игра

Педагогическое наблюдение

4.3

Что такое садик и школа

1

0,25

0,75

Фронтальная

Игра

4.4

На детской площадке играет детвора

1

0,15

0,85

Игра-ситуация

Беседа

4.5

В больнице. Врач и пациент

1

0,25

0,75

Игра-ситуация

Педагогическое наблюдение

4.6

Лес – наш общий дом

1

0,25

0,75

Виртуальная экскурсия

Рисование

4.7

Национальный этикет

1

0,25

0,75

Комбинированное

Творческая работа

4.8

Правила поведения в музее

1

0,1

0,9

Игра-ситуация

Ситуации

Раздел 5 Столовый этикет (6 часов)


5.1

Правила поведения за столом

1

0,25

0,75

Фронтальная

Беседа

5.2

Обобщающее занятие. Поведение за столом

1

0,25

0,75

Фронтальная

Опрос

5.3

Милости просим

1

0,25

0,75

Игра-ситуация

Ситуации

5.4

Красота на столе и за столом

1

0,2

0,8

Фронтальная

Беседа, игра

5.5

Меня позвали в гости. Я встречаю гостей

1

0,15

0,85

Игра-ситуация

Игра

5.6

Накроем стол. Мой день рождения

1

0,1

0,9

Ролевая игра

Игра

Раздел 6 Толерантность (5 часов)


6.1

Я с тобой дружу. Я с тобой не дружу

1

0,1

0,9

Беседа

Педагогическое наблюдение

6.2

Терпение – нетерпение

1

0,2

0,8

Игра-ситуация

Самоанализ

6.3

Сопереживание – сочувствие – безразличие

1

0,1

0,9

Комбинированное

Педагогическое наблюдение

6.4

Обобщающее занятие. Толерантность

1

0,25

0,75

Фронтальный

Взаимоанализ

6.5

Щедрость. Как это просто

1

0,3

0,7

Фронтальная

Викторина

Раздел 7 Культура внешности (4 часа)


7.1

Как обращаться со своими игрушками, книгами, одеждой

1

0,15

0,85

Фронтальная

Беседа

7.2

Как правильно обращаться с окружающими тебя вещами

1

0,2

0,8

Комбинированное

Игра

7.3

Обобщающее занятие. Как обращаться с чужими предметами

1

0,3

0,7

Фронтальная

Опрос

7.4

Итоговое занятие. Маленький экзамен

1

0,1

0,9

Беседа

Экзамен


Итого

36

6,85

29,15



1.12 Содержание программы

Название темы

Содержание

Образовательный результат

Теория

Практика

Раздел 1 Знакомство. Что такое этикет (3 часа)

1

Вводное занятие. Волшебные «добрые» и «злые» слова

Познакомить детей с понятием «Этикет»

Учить детей соблюдать этикет и быть приятным для окружающих. Учить детей поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой

Будут иметь представление об этикете, его роли в нашей жизни

1.2

Приветствуем друг друга

Роль приветствия в жизни людей.

Формы приветствия и прощания. Этикет приветствия дома и на улице

Будут знать правила хорошего тона.

Будут уметь использовать правильную интонацию при приветствии.

1.3

Обобщающее занятие. Хорошие манеры

Нормы поведения и общения

Культура общения, нормы поведения

Будут знать культуру общения.

Будут уметь манеры поведения

Раздел 2 Я и моя семья (4 часа)

2.1

Порадовать маму, как это просто!

Формировать представления о семье, любви, счастье, заботе и терпении

Чтение художественной литературе о маме

Будут знать, как правильно проявлять уважение к своим близким.

Будут уметь проявлять внимание, уважительное отношение к своим близким и маме

2.2

Бабушка заболела

Проявление чувства сопереживания

«Встреча с бабушкой», беседы, инсценировка ситуаций по теме.

Будут знать, как проявить заботу о близких.

Будут уметь сопереживать близким людям

2.3

Уроки Мойдодыра

Соблюдение правил личной гигиены

Поддержка порядка и чистота в детском саду и дома

Будут иметь понятие о вежливости, дисциплине, честности и сочувствии.

Будут уметь следить за порядком в доме и детском саду

2.4

Не только одежда красит человека

Правильное обращение с вещами

Как правильно носить и ухаживать за одеждой

Будут знать правильное обращение с вещами.

Будут уметь правильно носить и ухаживать за вещами

Раздел 3 Речевой этикет (6 часов)

3.1

Правила хорошего тона

Обращение –одна из форм речевого этикета. Формы обращения

Зависимость обращения людей друг другу, независимо от возраста, пола, социального положения

Будут знать, как правильно обращать к сверстникам, взрослым, малышам.

Будут уметь пользоваться правилами обращения друг к другу

3.2

Как быть послушным. Мое настроение. Что я люблю

Понятие проявления дружбы

Формирование у детей качества друга в повседневных отношениях

Будут знать понятие «дружба».

Будут уметь проявлять дружбу, независимо от настроения

3.3

Беседа по телефону

Телефон в нашей жизни

Построение разговора по телефону

Будут знать номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03).

Будут уметь общаться по телефону

3.4

Дружба. Я не жадина!

Качества настоящего друга и их проявления в повседневных отношениях

Правила дружбы. Отношения в группе


Будут знать, что такое честность, доброта, справедливость.

Будут уметь проявлять качество настоящего друга

3.5

Я встречаю гостей. Меня позвали в гости

Поведение дома и в гостях

Встреча гостей. Гостеприимство

Будут знать, как правильно встречать гостей.

Будут уметь приходить друг к другу в гости

3.6

Как правильно дарить и принимать подарки

Подарки своими руками. Упаковка подарка

Прививать детям умения принимать и дарить подарки

Будут знать, как принимать и дарить подарки.

Будут уметь проявлять восторг и радость при получении подарка

Раздел 4 Этикет в общественных местах (8 часов)

4.1

Идем в театр. Поездка в автобусе. Я – пешеход

Общественное место. Какие бывают общественные места

Какие бывают общественные места

Будут знать правила поведения в общественных местах. Будут уметь применять правила поведения в общественном месте

4.2

Хорошо в детском саду

Культура поведения в детском саду

Правила поведения на занятиях, во время игры

Будут знать культуру поведения в детском саду.

Будут уметь соблюдать дисциплину

4.3

Что такое садик и школа

Что такое урок и перемена, как вести себя на них

Правила поведения в помещениях

Будут знать правила поведения в помещениях.

Будут уметь соблюдать правила в данных помещениях

4.4

На детской площадке играет детвора

Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть вместе, делиться с друзьями

Формировать дружеские взаимоотношения между детьми.

Будут знать, что такое дружеское взаимоотношение.

Будут уметь общаться со сверстниками

4.5

В больнице. Врач и пациент

Что такое больница

Правила поведения в больнице

Будут знать правила поведения в больнице.

Будут уметь правильно вести себя в данном помещении

4.6

Лес – наш общий дом

Охрана и забота о природе


Соблюдение правил поведения на природе

Будут знать правила поведения в лесу.

Будут уметь соблюдать правила поведения на природе

4.7

Национальный этикет

Традиции русского гостеприимства. Народные гуляния к различным праздникам

Воспитание у детей любви к русским традициям

Будут знать историю возникновения народных традиций.

Будут уметь проявлять любовь к русским традициям

4.8

Правила поведения в музее

Что такое музей

Правила поведения в музее

Будут знать правила поведения в музее.

Будут уметь правильно вести себя в данном помещении

Раздел 5 Столовый этикет (6 часов)

5.1

Правила поведения за столом

Правила поведения за столом во время принятия пищи. Как и что есть за столом

Правила пользования приборами

Будут знать правила поведения за столом.

Будут уметь пользоваться столовыми приборами.

5.2

Обобщающее занятие. Поведение за столом

Понятие сервировки стола.

Эстетика украшения блюд на столе

Будут знать хорошие манеры за столом.

Будут уметь правильно пользоваться столовыми приборами во время трапезы

5.3

Милости просим

Подготовка к приёму гостей. Законы гостеприимства. Встреча гостей. Угощение за столом и умение вести беседу.

Приглашение в гости, способы приглашения. Основные правила поведения в гостях. Приглашение за стол.

Будут знать правила поведения, культуру и законы гостеприимства.

Будут уметь приглашать в гости

5.4

Красота на столе и за столом

Эстетика украшения блюд на столе.

Правила пользования столовыми приборами во время трапезы

Будут знать понятие сервировки стола

Будут уметь использовать хорошие манеры за столом

5.5

Меня позвали в гости. Я встречаю гостей

Что такое гостевой этикет

Как правильно принять приглашение или отклонить его

Будут знать, как правильно встречать гостей.

Будут уметь общаться с гостями и хозяевами дома

5.6

Накроем стол. Мой день рождения

Сходства и различия сервировки

Как правильно кушать

Будут знать, как можно украсить стол.

Будут уметь правильно есть тот или иной продукт – суп, мясные блюда, фрукты и т.д.

Раздел 6 Толерантность (5 часов)

6.1

Я с тобой дружу. Я с тобой не дружу

Понятие проявления дружбы


Правила дружбы. Отношения в группе

Будут знать качества настоящего друга и их проявления в повседневных отношениях.

Будут уметь выражать честность, доброту, справедливость

6.2

Терпение – нетерпение

Трудовые дела дома и в детском саду. Народная мудрость о труде

Домашние поручения и их выполнение. Твои любимые дела

Будут знать значение труда в жизни человека.

Будут уметь терпеливо относится к данной работе

6.3

Сопереживание – сочувствие – безразличие

Понятие о сопереживании, сочувствии, безразличии

Проявление чувства сопереживания к другим людям

Будут знать для чего необходимо человеку сопереживание, безразличие, сочувствие.

Будут уметь сопереживать окружающим людям

6.4

Обобщающее занятие. Толерантность

Понятие проявления дружбы


Правила дружбы. Отношения в группе

Будут знать качества настоящего друга и их проявления в повседневных отношениях.

Будут уметь выражать честность, доброту, справедливость

6.5

Щедрость. Как это просто

Понятие «щедрость»

Совершение щедрых поступков, делиться всем чем можешь и не требовать ничего взамен

Будут знать, как правильно проявить щедрость.

Будут уметь совершать щедрые поступки

Раздел 7 Культура внешности (4 часа)

7.1

Как обращаться со своими игрушками, книгами, одеждой

Как правильно обращаться со своими игрушками, книжками. Внешний вид

Для чего необходимы игрушки и для кого они, как правильно одеваться

Будут знать, как правильно обращаться с игрушками и вещами.

Будут уметь правильно обращаться со своими вещами

7.2

Как правильно обращаться с окружающими тебя вещами

Правильное обращение со своими вещами

Для чего одежда нужна человеку, какие бывают вещи

Будут знать, для чего нам нужны все эти вещи.

Будут уметь правильно обращаться со своими вещами

7.3

Обобщающее занятие. Как обращаться с чужими предметами

Чужие вещи, правила обращения с чужими вещами

Для чего нужно беречь вещи свои и чужие

Будут знать, для чего нам нужны все эти вещи.

Будут уметь правильно обращаться со своими и чужими вещами

7.4

Итоговое занятие. Маленький экзамен

Подведение итогов занятий этикета

Эстетические нормы и применение их в разных ситуациях

Будут знать правила поведения в общественных местах, за столом, дома.

Будут уметь применять данные правила этикета дома и в общественных местах















II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1 Условия реализации программы

Для успешной работы по программе "Школа хороших манер" имеет значение количество детей в группе, важно сохранить и состав группы в течение всего года. Перевод, перемещение детей не способствуют созданию теплых, доверительных отношений между детьми. Проходит достаточно много времени, пока ребенок освоится и займет в группе свое место.

Педагог заботится о техническом, предметном обеспечении программы. Использование на занятии картин, музыки, видео- и аудиотехники повышают эффективность занятия.

Особое значение имеет совместная работа педагога дополнительного образования, воспитателя ДОУ и родителей, установление между ними тесного контакта. Только тогда можно говорить об успешности реализации программы, в противном случае все рассуждения, размышления детей останутся только словами, не закрепленными в жизнь в реальных ситуациях.

Помещение для занятий светлое, с удобной мебелью, местом для подвижных и малоподвижных игр.

2.2 Формы аттестации/контроля

Программа предусматривает наблюдение и контроль за развитием личности обучающихся, осуществляющиеся в ходе анкетирования и диагностики. Анкетирование обучающихся позволяет педагогу лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения внутри группы и ход воспитательной работы в целом, обдумать и спланировать действия по сплочению коллектива и развитию творческой активности, толерантности, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу.

Также значимой оценкой являются отзывы родителей (законных представителей) и эмоциональная отзывчивость обучающихся, анализ которых помогают педагогу корректировать содержание программы в течение учебного года.

Механизм контроля за качеством программы включает в себя следующие компоненты.

Входной контроль

Предварительное выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся по данной программе, рассчитанной на 1 год обучения, проводится в начале каждого учебного года. Предварительный контроль сочетается с компенсационным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях и навыках.

Используются формы: анкетирования, тестирования (тесты-опросники, тесты для диагностики общих познавательных способностей и др.).

Текущий контроль

Осуществляется в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень усвоения отдельных блоков программы. Также детям дается возможность взаимной оценки и самооценки. В процессе контроля каждого занятия создается возможность выявления уровня усвоения учебного материала, недочетов, положительных и отрицательных моментов применяемых технологий.

Используются формы: педагогическое наблюдение, беседа, рефлексия, диалог, сопровождаемые анализом и самоанализом.

Рубежный контроль

Осуществляется в конце полугодия и помогает определить творческий рост обучающихся, их активность, уровень усвоения программного материала. Промежуточная диагностика позволяет по мере необходимости корректировать программу, изменить методику организации учебно-воспитательного процесса.

Итоговый контроль

Проводится в конце учебного года, помогает выявить рост толерантности, самостоятельности, развитие творческого мышления, коммуникабельности, в повседневной деятельности и в специально созданных ситуациях (занятия, праздники, беседы с родителями и их анкетирование), через проведение и анализ специальных методик в логике этических занятий с детьми.

Итоговый контроль проводится в форме «маленького экзамена» (приложение 2).

В целом контроль позволяет определить эффективность ведения образовательной деятельности, оценить результаты, внести изменения в учебный процесс.

2.3 Оценочные материалы

Контрольно-измерительные материалы, позволяющие определить достижения обучающимися планируемых результатов.

Контрольно-измерительные материалы

Раздел

Оценочные материалы

1

Знакомство. Что такое этикет

Опрос

2

Я и моя семья

Кроссворд

3

Речевой этикет

Опрос

4

Этикет в общественных местах

Ситуации

5

Столовый этикет

Игра

6

Толерантность

Викторина

7

Культура внешности

Экзамен


2.4 Методические материалы

На занятиях могут использоваться различные методы и приемы обучения. Учебное занятие может проводится как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов. Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, которые ставит педагог.

Формы организации деятельности: диалог, практическое занятие, игра, беседа, работа в парах.

Для успешной реализации программы имеется методический и раздаточный материал. Предполагается сформировать банк различных занятий по программе: раздаточный материал, методическая литература, дидактический материал, игры.

п\п

Перечень разделов (тем) занятий

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащения занятий

Формы подведения итогов

Раздел 1 Знакомство. Что такое этикет

1.1

Вводное занятие. Волшебные «добрые» и «злые» слова

Игра

Словесный (беседа, тренинг)

Литература В. Юсупова Иллюстрации Аудиозаписи

Беседа

1.2

Приветствуем друг друга

Фронтальная

Исполнение

Дидактические карточки

Беседа, игра

1.3

Обобщающее занятие. Хорошие манеры

Фронтальная

Наблюдение

Видеофильм

Опрос

Раздел 2 Я и моя семья

2.1

Порадовать маму, как это просто!

Групповая

Репродуктивный

Картинки, фотографии

Творческая работа

2.2

Бабушка заболела

Игра-ситуация

Практический (разыгрывание ситуации)

Иллюстрации Обсуждение ситуаций

Рисование

2.3

Уроки Мойдодыра

Ролевая игра

Практический (разыгрывание ситуации)

Загадки Аудиозаписи

Инсценировка

2.4

Не только одежда красит человека

Фронтальная

Частично-поисковый

Раздаточный материал

Кроссворд

Раздел 3 Речевой этикет

3.1

Правила хорошего тона

Фронтальная

Беседа

Дидактические карточки

Беседа, игры

3.2

Как быть послушным. Мое настроение. Что я люблю

Игра-ситуация

Объяснительно-иллюстративный

Хаткина М.А. «Весёлые уроки кота этикета»

Ситуация

3.3

Беседа по телефону

Беседа

Объяснительно-иллюстративный

Раздаточный материал, фидеофильм

Инсценировка

3.4

Дружба. Я не жадина!

Фронтальная

Беседа

Специальная литература

Правила

3.5

Я встречаю гостей. Меня позвали в гости

Игра-ситуация

Коллективный, в парах

Стихи, загадки, аудиозаписи

Ситуации, игра

3.6

Как правильно дарить и принимать подарки

Комбинированное

Индивидуальный, в парах

Раздаточный материал

Опрос

Раздел 4 Этикет в общественных местах

4.1

Идем в театр. Поездка в автобусе. Я – пешеход

Игра-ситуация

Практический

Стульчики, макет светофора

Инсценировка

4.2

Хорошо в детском саду

Игра

Наблюдение

Картинки, видеофильм

Педагогическое наблюдение

4.3

Что такое садик и школа

Фронтальная

Диалог

Научная литература

Игра

4.4

На детской площадке играет детвора

Игра-ситуация

Коллективный, в парах

Стихи, загадки, аудиозаписи

Беседа

4.5

В больнице. Врач и пациент

Игра-ситуация

Коллективный, в парах

Стихи, загадки, аудиозаписи

Педагогическое наблюдение

4.6

Лес – наш общий дом

Виртуальная экскурсия

Наблюдение

Видеофильм

Рисование

4.7

Национальный этикет

Комбинированное

Индивидуальный, в парах

Раздаточный материал

Творческая работа

4.8

Правила поведения в музее

Игра-ситуация

Коллективный, в парах

Стихи, загадки, аудиозаписи

Ситуации

Раздел 5 Столовый этикет

5.1

Правила поведения за столом

Фронтальная

Беседа

Видеофильм

Беседа

5.2

Обобщающее занятие. Поведение за столом

Фронтальная

Объяснительно-иллюстративный

Картинки, фотографии

Опрос

5.3

Милости просим

Игра-ситуация

Коллективный, в парах

Стихи, загадки, аудиозаписи

Ситуации

5.4

Красота на столе и за столом

Фронтальная

Беседа

Видеофильм

Беседа, игра

5.5

Меня позвали в гости. Я встречаю гостей

Игра-ситуация

Практический

Столы, стулья, угощенья

Игра

5.6

Накроем стол. Мой день рождения

Ролевая игра

Практический (разыгрывание ситуации)

Столы, стулья, угощенья, салфетки, столовые приборы

Игра

Раздел 6 Толерантность

6.1

Я с тобой дружу. Я с тобой не дружу

Беседа

Коллективный, в парах

Стихи, загадки, аудиозаписи

Педагогическое наблюдение

6.2

Терпение – нетерпение

Игра-ситуация

Практический

Авт.-сост. В.Г. Маралов «Как научить ребенка быть внимательным и терпимым к людям»

Самоанализ

6.3

Сопереживание – сочувствие – безразличие

Комбинированное

Практический

Фотографии, музыка

Педагогическое наблюдение

6.4

Обобщающее занятие. Толерантность

Фронтальный

Практический

Раздаточный материал

Взаимоанализ

6.5

Щедрость. Как это просто

Фронтальная

Беседа

Раздаточный материал

Викторина

Раздел 7 Культура внешности

7.1

Как обращаться со своими игрушками, книгами, одеждой

Фронтальная

Объяснительно-иллюстративный

Карточки, видеофильм

Беседа

7.2

Как правильно обращаться с окружающими тебя вещами

Комбинированное

Индивидуальный, в парах

Раздаточный материал

Игра

7.3

Обобщающее занятие. Как обращаться с чужими предметами

Фронтальная

Объяснительно-иллюстративный

Картинки, фотографии

Опрос

7.4

Итоговое занятие. Маленький экзамен

Беседа

Опрос, игра- ситуация, прощание с куклами

Вопросы, раздаточный материал

Экзамен





НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

  • Новый порядок организации дополнительного образования детей – (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";

  • Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р);

  • Концепция развития системы дополнительного образования детей и молодежи в Курганской области, 17.07.2015 г.;

  • Устав МКУДО Куртамышского района «Дом детства и юношества»;

  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России; Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи № 09-3242 от 18.11.2015 г.

  • «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных дополнительных общеобразовательных программ»), Письмо Минобрнауки РФ № 09-3564 от 14.12.2015 г.;

  • Другие методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Буйлова Л.Н., Попова И.Н.) и др.


































Список литературы и интернет-источников

Литература для педагога:

1. Выскребенцева Е. В. Полная современная энциклопедия этикета, 2012.

2. Курочкина И.Н. Дошкольнику о хороших манерах и этикете: методическое пособие для педагогов. – М: Просвещение, 2007. – 127 с.

3. Райм Е. Правила поведения для воспитанных малышей с Антоном Зорькиным. – М: АСТ, 2017. – 143 с.

4. Хелен Спраклинг, Искусство столового этикета, М., Литагент «Центрполиграф», 2005.

5. Как научить ребенка быть внимательным и терпимым к людям: Пособие для воспитателей ДОУ и детских психологов / Авт.-сост. В.Г. Маралов. – М.: АРКТИ, 2009. – 136 с.

6. Эберли, Шерил. 365 правил этикета, которые полезно знать каждому ребенку. Игры, занятия и другие веселые способы, чтобы помочь детям научиться хорошим манерам»: Издательство «Э»; Москва; 2015



Литература для детей:

  1. Гончарова А., Вервицкая Е. Азбука этикета. ООО ТД «Белый город», 2014.

  2. Дмитриева В. Главные правила поведения для самых умных малышей. М. Астрель, 2009.

  3. Соколова Е.В. Этикет для малышей. Ярославль. Академия развития, 2009.





Интернет-источники:

  1. https://lifehacker.ru/special/etiquette/

  2. http://etiquette.all-talks.info/etiquette-about/

  3. http://homeclass.ru/etiket/pravila-etiketa.html































































ПРИЛОЖЕНИЯ





























Приложение 1

Календарный учебный график

Место дислокации: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Куртамышский детский сад №5», старшая группа

Сроки

Раздел, тема

Кол-во часов

Форма проведения занятий

Формы аттестации (контроля)

1

20.12.17

Вводное занятие. Волшебные «добрые» и «злые» слова

1

Игра

Беседа

2

27.12.17

Уроки Мойдодыра

1

Ролевая игра

Инсценировка

3

10.01.18

Дружба. 5 правил. Я не жадина!

1

Фронтальная

Правила

4

17.01.18

Как быть послушным. Мое настроение. Что я люблю

1

Игра-ситуация

Ситуация

5

24.01.18

Идем в театр. Поездка в автобусе. Я – пешеход

1

Игра-ситуация

Инсценировка

6

31.01.18

Беседа по телефону. У меня зазвонил телефон

1

Беседа

Инсценировка

7

7.02.18

Правила хорошего тона. Волшебное слово, что ясный день

1

Фронтальная

Беседа, игры

8

14.02.18

Не только одежда красит человека. Шапочное знакомство

1

Фронтальная

Кроссворд

9

21.02.18

Я встречаю гостей. Меня позвали в гости

1

Игра-ситуация

Ситуации, игра

10

28.02.18

Приветствуем друг друга. Цветик-семицветик

1

Фронтальная

Беседа, игра

11

7.03.18

Порадовать маму, как это просто! Как правильно дарить и принимать подарки

1

Групповая

Творческая работа

12

14.03.18

Обобщающее занятие. Хорошие манеры

1

Фронтальная

Опрос

13

21.03.18

Столовый этикет. Как правильно вести себя за столом

1

Фронтальная

Беседа

14

28.03.18

Столовый этикет. Продолжение работы

1

Игра-путешествие

Творческая работа

15

4.04.18

Толерантность. Я с тобой дружу, я с тобой не дружу

1

Диалог

Педагогическое наблюдение

16

11.04.18

Терпение – нетерпение

1

Игра-ситуация

Самоанализ

17

18.04.18

Сопереживание – сочувствие – безразличие

1

Комбинированное

Педагогическое наблюдение

18

25.04.18

Лес – наш общий дом

1

Виртуальная экскурсия

Рисование

19

16.05.18

Культура внешности. Как правильно обращаться с окружающими тебя вещами

1

Комбинированное

Игра

20

23.05.18

Обобщающее занятие. Как обращаться с чужими предметами

1

Фронтальная

Опрос

21

30.05.18

Итоговое занятие. Маленький экзамен

1

Беседа

Экзамен



Календарный учебный график

Место дислокации: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Куртамышский детский сад №5», подготовительная группа

Сроки

Раздел, тема

Кол-во часов

Форма проведения занятий

Формы аттестации (контроля)

1

20.12.17

Вводное занятие. Волшебные «добрые» и «злые» слова

1

Игра

Беседа

2

27.12.17

Уроки Мойдодыра

1

Ролевая игра

Инсценировка

3

10.01.18

Дружба. 5 правил. Я не жадина!

1

Фронтальная

Правила

4

17.01.18

Как быть послушным. Мое настроение. Что я люблю

1

Игра-ситуация

Ситуация

5

24.01.18

Идем в театр. Поездка в автобусе. Я – пешеход

1

Игра-ситуация

Инсценировка

6

31.01.18

Беседа по телефону. У меня зазвонил телефон

1

Беседа

Инсценировка

7

7.02.18

Правила хорошего тона. Волшебное слово, что ясный день

1

Фронтальная

Беседа, игры

8

14.02.18

Не только одежда красит человека. Шапочное знакомство

1

Фронтальная

Кроссворд

9

21.02.18

Я встречаю гостей. Меня позвали в гости

1

Игра-ситуация

Ситуации, игра

10

28.02.18

Приветствуем друг друга. Цветик-семицветик

1

Фронтальная

Беседа, игра

11

7.03.18

Порадовать маму, как это просто! Как правильно дарить и принимать подарки

1

Групповая

Творческая работа

12

14.03.18

Обобщающее занятие. Хорошие манеры

1

Фронтальная

Опрос

13

21.03.18

Столовый этикет. Как правильно вести себя за столом

1

Фронтальная

Беседа

14

28.03.18

Столовый этикет. Продолжение работы

1

Игра-путешествие

Творческая работа

15

4.04.18

Толерантность. Я с тобой дружу, я с тобой не дружу

1

Диалог

Педагогическое наблюдение

16

11.04.18

Терпение – нетерпение

1

Игра-ситуация

Самоанализ

17

18.04.18

Сопереживание – сочувствие – безразличие

1

Комбинированное

Педагогическое наблюдение

18

25.04.18

Лес – наш общий дом

1

Виртуальная экскурсия

Рисование

19

16.05.18

Культура внешности. Как правильно обращаться с окружающими тебя вещами

1

Комбинированное

Игра

20

23.05.18

Обобщающее занятие. Как обращаться с чужими предметами

1

Фронтальная

Опрос

21

30.05.18

Итоговое занятие. Маленький экзамен

1

Беседа

Экзамен























































Календарный учебный график

Место дислокации: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Куртамышский детский сад №8», старшая группа

Сроки

Раздел, тема

Кол-во часов

Форма проведения занятий

Формы аттестации (контроля)

1

19.12.17

Вводное занятие. Волшебные «добрые» и «злые» слова

1

Игра

Беседа

2

26.12.17

Уроки Мойдодыра

1

Ролевая игра

Инсценировка

3

9.01.18

Дружба. 5 правил. Я не жадина!

1

Фронтальная

Правила

4

16.01.18

Как быть послушным. Мое настроение. Что я люблю

1

Игра-ситуация

Ситуация

5

23.01.18

Идем в театр. Поездка в автобусе. Я – пешеход

1

Игра-ситуация

Инсценировка

6

30.01.18

Беседа по телефону. У меня зазвонил телефон

1

Беседа

Инсценировка

7

6.02.18

Правила хорошего тона. Волшебное слово, что ясный день

1

Фронтальная

Беседа, игры

8

13.02.18

Не только одежда красит человека. Шапочное знакомство

1

Фронтальная

Кроссворд

9

20.02.18

Я встречаю гостей. Меня позвали в гости

1

Игра-ситуация

Ситуации, игра

10

27.02.18

Приветствуем друг друга. Цветик-семицветик

1

Фронтальная

Беседа, игра

11

6.03.18

Порадовать маму, как это просто! Как правильно дарить и принимать подарки

1

Групповая

Творческая работа

12

13.03.18

Обобщающее занятие. Хорошие манеры

1

Фронтальная

Опрос

13

20.03.18

Столовый этикет. Как правильно вести себя за столом

1

Фронтальная

Беседа

14


Столовый этикет. Продолжение работы

1

Игра-путешествие

Творческая работа

15

27.03.18

Толерантность. Я с тобой дружу, я с тобой не дружу

1

Диалог

Педагогическое наблюдение

16

3.04.18

Терпение – нетерпение

1

Игра-ситуация

Самоанализ

17

10.04.18

Сопереживание – сочувствие – безразличие

1

Комбинированное

Педагогическое наблюдение

18

17.04.18

Обобщающее занятие. Толерантность

1

Фронтальный

Взаимоанализ

19

24.04.18

Лес – наш общий дом

1

Виртуальная экскурсия

Рисование

20

8.05.18

Культура внешности. Как правильно обращаться с окружающими тебя вещами

1

Комбинированное

Игра

21

15.05.18

Щедрость. Как это просто

1

Фронтальная

Викторина

22

22.05.18

Обобщающее занятие. Как обращаться с чужими предметами

1

Фронтальная

Опрос

23

29.05.18

Итоговое занятие. Маленький экзамен

1

Беседа

Экзамен



Календарный учебный график

Место дислокации: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Куртамышский детский сад №8», подготовительная группа

Сроки

Раздел, тема

Кол-во часов

Форма проведения занятий

Формы аттестации (контроля)

1

22.12.17

Вводное занятие. Волшебные «добрые» и «злые» слова

1

Игра

Беседа

2

29.12.17

Уроки Мойдодыра

1

Ролевая игра

Инсценировка

3

12.01.18

Дружба. 5 правил. Я не жадина!

1

Фронтальная

Правила

4

19.01.18

Как быть послушным. Мое настроение. Что я люблю

1

Игра-ситуация

Ситуация

5

26.01.18

Идем в театр. Поездка в автобусе. Я – пешеход

1

Игра-ситуация

Инсценировка

6

2.02.18

Беседа по телефону. У меня зазвонил телефон

1

Беседа

Инсценировка

7

9.02.18

Правила хорошего тона. Волшебное слово, что ясный день

1

Фронтальная

Беседа, игры

8

16.02.18

Не только одежда красит человека. Шапочное знакомство

1

Фронтальная

Кроссворд

9

2.03.18

Я встречаю гостей. Меня позвали в гости

1

Игра-ситуация

Ситуации, игра

10

16.02.18

Приветствуем друг друга. Цветик-семицветик

1

Фронтальная

Беседа, игра

11


Порадовать маму, как это просто! Как правильно дарить и принимать подарки

1

Групповая

Творческая работа

12

23.03.18

Обобщающее занятие. Хорошие манеры

1

Фронтальная

Опрос

13

20.03.18

Столовый этикет. Как правильно вести себя за столом

1

Фронтальная

Беседа

14

30.03.18

Столовый этикет. Продолжение работы

1

Игра-путешествие

Творческая работа

15

6.04.18

Толерантность. Я с тобой дружу, я с тобой не дружу

1

Диалог

Педагогическое наблюдение

16

13.04.18

Терпение – нетерпение

1

Игра-ситуация

Самоанализ

17

20.04.18

Сопереживание – сочувствие – безразличие

1

Комбинированное

Педагогическое наблюдение

18

24.04.18

Обобщающее занятие. Толерантность

1

Фронтальный

Взаимоанализ

19

3.05.18

Лес – наш общий дом

1

Виртуальная экскурсия

Рисование

20

10.05.18

Культура внешности. Как правильно обращаться с окружающими тебя вещами

1

Комбинированное

Игра

21

17.05.18

Щедрость. Как это просто

1

Фронтальная

Викторина

22

24.05.18

Обобщающее занятие. Как обращаться с чужими предметами

1

Фронтальная

Опрос

23

31.05.18

Итоговое занятие. Маленький экзамен

1

Беседа

Экзамен









































Приложение 2

Психологические особенности обучающихся

В 6-7 лет интенсивно развивается опорно-двигательная система (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура). В этом возрасте каждая из 206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннему строению.  Становится ясным, почему 6-7 летнему ребёнку так трудно долго сидеть в неподвижной позе, понятно, почему неправильная поза (долго удерживаемая) легко приводит к нарушениям осанки, поэтому необходимо соблюдать двигательный аппарат ребенка. Максимальное время занятий 15-20 минут в день, что бы не загружать длительными занятиями.

Поведение ребёнка начинает регулироваться   представлениями о том, что хорошо и что плохо.  Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.  Дети начинают предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения - ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Поэтому необходимо анализировать с ребенком результаты работы, которые он выполнил (как в быту, так и в познавательном развитии), моральные поступки и понятия («Добрый человек – это такой, который всем помогает, защищает слабых»).



















































Приложение 3



Вопросы для «маленького экзамена»



1. Коля позвонил Юре, чтобы пригласить его на день рождения. Трубку взяла Юрина мама. Что скажет Коля? (мама – педагог; Коля, Юра – дети).

2. Аня звонит Марине. Ане купили куклу, ей хочется поделиться радостью. Она сказала. Что Марина моет собаке лапы после прогулки. Как поступит Аня?

3. В гостях ты опрокинул стакан с чаем соседа. Что делать?

4. Девочка пришла в магазин Ей хочется купить шоколадку. Как нужно говорить с продавцом.

5. Мальчик и мама. Ребенок просит маму купить игрушку, которая ему очень понравилась.

6. Лена прищемила палец. Ей больно. Утешьте ее.

7. Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его.

8. Кто должен мыть за тобой посуду – мама или бабушка?

9. Мама просила тебя полить цветы, а ты забыл. И вот она пришла с работы и спросила: «Почему ты не полил цветы?». Как ты поступишь:

- Промолчишь, не отрываясь от своих дел?

- Быстренько сбегаешь за водой и польешь цветы?

- Признаешься, что забыл, а цветы за тебя польет мама?

10. Поиграем в «день рождения». Пусть Юра будет именинником, а ты будешь его поздравлять и дарить подарки. Как это сделать?

11. Обратись вежливо к соседу, попроси у него карандаш.

12. Представь, что ты пришел в гости к другу, дома у него бабушка и дедушка. Что ты скажешь им?

13. Игорь и Лена одновременно подошли к двери. Кто должен пройти первым?

14. Какой стороны следует держаться, когда идешь по коридору, по тротуару?

15. Как ты поступишь, если нечаянно разобьешь вазу?

16. Нужно ли снимать шапку, если пришел в театр?

17. К остановке подошел троллейбус, водитель открыл двери, а пассажиры выйти не могут. Почему?

18. Если ты съел конфету, что сделаешь с фантиком:

- бросишь на землю, чтобы никто не видел?

- бросишь в урну?

- отдашь маме?

19. Можно ли включать телевизор, тем более на всю громкость, если бабушка легла отдыхать?

20. Если ты съел пирожное и запачкал кремом нос, как ты поступишь:

- вытрешь его рукавом?

- носовым платком?

- бумажной салфеткой?

- не будешь ничем вытирать, пока не доешь пирожное и не допьешь чай?







Приложение 4

Ситуации

1. Бабушка нездорова. У нее болит ухо. Дети смотрят мультфильм и громко смеются. Маша поет вместе с героями мультфильма, а Федя стучит на барабане:

кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро…

тара-тара, тара - тарам…

Собака громко лает и прыгает в такт барабанному бою.



2. Саша и Боря играют во дворе Вдруг Саша оборачивается:

Боря, послушай, кажется, кто-то плачет.

Около подъезда стоит маленькая девочка и глотает слезы. Саша и Боря подбегают к малышу.

Саша: "Что случилось? Почему ты плачешь?"

Боря: "Скажи, как тебя зовут? Где твоя мама?"

Девочка: "Моя мама потерялась. Она только что была здесь и вот ее нет. А я Оля".

Саша: "Не бойся, Оля, мама не может потеряться. Сейчас она придет. Не плачь! Ты большая девочка".



3. Галя звонит папе на работу: "Алло! Будьте любезны, пригласите, пожалуйста, к телефону Александра Петровича, его спрашивает дочка".



4. Юра подставил ножку Лене. Лена упала и заплакала.



5. Вокруг Светы собрались девочки. Света хвастается:

- Это новое платье. Мне его мама купила. Ни у кого такого нет.



6. У прилавка мама с сыном. Мальчик громко плачет:

- Ой, хочу клюшку! Купи-и-и!

- Но у тебя уже есть клюшка, - уговаривает его мама, - успокойся, не кричи...

- А я хочу! Купи-и-и!



7. Вошли в троллейбус мама и мальчик лет 6. Мама усадила мальчика на свободное место, а сама стала рядом. На следующей остановке в троллейбус с трудом вошла старушка с палочкой и тоже встала рядом с мальчиком. Ей было тяжело стоять, она переминалась с ноги на ногу. А мальчик смотрел в окно и с аппетитом ел спелую грушу.

33






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!