СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Юный физик"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка рассчитана на учащихся 7 классов.Занятия кружка способствуют развитию исследовательского подхода к делу, развивают интерес и любовь к физике.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Юный физик"»




АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

Муниципальное казенное общеобразовательное учебно-воспитательное учреждение «Специальная школа № 27 открытого типа»

пр. Бусыгина, 39, г. Нижний Новгород, 603053, тел./факс (831) 253-57-71, e-mail: schooln27@inbox.ru







ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ:

на педагогическом совете Директор школы

протокол № 5 _______ С.О. Гурьева

от 31.08.2016 «____» _______ 2016г.




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«Юный физик»


Возраст обучающихся: 13-14 лет

Срок реализации: 1 год





Автор:

учитель физики,

Кормишина Надежда Ивановна







г. Нижний Новгород

2016г




Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Юный физик» имеет естественнонаучную направленность.

Кружок «Юный физик» наряду с другими школьными кружками является одним из важных элементов структуры общеобразовательной школы. Он способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд, способствуют развитию межпредметных связей, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, развиваются эстетические чувства, формируются творческие  способности.

Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.

Актуальность: Программа кружка рассчитана на учащихся 7 классов. В 7 классе начинается изучение нового предмета – физики. Во внеурочной работе складываются благоприятные условия для привлечения разнообразных форм занимательной физики. Занимательные задания способствуют развитию исследовательского подхода к делу, развивают интерес и любовь к физике, создают у детей радостное настроение. Психологические исследования показали, что усвоение знаний основывается на непосредственных ощущениях, восприятиях и представлениях человека, получаемых при его контакте с предметами и явлениями, поэтому необходимо создать условия для непосредственного участия школьников в постановке и проведении экспериментов.

Отличительная особенность: Главное достоинство данной программы в том, что при ее реализации теоретические знания учащихся и умения их применять в конкретной жизненной ситуации используются не обособленно, а параллельно, притом сейчас, а не когда-то в будущем. К тому же в дополнительных экспериментальных заданиях можно более полно учесть бытовые (технические) условия. Поэтому они в большей степени содействуют пониманию значимости изучаемых в курсе физики вопросов для практического взаимодействия с окружающей природой и техникой.

Важно то, что в процессе систематического и самостоятельного выполнения экспериментов учащиеся усваивают методологию экспериментального исследования – необходимость действовать в такой последовательности: постановка цели задания, выработка способа ее достижения, планирование эксперимента, его проведение, представление результатов эксперимента в виде таблиц, графиков, математических зависимостей или словесного описания, защита полученных из эксперимента знаний при обсуждении работы.

Постановка персональных опытов и конструирование приборов часто вызывает необходимость дополнительных сведений, что стимулирует учащихся к приобретению знаний через чтение книг, журналов и консультаций у учителя, родителей. Выполняя задания, ученики приобщаются к соблюдению правил эксплуатации различного рода приборов и инструментов, всевозможных механизмов. Тематика экспериментальных заданий связана с текстом учебника, по которому изучается физика.

Эксперименты, интересные опыты способствуют активизации познавательной деятельности учеников, работа над мини-проектами развивает самостоятельность учащихся, совместная работа воспитывает коммуникативные навыки.

Направленность: Программа направлена на дальнейшее совершенствование уже усвоенных  умений, на формирование углубленных знаний и умений. Здесь школьники с минимальными сведениями о понятии «задача», осознают значения задач в жизни, науке, технике, знакомятся с различными сторонами работы с задачей. В частности, они должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. Особое внимание уделяется последовательности действий, анализу полученного  ответа, перевод единиц в дольные и кратные. В итоге школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу,  последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач различной сложности. Для решения поставленных задач  используется технология личностно ориентированного обучения (ситуация успеха, возможность выбора, атмосфера сотрудничества, рефлексия) и межпредметных связей. Занятия кружка предполагают не только приобретение дополнительных знаний по физике, но и развитие способности у них самостоятельно приобретать знания, умений проводить опыты, вести наблюдения. На занятиях используются интересные факты, привлекающие внимание связью с жизнью, объясняющие загадки привычных с детства явлений.  

Вид программы: модифицированная


Сроки реализации: Программа рассчитана на один год обучения.

Возраст детей: с 13-14 лет.


Форма и режим занятий: Занятия будут проходить один раз в неделю по 30 минут. Численный состав группы 10 человек. В начале года и во втором полугодии с учащимися проводится вводный и повторный инструктаж по правилам поведения в кабинете физики. Также проводятся текущие инструктажи при проведении экспериментов.

Занятия будут проходить в форме бесед, наблюдений за происходящими явлениями, постановки эксперимента, проектно-исследовательская работа, решения экспериментальных задач, конструирования приборов, демонстрационных опытов, презентаций, будут включать в себя проектную деятельность.

Цели программы:

- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности;

- приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ;

- подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.

Задачи программы:

Обучающие:

-способствовать самореализации учащихся в изучении конкретных тем физики,

- поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки;

- знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники;

Развивающие:

- развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий

- развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой,
умений практически применять физические знания в жизни,

- развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы.

- повышение культуры общения и поведения.

Воспитывающие:

- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры

Виды деятельности:

  • Занимательные опыты по разным разделам физики;

  • Применение ИКТ;

  • Занимательные экскурсии в область истории физики;

  • Применение физики в практической жизни;

  • Наблюдения за явлениями природы.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся, прошедшие обучение по данной программе в конце курса должны знать и уметь:

- «физически» осмысливать свой личный опыт, приобретенный при обращении с бытовой техникой, с домашними инструментами и приспособлениями;

- раскрывать функциональные зависимости, выраженные физическими законами, путем измерения физических величин;

- осознавать возможность управления физическими процессами;

- измерять параметры разной бытовой техники и выполнять расчеты на основе их значений;

- актуализировать физические, технические и технологические знания, важные для повседневной практики;

- осознавать понимание физических явлений и законов, которые лежат в основе действия технического устройства, чтобы им пользоваться;

- выдвигать идеи технического воплощения физических законов;

Система контроля: В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью «Тетради открытий». В этой тетради учащиеся записывают план проведения и результаты своих наблюдений, экспериментов, которые они проводят как в классе, так и дома. «Тетрадь наблюдений» позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.

Формы подведения итогов реализации программы: Итогом года работы по программе является защита технического проекта, на котором учащиеся представляют самостоятельно сконструированные модели, приборы или демонстрационные опыты по любой теме, а также участие в выставках технического творчества.


Учебно-тематический план.

Тема

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

1

-

2

Измерение физических величин

3

1

2

3

Первоначальные сведения о строение вещества.

4

2

2

4

Взаимодействие тел.

6

2

4

5

Подготовка и проведение недели физики.

7

6

1

6

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

13

7

6

7

Работа и мощность. Энергия.

2

1

1

8

Итоговое занятие.

1

1

-


ИТОГО

37

21

16

Содержание программы

Тема


Форма

Содержание

1

Вводное занятие.

теория

Беседа.

На первом занятии с учащимися проводится инструктаж по правилам поведения в кабинете физики, при проведении экспериментальных заданий. На вводном занятии учащиеся знакомятся с оборудование кабинета физики и в частности с лаборантской. Так же они знакомятся с содержанием курса кружка, с его особенностями и отличиями от обычных уроков физики. Заводится «Тетрадь открытий».

2

Измерение физических величин

теория

Беседа. Теоретическое обоснование.

Определение цены деления и показаний домашних приборов.

практика

Практическая работа.

Конструирование приборов.

Измерение объемов сосудов различной емкости, твердых тел различной формы.

Определение толщины провода, ниток, листа бумаги.

Измерение температуры воды при различных условиях (холодная, горячая, при смешивании).

3

Первоначальные сведения о строение вещества.

теория

Беседа. Теоретическое обоснование.

О строении вещества. Диффузия. Агрегатные состояния вещества.

практика

Наблюдения.

Проблемный эксперимент.

.

Постановка, осуществление и объяснение опытов по строению вещества.

Построение гипотезы о зависимости скорости диффузии от температуры и проверка ее при различных температурах.

Взаимодействия частиц различных веществ, в частности явления смачивания.

Вещества в различных состояниях.


4

Взаимодействие тел.

теория

Беседа. Теоретическое обоснование.

Характеристики механического движения. Инерция. Масса тела. Плотность вещества. Силы.

практика

Экспериментальная задача. Наблюдения. Проблемная задача.

Конструирование приборов.

Изображение своей траектории и перемещения при подъеме с первого этажа школы на второй и вычисление своего пути и скорости.

Наблюдение инерции и выполнение экспериментальных задач из книги Л. А. Горева «Занимательные опыты по физике».

Определение плотности различных тел и жидкостей.

Конструирование рычажных весов и определения с их помощью силы тяжести и веса тела при различных условиях.

5

Подготовка и проведение Недели физики.

теория

Доклады и рефераты

Выпуск стенгазеты «Это интересно».

Обновление композиции «Связь явлений и предметов».

практика

Игра.

Эксперимент.

Интеллектуально-познавательная игра «С физикой и в шутку и в серьёз».

Устный журнал «Парадоксы физики».

Организация «Выставки экспериментов» - «Наука опытным путём».


6

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

теория

Беседа. Теоретическое обоснование.


Давление твердого тела. Закон Паскаля. Давление жидкостей. Сообщающиеся сосуды. Сила Архимеда. Плавание тел.

практика

Конструирование приборов. Наблюдения.

Дискуссия.

Определение давления на поверхность собственного тела, других твердых тел.

Изготовление прибора, демонстрирующего закон Паскаля с помощью пластмассовой бутылки

Изготовление прибора, демонстрирующего давление жидкости с различной высотой столба с помощью пластмассовой бутылки.

Изготовление прибора Геронов фонтан, приготовив заранее бутылку, резиновую пробку со стеклянной трубкой.

Подбор задач на давление. Умение самостоятельно составлять задачи.

Изучение строения атмосферы и выполнение презентации групповой работы «Строение атмосферы».

Изучение гидравлических машин и их моделирование.

Наблюдение действия выталкивающей силы пресной и соленой воды на вареное яйцо.

Определение Архимедовой силы, действующей на тело, используя пружинные весы и сосуд с водой.

Я – конструктор, изготовление кораблика из бумаги и определение выталкивающей силы.


Просмотр презентации «Великий Архимед». Викторина.

Как с помощью одного прибора (какого?) определить высоту здания.





7

Работа и мощность. Энергия.

теория

Теоретическое обоснование.

Работа и мощность. Простые механизмы. КПД простого механизма. Закон сохранения механической энергии.

практика

Экспериментальная задача.


Расчет работы и мощности человека при подъеме на последний этаж школы.


8

Итоговое занятие.


Конкурс

Конкурс проектов.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п


Тема занятий

Кол-во часов

Дата провед.

Доп. инф.

1

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с оборудованием кабинета физики и с программой кружка.

1

08.09


2

Определение цены деления и показаний домашних приборов.

1

15.09


3

Измерение объемов сосудов различной емкости, твердых тел различной формы.

1

22.09



4

Определение толщины провода, ниток, листа бумаги.

1

29.09


5

Строение вещества. Диффузия. Агрегатные состояния вещества.

1

06.10


6

Построение гипотезы о зависимости скорости диффузии от температуры и проверка ее при различных температурах.

1

13.10


7

Взаимодействия частиц различных веществ, в частности явление смачивания.

1

20.10


8

Загадки простой воды.

1

27.10


9

Характеристики механического движения.

1

03.11


10

Изображение своей траектории и перемещения при подъеме с первого этажа школы на второй и вычисление своего пути и скорости.

1

10.11


11

Инерция. Выполнение экспериментальных задач из книги Л.А. Горева «Занимательные опыты по физике».

1

17.11


12

Конструирование рычажных весов и измерение с их помощью массы различных тел.

1

24.11


13

Определение плотности различных тел и жидкостей.

1

01.12


14

Творческая работа по составлению кроссвордов, ребусов.

1

08.12


15

Подготовка Недели предметов естественно-математического цикла. Сбор материала и оформление стенгазеты.

1

15.12



16

Подготовка к конкурсу кроссвордов, ребусов, головоломок.

1

22.12



17

Подготовка к интеллектуально-познавательной игре «С физикой и в шутку и в серьёз».

1

29.12



18

Оформление наглядного материала к проведению интеллектуально-познавательной игры «С физикой и в шутку и в серьёз».

1

05.01


19

Подготовка к проведению устного журнала «Парадоксы физики».

1

12.01


20

Подбор занимательных опытов «Наука опытным путём».

1

19.01


21

Сообщения учащихся по реализации проектов.

1

26.01


22

Практические задачи на определение давления твёрдых тел.

1

02.02


23

Гидростатический парадокс. Опыт Паскаля.

1

09.02


24

Изготовление прибора Геронов фонтан.

1

16.02


25

Решение качественных задач по давлению.

1

02.03


26

Решение задач по ОБЖ, связанных с давлением.

1

09.03


27

Изучение гидравлической машины и её изготовление.

1

16.03


28

Занимательные опыты по атмосферному давлению.

1

23.03


29

Практическая работа. Определить высоту здания школы.

1

30.03


30

Брейн-ринг, посвящённый Дню космонавтики.

1

06.04


31

Строение атмосферы.

1

13.04


32

Час истории. Великий Архимед. Легенда об Архимеде.

1

20.04


33

Занимательные опыты по плаванию тел.

1

27.04


34

Воздухоплавание.

1

04.05


35

Простые механизмы в нашей жизни. Экскурс в историю. Просмотр видеофильма.

1

11.05


36

Расчет работы и мощности человека при подъеме на второй этаж школы.

1

18.05


37

Представление и защита проекта.

1

25.05



ИТОГО

37










Список литературы, используемой учителем:

  1. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. М., 2007.

  2. Перышкин А.В. Физика 7 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. М., 2007.

  3. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. М.Просвещение 1995

  4. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9классы./сост. Ю.В.Щербакова. М.Глобус.2008

  5. Внеклассная работа по физике/Авт.-сост.: В.П.Синичкин, О.П.Синичкина.- Саратов: Лицей 2002

  6. А.И. Сёмке. Интересные факты для составления задач по физике. Москва. Чистые пруды. 2010

  7. В.Н. Ланге. Экспериментальные физические задачи на смекалку. Москва. Наука. 1985

  8. В.И. Лукашик. Физическая олимпиада. Москва. «Просвещение».1976г

  9. М.А. Ступницкая. Что такое учебный проект? Москва. Первое сентября. 2012

Список литературы, рекомендованный учащимся:

  1. Колтун М. Мир физики. М. «Детская литература», 1987.

  2. Леонович А.А. Я познаю мир. Физика. М. АСТ, 1999.

  3. Перельман Я.Н. Занимательная физика. кн.1, 2. М., «Наука», 1976.

  4. Тихомирова С.А. Физика в пословицах, загадках и сказках. М., «Школьная пресса», 2002.

  5. Эрудит Физика. М.:ООО ТД «Издательство Мир книги». 2006






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!