СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Удивительная физика"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для планирования внепредметной деятельности в 7 классе.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Удивительная физика"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38



РАССМОТРЕНО

на заседании МО

протокол

« » 2018

«СОГЛАСОВАНО»

председатель ПС

протокол

« » 2018

«УТВЕРЖДЕНО»

приказом директора

по школе

« » 2018







Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

«Удивительная физика»



Возрастная категория – 7 класс (13-14 лет)

Срок реализации – 1 год (33 часа)



Авторы дополнительной образовательной

общеразвивающей программы:

Сергеева Е. Е.












Калининград

2018

Пояснительная записка

  1. Направленность дополнительной образовательной общеразвивающей программы.

  2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Программа составлена на основе программы внеурочной деятельности (раздел 3, пункт 2, пункт 2 ООП НОО МАОУ СОШ № 38 г. Калининграда) в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 года с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 г., 22.09.2011 г., 18.12.2012 г., 29.12.2014 г., 18.05.2015 г., 31.12.2015 г.

Программа создана с целью реализации миссии школы, направленной на создание благоприятных условий для получения качественного и доступного образования, полноценной самореализации и успешности каждого ученика с учетом его склонностей, и способностей.

В основе курса лежит авторская программа, составленная на основе программы для общеобразовательных учреждений (Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010. – 334с.).

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Удивительная физика» способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия по программе являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд, способствуют развитию метапредметных связей, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности.

  1. Цель и задачи дополнительной образовательной общеразвивающей программы.

Цель программы: формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности. Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ. Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.

Основные задачи:

  1. способствовать самореализации учащихся в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.

  2. воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

  3. развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой;

  4. развитие социальной активности учащихся;

  5. развитие творческих способностей;

  6. повышение уровня интеллектуального развития учащихся.



  1. Особенности дополнительной образовательной общеразвивающей программы.

Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира: от простейших явлений природы к сложным физическим процессам; от микромира к макромиру.

Вместе с тем этот курс не подменяет курс физики 7 класса, а дополняет и развивает его.


  1. Возрастная категория.

7 класс (13-14 лет).


  1. Срок реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы.

1 год (33 часа).


  1. Формы и режим занятий.

Формы организации учебного процесса: занятие-практикум, комбинированное занятие.

При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний семиклассниками.

Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю) с продолжительностью занятия 40 минут, что соответствует требованиям СанПиНа 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010.

Виды деятельности:

  1. занимательные опыты по разным разделам физики;

  2. применение ИКТ;

  3. занимательные экскурсии в область истории физики;

  4. применение физики в практической жизни;

  5. наблюдения за явлениями природы.


  1. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Общие предметные результаты обучения:

  1. умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;

  2. научиться наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;

  3. научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;

  4. умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  5. умение применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла;

  6. формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  7. развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;

  8. коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Метапредметные результаты обучения:

  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  2. овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;

  3. формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать их;

  4. приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации, с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  5. развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  6. освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  7. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.Личностные результаты обучения:

  1. сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  2. убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  3. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  4. мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;

  5. формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;

  6. приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

  7. приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.

Методы контроля: наблюдение за деятельностью ученика, выполнение заданий, участие в интеллектуальных конкурсах, в том числе дистанционных.


  1. Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы

Фестиваль достижений.


Учебно-тематический план


Название темы

Кол-во часов

1

2

Вводное занятие.

1

Механические явления.

4

Тепловые явления.

1

Кристаллы

1

Давление

4

Выталкивающее действие жидкости и газа

1

Световые явления.

2

Оптические иллюзии

1

Электрические явления

2

Магнитные явления

1

Физика и химия.

1

Опыты и эксперименты с магнитами

2

Поверхностное натяжение.

3

Статика

3

Занимательные опыты при полном отсутствии физического оборудования

5

Биофизика

1

Итого

33


Содержание учебного курса

Вводное занятие (1ч)

Инструктаж по охране труда и технике безопасности на занятиях кружка. Основы эксперимента. Правильность формулировки цели эксперимента.

I.Механические явления (4ч)

Инерция. Эксперимент «Удар. Эксперимент «Яйцо в стакане. Эксперимент «Необычная поломка».

Центробежная сила. Эксперимент «Вращающийся зонтик», «Вращение воды».

Равновесие. Эксперимент «Птичка». Эксперимент «Центр тяжести»

Поверхностное натяжение. Эксперимент «Плавающая игла». Эксперимент. «Бездонный бокал». Эксперимент «Мыльные пленки».

Реактивное движение. Эксперимент «Фокус с шариком».

Волны на поверхности жидкости. Эксперимент «Картинка на воде».



II. Тепловые явления (1ч)

Способы теплопередачи. Эксперимент «Змея и бабочка»

III.Кристаллы (1ч)

Практическое изучение кристаллов, полученных заранее в домашних условиях.

IV.Давление (4ч)

Давление твердых тел. Эксперимент «След». Давление жидкости. Эксперимент «Жидкость давит снизу». Эксперимент «Давление не зависит от формы сосуда». Давление газа. Эксперимент «Картезианский водолаз». Эксперимент «Случай с воронкой» Атмосферное давление. Эксперимент «Почему не выливается» Эксперимент «Вода в стакане». Эксперимент «Сухая монета». Эксперимент «. Яйцо в бутылке». Эксперимент «Выталкивание воды погружённым в неё предметом». Эксперимент «Сухая монета». Эксперимент «Яйцо в бутылке».

V.Выталкивающее действие жидкости и газа (1ч)

Выталкивающее действие жидкости. Эксперимент «Наподобие подводной лодки». Эксперимент «Пластилин». Выталкивающее действие газа. Эксперимент «Парашют». Эксперимент «Шарик на свободе».

VI.Световые явления (2ч)

Образование тени и полутени. Эксперимент «Солнечные и лунные затмения. Отражение света. Эксперимент «Отражение света от поверхности воды». Оптические приборы Эксперимент «Лупа». Эксперимент «Бинокль».

VII. Оптические иллюзии (1ч)

Обман зрения. Оптические иллюзии.

VIII.Электрические явления (2ч)

Электризация. Эксперимент «Живые предметы». Эксперимент «Танцующие хлопья». Эксперимент «Странная гильза». Эксперимент «Энергичный песок». Эксперимент «Заколдованные шарики». Электрические цепи. Эксперимент «Сортировка». Эксперимент «Волшебный компас».

IX. Магнитные явления (1ч)

Магниты и их взаимодействие. Эксперимент «Фокусы с магнитами». Фокусы с магнитами Эксперимент «Притяжение». Эксперимент «Волчок»

X.Физика и химия (1ч)

Физика на кухне. Эксперимент «Домашняя газированная вода». Эксперимент «Живые дрожжи». Эксперимент «Шпионы». Эксперимент «Вулкан». Эксперимент «Корабли на подносе». Эксперимент «Вращающееся яйцо». Эксперимент «Движение спичек на воде». Эксперимент «Джин из бутылки». Эксперимент «Надежная бумага». Эксперимент «Висит без веревки». Эксперимент «Лимон запускает ракету в космос». Эксперимент «Исчезающая монетка».

XI.Опыты и эксперименты с магнитами (2ч)

Магнитная пушка. Магнитные танцы. Динамика из пластиковых тарелок. Компас из намагниченной иглы на воде. Компас из намагниченной иглы на воде. Магнит и виноград. XII.Поверхностное натяжение (3ч)

Упрямый шарик и поверхностное натяжение. Рисунки лаком на поверхности воды. Мыльный ускоритель. Поверхностное натяжение и нитка. Молоко и жидкое мыло – рисуем на молоке.

XII. Статика (3ч)

Эксперимент «Электрический ритм». Эксперимент «Электроскоп своими руками». Эксперимент «Ватное облако». Эксперимент «Струи воды». Эксперимент «Воздушный шарик, хлопья и статическое электричество».

XIV.Занимательные опыты при полном отсутствии физического оборудования (5ч)

Опыт «Не замочив рук». Опыт «Подъем тарелки с мылом». Опыт «Подъем тарелки с мылом». Опыт «Волшебная вода». Опыт «Тяжелая газета». Опыт «Как быстро погаснет свеча». Опыты «Несгораемая бумага» и «Несгораемый платок». Опыт «Колебания и звук.». Опыт «Чернильные вихри». Опыт «Звук и слух».

ХV. Биофизика (1ч)

Познай самого себя. Рассчитать механические характеристики человека: объём тела, площадь поверхности тела человека, плотность, давление, скорость, мощность, жизненную ёмкость лёгких.


Методическое обеспечение дополнительной образовательной общеразвивающей программы

Таблицы общего назначения

  1. Международная система единиц (СИ).

  2. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.

  3. Физические постоянные.

  4. Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.

  5. Меры безопасности при постановке и проведении лабораторных работ по электричеству.

Тематические таблицы

  1. Броуновское движение. Диффузия.

  2. Поверхностное натяжение, капиллярность.

  3. Манометр.

  4. Строение атмосферы Земли.

  5. Атмосферное давление.

  6. Барометр-анероид.

  7. Виды деформаций I.

  8. Виды деформаций II.

  9. Глаз как оптическая система.

  10. Оптические приборы.

  11. Измерение температуры.

  12. Внутренняя энергия.

  13. Теплоизоляционные материалы.

  14. Плавление, испарение, кипение.

  15. Двигатель внутреннего сгорания.


Список литературы

  1. А.В. Перышкин. Физика-7, - М. Дрофа, 2016.

  2. Гуревич А.Е.Исаев А.Д.Понтак Л.С. «Физика–Химия». – М.: Дрофа, 2004.

  3. Энциклопедия «Физика». Ч. 1, 2. – М.: Аванта+. 2005.

  4. Остер Г. Физика. – М.: Росмэн, 2004.

  5. Перельман Я.И. Занимательная физика. Ч. 1, 2. – М.: Наука, 2005.

  6. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. 6–7 классы. – М.: Просвещение, 2004.

  7. Уокер Дж. Физический фейерверк. – М.: Мир, 2006.

  8. Смирнов А.П.Захаров О.В. Весёлый бал и вдумчивый урок: Физические задачи с лирическими условиями. – М.: Кругозор, 2004.

  9. Леонович А.А. Физический калейдоскоп. – М.: Бюро Квантум, 2003.

  10. Усольцев А.П. Задачи по физике на основании литературных сюжетов. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003.

  11. Гальперштейн Л. Здравствуй, физика! – М.: Детская литература, 2002.

  12. Гальперштейн Л. Занимательная физика». – М.: Росмэн, 2003.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!